Научная статья на тему 'Ответственность личности как социальнопсихологический феномен'

Ответственность личности как социальнопсихологический феномен Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1829
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СВОБОДА / НЕОБХОДИМОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / RESPONSIBILITY / FREEDOM / NECESSITY / PERSONALITY / SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хазыкова Тамара Саранговна

Ответственность личности рассматривается как сложное многогранное социально-психологическое явление. Понятие ответственности функционально связывается с категориями «свобода» и «необходимость». Отмечается, что исходным моментом теории ответственности является проблема отношений личности и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal responsibility as social and pedagogical phenomenon

Responsibility is considered as a complex many-sided social and psychological phenomenon. The notion of responsibility is functionally allied with categories "freedom" and "necessity". It is pointed out that the problem of relations of personality and society is initial for the theory of responsibility.

Текст научной работы на тему «Ответственность личности как социальнопсихологический феномен»

ли, но и, будучи модератором и консультантом, помогает другим субъектам образования их освоить, чтобы осуществлять целеполагание при проектировании инновационных преобразований в образовательном учреждении любого типа.

литература

1. Белова С.В. Педагогика диалога: Теории и практика построения гуманитарного образования: монография / С.В. Белова. М.: АПКиППРО, 2006. 380 с.

2. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. 2003. №10. С. 8 - 14.

3. Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия: монография / Н.М. Борытко; науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2000. 225 с.

4. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога /

B.Н. Введенский // Педагогика. 2003. №10.

C. 51 - 55.

5. Кузибецкий А.Н. Предмет труда руководителя образовательного учреждения в постиндустриальной системе образования» / А.Н. Кузибецкий // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2007. №1. С. 61 - 65.

6. Луценко Л.И. Компетентностная модель повышения квалификации директора школы / Л.И. Луценко // Педагогика. 2005. №3. С. 61 - 68.

7. Сериков В.В. Модель управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения в современных уровнях / В.В. Сериков // Переподготовка управленческих кадров по программе «Менеджер образования»: сб. материалов по итогам Рос.-британского проекта. Волгоград: Перемена, 1998. 91 с.

Integral personality professional competence of a head in the education sphere: theoretical model

There is shown the section and component model of integral personality professional competence been researched in the context of akmeological development of a head; the modification of the subject of his/her work and the increasing of the success zone in the post industrial education system.

Key words: section and component model, integral personality professional competence, akmeologically important modus, frame structure of competence.

Т.С. ХАЗЫКОВА (Элиста)

ответственность личности как социальнопсихологичЕский феномен

Ответственность личности рассматривается как сложное многогранное социальнопсихологическое явление. Понятие ответственности функционально связывается с категориями «свобода» и «необходимость». Отмечается, что исходным моментом теории ответственности является проблема отношений личности и общества. ^ ^ __

Ключевые слова: ответственность, свобода, необходимость, личность, общество.

Ответственность выступает сложным, многогранным социально-психологическим феноменом и в категориальном плане - междисциплинарным понятием, т.к. проявляется во всем многообразии социальной деятельности и изучается целым рядом научных дисциплин: правом, этикой, социологией, психологией, педагогикой и др. [8]. Именно поэтому в настоящее время не существует единого универсального определения данного явления. Такая неопределенность требует глубокого научного анализа явления ответственности в феноменологическом и научнокатегориальном значении.

обращение к многочисленным источникам позволило констатировать, что анализ проблемы ответственности в общеметодологическом аспекте, наряду с другими философскими подходами, должен учитывать смысловые нормативные требования, вытекающие из диалектической связи категорий «свобода» и «необходимость». Это обусловлено, прежде всего, тем, что современные авторы в определение свободы вводят понятие ответственности, при этом функционально связывая ответственность с категорией «необходимость». «Понятие “свобода” - ценностная категория, которая означает способность человека самостоятельно, в соответствии с принятым им мировоззрением, определять свои поступки, действовать на основании собственного решения. Совершая поступок, человек осуществляет моральный выбор между добром и злом, нравственным и без-

© Хазыкова Т.С., 2009

нравственным. Поскольку этот выбор зависит от самого человека, последний обладает моральной ответственностью, его действия могут быть поставлены ему в заслугу или вменены в вину» [10]. Это наиболее общее и потому в смысловом плане схематичное определение акцентирует важнейшие свойства свободы, которые при дальнейшем анализе этой категории могут быть детально конкретизированы.

Необходимо отметить, что в общефилософском смысле диалектика свободы и необходимости проявляется в отрицательном («свобода от») и положительном («свобода для ...») определениях свободы. Отрицательное определение свободы характеризует свободу в первозданном виде. Такая свобода является исходным моментом в становлении человека, она предполагает его освобождение от необходимости внешнего мира, позволяет человеку «оторваться» от бытия и реальности, он становится при этом самодетерминирующимся субъектом - подлинным творцом своего поведения и деятельности. Благодаря отрицательной свободе человек является «автономным, он действует как субъект, исходя из глубинного ощущения себя. Быть автономным - значит быть самоинициируемым и саморегулируемым, в отличие от внешне детерминируемых ситуаций, когда действия не вытекают из глубинного “Я” человека» [6: 20]. «Свобода от ...» в своем одномоментном проявлении является необходимым условием развития творческого потенциала личности.

Тем не менее абсолютизация отрицательной свободы с социальной точки зрения, по сути, деструктивна. Человек существует не изолированно, его жизнь подвержена многочисленным влияниям многообразных природного и социального миров. Эти влияния носят причинный характер и обусловливают необходимость отвечать на внешние воздействия, адаптироваться к условиям внешнего мира в процессе своей жизнедеятельности. Именно в положительном значении свобода «соединяется» с необходимостью.

Более детальный анализ категории свободы в контексте ее отрицательного и положительного определений позволяет констатировать следующее.

• Понятие «свобода» характеризует состояние субъективной независимости человека, выражающейся в праве ве-

сти себя на основе собственного мировоззрения, собственных поведенческих и деятельностных решений. В свое время с философской точки зрения это свойство свободы Н.А. Бердяев подчеркнул следующим образом: «... наиболее общее определение свободы, обнимающее все частные определения, заключается в том, что свобода есть определение человека не извне, а изнутри, из духа» [2: 283]. Это и предполагает внутреннюю самодетерминацию, когда человек становится подлинным автором своего поведения и деятельности - свободным от причинных воздействий внешних обстоятельств [3].

• Абсолютизация свободы всегда порождает индивидуальный и групповой эгоизм, поэтому подлинная свобода ограничена необходимостью, которая функционально проявляется в индивидуальной или групповой ответственности (человека или группы) за свое поведение и деятельность. С.И. Гессен понимал диалектическое единство категорий «свобода» и «необходимость» таким образом: «... под свободой очень часто понимают простое отрицание необходимости и всего того, что характерно для причинно обусловленного поведения». Поэтому «существо свободных поступков» некоторые «видят в том, что они не определены никакой причиной и, следовательно, совершенно непредвидимы. С этой точки зрения человек свободен постольку, поскольку во всякий момент он может поступить так, как ему заблагорассудится, совершенно случайно, совершенно без всяких внешне обусловленных причин. Так ли это на самом деле?» [4: 67]. Нет, «свободные действия отличаются присущим им нравственным законом. Выньте этот внутренний закон из свободного действия, и вы получите искаженную личину свободы - произвол» (Там же: 70). Поэтому «закон свободы выражает не столько факт, сколько долженствование: не “я свободен”, а “будь свободен” - его более точная формула» (Там же: 72).

• Единство свободы и необходимости (ответственности) методологически обеспечивает следующий этический принцип: свобода проявляется только тогда, когда человек осуществляет нравственный выбор, т.е. в системе морально обусловленных альтернатив поведения и деятельности руководствуется идеалами добра. В этом плане диалектическое единство свободы и

необходимости (ответственности) порождает духовную сущность человеческих поступков. В свое время И.А. Ильин подчеркивал, что духовная сущность свободы проявляется в духовно мотивированных поступках, определяемых ответственностью - энергией совести. Поэтому свобода является одновременно и ответственностью как на этапе свободного выбора, так и в оценке последствий человеческого поступка. Критерием свободы, необходимости и, как следствие, ответственности является совесть как ощущение должного и своего несоответствия этому должному. Поэтому лишь в гармонии свободы и необходимой ответственности обретаются духовность и зрелость личности человека [5].

Необходимо также отметить, что исходным моментом теории ответственности является проблема отношений личности и общества, т.к. к возникновению ответственности приводит целый ряд объективных условий, характеризующих общественное бытие людей. общественный характер ответственности подчеркивает Н.А. Минкина. Исследователь полагает, что основой «для анализа проблемы ответственности является общественная природа человека. Именно общественные условия жизни возлагают на каждого индивида вполне определенные обязанности, за выполнение которых он отвечает. Реально, до всякого понятийного осмысления, ответственность потому и возникает, что во всех своих проявлениях - в многообразных общественных отношениях - человек выступает существом общественным, в силу чего всякое проявление его жизни является проявлением и утверждением общественной жизни» [7]. Из приведенной цитаты видно, что важнейшей социальной характеристикой ответственности являются обязанности, возложенные на человека обществом.

На эту сущностную характеристику ответственного поведения указывал В.П. Тугаринов, актуализируя в ответственности субъективную составляющую, обусловленную сознательным признанием личностью своих общественных обязанностей: «... ответственность выражается в том, что личность признает свои обязанности перед обществом, налагая их на себя» [12]. При этом, по мнению исследователя, ответственность основывается на способности человека предвидеть результат своей деятельности, в контексте того, какую пользу или вред она может принести обществу. Поэтому в этическом аспекте ответственность предполагает такой

уровень развития нравственного сознания личности, при котором социальные нормы и другие регуляторы поведения обретают свойство внутренних мотивов, а общественное благо обусловливает цели деятельности, становясь ее нормативно-ориентировочной основой [9]. Следовательно, в обозначенном плане ответственность предполагает «соответствие моральной оценки деятельности личности ее долгу, рассматриваемое с точки зрения возможностей личности, ее жизненного потенциала» [11]. Последнее утверждение актуализирует еще одно важное свойство ответственности личности - ее активную сущность: «все действия, связанные с понятием ответственности, предполагают активность ее носителя, независимо от того, навязана ли ответственность человеку извне или принята на себя добровольно» [8]. Проблема добровольности ответственности является наиболее важной, т.к. добровольность всегда предполагает свободную поведенческую и деятельностную активность личности.

В свое время К. Муздыбаев указывал на недостатки традиционного определения категории ответственности в советской науке: «... традиционная трактовка ответственности затрагивает лишь конечный этап деятельности субъекта и выполняет функцию контроля и возложения вины, на основе обязательства отчитываться за свои действия и обязательства принять на себя вину за последствия своих действий» [8: 6]. таким образом, в традиционной трактовке ответственность предполагает необходимость наложения санкций в случае невыполнения человеком или группой взятых на себя обязательств.

Проблему свободной, добровольной ответственности по-своему решает в своем исследовании И.С. Андреев [1]. Адаптировав взгляды исследователя к предмету нашего исследования, представим следующий логический ряд решения обозначенной проблемы.

• Ответственность личности проявляется в объективной и субъективной составляющих. Основой объективной составляющей выступают социальные нормы и требования, предъявляемые к человеку со стороны общества, субъективной - личностные качества человека, обусловленные результатом социализации его личности. При этом объективная и субъективная составляющие ответственности образуют целостность в контексте диалектического единства свободы и необходимости.

• ответственность личности имеет ретроспективную и перспективную векторные направленности. «ретроспективная ответственность обращена в прошлое. Это ответственность - следствие за совершенные поступки. Такая ответственность, по сути, обусловлена санкциями, которые применяются к тому, кто совершил безнравственное, аморальное, антиобщественное деяние» [1: 47]. Перспективная ответственность является ответственностью-причиной, т.к. личность сознательно, добровольно (а значит, и свободно) берет на себя определенные обязательства перед обществом и собой, прогнозируя последствия своего поведения. При этом мотивация «правильности» своих поступков обусловлена не страхом перед возможными санкциями, а нежеланием причинить вред другим людям. При такой ответственности имеет место активное стремление человека преобразовывать мир и самого себя. Перспективную ответственность связывают с процессом ее «одухотворения» [8].

• Ответственность классифицируется по векторной направленности субъективного контроля личности, и в этом плане ответственность может быть внутренней и внешней. Внешняя ответственность направлена на общество, внутренняя - на самого себя. Поэтому внешняя и внутренняя ответственность, являясь разновекторными, существуют всегда в диалектическом единстве и дополняют друг друга [13]. Тем не менее активная субъектная позиция ответственной личности предполагает ее доминирующую ориентацию на внутреннюю ответственность. «Становясь активным субъектом деятельности, человек отвечает за свои поступки, прежде всего перед самим собой». Это является следствием переноса «инстанции, перед которой субъект держит отчет». На этапе социальной адаптации «такой инстанцией было общество, разные социальные институты», на этапе личностной самореализации в обществе - сама личность [8: 15]. Таким образом, ориентация на внутреннюю ответственность является одним из показателей социальной зрелости личности.

• Ориентация личности на внутреннюю активность обусловливает наличие у человека интернального локуса контроля. В отличие от экстернального локуса контроля, когда человек склонен приписывать ответственность за свои ошибки и неудачи внешним силам и обстоятельствам, ин-

тернальный локус контроля позволяет видеть причины неправильности поведения и деятельности в себе, что, по мнению современных исследователей, положительно влияет на ответственное поведение личности в целом.

Все сказанное позволяет констатировать важный факт: ответственность как социально-личностное явление имеет выраженный духовно-нравственный характер. В своих исследованиях это подчеркивают отечественные авторы, понимая ответственность как:

- осознание нравственного долга и правовых норм (Л.Н. Архангельский, И.А. Головко, Л.В. Коган и др.);

- компонент морального сознания (Л.Н. Архангельский);

- соответствие моральной деятельности личности ее долгу, рассматриваемое с точки зрения возможностей личности, готовность соблюдать правовые или нравственные нормы (В.М. Коровин);

- один из первичных фундаментальных (нравственных) принципов человеческого бытия (Л.С. Мамут).

литература

1. Андреев И.С. Формирование учебной ответственности у студентов технического университета в процессе физического воспитания: дис. ... канд. пед. наук / И.С. Андреев. Ставрополь, 2006.

2. Бердяев Н.А. Судьба России / Н.А. Бердяев. М.: Сов. писатель, 1990.

3. Газман О. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века / О. Газман // Новые ценности образования: забота - поддержка - консультирование. М., 1996.

4. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен. М.: Школа-Пресс, 1995.

5. Ильин И.А. О новом человеке / И.А. Ильин // Слово. 1993. № 1 - 2.

6. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности / Д.А. Леонтьев // Психол. журн. 2000. №1. С.15 - 25.

7. Минкина Н.А. Воспитание ответственности: учеб. пособие / Н.А. Минкина. М.: Высш. шк., 1990.

8. Муздыбаев К. Психология ответственности / К. Муздыбаев. Л.: Наука, 1983.

9. Скорбилина Н.Б. Формирование ответственности у старших школьников в процессе обучения гуманитарным предметам: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.Б. Скорбилина: Волгоград, 1990.

10. Словарь по этике / под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. 6-е изд. М.: Политиздат, 1989.

11. Словарь по этике / под ред. И.С. Кона. М., 1981.

12. Тугаринов В.П. Личность и общество / В.П. Тугаринов. М., 1965.

13. Энгельгардт В.А. Век науки и ответственность ученого / В.А. Энгельгардт // Вопр. философии. 1984. №1. С.96 - 103.

Personal responsibility as social and pedagogical phenomenon

Responsibility is considered as a complex many-sided social and psychological phenomenon. The notion of responsibility is functionally allied with categories “freedom” and “necessity”. It is pointed out that the problem of relations of personality and society is initial for the theory of responsibility.

Key words: responsibility, freedom, necessity, personality, society.

В.А. СУХОРУКОВ (Воронеж)

социокультурная социализированность школьников: опыт системного описания

Исследуются вопросы уточнения сущности и структуры социокультурных задач социализации; дается характеристика социокультурной социализированности как результата решения названных задач индивидом; выделяются ее критерии, показатели и уровни.

Ключевые слова: социокультурные задачи социализации, социокультурная социализированность, издержки социализации.

В настоящее время вопрос о конкретизации возрастных задач социализации индивида проблематизируется в научнопедагогической литературе (А.В. Мудрик, О.В. Латышева, В.И. Максакова, С.В. Березин, Т.И. Шульга и др.). В концепции А.В. Мудрика в качестве ведущих называ-

ются естественно-культурные, социальнокультурные и социально-психологические задачи социализации [5: 22 - 23]. Достижение определенного уровня естественнокультурной, социально-культурной и социально-психологической социализиро-ванности объективно необходимо для развития человека. Вместе с тем социокультурная социализированность школьников не получила достаточного системного описания в педагогических исследованиях, что негативно сказывается на эффективности практической деятельности воспитательных организаций по сопровождению школьников в процессе решения ими социокультурных задач социализации.

Системное педагогическое описание социокультурной социализирован-ности школьников предполагает характеристику ее содержания, критериев, уровней. Социокультурная социализирован-ность представляет собой личностную характеристику, содержащую когнитивный (интеллектуально-познавательный), ценностно-мотивационный и деятельностный (практико-поведенческий) компоненты. Более полная характеристика данного личностного образования может быть представлена в результате соотнесения базовых социально-культурных задач (А.В. Мудрик) и названных выше уровней освоения и воспроизводства социокультурного опыта.

В качестве критериев социокультурной социализированности различными исследователями рассматриваются отношение школьника к обществу, социально значимой деятельности (А.В. Волохов, Л.В. Ершова, В.В. Рогачев); степень активности жизненной позиции (Т.И. Мальковская); направленность личности на предмет социальных отношений (Б.А. Титов); степень сформированности социального опыта (Н.Ф. Голованова); развитие у подростка способности к построению и реализации собственного жизненного проекта (Ю. Хабермас); степень социальной зрелости растущего человека: независимости, уверенности, самостоятельности, раскрепощенности, инициативности, незакомплексован-ности (Д.И. Фельдштейн); содержание отношений (Е.Б. Старовойтенко); степень освоения и принятия норм морали и права (Л.Г. Борисова, А.И. Кириллова). В со-

© Сухоруков ВА., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.