Научная статья на тему 'Музыкальное искусство как основа создания учебных электронных курсов в обучении английскому языку студентов неязыковых вузов'

Музыкальное искусство как основа создания учебных электронных курсов в обучении английскому языку студентов неязыковых вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УЧЕБНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ КУРС / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / МОТИВАЦИЯ / EDUCATION / THE ART OF MUSIC / INFORMATION TECHNOLOGY / STUDYING PROCESS / E-LEARNING COURSE / FOREIGN LANGUAGE / SELF-STUDY / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Архипова Мария Владимировна

Данная работа выполнена в рамках общей темы научного диссертационного исследования, посвященного построению музыкально-семиотической концепции развития творческих иноязычных способностей учащихся в процессе обучения иностранным языкам. Разработка названной концепции предусматривает экспериментальное изучение и выяснение психологических механизмов влияния музыкального искусства и его средств на эффективность учебного процесса, на развитие общих и специальных способностей учащихся в обучении, особенно на развитие творческих иноязычных способностей. В основе решения данной задачи лежит подтвержденная в исследованиях научной школы проф. В.В. Рыжова гипотеза о психологическом единстве и взаимодействии структур музыкальных и иноязычных способностей личности. Экспериментальная проверка концепции предполагает организацию опытного обучения иностранным языкам с использованием многообразия средств музыкального искусства. Цель данной статьи состоит в исследовании музыкального воздействия на учебную деятельность студентов. В работе предложен оригинальный УЭК «Эпоха Битлз в культуре Великобритании», выполненный в системе Moodle, нацеленный на самостоятельную работу студентов. Представленный курс позволяет проверить усвоение материала в аудитории и работать над углублением полученных навыков дополнительно, что позволяет повысить результативность обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Архипова Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC IN E-LEARNING COURSES OF ENGLISH LANGUAGE AT NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES

The article is written within the framework of the extended scientific research devoted to the music-semeiotic concept of developing students’ creative learning of foreign languages. The concept implies experimental study of psychological impact of music on the efficiency of the learning processes, on the development of general and specific abilities of students, in particular creative abilities to learn foreign languages. Solution of this task is based on the hypothesis of psychological integrity and interaction of musical and foreign language learning skills, which was confirmed by the researches of Professor Ryzhov scientific school. Experimental verification of the concept supposes organization of experimental teaching of foreign languages using the diversity of music. The aim of the article is to study the impact of music on students’ learning processes. The article suggests the original e-learning course “The Beatles Epoch in the UK Culture” on Moodle platform; the course is designed basically for self-study. The course provides the opportunity to check the self-studied material in class, enhancing additionally the acquired knowledge and making more efficient the English language learning process.

Текст научной работы на тему «Музыкальное искусство как основа создания учебных электронных курсов в обучении английскому языку студентов неязыковых вузов»

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

УДК 159.947.5

АРХИПОВА Мария Владимировна,

кандидат психологических наук

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ УЧЕБНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ

Данная работа выполнена в рамках общей темы научного диссертационного исследования, посвященного построению музыкально-семиотической концепции развития творческих иноязычных способностей учащихся в процессе обучения иностранным языкам. Разработка названной концепции предусматривает экспериментальное изучение и выяснение психологических механизмов влияния музыкального искусства и его средств на эффективность учебного процесса, на развитие общих и специальных способностей учащихся в обучении, особенно на развитие творческих иноязычных способностей. В основе решения данной задачи лежит подтвержденная в исследованиях научной школы проф. В.В. Рыжова гипотеза о психологическом единстве и взаимодействии структур музыкальных и иноязычных способностей личности. Экспериментальная проверка концепции предполагает организацию опытного обучения иностранным языкам с использованием многообразия средств музыкального искусства. Цель данной статьи состоит в исследовании музыкального воздействия на учебную деятельность студентов. В работе предложен оригинальный УЭК «Эпоха Битлз в культуре Великобритании», выполненный в системе Moodle, нацеленный на самостоятельную работу студентов. Представленный курс позволяет проверить усвоение материала в аудитории и работать над углублением полученных навыков дополнительно, что позволяет повысить результативность обучения.

Ключевые слова: образование, музыкальное искусство, информационные технологии, учебный электронный курс, иностранный язык, самостоятельная работа, мотивация.

DOI: 10.17748/2075-9908.2015.7.4.112-114

ARHIPOVA Mariya Vladimirovna,

Candidate in Psychology

MUSIC IN E-LEARNING COURSES OF ENGLISH LANGUAGE AT NON-LINGUISTIC

UNIVERSITIES

The article is written within the framework of the extended scientific research devoted to the music-semeiotic concept of developing students’ creative learning of foreign languages. The concept implies experimental study of psychological impact of music on the efficiency of the learning processes, on the development of general and specific abilities of students, in particular creative abilities to learn foreign languages. Solution of this task is based on the hypothesis of psychological integrity and interaction of musical and foreign language learning skills, which was confirmed by the researches of Professor Ryzhov scientific school. Experimental verification of the concept supposes organization of experimental teaching of foreign languages using the diversity of music. The aim of the article is to study the impact of music on students’ learning processes. The article suggests the original e-learning course “The Beatles Epoch in the UK Culture” on Moodle platform; the course is designed basically for self-study. The course provides the opportunity to check the self-studied material in class, enhancing additionally the acquired knowledge and making more efficient the English language learning process.

Key words: education, the art of music, information technology, studying process, e-learning course, foreign language, self-study, motivation.

Величайших мыслителей мира, поэтов, художников, писателей и композиторов всегда поражала огромная сила воздействия музыки на человека. Влияние музыки испытывается и ощущается в той или иной мере каждым в виде стимулирующего, раздражающего или успокаивающего воздействия. Все это уже в глубокой древности побудило включить музыку в качестве обязательного предмета в систему обучения и воспитания подрастающего поколения. В последнее десятилетие внимание авторов также привлекают возможности использования музыки в учебном процессе. Установлено, что музыка: активизирует умственную работоспособность (Е.П. Гейтвуд, И.М. Трахтенберг, С.М. Рашман, А.А. Калашников, М.В. Архипова); оптимизирует интеллектуальную и творческую деятельность (Л.Н. Трегубова, В.Н. Петрушин, В.В. Рыжов, Л.П. Новицкая, Т.О. Гордеева, Н.В. Шутова, И.В. Курышева, М.В. Архипова; способствует концентрации внимания (Л.Н. Трегубова, Г.А. Березина); улучшает кратковременную память (Г.Ю. Маля-ренко, Н.В. Шутова, Л.В. Хватова); повышает показатели вербального и невербального интеллекта, стимулирует воображение, изменяет поведение человека [1,2].

Все вышеуказанные авторы отмечают, что специально подобранные музыкальные произведения улучшают психофизиологические характеристики мозга, а значит, оптимизируют процесс формирования способностей к учению.

Современная социокультурная ситуации в России показывает, что иностранный язык становится действенным фактором социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса общества. Знание иностранных языков в настоящее время приобретает все большую актуальность в связи с интенсивным развитием межкультурных связей. Также известно, что большой интерес современных студентов вызывает работа с интернетресурсами. Поэтому информационные технологии занимают все большее место в учебном

- 112 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №4, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #4, 2015_________________________

процессе. Новейшие информационные технологии улучшают результативность обучения, формируют прочные навыки и умения.

Так, с целью повышения эффективности учебного процесса нами был разработан учебный электронный курс, в основе которого лежит музыкальное искусство, «Эпоха Битлз в культуре Великобритании» (Архипова М.В., Золотова М.В.), выполненный в системе Moodle, задачей которого является привитие интереса к иностранному языку за счет знакомства с различными реалиями культуры страны изучаемого языка.

Курс рассчитан на 120 часов самостоятельной работы студентов III—IV курсов всех специальностей, состоит из 7 разделов, которые носят преемственный характер и составлены с учетом знаний, полученных студентами при работе с предыдущими темами, что предполагает постепенное развитие приобретенных ими навыков.

УЭК соответствует образовательному стандарту, преследуя следующие цели и задачи:

1) формирование устойчивых навыков в аналитическом и просмотровом чтении;

2) расширение кругозора за счет знакомства с различными аспектами культуры страны изучаемого языка;

3) совершенствование навыков письменной речи в рамках указанной тематики;

4) развитие навыков самостоятельной работы с текстами различной тематики;

5) формирование англоязычной коммуникативной компетенции.

Уникальность курса представляет предъявление и закрепление лексики на основе специально подобранных музыкальных материалов. В каждом разделе присутствуют песни, при работе с которыми студенты узнают новую лексику, культурные аспекты Великобритании. Также имеется возможность ознакомиться с музыкальными инструментами, их изображениями и звучанием, прослушать отрывки музыкальных концертов различных жанров с использованием этих инструментов.

Наша идея использования музыки как вспомогательного инструмента на протяжении всех разделов курса основывается на многочисленных исследованиях психологов, которые установили, что музыка активизирует интеллектуальную и творческую деятельность и способствует концентрации внимания. Доказано, что музыка является искусством, которое обладает наибольшей силой эмоционального воздействия. Одним из главных назначений использования музыки в процессе обучения иностранным языкам является создание положительных эмоций, что способствует развитию интереса к изучаемому предмету. Искусство музыки многогранно, но в первую очередь она развивает интерес к изучению языка и тем самым повышает качество обучения [3].

В курсе кроме средств изобразительной наглядности и медиа ресурсов имеется более 50 ссылок на энциклопедии, карты, фильмы, блоги и видеоуроки носителей языка, что способствует активизации интереса к изучаемому предмету, повышению познавательного мотива изучения языка и заинтересованности в выполнении учебных заданий. Ссылки, внедренные в текстовый материал, способствуют заострению внимания студента на необходимой лексике и позволяют студенту, использовать их как источник дополнительной информации.

Кроме того, определенную оригинальность вносят широко представленные в курсе творческие задания, которые ограниченно используются на протяжении лекционных и практических занятий вследствие лимита времени. Это, несомненно, позволяет активно вовлечь студентов в изучение иностранного языка во внеучебное время и стимулирует познавательную деятельность студентов.

Несомненным преимуществом курса является наличие блоков для проверки знаний, причем студенты имеют возможность самостоятельно узнать свои ошибки, при необходимости еще раз выполнить задания, а затем сравнить свои ответы с ключами. Таким образом, студенты выполняют задания, исправляют ошибки без привлечения преподавателя, что, безусловно, является психологически комфортной формой учебной деятельности.

Уровень курса соответствует уровню в2 по Европейской системе оценки уровня знаний, с возможностью адаптации к уровню С1, и выполнен с учетом современных требований, а именно: опирается на коммуникативный подход, содержит аутентичные материалы, учитывает межкультурные аспекты изучения языка. Тематически преемственный материал подается логически от предъявления нового лексического материала с дальнейшей проработкой деталей к групповому обсуждению и самостоятельному закреплению средствами творческих заданий. Предлагаемые тематические разделы нацелены на самостоятельную работу студентов и позволяют проверить усвоение материала в аудитории и работать над углублением полученных навыков дополнительно.

Разнообразие материала и видов деятельности, музыкальное сопровождение способствуют повышению мотивации изучения языка. Материалы данного курса дают возможность обучаемому приобрести не только лингвистические знания, но и культурологические, поскольку

- 113 -

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

подбор текстов позволяет создать относительно целостную картину целой эпохи в истории Великобритании.

Курс позволяет дополнительно и самостоятельно работать над углублением полученных навыков. Специально подобранные музыкальные программы, включенные в учебный процесс, представляют несомненную новизну и обеспечивают положительное эмоциональное отношение студентов к учебной деятельности. Работа с электронными источниками информации является привычной и более привлекательной для студентов. Так, работая с данным курсом, студенты приобретают навыки самостоятельной работы в доступной форме, что способствует оптимизации учебной деятельности как с функциональной, так и с результативной стороны.

Анализ продуктивности выполнения учебных заданий студентами показал, что учебный электронный курс является привлекательной формой работы для современных студентов, а музыкальные программы, включенные в каждый блок представленного курса, позитивно влияют на эмоциональное состояние в процессе учебной деятельности. Студенты проявляли самостоятельность в ходе работы с курсом, инициативу и заинтересованность процессом деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что музыкальное искусство является важнейшим психолого-педагогическим средством оптимизации учебной деятельности, выполняющее ряд функций: побудительную, отражающую положительную энергетику, мобилизующую субъекта на положительное отношение к осуществлению интеллектуальной деятельности; организационную, обеспечивающую эмоциональный комфорт на протяжении всей деятельности; стимулирующую, поддерживающую активность субъекта на должном уровне вплоть до завершения деятельности [4]. Кроме того, музыкальное искусство, органично включенное в процесс учебной деятельности, способствует созданию положительных эмоций, развитию интереса к изучению предмета, таким образом, повышая качество обучения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. - М.: Композитор, 1997. - 163 с.

2. Рыжов В.В. Личность: творчество и духовность. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского христианского ун-та, 2012. - 489 с.

3. Шутова Н.В. Музыка как средство активизации учебной деятельности: Монография. - Н.Новгород: НГПУ, 2000. - 125с.

4. Архипова М.В., Шутова Н.В. Музыка как средство развития мотивации изучения иностранных языков: Монография. - Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. - 175 с.

REFERENCES

1. Petrushin V.I. Music psychotherapy [Muzykal'naja psihoterapija]. Moskva: Kompozitor, 1997. 163 p. (in Russ.)

2. Ryzhov V.V. Personality: creativity and spirituality [Lichnost': tvorchestvo i duhovnost']. Sankt- Peterburg: Izd-vo Sankt-Peterburgskogo hristianskogo un-ta, 2012. 489 p. (in Russ.)

3. Shutova N.V. Music as a means of education optimizing [Muzyka kak sredstvo aktivizacii uchebnoj dejatel'nosti: Monografija]. N.Novgorod: NGPU, 2000. 125 p. (in Russ.)

4. Arhipova M.V., Shutova N.V. Music as a means of motivating foreign languages’ learning [Muzyka kak sredstvo razvitija motivacii izuchenija inostrannyh jazykov: Monografija]. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. 175 p. (in Russ.)

Информация об авторе

Архипова Мария Владимировна, кандидат психологических наук, старший преподаватель, кафедра иностранных языков и лингвокультурологии, Нижегородский государственный университет имени Н.И.Лобачевского, Нижний Новгород, Россия arhipovnn@yandex.ru

Получена: 07.03.2015

Information about the author

Arhipova Mariya Vladimirovna, Candidate in Psychology, Chief Tutor, Chair of Foreign Languages, Lobachevsky State University of Nizhniy Novgorod.

Nizhniy Novgorod city, Russian Federation arhipovnn @yandex.ru

Received: 07.03.2015

114 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.