УДК 377.5.02
С. А. Морозова
ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КЛАССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ
ДИСЦИПЛИН
Рассматривается актуальная проблема - активизация учебной деятельности в классе музыкально-теоретических дисциплин. Автор исследует учебную деятельность как сложный и многокомпонентный процесс, направленный на изменение обучающегося - субъекта обучения. Выделены основные компоненты учебной деятельности: мотив учебной деятельности, целеполагание, учебные действия, контроль и оценка. Определены принципы управления учебной деятельностью студентов: управление как поддержка и сопровождение, гибкость и ситуативность, делегирование полномочий и ответственность студентов. Для активизации учебной деятельности предполагается педагогическое воздействие на все составляющие компоненты категории, а также усиление активности всех субъектов учения. С целью воздействия на компонент «учебные действия» разработана система алгоритмов на разные виды учебных задач по некоторым музыкально-теоретическим дисциплинам. Первые положительные результаты проявились в тенденции к повышению качества освоения дисциплины, что свидетельствует о вовлечении студентов в соуправление учебной деятельностью.
Ключевые слова: активизация учебной деятельности, учебные действия, музыкально-теоретические дисциплины, система алгоритмов.
Профессиональные образовательные учреждения музыкального профиля осуществляют подготовку исполнителей, вокалистов, дирижеров, музыковедов и композиторов. Профессиональный музыкант в процессе своего становления проходит через комплексную многоуровневую многоступенчатую систему. Завершая обучение в детской музыкальной школе или в школе искусств (ДМШ и ДШИ), выпускники становятся студентами средних профессиональных учреждений в области музыкального искусства. Однако в последнее время в средние профессиональные учреждения все чаще поступают абитуриенты, демонстрирующие низкий уровень подготовки. Особенно это касается качества подготовки по музыкально-теоретическим дисциплинам, которые, как известно, играют важную роль в становлении профессионального музыканта.
Причин обозначенной проблемы, по мнению автора, несколько. Во-первых, будущие абитуриенты достаточно поздно профессионально самоопределяются. Этому способствуют неточные результаты ранней диагностики музыкальных способностей [1, с. 108]. Во-вторых, родители учащихся ДМШ и ДШИ для снижения образовательной загруженности детей выбирают самый легкий для освоения художественно-эстетический уровень образовательных программ, который дает лишь самые общие, поверхностные знания. В-третьих, в школах остро стоит проблема нехватки высококвалифицированных преподавателей музыкально-теоретических дисциплин, способных подготовить выпускников для дальнейшего обучения [2].
В результате преподаватель колледжа по музыкально-теоретическим дисциплинам стоит перед проблемой: как в условиях группового обучения вывести каждого студента на достаточный уровень владения профессиональными компетенциями, как
организовать учебную деятельность наилучшим, более результативным способом. Между тем есть еще несколько осложняющих обучение факторов, которые продиктованы возрастными особенностями обучающихся:
- ранняя юность отличается крайней неравномерностью развития на межиндивидуальном уровне и внутрииндивидуальном, а это создает дополнительные сложности в групповом обучении;
- в юности затруднена адекватная самооценка -у студентов наблюдается либо заниженная самооценка, либо переоценка собственных возможностей [3, с. 266].
Немалую трудность представляют и сложности периода адаптации обучающихся к новым условиям. По результатам исследований 43 % первокурсников испытывают трудности в учебе, 30 % -трудности в общении с преподавателями [4]. Следовательно, с самого начала обучения в среднем профессиональном учебном заведении должна произойти не только адаптация студентов в новом социальном статусе, но и выравнивание обучающихся по уровню знаний, умений и навыков, осуществлена рациональная организация и активизация учебной деятельности.
Таким образом, проблема учебной деятельности с течением времени не становится менее актуальной, злободневной, а наоборот, требует своего дальнейшего изучения. Кроме того, к современному специалисту общество предъявляет ряд требований, среди которых одним из важнейших является способность к самообразованию - умению диагностировать себя, оценить имеющиеся знания и организовать овладение новыми, то есть учиться самостоятельно.
При определении термина «учебная деятельность» обратимся к трактовке Д. Б. Эльконина,
Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2016. 12 (177)
В. В. Давыдова, В. В. Репкина: «Учебная деятельность понимается как особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения, вследствие чего она и начинает выступать в качестве непосредственной основы его развития» [5, с. 6]. А. Д. Ишков в своем исследовании уточняет понятие учебной деятельности с точки зрения ее направленности на приобретение различных знаний, умений и навыков [6, с. 4], а Е. Ю. Игнатьева определяет основные характеристики учебной деятельности - субъектность, активность, предметность, целенаправленность и осознанность [7, с. 77]. В целом исследователи рассматривают учебную деятельность как процесс сложный и многоплановый, который обеспечивается формированием основных компонентов: мотив учебной деятельности (учебно-познавательный интерес), целеполагание, учебные действия, контроль и оценка [5, с. 6].
Е. Ю. Игнатьева в своем труде исследует учебную деятельность студентов современного вуза и для обозначения педагогического воздействия на обучение применяет понятие «управление», а также выделяет основные принципы управления учебной деятельностью студентов:
- управление как поддержка и сопровождение, реализующее индивидуализацию образовательных маршрутов;
- гибкость и ситуативность, обеспечивающие согласованность компонентов образовательной системы относительно результатов;
- делегирование полномочий и ответственности студентам, что способствует вовлечению студентов в соуправление их учебной деятельностью [7, с. 98].
Исходя из вышеизложенных определений, активизация учебной деятельности требует усиления, оживления деятельности всех субъектов учения: во-первых, мотивирующая и организующая деятельность преподавателя и, во-вторых - осознанное и целенаправленное отношение студента к учению. Иными словами, активизация учебной деятельности предполагает педагогическое воздействие на все составляющие компоненты категории: мотив (учебно-познавательный интерес), целепо-лагание, учебные действия, контроль и оценка.
Мотив учебной деятельности, или учебно-познавательный интерес, играет главную роль в учении. По мнению большинства исследователей, для повышения его уровня, активности в обучении необходимо интересное преподнесение учебного материала, наделение его необычностью, яркой эмоциональной окраской, демонстрация высокой значимости изучаемого для будущей практической деятельности [8]. М. М. Пасько, обобщая педагогический и исследовательский опыт в этом направле-
нии, выделяет следующие факторы, активизирующие учебно-познавательный интерес:
- информатизация учебного процесса;
- познавательные, логические, оценочные и творческие задания;
- метод проблемных ситуаций, ситуации неожиданности, противоречия, предположения и прогнозирования [9].
Автор солидарен с Ю. В. Саенко, который проводит прямую зависимость показателей успешности обучаемости от мотивационной сферы студента [10].
Мотив реализуется через возникновение целей (их выделение, определение и осознание), т. е. посредством целеполагания, которые, в свою очередь, осуществляются в процессе выполнения системы учебных действий. С точки зрения Е. Ю. Игнатьевой, компонент учебного действия представлен двумя составляющими: принятие и понимание учебной задачи и непосредственно учебные действия, то есть решение задачи через применение определенных алгоритмов и формул [7, с. 81].
Для активизации этой компоненты был разработан комплекс алгоритмов на разные виды учебных задач по некоторым музыкально-теоретическим дисциплинам. Наиболее сложными для освоения являются «Сольфеджио» и «Гармония» - дисциплины, направленные на развитие музыкального слуха и чувства музыкальной логики. Известно, что для активного развития музыкального слуха необходимо задействовать аналитические структуры головного мозга, поэтому при выполнении слухового анализа гармонических интервалов и аккордов применяется алгоритм, основанный на акустическом восприятии созвучий. Анализируя промежуточные результаты обучения, важно проявить гибкость и ситуативность при подборе дальнейших инструкций. Так, для записи музыкальных диктантов разработаны алгоритмы индивидуальной направленности, чтобы развивать способности каждого обучающегося в оптимальном для него режиме.
Дисциплина «Гармония» представляет существенную сложность для студентов, так как для ее освоения необходимы знания, умения и навыки, приобретенные на других музыкально-теоретических дисциплинах, а также из-за непрерывного накопления учебного материала. Любая изученная тема сохраняет свою важность для всех последующих. Для качественного практического овладения материалом, для решения задач по гармонии разработана целая система алгоритмов, представляющая собой пошаговые инструкции на задачи различной сложности. При этом самые первые алгоритмы, направленные на решение простых задач, автоматически встраиваются в более сложные конструкции. Таким образом, учебный материал дис-
циплины осваивается значительно легче, а труд- - степень самостоятельности применения алго-
ные для выполнения учебные задачи распадаются ритма для решения учебной задачи; на пошаговые задания. - возможность его осуществления в других
Разрабатывая данные алгоритмы, учитывалась условиях. специфика дисциплины и возрастные особенности На данном этапе алгоритмы апробируются, но
обучающихся: первые результаты уже проявились в тенденции к
- в юности совершенствуется владение слож- повышению качества освоения дисциплины. Более ными интеллектуальными операциями анализа и того, студенты-инструменталисты не только пересинтеза, теоретического обобщения и абстрагиро- стали пропускать занятия сольфеджио и гармонии, вания, аргументирования и доказательства; но и стремятся получить дополнительные знания и
- характерны систематичность, устойчивость и задания. Интеллектуальная, познавательная и ком-критичность мышления, самостоятельная творче- муникативная деятельность обучающихся свиде-ская деятельность [3, с. 271]. тельствует о делегировании ответственности сту-
На основе разработанных и системно применя- дентам, их вовлечение в соуправление учебной де-
емых алгоритмов осуществляются не только учеб- ятельностью, а также подтверждает влияние педа-
ные действия, но и реализуются такие компоненты гога на учебную деятельность в целом [11]. учебной деятельности, как контроль и оценка. При Таким образом, педагогическое воздействие на
этом критериями оценки успешности выполнения отдельные компоненты учебной деятельности при-
задачи являются: водит к активизации учебной деятельности в це-
- адекватность выбора алгоритма для осущест- лом, а также к повышению качества музыкально-вления действия; теоретической подготовки студентов.
Список литературы
1. Федорович Е. Н. История музыкального образования: учебное пособие. Екатеринбург, 2003. 110 с.
2. Калинина Ю. А. О недостатках музыкально-теоретической подготовки абитуриентов как системной проблеме дополнительного музыкального образования // Современное музыкальное образование в контексте региональной специфики: традиции, инновации, опыт: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 1-15 февраля 2016 г., г. Абакан / науч. ред. Н. П. Шишлянникова, отв. ред. Г. Н. Курбонова. Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2016. С. 66-73.
3. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. 349 с.
4. Дугарова Т. Ц., Шахмалова И. Ж. Особенности адаптации сельских студентов к обучению в вузе: проблемы и пути решения // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 1 (166). С. 57-62.
5. Репкина Г. В., Заика Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. В помощь учителю начальных классов. Томск: Пеленг, 1993 г. 61 с.
6. Ишков А. Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности. М.: Изд-во АСВ, 2004. 224 с.
7. Игнатьева Е. Ю. Педагогическое управление учебной деятельностью студентов в современном вузе. СПб.: ЛЕМА, 2012. 300 с.
8. Станкин М. И. Активность в обучении // Специалист № 5, 2007 год. http://www.studmed.ru/stankin-mi-statya-aktivnost-v-obuche-nii_8e2163f5b7b.html
9. Пасько М. М. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов на уроках истории // Колледж в федеральных изданиях: сб. статей преподавателей КемГППК / сост. С. И. Ощепкова. Кемерово: Изд-во Кемеровского гос. проф.-пед. колледжа, 2011. С. 93-102.
10. Саенко Ю. В. Диагностика обучаемости студентов // Педагогика и жизнь: междунар. сб. науч. тр. Вып. 7. Воронеж: ВГПУ, 2008. С. 202-210.
11. Поздеева С. И. Педагогическая деятельность как предмет психолого-педагогических исследований и публикаций // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 4 (6). С. 93-100.
Морозова С. А., аспирант, преподаватель.
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова.
Пр. Ленина, 90, Абакан, Республика Хакасия, Россия, 655000. Минусинский колледж культуры и искусства.
Ул. Красных партизан, 3, Минусинск, Красноярский край, Россия, 662600. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 14.06.2016.
S. A. Morozova
THE WAYS OF LEARNING ACTIVITIES INTENSIFICATION IN CLASSES OF MUSICAL-THEORETICAL SUBJECTS
This article is devoted to the topical problem - the intensification of learning activities in classes of musical-theoretical subjects. These subjects play an important role in the development of hearing and musical thinking of the
BecmHUK Trm (TSPUBulletin). 2016. 12 (177)
future professional musician. The author considers the learning activity as a complex and multicomponent process designed to change the student - the subject of training. The basic components of educational activity are carried out: the motive of learning activity, goal setting, training activities, control and evaluation. Management principles of educational activity of students are defined: management as support and maintenance, flexibility and situationality, delegation of authority and responsibility to the students. Pedagogical effect on all component parts of the category, as well as increased activity of all subjects of teaching is expected to activate the learning activity. In order to influence the component "training activities" the system of algorithms is developed for different types of learning tasks for the most demanding musical-theoretic disciplines - "Solfeggio" and "Harmony". The first positive results are evident in the tendency to improve the quality of results, indicating involvement of students in co-management of educational activities.
Key words: intensification of learning activities, educational activities, musical-theoretical disciplines, system of algorithms.
References
1. Fedorovich E. N. Istoriya muzykal'nogo obrazovaniya: uchebnoye posobiye [The history of music education: study guide]. Ekaterinburg, 2003. 110 p. (in Russian).
2. Kalinina Yu. A. O nedostatkakh muzykal'no-teoreticheskoy podgotovki abiturientov kak sistemnoy probleme dopolnitel'nogo muzykal'nogo obrazovaniya [About the faults of musical-theoretical training of students as a systemic problem for supplementary musical education]. Materialy Vserossiyskoy nauchno-praktich. konf. s mezhdunarodnym uchastiem 01-15 fevralya 2016 g., g. Abakan "Sovremennoye muzykal'noye obrazovaniye v kontekste regional'noy spetsifiki: traditsii, innovatsii, opyt' [Materials of all-Russian scientific-practical conference with international participation, February 1-15, 2016, Abakan "Modern musical education in the context of regional specificity: tradition, innovation, experience"]. Abakan, Izd-vo Khakass state university named after N. F. Katanov Publ., 2016. Pp. 66-73 (in Russian).
3. Shapovalenko I. V. Vozrastnaya psikhologiya (Psikhologiya razvitiya i vozrastnaya psikhologiya) [Age-related psychology (developmental psychology and age-related psychology)]. Moscow, Gardariki Publ., 2005. 349 p. (in Russian).
4. Dugarova T. C., Shakhmalova I. Zh. Osobennosti adaptatsii sel'skikh studentov k obucheniyu v vuze: problemy i puti resheniya [Features of adaptation of rural students to studying at University: problems and solutions]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2016, vol. 1 (166), pp. 57-62 (in Russian).
5. Repkina G. V., Zaika E. V. Otsenka urovnya sformirovannosti uchebnoy deyatel'nosti. Vpomoshch'uchitelyu nachal'nyh klassov[Assessment of the level of formation of educational activity. To help the teacher of initial classes]. Tomsk, Peleng Publ., 1993. 61 p. (in Russian).
6. Ishkov A. D. Uchebnaya deyatel'nost'studenta: psikhologicheskiye faktoryuspeshnosti [Educational activity of the student: psychological factors of success]. Moscow, Izdatel'stvo ASV Publ., 2004. 224 p. (in Russian).
7. Ignat'eva E. Yu. Pedagogicheskoye upravleniye uchebnoy deyatel'nost'yu studentov v sovremennom vuze [Pedagogical management of educational activity of students in modern University]. St. Petersburg, LEM Publ., 2012. 300 p. (in Russian).
8. Stankin M. I. Aktivnost' v obuchenii [Activity in study]. Spetsialist- Specialist, 2007, no. 5 (in Russian). URL: http://www.studmed.ru/stankin-mi-statya-aktivnost-v-obuchenii_8e2163f5b7b.html (accessed 8 May 2016) (in Russian).
9. Pas'ko M. M. Aktivizatsiya uchebno-poznavatel'noy deyatel'nosti studentov na urokakh istorii [Activation of educational-cognitive activity of students at lessons of history]. Kolledzh v federal'nyh izdaniyakh: sbornik statey prepodavateley KemGPPK [College in federal publications: collection of articles KemSPPC teachers]. Complier S. I. Oshchepkova. Kemerovo, Izd.-vo Kemerovskogo gosudarstvennogo professional'no-pedagogicheskogo kolledzha Publ., 2011. Pp. 93-102 (in Russian).
10. Saenko Yu. V. Diagnostika obuchaemosti studentov [Diagnosis of students' learning abilities]. Pedagogika i zhizn': mezhdunar. sb. nauch. tr. [Pedagogy and Life: international collection of scientific articles]. Voronezh, VGPU Publ., 2008, no. 7, pp. 202-210 (in Russian).
11. Pozdeeva S. I. Pedagogicheskaya deyatel'nost kak predmet psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniy i publikatsii [Pedagogical activity as a subject of psychological and pedagogical research and publications]. Pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2014, vol. 4 (6), pp. 93-100 (in Russian).
Morozova S. A
N. F. Katanov Khakass State University.
Pr. Lenina, 90, Abakan, Russia, 655000. Minusinsk College of Culture and Arts.
Ul. Krasnykh Partizan, 3, Minusinsk, Russia, 662600. E-mail: [email protected]