УДК 378.81.004
М.В. Архипова ВОЗМОЖНОСТИ УЧЕБНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ
М.В. Золотова В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ
Аннотация. Рассматриваются возможности использования учебных электронных курсов (УЭК) в целях оптимизации учебного процесса по английскому языку со студентами неязыковых специальностей высших учебных заведений. Предложен оригинальный УЭК «Эпоха Битлз в культуре Великобритании», выполненный в системе Moodle. Предложенный курс позволяет студентам приобрести навыки самостоятельной работы в доступной форме, что способствует оптимизации учебной деятельности, как с функциональной, так и с результативной стороны.
Ключевые слова: информационные технологии, учебный электронный курс, иностранный язык, самостоятельная работа, музыкальное искусство.
Maria Arhipova THE MEANS OF E-LEARNING COURSES IN TEACHING
Marina Zolotova ENGLISH AT NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES
Annotation. The article is devoted to the research of using e-learning courses aiming to optimize the process of teaching the English language at non-linguistic universities. It introduces the original e-learning course «Beatles in the culture of Britain» based on Moodle platform. The course allows students to work individually, so that it optimizes the whole educational process. Keywords: information technologies, e-learning course, foreign language, individual students' work, musical art.
Внедрение современных информационных технологий в учебный процесс в настоящее время занимает все большее место. Их использование в образовательном пространстве является мощным мотивирующим ресурсом. Мотивация, занимая ведущее место в структуре личности, является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения и деятельности. Содержание мотивационной системы в целом определяет содержание видов деятельности, характерных для человека. Мотивационная система определяет как осуществляемую деятельность, так и перспективу дальнейшего ее развития.
Зависимость обучения от мотивации на сегодняшний день доказана в многочисленных исследованиях (В.Г. Асеев, Л.И. Божович, И.А. Васильев, В.К. Вилюнас, В.С. Ильин, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, А.М. Матюшкин, Н.И. Мешков, А.А. Реан, П.В. Симонов, В.А. Якунин и др.). При этом выявлено, что высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей, но никакой высокий уровень способностей не может компенсировать отсутствие или низкую выраженность учебного мотива, не может привести к значительным успехам в учебе [3; 4; 5; 6].
Вопросы формирования мотивации и поддержания интереса к изучению иностранного языка относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогики и психологии. Актуальность исследования обусловлена современной социокультурной ситуацией, при которой иностранный язык становится действенным фактором социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса общества. Мотивация овладения иностранным языком, если она достаточно высока и оптимальна по своему содержанию, может выступать мощным фактором, обеспечивающим учащемуся возможность напряженного и упорного труда по овладению языком и иноязычной речевой практикой [7; 8; 10].
Новейшие информационные технологии являются эффективным средством организации образовательного пространства, поскольку позволяют участникам процесса обучения осуществлять со-
© Архипова М.В., Золотова М.В., 2014
Вестник Университета № 20, 2014
вместную деятельность, использовать новейшие материалы в различных форматах, тренировать различные виды речевой деятельности. Эффективно внедренные в учебный процесс информационные технологии позволяют повысить результативность обучения, сформировать прочные и глубокие навыки. С целью повышения эффективности учебного процесса нами был разработан учебный электронный курс «Эпоха Битлз в культуре Великобритании», выполненный в системе Moodle и рассчитанный на 120 часов самостоятельной работы. УЭК соответствует образовательному стандарту.
Цели и задачи УЭК.
1. Формирование устойчивых навыков в аналитическом и просмотровом чтении.
2. Расширение кругозора за счет знакомства с различными аспектами культуры страны изучаемого языка.
3. Совершенствование навыков письменной речи в рамках указанной тематики.
4. Развитие навыков самостоятельной работы с текстами различной тематики.
5. Формирование англоязычной коммуникативной компетенции.
Курс состоит из семи разделов, предлагаемых для самостоятельной работы студентов. В каждый раздел включен блок лекционных материалов по заданной тематике. Задания курса направлены на закрепление материала, использование лексики в устной и письменной речи и интерпретацию прочитанного. Проверка понимания прочитанного осуществляется средствами тестовых заданий и комплекса упражнений, включающих языковые и речевые задания, которые носят репродуктивный и продуктивный характер. После прохождения теста студенты имеют возможность исправить ошибки, а затем сравнить свои ответы с ключами. Каждый раздел завершается групповым обсуждением пройденного материала и творческими заданиями, такими как написание эссе, составление презентаций, видео и т.п. Предлагаемые тематические разделы носят преемственный характер и составлены с учетом знаний, приобретенных студентами при работе с предыдущими темами, что предполагает постепенное развитие приобретенных ими навыков.
Предъявление и закрепление нового лексического материала осуществляется при помощи специально подобранных музыкальных материалов, которые определяют новизну предлагаемого курса. Огромный потенциал музыкального искусства в воздействии на развивающуюся личность рассматривают многие ученые, такие как В.М. Бехтерев, Г.Ю. Маляренко, В.И. Петрушин, М.В. Хвато-ва, Н.В. Шутова, K. Burland, J.W. Davidson, D.G. Moore и др. [11; 12]. Установлено, что музыка: активизирует умственную работоспособность (Е.П. Гейтвуд, А.А. Калашников, С.М. Рашман, И.М. Трах-тенберг), оптимизирует интеллектуальную и творческую деятельность (Т.О. Гордеева, И.В. Ку-рышева, Л.П. Новицкая, В.И. Петрушин, Л.Н. Трегубова, Н.В. Шутова), способствует концентрации внимания (Г.А. Березина, Л.Н. Трегубова), улучшает кратковременную память (Г.Ю. Маляренко, Н.В. Шутова, М.В. Хватова), повышает показатели вербального и невербального интеллекта (Г.Ю. Маляренко, М.В. Хватова), стимулирует воображение (В.И. Петрушин [9]), изменяет поведение человека (Б.Г. Ананьев, А.В. Гребенникова, Л.П. Новицкая). Все вышеуказанные авторы отмечают, что специально подобранные музыкальные произведения улучшают психофизиологические характеристики мозга, а значит, оптимизируют процесс формирования способностей к учению. Музыкальное искусство, органично включенное в учебный процесс, способно выполнять ряд функций: побудительную, отражающую положительную энергетику, мобилизующую субъекта на положительное отношение к осуществлению интеллектуальной деятельности; организационную, обеспечивающую эмоциональный комфорт на протяжении всей деятельности; стимулирующую, поддерживающую активность субъекта на должном уровне вплоть до завершения деятельности [2].
В УЭК используются неадаптированные англоязычные тексты, аудирование основывается на текстах, начитанных носителями языка, что позволяет работать над всеми видами чтения и аудирования и формированием переводческой компетенцией студентов. Система электронного обучения
Moodle позволила включить в курс такие элементы, как ответы в виде файла, опросы, форумы, чат, которые предоставляют дополнительную возможность использования лексического материала в ситуациях реального общения. Каждый раздел сопровождается медиаресурсами, ссылками на энциклопедии, карты, фильмы, блоги и видеоуроки носителей языка, что способствует активизации интереса к изучаемому предмету, повышению познавательного мотива изучения языка и заинтересованности в выполнении учебных заданий. Курс обучает студентов самостоятельной работе, способствует приобретению ими навыков самостоятельного поиска информации и дальнейшего ее использования для решения поставленных коммуникативных целей, формирует переводческую компетенцию средствами аутентичных текстов по различной тематике [1]. Решение творческих заданий является стимулятором познавательной деятельности студентов.
Уровень курса соответствует уровню В2 по Европейской системе оценки уровня знаний, с возможностью адаптации к уровню С1 и выполнен с учетом современных требований, а именно, опирается на коммуникативный подход, содержит аутентичные материалы, учитывает межкультурные аспекты изучения языка. Тематически преемственный материал подается логически от предъявления нового лексического материала с дальнейшей проработкой деталей к групповому обсуждению и самостоятельному закреплению средствами творческих заданий. Предлагаемые тематические разделы нацелены на самостоятельную работу студентов и позволяют проверить усвоение материала в аудитории и работать над углублением полученных навыков дополнительно.
Материалы данного курса дают возможность обучаемому приобрести не только лингвистические знания, но и культурологические, поскольку подбор текстов позволяет создать относительно целостную картину целой эпохи в истории Великобритании. Разнообразие материала и видов деятельности, музыкальное сопровождение способствуют повышению мотивации изучения языка. Специально подобранные музыкальные программы, включенные в учебный процесс, обеспечивают положительное эмоциональное отношение студентов к учебной деятельности, что способствует ее оптимизации, как с функциональной, так и с результативной стороны. Предлагаемые задания повышают интерес студентов к изучению языка. В свою очередь, интерес как своеобразная внутренняя направленность учащегося является одним из главных и наиболее устойчивых мотивов учебной деятельности, оказывает положительное влияние на процесс и результат учебной деятельности.
Библиографический список
1. Артамонова Л.А., Архипова М.В., Ганюшкина Е.В., Делягина Л.К., Золотова М.В., Мартьянова Т.В. Инновации в обучении английскому языку студентов неязыковых вузов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2012. - № 2. - Ч. 1. - С. 28-34.
2. Архипова М.В. Музыка как средство развития мотивации изучения иностранных языков: монография / М.В. Архипова, Н.В. Шутова. - Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012.
3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев. - М.: Мысль, 1976.
4. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации / В.К. Вилюнас. - СПб.: Речь, 2006.
5. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности / В.Г. Леонтьев. - Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1987.
6. Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1990.
7. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу. - СПб.: Евразия, 1999.
8. Никитенко З.Н., Аитов В.Ф., Аитова В.М. Аутентичные песни как один из элементов национально-культурного компонента содержания обучения иностранному языку на начальном этапе // Иностранные языки в школе. - 1996. - № 4. - С. 14-21.
9. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия / В.И. Петрушин. - М.: Композитор, 1997.
10. Рыжов В.В. Иноязычные способности / В.В. Рыжов. - Нижний Новгород: Изд-во НГЛУ, 2001.
11. Moore D.G., Burland K., Davidson J.W. The Social Context of Musical Success: A developmental account // British Journal of Psychology. - 2003. - V. 94. - P. 529-550.
12. Zembylas M. Emotions and Teacher Identity: a post structural perspective // Teachers and Teaching: Theory and Practice. - 2003. - V. 9. - P. 213-238.