DOI: 10.15293/1813-4718.1805.15 УДК 612+61+377
Симонова Ольга Ивановна
Кандидат биологических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Горно-Алтайский государственный университет, [email protected], ORCID 0000-0002-7345-8237, Горно-Алтайск
Сметанникова Олеся Викторовна
Преподаватель аграрного колледжа физико-математического и инженерно-технологического института, Горно-Алтайский государственный университет, [email protected], ORCID 0000-0001-5303-0674, Горно-Алтайск
Попова Елена Викторовна
Кандидат биологических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Горно-Алтайский государственный университет, [email protected], ORCID 0000-0002-4241-3669, Горно-Алтайск
Ермаков Николай Александрович
Доцент кафедры физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Горно-Алтайский государственный университет, [email protected], ORCID 0000-00016638-6047, Горно-Алтайск
оценка функциональных индексов и уровня здоровья студентов в период адаптации к обучению в колледже
Аннотация. В статье приведена оценка функциональных индексов организма студентов первого курса в период адаптации к обучению на примере Горно-Алтайского аграрного колледжа.
Цель статьи - выявить уровень здоровья студентов в период адаптации к обучению в колледже с учётом морфофункциональных индексов.
Методология. Методами исследования являлись расчет адаптационного потенциала и общая оценка морфофункциональных индексов для определения уровня здоровья. В исследовании приняли участие пятьдесят четыре студента первого курса в возрасте 16-17 лет. Обследование проводилось в начале первого и второго семестров. Оценивался уровень здоровья по Г. Л. Апанасенко в баллах, вычислялся адаптационный потенциал по Р. М. Ба-евскому, определялся вегетативный индекс Кердо.
Представленные результаты раскрыли особенности адаптации с учётом половой принадлежности, вегетативного статуса, функциональных индексов и уровня здоровья. Установлено, что у студентов в течение первого года обучения уровень здоровья был ниже среднего как у юношей, так и у девушек. Адаптационный потенциал у первокурсников в большинстве случаев был удовлетворительным. Авторы считают, что необходимо оптимизировать учебный процесс с подбором форм и методов обучения, позволяющих достичь высоких результатов по сохранению и укреплению здоровья обучающихся за короткий период в условиях СПО.
В заключении статьи делается вывод о том, что в условиях СПО необходимо создание благоприятных условий обучения, оптимизация учебного процесса с включением в него здоровьесберегающих форм и методов обучения. Основанием для этого послужило то, что уровень здоровья у большинства первокурсников аграрного колледжа ниже среднего. Оценка функциональных индексов выявила, что у студентов на фоне удовлетворительного протекания адаптации отмечалась повышенная активность симпатической регуляции функциональных процессов.
Ключевые слова: адаптация, студенты, сердечно-сосудистая система, вегетативный статус, морфофункциональные показатели, уровень здоровья, среднее профессиональное образование.
Актуальность. В настоящее время одним из приоритетных направлений в образовании является сохранение здоровья и успешная адаптация обучающихся к условиям образования. Первый год обучения в колледже является началом адаптации к новой образовательной среде, и, как следствие, сказывается на деятельности систем организма [2], являясь причиной эмоционального напряжения, ухудшения самочувствия и снижения уровня здоровья студентов.
Напряжение механизмов адаптации приводит к снижению резервных возможностей организма, которые представляют собой одно из фундаментальных его свойств. Прежде всего, следует определить, что адаптационные возможности - это запас функциональных резервов, которые постоянно расходуются на поддержание равновесия между организмом и средой. На все изменения, происходящие в организме, в первую очередь реагирует сердечно-сосудистая система (ССС). Система кровообращения, согласно теории Р. М. Баевско-го, является интегративным показателем функционального состояния организма и играет ведущую роль в обеспечении процессов адаптации [3].
Научные исследования по проблеме адаптации к образовательной среде проводились такими учёными, как: Р. Р. Хусаи-новой, Г. В. Ахмеджановой, В. Н. Соловьевым, А. В. Шахановым и др. [2; 4].
Под уровнем здоровья понимается количественная характеристика функционального состояния организма, его резервов и социальной дееспособности человека. В биологическом и медицинском аспекте понятие «уровень здоровья» включает также энергетический потенциал организма [2].
В адаптационный период и последующее время для практического решения
проблем, связанных с сохранением и укреплением здоровья и успешной адаптацией студентов, необходимо рационально организовать педагогический процесс. Здоровьеориентированное обучение предполагает выбор методов диагностики адаптационных возможностей и способностей организма студентов, уровня адаптирован-ности, что позволит определить направления оптимизации учебного процесса для успешной адаптации студентов СПО к образовательной деятельности. Поэтому исследование адаптации и физического здоровья студентов в период обучения является очень актуальным [3].
Целью нашего исследования являлась оценка некоторых морфофункциональных показателей, уровня здоровья и адаптационного потенциала студентов в период адаптации к условиям СПО. Для этого был поставлен ряд задач:
1) определить уровень здоровья по Г. Л. Апанасенко из расчета интегративных морфофункциональных индексов;
2) оценить адаптационный потенциал сердечно-сосудистой системы по Баевско-му с учётом вегетативного статуса.
Объект и методы исследования. В исследовании приняли участие 54 студента первого курса в возрасте 16-17 лет (юношеский возраст). Обследование проводилось в начале первого и второго семестров, в первой половине дня. Для оценки адаптации и функциональных индексов у студентов измерялись следующие показатели: число сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление систолическое (АДС), артериальное давление диастолическое (АДД), жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ), масса тела (МТ), длина тела (Р), сила кисти, время восстановления ЧСС после 20 приседаний. Определялись функциональные индексы (индекс Робинсона, си-
ловой индекс, жизненный индекс, проба Мартинэ) и весоростовой индекс, оценивался уровень здоровья по Г. Л. Апанасенко в баллах (низкий 4 и ниже, ниже среднего 5-9, средний 10-13, выше среднего 14-15, высокий 16-17), вычислялся адаптационный потенциал сердечно-сосудистой системы (АП) по Р. М. Баевскому, оценка его проводилась по следующим критериям: удовлетворительная адаптация не более 2,1; напряжение механизмов адаптации от 2,11 до 3,2; неудовлетворительная адаптация от 3,21 до 4,3; срыв адаптации от 4,30 и более баллов, определялся вегетативный индекс Кердо [2; 6], который оценивался как симпатический (симпатикотония), парасимпатический (ваготония) и смешанный или вегетативное равновесие (эйто-ния). Положительные значения индекса будут означать сдвиг вегетативного тонуса в сторону симпатического преобладания, отрицательные - в сторону парасимпатического. Применяемые методы позволили получить индивидуальные показатели сердечно-сосудистой системы, определить вегетативный статус, оценить уровень здоровья и особенности адаптации студентов.
Результаты исследования и их обсуждение. Охарактеризовать период адапта-
ции можно тремя параметрами: уровнем функционирования системы, ее физиологическим резервом и степенью напряжения управленческих механизмов. Изменения, возникающие в организме, чаще всего выявляют путем исследования сердечнососудистой системы, поскольку она является самым тонким их индикатором [1].
Исследования показали, что показатели артериального давления и частоты сердечных сокращений у большинства девушек (70 %) находились в первом семестре в пределах нормы, у 2 % девушек АД было выше нормы (гипертония), у 16 % наблюдалась гипотония. Во втором семестре показатели ЧСС и АД у большинства девушек были в пределах возрастной нормы, гипотония наблюдалась у 33,3 % девушек. У юношей показатели артериального давления были в пределах нормы. При этом жалоб на общее состояние здоровья у студентов не было, они чувствовали себя удовлетворительно.
У большинства студентов по времени восстановления ЧСС после стандартной нагрузки (проба Мартинэ) выявились средние значения адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы (табл. 1).
Таблица 1
Оценка уровня здоровья и значения морфофункциональных индексов у студентов первого курса в период адаптации к обучению в СПО
8 Семестр Весоростовой индекс Жизненный индекс Индекс Робинсона Проба Мартинэ (сек) Силовой индекс (%) Оценка уровня здоровья,
й Х ч> 5 Х ср 5 Х ч> 5 Х ср 5 Х ч> 5 баллы
к 1 365,8 69 41,3 10,6 93,5 19,7 80 14 40,9 7,5 9
га В « 2 393,9 69 35 7,9 91,1 12 70 20 41 7,2 8
1 362 43 53 9 95,4 22 75 28 42 10,5 6
К 2 2 374 65 43 12 95,7 18,6 63 8 44 8,2 7
Масса тела и рост являются одними из параметров физического развития, по значениям весоростового индекса в обследованных группах юношей отмечались высокий уровень данного показателя, тогда как у девушек уровень варьировал от среднего до выше среднего. Жизненный индекс наряду с жизненной ёмкостью лёгких является одним из основных параметров для оценки функций дыхательной системы. На момент обследования обучающихся значение жизненного индекса варьировало от низкого до ниже среднего, что свидетельствует о слабой дыхательной системе. Индекс Робинсона у обследованных групп студентов находился на
среднем уровне, что удовлетворительно характеризует систолическую работу сердца испытуемых. Проводя оценку средним значениям силового индекса, выявлено, что у всех испытуемых этот показатель соответствует низкому и уровню ниже среднего.
Показатель индекса Робинсона повысился во втором семестре на 15 %, что свидетельствует об улучшении функционального состояния сердечно-сосудистой системы у обучающихся, по сравнению с первым семестром обучения.
Результаты исследования адаптационного потенциала с учётом вегетативного статуса представлены в таблице 2.
Таблица 2
Адаптационный потенциал сердечно-сосудистой системы у студентов с различиями в вегетативном статусе
Пол Семестр Вегетативный статус Адаптационный потенциал (баллы)
Группы % Хср 5
Юноши 1 Симпатикотоники 65 1,96 0,3
Парасимпатикотоники 20,6 2,1 0,2
Эйтоники 14,7 2,2 0,34
2 Симпатикотоники 87,5 2,06 0,37
Парасимпатикотоники 9,4 2,1 0,32
Эйтоники 3 2,4 0,1
Девушки 1 Симпатикотоники 83 2,13 0,3
Парасимпатикотоники 17 2,3 0,58
2 Симпатикотоники 82 2,01 0,43
Парасимпатикотоники 5,9 2,47 0,27
Эйтоники 11,7 2,2 0,1
Определяя адаптационный потенциал, следует помнить, что он отражает состояние сердечно-сосудистой системы в конкретный момент исследования, поскольку выявляемые уровни приспособления являются результирующей взаимодействия организма со средой [1], в период адаптации первокурсников изучение индекса функциональных изменений сердечно-сосудистой системы наиболее показательно.
У девушек и юношей в среднем адапта-
ционный потенциал сердечно-сосудистой системы был удовлетворительным, однако встречались лица с напряжением механизмов адаптации, а также у большинства студентов отмечалась повышенная активность симпатической регуляции функциональных процессов.
В результате проведенного исследования установлено, что уровень здоровья студентов 1-го курса аграрного колледжа ниже среднего. С учётом полученных ре-
зультатов необходимо оптимизировать учебный процесс с внедрением здоровьес-берегающих технологий, т. к. одной из приоритетных задач образования является сохранение и укрепление здоровья студентов и их полноценная адаптация к условиям обучения [5].
Выводы. 1. Уровень здоровья у большинства студентов-первокурсников был ниже среднего, что заставляет оптимизировать учебный процесс в условиях СПО и включить мероприятия здоровьесберега-ющей направленности.
2. Адаптационный потенциал сердечно-сосудистой системы у испытуемых был в целом удовлетворительный.
3. Среди испытуемых отмечалась повы-
шенная активность симпатической регуляции функциональных процессов, мобилизация ресурсов - симпатикотония.
Заключение. Оценка функциональных индексов и состояния сердечно-сосудистой системы дала основание полагать, что у большинства студентов адаптация протекала удовлетворительно, что свидетельствует о создании благоприятных условий для обучения в аграрном колледже. При оценке функциональных индексов выявлено, что уровень здоровья студентов юношей и девушек был ниже среднего, что указывает на необходимость оптимизировать учебный процесс, включать в него здоровьеформирующие и здоровьесбере-гающие технологии.
Библиографический список
1. Баевский Р. М., Берсенева А. П., Ваку-лин В. К. Оценка эффективности профилактических мероприятий на основе измерения адаптационного потенциала системы кровообращения // Здравоохранение Российской Федерации. - 1987. - № 8. - С. 6-10.
2. Ефремова Т. Г., Волкова Е. А. Оценка состояния здоровья по Г. Л. Апанасенко как метод экспресс-диагностики в процессе физического воспитания // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы III Между-нар. науч.-практ. конф. / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 326-328.
3. Симонова О. И., ПоповаЕ. В., МахалинА. В. Адаптация студенток первого курса к условиям вуза // Сибирский педагогический журнал. -
2018. - № 1. - С. 65-69.
4. Соловьев В. Н. Физическое здоровье как интегральный показатель уровня адаптации организма студентов к учебному процессу [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2005. - № 2. -С. 38. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id= 9926893 (дата обращения: 15.04.2018).
5. Delfino J. P., BarraganЕ., Botella С., Braun S., Bridler R. et al. Quantifying insufficient coping behavior under chronic stress: a cross-cultural study of 1,303 students from Italy, Spain and Argentina // Psychopathology. - 2015. - № 48. - P. 230-239.
6. Kerdo I. Ein aus Daten der Blutzirkulation kalkulieter Index zur Beurteilung der vegetativen Tonuslage // Fsta neurovegetativa. - 1966. -№ 2. - P. 250-268.
Поступила в редакцию 31.08.2018
Simonova Olga Ivanovna
Cand. Sci. (Biolog.), Assoc. Prof. of the Department of Physical Education and Sports, Physiology and Life Safety, Gorno-Altaisk State University, [email protected], ORCID 0000-0002-7345-8237, Gorno-Altaisk
Smetannikova Olesia Viktorovna
Teacher, Agrarian College, Institute of Physics, Mathematics, Engineering and Technology, Gorno-Altaisk State University, [email protected], ORCID 0000-0001-5303-0674, Gorno-Altaisk
Popova Elena Viktorovna
Cand. Sci. (Biolog.), Assoc. Prof. of the Department of Physical Education and Sports, Physiology and Life Safety, Gorno-Altaisk State University, [email protected], ORCID 0000-0002-4241-3669, Gorno-Altaisk
Ermakov Nikolay Alexandrovich
Prof. of the Department of Physical Education and Sports, Physiology and Life Safety, Gorno-Altaisk State University, [email protected], ORCID 0000-0001-6638-6047, Gorno-Altaisk
evaluation of functional indices and level
of health of students in the period of their adaptation for studies in a college
Abstract. The article deals with an assessment of the functional indices of the body of first-year students in the period of adaptation to learning on the example of the Gorno-Altaisk Agrarian College.
The purpose of the article is to reveal the level of health of students in the period of adaptation to college education, taking into account morphofunctional indices.
Methodology. The methods of the study were the calculation of the adaptation potential and an overall assessment of the morphofunctional indices for determining the level of health. The study involved fifty-four students enrolled in the first year, aged 16-17. The survey was conducted at the beginning in the first year of study. The level of health was assessed according to G.L. Apanasenko. in points, the adaptive potential was calculated according to Baevsky R.M., the vegetative index was determined.
The presented results revealed the features of adaptation taking into account gender, vegetative status, functional indices and health level. It is established that among the students during the first year of training the level of health was lower than the average for both boys and girls. Adaptation potential of freshmen in most cases was satisfactory. The authors believe that it is necessary to optimize the educational process with the selection of forms and methods of teaching that allow to achieve high results in preserving and strengthening the health of students in a short period under the conditions of secondary specialized education.
The conclusion of the article concludes that in the conditions of the secondary specialized education is necessary to create favorable conditions for training, optimizing the educational process, including health-saving forms and methods of instruction. The reason for this was that the health of most freshmen in an agrarian college is below average. The evaluation of functional indices revealed that the majority of students, against a background of satisfactory adaptation, noted increased activity of sympathetic regulation of functional processes.
Keywords: adaptation, students, cardiovascular system, vegetative status, morphofunctional indices, level of health, secondary vocational education.
References
1. Baevsky, R. M., Berseneva, A. P., Vaku- preventive measures based on the measurement of lin, V. K., 1987. Evaluation of the effectiveness of the adaptation potential of the circulatory system.
Health Care of the Russian Federation, 8, pp. 6-10. (In Russ.)
2. Efremova, T. G., Volkova, E. A., 2015. Health status assessment according to G. L. Ap-anasenko, as a method of rapid diagnosis in the process of physical education. Education and training: theory, methods and practice: materials of the III International Scientific and Practical Conference. Cheboksary: "Interactive Plus", pp. 326-328. (In Russ.)
3. Simonova, O. I., Popova, E. V., Makha-lin, A. V., 2018. Adaptation for conditions of studies in a university in female students of the first year. Siberian Pedagogical Journal, 1, pp. 65-69. (In Russ., abstract in Eng.)
4. Soloviev, V. N., 2005. Physical health as
an integral indicator of the level of adaptation of organism of students for the educational process. Modern problems of science and education. Available at: http://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=1506. (accessed: 04.15. 2018). (In Russ.)
5. Delfino, J. P., Barragan, E., Botella, C., Braun, S., Bridler, R. et al., 2015. Quantifying insufficient coping behavior under chronic stress: a cross-cultural study of 1,303 students from Italy, Spain and Argentina. Psychopathology, 48, pp. 230-239.
6. Kerdo, I., 1966. An Index calculated from data from the blood circulation for the assessment of the vegetative Tonus. Fsta neurovegetativa, 2, pp. 250-268.
Submitted 31.08.2018