Научная статья на тему 'Проблема ответственности в деятельности управленческих кадров'

Проблема ответственности в деятельности управленческих кадров Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
392
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ / ADMINISTRATIVE ACTIVITY / RESPONSIBILITY / RESPONSIBLE RELATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Скорикова Ольга Викторовна

Статья посвящена рассмотрению теоретических аспектов проблемы ответственности в деятельности управленческих кадров; проведен анализ сущности понятия «ответственность», на основе которого определены содержание и структура данного феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Responsibility Problem in Activity Administrative Shots

The article is devoted consideration of theoretical aspects of a problem responsibility in activity of administrative staff. The essence analysis is carried out concept «responsibility» which basis on maintenance and structure of this phenomenon are defined.

Текст научной работы на тему «Проблема ответственности в деятельности управленческих кадров»

О. В. Скорикова. Проблема ответственности в деятельности управленческих кадров

мотивационной направленности на творческую деятельность; зрелости познавательной потребности, укрепления любознательности и перерастания ее в целенаправленную познавательную и творческую деятельность;

когнитивной готовности (качества знаний, умений и навыков) и степени вовлеченности в творческую деятельность, собственной исследовательской активности;

потребности в поисковой активности, эвристического потенциала выполняемой работы, полноты выполнения авторской исследовательской программы;

степени рефлексии (осмысления собственного сознания и своих действий, самопознания, самооценки, самовыражения); соотнесения целей и результатов, коррекции, выявления ошибок и затруднений.

В качестве показателей (обобщённой характеристики свойств какого-либо объекта), характеризующих уровни сформированности потребности в творческой деятельности, нами выделены следующие:

развитость способностей, обеспечивающих эффективность творческой деятельности (умение анализировать, выделять главное, логически связно описывать явление, давать определения, доказывать, классифицировать, систематизировать; эвристические способности; генерация идей, ассоциативность мышления, способность видеть противоречие, проблему);

креативность знаний, процедур их получения (инициативность, проявление творческой активности и самостоятельности), высокий уровень познавательной потребности;

сформированность способности самоуправления и саморегуляции в ходе творческой деятельности (внутренняя готовность реализовать функцию управления деятельностью, взять на себя ответственность за достижение этой цели);

развитость коммуникативно-творческих способностей (способности аккумулировать и использовать творческий опыт других, сотрудничать в процессе творческой деятельности, избегать конфликтов и разрешать их).

Указанные критерии и показатели позволяют дифференцировать уровни сформированности потребности в творческой деятельности у учащихся в процессе интерактивного обучения.

Примечания

1 См.: Тырсин Д. Г. Технология формирования потребности в творческой деятельности в процессе интерактивного обучения // Научное творчество XXI века : сб. статей (по итогам V Междунар. науч.-практ. конф.) : в 3 т. / науч. ред. Я. А. Максимова. Красноярск, 2012. Т. 1. С. 268-272.

2 См.: Абдулаева O. A. Уровни познавательной деятельности учащихся при решении учебных задач // Вестн. Красноярск. гос. ун-та. Гуманитарные науки. 2006. Вып. 2/3. С. 99.

3 См.: ГафитулинМ. С. Уровни творчества или рождение новизны. URL: http://www.trizminsk.org/e/23201.htm (дата обращения: 2.03.2012).

4 См.: Горбунова Т. И. Влияние информационных коммуникационных технологий на познавательную активность школьников // Электронный сетевой журнал «Вопросы интернет-образования». URL: http:// vio.uchim.info/Vio_59/cd_site/artic1es/art_4_3.htm (дата обращения: 2.03.2012).

5 См.: Хапаев М. Х. Развитие творческих способностей старшеклассников в условиях дополнительного образования // Вестн. Ставропольск. гос. ун-та. Ставрополь, 2007. № 48. С. 172-173.

6 См.: Юркевич В. С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьника // Вопр. психологии. 1980. № 2. С. 84-85.

УДК 338.2:316

ПРОБЛЕМА ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

О. В. Скорикова

Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

Статья посвящена рассмотрению теоретических аспектов проблемы ответственности в деятельности управленческих кадров; проведен анализ сущности понятия «ответственность», на основе которого определены содержание и структура данного феномена.

Ключевые слова: управленческая деятельность, ответственность, ответственное отношение.

Responsibility Problem in Activity Administrative Shots O. V. Skorikova

The article is devoted consideration of theoretical aspects of a problem responsibility in activity of administrative staff. The essence analysis is carried out concept «responsibility» which basis on maintenance and structure of this phenomenon are defined.

© Саорикова О. В., 2012

Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 3

Key words: administrative activity, responsibility, responsible relation.

В условиях существенных преобразований в социально-экономической и социокультурной сферах, качественного изменения ценностей и потребностей нашего общества резко возросли роль и значение подготовки специалистов управленческого профиля, обладающих высоким уровнем общей и профессиональной культуры, способных к творческому саморазвитию, продуктивной деятельности в соответствии с профессиональной функциональностью, социальными приоритетами и индивидуальными потребностями. В настоящее время это становится возможным только в условиях проведения кардинальных изменений в системе управленческого образования, повышения психолого-педагоги-ческой культуры его субъектов на всех этапах подготовки будущих управленческих кадров.

В современной социокультурной, политической и экономической ситуации в России возрастает социальный заказ на подготовку управленческих кадров, обладающих готовностью к решению профессиональных задач в условиях рыночных отношений. Особую значимость приобретают задачи управления производством, менеджмента, обеспечение эффективности принятия управленческих решений в ситуациях временного и ресурсного дефицита, противоречивости поступающего объема информации.

Принятие управленческих решений требует ответственного подхода, последовательного проведения принципов приоритетности человека и общечеловеческих ценностей. Основными качествами менеджера, занимающегося управленческой деятельностью, являются: умение брать на себя ответственность в ситуациях, сопряженных с принятием и реализацией управленческих решений, инициативность, самостоятельность, способность устанавливать горизонтальные и вертикальные управленческие связи, знание своих внутренних ресурсов, уверенность в правильности управленческого выбора.

В этих условиях вектор профессиональной подготовки будущих менеджеров должен быть направлен прежде всего на формирование у них ответственного отношения к профессиональной деятельности в целом и принятию управленческих решений в частности, обеспечивая функционирование института управленческой деятельности как социально-профессиональной и нравственно-этической системы, сферы приложения личностных качеств менеджеров как ее активных субъектов.

Термин «ответственность» (от лат. respon-dere - отвечать) стал употребляться в русском языке во второй половине XIX в. Русское «ответственность», немецкое «Verantwortlichkeit»,

английское «responsibility» означают «держать ответ», «давать отчет», «быть притянутым к ответу»1. В «Словаре современного русского литературного языка» ответственность определяется как «возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия»2. В данном определении речь идет об обязательствах, под которыми понимаются «обещание или договор, требующие от принявшего их безусловного выполнения». В подобной трактовке ответственность затрагивает лишь конечный этап деятельности субъекта и выполняет функцию контроля и возложения вины на основании «обязательства отчитываться за действия» и «обязательства принять на себя вину за последствия своих действий». Однако если рассмотреть приведенные в словаре примеры употребления понятия «ответственность», то его объем расширяется:

1) брать, принимать на себя ответственность;

2) ответственность лежит на ком-либо, падает на кого-либо; 3) нести ответственность за кого-, что-либо; 4) слагать, снимать с себя, с кого-либо ответственность; 5) привлекать к ответственности. Следует отметить, что все действия, связанные с понятием ответственности, предполагают активность субъекта вне зависимости от того, взял он на себя ответственность сам или она была навязана ему извне; в этом смысле ответственность, принятая субъектом на основании обязательств, предполагает осознанную активность субъекта.

По мнению Н. А. Минкиной, «ответственность представляет собой аспект любых отношений, в которых реально находятся люди, реализующие как субъекты сознательных действий объективно возлагаемые на них обязанности»; в категориальном отношении Н. А. Минкина определяет ответственность как «философско-социологическую категорию, которая отражает объективно необходимые взаимоотношения между личностью, коллективом, обществом, выражающие исторический характер их взаимных обязанностей, реализующихся в сознательном и волевом поведении и деятельности»3. Здесь следует отметить: вне зависимости от того, что отношения ответственной зависимости фиксируются как аспект объективных связей, само понятие ответственности может быть применимо только к анализу таких объективных связей, в которые вступают субъекты сознательных действий.

По мнению Л. И. Диментий, ответственность является ресурсной личностной характеристикой. Определяя ресурсы личности как такие характеристики, качества человека, наличие которых обеспечивает ему конструктивное отношение к жизни, способность разрешать противоречия и жизненные трудности, достигать успеха, Л. И. Диментий делает акцент на том, что

О. В. Скорикова. Проблема ответственности в деятельности управленческих кадров

благодаря ответственности человек способен соотносить и соизмерять свои способности и возможности с требованиями внешней среды, общества и других людей4.

К. А. Абульханова-Славская считает, что ответственность является центральной личностной характеристикой, определяющей стиль жизни, дающей возможность личности оптимальным способом разрешать противоречия и трудности жизни5. Она говорит о гарантированном достижении ответственной личностью результата своими силами, невзирая на непредвиденные обстоятельства и трудности. Вместе с тем она выдвигает комплекс существенных характеристик ответственности личности: самостоятельность, уверенность, способность к самоконтролю, обращенность требований к самому себе, готовность к преодолению трудностей, независимость от окружающих, их оценок и влияния, способность оценивать свои возможности и недостатки. При этом ответственность предполагает наличие контроля деятельности субъекта на разных ее этапах, характеризуя ответственность либо с позиции общества (внешние санкции), либо с позиции самого субъекта ответственности (внутренняя ответственность). В первом случае ответственность выступает как средство внешнего контроля и внешней регуляции деятельности личности, которая выполняет должное вопреки своему желанию. Во втором речь идет об ответственности, которая отражает отношение к должному самого субъекта, его активность и готовность осуществлять должные действия (ответственность служит здесь средством внутреннего контроля и внутренней регуляции деятельности личности, которая выполняет должное сознательно и добровольно).

Определяя структуру ответственности, Н. А. Минкина выделяет несколько постулатов: 1) нельзя структурировать ответственность, учитывая лишь отношения личности и общества и исключая многочисленные личные и межличностные отношения; 2) такая структура подразумевает объективные социально-экономические, политические, социокультурные и иные связи, которые складываются в реальных условиях общественной жизни, из них вытекают вполне определенные обязанности и ответственность за их реализацию; 3) структурировать ответственность можно в зависимости от субъекта - носителя объективных отношений ответственной зависимости6.

Анализировать структуру ответственности мы будем исходя из последнего постулата, говоря о субъекте ответственных действий как деятельном, реализующем объективные отношения ответственной зависимости. При этом отметим, что ответственное отношение личности к принятию управленческих решений представляет

собой объективное отражение связи менеджера и других субъектов управленческой деятельности на основе приоритета его нравственной позиции, управленческой компетентности и самостоятельности в управленческих действиях.

Н. А. Минкина в структуре ответственности отмечает три компонента: познавательный, волевой и практический (ответственное поведение и ответственная деятельность)7; Г. В. Атаманчук выделяет материальную, моральную (нравственную), политическую, юридическую от-ветственность8; В. Н. Кодин и С. В. Литягина структуру ответственности образуют из свободы воли, осознания долга, внутренней мотивации и мер внешнего воздействия на человека9. Мы придерживаемся последней точки зрения на структурирование феномена ответственности, полагая, что в условиях управления и принятия управленческих решений она наиболее приемлема. Вместе с тем подчеркнем, что, соглашаясь с авторами в целом по вопросу о структуре ответственности, в качестве интегрирующего начала в деятельности менеджера и в структуре ответственности мы выделяем нравственный компонент (нравственную ответственность) как понимание менеджером нравственных требований общества, общественной необходимости выбираемого решения, глубинного смысла намечаемых действий и их последствий для себя, коллектива сотрудников, социальной группы и всего общества, самостоятельность (автономность, независимость) личности и компетентность.

Управленческая деятельность по своим функциям, общественной значимости, интеллектуальной и психофизиологической нагрузке является одной из самых сложных и ответственных ввиду ее социальной обусловленности и вариативности принимаемых специалистом решений, основанных на профессиональном опыте и личностной компетентности в поле действия социально-нравственных норм, регулирующая роль которых становится сегодня важнейшим фактором повышения эффективности и авторитета управленческой деятельности. Очевидно, что именно нравственные нормы являются основным регулятором профессиональной деятельности специалистов управленческого профиля, обеспечивая функционирование института управления как социально-профессиональной и морально-нравственной системы, сферы приложения личностных качеств менеджеров как ее субъектов.

Ситуации, в которых приходится действовать менеджерам, исполняя свои обязанности в соответствии с профессиональным предназначением, требуют высокого уровня моральной ответственности, четко выраженной нравственной позиции по отношению к различным сферам

Педагогика

117

Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 3

общественного бытия, оказывающимся в круге профессиональных интересов специалистов управленческого профиля. Формирование ответственного отношения личности будущего менеджера к принятию управленческих решений - сложный и длительный процесс, требующий творческого подхода всего коллектива управленческого вуза, системности и непрерывности воспитательного воздействия на личность студента с учетом специфики предстоящей профессиональной деятельности и спектра формируемых качеств личности. Процесс формирования у студентов управленческого вуза ответственного отношения к принятию управленческих решений в русле общих закономерностей и принципов формирования личности как таковой включает определенную систему взаимообусловленных и взаимодействующих факторов - внешних и внутренних, интенсивных и экстенсивных, поступающих из различных по значимости источников и детерминирующих превращение потока информации в установки ответственности и ориентации на определенные

формы поведения в процессе принятия и реализации управленческих решений.

Примечания

1 См.: Канке В. А. Этика ответственности. М., 2003.

2 Словарь современного русского литературного языка : в 17 т. М., 1959. Т. 8. 1840 стб.

3 Минкина Н. А. Воспитание ответственностью : учеб. пособие. М., 1990.

4 Диментий Л. А. Типология ответственности и личностные условия ее реализации : дис. ... канд. психол. наук. М., 1990.

5 См.: Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1986.

6 См.: Минкина Н. А. Указ. соч.

7 Там же.

8 См.: Атаманчук Г. В. Теория государственного управления : курс лекций. 4-е изд., стер. М., 2006.

9 См.: Кодин В. Н., Литягина С. В. Как работать над управленческим решением. Системный подход : учеб. пособие. М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.