Научная статья на тему 'Исследование и учет индивидуальнопсихологических особенностей студентов представителей коренных малочисленных народов в процессе их социальнопсихологической адаптации'

Исследование и учет индивидуальнопсихологических особенностей студентов представителей коренных малочисленных народов в процессе их социальнопсихологической адаптации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
162
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ С КОМПОНЕНТАМИ ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ / СТУДЕНТЫ-ПЕРВОКУРСНИКИ / SOCIOPEDAGOGICAL ADAPTATION / URBAN ENVIRONMENT / INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL FEATURES / INDIGENOUS SMALL-NUMBERED PEOPLES / FIRST-YEAR STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лукьяненко Т. И., Карплюк П. Н., Чистякова В. А., Сазонова О. К., Гонохова Т. А.

В статье представлены результаты исследования индивидуально-психологических особенностей студентов-представителей коренных малочисленных народов в процессе их адаптации к урбанизированной среде. Выделены критерии, характеризующие уровни адаптивности студентов-первокурсников, на основе диагностики проведена оценка психологических показателей по каждому критерию. Установлено, что имеется потребность в психолого-педагогическом сопровождении адаптации студентов-первокурсников с помощью создания специальных психолого-педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лукьяненко Т. И., Карплюк П. Н., Чистякова В. А., Сазонова О. К., Гонохова Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESEARCH AND RECORDING OF INDIVIDUAL AND PSYCHOLOGICAL FEATURES OF STUDENTS REPRESENTING NATIONAL MINORITIES IN THE PROCESS OF THEIR SOCIOPSYCHOLOGICAL ADAPTATION

The work presents the results of the research of individual and psychological particularities of students representing small-numbered native peoples in the process of their adaptation to urban environment. The paper works out criteria for identifying a level of adaptation of first-year students. The diagnostics of each of the criteria has given the estimation of psychological recordings. The article states that the first-year students need both psychological and pedagogical supervision during their adaptation period, which means the creation of special psychopedagogical environment.

Текст научной работы на тему «Исследование и учет индивидуальнопсихологических особенностей студентов представителей коренных малочисленных народов в процессе их социальнопсихологической адаптации»

8. Коренные этносы Горного Алтая (конец XIX - начало XXI) / Н.В. Екеев, Н.М. Екеева, С.П. Суразакова. - Горно-Алтайск: Горно-Алтайская республиканская типография, 2006.

9. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. По Республике Алтай: Национальный состав населения / Территориальный орган федеральной службы гос. статистики по Респ. Алтай; ред. колл.: Н.Д. Лаухин [и др.]. - Горно-Алтайск, 2005. - Т. 2

Статья поступила в редакцию 23.10.09

УДК 14.31.07

Т.И. Лукьяненко, канд. псих. наук, доц.; Н.Ф. Манеева, канд. пед. наук, доц.; П. Н. Карплюк, канд. пед наук, проф.; В.А. Чистякова, канд. пед. наук, доц.; О.К Сазонова, канд. пед. наук, доц.; Т.А. Гонохова, канд. псих. наук, доц. ГАГУ, г. Горно-Алтайск, E-maibksp@gasu.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ И УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ -ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

В статье представлены результаты исследования индивидуально-психологических особенностей студентов-представителей коренных малочисленных народов в процессе их адаптации к урбанизированной среде. Выделены критерии, характеризующие уровни адаптивности студентов-первокурсников, на основе диагностики проведена оценка психологических показателей по каждому критерию. Установлено, что имеется потребность в психолого-педагогическом сопровождении адаптации студентов-первокурсников с помощью создания специальных психолого-педагогических условий.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, урбанизированная среда, индивидуально-психологические особенности,

коренные малочисленные народы, студенты-первокурсники.

Проблема социально-психологической адаптации

студентов - представителей коренных малочисленных народов к условиям урбанизированной среды представляет собой одну из важнейших научных проблем и до настоящего времени является традиционным предметом дискуссий, так как адаптация - сложный и многогранный процесс, требующий вовлечения социальных и биологических резервов человека [1]. Актуальность проблемы определяется задачами учета индивидуально-психологических особенностей студентов первого курса представителей коренных малочисленных народов к условиям урбанизированной среды.

Ускорение процессов адаптации студентов-

первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих на начальном этапе обучения, а также создание педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются чрезвычайно важными задачами [2].

Процесс вхождения студента в образовательное пространство вуза далеко не всегда бывает легким и безболезненным. Снижение успеваемости по сравнению со школьными учебными достижениями, неспособность выдержать сессионные испытания, пассивность в усвоении нового учебного материала, различного рода девиантные проявления - все это показатели слабой адаптированности студентов к условиям высшего образования [3]. Таким образом, состояние адаптированности студента может выступать в качестве интегрального критерия (и одновременно условия) эффективности образовательного процесса в целом. Влияние адаптации человека к новым условиям на качество выполняемых им социальных требований, многообразие и сложность адаптации как процесса обусловили пристальное внимание к рассматриваемому явлению со стороны представителей различных направлений психологии [4].

В соответствии с целями и задачами психологического исследования проблем социально-психологической адаптации студентов-представителей коренных малочисленных народов в урбанизированной среде было проведено диагностическое исследование.

В исследовании приняли участие студенты-первокурсники Горно-Алтайского государственного университета, проживающие на территории РА, в количестве 365 человек.

В качестве критериев, характеризующих уровни адаптивности студентов коренных малочисленных народов в урбанизированной среде, были выделены:

- социально-психологические качества личности

студентов-первокурсников, определяющие индивидуальную адаптацию человека;

- психологические качества личности, связанные с положением первокурсника в системе межличностных отношений;

- сформированность знаний о специфике обучения в вузе и учебной деятельности студентов;

- мотивационно-личностные характеристики

профессионального выбора.

Оценка психологических показателей по каждому критерию проводилась на основе диагностики:

- трудностей, связанных с процессом вхождения в новую социальную ситуацию - обучение в вузе (опрос по специализированным анкетам);

- уровня тревожности студентов-первокурсников коренных и малочисленных народов (тест-опросник Спилбергера);

- уровня эмпатии (опросник эмпатических способностей В. В. Бойко);

- уровня сформированности у студента способности к саморазвитию и самообразованию (тест-анкета способностей к самообразованию и саморазвитию личности В.И.Андреева);

- уровня потребности в общении (тест В. Ряховского);

- уровня признания студента в коллективе группы (методика Т. Лири);

- уровня развития силы воли студента (методика исследования уровня субъективного контроля Дж. Рот-тера, адаптированная Е.Ф. Бажиным, С. А. Голынкиной, A.M. Эткиндом);

- уровня сформированности коммуникативных и организаторских способностей (методика КОС).

- уровня сформированности знаний о специфике обучения в вузе и учебной работе студента (анкета «Владение студентами рациональными приемами учебной самоорганизации»);

- мотивации выбора профессии при поступлении в вуз (опрос по специализированной анкете).

С целью диагностики трудностей, которые испытывают студенты-представители коренных малочисленных народов, адаптируясь к условиям новой социальной ситуации -обучению в вузе, был проведен опрос по специализированной анкете.

Вопросы анкеты были направлены на диагностику трудностей, связанных с установлением новых социальных контактов; причин межличностных конфликтов в системе «студент-преподаватель», «студент-студент»; с

эмоциональной комфортностью в новой социальной ситуации (обучение в вузе).

Результаты анкетирования студентов-первокурсников показали, что среди трудностей, с которыми приходится сталкиваться в первые месяцы учебы, студенты называют проблемы, связанные с организацией учебного процесса (подготовка к семинарам, конспектирование, длительность занятий); неумение распределять время; проблемы, связанные с установлением новых социальных контактов,

межличностного общения и взаимодействия в системе «студент-преподаватель», «студент-студент»; эмоционального комфорта; оторванность от семьи.

Для выявления основных психологических качеств личности, связанных с положением студента в системе межличностных отношений было проведено анкетирование. Получены следующие результаты:

10. 52% студентов-первокурсников отвечают, что у них конфликтов не бывает,

11. 6% отметили «несправедливо поставленные отметки»,

12. 4% - «собственное поведение»,

13. 14% - «собственная успеваемость»,

14. 14% - «собственные черты характера»,

15. 8% - «поведение сокурсников»,

16. 2% - «несовременные взгляды преподавателей».

В ходе исследования были выявлены проблемы, с которыми сталкиваются студенты первого курса представители коренных малочисленных народов:

2. 75% -«учеба»;

3. 16% - «получение работы в будущем»;

4. 12% -«здоровье»;

5. 9% - «отношения в семье»;

6. 9% -«проблема жилья»;

7. 7% «недостаток средств к существованию,

бедность»;

8. 6% -«собственные черты характера».

Представленные результаты свидетельствуют о том, что

учеба является приоритетной сферой в жизнедеятельности студентов.

Оценка социально-психологических качеств личности студентов-первокурсников коренных малочисленных народов, определяющих их индивидуальную адаптацию в процессе вхождения в новую социальную ситуацию (обучение в вузе) проводилась по выявлению уровня тревожности, эмпатии, способности к саморазвитию, пот-ребности в общении, сформированности коммуникативных и организаторских способностей. В результате диагностики были получены обобщенные данные показателей, значимых для успешной адаптации (диаграмма 1).

Диаграмма!

Полученные результаты позволяют констатировать, что большинство студентов-первокурсников коренных малочи-

сленных народов проявляют высокий уровень тревожности (79,7%). Большое количество студентов, имеющих высокий уровень тревожности, объясняется тем, что бывшие школьники испытывают неуверенность перед новой для них социальной средой и учебной деятельностью. Показателен тот факт, что на начало учебного года нет ни одного студента, имеющего низкий уровень тревожности.

Высокий уровень эмпатии имеют 64,2% студентов, что, по мнению психологов, неблагоприятно отражается на здоровье студентов. Приемлемым и безопасным для здоровья и эффективным для педагогической деятельности считается средний уровень эмпатии.

Результаты диагностики сформированности познавательных процессов, а также уровня способности к саморазвитию и самообразованию позволяют констатировать следующее: у 46,1% первокурсников отмечается малый объем внимания, низкая устойчивость и сосредоточенность внимания, недостаточная сформированности таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, обобщение, уровень образного и логического мышления. Высокий уровень способности к саморазвитию и самообразованию отмечается у 12,9% студентов, у 41 % студентов этот уровень низкий.

В результате анализа проблемы адаптации студентов-представителей коренных малочисленных народов в урбанизированной среде, был сделан вывод, что успешность обучения в вузе определяется способностью к саморазвитию и самообразованию. Показатель уровня способности к саморазвитию взаимосвязан с другим показателем - уровнем сформированности коммуникативных и организаторских способностей первокурсников. Высокий уровень данного показателя имеют только 20,4% студентов, 56,1% - средний, а низкий - 23,5%.

Уровень развития волевых качеств соотносится с уровнем сформированности способности к саморазвитию, так как именно способность к волевым усилиям детерминирует настойчивость, трудолюбие, целеустремленность личности и целеустремленность на достижение поставленных целей. На высоком уровне развития воли находятся только 18,4% студентов, 61,1%- на среднем уровне, на низком - 20,5%.

Несмотря на небольшой срок общения первокурсников, уже в первые недели в группах выделились так называемые «звезды» и «предпочитаемые» - это студенты, занявшие позиции лидеров и пользующиеся уважением однокурсников. Студенты, получившие статус лидеров составляют 30,6%. В то же время сформировалась группа «отверженных» студентов - 20,5%. Ее составили студенты, имеющие низкий уровень потребности в общении.

В процессе обучения студенты сталкиваются практически со всеми аспектами общения. От знания особенностей видов и форм общения и взаимодействия, умения корректно строить общение с преподавателями, с членами студенческого коллектива во многом зависит комфортность пребывания в учебном заведении и психологическое состояние самого первокурсника.

Проведенное тестирование и коллективные беседы с первокурсниками позволили выявить трудности,

испытываемые студентами-представителями коренных малочисленных народов в процессе межличностного общения и взаимодействия. Результаты отражены в таблице 1.

Таблица 1

Трудности, испытываемые студентами - представителями коренных малочисленных народов в процессе межличностного общения______________________________________

№ п/п Группы трудностей % соотношение

1 Неумение студентов вести себя, незнание того, что и как сказать 18

2 Недостаточно сформированное умение перцептивной стороны общения 20

3 Неприятие и непонимание партнером по общению 25

4 Смущение, неловкость, неуверенность говорящего 25

5 Неудовлетворенность общением по различным причинам 36

Некоторые студенты указали более одной причины, поэтому сумма процентов не равна 100%. Чаще всего студенты называют трудности, связанные с

неудовлетворенностью общением (36%), выделяют трудности, связанные с неуверенностью, неловкостью партнера по общению, с непониманием и неприятием партнерами друг друга (25%), отмечают недостаточно сформированные умения перцептивной стороны общения (20%). Анализ трудностей, связанных с процессом общения и взаимодействия студентов-первокурсников коренных малочисленных народов на начальном этапе адаптационного процесса позволяет констатировать, что при возникновении затруднений в общении происходит ограничение социальных контактов, снижение эмоционального комфорта в процессе межличностных отношений и нарушение процесса адаптации личности в новой социальной ситуации.

С целью диагностики уровня сформированности знаний студентов-представителей коренных малочисленных народов о специфике обучения в вузе и учебной деятельности студентов, а также трудностей, связанных с адаптацией в учебно-воспитательном процессе вуза, было проведено анкетирование и тестирование. Полученные результаты представлены в диаграммах 2-8.

Диаграмма 2 Отличается ли обучение в школе от обучения в вузе

нотгичается ■не отличается □частичноотпичается

Диаграмма 3 Известноли Вам о специфике учебной работы студентов

■ничего йзтомиеииг ■знэотчэтм»

Ознаот ке

Диаграмма 4

Умение пользоваться библиотекой

■умеют пользоваться

■неумеют пользоваться

□части чноумеют пользоваться

Диаграмма 5

Уровень умения эффективной работы с книгой

■высокий

■низкий

□средний

Диаграмма 6

Умение слушать и конспектировать лекции (в %}

вумеют в не умеют

Проанализировав полученные ответы на вопросы анкеты, можно констатировать, что подавляющее большинство студентов коренных малочисленных народов не достаточно владеют эффективными способами учебной самоорганизации, что затрудняет их дидактическую адаптацию.

С целью исследования мотивации выбора профессии при поступлении в вуз были предложены вопросы, касающиеся мотивов выбора профессии, жизненных интересов относительно избранной профессии и самостоятельности принятия решения о поступлении в данный вуз. Выбор перечисленных показателей диагностики мотивации связан с проявлением таких личностных свойств как целеустремленность, уровень притязания, ценностные ориентации, социальные ожидания и т.д. Наличие данных качеств оказывает позитивное влияние на учебную деятельность, а, следовательно, на успешную адаптацию в новой социальной среде.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В анкету вошли вопросы, позволившие исследовать привлекательность выбранной профессии, что дало основание сделать вывод о распределении жизненных интересов студентов коренных и малочисленных народов относительно избранной профессии. Результаты представлены в диаграмме

9.

Диаграмма7

Умение эффективно готовиться к семинарским, практическим и лабораторным занятиям (в

С

■умеют анеуиеют

Диаграмма 8

Умение рационально и эффективно готовиться к экзаменам (в %)

■ ме умеют

Диаграмма 9

В выбранной профессии привлекают

■возможность развития интересов и способностей ■соответствия желаниям и наклонностям □возможность интересного общения □престижность профессии ■жизнежые перспективы ■жизне^ые обстоятельства

Результаты анкетирования показывают, что у студентов-первокурсников коренных малочисленных народов нет явных приоритетов в проявлении жизненных интересов относительно избранной профессии на начальном этапе обучения в вузе. Их в равной степени привлекают все перечисленные варианты ответов, что свидетельствует о неопределенности представлений о своей будущей профессиональной деятельности на начальном этапе обучения в вузе.

Анкетирование выявило степень самостоятельности принятия студентами решения о поступлении в данный вуз. Для выработки самостоятельного решения необходима разносторонняя личностная мотивация своих действий.

Степень самостоятельности принятия решения о поступлении в вуз представлены в диаграмме 10.

Исходя из полученных данных, был сделан вывод:

выбор вуза и профессии для большинства студентов коренных и малочисленных народов является обдуманным, обоснованным и в основном самостоятельным, что свидетельствует о наличии профессиональной личной мотивации.

На основе полученных результатов тестирования, анкетирования, опроса, наблюдения и собеседования по всем исследуемым психологическим показателям студенты-первокурсники коренных и малочисленных народов были распределены по соответствующим уровням адаптации в урбанизированной среде. Результаты представлены в диаграмме 11.

Анализируя количественные данные, представленные в диаграмме, можно констатировать, что к первому оптимальному относятся 9% студентов-первокурсников коренных и малочисленных народов, ко второму -допустимому - 22% студентов, к критическому уровню относятся 69%.

Полученные результаты позволили сделать вывод, что проблема адаптации студентов коренных и малочисленных народов в урбанизированной среде актуальна. Существует потребность в психолого-педагогическом сопровождении адаптации студентов-первокурсников коренных и малочисленных народов в урбанизированной среде, которую можно осуществить с помощью создания специальных психолого-педагогических условий.

Исследование было направлено на изучение особенностей психолого-педагогического, социальнопсихологического и мотивационно-личностного аспектов адаптации, а так же на определение основных трудностей, которые испытывают студенты первого курса в период адаптации к обучению в вузе. Полученные результаты позволили определить подходы к построению модели социально-психологической адаптации студентов -представителей коренных малочисленных народов в урбанизированной среде.

Диаграмма 10

Принятия решения о поступлении

■самостоятельный выбор, ко с учетом других мнений ■самостоятельный выбор

. 19% Г 33%

ч 22% ^Н

□совместное решение

□так сл оокипись обстоятельства

Диаграмма 11

Уровень адаптации

Библиографический список

1. Бозаджиев, В. Л. Психологические особенности адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе // Вестник института пед. Исслед. Сер.: Педагогика и психология . - 2001.- Вып. 2.

2. Иванов, В.И. Роль индивидуально типологических особенностей студентов в адаптации к учебной деятельности: автореф. дисс. ...канд. биол. наук. - Томск, 2002.

3. Комаровская, Л.В. Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. - Кишинев: КГУ, 1990.

4. Гапонова, С. А.. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - №3.

Статья поступила в редакцию 23.10.09

УДК 14.31.07

Н Ф. Манеева, канд. пед. наук, доц.; П.Н. Карплюк,канд. пед.наук, проф.; В.А. Чистякова, канд. пед. наук, доц.; О.К Сазонова, канд. пед. наук, доц.; Т.А. Гонохова, канд. псих. наук, доц.; Т.И. Лукьяненко, канд. псих. наук, доц. ГАГУ, г. Горно-Алтайск, E-mail:ksp@gasu.ru

ПРАВОВОЙ СТАТУС КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматривается степень научной разработанности проблем правового статуса коренных малочисленных народов в Российской Федерации. Определена правовая категория «коренные малочисленные народы». Дан анализ основных направлений национальной политики Российского государства в отношении национальных меньшинств.

Ключевые слова: правовой статус, коренные малочисленные народы, конституционные гарантии, национальная политика, общественные объединения.

Степень научной разработанности проблем правового статуса личности отечественной юриспруденцией достаточно высокая. Об этом свидетельствуют труды А.Н. Бабая, Н.В. Вит-рука, В.М. Горшенева, А.П. Иванова, Е.А. Лукашевой и других ученых.

Правовой статус личности представляет собой действительное, юридически оформленное положение человека в его

взаимоотношениях с государством и другими субъектами политико-правовой жизни общества. Это совокупность субъективных прав, свобод и обязанностей, закрепленных в законодательстве, а также конституционных гарантий, обеспечивающих реализацию этих прав, свобод и обязанностей.

Это одно из самых общих и востребованных современной наукой определений. Но если общий правовой статус личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.