ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 394.26
И.Ю. Блясова, г. Шадринск
Культурно-досуговая деятельность как фактор профессионального
самоопределения учащихся
Сложность и неоднозначность процессов, характеризующих ситуацию на современном российском рынке труда, обуславливают более высокий уровень требований к профессиональному самоопределению выпускников средних общеобразовательных школ. В статье раскрывается роль культурно-досуговой деятельности в профессиональном самоопределении старшеклассников. Рассматриваются педагогические условия творческого и профессионального самовыражения.
Культурно-досуговая деятельность, самоопределение, самоутверждение, самовыражение личности, профориентация, старшеклассники.
I. Y.Blyasova, Shadrinsk
Cultural and leisure activity as a factor of pupils' professional self-
determination
Complication and ambiguity of the processes that characterize the situation in theup-to-date Russian labor-market is the cause of high level of graduates' professional self-determination. The article reveals the essence ofcultural and leisure activity in senior pupils 'professional self-determination. Pedagogical conditions of creative and professional self-expressionare regarded.
Key words: cultural and leisure activity, self-determination, self-affirmation, self-expression of a person, occupation guidance, senior pupils.
Современные условия жизни общества предъявляют новые требования к выпускнику школы, связанные с их готовностью к самоопределению, к проявлению самостоятельности, личной активности при выборе своего жизненного и профессионального пути. Вместе с тем практика показывает, что не все старшеклассники подготовлены к новой ситуации на рынке труда. Многие из них имеют неустойчивые ситуативные интересы к профессиональной деятельности, у значительной части выпускников не сформированы жизненные и профессиональные планы, они не владеют способами изучения своих индивидуальных возможностей в соответствии с избираемой профессией. Кроме того, актуальность социально-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обусловлена ростом молодежной безработицы, недостаточным осознанием учащимися ценности труда, недостаточным использованием возможностей детских и молодежных общественных организаций в воспитательных целях, выбора профессионального и личностного пути.
Все эти факторы осложняют процесс социальной адаптации молодежи к изменившимся условиям жизни общества. Вышесказанное свидетельствует о важности разработки социальной политики, направленной на решение проблемы профессионального самоопределения подрастающего поколения, создание социальных
институтов сопровождения профессиональной карьеры, которые взяли бы на себя роль по подготовке молодежи к работе и жизни в новых условиях, по развитию не только профессиональных знаний и умений, но и таких качеств, как готовность к труду, способность к планированию и реализации деятельности.
Профессиональное самоопределение направлено на поиск личностью видов деятельности и системы отношений, которые в наибольшей мере соответствуют индивидуальным потребностям и интересам ученика, социальным требованиям, иначе говоря, профессиональное самоопределение детерминирует последующую деятельность. В процессе самоопределения ученик познает самого себя, оценивает свои возможности к занятию определенной деятельностью, вникает в смысл проблемы.
Таким образом, можно констатировать, что профессиональная и личностная самореализация будет протекать успешно в том случае, когда профессиональный выбор будет соответствовать способностям, интересам, склонностям ученика.
Теория и практика профессионального самоопределения представлена в работах Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Л.И. Божович, Л.Н. Ботяковой,
В.В. Давыдова, А.Е. Дубровиной, В.И. Журавлева, В.П. Зинченко, В.А. Крутецкого, Е.А. Климова, А.Н. Леонтьева, Л.М. Митиной, Н.С. Пряжникова, С.Л. Рубинштейна, М.С. Савиной, И.Д. Чечель, Н.Н. Чистякова, С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной и других.
Вопросы подготовки школьников к выбору профессии освещены в диссертационных исследованиях В.Ф. Афанасьева, Ж. Аскаровой, Н.Ю. Бугаковой, О.Р. Голованова, С.В. Костюкова, Е.В. Машиньян, А.В. Мордовской, Р.Г. Морозова, Н.И. Орлянской, Г.П. Петрищевой, Г.Е. Соловьева, О.М. Трифоновой, Р.И. Турхановой и других. В вышеназванных работах рассматриваются проблемы развития у школьников профессиональных интересов, общественно значимых мотивов выбора профессии, раскрыты методы, условия развития профессионального самоопределения школьников.
Особую значимость проблема профессионального самоопределения приобретает среди старшеклассников, поскольку именно в этот период жизни происходит становление самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение жизненной и профессиональной позиции. Свойственные данному возрасту новообразования активизируют процессы личностного самоопределения и самопознания, проектирования себя в профессии.
Важным ресурсом в повышении качества подготовки старшеклассников к профессиональному старту становится сфера педагогически регулируемого досуга. Именно культурно-досуговая деятельность как никакая другая открывает перед ними возможности в самопознании, саморазвитии, самореализации личности, в поиске области применения индивидуальных способностей и возможностей, в практической подготовке реализации своих интересов и профессиональных планов.
Проблемы самоутверждения и самовыражения личности в сфере культурно-досуговой деятельности нашли своё освещение в исследованиях Ф.Э. Ахмедова, Р. Арона, X. Аштона, Д.М. Генкина, А.Д. Жаркова, А.С. Запесоцкого, Т.Г. Киселёвой,
B.В. Нефедова, Т.В. Рябовой, Ю.А. Стрельцовой, А.А. Сукало, Б.А. Титова, М. Уайт,
C. Хиллс, И.Н. Чередниченко, Н.И. Южаковой и других.
В указанных работах выдвигается идея о возрастании роли культурно-досуговой деятельности в социализации подрастающего поколения, рассматриваются отдельные аспекты содержания и форм организации досуга, а так же роль и место в нем образовательных учреждений.
Учитывая тот факт, что культурно-досуговая деятельность создает определенные предпосылки для успешного социального и профессионального самоопределения старшеклассников, реализации их жизненных планов, её необходимо активнее включать в учебно-воспитательный процесс современной общеобразовательной школы. Именно в сфере свободного времени в различных формах культурно-досуговой деятельности учащиеся обретают возможности воспитания в себе таких личностных качеств как способность утвердить себя и проявить своё особое «Я».
Культурно-досуговая деятельность образовательных учреждений привлекает учащихся добровольностью выбора различных форм досуга, свободой общения, возможностями сочетания различных видов деятельности (интеллектуальной, познавательной, физической), что в целом создает благоприятную образовательную среду для профессионального самоопределения старшеклассников при условии ее социально-педагогического сопровождения [4].
Досуг выступает в качестве условия для становления будущего студента, способного использовать свободное время для самоорганизации в творческом поиске и саморазвития в избранной деятельности. Однако, как отмечают исследователи, умением выбора способов организации досуга, соответствующих саморазвитию и самореализации обладают не все учащиеся. В этом случае возникает вопрос об оказании помощи ученику посредством создания педагогически целесообразной организации культурно-досуговой деятельности, которая способствовала бы ориентации в их собственных возможностях. Стало быть, организация культурно-досуговой деятельности учащихся в условиях образовательного учреждения может рассматриваться как составная часть воспитательной работы.
Вместе с тем следует отметить, что потенциал досуга не всегда в полной мере используется в формировании профессиональных планов школьников. Важным средством формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению являются учебные планы и программы профессионального образования, предусматривающие профессионально-ориентированную,
образовательную, культурно-досуговую, социально-воспитательную работу с учащимися, их семьями.
Такая возможность предоставляется при наличии тесного сотрудничества высших учебных заведений и школ.
Так, в ФГБОУ Шадринский государственный институт сложились прочные связи с образовательными учреждениями г. Шадринска, Шадринского района, Курганской области и других областей Зауралья в вопросах организации систематической профориентационной работы, направленной на профессиональное самоопределение учащихся.
Цель сотрудничества вуза и школы состоит в том, чтобы:
- способствовать ответственному выбору профессии, дальнейшей успешной социализации в ней;
- облегчить процесс адаптации выпускников общеобразовательных учреждений к условиям вузовского обучения;
- сформировать у учащихся качества социально-профессионального поведения;
- способствовать развитию интеллектуального и творческого потенциала, способности к самостоятельной творческой деятельности;
- поднять социально-экономическую эффективность общего среднего образования, усилив внимание образовательных учреждений к вопросам вхождения выпускников в рынок труда.
Формами сотрудничества вуза и школы являются: встречи учащихся 7, 8 - 11 классов и их родителей с деканами факультетов вуза, проведение на базе вуза школьных олимпиад, конкурсов, выставок, конференций, профпроб, ярмарок вакансий, кадровых форумов и др. Преподаватели вуза читают для учащихся 10-11 классов элективные курсы.
Традиционным стало проведение таких профориентационных мероприятий как «Мой выбор, мое будущее», «День открытых дверей», «Школьный день науки» «Дебаты на правовые темы» и другие.
Эффективность профессионального самоопределения старшеклассников достигается сочетанием традиционных методов: лекции, беседы, рассказ и др. с инновационными (интеллектуально-познавательные игры, профессиональные пробы, квэсты, различные акции и др.).
Для активизации позиции школьников в поиске будущей профессиональной деятельности, приобретении знаний и умений о ней использовались беседы, сюжетно-ролевые, имитационно-деловые, интеллектуальные игры, квэсты, игровые тренинги, творческие задания, конкурсы, викторины, профориентационные игры, праздники, смотры, фестивали, профконсультации, экскурсии и др.
Участие старшеклассников в культурно-досуговых мероприятиях вуза (таких, как конкурсы, аукционы, выставки, олимпиады, форумы и др. ) способствует адаптации их к условиям вузовского обучения, приобщению к организационной культуре вуза, к внеучебной, научной, творческой деятельности, помогает в выявлении и оценке творческих возможностей, в развитии умений межличностного общения.
Основными принципами, обеспечивающими комплексность форм и методов воспитательного воздействия выступают:
- принцип субъект-субъектного взаимодействия, при котором педагог стимулирует стремление к саморазвитию, самосовершенствованию;
- принцип профессиональной ориентации воспитательной деятельности предполагает содействие в развитии личности, приобщение его к будущей профессиональной деятельности, профессиональным ценностям;
- принцип демократизма предполагает, что каждый учащийся может принимать участие в решении проблем, реализуется единство свободы во взглядах, поведении;
- принцип индивидуализации предполагает систему воспитания учащихся с учетом возможностей каждого из них в процессе социализации, профессионального самоопределения;
- принцип вариативности форм и содержания воспитательной деятельности в области профессиональной деятельности - готовность действовать в ситуации её неопределенности;
- принцип толерантности предполагает терпимое отношение к мнениям других учащихся, учет их интересов, принятие иного мнения как более значимого и ценного.
Характерной чертой культурно - досуговой деятельности становится не только формирование культуры подрастающего поколения, но и повышение уровня компетенций в профессиональном самоопределении.
В качестве основных педагогических условий творческого и профессионального самовыражения и социально значимого самоутверждения подростков в культурно-досуговой деятельности можно выделить следующие:
- создание благоприятной микросреды для творческого самовыражения учащихся в комфортной атмосфере, способствующей раскрытию творческого потенциала, досуговых потребностей и креативных способностей;
- разработка и включение спецкурсов в систему повышения квалификации педагогов по такой тематике, как «Технология самоутверждения и самовыражения личности подростка средствами культурно-досуговой деятельности», «Культурно-досуговая деятельность народов мира» и др.
- формирование умений и навыков самоорганизации досуга, позволяющих не только использовать традиционные формы организации подросткового досуга, но и расширять их рамки за счет инноваций, идущих от потребностей самих подростков;
- стимулирование творчества учащихся средствами и формами культурно-досуговой деятельности через включение в различные виды деятельности и формирование установки на позитивное социально-значимое самоутверждение;
- поощрение успехов учащихся, способствующее самоутверждению и определению своего места в коллективе сверстников и в социальном окружении;
- разработка и совершенствование содержания социально-досуговых программ и их реализация;
- составление и ведение элективных курсов для школьников «Первые шаги в мире профессии», «Основы досуговедения» и др.;
- взаимосвязь социальных институтов школы и семьи в формировании готовности к профессиональному самоопределению;
- совершенствование индивидуальной и дифференцированной работы со старшеклассниками с учетом уровня сформированности их профессиональных планов;
- совершенствование подготовки педагогов, студентов педагогических специальностей по руководству социально-досуговой деятельностью учащихся старших классов в целях профориентации;
- создание учебных, методических пособий в помощь педагогам по формированию профессиональных планов старшеклассников;
- создание культурно-досугового пространства в котором осуществляется взаимодействие школьников.
Таким образом, культурно-досуговая деятельность является одним из важных условий профориентационной работы, поскольку оказывает воздействие на эмоциональную сферу личности, создает условия для участия старшеклассников в качестве непосредственных участников различных мероприятий, что способствует не только личностному, но и профессиональному развитию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аванесова, Г. А. Культурно-досуговая деятельность. Теория и практика организации [Текст] : учеб. пособие / Г.А. Аванесова. - М. : Аспект Пресс, 2006. - 236 с.
2. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] : учеб. пособие / Е.А. Климов. - Ростов н/Д : Феникс, 1996. - 512 с.
3. Пряжников, Н.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся [Текст] : учебник / Н.С. Пряжников, Л.С. Румянцева. - М. : Академия, 2013. - 256 с.
4. Орлянская, Н. И.. Профессиональное самоопределение старшеклассников в культурно-досуговой деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.06 / Н. И. Орлянская. - М., 1999. - 196 с.