УДК 377.1
Вдовина Наталья Сергеевна
Аспирант кафедры педагогики высшей школы и информационных образовательных технологий Алтайского государственного университета, [email protected], Барнаул
оценка сформированности учебно-познавательной деятельности учащихся профессиональной школы
Аннотация. Статья посвящена проблеме активизации учебно-познавательной деятельности учащихся профессиональной школы на дисциплинах общеобразовательного цикла. На общеобразовательных дисциплинах обучающиеся чаще пассивны, так как не видят практического смысла в их изучении, а также связи с будущей профессиональной деятельностью. Однако данные предметы несут значительный потенциал для формирования общих компетенций и влияют на развитие личности. Автор описывает репродуктивный, эвристический и творческий уровни развития учебно-познавательной деятельности. Большинство учащихся профессиональной школы находятся на самом низком уровне учебно-познавательной деятельности - репродуктивном, что подтверждает актуальность исследования. Также выделены критерии оценки сформированности компонентов учебно-познавательной деятельности: содержательного, мотивационного и рефлексивного. Выявление уровня учебно-познавательной деятельности по названным критериям в динамике позволяет с высокой долей эффективности организовать процесс обучения.
Ключевые слова: учебно-познавательная деятельность, начальное профессиональное образование.
Vdovina Natalia Sergeevna
Postgraduate Student, Department of Pedagogy of Higher School and Information Educational Technology, Altay State University, [email protected], Barnaul
evaluation of formation of educational activity of elementary professional school students
Abstract. The article describes the problem of improving the educational activities of elementary professional school students on general not specialized lessons. On these lessons students are passive, because they doesn't see reasonable to learn and can't find common with professional activities. However this lesson has a great potential as a basis of general competence and development personality. Author defines reproductive, heuristic and creative development levels of educational activities. Majority of students are on reproductive level of educational activity, so research is particularly important. Also there are criteria for the quality of components educational activity: substance, motivation and reflexion. Identification of educational activities level based on these criteria makes implement education process.
Keywords: educational activities, elementary professional education.
Около 80% всех обучающихся системы начального профессионального образования (НПО) наряду с профессиональным получают среднее общее образование. К сожалению, качество образования по предметам общеобразовательного цикла остается на очень низком уровне. Преподаватели стараются вместить в меньшее по объему количество часов весь материал, который усваивают школьники на данной ступени образования, не используя практи-
ческой связи между общеобразовательной дисциплиной и профессиональными предметами. На занятиях преимущественно применяются репродуктивные формы учебной деятельности, не используется личностно ориентированный принцип обучения, а также у преподавателей часто складываются отношения с учащимися как с объектами образовательного процесса [7, с. 91; 10, с. 276].
Среди основных причин пассивности на общеобразовательных предметах науч-
MODERNIZATION OF SECONDARY EDUCATION
ное сообщество выделяет низкий уровень мотивации к их изучению. Различными исследованиями показано, что основным мотивом поступления учащихся в учреждения НПО выступает низкий уровень общеобразовательной подготовки (54,5%). Учащихся просто не берут в десятый класс, и единственной возможностью продолжить обучение является поступление в училище. 27% респондентов основным мотивом назвали материальные трудности, когда необходимо получить профессию для самостоятельного заработка и помощи родителям. Только 20% опрошенных пришли получать профессию по призванию [5, с. 41].
А. Я. Найн [4, с. 6] же, напротив, выявил, что 79% учащихся сознательно пришли получать профессию и только 15% учащихся ответили, что попали в училище из-за неуспеваемости в школе. Тем не менее 42% опрошенных ответили, что училище - это «принудительная необходимость», а еще 10% считают обучение в училище потерей времени.
С конца двадцатого века мотивы учащихся, поступающих в учреждения начального профессионального образования, практически не изменились. По итогам наших исследований, только 40% учащихся приходят за профессиональными знаниями, вследствие осознанного выбора своего дальнейшего жизненного пути. Больше половины опрошенных видят в училище более легкую возможность получения среднего общего образования, минуя при этом обязательный для получения аттестата в школе единый государственный экзамен.
В связи со сложившейся ситуацией учащиеся профессиональных училищ и техникумов часто не успевают по предметам общеобразовательного цикла, что говорит о крайне низком уровне учебно-познавательной деятельности (УПД) обучающихся.
Одним из способов решения названных проблем является активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся профессиональной школы. Под активизацией УПД мы понимаем результат целенаправленного воздействия на учащегося, который может быть обеспечен организацией процесса обучения и внедрением соответствующих педагогических условий для создания комфортной среды интенсивной, мотивирован-
ной и продуктивной учебно-познавательной деятельности учащихся учреждений НПО.
Для достижения лучших образовательных результатов необходимо применять следующие меры для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся учреждений данного типа:
- внедрение профессионально значимых элементов содержания образования в процесс обучения общеобразовательным дисциплинам;
- увеличение доли экспериментов и практической деятельности на занятиях путем организации комбинированных уроков с комплексным применением средств обучения;
- использование модульной технологии обучения.
Для оценки уровня УПД конкретного учащегося необходимо провести анализ ее компонентов.
В. П. Беспалько и Ю. Г. Татур [1] выделили четыре уровня усвоения учебного материала:
1. ученический уровень - узнавание объектов, свойств, процессов при повторном предъявлении ранее усвоенной информации, для учащихся характерно действие по заданному, заранее известному алгоритму;
2. репродуктивный - самостоятельное выполнение типовых заданий, воспроизведение информации по памяти, применение известных способов учебной деятельности для решения задач;
3. эвристический (продуктивный) - самостоятельное получение новых для учащегося знаний в ходе исследовательской деятельности или решение задач не типовым способом;
4. творческий - учащийся сам ставит проблему и ищет различные, иногда оригинальные способы ее решения, всесторонне анализирует ситуацию и оптимально оформляет результаты исследования.
Исходя из этого П. А. Юцявичене [11] ввела понятие о степени сформированности учебно-познавательных умений. Она выделяет четыре таких уровня:
1. репродуктивный - сформированы умения действовать по образцу;
2. частично-поисковый - умение действовать в несколько измененной ситуации, но по известному алгоритму, имеются навыки самостоятельного поиска информации;
3. творчески-репродуктивный - умение самостоятельного поиска решений и выбор действий в разных ситуациях;
4. творческий - умение осуществлять мысленный анализ ситуации, учитывая различные факторы влияния и способы развития данной ситуации.
По нашему мнению, репродуктивный уровень соответствует ученическому, частично-поисковый - репродуктивному, творчески-репродуктивный - эвристическому.
Ученический уровень является первоначальным этапом в формировании УПД учащихся и на ступени старшей школы встречается крайне редко, таким образом им можно пренебречь. Исходя из вышесказанного для учащихся системы НПО мы будем выделять три уровня усвоения учебного материала: репродуктивный, эвристический и творческий.
По опыту работы в профессиональном училище можно говорить о том, что большая часть учащихся находится на репродуктивном уровне и лишь единицы на эвристическом и тем более творческом уровне УПД. Решающую роль здесь играет уже сложившееся в школе негативное отношение к учебно-познавательной деятельности, а также низкая сформированность надпредметных и метапредметных компетенций учащихся.
А. В. Нечаева [5, с. 41] определяет уровень сформированности УПД по четырем компонентам: мотивационному (цели, потребности и мотивы учащегося), содержательному (предметные, надпредметные и метапредметные компетенции учащегося), операционному (сформированность умений и навыков для успешной работы на занятиях) и рефлексивному (самоконтроль, самооценка и самокоррекция).
На дисциплинах общеобразовательного цикла в учреждениях НПО достаточно проводить оценку уровня УПД по трем компонентам: содержательному, мотивационному и рефлексивному.
Оценка содержательного компонента УПД включает мероприятия по определению уровня усвоения учебного материала и сформированности умений и навыков (компетенций). Для оценки данного компонента был разработан комплекс тестовых, контрольных и лабораторных работ, который позволил оценить уровень знаний и развития компетенций за счет различных форм ра-
боты и заданий разного уровня сложности.
Содержательный компонент оценивается по коэффициенту полноты выполнения операций: значение к менее 0,64 соответствует репродуктивному уровню развития УПД учащихся; 0,65 - 0,84 - эвристическому, и, наконец, от 0,85 до 1 - творческому.
Мотивационный компонент играет значительную роль для повышения уровня УПД каждого конкретного учащегося, так как эффективность УПД практически напрямую зависит от мотивации учения. Развитие учебной мотивации определяется несколькими факторами. В основном уровень учебной мотивации зависит от специфики предмета, условий организации учебного процесса (в том числе от методов и используемых средств обучения), возрастных особенностей учащихся, отношений с преподавателем и др.
В ходе исследования уровень сформиро-ванности мотивационного компонента УПД устанавливалась по методике Г. В. Лаврентьева, Н. Б. Лаврентьевой [2], модифицированной для учащихся профессиональной школы в рамках общеобразовательных предметов «Химия» и «Биология».
Рефлексивный компонент УПД учащихся включает в себя два процесса: самодиагностику и самокоррекцию. Степень сформиро-ванности данных навыков учащихся можно выявить путем анализа выполненных работ над ошибками, который осуществляется по двум критериям: самостоятельный поиск ошибок (самодиагностика) и нахождение способов их исправления (самокоррекция). При успешном выполнении данных видов деятельности можно говорить о сформиро-ванности или несформированности рефлексивного компонента УПД учащегося.
Е. Д. Божович [9] предлагает следующую методику выявления сформированности рефлексивного компонента УПД учащихся:
- выявление учащимся причин ошибок и оценка достоверности диагностированных причин преподавателем;
- указание учащимися коррекционных мер и установление адекватности достоверным причинам мер, выбранных в качестве коррекционных преподавателем.
На первом этапе учащийся проводит диагностику ошибок. Если он в ходе выполнения работы над ошибками верно находит
MODERNIZATION OF SECONDARY EDUCATION
Таблица 1- Диагностика уровня УПД учащихся профессиональной школы на предметах общеобразовательного цикла «Химия» и «Биология»
Компонент УПД Показатели уровня развития УПД
Репродуктивный Эвристический Творческий
Содержательный Успешно решают задачи лишь репродуктивного характера. При устном ответе учащиеся воспроизводят материал в неизменном виде, не склонны к анализу и преобразованию информации. Устно учащиеся свободно оперируют знаниями по предмету и могут самостоятельно справиться с заданиями среднего уровня сложности. Учащиеся способны устно интегрировать информацию из различных областей знания, ставить цели и задачи исследовательской деятельности, а также решать творческие задания.
Мотивационный Отсутствие интереса к учению, основными мотивами на занятиях являются внешние, связанные с преподавателем, родителями и др. Мотивы осознаны, у учащихся имеется интерес к определенным областям знания (в основном касающихся их будущей профессии). Наличие внутренней мотивации к получению новых знаний, самосовершенствованию и саморазвитию.
Рефлексивный Рефлексия выполняется при непосредственной помощи преподавателя и выражается в пошаговом контроле и оценке достижений учащегося. Учащийся способен к самостоятельному самоконтролю и самооценке, но для самокоррекции необходима консультация преподавателя. Участие преподавателя не требуется, так как учащийся способен адекватно проводить самоконтроль и самооценку собственной учебной деятельности, а также самокоррекцию.
ошибку, можно говорить о сформирован-ности диагностических действий. При этом учащийся может либо не выявить ошибки, либо сделать это неверно. Исходя из этого после проведения работ над ошибками, мы делили учащихся на две группы: первая -выполнившие верные диагностические действия, и вторая - предложившие неверные диагностические действия или не выполнившие диагностических действий.
На втором этапе работы учащиеся предлагают коррекционные действия по устранению ошибки. Результативность данного этапа напрямую зависит от успешности предыдущего. При верном определении ошибки учащиеся могут предложить верные или неверные коррекционные действия, а также вовсе не предложить коррекционных мер.
Для диагностики сформированное™ рефлексивного компонента УПД после проведения итоговых в модуле контрольных работ учащимся были предложены листы самодиагностики. Данный лист содержит набор выполненных заданий, содержащих типичные ошибки, вне зависимости то того совершал их учащийся или нет. Учащимся необходимо найти место ошибки, ее причину и выпол-
нить коррекционные действия по ее устранению.
Качественные показатели компонентов УПД на разных уровнях УПД показаны в таблице 1.
Оценка совокупности названных компонентов позволяет с большой точностью диагностировать уровень УПД учащихся в динамике.
Библиографический список
1. Беспалько В. П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. - М.: Высшая школа, 1989. - 144 с.
2. Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б. Изучение, формирование и оценка учебной деятельности учащихся средних учебных заведений. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. - 134 с.
3. Лушникова О. Ю. Модель активизации учебно-познавательной деятельности студентов колледжа в процессе общеобразовательной подготовки // Сибирский педагогический журнал. -2009. - №12. - С. 205-211.
4. Найн А. Я. Престижно ли ПТУ в глазах учащихся? // Профессионал. - 1992. - №2. - С. 6-9.
5. Нечаева А. В., Лаврентьев Г. В., Кантор С. А. Совершенствование учебно-познавательной деятельности будущих менеджеров на основе при-
менения электронного учебно-методического комплекса: интенсификация, оптимизация, активизация. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006. - 177 с.
6. Профессиональное образование и рынок труда (Опыт регионального исследования). - Барнаул: АКИПКРО, 1992. - 112 с.
7. Скрипко З. А. Роль естественнонаучного знания в формировании профессиональных качеств выпускников, получающих профессиональное образование // Вестник Томского государственного педагогического университета. -2009. - №6. - С. 91-96.
8. Сонина О. В. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов посредством проведения деловых игр: монография. - Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2010. - 109 с.
9. Способы учебной работы - условие и продукт познавательной деятельности школьника: Психологические аспекты. - М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2009. - 400 с.
10. Фадеева Е. В. Начальное профессиональное образование // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2011. - №12. -С. 275-280.
11. Юцявичене П. А. Теория и практика модульного обучения. - Каунас: Швиеса, 1989. -272 с.
12. Kahveci A., Gilmer P. J., Southerland S. A. Understanding chemistry professor's use of educational technologies: an activity theoretical approach // International Journal of Science Education. - 2008. - Volume 30, Issue 3. -P. 325-351.
13. Beek J. A., Jong F. P. C. M., Minnaert A.E.M.G., Wubbels Th. Teacher practice in secondary vocational education: Between teacher-regulated activities of student learning and student self-regulation // Teaching and Teacher Education. -2014. - Volume 40. - P. 1-9.