8. Коренные этносы Горного Алтая (конец XIX - начало XXI) / Н.В. Екеев, Н.М. Екеева, С.П. Суразакова. - Горно-Алтайск: Горно-Алтайская республиканская типография, 2006.
9. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. По Республике Алтай: Национальный состав населения / Территориальный орган федеральной службы гос. статистики по Респ. Алтай; ред. колл.: Н.Д. Лаухин [и др.]. - Горно-Алтайск, 2005. - Т. 2
Статья поступила в редакцию 23.10.09
УДК 14.31.07
Т.И. Лукьяненко, канд. псих. наук, доц.; Н.Ф. Манеева, канд. пед. наук, доц.; П. Н. Карплюк, канд. пед наук, проф.; В.А. Чистякова, канд. пед. наук, доц.; О.К Сазонова, канд. пед. наук, доц.; Т.А. Гонохова, канд. псих. наук, доц. ГАГУ, г. Горно-Алтайск, [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ И УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ -ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
В статье представлены результаты исследования индивидуально-психологических особенностей студентов-представителей коренных малочисленных народов в процессе их адаптации к урбанизированной среде. Выделены критерии, характеризующие уровни адаптивности студентов-первокурсников, на основе диагностики проведена оценка психологических показателей по каждому критерию. Установлено, что имеется потребность в психолого-педагогическом сопровождении адаптации студентов-первокурсников с помощью создания специальных психолого-педагогических условий.
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, урбанизированная среда, индивидуально-психологические особенности,
коренные малочисленные народы, студенты-первокурсники.
Проблема социально-психологической адаптации
студентов - представителей коренных малочисленных народов к условиям урбанизированной среды представляет собой одну из важнейших научных проблем и до настоящего времени является традиционным предметом дискуссий, так как адаптация - сложный и многогранный процесс, требующий вовлечения социальных и биологических резервов человека [1]. Актуальность проблемы определяется задачами учета индивидуально-психологических особенностей студентов первого курса представителей коренных малочисленных народов к условиям урбанизированной среды.
Ускорение процессов адаптации студентов-
первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих на начальном этапе обучения, а также создание педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются чрезвычайно важными задачами [2].
Процесс вхождения студента в образовательное пространство вуза далеко не всегда бывает легким и безболезненным. Снижение успеваемости по сравнению со школьными учебными достижениями, неспособность выдержать сессионные испытания, пассивность в усвоении нового учебного материала, различного рода девиантные проявления - все это показатели слабой адаптированности студентов к условиям высшего образования [3]. Таким образом, состояние адаптированности студента может выступать в качестве интегрального критерия (и одновременно условия) эффективности образовательного процесса в целом. Влияние адаптации человека к новым условиям на качество выполняемых им социальных требований, многообразие и сложность адаптации как процесса обусловили пристальное внимание к рассматриваемому явлению со стороны представителей различных направлений психологии [4].
В соответствии с целями и задачами психологического исследования проблем социально-психологической адаптации студентов-представителей коренных малочисленных народов в урбанизированной среде было проведено диагностическое исследование.
В исследовании приняли участие студенты-первокурсники Горно-Алтайского государственного университета, проживающие на территории РА, в количестве 365 человек.
В качестве критериев, характеризующих уровни адаптивности студентов коренных малочисленных народов в урбанизированной среде, были выделены:
- социально-психологические качества личности
студентов-первокурсников, определяющие индивидуальную адаптацию человека;
- психологические качества личности, связанные с положением первокурсника в системе межличностных отношений;
- сформированность знаний о специфике обучения в вузе и учебной деятельности студентов;
- мотивационно-личностные характеристики
профессионального выбора.
Оценка психологических показателей по каждому критерию проводилась на основе диагностики:
- трудностей, связанных с процессом вхождения в новую социальную ситуацию - обучение в вузе (опрос по специализированным анкетам);
- уровня тревожности студентов-первокурсников коренных и малочисленных народов (тест-опросник Спилбергера);
- уровня эмпатии (опросник эмпатических способностей В. В. Бойко);
- уровня сформированности у студента способности к саморазвитию и самообразованию (тест-анкета способностей к самообразованию и саморазвитию личности В.И.Андреева);
- уровня потребности в общении (тест В. Ряховского);
- уровня признания студента в коллективе группы (методика Т. Лири);
- уровня развития силы воли студента (методика исследования уровня субъективного контроля Дж. Рот-тера, адаптированная Е.Ф. Бажиным, С. А. Голынкиной, A.M. Эткиндом);
- уровня сформированности коммуникативных и организаторских способностей (методика КОС).
- уровня сформированности знаний о специфике обучения в вузе и учебной работе студента (анкета «Владение студентами рациональными приемами учебной самоорганизации»);
- мотивации выбора профессии при поступлении в вуз (опрос по специализированной анкете).
С целью диагностики трудностей, которые испытывают студенты-представители коренных малочисленных народов, адаптируясь к условиям новой социальной ситуации -обучению в вузе, был проведен опрос по специализированной анкете.
Вопросы анкеты были направлены на диагностику трудностей, связанных с установлением новых социальных контактов; причин межличностных конфликтов в системе «студент-преподаватель», «студент-студент»; с
эмоциональной комфортностью в новой социальной ситуации (обучение в вузе).
Результаты анкетирования студентов-первокурсников показали, что среди трудностей, с которыми приходится сталкиваться в первые месяцы учебы, студенты называют проблемы, связанные с организацией учебного процесса (подготовка к семинарам, конспектирование, длительность занятий); неумение распределять время; проблемы, связанные с установлением новых социальных контактов,
межличностного общения и взаимодействия в системе «студент-преподаватель», «студент-студент»; эмоционального комфорта; оторванность от семьи.
Для выявления основных психологических качеств личности, связанных с положением студента в системе межличностных отношений было проведено анкетирование. Получены следующие результаты:
10. 52% студентов-первокурсников отвечают, что у них конфликтов не бывает,
11. 6% отметили «несправедливо поставленные отметки»,
12. 4% - «собственное поведение»,
13. 14% - «собственная успеваемость»,
14. 14% - «собственные черты характера»,
15. 8% - «поведение сокурсников»,
16. 2% - «несовременные взгляды преподавателей».
В ходе исследования были выявлены проблемы, с которыми сталкиваются студенты первого курса представители коренных малочисленных народов:
2. 75% -«учеба»;
3. 16% - «получение работы в будущем»;
4. 12% -«здоровье»;
5. 9% - «отношения в семье»;
6. 9% -«проблема жилья»;
7. 7% «недостаток средств к существованию,
бедность»;
8. 6% -«собственные черты характера».
Представленные результаты свидетельствуют о том, что
учеба является приоритетной сферой в жизнедеятельности студентов.
Оценка социально-психологических качеств личности студентов-первокурсников коренных малочисленных народов, определяющих их индивидуальную адаптацию в процессе вхождения в новую социальную ситуацию (обучение в вузе) проводилась по выявлению уровня тревожности, эмпатии, способности к саморазвитию, пот-ребности в общении, сформированности коммуникативных и организаторских способностей. В результате диагностики были получены обобщенные данные показателей, значимых для успешной адаптации (диаграмма 1).
Диаграмма!
Полученные результаты позволяют констатировать, что большинство студентов-первокурсников коренных малочи-
сленных народов проявляют высокий уровень тревожности (79,7%). Большое количество студентов, имеющих высокий уровень тревожности, объясняется тем, что бывшие школьники испытывают неуверенность перед новой для них социальной средой и учебной деятельностью. Показателен тот факт, что на начало учебного года нет ни одного студента, имеющего низкий уровень тревожности.
Высокий уровень эмпатии имеют 64,2% студентов, что, по мнению психологов, неблагоприятно отражается на здоровье студентов. Приемлемым и безопасным для здоровья и эффективным для педагогической деятельности считается средний уровень эмпатии.
Результаты диагностики сформированности познавательных процессов, а также уровня способности к саморазвитию и самообразованию позволяют констатировать следующее: у 46,1% первокурсников отмечается малый объем внимания, низкая устойчивость и сосредоточенность внимания, недостаточная сформированности таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, обобщение, уровень образного и логического мышления. Высокий уровень способности к саморазвитию и самообразованию отмечается у 12,9% студентов, у 41 % студентов этот уровень низкий.
В результате анализа проблемы адаптации студентов-представителей коренных малочисленных народов в урбанизированной среде, был сделан вывод, что успешность обучения в вузе определяется способностью к саморазвитию и самообразованию. Показатель уровня способности к саморазвитию взаимосвязан с другим показателем - уровнем сформированности коммуникативных и организаторских способностей первокурсников. Высокий уровень данного показателя имеют только 20,4% студентов, 56,1% - средний, а низкий - 23,5%.
Уровень развития волевых качеств соотносится с уровнем сформированности способности к саморазвитию, так как именно способность к волевым усилиям детерминирует настойчивость, трудолюбие, целеустремленность личности и целеустремленность на достижение поставленных целей. На высоком уровне развития воли находятся только 18,4% студентов, 61,1%- на среднем уровне, на низком - 20,5%.
Несмотря на небольшой срок общения первокурсников, уже в первые недели в группах выделились так называемые «звезды» и «предпочитаемые» - это студенты, занявшие позиции лидеров и пользующиеся уважением однокурсников. Студенты, получившие статус лидеров составляют 30,6%. В то же время сформировалась группа «отверженных» студентов - 20,5%. Ее составили студенты, имеющие низкий уровень потребности в общении.
В процессе обучения студенты сталкиваются практически со всеми аспектами общения. От знания особенностей видов и форм общения и взаимодействия, умения корректно строить общение с преподавателями, с членами студенческого коллектива во многом зависит комфортность пребывания в учебном заведении и психологическое состояние самого первокурсника.
Проведенное тестирование и коллективные беседы с первокурсниками позволили выявить трудности,
испытываемые студентами-представителями коренных малочисленных народов в процессе межличностного общения и взаимодействия. Результаты отражены в таблице 1.
Таблица 1
Трудности, испытываемые студентами - представителями коренных малочисленных народов в процессе межличностного общения______________________________________
№ п/п Группы трудностей % соотношение
1 Неумение студентов вести себя, незнание того, что и как сказать 18
2 Недостаточно сформированное умение перцептивной стороны общения 20
3 Неприятие и непонимание партнером по общению 25
4 Смущение, неловкость, неуверенность говорящего 25
5 Неудовлетворенность общением по различным причинам 36
Некоторые студенты указали более одной причины, поэтому сумма процентов не равна 100%. Чаще всего студенты называют трудности, связанные с
неудовлетворенностью общением (36%), выделяют трудности, связанные с неуверенностью, неловкостью партнера по общению, с непониманием и неприятием партнерами друг друга (25%), отмечают недостаточно сформированные умения перцептивной стороны общения (20%). Анализ трудностей, связанных с процессом общения и взаимодействия студентов-первокурсников коренных малочисленных народов на начальном этапе адаптационного процесса позволяет констатировать, что при возникновении затруднений в общении происходит ограничение социальных контактов, снижение эмоционального комфорта в процессе межличностных отношений и нарушение процесса адаптации личности в новой социальной ситуации.
С целью диагностики уровня сформированности знаний студентов-представителей коренных малочисленных народов о специфике обучения в вузе и учебной деятельности студентов, а также трудностей, связанных с адаптацией в учебно-воспитательном процессе вуза, было проведено анкетирование и тестирование. Полученные результаты представлены в диаграммах 2-8.
Диаграмма 2 Отличается ли обучение в школе от обучения в вузе
нотгичается ■не отличается □частичноотпичается
Диаграмма 3 Известноли Вам о специфике учебной работы студентов
■ничего йзтомиеииг ■знэотчэтм»
Ознаот ке
Диаграмма 4
Умение пользоваться библиотекой
■умеют пользоваться
■неумеют пользоваться
□части чноумеют пользоваться
Диаграмма 5
Уровень умения эффективной работы с книгой
■высокий
■низкий
□средний
Диаграмма 6
Умение слушать и конспектировать лекции (в %}
вумеют в не умеют
Проанализировав полученные ответы на вопросы анкеты, можно констатировать, что подавляющее большинство студентов коренных малочисленных народов не достаточно владеют эффективными способами учебной самоорганизации, что затрудняет их дидактическую адаптацию.
С целью исследования мотивации выбора профессии при поступлении в вуз были предложены вопросы, касающиеся мотивов выбора профессии, жизненных интересов относительно избранной профессии и самостоятельности принятия решения о поступлении в данный вуз. Выбор перечисленных показателей диагностики мотивации связан с проявлением таких личностных свойств как целеустремленность, уровень притязания, ценностные ориентации, социальные ожидания и т.д. Наличие данных качеств оказывает позитивное влияние на учебную деятельность, а, следовательно, на успешную адаптацию в новой социальной среде.
В анкету вошли вопросы, позволившие исследовать привлекательность выбранной профессии, что дало основание сделать вывод о распределении жизненных интересов студентов коренных и малочисленных народов относительно избранной профессии. Результаты представлены в диаграмме
9.
Диаграмма7
Умение эффективно готовиться к семинарским, практическим и лабораторным занятиям (в
С
■умеют анеуиеют
Диаграмма 8
Умение рационально и эффективно готовиться к экзаменам (в %)
■ ме умеют
Диаграмма 9
В выбранной профессии привлекают
■возможность развития интересов и способностей ■соответствия желаниям и наклонностям □возможность интересного общения □престижность профессии ■жизнежые перспективы ■жизне^ые обстоятельства
Результаты анкетирования показывают, что у студентов-первокурсников коренных малочисленных народов нет явных приоритетов в проявлении жизненных интересов относительно избранной профессии на начальном этапе обучения в вузе. Их в равной степени привлекают все перечисленные варианты ответов, что свидетельствует о неопределенности представлений о своей будущей профессиональной деятельности на начальном этапе обучения в вузе.
Анкетирование выявило степень самостоятельности принятия студентами решения о поступлении в данный вуз. Для выработки самостоятельного решения необходима разносторонняя личностная мотивация своих действий.
Степень самостоятельности принятия решения о поступлении в вуз представлены в диаграмме 10.
Исходя из полученных данных, был сделан вывод:
выбор вуза и профессии для большинства студентов коренных и малочисленных народов является обдуманным, обоснованным и в основном самостоятельным, что свидетельствует о наличии профессиональной личной мотивации.
На основе полученных результатов тестирования, анкетирования, опроса, наблюдения и собеседования по всем исследуемым психологическим показателям студенты-первокурсники коренных и малочисленных народов были распределены по соответствующим уровням адаптации в урбанизированной среде. Результаты представлены в диаграмме 11.
Анализируя количественные данные, представленные в диаграмме, можно констатировать, что к первому оптимальному относятся 9% студентов-первокурсников коренных и малочисленных народов, ко второму -допустимому - 22% студентов, к критическому уровню относятся 69%.
Полученные результаты позволили сделать вывод, что проблема адаптации студентов коренных и малочисленных народов в урбанизированной среде актуальна. Существует потребность в психолого-педагогическом сопровождении адаптации студентов-первокурсников коренных и малочисленных народов в урбанизированной среде, которую можно осуществить с помощью создания специальных психолого-педагогических условий.
Исследование было направлено на изучение особенностей психолого-педагогического, социальнопсихологического и мотивационно-личностного аспектов адаптации, а так же на определение основных трудностей, которые испытывают студенты первого курса в период адаптации к обучению в вузе. Полученные результаты позволили определить подходы к построению модели социально-психологической адаптации студентов -представителей коренных малочисленных народов в урбанизированной среде.
Диаграмма 10
Принятия решения о поступлении
■самостоятельный выбор, ко с учетом других мнений ■самостоятельный выбор
. 19% Г 33%
ч 22% ^Н
□совместное решение
□так сл оокипись обстоятельства
Диаграмма 11
Уровень адаптации
Библиографический список
1. Бозаджиев, В. Л. Психологические особенности адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе // Вестник института пед. Исслед. Сер.: Педагогика и психология . - 2001.- Вып. 2.
2. Иванов, В.И. Роль индивидуально типологических особенностей студентов в адаптации к учебной деятельности: автореф. дисс. ...канд. биол. наук. - Томск, 2002.
3. Комаровская, Л.В. Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. - Кишинев: КГУ, 1990.
4. Гапонова, С. А.. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - №3.
Статья поступила в редакцию 23.10.09
УДК 14.31.07
Н Ф. Манеева, канд. пед. наук, доц.; П.Н. Карплюк,канд. пед.наук, проф.; В.А. Чистякова, канд. пед. наук, доц.; О.К Сазонова, канд. пед. наук, доц.; Т.А. Гонохова, канд. псих. наук, доц.; Т.И. Лукьяненко, канд. псих. наук, доц. ГАГУ, г. Горно-Алтайск, E-mail:[email protected]
ПРАВОВОЙ СТАТУС КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье рассматривается степень научной разработанности проблем правового статуса коренных малочисленных народов в Российской Федерации. Определена правовая категория «коренные малочисленные народы». Дан анализ основных направлений национальной политики Российского государства в отношении национальных меньшинств.
Ключевые слова: правовой статус, коренные малочисленные народы, конституционные гарантии, национальная политика, общественные объединения.
Степень научной разработанности проблем правового статуса личности отечественной юриспруденцией достаточно высокая. Об этом свидетельствуют труды А.Н. Бабая, Н.В. Вит-рука, В.М. Горшенева, А.П. Иванова, Е.А. Лукашевой и других ученых.
Правовой статус личности представляет собой действительное, юридически оформленное положение человека в его
взаимоотношениях с государством и другими субъектами политико-правовой жизни общества. Это совокупность субъективных прав, свобод и обязанностей, закрепленных в законодательстве, а также конституционных гарантий, обеспечивающих реализацию этих прав, свобод и обязанностей.
Это одно из самых общих и востребованных современной наукой определений. Но если общий правовой статус личности