УДК 377.5.02
С. А. Морозова
К ВОПРОСУ О КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ
КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Освещена актуальная проблема - контрольно-оценочная деятельность в педагогике музыкального образования. Рассматриваются особенности структуры компетентности музыканта и сложности определения уровня ее сформированности. Проведен анализ литературы по данной теме, который свидетельствует об отсутствии единой технологии комплексного контроля и оценки результатов профессионального музыкального обучения. При подготовке специалиста-музыканта в среднем профессиональном образовании формирование музыкально-слуховой компетентности является наиважнейшей задачей и осуществляется прежде всего на дисциплинах музыкально-теоретического цикла. Учебная дисциплина «Сольфеджио» является обязательной для всех музыкальных специальностей. Рассматриваются требования ФГОС к результатам освоения этой учебной дисциплины специальности «Инструментальное исполнительство». На примере музыкально-теоретической дисциплины «Сольфеджио» определены элементы музыкально-слуховой компетентности. Осуществляется разработка системы мониторинга, являющегося контрольно-измерительным средством и эффективным способом организации учебного процесса.
Ключевые слова: контроль и оценка в музыкальном образовании, профессиональные компетентности, музыкально-теоретические дисциплины, мониторинг.
В последние годы в России остро обозначились проблемы качества образования. Оценка уровня подготовки выпускников среднего профессионального образования требует объективного оценивания в процессе управления обучением, что ведет к непрерывному поиску средств, методов и технологий оценивания его результатов.
Проблема измерения и оценки результатов обучения является одной из самых важных в педагогической теории и практике. Современные средства контроля должны отвечать следующим параметрам: мобильность, объективность, эффективность и информативность. При этом особое значение приобретает вовлечение всех субъектов образовательной деятельности в процесс обеспечения качества подготовки на основе развития мотивации, рефлексии и обучения.
Основными недостатками существующих систем контроля выступают субъективизм в оценке результатов обучения, проверка крупных разделов материала, эпизодичность контрольных мероприятий, неразработанность дидактических и организационных приемов использования компьютерных средств для осуществления контроля, отсутствие возможности полноценно учитывать индивидуальные особенности контролируемых. Существенной проблемой при проведении контрольно-оценочных мероприятий является оперирование большими объемами информации, которую требуется подготовить, обработать и проанализировать за малые промежутки времени. Как следствие, преподаватель выполняет огромное количество рутинной работы по проверке письменных работ, что ведет к снижению качества преподавания.
По мнению О. Е. Пермякова, развитие системы контроля и оценки качества подготовки специалистов сдерживает отсутствие достаточной разработки научного обоснования теории формирования и оценки компетенций [1, с. 23].
Проблема контрольно-оценочной деятельности в педагогике музыкального образования стоит еще острее, что обусловлено ее спецификой и особенностями структуры компетентности музыканта. Исходя из этой специфики, основу профессиональной компетентности, с точки зрения Е. Р. Сизовой, составляют музыкально-слуховая, музыкально-аналитическая, музыкально-исполнительская, музыкально-педагогическая компетентности [2]. Каждая из них состоит из нескольких компонентов: личностного, когнитивного, музыкально-деятельностного, социально-коммуникативного.
Профессиональная деятельность музыканта является одним из видов творческой деятельности и характеризуется многоаспектностью, неповторимостью по способу осуществления и результату, оригинальностью и индивидуальной уникальностью. В. И. Петрушин, размышляя об условиях творческой деятельности музыканта, говорит не только о важности накопления знаний, умений и навыков, но и об умении применить их как средство для свершения любого творческого акта [3, с. 70]. Следовательно, специфической чертой музыкального образования является поиск таких способов проверки знаний и умений студентов, которые не превращали бы этот процесс в сухую формальность, а сохраняли характер музыкально-творческой деятельности. Исходя из вышесказанного контроль и оценка результатов обучения и определение уровня сформированности профессиональной компетентности музыканта имеют ряд трудностей.
Большинство авторов, обращающихся к вопросу контроля и оценки в музыкальном образовании, исследуют музыкально-исполнительскую компетентность. Например, А. С. Казурова, затрагивая существующие проблемы в профессиональном музыкальном образовании, рассматривает вопрос оценки на примере исполнительского класса [4, с. 39]. А. П. Щапов высказывает мнение о недопустимости уравнивания критериев и требований к исполнительству на разных стадиях разучивания произведения [5, с. 61]. Мы разделяем его позицию, так как это требование относится к оцениванию освоения и музыкально-теоретических дисциплин. На начальной стадии изучения новой темы или раздела в большей степени необходимо оценивать количество усилий и труда, приложенных студентом, степень его заинтересованности в учебной деятельности. Далее, по мере продвижения процесса изучения выдвигаются новые критерии и требования, которые и должны подвести обучающихся к заключительной итоговой аттестации.
Следовательно, контрольно-оценочные средства по любой музыкальной дисциплине должны состоять из двух частей: средств для текущей аттестации студентов и средств для промежуточной аттестации студентов.
Анализ литературы по выбранной проблеме свидетельствует о том, что авторы, затрагивая отдельные аспекты, не предлагают единой технологии комплексного контроля и оценки результатов профессионального музыкального обучения.
Компетентностный подход акцентирует внимание на результатах образования, выраженных в виде способностей действовать и решать профессиональные задачи. Это вызывает необходимость создания методики измерения и оценки этих результатов с использованием многоуровневых заданий-измерителей.
Возникают противоречия:
- между увеличившимися требованиями к уровню подготовки выпускников СПО и слабой сформированностью у них таких качеств, как познавательная активность, ответственность, самостоятельность;
- между необходимостью привлечения всех субъектов образовательной деятельности (администрации, педагогов, студентов) к процессу обеспечения качества обучения и их недостаточной подготовленностью к данной деятельности;
- между необходимостью реализации компетентностного подхода и недостаточной разработанностью диагностического инструментария для измерения уровней сформированно-сти профессиональных компетенций музыканта.
Следовательно, для реализации компетентностного подхода и подготовки высококвалифицированного специалиста-музыканта необходимо создание Фонда оценочных средств, включающего научно-методическое сопровождение контрольно-оценочной деятельности педагогов, методику создания и применения средств оценивания компетенций, а также методику самооценки для студентов.
При подготовке специалиста-музыканта в среднем профессиональном образовании формирование музыкально-слуховой компетентности является наиважнейшей задачей и осуществляется на дисциплинах музыкально-теоретического цикла. В первую очередь такие задачи ставит дисциплина «Сольфеджио», которая является обязательной для всех музыкальных специальностей. Рассмотрим требования ФГОС к результатам освоения этой учебной дисциплины по специальности «Инструментальное исполнительство». В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен получить целый комплекс умений и знаний, приведем некоторые из них:
умение 1 - сольфеджировать одноголосные и двухголосные музыкальные примеры;
умение 2 - сочинять подголоски и дополнительные голоса, учитывая жанровые особенности музыкального примера;
умение 3 - записывать музыкальные построения средней трудности, используя навыки слухового анализа;
умение 5 - слышать и анализировать гармонические и интервальные цепочки; и другие умения.
знание 1 - особенности ладовых систем;
знание 2 - основы функциональной гармонии;
знание 3 - закономерности формообразования;
знание 4 - формы развития музыкального слуха: диктант, слуховой анализ, интонационные упражнения, сольфеджирование.
Для устранения существующих недостатков контрольно-оценочных мероприятий необходимо разграничить качество образовательного процесса и качество результатов обучения [6]. Многими исследователями предлагается новое поколение измерителей, основанных на системе мониторинга.
Исходя из положения, что элементами конкретной компетентности являются ЗУН и специальные способности [1, с. 27], начнем разработку фонда оценочных средств с разработки мониторинга, который позволит проанализировать динамические изменения качества подготовленности студента и оценивать уровень усвоения знаний.
Таблица 1
Уровни усвоения знаний (по В. П. Беспалько)
Уровень З.1. Особенности ладовых систем З.4. Формы развития музыкального слуха: диктант, слуховой анализ, интонационные упражнения, сольфеджирование
1-й - узнавание объектов, свойств, процессов данной области (знания-знакомства) Элементарное знание (перечисление) видов и особенностей ладовых систем Знание особенностей применения и целесообразности различных форм развития музыкального слуха
2-й - репродуктивное действие (знания-копии) путем воспроизведения информации Построение ладов в заданных условиях Знание алгоритма выполнения каждой формы развития музыкального слуха
3-й - деятельность по образцу на некотором множестве объектов (знания-умения и навыки) Пение ладов с учетом особенностей ладовых систем Самостоятельное выполнение заданий по алгоритму
4-й - «творческое действие», выполняемое на любом множестве объектов путем самостоятельного конструирования нового (знания-трансформации) Сочинение, досочинение мелодий и подголосков в заданной ладовой системе (умение 2) Нотная запись прослушанного музыкального построения (умение 3). Определение на слух и распознавание интервалов и аккордов в гармонической цепочке (умение 5). Чтение с листа одноголосных музыкальных примеров различной степени сложности (умение 1)
На основании данной таблицы разрабатывается матрица, которая применяется в контрольно-оценочной деятельности преподавателем (или студентами - для самоконтроля) и отражает индивидуальные образовательные достижения обучающихся (табл. 2).
Таблица 2
Матрица индивидуальных образовательных достижений
Знание Уровень
1 2 3 4
1. Особенности ладовых систем
2. Основы функциональной гармонии
3. Закономерности формообразования
4. Формы развития музыкального слуха: диктант, слуховой анализ, интонационные упражнения, сольфеджирование
Таким образом, приведенная выше система в полной мере будет соответствовать принципам развития системы оценки качества, которые приводит в своем исследовании О. Е. Пермяков:
- научная обоснованность и междисциплинарность;
- преемственность в теории и практике контрольно-оценочной деятельности;
- субъектно-предметная ориентированность (получение достоверной многоаспектной информации об индивидуальных образовательных достижениях);
- ориентированность на изменение информационных потребностей государства, общества и личности;
- открытость и прозрачность контрольно-оценочной деятельности [1, с. 21].
Список литературы
1. Пермяков О. Е. Развитие систем оценки качества подготовки специалистов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009. 49 с.
2. Сизова Е. Р. Профессиональная компетентность специалиста-музыканта: структура, содержание, методы развития // Высшее образование сегодня. 2007. № 11. С. 36-39.
3. Петрушин В. И. Музыкальная психология: учеб. пос-е для вузов. 2-е изд. М.: Академ. Проект Трикста, 2008. 400 с.
4. Казурова А. С. Проблемы государственного образовательного стандарта высшего профессионального музыкального образования: опыт и перспективы. М.: Иссл. центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 93 с.
5. Щапов А. П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М.: Изд. дом «Классика-XXI», 2009. С. 176 (Серия «Секреты фортепианного мастерства»).
6. Артамонова Е. В., Галиахметова А. Т., Андреева Е. А. Реформирование контроля качества образовательных результатов: отечественный опыт // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 6 (147). С. 149-153.
Морозова С. А., аспирант, преподаватель.
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова.
Пр. Ленина, 90, Абакан, Республика Хакасия, Россия, 655017. Минусинский колледж культуры и искусства.
Ул. Красных партизан, 3, Минусинск, Красноярский край, Россия, 662600. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 26.10.2015.
S. A. Morozova
ON THE QUESTION OF THE CONTROL AND EVALUATIVE ACTIVITIES IN A COMPETENCE-BASED
APPROACH
This article is devoted to the topical problem - the control and evaluative activities in the pedagogy of music education. The features of the structure of competent musicians are considered and the level of complexity of its formation is determined. The completed analysis of the literature on the subject indicates the absence of a unified technology which integrates monitoring and evaluation of results in professional music training. In the process of training the professional musician in secondary vocational education the formation of musical aural competency is the most important task and is carried out primarily on the musical-theoretical disciplines cycle. "Solfeggio" is obligatory subject for all musical specialities. We consider the requirements of the Federal State Educational Standard to the results of the studying of this subject on specialty "Instrumental Performance". On the example of musical theoretical discipline "Solfeggio" the elements of music and aural competence are defined. The development of monitoring system is carried out, which is the control and measuring tool and an effective way of organizing the educational process.
Key words: control and evaluation in music education, professional competence, musical-theoretical disciplines, monitoring.
References
1. Permyakov O. E. Razvitiye sistem otsenki kacheslva podgotovki spetsialistov: Avtoref. dis. d-ra ped. nauk [The development of evaluation system the quality of training. Abstract of thesis doct. of ped sci.]. Moscow, 2009. 49 p. (in Russian).
2. Sizova E. R. Professional'naya kompetentnost' spetsialista-muzykanta: struktura, soderzhaniye, metody razvitiya [The professional competence of the expert musician: the structure, content, methods of development]. Vyssheye obrazovaniye segodnya - Higher Education Today, 2007, no 11, pp. 36 - 39 (in Russian).
3. Petrushin V. I. Muzykal'naya psikhologiya: uchebnoye posobiye dlya vuzov. 2-e izdaniye [Music Psychology: Workbook for universities. 2nd edition]. Moscow, Akademicheskiy Proekt Triksta Publ., 2008. 400 p. (in Russian).
4. Kazurova A. S. Problemy gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo muzykal'nogo obrazovaniya: opyt i perspektivy [Problems of state educational standard of higher professional music education: experience and prospects]. Moscow, Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov Publ., 2005. 93 p. (in Russian).
5. Shchapov A. P. Fortepiannyy urok v muzykal'noy shkole i uchilishche [Piano lessons at a music school and college]. Moscow, Izdatel'skiy dom "Klassika-XXI" Publ., 2009. 176 p. (Seriya "Sekrety fortepiannogo masterstva") (in Russian).
6. Artamonova E. V., Galiakhmetova A. T., Andreeva E. A. Reformirovaniye kontrolya kachestva obrazovatel'nykh rezul'tatov: otechestvennyy opyt [Reforming the quality control of educational results: The native experience]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, no. 6 (147), pp. 149-153 (in Russian).
Morozova S. A.
Khakass State University named after N. F. Katanov.
Pr. Lenina, 92, Abakan, Khakassia Republic, Russia, 655000.
Minusinsk College of Culture and Art.
Ul. Krasnykh Partizan, 3, Minusinsk, Krasnoyarsk region, Russia, 662600.
E-mail: [email protected]