Научная статья на тему 'Возможности учебных электронных курсов в процессе обучения иностранным языкам студентов неязыковых вузов'

Возможности учебных электронных курсов в процессе обучения иностранным языкам студентов неязыковых вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УЧЕБНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ КУРС / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Архипова Мария Владимировна, Золотова Марина Вианоровна

Рассматриваются возможности использования учебных электронных курсов (УЭК) в целях оптимизации учебного процесса по английскому языку со студентами неязыковых специальностей высших учебных заведений. Предложен оригинальный УЭК «Эпоха Битлз в культуре Великобритании», выполненный в системе Moodle. Предложенный курс позволяет студентам приобрести навыки самостоятельной работы в доступной форме, что способствует оптимизации учебной деятельности, как с функциональной, так и с результативной стороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Архипова Мария Владимировна, Золотова Марина Вианоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The means of e-learning courses in teaching English at non-linguistic universities

The article is devoted to the research of using e-learning courses aiming to optimize the process of teaching the English language at non-linguistic universities. It introduces the original e-learning course «Beatles in the culture of Britain» based on Moodle platform. The course allows students to work individually, so that it optimizes the whole educational process.

Текст научной работы на тему «Возможности учебных электронных курсов в процессе обучения иностранным языкам студентов неязыковых вузов»

УДК 378.81.004

М.В. Архипова ВОЗМОЖНОСТИ УЧЕБНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ

М.В. Золотова В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ

Аннотация. Рассматриваются возможности использования учебных электронных курсов (УЭК) в целях оптимизации учебного процесса по английскому языку со студентами неязыковых специальностей высших учебных заведений. Предложен оригинальный УЭК «Эпоха Битлз в культуре Великобритании», выполненный в системе Moodle. Предложенный курс позволяет студентам приобрести навыки самостоятельной работы в доступной форме, что способствует оптимизации учебной деятельности, как с функциональной, так и с результативной стороны.

Ключевые слова: информационные технологии, учебный электронный курс, иностранный язык, самостоятельная работа, музыкальное искусство.

Maria Arhipova THE MEANS OF E-LEARNING COURSES IN TEACHING

Marina Zolotova ENGLISH AT NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES

Annotation. The article is devoted to the research of using e-learning courses aiming to optimize the process of teaching the English language at non-linguistic universities. It introduces the original e-learning course «Beatles in the culture of Britain» based on Moodle platform. The course allows students to work individually, so that it optimizes the whole educational process. Keywords: information technologies, e-learning course, foreign language, individual students' work, musical art.

Внедрение современных информационных технологий в учебный процесс в настоящее время занимает все большее место. Их использование в образовательном пространстве является мощным мотивирующим ресурсом. Мотивация, занимая ведущее место в структуре личности, является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения и деятельности. Содержание мотивационной системы в целом определяет содержание видов деятельности, характерных для человека. Мотивационная система определяет как осуществляемую деятельность, так и перспективу дальнейшего ее развития.

Зависимость обучения от мотивации на сегодняшний день доказана в многочисленных исследованиях (В.Г. Асеев, Л.И. Божович, И.А. Васильев, В.К. Вилюнас, В.С. Ильин, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, А.М. Матюшкин, Н.И. Мешков, А.А. Реан, П.В. Симонов, В.А. Якунин и др.). При этом выявлено, что высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей, но никакой высокий уровень способностей не может компенсировать отсутствие или низкую выраженность учебного мотива, не может привести к значительным успехам в учебе [3; 4; 5; 6].

Вопросы формирования мотивации и поддержания интереса к изучению иностранного языка относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогики и психологии. Актуальность исследования обусловлена современной социокультурной ситуацией, при которой иностранный язык становится действенным фактором социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса общества. Мотивация овладения иностранным языком, если она достаточно высока и оптимальна по своему содержанию, может выступать мощным фактором, обеспечивающим учащемуся возможность напряженного и упорного труда по овладению языком и иноязычной речевой практикой [7; 8; 10].

Новейшие информационные технологии являются эффективным средством организации образовательного пространства, поскольку позволяют участникам процесса обучения осуществлять со-

© Архипова М.В., Золотова М.В., 2014

Вестник Университета № 20, 2014

вместную деятельность, использовать новейшие материалы в различных форматах, тренировать различные виды речевой деятельности. Эффективно внедренные в учебный процесс информационные технологии позволяют повысить результативность обучения, сформировать прочные и глубокие навыки. С целью повышения эффективности учебного процесса нами был разработан учебный электронный курс «Эпоха Битлз в культуре Великобритании», выполненный в системе Moodle и рассчитанный на 120 часов самостоятельной работы. УЭК соответствует образовательному стандарту.

Цели и задачи УЭК.

1. Формирование устойчивых навыков в аналитическом и просмотровом чтении.

2. Расширение кругозора за счет знакомства с различными аспектами культуры страны изучаемого языка.

3. Совершенствование навыков письменной речи в рамках указанной тематики.

4. Развитие навыков самостоятельной работы с текстами различной тематики.

5. Формирование англоязычной коммуникативной компетенции.

Курс состоит из семи разделов, предлагаемых для самостоятельной работы студентов. В каждый раздел включен блок лекционных материалов по заданной тематике. Задания курса направлены на закрепление материала, использование лексики в устной и письменной речи и интерпретацию прочитанного. Проверка понимания прочитанного осуществляется средствами тестовых заданий и комплекса упражнений, включающих языковые и речевые задания, которые носят репродуктивный и продуктивный характер. После прохождения теста студенты имеют возможность исправить ошибки, а затем сравнить свои ответы с ключами. Каждый раздел завершается групповым обсуждением пройденного материала и творческими заданиями, такими как написание эссе, составление презентаций, видео и т.п. Предлагаемые тематические разделы носят преемственный характер и составлены с учетом знаний, приобретенных студентами при работе с предыдущими темами, что предполагает постепенное развитие приобретенных ими навыков.

Предъявление и закрепление нового лексического материала осуществляется при помощи специально подобранных музыкальных материалов, которые определяют новизну предлагаемого курса. Огромный потенциал музыкального искусства в воздействии на развивающуюся личность рассматривают многие ученые, такие как В.М. Бехтерев, Г.Ю. Маляренко, В.И. Петрушин, М.В. Хвато-ва, Н.В. Шутова, K. Burland, J.W. Davidson, D.G. Moore и др. [11; 12]. Установлено, что музыка: активизирует умственную работоспособность (Е.П. Гейтвуд, А.А. Калашников, С.М. Рашман, И.М. Трах-тенберг), оптимизирует интеллектуальную и творческую деятельность (Т.О. Гордеева, И.В. Ку-рышева, Л.П. Новицкая, В.И. Петрушин, Л.Н. Трегубова, Н.В. Шутова), способствует концентрации внимания (Г.А. Березина, Л.Н. Трегубова), улучшает кратковременную память (Г.Ю. Маляренко, Н.В. Шутова, М.В. Хватова), повышает показатели вербального и невербального интеллекта (Г.Ю. Маляренко, М.В. Хватова), стимулирует воображение (В.И. Петрушин [9]), изменяет поведение человека (Б.Г. Ананьев, А.В. Гребенникова, Л.П. Новицкая). Все вышеуказанные авторы отмечают, что специально подобранные музыкальные произведения улучшают психофизиологические характеристики мозга, а значит, оптимизируют процесс формирования способностей к учению. Музыкальное искусство, органично включенное в учебный процесс, способно выполнять ряд функций: побудительную, отражающую положительную энергетику, мобилизующую субъекта на положительное отношение к осуществлению интеллектуальной деятельности; организационную, обеспечивающую эмоциональный комфорт на протяжении всей деятельности; стимулирующую, поддерживающую активность субъекта на должном уровне вплоть до завершения деятельности [2].

В УЭК используются неадаптированные англоязычные тексты, аудирование основывается на текстах, начитанных носителями языка, что позволяет работать над всеми видами чтения и аудирования и формированием переводческой компетенцией студентов. Система электронного обучения

Moodle позволила включить в курс такие элементы, как ответы в виде файла, опросы, форумы, чат, которые предоставляют дополнительную возможность использования лексического материала в ситуациях реального общения. Каждый раздел сопровождается медиаресурсами, ссылками на энциклопедии, карты, фильмы, блоги и видеоуроки носителей языка, что способствует активизации интереса к изучаемому предмету, повышению познавательного мотива изучения языка и заинтересованности в выполнении учебных заданий. Курс обучает студентов самостоятельной работе, способствует приобретению ими навыков самостоятельного поиска информации и дальнейшего ее использования для решения поставленных коммуникативных целей, формирует переводческую компетенцию средствами аутентичных текстов по различной тематике [1]. Решение творческих заданий является стимулятором познавательной деятельности студентов.

Уровень курса соответствует уровню В2 по Европейской системе оценки уровня знаний, с возможностью адаптации к уровню С1 и выполнен с учетом современных требований, а именно, опирается на коммуникативный подход, содержит аутентичные материалы, учитывает межкультурные аспекты изучения языка. Тематически преемственный материал подается логически от предъявления нового лексического материала с дальнейшей проработкой деталей к групповому обсуждению и самостоятельному закреплению средствами творческих заданий. Предлагаемые тематические разделы нацелены на самостоятельную работу студентов и позволяют проверить усвоение материала в аудитории и работать над углублением полученных навыков дополнительно.

Материалы данного курса дают возможность обучаемому приобрести не только лингвистические знания, но и культурологические, поскольку подбор текстов позволяет создать относительно целостную картину целой эпохи в истории Великобритании. Разнообразие материала и видов деятельности, музыкальное сопровождение способствуют повышению мотивации изучения языка. Специально подобранные музыкальные программы, включенные в учебный процесс, обеспечивают положительное эмоциональное отношение студентов к учебной деятельности, что способствует ее оптимизации, как с функциональной, так и с результативной стороны. Предлагаемые задания повышают интерес студентов к изучению языка. В свою очередь, интерес как своеобразная внутренняя направленность учащегося является одним из главных и наиболее устойчивых мотивов учебной деятельности, оказывает положительное влияние на процесс и результат учебной деятельности.

Библиографический список

1. Артамонова Л.А., Архипова М.В., Ганюшкина Е.В., Делягина Л.К., Золотова М.В., Мартьянова Т.В. Инновации в обучении английскому языку студентов неязыковых вузов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2012. - № 2. - Ч. 1. - С. 28-34.

2. Архипова М.В. Музыка как средство развития мотивации изучения иностранных языков: монография / М.В. Архипова, Н.В. Шутова. - Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012.

3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев. - М.: Мысль, 1976.

4. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации / В.К. Вилюнас. - СПб.: Речь, 2006.

5. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности / В.Г. Леонтьев. - Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1987.

6. Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1990.

7. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу. - СПб.: Евразия, 1999.

8. Никитенко З.Н., Аитов В.Ф., Аитова В.М. Аутентичные песни как один из элементов национально-культурного компонента содержания обучения иностранному языку на начальном этапе // Иностранные языки в школе. - 1996. - № 4. - С. 14-21.

9. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия / В.И. Петрушин. - М.: Композитор, 1997.

10. Рыжов В.В. Иноязычные способности / В.В. Рыжов. - Нижний Новгород: Изд-во НГЛУ, 2001.

11. Moore D.G., Burland K., Davidson J.W. The Social Context of Musical Success: A developmental account // British Journal of Psychology. - 2003. - V. 94. - P. 529-550.

12. Zembylas M. Emotions and Teacher Identity: a post structural perspective // Teachers and Teaching: Theory and Practice. - 2003. - V. 9. - P. 213-238.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.