Научная статья на тему 'Особенности адаптации сельских студентов к обучению в вузе: проблемы и пути решения'

Особенности адаптации сельских студентов к обучению в вузе: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1238
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СЕЛЬСКИЙ СТУДЕНТ / ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ADAPTATION / RURAL STUDENT / ADAPTATION PROGRAM / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дугарова Туяна Цыреновна, Шахмалова Ирина Жаповна

Приводятся данные исследования адаптации сельских студентов к обучению в вузе (всего 252 человека, из которых 144 респондента сельские, 108 городские). Целью исследования являлось определение адаптивных способностей к учебной деятельности, мотивации к обучению и межличностного взаимодействия. Выявлено, что у большинства сельских студентов снижена адаптация к обучению в вузе. Описаны педагогические условия для повышения адаптации сельских студентов Крайнего Севера к обучению в вузе. Внедрение программы по созданию педагогических условий успешной адаптации позволило снизить количество сельских студентов, испытывающих учебные трудности, на 8 %. Замечена положительная динамика в отношении сформированности умений и навыков учебной деятельности (на 24 %). Внутренний (положительный) мотив обучения в вузе также имел положительную динамику (16 %), а коммуникативные способности повысились на 16 %.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ADAPTATION OF RURAL STUDENTS TO STUDYING AT UNIVERSITY: PROBLEMS AND SOLUTIONS

There are the data of the study of rural students’ adaptation to studying at the university (in total 252 people, of whom 144 rural, 108 urban students). The aim of the study was to determine the adaptive abilities to educational activity, motivation to learning and interpersonal interaction. It is revealed that the majority of rural students has less degree of adaptation to studying at universities. The article presents the description of pedagogical conditions for increasing the adaptation of rural students of the Far North to study at university. Realization of the program on the creation of pedagogical conditions for successful adaptation could reduce the number of rural students who faced difficulties in learning at 8 %. There was noticed a positive dynamics in the area of skills and abilities of learning activity (at 24 %). The intrinsic (positive) motivation of post-secondary studies also had positive dynamics (16 %), and communication skills increased by 16 %.

Текст научной работы на тему «Особенности адаптации сельских студентов к обучению в вузе: проблемы и пути решения»

УДК 378.095

Т. Ц. Дугарова, И. Ж. Шахмалова

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СЕЛЬСКИХ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ

И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Приводятся данные исследования адаптации сельских студентов к обучению в вузе (всего 252 человека, из которых 144 респондента - сельские, 108 - городские). Целью исследования являлось определение адаптивных способностей к учебной деятельности, мотивации к обучению и межличностного взаимодействия. Выявлено, что у большинства сельских студентов снижена адаптация к обучению в вузе. Описаны педагогические условия для повышения адаптации сельских студентов Крайнего Севера к обучению в вузе. Внедрение программы по созданию педагогических условий успешной адаптации позволило снизить количество сельских студентов, испытывающих учебные трудности, на 8 %. Замечена положительная динамика в отношении сфор-мированности умений и навыков учебной деятельности (на 24 %). Внутренний (положительный) мотив обучения в вузе также имел положительную динамику (16 %), а коммуникативные способности повысились на 16 %.

Ключевые слова: адаптация, сельский студент, программа адаптации, педагогические условия.

В условиях модернизации вузовского образования, повышения качества обучения в вузах следует делать ставку на три основных компонента: высококачественный преподавательский потенциал вуза, система лучших программ и выпуск лучших профессионалов. Причем выпуск лучших профессионалов следует рассматривать не как конечный результат работы вуза, а как непрерывный процесс, начинающийся с момента поступления учащегося в высшее учебное заведение [1]. На основе компе-тентностного подхода в рамках модернизации российского образования к современным специалистам предъявляются общекультурные и профессиональные требования. Они должны иметь хорошо сформированные навыки устной и письменной речи, уметь работать в коллективе, в группах, быть творческими и инициативными, способными к постоянной работе, требующей значительных усилий, демонстрировать свою культурную восприимчивость, быть ориентированными на результаты деятельности и не бояться принимать самостоятельные решения. В условиях нестабильности общества, для адаптации к изменяющимся условиям нужны всесторонне развитые люди, профессионалы, способные к самостоятельности, способные действовать в условиях неопределенности, вести самостоятельный поиск решения сложных задач. Для формирования таких специалистов требуются особые условия на протяжении всего обучения, но, на наш взгляд, самым важным является первый год обучения - период адаптации.

Психологическая адаптация учитывает влияние факторов, позволяющих личности развиваться в дальнейшем (Б. Г. Ананьев, Д. А. Андреева, В. В. Антипов, Р. Р. Бибрих, С. В. Болбукова, В. Н. Бородулин, Ж. Годфруа, В. В. Гриценко, А. А. Жаренков, А. А. Реан, М. С. Яницкий).

Социально-психологические стороны адаптации были изучены А. А. Бодалевым, Л. П. Гримаком,

Я. Л. Коломинским, А. Н. Леонтьевым, А. А. Нал-чаджяном, А. В. Петровским, С. Л. Рубинштейном и др. Исследователи анализируют адаптацию в аспекте приспособления человека к социально-культурным условиям и установления взаимодействия личности с социальным окружением.

Адаптация предполагает одновременное воздействие целого ряда влияний, включающего в себя комплекс как субъективных (зависящих главным образом от самих студентов), так и объективных (в большей степени зависящих от внешних обстоятельств) факторов (Е. П. Албитова, В. Л. Боза-джиев, Т. П. Браун, И. А. Варламова, В. М. Долгова, Т. И. Иванушкина, Л. И. Исмагилова).

Исследования адаптации сельских школьников к обучению в вузе были проведены Е. Б. Алексеевой, А. Ю. Буяновой, О. А. Воробьевой, Н. А. За-рембо, Э. П. Михайловой, Ю. В. Мугиль, А. А. Су-хоруковым, И. Э. Чуриковой, М. С. Юркиной. Они изучали различные аспекты адаптации студентов, отражающие ее условия, специфику, содержание и структуру.

Исследователи рассматривают различные аспекты адаптации, в том числе ее условия, содержание, структуру и организацию данного процесса применительно к студентам первых и младших (первых и вторых) курсов обучения, иностранных и иногородних студентов. Исследования ученых показывают, что в понятие «адаптация студентов» они вкладывают различный смысл.

Ю. В. Стафеева рассматривает адаптацию студентов младших курсов к условиям обучения в вузе как необходимое условие их профессионального и личностного становления, невозможное без целенаправленной педагогической поддержки [2].

У Н. Б. Подсосовой адаптация студентов первого курса вуза определяется как двуединый процесс взаимодействия студента с образовательной средой вуза. В нем, с одной стороны, происходят

«внутренние изменения его личностных характеристик, представлений о жизни, усвоение необходимых для жизнедеятельности новых социальных норм, отношений, основанных на учебной, трудовой, культурной, коммуникативной деятельности. С другой стороны, происходит «активное воздействие на среду в соответствии с личными и общественными потребностями, принятием на себя новой социальной роли» [3].

Жизнь в районах, приравненных к Крайнему Северу, отличается определенной самобытностью, особым социальным укладом. Для них характерны небольшое количество населения, отсутствие развитой инфраструктуры, низкий уровень транспортного и других видов сообщения, суровые климатические условия, меньшая продолжительность светового дня. Подавляющее большинство сельских жителей - это якуты.

Суровые условия проживания, развитие традиционных промыслов создают совершенно особую культурную среду. Для них характерно анимистическое восприятие окружающего мира - всеобщее одухотворение явлений природы, вера в духов. Отсюда и отношение ко всему как к живому. Неприхотливые в быту народы севера (якуты) имеют развитые формы духовной практики, которые на сегодняшний день до конца не исследованы и не описаны.

В якутской сельской семье главной воспитательной функцией является привитие детям трудовых навыков, необходимых для продолжения семейного дела, подчиненного ритмам и циклам природы. Вследствие более низкой энерговооруженности, технической оснащенности села в сравнении с городом отмечаются слияние труда и быта, тяжелые условия труда и трудоемкость ведения домашнего хозяйства, следование традициям. Доброта, честность, уважение к старшим, мужественность, совестливость - качества, которые воспитывают якутские народы в своих детях. На основе народной мудрости якуты дальновидно предостерегают потребительски относиться к природе, учат думать о завтрашнем дне, чувствовать себя добрым на земле, быть бережливым, разумным хозяином [4]. Наряду с перечисленными качествами, необходимо отметить, что для сельских первокурсников характерны и такие, как неуверенность, замкнутость, обидчивость, агрессивность и языковой барьер.

Н. А. Зарембо в своей работе говорит о том, что студенты-сельчане хуже, чем студенты-горожане, приспосабливаются к вузовской среде и взаимодействию с различными людьми на неформальном и формальном уровнях, в силу чего они чаще испытывают негативные эмоциональные состояния, под воздействием которых ведут себя импульсивно, проявляют вербальную агрессию или, наобо-

рот, замыкаются в себе, уходят от контактов с другими людьми. В результате такое поведение вызывает трудности психологической адаптации, негативно влияет на процесс профессионального становления в рамках учебного заведения и профессиональную эффективность даже после окончания вуза [5, 6]. Ежегодные исследования адаптации студентов Технического института (филиала) Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова в г. Нерюнгри позволяют согласиться с вышесказанными выводами. Необходимо отметить то, что в ТИ (ф) СВФУ из года в год растет количество первокурсников из сельской местности. На момент исследования их количество достигло 57 % от общего числа первокурсников. Опыт работы ведущим психологом в учебно-научной лаборатории педагогики и психологии позволил увидеть автору проблемы адаптации сельских студентов к обучению в вузе.

Было проведено пилотажное исследование, целью которого являлось выявление факторов, затрудняющих процесс адаптации первокурсников из сельской местности. В исследовании приняли участие 96 первокурсников из сельской местности. Были изучены:

1) основные трудности сельских студентов (авторская анкета);

2) мотивация обучения в вузе (методика Т. Е. Ильиной);

3) сформированность умений и навыков учебной деятельности (авторская анкета);

4) психологический климат группы (по Е. И. Рогову);

5) коммуникативные и организаторские способности (КОС).

Анализируя пилотажное исследование, выявлено, что наибольшие трудности сельские респонденты испытывают в учебе (43 %). Трудности связаны с большим объемом и сложностью учебного материала. Такие личностные особенности студентов, как замкнутость, неуверенность, нерешительность, билингвизм, стали предшественниками трудностей в общении с преподавателями (30 %). На третьем месте - бытовые трудности (27 %). Сельские студенты, проживающие в общежитии, сталкиваются с непривычными для них жилищно-бытовыми условиями - проживание в одной комнате с незнакомыми молодыми людьми, общая кухня и душ, определенные правила и распорядок проживания и т. д. У одних студентов новые жи-лищно-бытовые условия вызывают радость, воодушевление, восторг, у других - раздражение, негодование и разочарование.

Как показывает практика, мотивация студентов - не самораспаковываемое явление, а результат отношения деятельности к предмету изучения. Для

того чтобы понимать мотивацию и прогнозировать ее динамику, важно знать о ее состоянии, опираясь на полученные результаты диагностического инструментария [7]. Для 64 % респондентов характерна внешняя (отрицательная) мотивация обучения в вузе - мотив получения диплома (престиж получаемой профессии, вероятность высокой заработной платы, легкость в обучении). Таким образом, к факторам внешней мотивации можно отнести такие, как отсутствие возможности поступить в другой желаемый вуз, отсутствие материальных средств, поступление за «компанию» с другом или подругой, избежание службы в рядах Российской армии и т. д.

При исследовании умений и навыков учебной деятельности, к которым относятся: умение конспектировать, работать с учебной литературой, организация самостоятельной работы, взаимодействие с преподавателем и однокурсниками, планирование рабочего и свободного времени, выявлено, что у более 70 % умения не сформированы. Это может быть связано с тем, что в сельской школе уровень обучения гораздо ниже городского. Как правило, это связано с нехваткой квалифицированных педагогов, малочисленностью контингента, что затрудняет выбор форм и методов работы.

Изучение психологического климата студенческой группы позволило выявить, что 66 % первокурсников отмечают в студенческой группе средний и низкий уровни благоприятности и комфорта. Показателями психологического климата студенческой группы являются: тон настроения членов группы, уровень взаимодействия, степень сопереживания друг другу, уважение, коллективные чувства (гордость, переживание, отношение к успехам и неудачам, доброжелательность, взаимопомощь), активность.

При изучении коммуникативных и организаторских способностей (КОС) было выявлено, что коммуникативные способности недостаточно развиты у 65 % опрошенных, организаторские - у 71 %. Полученные результаты связаны со спецификой проживания и обучения в сельской местности, а также билингвизмом.

Обобщая результаты исследования, можно констатировать выраженность социальных мотивов у студентов, несформированность учебных умений и навыков, недостаточную развитость личностных качеств (умение работать в группе, коммуникативные и организаторские способности).

Таким образом, можно утверждать, что студенты из северной сельской местности наравне с основными адаптационными трудностями, свойственными большинству первокурсников на начальных этапах обучения в вузе, сталкиваются с особыми проблемами адаптации к новым условиям.

Для решения выявленных проблем была разработана программа, целью которой являлось создание педагогических условий для успешной адаптации сельских студентов к процессу обучения в вузе.

Задачи программы:

1. Развитие способностей к учебной деятельности.

2. Способствование формированию положительной мотивации к обучению в вузе.

3. Развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия, групповой сплоченности и создание благоприятного психологического климата в коллективе.

Методы работы: диспуты, дискуссии, фокус-группы, case-study, кинотренинги, социально-психологические тренинги.

Механизмреализации программы:

Первый этап - входная диагностика. Среди студентов-первокурсников проводится анкетирование и опрос с целью выявления проблемной области, связанной с адаптацией первокурсников. Через диагностирование выявляются особенности педагогических проблем, затрудняющих адаптацию, мотивацию к учебной деятельности, уровень развития умений и навыков учебной деятельности, психологический климат группы. На основании комплексного психодиагностического обследования формулируются цели и задачи программы по созданию педагогических условий адаптации.

Второй этап - психолого-педагогическое воздействие - предполагает проведение психолого-педагогических мероприятий по созданию педагогических условий адаптации сельских студентов.

На данном этапе использовались различные методы и приемы работы. Одним из эффективных методов работы с первокурсниками является применение метода case-study. Метод case-study, или метод конкретных ситуаций (от английского case -случай, ситуация), - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (решение кейсов).

Данный метод использовался при анализе результатов исследования адаптации. Необходимо было проанализировать ответы на вопрос: «К кому вы обратитесь за помощью при учебных трудностях?». На первое место респонденты поставили друзей, на второе - родителей (родственников), на третье - ни к кому. Данные ответы вполне объяснимы, так как на момент поступления это самые близкие и авторитетные люди и себя они считают способными самостоятельно решить возникающие проблемы. А кураторы, преподаватели, психологи, администрация вуза стояли на последних местах.

Данная картина также понятна, но в ходе анализа мы попытались показать ребятам, что сотрудники института также могут оказать посильную помощь при возникновении учебных трудностей, а порой быть более компетентными, чем друзья и родственники.

Особым интересом у студентов пользовался кинотренинг. Это просмотр кинофильма с комментариями. Например, просмотр фильма «В погоне за счастьем» (2006), где показана, казалось бы, безвыходная ситуация, где любовь отца к сыну меняет всю жизнь и тяга к счастью не дает героям сломиться, вызвала бурю эмоций. По отзывам многих ребят было понятно, что герой фильма вызвал у них положительные эмоции и, возможно, находясь в трудной ситуации, они вспомнят его и сделают правильный шаг или выбор.

Кроме этого, со студентами проводились социально-психологические тренинги, диспуты, дискуссии, круглые столы, деловые игры, встречи, семинары и т. д.

Третий этап - итоговая диагностика: заключительное обследование студентов-первокурсников после проведения психолого-педагогических мероприятий. Оценка эффективности создания педагогических условий.

После внедрения программы по созданию педагогических условий адаптации сельских студентов к обучению в вузе был проведен контрольный этап педагогического эксперимента.

В психолого-педагогическом эксперименте приняли участие 252 первокурсника 2012-2013 учебного года. В контрольную группу вошли 108 городских первокурсников, в экспериментальную - 144 иногородних первокурсника Технического института (филиала) Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова (ТИ (ф) СВФУ) в г. Нерюнгри.

Были получены следующие результаты.

Таблица 1

Сводные данные выраженности трудностей сельских студентов на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, %

Трудности Констатирующий этап Контрольный этап

КГ ЭГ КГ ЭГ

Учебные 28 38 22 30

В общении 18 22 16 14

Бытовые 6 28 6 18

Не испытывают трудностей 48 12 56 38

Примечание. КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа.

Количество респондентов, испытывающих учебные трудности в ЭГ, снизилось на 8 %, тогда как в КГ - на 6 %. Общение с преподавателями и

однокурсниками в ЭГ улучшились на 8 %, в КГ -2 %. Что касается жилищно-бытовых условий, то тенденция аналогичная - в ЭГ - 22 %, КГ - неизменно. Количество тестируемых, не испытывающих никаких трудностей в ЭГ, повысилось на 26 %, в КГ - на 8 %. Из таблицы видно, что наибольшие трудности в связи с поступлением в вуз испытывают сельские студенты, нежели городские. Формирующий этап эксперимента позволил значительно уменьшить количество сельских студентов, испытывавших трудности.

Таблица 2

Сводные данные по уровню сформированности

умений и навыков учебной деятельности, %

Уровень Констатирующий этап Контрольный этап

КГ ЭГ КГ ЭГ

Высокий 28 14 44 38

Средний 37 24 30 22

Низкий 35 62 26 40

Также отмечается положительная динамика в отношении сформированности умений и навыков учебной деятельности. Количество студентов с высоким уровнем в ЭГ увеличилось с 14 до 38 % (на 24 %), в КГ с 28 до 44 % (на 16 %). Полученные данные говорят о том, что вхождение в учебный процесс позволил первокурсникам сформировать навыки учебной деятельности, так как без них процесс обучения крайне затруднителен.

Таблица 3

Сводные данные исследования мотивации

обучения в вузе, %о

Мотив Констатирующий этап Контрольный этап

КГ ЭГ КГ ЭГ

Внешний (отрицательный) 54 62 42 46

Внутренний (положительный) 46 38 58 54

Внутренний (положительный) мотив обучения в вузе в контрольной группе повысился с 46 до 58 % (на 12 %), а в экспериментальной - с 38 до 54 %, что составило положительную динамику на 16 %. Данные результаты позволяют предположить, что студенты приняли роль студента и готовы к получению знаний и освоению профессии.

Таблица 4

Динамика показателей благоприятности психологического климата в студенческой группе, %

Уровень благоприятности Констатирующий этап Контрольный этап

КГ ЭГ КГ ЭГ

Высокий 32 22 43 37

Средний 42 30 37 31

Низкий 26 48 20 32

Для сельских респондентов (ЭГ) степень психологического комфорта на конец контрольного эксперимента повысилась на 15 %, а для городских (КГ) - на 11 %. Безусловно, это хороший показатель благоприятности студенческой группы, который в свою очередь способствует успешной адаптации первокурсников.

Таблица 5

Динамика коммуникативных и организаторских способностей, %

Уровень Констатирующий этап Контрольный этап

КГ ЭГ КГ ЭГ

Коммуникативные способности

Высокий 42 26 52 42

Средний 26 22 28 24

Низкий 32 52 20 34

Организаторские способности

Высокий 32 22 44 36

Средний 28 34 30 36

Низкий 40 42 26 28

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коммуникативные способности в ЭГ повысились на 16 %, в КГ - на 10 %. Учитывая тот факт, что студенты-сельчане являются носителями якутского языка, данные результаты говорят о положительной динамике межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Процесс внедрения программы адаптации сельских студентов к обучению в вузе позволил снизить трудности в обучении, способствовал переходу внешней мотивации обучения в вузе во внутреннюю, повысил способности к учебной деятельности, межличностному общению и социальной активности.

Таким образом, в данной работе рассмотрены проблемы адаптации сельских первокурсников с позиции сформированности способностей к учебной деятельности, мотивации обучения в вузе и личностных особенностей. В дальнейшем считаем целесообразным расширить диапазон изучения вопросов, касающихся адаптации первокурсников.

Список литературы

1. Москвин В. А. Главные элементы качества работы вуза // Вестн. Московского ун-та. 2014. Вып. 1. С. 22-32.

2. Стафеева Ю. В. Педагогическая поддержка адаптации студентов младших курсов к условиям обучения в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Петропавловск-Камчатский, 2005. 24 с.

3. Подсосова Н. Б. Педагогическая поддержка адаптации студентов первого курса к образовательной среде вуза: автореф. дис. канд. пед. наук. Новокузнецк, 2012. С 11-12.

4. Алексеева Е. Б. Социальная адаптация сельской молодежи к получению высшего технического образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. 25 с.

5. Зарембо Н. А. Психолого-педагогическое сопровождение преодоления трудностей вузовской адаптации выпускников сельских средних школ: дис. ... канд. пед. наук. М., 2013. 244 с.

6. Очирова Е. А., Дугарова Т. Ц. Эмоциональная напряженность как фактор психологической дезадаптации студентов 1 курса // Сб. материалов III Всерос. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов. Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова. Киров, 2014. С. 246-248.

7. Абатуров И. А. Исследование профессиональной мотивации у студентов педагогических специальностей // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 3. С. 127-130.

Дугарова Т. Ц., доктор психологических наук, доцент. Бурятский государственный университет.

Ул. Смолина, 24а, Улан-Удэ, Россия, 670000. E-mail: [email protected]

Шахмалова И. Ж., ведущий психолог.

Технический институт (филиал) Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Амосова.

Ул. Кравченко, 16, Нерюнгри, Россия, 678960. E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 12.08.2015.

T. Ts. Dugarova, I. Zh. Shakhmalova FEATURES OF ADAPTATION OF RURAL STUDENTS TO STUDYING AT UNIVERSITY: PROBLEMS AND SOLUTIONS

There are the data of the study of rural students' adaptation to studying at the university (in total - 252 people, of whom 144 - rural, 108 - urban students).

The aim of the study was to determine the adaptive abilities to educational activity, motivation to learning and interpersonal interaction. It is revealed that the majority of rural students has less degree of adaptation to studying at

EecmHUK ^m (TSPUBulletin). 2016. 1 (166)

universities. The article presents the description of pedagogical conditions for increasing the adaptation of rural students of the Far North to study at university. Realization of the program on the creation of pedagogical conditions for successful adaptation could reduce the number of rural students who faced difficulties in learning at 8 %.

There was noticed a positive dynamics in the area of skills and abilities of learning activity (at 24 %). The intrinsic (positive) motivation of post-secondary studies also had positive dynamics (16 %), and communication skills increased by 16 %.

Key words: adaptation, rural student, adaptation program, pedagogical conditions.

References

1. Moskvin A. V. Glavnye elementy kachestva raboty vuza [The main elements of quality of work of the university]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta - The Moscow University Herald, 2014, no. 1, pp. 22-31 (in Russian).

2. Stafeyeva Yu. V. Pedagogicheskayapodderzhka adaptatsiistudentovmladshykh kursovk usloviyam obucheniya v vuze. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Pedagogical support of adaptation of younger students to the conditions of educating at the university. Abstract of thesis of cand. ped. sci.]. Petropavlovsk-Kamchatsky, 2005. 24 p. (in Russian).

3. Podsosova N. B. Pedagogicheskaya podderzhka adaptatsii studentovpervogo kursa k obrazovatel'noy srede vuza. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Pedagogical support of adaptation of the 1st year students to the educational environment of the university. Abstract of thesis of cand. ped. sci.]. Novokuznetsk, 2012. Pp. 11-12 (in Russian).

4. Alekseyeva E. B. Sotsial'naya adaptatsiya sel'skoy molodezhy k polucheniyu vysshego tekhnicheskogo obrazovaniya. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Social adaptation of rural youth to pursue higher technical education. Abstract of thesis of cand. ped. sci.]. Moscow, 2003. 25 p. (in Russian).

5. Zarembo N. A. Psikhologo-pedagogicheskoye soprovozhdeniye preodoleniya trudnostey vuzovskoy adaptatsii vypusknikov sel'skikh srednikh shkol. Dis. kand. ped. nauk [Psycho-pedagogical support to overcome the difficulties of the university adaptation of graduates of rural secondary schools. Thesis of cand. ped. sci.]. Moscow, 2013. 244 p. (in Russian).

6. Ochirova E. A., Dugarova T. Ts. Emotsionalnaya napryazhennost' kak factor psikhologicheskoy dezadaptatsii studentov pervogo kursa [Emotional tension as a factor of psychological disorientation of the 1st year students]. Sbornik materialov III Vserossiyskoy nauchno-practicheskoy conferentsii studentov i aspirantov. Severo-Vostochnyy federal'nyy universitet im. M. K. Ammosova [Collection of Materials of III All-Russian Scientific and Practical Conference of Undergraduate and Graduate Students. North-Eastern Federal University Named after M. K. Ammosov]. Kirov, 2014. Pp. 246-248 (in Russian).

7. Abaturov I. A. Issledovaniye professional'noy motivatsii u studentov pedagogicheskikh spetsial'nostey [The resurch of professional motivation of students of pedagogical majors]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, vol. 3, pp. 127130 (in Russian).

Dugarova T. Ts. Buryat State University.

Pr. Smolina, 24a, Ulan-Ude, Russia, 670000. E-mail: [email protected]

Shakhmalova I. Zh.

Technical Institute (branch office) of M. K. Ammosov North-Eastern Federal University.

Pr. Kravchenko, 16, Nerungri, Russia, 678960. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.