Научная статья на тему 'Культура межнационального общения студентов в процессе обучения в вузе'

Культура межнационального общения студентов в процессе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
345
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕСТВО / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПРИЗНАКИ КУЛЬТУРЫ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ / POLYCULTURAL SOCIETY / INTERNATIONAL COMMUNICATION / IDENTIFICATION / TOLERANT PERSONALITY / SIGNS OF CULTURE OF INTERETHNIC INTERACTION / STAGES OF FORMATION OF ETHNOPSYCHOLOGICAL REPRESENTATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лизунова Г.Ю., Заяц Н.М., Андросов М.А.

В данной статье рассматривается один из актуальных и важных вопросов современного общества и образования: формирование культуры межнационального общения. Республика Алтай поликультурный регион. На его территории проживают представители различных национальностей. Горно-Алтайский государственный университет является очагом науки и образования республики, который обеспечивает профессиональными кадрами все территории нашего региона. Процесс воспитания и формирования поликультурной, образованной, толерантной личности во многом зависит от уровня профессиональной подготовки педагогических кадров. Авторами статьи указывается, что будущему педагогу очень важно правильно понимать и адекватно интерпретировать межнациональные различия. Именно результат этих усилий составляет основу межэтнических отношений, помогает формированию культуры общения между представителями различных этнических общностей на местах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лизунова Г.Ю., Заяц Н.М., Андросов М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE OF INTERNATIONAL COMMUNICATION STUDENTS IN THE COURSE OF TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

In this article one of topical and important issues of modern society and education is considered: the formation of culture of international communication. The Altai Republic is a polycultural region. The residents of the republic include representatives of various nationalities. Gorno-Altaisk State University is a center of science and education of the republic, which provide all districts of the region with professional specialists. The process of education and formation of the polycultural, educated, tolerant personality in many respects depends on professional standard of pedagogical workers. The authors of the article specify that it is very important to future teacher to understand correctly and adequately to interpret international distinctions. The result of these efforts makes a basis of the interethnic relations, helps formation of culture of communication between representatives of various ethnic communities on places.

Текст научной работы на тему «Культура межнационального общения студентов в процессе обучения в вузе»

радости и сомнения с множеством виртуальных собеседников в социальных сетях, чем в личном общении с одногруппниками и преподавателями. Скорее всего, этим и обусловлено недостаточное развитие коммуникативных навыков, которое показывают студенты первых курсов. Для организации эффективного взаимодействия необходимо тщательный подбор современных средств и приемов, чтобы студент «чувствовал себя особенным, оценённым, уверенным и верящим в себя» [4, с. 68].

Студенты-первокурсники плохо понимают фундаментализм предлагаемых лекторами знаний, не любят долгих монологов и пространных рассуждений, быстро утомляются и теряют интерес к докладчику. Для них информация имеет достаточно прикладной смысл, но поверхностное значение. Если задали тему, то студент посмотрит сначала, что об этом говорится в Википедии. Найдет, прочитает, запомнит, файл закроет. Важно «иметь представление о теме» - и всё. Такое поведение студентов первых курсов отмечено и в других вузах нашей страны [5].

Для нашего региона важным вопросом является вопрос психического здоровья населения Республики Алтай, изучение жизненных ситуаций в которых оказываются люди, особенно молодое поколение, выбора стратегий поведения выхода из сложных жизненных ситуаций, а также формирование психологической устойчивости. Особенно актуальна для нашей республики проблема суицидального поведения. По числу самоубийств из расчета на 100 тыс. жителей региона Республика Алтай занимает первое место среди регионов Сибирского Федерального окру-

Библиографический список

га. Принимая во внимание вышесказанное, мы не упускаем эти вопросы при изучении национально-региональных особенностей студентов нашего вуза и составлении социально-психологического портрета первокурсников. Исследование показывает, что 90,5 % студентов имеют нормальный уровень стресса, который необходим для прохождения адаптации и продуктивной деятельности. 81 % студентов первых курсов ориентированы на разрешение проблем при их возникновении, 14 % ориентированы на поиск социальной поддержки и лишь 4 % предпочитают избегать, уклоняться от разрешения сложных ситуаций в жизни.

Таким образом, как показало исследование, современные студенты-первокурсники поверхностно и легкомысленно относятся к учёбе, активны и с оптимизмом смотрят в будущее, рассчитывают на успешное завершение каждого этапа, «уровня» жизненного пути, даже не представляя всей серьезности и опасности реальности настоящего сюжета. У первокурсников отмечается высокий уровень личностной тревожности: они уверены в себе, в своей незаурядности и способностях, готовы к взаимодействию, к принятию поддержки со стороны социума, но бессознательно чувствуют угрозу со стороны внешних условий. Представленные нами материалы могут быть полезны в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов и психологов, при обсуждении особенностей современного молодого человека как субъекта образовательной среды, а также практическим психологам и педагогам в работе со студентами-первокурсниками.

1. Готовность. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля. Available at: http://slovari.yandex.ru/

2. Готовность. Словарь С.И. Ожегова. Available at: http://ozhegov-online.ru/slovar-ozhegova/gotovnost/5984/

3. Готовность. Философский энциклопедический словарь. Под ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. Москва: Советская Энциклопедия, 1983.

4. Лизунова Г.Ю., Таскина И.А., Бондаренко М.А. Использование коучинга как инновационного способа работы в образовательном пространстве. Приоритетные научные направления: от теории к практике: сборник материалов XII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С.С. Чернова. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014.

5. Исаева Е.Р Новое поколение студентов: психологические особенности, учебная мотивация и трудности в процессе обучения первого курса. Медицинская психология в России: электронный научный журнал. 2012; Вып. 4 (15). Available at: http://medpsy.ru

References

1. Gotovnost'. Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka V.I. Dalya. Available at: http://slovari.yandex.ru/

2. Gotovnost'. Slovar'S.I. Ozhegova. Available at: http://ozhegov-online.ru/slovar-ozhegova/gotovnost/5984/

3. Gotovnost'. Filosofskij 'enciklopedicheskij slovar'. Pod red. L.F. Il'ichev, P.N. Fedoseev, S.M. Kovalev, V.G. Panov. Moskva: Sovetskaya 'Enciklopediya, 1983.

4. Lizunova G.Yu., Taskina I.A., Bondarenko M.A. Ispol'zovanie kouchinga kak innovacionnogo sposoba raboty v obrazovatel'nom prostrans-tve. Prioritetnye nauchnye napravleniya: ot teorii kpraktike: sbornik materialov XII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej S.S. Chernova. Novosibirsk: Izdatel'stvo CRNS, 2014.

5. Isaeva E.R. Novoe pokolenie studentov: psihologicheskie osobennosti, uchebnaya motivaciya i trudnosti v processe obucheniya pervogo kursa. Medicinskaya psihologiya vRossii: 'elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2012; Vyp. 4 (15). Available at: http://medpsy.ru

Статья поступила в редакцию 15.05.15

УДК 316.61

Lizunova G.Yu., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: ufkz2008@mail.ru

Zayats N.M., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: sajcn@mail.ru

Androsov M.A., undergraduate, Department of Psychology and Social Work, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: androsov19.08@mail.ru

CULTURE OF INTERNATIONAL COMMUNICATION STUDENTS IN THE COURSE OF TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION. In this article one of topical and important issues of modern society and education is considered: the formation of culture of international communication. The Altai Republic is a polycultural region. The residents of the republic include representatives of various nationalities. Gorno-Altaisk State University is a center of science and education of the republic, which provide all districts of the region with professional specialists. The process of education and formation of the polycultural, educated, tolerant personality in many respects depends on professional standard of pedagogical workers. The authors of the article specify that it is very important to future teacher to understand correctly and adequately to interpret international distinctions. The result of these efforts makes a basis of the interethnic relations, helps formation of culture of communication between representatives of various ethnic communities on places.

Key words: polycultural society, international communication, identification, tolerant personality, signs of culture of interethnic interaction, stages of formation of ethnopsychological representations.

Г.Ю. Лизунова, канд. филос. наук, доц. Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск, E-mail: ufkz2008@mail.ru

Н.М. Заяц, канд. психол. наук, доц. Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск, E-mail: sajcn@mail.ru

М.А. Андросов, магистрант каф. психологии и социальной работы Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск, E-mail: marinaabondarenko@mail.ru

КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

В данной статье рассматривается один из актуальных и важных вопросов современного общества и образования: формирование культуры межнационального общения. Республика Алтай - поликультурный регион. На его территории проживают представители различных национальностей. Горно-Алтайский государственный университет является очагом науки и образования республики, который обеспечивает профессиональными кадрами все территории нашего региона. Процесс воспитания и формирования поликультурной, образованной, толерантной личности во многом зависит от уровня профессиональной подготовки педагогических кадров. Авторами статьи указывается, что будущему педагогу очень важно правильно понимать и адекватно интерпретировать межнациональные различия. Именно результат этих усилий составляет основу межэтнических отношений, помогает формированию культуры общения между представителями различных этнических общностей на местах.

Ключевые слова: поликультурное общество, межнациональное общение, идентификация, толерантная личность, признаки культуры межэтнического взаимодействия, этапы формирования этнопсихологических представлений.

Вопрос формирования культуры межнационального общения, установления эффективного взаимодействия представителей различных этнических групп является одним из актуальных и важных вопросов современного общества, образования. Наблюдая, с одной стороны, закономерный рост межнационального общения, с другой стороны, мы видим все возникающие проблемы. Потребность взаимодействия с представителями других государств и наций сопряжено с социальной напряженностью, экономическим кризисом, политической нестабильностью в обществе, а также утрата лучших традиций интернационального воспитания, идентификации людей различных национальностей в единую общность «советский народ» на территории СССР рождают и стимулируют проявления межэтнической, межнациональной противоречивости и конфликтности.

В настоящее время мы наблюдаем катастрофическую нехватку знаний, а в некоторых случаях и нежелание получить информацию об истории, обычаях и традициях народов. Подготовка современной молодёжи к жизни в поликультурном обществе, в атмосфере толерантного и уважительного отношения к представителям, как своего, так и других народов, остаётся приоритетным пунктом в системе образования. Необходимость и актуальность вопросов формирования этнопсихологических представлений у современных студентов, формирования характеристик толерантной личности, восполнения знаний о своем народе, его традициях, нравах и обычаях вытекает из реальности. Некоторый провал в вопросах интернационального просвещения и воспитания детей и молодежи за постсоветское время привели к пробелам в знаниях о представителях даже близких по группе наций. Например, некоторые студенты русской национальности затрудняются охарактеризовать представителей близких своей этнической группе, украинцев и белорусов, очень скудные знания показывают о представителях других этнических общностей, даже тех, которые входили в состав бывших советских республик. Можно отметить еще интересную тенденцию, на наш взгляд. При ответах на вопрос «Кто Я?» у большинства студентов отсутствуют ответы, связанные с идентификацией с собственной этнической группой, которые можно было бы отнести к этнической, религиозной категориям [1, с. 88].

По своей природе, отмечает Р.И. Кусарбаев, культура межнационального взаимодействия это феномен духовной жизни общества, в специфической форме отражающий социально-политическую, нравственную сущность межнациональных отношений. Она требует и учёта национальной психологии, и соблюдения самых элементарных традиций гуманизма. Современная культура межнационального взаимодействия исходит из приоритета общечеловеческих ценностей, воспитания уважения к человеку независимо от его национальной, религиозной и расовой принадлежности, истории, культуре, языкам, традициям различных этносов, толерантности ко всем народам Земли, непримиримости к любым негативным проявлениям национализма и космополитизма [2, с. 18].

Межнациональное взаимодействие осуществляется в процессе общения. Это не просто процесс установления межличностных отношений, обмена информацией, но и активного влияния друг на друга, изменение друг друга. В результате поликультурного общения происходит формирование убеждений, воспитывается терпимое, уважительное отношение к многообразию окружающего социума, формируется интерес к традициям, языку, обычаям представителей других этнических общностей [3, с. 122].

Эффективность процесса воспитания и формирования поликультурной, образованной, толерантной личности во многом зависит от уровня профессиональной подготовки педагогических кадров. Динамика формирования этнопсихологических представлений, культуры межэтнического взаимодействия будущих учителей может оцениваться благодаря наличию следующих признаков. Внешние признаки: интерес к культуре, истории, литературе, науке другого народа; потребность в освоении языка, истории, литературы, науки другого народа; развитие отношений с людьми другой национальности. Внутренние признаки: а) потребностно-личностного характера: уважение к многонациональному народу и любовь к родине, ориентация на общечеловеческие ценности, на лучшие достижения человеческой цивилизации, обращение к национальному достоинству и чувствам людей, воспитание в себе интернационального и гражданского сознания и чувств; б) этического характера: проявление тактичности к человеку, готовность сопереживать, понимать состояние и желание людей, их намерения, формирование умения преодолевать конфликтные ситуации, мелкие неурядицы; в) деятель-ностно-поведенческого характера: реакция на совместную деятельность, межнациональные браки, умение оценивать успехи людей другой национальности, развитие благородного чувства национальной гордости; г) мировоззренческого характера: понимание совместной жизнедеятельности разных национальностей; нетерпимое отношение к проявлению шовинизма, национализма и расизма, ориентация на общечеловеческие, нравственные ценности, лучшие достижения человеческой цивилизации, осознание принадлежности к мировому сообществу, глубокое уважение ко всем народам Земли, их этнонациональным особенностям, дух терпимости к религиозным чувствам, обеспечение мирового разрешения возникающих межнациональных конфликтов; д) интеллектуально-эмоционального характера: отношение к людям другой национальности на работе, в процессе учёбы, в быту, идеалы людей другой национальности, реакция на оценочные суждения и сложившиеся стереотипы о людях другой национальности.

Многонациональные классы современной школы - это специфический объект психолого-педагогического, воспитательного воздействия. В них проявляются национальные особенности, традиции, нормы поведения, во многом влияющие на межличностные отношения. Именно в них часто возникают проблемы, которые приходится решать педагогам, учитывая этнические особенности своих учащихся. Педагог должен обладать специальной подготовкой в вопросах межэтнических особенностей. Процесс формирования у будущих учителей этнопсихологических представлений, а также культуры межэтнических отношений можно разделить на следующие этапы: 1) информационно-подготовительный: проведение учебных занятий (напр., изучение дисциплины «Этнопедагогика и этнопсихология»); 2) методический: создание студентами методических разработок мероприятий с этнокультурным уклоном (напр., «Урок толерантности», «Особенности отношений в межэтнических семьях» и др.); 3) системно-деятельностный: научная работа со студентами (рефераты, курсовые работы, доклады на научных конференциях, проекты и др.); 4) рефлексивный: оценка и анализ результатов выполненной студентами работы.

В Республике Алтай этнокультурная составляющая образования является неотъемлемой частью образовательной деятельности, в результате которой обеспечивается приобщение обучающихся к ценностям культуры алтайского, русского народов, создаются условия для становления высокообразованной

личности, владеющей этнической и общероссийской культурой.

Среди психолого-педагогических принципов этнокультурной составляющей образования можно выделить:

- «диалог культур» исключает абсолютизацию национальной специфики, ведущей к изоляции культуры; позволяет подчеркнуть значимость каждой культуры вне зависимости наличия государственности у народа;

- принцип поликультурности позволяет расширить представление о многообразии культур человечества, равноправии культур в социальной жизни, актуальности установления взаимодействия в поликультурном пространстве;

- принцип природосообразности подразумевает опору на врождённые способности и возрастные особенности;

- принцип доступности реализуется через решение интеллектуальных задач и приложение душевных сил;

- принцип ориентации позволяет внести целенаправленный отбор учебного материала;

- принцип формирования целостной картины мира позволяет рассмотреть различные объекты окружающего мира с разных точек зрения, представить всевозможные межпредметные связи;

Библиографический список

- принцип интеграции предполагает организацию освоения разнодисциплинарной информации, является одним из главных для внедрения этнокультурного компонента в образовательные программы.

Таким образом, работа над формированием культуры межэтнического общения подразумевает «координацию усилий преподавателей разных кафедр ... Необходимо, чтобы каждый учебный курс содержал в себе проблемы, касающиеся национальной самобытности народа, бережного отношения к родному языку, языкам народов, живущих рядом, творческого отношения к национальным духовным ценностям» [4, с. 184]. Результатом данного процесса будет дальнейшая успешная социализация личности, при которой осуществляется саморазвитие, самовоспитание, самоутверждение.

Будущему педагогу, профессионалу очень важно правильно понимать и адекватно интерпретировать межнациональные различия. Именно результат этих усилий составляет основу межкультурной компетентности, межэтнических отношений, помогает формированию культуры общения между представителями различных этнических общностей.

1. Лизунова Г.Ю. Особенности идентификации современных молодых людей в процессе профессиональной подготовки. Вестник Московского государственного областного гуманитарного института. Серия: педагогика и психология. 2012; Выпуск 2.

2. Кусарбаев РИ. Формирование культуры межнационального взаимодействия у студентов высших учебных заведений: Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2001.

3. Lizunova G. Y. Formation of culture of international communication of students in the course of vocational training. Proceedings of the 1st European Conference on Education and Applied Psychology. «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. Vienna. 2014: 121 - 124.

4. Харитонов М.Г. Этнопедагогическое образование будущих педагогов-психологов. Материалы международной заочной научно-практической конференции, посвященной памяти академика РАО Г.Н. Волкова «Этнопедагогика: проблемы, перспективы». 15 ноября 2013 г. Под ред. А.Б. Панькина. Москва, 2013.

References

1. Lizunova G.Yu. Osobennosti identifikacii sovremennyh molodyh lyudej v processe professional'noj podgotovki. Vestnik Moskovskogo gosu-darstvennogo oblastnogo gumanitarnogo instituta. Seriya: pedagogika i psihologiya. 2012; Vypusk 2.

2. Kusarbaev R.I. Formirovanie kul'tury mezhnacional'nogo vzaimodejstviya u studentov vysshih uchebnyh zavedenij: Dissertaciya ... kandi-data pedagogicheskih nauk. Moskva, 2001.

3. Lizunova G. Y. Formation of culture of international communication of students in the course of vocational training. Proceedings of the 1st European Conference on Education and Applied Psychology. «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. Vienna. 2014: 121 - 124.

4. Haritonov M.G. 'Etnopedagogicheskoe obrazovanie buduschih pedagogov-psihologov. Materialy mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj pamyati akademika RAO G.N. Volkova «'Etnopedagogika: problemy, perspektivy». 15 noyabrya 2013 g. Pod red. A.B. Pan'kina. Moskva, 2013.

Статья поступила в редакцию 15.05.15

УДК 316.48

Lugovaya O.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Work, North-Caucasian Federal University

(Stavropol, Russia), E-mail: lugolis@yandex.ru

Chernikova I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Work, North-Caucasian Federal University

(Stavropol, Russia), E-mail: kishakuv@mail.ru

DIAGNOSTICS OF SOCIAL TENSION ON THE BASIS OF THE ASSESSMENT OF STABILITY OF SOCIAL COMMUNICATIONS IN THE SOCIETY. In the article the main approaches to understanding of a phenomenon "social tension" are studied. The contents of this term in the context of sociological approach are opened. The authors concluded that for the diagnosis of social tension, it is recommended to use a structure consisting of four subsystems: the data of official statistics; sociological data (sociological monitoring); local expertise in the individual phenomena and processes, their impacts, forecasts, and recommendations; integrated expert assessment (summary, generalized description of the state of society on the basis of the characteristics of sin listed subsystems). In the work the model of primary diagnostics of social tension in the society including its complex characteristics (criteria) and indicators is presented. The authors submitted recommendations about implementation of an assessment of social tension on the basis of the offered interactive matrix.

Key words: social tension, social conflict, diagnostics of social tension.

О.М. Луговая, канд. пед. наук, доц. каф. социальной работы СКФУ, г. Ставрополь, E-mail: Lugolis@yandex.ru

И.В. Черникова, канд. пед. наук, доц. каф. социальной работы СКФУ, г. Ставрополь. E-mail: kishakuv@mail.ru

ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЁННОСТИ

НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ СТАБИЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ В ОБЩЕСТВЕ

В статье рассматриваются основные подходы к пониманию феномена «социальная напряжённость». Раскрыто содержание данного термина в контексте социологического подхода. Авторы делают выводы, что для диагностики социальной напряженности рекомендуется использовать структуру, состоящую из четырех подсистем: данные официальной статистики; социологические данные (социологический мониторинг); локальные экспертные оценки отдельных явлений и процессов, их

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.