Логика проектирования педагогические технологии комбинаторного типа (ПТКТ) состоит их таких этапов:
I этап - Концептуальный, включающий
-выявление тенденций развития образования на современном этапе, анализ современной педагогической практики;
- выявление противоречия, формулирование проблемы;
- разработка концептуальных положений, являющихся основанием построения модели проектирования ПТКТ;
- определение цели проектирования;
- выявление научных подходов проектирования ПТКТ;
- определение закономерностей и соответствующих им принципов построения модели ПТКТ;
- определение функций разрабатываемой ПТКТ (социальных, воспитывающих, развивающих, дидактических, личностно-психологических);
- выбор критериев эффективности разрабатываемой технологии.
II этап - Моделирования (разработка модели реализации проекта), содержащий такие стадии разработки ПТКТ:
а) компетентностная, включающая выявление педагогических технологий, использование которых потенциально возможно для разработки ПТКТ в соответствии с критериями их отбора;
б) творческая, предполагающая;
- разработку идей «сплава» технологий в ПТКТ, представляющего собой единую целостность; - построение структуры ПТКТ, разработку этапов ее реализации;
-разработку новых приемов, методов, форм обучения в рамках каждой технологии, входящей в «сплав» ПТКТ, в соответствии с концептуальной основой построения ПТКТ;
в) методическая, содержащая разработку условий реализации ПТКТ: мотивационных, кадровых, материальнотехнических, организационных, нормативно-правовых, информационных;
г) аналитическая: подбор и составление диагностиче-
ского инструментария для выявления результативности технологического замысла.
III этап - Реализация проекта - оценка результатов осуществления проекта.
IV этап - Рефлексия - осмысление, оценка, сравнение исходного и конечного состояний, выявление недостатков, прогнозирование путей совершенствования, создание на основе этого оптимизированного варианта конкретного педагогического объекта, а также проекта новых технологий и т.д.
В результате диссертационного исследования были разработаны такие ПТКТ, как игровая технология индивидуальных образовательных траекторий учащихся, игровая технология разноуровневого обучения учащихся. В ходе исследования были выявлены, предложены и разработаны для обучения учащихся предметам гуманитарного цикла приемы критического мышления, используемые в рамках таких технологий, как диалоговые: дискуссия «Аквариум», «конференция однородных групп», дискуссия с выдвижением проектов, проблем, диалог-спор, дебаты, «двухрядный круглый стол» и т.д.; работа в парах, в команде над текстами с критически насыщенной информацией, с заданиями на дедуктивные умозаключения, критический анализ текста, построение структуры доказательства тезиса; нахождение софизмов в тексте, решение силлогизмов; игровые: деловые и ролевые игры по формированию понятийного мышления; деловые статусные игры, дидактические игры по формированию навыков критического мышления; компьютерные: использование ресурсов ИНТЕРНЕТ для поиска, оценки и обработки информации по решению проблем в рамках исследовательской деятельности.
Таким образом, технологический подход в обучении открывает новые возможности для концептуального и проектировочного освоения образования, гарантирующего достижение определенного стандарта обучения, продуктивность по результатам и оптимальность по затратам.
Библиографический список
1. Горелов, А. А. Индивидуальность и эволюция / А. А. Горелов. - М., 2006.
2. Якиманская, И.С. Личностно- ориентированное обучение в современной школе. (Библиотека журнала «Директор школы»). - М., 1996.
3. Заир - Бек, Е.С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию: дис.. ..кан. пед. наук / Е.С. Заир-Бек.- СПб., 1995.
4. Новиков, А.М. Методология / А.М. Новиков, Д. А. Новиков. - М.: сИнТЕК, 2007.
5. Сериков, В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В.Сериков. - М.: Логос, 1999.
6. Модестов, С.Ю. Проектирование образовательной технологии на основе ТРИЗ: дис..кан. пед. наук / С.Ю. Модестов. - СПб., 2001.
7. Проектирование и управление образовательными системами: учеб. пособие для слушателей ин-тов и фак. повышения квалификации, преподавателей, аспирантов и др. проф.-пед. работников / М.В. Горшенина, В.П. Сухинин, Ю.К. Чернова. - Самара: Сам. гос. техн. ун-т, 2004.
8. Абрамкина, О.Г. Учебный диалог как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся: дис..кан. пед. наук / О.Г. Абрамкина. - Орел, 2003.
9. Проектирование образовательных технологий в профессиональном колледже: Монография / Н.Н. Михайлова. - М.: НИИРПО, 2007.
10. Рыжко, В.А. Научные концепции: социокультурный, логико-гносеологический и практический аспект / В.А. Рыжко. - Киев: Наука Думка, 1985.
Статья поступила в редакцию 11.04.09
УДК 159.922
Т.А. Гонохова, доц. ГАГУ, г. Горно-Алтайск, Email: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ ИЗ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Процесс адаптации первокурсников из сельской местности к условиям обучения в вузе в последние годы привлекает особое внимание работников высшей школы. Рационализация и оптимизация обучения и самостоятельной работы студента из сельской местности способствует преодолению трудностей в этот сложный и напряженный период.
Ключевые слова: адаптация, студент, сельская местность, обучение, вуз, первокурсник.
Рассматривая студента как личность, можно отметить, что возраст 18-20 лет - период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. Это период начала экономической активности, спортивных рекордов, начало художест-
венных, технических и научных достижений. Юность - пора самоанализа и самооценок.
Однако специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 18-20 лет развита не в полной мере. Как показывают наши наблюдения, для таких первокурсников возможны две линии поведения: четкая созна-
тельная регуляция и выполнение всех требований; неумение выполнять требования закрепляется и формируется необязательность и неисполнительность.
По утверждению Б.Г. Ананьева, студенческий возраст является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека [1, с. 136]. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности.
Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, представлений памяти, мышления, внимания, эрудированности, широты познавательных интересов, уровня владения определенным кругом логических операций и т.д. При некотором снижении этого уровня возможна компенсация за счет повышенной мотивации или работоспособности, усидчивости, тщательности и аккуратности в учебной деятельности. Но есть и предел такого снижения, при котором компенсаторные механизмы не помогают, и студент может быть отчислен.
Обязательным условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в вузе, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой. На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.
Развитие студента на различных курсах имеет некоторые особые черты.
Первый курс решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма; у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям.
Второй курс - период самой напряженной учебной деятельности студентов. В жизни второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен.
Третий курс - начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности.
Отныне формы становления личности в вузе в основных чертах определяются фактором специализации.
Четвертый курс - первое реальное знакомство со специальностью в период прохождения учебной практики. Для поведения студентов характерен интенсивный поиск более рациональных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка студентам многих ценностей жизни и культуры.
Пятый курс - перспектива скорого окончания вузов -формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т.п. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза.
Студентам из сельской местности приходится много работать над собой, им сложнее, чем городским студентам, так как у них проходит процесс адаптации не только к вузу, но и к условиям проживания в городских условиях. Для успешного обучения в вузе ему необходим довольно высокий уровень
общего интеллектуального развития, в частности восприятия, представлений памяти, мышления, внимания, эрудированности, широты познавательных интересов, уровня владения определенным кругом логических операций и т.д.
Социально-психологическая адаптация, по словам Е.А. Лебедевой, представляет собой интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные бисоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе; изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
Г.П. Медведев, Б.Г. Рубин и Ю.С. Колесников считают, что социологическое понимание адаптации связано с приобщением личности к определенным видам деятельности, которые происходят в данной социальной среде, иными словами, адаптация представляет собой усвоение личностью социального опыта общества в целом и той среды, к которой она принадлежит [2, с. 67]. По мнению этой группы исследователей, адаптация выступает в качестве социально-педагогического явления в силу того, что она является объектом разнообразной деятельности (планирования, организации, регулирования и контроля).
У студентов сельской местности на первом курсе происходит ломка многолетнего привычного рабочего стереотипа, основу которого составляет динамический стереотип. Последствия могут проявляться в нервных срывах и стрессовых реакциях. По этой причине период адаптации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, и трудности в общении.
У одних студентов выработка нового стереотипа проходит скачкообразно, у других ровно. Несомненно, особенности этой перестройки связаны с характеристиками типа высшей нервной деятельности, однако социальные факторы имеют здесь решающее значение. Знание индивидуальных особенностей студента из сельской местности, на основе которых строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможность избежать дезадаптаци-онного синдрома, сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным.
Результаты исследований процесса адаптации первокурсников из сельской местности к вузу выявили следующие трудности: отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки повседневного контроля педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие; отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками, указателями.
Каждый студент из села преодолевает процесс адаптации по-разному. Юноши и девушки, имеющие трудовой стаж, легче и быстрее адаптируются к условиям студенческой жизни и быта, вчерашние школьники - к академической работе. Задачей студенческой группы может быть поиск основы, организующей социально-психологическую адаптацию студентов, создание условий для общей оптимальной деятельности.
Успешность обучения студентов из сельской местности зависит от многих факторов, среди которых одним из важнейших является его интеллектуальное развитие, как показатель умственной деятельности, и внимание - функция регуляции познавательной деятельности.
Исследования М. В. Левченко показывают, что студенты из сельской местности не всегда успешно овладевают знания-
ми не потому, что получили слабую подготовку в средней школе, а потому, что у них не сформированы такие черты личности, как готовность к учению, способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности, умение правильно распределять свое рабочее время для самостоятельной подготовки. Приученные к ежедневной опеке и контролю в школе, некоторые первокурсники не умеют принимать элементарные решения. У них недостаточно воспитано стремление к самообразованию и самовоспитанию [3, с. 51] .
Как свидетельствуют результаты проведенных исследований, многие первокурсники на первых порах обучения испытывают большие трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы.
Адаптация студентов к учебному процессу (по данным изучения регулярной функции психики) заканчивается в конце 2-го - начале 3-го учебного семестра.
Главной причиной, затрудняющей адаптацию к условиям обучения в вузе, свыше 50% опрошенных первокурсников назвали недостаток времени для самостоятельной работы при подготовке домашних заданий. В связи с этим почти 25% студентов приходят на занятия не подготовленными.
Одной из основных задач работы с первокурсниками из села является разработка и внедрение методов рационализации и оптимизации самостоятельной работы.
Существующая система контроля за самостоятельной работой студентов через семинарские, практические и лабораторные занятия отнюдь не исключает пассивности и уклонения от выполнения соответствующих требований со стороны некоторой части студентов.
Преподавателям можно рекомендовать при планировании занятий со студентами учитывать следующие моменты:
1. Путем наблюдения и консультаций с психологом определить взаимоотношения в группе.
2. Выяснить, кто не соответствует стилю обучения большинства, и обратить на них особое внимание.
3. Продумать способы привлечения каждого студента к учебной деятельности на этапе усвоения нового материала путем:
- предоставления возможности выбора вариантов выполнения домашнего задания;
- индивидуальных самостоятельных заданий, рефератов, минисочинений;
- включение в ход занятия нетрадиционных форм опроса: элементов драматизации, викторин, кроссвордов.
В Горно-Алтайском государственном университете разработан комплекс нормативных документов и инструктивных материалов, способствующих реализации процесса социально-психологической адаптации студентов. Это: целевая программа «Адаптация студентов к обучению в вузе», положения «О кураторе академической группы», «Об Экологическом центре ГАГУ», «О Молодежно-культурном центре ГАГУ», «О театральной студии «БИС» ГАГУ», «О клубе авторской песни ГАГУ «Домовой», «О спортивном клубе ГАГУ» и др. Психологической службой университета отобран комплекс диагностических методик для диагностики студентов-
первокурсников и разработаны групповые тренинги по формированию коллектива группы, сплочению групп.
Работа по адаптации начинается с первых дней обучения в вузе «Неделей адаптации». Ежегодно разрабатывается комплекс мероприятий и график их проведения в период с 1 по 14 сентября. В рамках проведения «Недели адаптации» каждый первокурсник получает набор памяток с информацией о структуре вуза, органах управления, месте нахождения различных служб. Так в Горно-Алтайском государственном университете проводится торжественная линейка посвященная началу учебного года, кураторские часы на тему «Информация о правах и обязанностях студентов и о нормативной документации», «Нормы поведения в социокультурной среде», знакомство с библиотекой, музеями университета, встречи с представителями городских служб, противопожарный инструктаж, концерты коллективов ГАГУ. Для преподавателей, работающих со студентами первого курса, проводится обучение по теме «Психологические и физиологические особенности организации учебно-профессиональной работы студентов». Преподаватели кафедр психологии и физиологии проводят комплекс диагностических мероприятий.
Таким образом, можно сделать вывод о значении в государственных университетах системы работы по социальнопсихологической адаптации студентов и городских, и из сельской местности. Вместе с тем, следует отметить, что цель проводимой работы - адаптация к обучению в вузе. И в вузе в процессе социально-психологической адаптации студенты из сельской местности в отдельную категорию не выделяются.
Работа со студентами первокурсниками должна быть достаточно разнообразна и, вместе с тем, она требует серьезной продуманной организации.
Библиографический список
1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Б.Г. Ананьев, под ред. Бодалева А.А. и др. - М., 1980.
2. Медведев, Г.П. Адаптация - важная проблема педагогики высшей школы / Г.П. Медведев // Советская педагогика.
3. Педагогика и психология высшей школы / под ред. С.И. Самыгина. - Ростов-на-Дону, 1998.
4. Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов. - Ереван, 1973.
Статья поступила в редакцию 26. 06. 08
■ 1969. - №3.
УДК 371.03
Н.Ф. Спинжар, канд. пед. наук, доц. Московского государственного университета культуры и искусств, г. Москва, Email: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ВУЗЕ В КОНТЕКСТЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА
В статье дан теоретический анализ проблем профессионального саморазвития студентов вуза культуры и искусств как будущих специалистов социально-культурной сферы, представлен опыт применения авторских диагностических методик, замеряющих самооценку студентов с целью оптимизации их профессионального саморазвития, необходимого для усиления мотивации к учебной деятельности и дальнейшей конкурентоспособности данных специалистов на рынке труда
Ключевые слова: профессиональное саморазвитие студентов, индивидуально-личностный подход, самооценка студентов вуза культуры и искусств.
Социально-экономические преобразования общества, формирование рыночных отношений, трудности с поиском работы и рост конкурсной основы приема на работу, а также высвобождение работников, не прошедших испытательный
срок, создают социальную напряженность в обществе и определяют новые условия, в которых предстоит работать выпускникам, получившим профессиональную подготовку в вузе.
Рыночная экономика требует от новых поколений спе-