Научная статья на тему 'Организация социально-психологической адаптации студентов к условиям урбанизированной среды (из опыта вузов Сибири)'

Организация социально-психологической адаптации студентов к условиям урбанизированной среды (из опыта вузов Сибири) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / СТУДЕНТ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADAPTATION / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / THE SYSTEM OF EDUCATIONAL WORK / THE STUDENT / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карплюк П. Н., Чистякова В. А., Сазонова О. К., Гонохова Т. А., Лукьяненко Т. И.

В статье рассматривается опыт вузов Сибири по организации социально-психологической адаптации студентов. Представлено описание систем социально-психологической адаптации студентов, форм и методов данной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карплюк П. Н., Чистякова В. А., Сазонова О. К., Гонохова Т. А., Лукьяненко Т. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS TO TERMS AND CONDITIONS OF URBAN ENVIRONMENT (FROM THE EXPERIENCE OF HIGHER EDUCATION IN SIBERIA)

This article describes the experience of universities in Siberia on the organization of socio-psychological adaptation of students. Presented description of the systems of socio-psychological adaptation of students, forms and methods of this paper.

Текст научной работы на тему «Организация социально-психологической адаптации студентов к условиям урбанизированной среды (из опыта вузов Сибири)»

УДК 14.31.07

П.Н. Карплюк, проф., Н.Ф. Манеева, канд. пед. наук, доц.,В.А. Чистякова, канд. пед. наук, доц., О.К Сазонова, канд.

пед. наук, доц., Т.А. Гонохова, канд. псих. наук, доц., енко, канд. псих. наук, доц., ГАГУ, г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ УРБАНИЗИРОВАННОЙ СРЕДЫ (ИЗ ОПЫТА ВУЗОВ СИБИРИ)

В статье рассматривается опыт вузов Сибири по организации социально-психологической адаптации студентов. Представлено описание систем социально-психологической адаптации студентов, форм и методов данной работы.

Ключевые слова: адаптация, социально-психологическая адаптация, система воспитательной работы, студент, высшее

профессиональное образование.

С целью изучения опыта организации социально-психологической адаптации различных категорий студентов к условиям урбанизированной среды нами изучалась работа образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования по обозначенной проблеме, изучались нормативные документы вузов и ссузов, планы воспитательной работы на факультетах, работа кураторов, деятельность психологических служб, различных клубов и т.п., проводились беседы с администрацией вузов и ссузов, специалистами, задействованными при проведении социально-психологической адаптации студентов, изучались сайты вузов, ссузов.

Рассмотрим полученные материалы. Анализ работы Горно-Алтайского государственного университета позволяет констатировать, что в ГАГУ создана и функционирует система воспитательной работы со студентами, составной частью которой является работа по адаптации студентов к обучению в вузе. С этой целью разработана комплексная программа «Адаптация студентов к обучению в вузе». Реализация данной программы предусматривает восемь направлений деятельности. Первое направление - информа-ционное обеспечение студентов первого курса. Оно предусматривает: издание и распространение среди студентов информационных буклетов: «Памятка первокурсника», тематических: по проблемам

наркомании, деятельности психологической службы, студенческих отрядов, творческих коллективов и др. ; организацию встреч преподавателей и сотрудников кафедр с первокурсниками; проведение информационных конференций -встреч с ректором, председателем профкома студентов, деканом, председателем профбюро факультета; организацию фотостендов по итогам мероприятий; обновление студенческой доски почета; организацию информационных стендов для студентов; издание спецвыпусков для первокурсников в вузовских многотиражных газетах; организацию встреч с родителями первокурсников.

Второе направление - формирование студенческого актива. Реализация данного направления предусматривает: выборы студенческого актива; проведение тематических учебных занятий студенческого актива; организацию конкурса на лучшего профгруппорга, спорторга, культорга академической группы первого курса; вовлечение в студенческие и профсоюзные организации.

Третье направление - привлечение студентов первого курса к научно-исследовательской работе: вовлечение в деятельность студенческих научных обществ; организация деятельности экспедиционных отрядов (археологические, фольклорные, этнографические, экологические исследования).

Четвертое направление - организация спортивно-массовых мероприятий: турслет первокурсников; вовлечение

студентов первого курса в спортивные секции и в сборные команды вуза; организация участия спортсменов-студентов первого курса в спортивных соревнованиях города, республики, России; проведение межгрупповых спортивных соревнований внутри факультета, внутри вуза; организация турниров среди академических групп первого курса по минифутболу, баскетболу, волейболу и др. видам спорта; организация «месячника» здорового образа жизни.

Пятое направление - развитие творческого потенциала студентов первого курса: проведение линейки первокурсников; конкурс программ студентов-первокурсников; проведение праздника «Посвящение в студенты»; вовлечение первокурсников в деятельность творческих коллективов, студенческих отрядов; организация смотров-конкурсов среди академических групп первого курса; организация участия первокурсников в других общеуниверситетских конкурсах.

Шестое направление - организация социально-психологической адаптации студентов: организация работы психологической службы вуза; проведение групповых тренингов по формированию коллектива группы, сплочению группы; проведение индивидуального консультирования студентов; организация тематических встреч студентов со специалистами; организация обучения студенческого актива с проведением тренингов по организации работы в группе, на курсе; социологический мониторинг степени адаптации студентов-первокурсников.

Седьмое направление - организация помощи в учебной деятельности студентам: контроль за посещением занятий студентами; индивидуальная работа со студентами, беседы кураторов и преподавателей по вопросам успеваемости; проведение групповых собраний по вопросам успеваемости; обсуждение вопросов, связанных с подготовкой к экзаменам, режимом работы студентов во время сессии; регулярное подведение итогов сдачи сессии.

Восьмое направление - реализация программы профилактики правонарушений: организация ознакомления студентов первого курса с Уставом университета, правилами внутреннего распорядка вуза, правилами проживания в общежитиях; организация лекций специалистов-психологов, социологов, медицинских работников; организация студенческой межвузовской акции в рамках проведения «Вуз без наркотиков»; организация волонтерских отрядов среди первокурсников; обучение кураторов, зам. деканов и других специалистов методам и формам организации первичной профилактики наркомании среди студентов; контроль со стороны администрации вуза за проживанием первокурсников в общежитиях вуза.

Кроме того, в Горно-Алтайском государственном университете разработан комплекс нормативных документов и инструктивных материалов, способствующих реализации процесса социально-психологической адаптации студентов. Это: целевая программа «Адаптация студентов к обучению в вузе», положения «О кураторе академической группы», «Об Экологическом центре ГАГУ», «О Молодежно-культурном центре ГАГУ», «О театральной студии «БИС» ГАГУ» , «О клубе авторской песни ГАГУ «Домовой», «О спортивном клубе ГАГУ» и др. Психологической службой университета отобран комплекс диагностических методик для диагностики студентов-первокурсников и разработаны групповые тренинги по формированию коллектива группы, сплочению групп [1].

Работа по адаптации начинается с первых дней обучения в вузе «Неделей адаптации». Ежегодно разрабатывается комплекс мероприятий и график их проведения в период с 1 по 14 сентября. В рамках проведения «Недели адаптации» каждый первокурсник получает набор памяток с информацией о структуре вуза, органах управления, месте нахождения

различных служб. Так в сентябре 2009 года в Горно-Алтайском государственном университете была проведена торжественная линейка посвященная началу учебного года, кураторские часы на тему «Информация о правах и обязанностях студентов и о нормативной документации», «Нормы поведения в социокультурной среде», знакомство с библии-отекой, музеями университета, встречи с представителями городских служб, противопожарный инструктаж, концерты коллективов ГАГУ Для преподавателей, работающих со студентами первого курса, проводилось обучение по теме «Психологические и физиологические особенности организации учебно-профессиональной работы студентов». Преподаватели кафедр психологии и физиологии проводили комплекс диагностических мероприятий.

Таким образом, мы можем сделать вывод о наличии в Горно-Алтайском государственном университете системы работы по социально-психологической адаптации студентов. Вместе с тем, следует отметить, что цель проводимой работы - адаптация к обучению в вузе. Задачи социально-психологической адаптации к условиям урбанизированной среды в качестве отдельных задач не ставились. Также в вузе в процессе социально-психологической адаптации студенты -представители коренных и малочисленных народов в отдельную категорию не выделялись.

Рассмотрим опыт Барнаульского государственного педагогического университета по организации социальнопсихологической адаптации студентов. В данном вузе выстроена определенная система по организации социальнопсихологической адаптации студентов. В ее основе лежит работа Алтайского краевого молодежного кризисного центра (далее Центр), созданного на базе БГПУ Среди различных направлений деятельности Центра существенное место занимает работа по социально-психологической адаптации студентов. Она осуществляется по следующим направлениям: проведение психологической диагностики студентов первых курсов и составление обобщенного портрета первокурсников; проведение по заказу деканатов групповых тренингов по сплочению студенческих групп; индивидуальное консультирование по проблемам учебы, создания семьи и т.п. ( в том числе и анонимное через специальный сайт); проведение групповых консультаций при подготовке к первой сессии; распространение среди студентов-первокурсников памяток об особенностях поведения в условиях города, в различных критических ситуациях и т.д.; организация встреч с представителями различных служб, оказывающих медикопсихологическую помощь.

Также работа по социально-психологической адаптации студентов осуществляется в рамках воспитательной работы в вузе. Данное направление работы курируют заместители деканов по воспитательной работе и реализуют кураторы групп. Важным представляется опыт привлечения всех преподавателей, работающих на первом курсе. В рамках своих учебных дисциплин они знакомят студентов-первокурсников с особенностями обучения в вузе, подготовки к лекционным и семинарским занятиям, объясняют правила работы в библиотеках, методику конспектирования лекций.

Анализ работы Барнаульского государственного педагогического университета по социально-психологической адаптации студентов показал наличие системы такой работы в вузе, активное участие в ней различных служб университета, преподавателей. Вместе с тем, работа по социально-психологической адаптации студентов осуществляется только по запросам деканатов, что на наш взгляд снижает общий охват студентов, так как не все деканаты видят необходимость в проведении адаптационных мероприятий. Также, проведенный анализ позволяет констатировать, что при организации процесса социально-психологической адаптации студентов обучающиеся - представители коренных и малочисленных народов в отдельную категорию не выделяются.

Изучение опыта организации воспитательной работы, нормативных документов Кемеровского госу-дарственного

университета (далее КемГУ) позволяет констатировать, что в данном вузе сложилась система воспитательной работы со студентами, регламентируемая Концепцией воспитательной работы, Комплексными планами организации учебно-воспитательного процесса, состав-ляемыми и утверждаемыми на каждый учебный год и нормативными документами (Положение о кураторской работе на дневном отделении КемГУ, Положение о совете кураторов КемГУ, Положение о студенческом клубе КемГУ и т.п.). Основными направлениями работы являются: социальное развитие личности,

предполагающее творческий характер самореализации студента; профессиональное воспитание, включающее в себя формирование общих и специальных способностей, умений и навыков, необходимых в ходе выполнения будущей профессиональной деятельности выпускников КемГУ. Оно также подразумевает формирование основ социальной квалификации специалиста, заключа-ющихся в способностях к психологическому и умственному направлению, приобретении способности к сложному труду, умении контактировать с коллективом, готовности брать решения на себя, способности к самооценке и самокритичности; формирование гражданских позиций, патриотизма, воспитание культуры сопричастности к общественному бытию и созиданию; нравственное совершенствование.

Направления реализуются в ходе всего процесса обучения и воспитания всей воспитательно-образовательной системой Кемеровского государственного университета, в результате участия студентов в жизни академических, творческих коллективов, на кафедрах, факультетах, в ходе выполнения соответствующих разделов образовательно-профессиональных программ, планов внеаудиторной работы со студентами. Координирующим, направляющим органом по воспитательной работе со студентами является гуманитарный совет. Большое внимание в вузе уделяется развитию студенческого самоуправления [2].

Анализ содержания воспитательной работы показал, что социально-психологическая адаптация студентов

осуществляется в ходе различных мероприятий, но как отдельная проблема и задача социально-психологическая адаптация студентов - представителей коренных и малочисленных народов к условиям урбанизированной среды в Кемеровском государственном университете не выделяется [3].

Проанализируем опыт Югорского государственного университета г. Ханты-Мансийска. В данном университете проводилось изучение процессуального аспекта практической реализации адаптации студентов. Результаты опроса преподавателей свидетельствуют, что 53% анкетируемых организуют с целью адаптации студентов кураторские часы, 36% -проводят анкетирование и индивидуальные беседы, 22% -используют в своей работе такие формы, как наблюдение, изучение личных дел, работу с родителями, участие в различных видах педагогической практики, педагогические советы, 17% опираются на пропедевтические знания студентов о методике обучения, 7% проводят тренинги и используют в целях адаптации специальный курс «Введение в педагогическую профессию». Таким образом, можно сделать вывод, что в процессуальном плане для адаптации студентов преподаватели университета используют традиционные формы деятельности, среди которых, на наш взгляд, отсутствует главная -рефлексивная деятельность. Приведенные цифры свидетельствуют об отсутствии системы социальнопсихологической адаптации студентов в масштабах университета. Для представления более полной картины о практическом состоянии проблемы адаптации в Югорском государственном университете выяснялось по каким критериям преподаватели судят об эффективности этого процесса. Приведем наиболее характерные ответы. 49% опрошенных называют уровень активности студентов в учебной и во внеучебной деятельности, 24% - взаимоотношения с товарищами в группе и с преподавателями, 23% -

психологическое состояние студентов, 21% - качество

успеваемости, 8% - сохранность контингента студентов и 5% -

мониторинг посещаемости. Малочисленность обозначенных характеристик позволяет сделать вывод, что с точки зрения показателей адаптационных процессов у преподавателей зачатую отсутствует полноценное представление об их сущности.

Значимым представляется мнение преподавателей о длительности процесса адаптации. 58% опрошенных считают, что студенты успевают адаптироваться в течение первого семестра, 34% - в течение всего первого курса, а 8% преподавателей думают, что достаточно одного - двух месяцев. Этот факт говорит о том, что у преподавателей нет представления об ожидаемом в этом процессе результате, о стихийности протекания процесса адаптации студентов в вузе, который осуществляется только на уровне здравого смысла без четкого обозначения его цели и направленности на конечный результат, что, естественно, сказывается на его эффективности.

Вместе с тем, интересен опыт университета по организации адаптации старшеклассников и первокурсников к обучению в вузе, который реализуется пока в экспериментальном режиме. Для осуществления контроля уровня достижений студентов разработаны индивидуальные «Дневники саморазвития» и «Дневник адаптации студента». Это личный документ первокурсника, в котором он самостоятельно фиксирует наблюдения за динамикой развития своей собственной адаптивности. Заполнение дневников начинается с изучения студентами своих психологопедагогических характеристик с помощью тестов, анкет и других диагностик, данные которых они заносят в дневник. В результате этой работы студенты осознают «сильные» и «слабые» стороны своего характера, обозначают свои адаптационные проблемы и пытаются выявить их причины. Кроме того, студенты заполняют таблицы (матрицы), в которых отмечаются характеристики уровня их адаптивности на данный момент. Этот уровень определяется каждым студентом регулярно с помощью различных методик, а именно: теста, определяющего уровень тревожности студента; анкет, выявляющих самочувствие студента на начало и конец занятий; теста на выявление социального статуса студента в группе и прочих. Дневники адаптации периодически просматриваются куратором с целью отслеживания динамики развития адаптивности каждого студента группы, своевременного выявления вновь появившихся проблем и оказания помощи будущим студентам.

Также для студентов-первокурсников разработан спец-

Библиографический список

курс «Начальные основы учебной самоорганизации первокурсника». В программу курса включены темы, в которых рассматриваются особенности организации учебного процесса в вузе, трудности, с которыми сталкиваются студенты, пути их преодоления [4].

Большое внимание уделено обучению студентов рации-ональным приемам работы в библиотеках, умению пользоваться книгами и учебниками, работе на лекциях, семинарских, практических и лабораторных занятиях, эффективной подготовке к ним. Запланированы экскурсии в библиотеку вуза, цель которых заключается в том, чтобы рассказать студентам о возможностях библиотеки и научить их пользоваться каталогами, заказывать книги как для работы в читальном зале, так и для работы дома.

Кроме того, в программу курса включена тема «Основы работы с книгой», которая предполагает обучение рациональным приемам чтения, составления конспектов, тезисов.

В Югорском государственном университете для снятия напряженности адаптационного периода организована индии-видуальная коррекционная работа со студентами.

При проведении индивидуальных консультаций используется пятишаговая модель интервью.

13) Шаг- структурирование, достижение взаимопонимания («Привет»).

14) Шаг - выяснение проблемы клиента, сбор информации («В чем проблема?»).

15) Шаг - каков желаемый результат: обсуждается, что произойдет, когда будет достигнут желаемый результат («Что Вы хотите добиться?»).

16) Шаг- выработка альтернативных решений («Что еще можно сделать?»).

17) Шаг - обобщение предыдущих стадий, переход от обучения к действию(«Вы будете делать это?»).

Таким образом, анализ опыта вузов Сибири по социально-психологической адаптации студентов позволяет констатировать наличие системы работы по данной проблеме основной целью которой является адаптация студентов-первокурсников к условиям обучения в вузе. Проблема социально-психологической адаптации студентов к условиям урбанизированной среды, как самостоятельная, не рассматривается и среди студентов различные категории (например, студенты из сельской местности, студенты-представители коренных и малочисленных народов) не выделяются.

1. Гонохова, Т. А. Социально-психологическая адаптация студентов к условиям обучения в вузе. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2003.

2. Адаменко, А.М. Система и организация воспитательной работы в высшем учебном заведении / А.М. Адаменко, В.А. Волчек, А.А. Еленин, Б.П. Невзоров. - Кемерово: КемГУ, 2001.

3. Логунова, Л.Ю. Использование персонал-технолоий в адаптации студентов к социокультурной среде: дисс.... канд. социол. наук / Л.Ю. Логунова. - Кемерово, 1998.

4. Рунова, С.А. Социально-профессиональная адаптация студентов I курса к условиям педагогического ВУЗа: дис.... канд. пед. наук. -Новокузнецк, 2007.

Статья поступила в редакцию 21.10.09

УДК 159.9

О.А. Белобрыкина, канд. психол. наук, доцент НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИЕРАРХИИ МОТИВОВ С ПОЗИЦИЕЙ ДЕЦЕНТРАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СТРУКТУРЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

В статье представлены результаты теоретического анализа и экспериментального исследования специфики развития децентрации и соподчинения мотивов в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах. Представлена характеристика взаимосвязи позиции децентрации и иерархии мотивов в структуре психологической готовности ребенка к обучению в школе на примере сравнения старших дошкольников и учащихся первого класса.

Ключевые слова: иерархия мотивов, децентрация, психологическая готовность к обучению в школе, психологические новообразования возраста.

Проблема школьной готовности не теряет своей актуаль- го-педагогическим данным в последние годы все чаще отме-ности до настоящего времени. По многочисленным психоло- чается недостаточно сформированная у большинства детей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.