Научная статья на тему 'Модель педагогического сопровождения иногородних студентов с учетом этнического фактора'

Модель педагогического сопровождения иногородних студентов с учетом этнического фактора Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / АДАПТАЦИЯ / ИНОГОРОДНИЙ СТУДЕНТ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭТНИЧЕСКИЙ ФАКТОР / МОДЕЛЬ / COMPETENCE APPROACH / PEDAGOGICAL SUPPORT / ADAPTATION / NONRESIDENT STUDENTS / INNOVATIVE EDUCATION / ACTOR / ETHNIC FACTOR / MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шахмалова Ирина Жаповна

Современная модель вузовского образования предполагает компетентностный подход, который позволит студентам применять полученные знания и эффективно взаимодействовать в кросскультурном обществе. В условиях внутрироссийских преобразований этнокультурная компетентность приобретает особую значимость, что способствует успешному межкультурному взаимодействию, обеспечивает этнокультурную грамотность, этническую толерантность. Автором раскрыта сущность эффективности педагогического сопровождения, модель педагогического сопровождения иногородних студентов с учетом этнического фактора. В данной модели выделены следующие блоки: целевой, методологический, содержательный, технологический и результативный. Рассмотрены уровни развития иногородних студентов с учетом этнического фактора продуктивный, допустимый и критический. На основе анализа исследуемой проблемы делается вывод о том, что педагогическое сопровождение иногородних студентов с учетом этического фактора это система деятельности всех субъектов педагогического процесса, а также содействие в адаптации иногородних студентов, направленное на становление субъектности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шахмалова Ирина Жаповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Model of Pedagogical Support for Nonresident Students in View of the Ethnic Factor

A contemporary model of higher education requires competency-based approach, which will allow students to apply their knowledge and interact effectively in cross-cultural society. In the context of domestic reforms ethnocultural competence becomes particular important, this provide successful intercultural interaction, cultural literacy and ethnic tolerance. We have analyzed the efficiency of pedagogical support for nonresident students in view of the ethnic factor. The model developed by us includes the following components: target, methodological, informative, technological and productive. We consider the levels of students’ development productive, permissible and crucial taking into account the ethnic factor. Pedagogical support of nonresident students is a system of activities of all subjects of pedagogical process, as well as contribution to adaptation of nonresident students and formation of their subjectness.

Текст научной работы на тему «Модель педагогического сопровождения иногородних студентов с учетом этнического фактора»

УДК 378.095

doi: 1018101/1994-0866-2106-4-129-134

МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНОГОРОДНИХ СТУДЕНТОВ С УЧЕТОМ ЭТНИЧЕСКОГО ФАКТОРА

© Шахмалова Ирина Жаповна

начальник отдела по внеучебной работе Технического института (филиала), Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова Россия, 678960, г. Нерюнгри, ул. Кравченко, 16 E-mail: [email protected]

Современная модель вузовского образования предполагает компетентностный подход, который позволит студентам применять полученные знания и эффективно взаимодействовать в кросскультурном обществе. В условиях внутрироссийских преобразований этнокультурная компетентность приобретает особую значимость, что способствует успешному межкультурному взаимодействию, обеспечивает этнокультурную грамотность, этническую толерантность. Автором раскрыта сущность эффективности педагогического сопровождения, модель педагогического сопровождения иногородних студентов с учетом этнического фактора. В данной модели выделены следующие блоки: целевой, методологический, содержательный, технологический и результативный. Рассмотрены уровни развития иногородних студентов с учетом этнического фактора — продуктивный, допустимый и критический.

На основе анализа исследуемой проблемы делается вывод о том, что педагогическое сопровождение иногородних студентов с учетом этического фактора — это система деятельности всех субъектов педагогического процесса, а также содействие в адаптации иногородних студентов, направленное на становление субъектности.

Ключевые слова: компетентностный подход, педагогическое сопровождение, адаптация, иногородний студент, инновационное обучение, субъект деятельности, этнический фактор, модель.

В контексте целей обучения в вузе адаптация первокурсника означает формирование способности соответствовать требованиям и нормам учебного заведения, а также способность развиваться в новой для себя среде, реа-лизовывать свои способности и потребности, не приходя с этой средой в противоречие [3].

Методологической базой современной модели вузовского образования является компетентностный подход, который актуализирует способности студентов применять полученные знания, реализовывать собственные проекты, успешно адаптироваться в кросскультурном обществе. В условиях внутрироссийских преобразований этнокультурная компетентность приобретает особую значимость, что способствует успешному межкультурному взаимодействию, обеспечивает этнокультурную грамотность, этническую толерантность. Эффективное педагогическое сопровождение требует формирования этнокультурной компетентности студентов с учетом этнического фактора. Педагогическое сопровождение с учетом знаний о типах этнической идентичности студентов, возрастно-психологических особенностях (мотивации, учебные способности) способствует коррекции психоэмоционального состояния, учебной деятельности, психологического климата в студенческой группе [5].

Анализ педагогической литературы показывает актуальность проблемы педагогического сопровождения (М. Р. Битянова, О. С. Газман, Е. И. Исаева, С. Г. Косарецкий, В. И. Слободчикова, Н. Б. Москвин и др.).

В нашем исследовании мы придерживаемся понятия педагогического сопровождения, введенного М. Р. Битяновой. Педагогическое сопровождение мы рассматриваем как систему деятельности субъектов педагогического процесса (иногородних студентов, педагогов, кураторов, студенческой группы), направленную на содействие в адаптации иногородних студентов, основанную на взаимодействии со студентами с учетом этнического фактора, возрастных особенностей и ориентированную на становление субъектности [1].

В целях эффективного педагогического сопровождения необходим учет возрастных особенностей студенческого возраста и закономерностей их обучения и воспитания. Юность, по мнению В. И. Слободчикова, — завершающая стадия психологического этапа «персонализации», периода нахождения самоидентичности [7]. Главные психические новообразования («приобретения») юношеского возраста: глубокая рефлексия; развитое осознание собственной индивидуальности; формирование конкретных жизненных планов; готовность к самоопределению в профессии; установка на сознательное построение собственной жизни; постепенное «врастание» (вхождение) в различные сферы жизни и деятельности. Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью (неуравновешенность, резкая смена настроения, тревожность и т. п.). В то же время чем старше юноша и девушка, тем сильнее выражено у них улучшение общего эмоционального состояния, так как «прошел» кризис ранней юности [6]. Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуально-личностными свойствами человека, с его самосознанием (что было упомянуто выше), с его самооценкой. Все это детерминировано усилением личностного контроля, самоуправления, «новой стадией» развития интеллекта (что так же упоминалось выше), «открытием» своего внутреннего мира.

В студенческий период наблюдается кризис идентичности, который представляет собой серию индивидуально-личностных социальных выборов (в том числе и профессиональных). В случае негативного протекания кризиса идентичности в дальнейшем наблюдаются следующие варианты социально-личностных моделей поведения: уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений; неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен; снижение творческих способностей, проявления недостаточной самоорганизации; отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов для подражания;

Проблема обучения и воспитания студентов является одной из наиболее актуальных в педагогической теории и практике. Исследования, проведенные И. И. Ильясовым, В. А. Якуниным, В. П. Трусовым и другими учеными, выявили слабость овладения учебными действиями, несформированность познавательной и профессиональной мотивации учения, слабость самоконтроля и самоанализа, самооценки результатов деятельности [8]. Педагогическое сопровождение студентов — это, прежде всего, проблема становления

и развития личности студента как субъекта деятельности. При инновационном обучении студент является субъектом, свою деятельность осуществляет целостно, полностью осознает свой процесс учения и управляет им. Педагог — координатор и организатор деятельности учения, в процессе которой помогает студенту осуществлять целеполагание, овладевать способами и приемами учебной деятельности, осуществлять самоанализ и самооценку. Основная задача учения — поиск и открытие студентами новых знаний и способов деятельности, перевод их в режим саморазвития и самообучения.

Таким образом, изучив научную и методическую литературу, мы пришли к тому, что необходимо разработать модель педагогического сопровождения иногороднего студента с учетом этнического фактора.

В нашей модели выделены следующие блоки: целевой, методологический, содержательный, технологический и результативный.

В целевом блоке модели определены цели и задачи педагогического сопровождения иногородних студентов с учетом этнического фактора.

Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе Технического института (филиала) Северо-Восточного федерального университета. В исследовании приняли участие студенты 1-х курсов всех направлений. Согласно ФГОС, к специалистам наших направлений предъявляются следующие общекультурные требования: они должны обладать способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; способностью работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; способностью использовать эмоциональные и волевые особенности психологии личности, готовностью к сотрудничеству, расовой, национальной, религиозной терпимости, умением погашать конфликты, способностью к социальной адаптации, коммуникативностью, толерантностью. Также способностью учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участником образовательного процесса при построении социальных взаимодействий.

Методологической основой проектирования модели педагогического сопровождения иногороднего студента с учетом этнического фактора явились следующие принципы: 1) принцип системности — педагогическое сопровождение как система, состоящая из конкретных элементов; 2) принцип гуманизации — уважение прав студентов на получение таких знаний, которые обеспечат им успешное и полноценное вхождение в самостоятельную жизнь; 3) субъектно-деятельностный принцип — осмысление субъектом своего потенциала и регуляция своей деятельности с опорой на этот потенциал; 4) этнопедагогический принцип — возможность профессиональной и личностной самореализации в условиях этнокультурного и многоконфессионального общества.

Содержательный блок нашей модели включает в себя условия реализации педагогического сопровождения адаптации иногородних студентов с учетом этнического фактора: учет этновозрастных особенностей; научно-методические условия (внедрение факультатива «Мир начинается с себя»,

методические рекомендации для субъектов педагогического сопровождения); стимулирование субъектной позиции студента; личностные условия; интерактивное обучение.

В технологический блок модели входят методы педагогического сопровождения иногородних студентов с учетом этнического фактора: интерактивные методы (этнопедагогический тренинг, фокус-группа, дискуссия, диспут, кинотренинг); гуманистические методы (беседа, фасилитация, сазе-с1;Ыу).

Результативный блок содержит показатели и критерии:

Рефлексивный компонент (нормальная этническая идентичность, рефлексия); эмоциональный компонент (эмоциональная стабильность); мотива-ционный компонент (внутренняя мотивация обучения); субъектно-деятельностный компонент (субъектные свойства, общеучебные навыки).

Мы выделили три уровня развития иногороднего студента — продуктивный, допустимый и критический.

Продуктивный уровень характеризуется позитивной этнической идентичностью (сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам); высоким уровнем мотивации обучения в вузе; развитыми общеучебными умениями и навыками (умением конспектировать, работать с различной литературой); высоким уровнем развития коммуникативных и организаторских способностей; низким уровнем тревожности, агрессивности, ригидности и фрустрации, социального пессимизма и несостоятельности.

Допустимый (средний) уровень соответствует нормальной этнической идентичности; амбивалентной мотивации обучения в вузе; среднему уровню развития коммуникативных и организаторских способностей; среднему уровню тревожности, агрессивности, ригидности и фрустрации, социального пессимизма и несостоятельности.

Критический уровень характеризуется выраженностью этнонигилизма, этноэгоизма, этнической индифферентности; внешней мотивацией обучения в вузе (мотив получения диплома); несформированными общеучебными умениями и навыками; низким уровнем развития коммуникативных и организаторских способностей; высоким уровнем тревожности, агрессивности, ригидности и фрустрации, социального пессимизма и несостоятельности.

Таким образом, разработанная нами модель педагогического сопровождения иногородних студентов с учетом этнического фактора демонстрирует сущность и содержание исследуемого процесса.

Выделение педагогических условий, инновационной технологии обучения и воспитания на основе данной модели позволяет достичь поставленной цели. Мы констатируем, что педагогическое сопровождение иногородних студентов с учетом этического фактора — это, во-первых, система деятельности всех субъектов педагогического процесса (иногородних студентов, педагогов, кураторов, студенческой группы); во-вторых, содействие в адаптации иногородних студентов, основанное на взаимодействии со студентами с учетом этновозрастных особенностей, ориентированное на становление субъектности.

Литература

1. Битянова М. Р. Организация психологической службы в школе. — М.: Совершенство, 1998. — 298 с.

2. Дугарова Т. Ц. Особенности этнического самосознания современных бурят России: дис. ... д-ра психол. наук. — М., 2010. — 445 с.

3. Дугарова Т. Ц., Шахмалова И. Ж. Особенности адаптации сельских студентов к обучению в вузе: проблемы и пути решения // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2016. — Вып. 1 (166). — С. 57-62

4. Дугарова Т. Ц., Шахмалова И. Ж. Внеучебная деятельность вуза как средство успешной адаптации первокурсников // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. — 2015. — Вып. 4 (36). — С. 207-212.

5. Очирова Е. А., Дугарова Т. Ц. Эмоциональная напряженность как фактор психологической дезадаптации студентов 1-го курса // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов / Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова. — Якутск, 2014. — С. 246-248.

6. Кон И. С. Психология юношеского возраста. — М.: Просвещение, 1979. — 175 с.

7. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. — М., 2013. — 400 с.

8. Якунин В. А. Педагогическая психология. — СПб.: Полиус, 1998. — 640 с.

A MODEL OF PEDAGOGICAL SUPPORT FOR NONRESIDENT STUDENTS IN VIEW OF THE ETHNIC FACTOR

Irina Zh. Shakhmalova

Technical Institute, Branch of Ammosov North-Eastern Federal University 16 Kravchenko St., Neryungri 678960, Russia E-mail: [email protected]

A contemporary model of higher education requires competency-based approach, which will allow students to apply their knowledge and interact effectively in cross-cultural society. In the context of domestic reforms ethnocultural competence becomes particular important, this provide successful intercultural interaction, cultural literacy and ethnic tolerance. We have analyzed the efficiency of pedagogical support for nonresident students in view of the ethnic factor. The model developed by us includes the following components: target, methodological, informative, technological and productive. We consider the levels of students' development — productive, permissible and crucial taking into account the ethnic factor.

Pedagogical support of nonresident students is a system of activities of all subjects of pedagogical process, as well as contribution to adaptation of nonresident students and formation of their subjectness.

Keywords: competence approach, pedagogical support, adaptation, nonresident students, innovative education, actor, the ethnic factor, model.

References

1. Bityanova M. R. Organizatsiya psikhologicheskoi sluzhby v shkole [Organization of Psychological Service at School]. Moscow: Sovershenstvo Publ., 1998. 298 p.

2. Dugarova T. Ts. Osobennosti etnicheskogo samosoznaniya sovremennykh buryat Rossii: dis. ... d-ra. psikh. nauk [The Features of Ethnic Consciousness of Modern Buryats in Russia. Dr. psychol. sci. diss.]. Moscow, 2010. 445 p.

3. Dugarova T. Ts., Shakhmalova I. Zh. Osobennosti adaptatsii sel'skikh studentov k obucheniyu v vuze: problemy i puti resheniya [The Features of Rural Students' Adaptation to Train-

ing in High School: Problems and Solutions]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta — Bulletin of Tomsk State Pedagogical University. 2016. V. 1 (166). Pp. 57-62

4. Dugarova T. Ts., Shakhmalova I. Zh. Vneuchebnaya deyatel'nost' vuza kak sredstvo uspeshnoi adaptatsii pervokursnikov [Extra-Curricular Activities of University as a Means of First-Year Students' Successful Adaptation]. Uchenye zapiski. Elektronnyi nauchnyi zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta — Scientific Notes. Electronic Journal of Kursk State University. 2015. V. 4 (36). Pp. 207-212.

5. Ochirova E. A., Dugarova T. Ts. Emotsional'naya napryazhennost' kak faktor psikhologiche-skoi dezadaptatsii studentov 1 kursa [Emotional Intensity as a Factor of First-Year Students' Psychological Disadaptation]. Sbornik materialov III Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii studentov i aspirantov — Proc. 3rd All-Rus. sci. and pract. conf. of students and postgraduates. Yakutsk, 2014. Pp. 246-248.

6. Kon I. S. Psikhologiya yunosheskogo vozrasta [Psychology of Preadult Age]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 1979. 175 p.

7. Slobodchikov V. I., Isaev E. I. Psikhologiya razvitiya cheloveka. Razvitie sub"ektivnoi real'nosti v ontogeneze [Psychology of Human Development. Development of Subjective Reality in Ontogenesis]. Moscow, 2013. 400 p.

8. Yakunin V. A. Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical Psychology]. St Petersburg: V. A. Mikhailov, Polius Publ., 1998. 640 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.