Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 3
ляли по результатам комплекса тестов, характеризующих уровень развития основных физических качеств (гибкость, выносливость, быстрота, сила, скоростно-силовые способности). Уровень технической подготовленности определялся методом экспертной оценки в процессе прохождения каждого физкультурно-спортивного вида в результате сравнения индивидуально демонстрируемой техники выполнения упражнения с эталонной. Психологическая составляющая включала оценку психической напряженности студентов в процессе исполнения роли педагога на учебных занятиях в вузе и во время производственной практики в школе (по результатам модифицированного теста стресс-толерантности Б. С. Рашелла и определения напряжения регуляторных систем организма, проводимого на основе математического анализа динамической электрокардиограммы по методике Р. М. Баевского). Результаты каждой составляющей оценивались по пятибалльной шкале.
Коэффициент профессиональной готовности (КПГ) определялся нами для каждого студента по формуле
КПГ = хспг/мво, где Х1СПГ - сумма оценок, характеризующих различные стороны профессиональной готовности; МВО - максимально возможная сумма оценок.
Таким образом, предлагаемый нами дифференцированный подход позволит увеличить профессионально-педагогическую составляющую
в процессе изучения физкультурно-спортивных дисциплин, а объективный мониторинг - оценить степень эффективности данного педагогического подхода в обучении студентов.
Примечания
1 См.: Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1990.
2 Там же.
3 См.: Кравченко А. В. Теоретико-методические основы формирования навыка физкультурно-оздоровительной работы в подготовке будущего учителя : автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2007.
4 См.: Поварницын А. П. Ценностные ориентации специалистов по физической культуре и спорту на этапе обучения в вузе // Теория и практика физической культуры. 2005. № 12. С. 22-26.
5 См.: Багина В. А. Профессиональная готовность студентов к педагогической практике // Там же. 2005. № 9. С. 48-51.
6 См.: Бурухин С. Ф., Незнакомова Е. Ю. Дифференцированный подход на уроках физической культуры в женской гимназии // Ярославский пед. вестн. 2010. № 3. С. 86-89.
7 См.: Адеев С. А. Индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании студентов вуза в условиях Кольского Заполярья : автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Мурманск, 2000.
УДК 37.373
ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОТРЕБНОСТИ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Д. Г. Тырсин
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
Творческая деятельность и интерактивное обучение - важные составляющие современного учебно-воспитательного процесса. В статье предложен критериально-диагностический аппарат, включающий уровни, критерии и показатели, определяющие степень сформированности потребности в творческой деятельности у учащихся средних общеобразовательных учреждений. Ключевые слова: потребность, творческая деятельность, интерактивное обучение, уровни, критерии, показатели.
Indexes and Levels of Formed Necessity in Creative Activity of Students in the Process of Interactive Teaching
D. G. Tirsin
Creative activity and interactive teaching are important components of modern teaching process. The criterias and diagnostic parameters
including levels, criterias and indexes which determining the degrees of formed necessity in creative activity of students of general education schools are suggested.
Key words: necessity, creative activity, interactive teaching, levels, criterias, indexes.
В условиях быстро меняющейся действительности современному обществу нужен выпускник самостоятельно и критически мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы, творчески реализовать себя. На первый план выдвигается задача развития личности учащегося на основе его внутреннего потенциала. Если интеллектуальный потенциал выступает как
© Тырсин Д. Г., 2D12
способность человека осуществлять адекватную жизнедеятельность в конкретном социальном окружении, помогает адаптации к определенным условиям, то творческий выступает в качестве предпосылки и условия для саморазвития, осуществления деятельности, цель которой в выражении самости, утверждении субъектности.
Поэтому в организации учебно-воспитательного процесса особенно востребованы те виды деятельности, в ходе которых развивается личность и формируется ее устойчивая потребность в разностороннем творчестве. В период развития рыночной экономики востребована активная творческая деятельность всех слоев общества, и особенно актуальна проблема реализации творческих начал в период обучения. От того, как будут формироваться в школе элементы творческой деятельности, во многом зависит будущее нашего общества.
Главной задачей, стоящей перед педагогами, является всестороннее содействие становлению и развитию индивидуальности каждого учащегося, объектом пристального внимания при этом становится личность с её внутренним миром, интересами, потребностями, творческими возможностями. Естественно, на первый план выдвигается проблема обеспечения нового подхода к организации обучения, акценты в котором должны быть смещены с простой трансляции знаний на развитие и реализацию сущностных сил ученика.
Проблема целенаправленного формирования потребности в творческой деятельности является сложной и многогранной: такая деятельность охватывает многие стороны учебного процесса. Она выступает и целью формирования личности, и результатом, обусловленным способом организации учебной деятельности, и средством повышения эффективности процесса обучения. Для достижения этого результата необходимо пересмотреть имеющиеся и создать специальные методики решения творческих задач и активизации творческого потенциала, осуществить переход на формы и методы обучения, способствующие развитию творческой самостоятельности индивида. В настоящее время наиболее актуальным и эффективным является использование в школьной практике разнообразных возможностей интерактивного обучения.
Нами была разработана педагогическая технология формирования у учащихся потребности в творческой деятельности, основанной на принципах интерактивного обучения1. Под интерактивным обучением понимается сложный, разноплановый и многоэтапный процесс познания в условиях становления и развития диалогового взаимодействия и партнерства участников процесса обучения в группах сменного состава.
Методическая суть интерактивного обучения состоит в том, что учащийся играет равноправную роль в процессе обучения, выступает его субъек-
том, несмотря на то что исходно ученик обладает меньшими знаниями и опытом их применения, чем педагог. Однако постоянное его нахождение в ситуации, когда он должен активно искать и перерабатывать нужную для выполнения учебного задания информацию, осваивать способы использования новых знаний, обеспечивает, с одной стороны, тренинг умений и навыков творческого напряжения, с другой - выработку моральной и психологической готовности к систематическому вхождению в это состояние, а также удовлетворение от успешного выполнения таких учебных заданий, что позволяет сформировать устойчивую потребность в творческой деятельности.
Педагогический эксперимент по апробации авторской технологии проходил в условиях учебно-воспитательного процесса в гимназии № 5 г. Саратова. Важнейшим в апробации педагогической технологии явилось наличие конкретных результатов, однако наиболее существенную роль играет определение качественных уровней сформированности потребности в творческой деятельности, их критериев и показателей на основе анализа работ О. А. Абдулаевой2, М. С. Гафитулина3, Т. И. Горбуновой4, М. Х. Ха-паева5, В. С. Юркевич6 и других авторов. Существует несколько качественных уровней потребности в творческой деятельности.
Нулевой (низкий или начальный) уровень. Интерес к творческой деятельности проявляется без осознания ее необходимости и значимости; потребность связана с впечатлениями, поступающими извне, выражается в стремлении индивида к новым стимулам; не сформирована система убеждений и установок на реализацию творческого потенциала. Познавательная активность на этом уровне еще мало дифференцирована, нет стремления к получению новых знаний; отсутствуют понятия об основных закономерностях, этапах, приемах и способах творческой деятельности; способность осуществлять отбор и классификацию материала для такой деятельности не проявляется. Осознание проблемы и выдвижение гипотезы учащиеся осуществляют совместно с учителем, слабо проявляют самостоятельность на этапе поиска решения; пассивны, с трудом включаются в творческую деятельность; частично владеют способами творческой деятельности. Отсутствуют или слабо развиты активность и самостоятельность; не происходит осмысления собственных творческих действие и их закономерностей, самопознание, самооценка и самовыражение отсутствуют; отсутствует владение знаниями и умениями, приемами для осуществления анализа ситуации; способности к рефлексии не сформированы. В групповой работе такие ученики занимают позицию исполнителя, у них не сформирован навык работы в диалоговом режиме.
Педагогика
113
Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 3
Репродуктивный (средний) уровень. Интерес к творческой деятельности проявляется со слабым осознанием ее значимости, потребность тесно связана с любознательностью к объекту в целом; начинает формироваться система убеждений и установок на реализацию творческого потенциала. Познавательная активность на этом уровне гораздо более целенаправленна, возникают и укрепляются разнообразные формы личностного отношения к знанию; любознательность выражается в интересе к тем или иным занятиям, в склонности к изучению некоторых предметов, появляется потребность в знании.
Начинают формироваться понятия об основных закономерностях, этапах, приемах и способах творческой деятельности; наблюдаются личностный отбор и классификация той информации, которая поступает к учащемуся и которую он сам способен получить для творческой деятельности. Проблема ставится учителем (не исключается частичная помощь учеников), а учащимся предлагается при ее решении самостоятельно выдвинуть гипотезу и попытаться самим ее доказать; применяется моделирование, используются новые способы решения задач в нестандартных условиях; в процессе решения не применяются интуитивные приемы.
Творческая деятельность носит стихийноэмоциональный характер, часто эмоции заслоняют цель деятельности. Постепенно начинаются осмысляться собственные действия, хотя их закономерности недостаточно осознаются, самооценка и самовыражение присутствуют, самопознание еще отсутствует; появляются знания и умения, позволяющие осуществить анализ и оценку результатов творческой деятельности; соотнесение целей и результатов проявляется слабо. Умение видеть перспективы деятельности и пути ее корректировки не всегда эффективно, выявление возможных ошибок сопряжено с трудностями, рефлексия еще не формируется. В групповой работе школьники участвуют на эмоциональноделовой основе, остаются в позиции исполнителя, вносят организационно-практический вклад в работу группы, но функций лидера не исполняют, у них сформировано умение общения в диалоговом режиме внутри группы и они находят пути разрешения конфликтов.
Продуктивный (высокий) уровень. Интерес к творческой деятельности с осознанием ее значимости и необходимости повышенный; потребность в ней, сформированная как объективная необходимость, приобретает целенаправленный характер, она становится более зрелой по методам и организации; создана устойчивая система убеждений и установок, направленных на максимальную реализацию творческого потенциала; потребность в творческой деятельности опосредуется социально значимыми целями. Удовлетво-
рение отражает жизненные ценности личности, они связаны со стратегической целью - провести научное исследование и т. д. Познавательная и творческая деятельность объективно имеет социально полезный результат, но субъективно эта деятельность по-прежнему должна быть радостью и необходимостью. Творческая деятельность проявляется как устойчивое стремление индивида к той или иной области знаний, как становление его склонности к определенной деятельности и, наконец, как профессиональное призвание. Сформированы глубокие понятия о сущности и особенности, основных закономерностях и этапах, приемах и способах осуществления творческой деятельности; проявляется стабильное умение самостоятельно осуществлять отбор и классификацию содержательного материала, необходимого для творческой деятельности.
Учащиеся самостоятельно ставят проблемы и находят пути их решения, избирая новые, нестандартные, самостоятельно проверяют полученные результаты; они не просто проникают в сущность явлений, их взаимосвязь, а пытаются найти для этой цели новый способ. Творческая активность носит уникальный, субъективный характер; позиция учащегося характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых средств для ее разрешения с использованием интуитивных приемов деятельности.
В процессе творческой деятельности ярко выражены активность и самостоятельность; цель деятельности ставится сознательно, определяются пути ее реализации, осмысляются промежуточные результаты, определяются перспективы работы и пути ее корректировки, что позволяет эффективно решить проблему. Ученики критически осмысливают собственные действия и их закономерности, а также творческий опыт других, модернизируют и совершенствуют его в соответствии с индивидуальными способностями, комбинируют нестандартные способы деятельности, что часто приводит к решению проблемы принципиально новым способом; их самооценка, самопознание, самовыражение сформированы. Учащиеся организуют работу в группе на эмоционально-деловой основе, эффективно разрешают конфликтные ситуации, представляют опыт творческой работы внутри и вне группы.
Все вышеперечисленные уровни связаны, каждый последующий обусловлен предыдущим, а переход от одного к другому позволяет оценить динамику формирования потребности в творческой деятельности у учащихся общеобразовательного учреждения в условиях интерактивного обучения. Основным критерием измерения динамики потребности в творческой деятельности служит продвижение на более высокие уровни сформированности компонентных характеристик:
114
Научный отдел
О. В. Скорикова. Проблема ответственности в деятельности управленческих кадров
мотивационной направленности на творческую деятельность; зрелости познавательной потребности, укрепления любознательности и перерастания ее в целенаправленную познавательную и творческую деятельность;
когнитивной готовности (качества знаний, умений и навыков) и степени вовлеченности в творческую деятельность, собственной исследовательской активности;
потребности в поисковой активности, эвристического потенциала выполняемой работы, полноты выполнения авторской исследовательской программы;
степени рефлексии (осмысления собственного сознания и своих действий, самопознания, самооценки, самовыражения); соотнесения целей и результатов, коррекции, выявления ошибок и затруднений.
В качестве показателей (обобщённой характеристики свойств какого-либо объекта), характеризующих уровни сформированности потребности в творческой деятельности, нами выделены следующие:
развитость способностей, обеспечивающих эффективность творческой деятельности (умение анализировать, выделять главное, логически связно описывать явление, давать определения, доказывать, классифицировать, систематизировать; эвристические способности; генерация идей, ассоциативность мышления, способность видеть противоречие, проблему);
креативность знаний, процедур их получения (инициативность, проявление творческой активности и самостоятельности), высокий уровень познавательной потребности;
сформированность способности самоуправления и саморегуляции в ходе творческой деятельности (внутренняя готовность реализовать функцию управления деятельностью, взять на себя ответственность за достижение этой цели);
развитость коммуникативно-творческих способностей (способности аккумулировать и использовать творческий опыт других, сотрудничать в процессе творческой деятельности, избегать конфликтов и разрешать их).
Указанные критерии и показатели позволяют дифференцировать уровни сформированности потребности в творческой деятельности у учащихся в процессе интерактивного обучения.
Примечания
1 См.: Тырсин Д. Г. Технология формирования потребности в творческой деятельности в процессе интерактивного обучения // Научное творчество XXI века : сб. статей (по итогам V Междунар. науч.-практ. конф.) : в 3 т. / науч. ред. Я. А. Максимова. Красноярск, 2012. Т. 1. С. 268-272.
2 См.: Абдулаева O. A. Уровни познавательной деятельности учащихся при решении учебных задач // Вестн. Красноярск. гос. ун-та. Гуманитарные науки. 2006. Вып. 2/3. С. 99.
3 См.: ГафитулинМ. С. Уровни творчества или рождение новизны. URL: http://www.trizminsk.org/e/23201.htm (дата обращения: 2.03.2012).
4 См.: Горбунова Т. И. Влияние информационных коммуникационных технологий на познавательную активность школьников // Электронный сетевой журнал «Вопросы интернет-образования». URL: http:// vio.uchim.info/Vio_59/cd_site/artic1es/art_4_3.htm (дата обращения: 2.03.2012).
5 См.: Хапаев М. Х. Развитие творческих способностей старшеклассников в условиях дополнительного образования // Вестн. Ставропольск. гос. ун-та. Ставрополь, 2007. № 48. С. 172-173.
6 См.: Юркевич В. С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьника // Вопр. психологии. 1980. № 2. С. 84-85.
УДК 338.2:316
ПРОБЛЕМА ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ
О. В. Скорикова
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
Статья посвящена рассмотрению теоретических аспектов проблемы ответственности в деятельности управленческих кадров; проведен анализ сущности понятия «ответственность», на основе которого определены содержание и структура данного феномена.
Ключевые слова: управленческая деятельность, ответственность, ответственное отношение.
Responsibility Problem in Activity Administrative Shots O. V. Skorikova
The article is devoted consideration of theoretical aspects of a problem responsibility in activity of administrative staff. The essence analysis is carried out concept «responsibility» which basis on maintenance and structure of this phenomenon are defined.
© Саорикова О. В., 2D12