ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №3, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #3, 2015_________________________
УДК 159.947.5
АРХИПОВА Мария Владимировна, кандидат психологических наук
ШУТОВА Наталья Вадимовна, доктор психологических наук,
К ПРОБЛЕМЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Статья посвящена исследованию музыкального воздействия на учебную деятельность. Цель исследования заключается в подборе музыкальных произведений и изучении их воздействия на субъекта учебной деятельности в качестве психологического средства создания эмоционального комфорта и, как следствие, повышения эффективности учебного процесса. В статье рассматриваются возможности использования классической музыки. Предложена оригинальная программа музыкальных произведений, направленная на коррекцию негативных эмоциональных состояний, снятие эмоционального перенапряжения, улучшение самочувствия, повышение внимания, активизацию творческого воображения. Данная программа подтвердила свою эффективность. Музыкальное искусство, органично включенное в процесс учебной деятельности, способствует созданию положительных эмоций, развитию интереса к изучению предмета, таким образом, повышая качество обучения. Регулирование эмоционального состояния субъекта учебной деятельности с помощью музыкального искусства способствует оптимизации учебной деятельности, как с функциональной, так и с результативной стороны.
Ключевые слова: образование, музыкальное искусство, классическая музыка, учебная деятельность, эмоциональное состояние, интерес, мотивация.
DOI: 10.17748/2075-9908.2015.7.3.171-174
ARHIPOVA Mariya Vladimirovna, Candidate in Psychology
SHUTOVA Natalia Vadimovna, Doctor in Psychology, Professor
THE PROBLEM OF USING SPECIFIC MUSICAL COMPOSITIONS IN EDUCATIONAL PROCESS
The article is devoted to the research of music influence on educational process. The aim of our research is to choose musical compositions and investigate their effect on students as a means of creating emotionally comfortable atmosphere during lessons, thus making educational process more efficient. The original programme proposed here is based on classical music. The main purpose of using classical compositions in classes is to regulate students’ emotions. The effect of classical music is ataractic. It helps to concentrate students’ attention on studying, stimulates imagination and generates good emotions. It is emotions that create positive attitude and motivate to self-education. Music is known to be the most emotional kind of arts, thus it can be used as a means of increasing work efficiency and reducing tiredness. Musical compositions offered in the article enable to produce emotional comfort and as a result make studying process more effective.
Key words: education, art of music, classical music, studying process, emotions, interest, motivation.
Развитие общества непосредственно зависит от состояния образования. Особенно усиливается роль образования во время социальных и экономических трансформаций. Целью образовательной политики становится создание условий, позволяющих обеспечивать решение актуальных проблем современного общества.
Получение образования является важным требованием к любой личности, поэтому проблема оптимизации учебной деятельности относится к одной из центральных в педагогической психологии. Положительное эмоциональное отношение выполняет целепобудительную функцию любой деятельности, в том числе и учебной. Эмоциональность педагогического процесса является одним из важнейших условий оптимизации деятельности его участников. Известно, что чувства и эмоции имеют первостепенное значение, поскольку именно они обеспечивают ту энергию, которая делает возможным действие. Эмоции отражают мотив деятельности. Они являются результатом и механизмом ее движения. Значение эмоций в регуляции деятельности определяется, прежде всего, тем, что ими в зависимости от наличных потребностей, текущей мотивации и всего прошлого опыта субъекта выполняется функция субъективной оценки высшей стимуляции, исходно воспринимаемой рецепторами беспристрастно. Эмоции выступают в качестве важнейшего фактора уже на этапе первичной ориентировки в условиях необходимой предпосылки деятельности [1,2, 3, 4, 5].
Как известно высшей формой эмоционального освоения действительности является искусство. Оно развивает, углубляет и направляет эмоции, будит фантазию, заставляет работать мысль. Музыка - самый эмоциональный из видов искусства. Способности музыки непосредственно воспроизводить целостные душевные состояния человека и моделировать типы его деятельного участия в различных жизненных процессах привели в последнее время к заметному возрастанию интереса к применению музыки в разнообразных видах деятельности в качестве
- 171 -
Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
средства улучшения общего самочувствия, повышения работоспособности и снижения утомляемости [6, 5, 7].
Цель нашего исследования заключается в подборе музыкальных произведений и изучении их воздействия на субъекта учебной деятельности в качестве психологического средства создания эмоционального комфорта и, как следствие, повышения эффективности учебного процесса.
Методы исследования: обзорно-аналитический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, теоретические и эмпирические методы исследования, анализ эмпирических данных, количественный и качественный анализ полученных результатов.
В исследовании приняли участие школьники среднего звена общеобразовательной школы, а также студенты вуза. Мы использовали музыкальные произведения в качестве фона в начале занятий, а также при выполнении учащимися письменных заданий.
Изучение эмоционального состояния школьников и студентов показывает, что у большинства из них наблюдается повышенный уровень тревожности. Известно, что тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Тревожность ухудшает возможности и результаты труда субъекта учебной деятельности, что еще больше усиливает эмоциональное неблагополучие.
В нашем исследовании мы использовали классические произведения, так как именно классическая музыка способна оказывать достаточно длительное и универсальное эмоциональное воздействие без эффекта «пресыщения».
Чтобы вывести человека из того или иного эмоционального состояния, ему необходимо сначала дать прослушать мелодии, соответствующие этому настроению, затем постепенно сменить характер музыки в соответствии с желательной переменой в настроении. Наиболее выраженный эффект дает однородная по своему характеру музыка. Не рекомендуется использовать сложные музыкальные произведения, передающие бурную смену настроений, - их итоговое воздействие трудно предугадать. Мы предлагаем тщательный целенаправленный подбор музыкальных отрывков или произведений малых форм, в которых преобладает мелодия с выдержанным ритмом. Первым звучит фрагмент произведения, в какой-то мере отвечающий душевному состоянию человека. Если он испытывает тревогу, страх, то сначала для восприятия предлагается грустная мелодия. Звучание следующего произведения призвано противостоять действию первой мелодии, нейтрализуя ее. Это должна быть светлая мелодия, вселяющая надежду. Третье, завершающее произведение должно обладать наибольшей силой эмоционального воздействия, порождать у слушателя настроение, необходимое для оздоровления эмоционального состояния [5, с. 55].
Мы использовали следующую программу:
1. Для коррекции негативных эмоциональных состояний
Бах «Adagio» ля минор; Прелюдия ми бемоль мажор; Прелюдия фа минор; Прелюдия и фуга ре мажор; Кантата № 2; Концерт ре минор для скрипки
Бетховен «Лунная соната», «Пасторальная», «Аппассионата», увертюра «Фиделио» Шопен Ноктюрн соль минор; Прелюдия № 4; Прелюдия № 13
2. Для снятия эмоционального перенапряжения Верди «Ave Maria, laudi», «Stabatmater»
Вивальди «Времена года», концерт «Ночь»
Моцарт «Ave Maria», «Lacrimosa»
3. Для улучшения самочувствия, настроения Лист Венгерская рапсодия № 2
Штраус «Голубой Дунай», «Утренний листок», «Сказки венского леса»
Чайковский Шестая симфония, 3 часть
4. Для повышения сосредоточенности, внимания Дебюсси «Лунный свет»
Шопен Прелюдия № 17 Шуман «Грезы»
- 172 -
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №3, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #3, 2015_________________________
5. Для активизации творческого воображения
Дебюсси «Отражения в воде», «Паруса», «Туман»
Равель «Игра воды», «Отражения», «Старинный менуэт»
С целью определения влияния музыкального искусства на эмоциональное самочувствие учащихся и качество обучения мы провели анкетирование и проанализировали продуктивность выполнения учебных заданий. Результаты демонстрируют, что специально подобранные музыкальные программы позитивно влияют на эмоциональное состояние в процессе учебной деятельности (у 85% испытуемых преобладают позитивные эмоции), способствуют лучшему запоминанию информации, стимулируют воображение. Музыкальное сопровождение побуждало у большинства учащихся желание мечтать, фантазировать, размышлять о будущем. В целом полученные результаты доказывают эффективное влияние музыкального искусства на эмоциональное самочувствие и продуктивность выполнения учебных заданий школьниками и студентами.
Характерными особенностями оказались: познавательная активность, самостоятельность на различных этапах деятельности, динамичный темп работы, устойчивая концентрация внимания, заинтересованность процессом и результатом деятельности. Учащиеся проявляли инициативу на занятиях, как отмечали они сами, это было обусловлено звучащей музыкой («это было необычно», «интересно», «музыка была очень красивой», «музыка успокаивала»).
Таким образом, можно сделать вывод, что важнейшим психолого-педагогическим средством оптимизации учебной деятельности является музыкальное искусство, выполняющее ряд функций: побудительную, отражающую положительную энергетику, мобилизующую субъекта на положительное отношение к осуществлению интеллектуальной деятельности; организационную, обеспечивающую эмоциональный комфорт на протяжении всей деятельности; стимулирующую, поддерживающую активность субъекта на должном уровне вплоть до завершения деятельности.
Одним из главных назначений использования музыки в процессе обучения является создание положительных эмоций, что способствует развитию интереса к изучаемым предметам. Искусство музыки многогранно, но в первую очередь она развивает интерес к изучению предмета и тем самым повышает качество обучения [7].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1976. - 159 с.
2. ВилюнасВ.К. Психология развития мотивации. - СПб.: Речь, 2006. - 458 с.
3. Moore D.G., Burland K., Davidson J.W. The Social Context of Musical Success: A developmental account // British Journal of Psychology. - Vol. 94. - 2003. - P. 529-550.
4. Zembylas M. Emotions and Teacher Identity: a post structural perspective // Teachers and Teaching: Theory and Practice. - Vol.9. - 2003. - P. 213-238.
5. Шутова Н.В. Музыка как средство активизации учебной деятельности: Монография. - Н.Новгород: НГПУ, 2000. - 125 с.
6. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. - М.: Композитор, 1997. - 163 с.
7. Архипова М.В., Шутова Н.В. Музыка как средство развития мотивации изучения иностранных языков: Монография. - Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. - 175 с.
REFERENCES
1. Aseev V.G. Behavior motivation and personality forming [Motivacija povedenija i formirovanie lichnosti]. Moskva: Mysl', 1976. 159 p. (in Russ.).
2. Viljunas V.K. Psychology of motivation development [Psihologija razvitija motivacii]. Sankt- Peterburg: Rech', 2006. 458 p. (in Russ.).
3. Moore D.G., Burland K., Davidson J.W. The Social Context of Musical Success: A developmental account. British Journal of Psychology, Vol. 94, 2003. P. 529-550
4. Zembylas M. Emotions and Teacher Identity: a post structural perspective . Teachers and Teaching: Theory and Practice, Vol.9, 2003. P. 213-238
5. Shutova N.V. Music as a means of education optimizing [Muzyka kak sredstvo aktivizacii uchebnoj dejatel'nosti: Monografija]. N.Novgorod: NGPU, 2000. 125 p. (in Russ.).
6. Petrushin V.I. Music psychotherapy [Muzykal'naja psihoterapija]. Moskva: Kompozitor, 1997. 163 p. (in Russ.).
- 173 -
Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
7. Arhipova M.V., Shutova N.V. Music as a means of motivating foreign languages learning [Muzyka kak sredstvo razvitija motivacii izuchenija inostrannyh jazykov: Monografija]. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. 175 p.
Информация об авторе Information about the author
Архипова Мария Владимировна, кандидат Arhipova Mariya Vladimirovna, Candidate in
психологических наук, старший преподаватель, кафедра иностранных языков и лингвокультурологии, Нижегородский государственный университет имени Н.И.Лобачевского, г. Нижний Новгород, Россия
Шутова Наталья Вадимовна, доктор психологических наук, профессор, кафедра возрастной и педагогической психологии, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород, Россия
Получена: 07.03.2015
Psychology, Chief Tutor, Chair of the English language and Foreign Languages, State University of Nizhniy Novgorod after Lobachevsky,
Nizhniy Novgorod city, Russian Federation
Shutova Natalia Vadimovna, Doctor in Psychology, Professor, Chair of Age-related and Pedagogical Psychology, Pedagogical University of Nizhniy Novgorod after Kozma Minin,
Nizhniy Novgorod city, Russian Federation
Received: 07.03.2015
- 174 -