Научная статья на тему 'Дифференцированный подход в профессиональной подготовке будущих педагогов физической культуры'

Дифференцированный подход в профессиональной подготовке будущих педагогов физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
524
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / НАВЫКИ ПРЕПОДАВАНИЯ / STUDYING AT THE UNIVERSITY / PROFESSIONAL READINESS / DIFFERENTIAL APPROACH / TEACHING SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыльский Олег Николаевич

Дифференцированный подход в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов физической культуры в вузе предполагает активное включение студентов в процесс преподавания базовых физкультурно-спортивных дисциплин; уровень профессиональной готовности оценивается по педагогической, физической, технической и психологической составляющим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыльский Олег Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Differential Approach to Professional Training of Physical Training Teachers

According to the differential approach model used in the process of professional training of physical training teachers at the university, the students must be actively involved in the teaching process for basic sports subjects. While estimating the level of their professional readiness we take into consideration pedagogical, physical, technical and psychological elements.

Текст научной работы на тему «Дифференцированный подход в профессиональной подготовке будущих педагогов физической культуры»

не создает синтеза, отношение внутри развивающегося синтеза нельзя уподобить отношению «физического следствия», когда определенные начальные условия детерминируют последующее состояние системы. Синтез никоим образом не заложен в содержании тезиса и антитезиса; помимо старых идей, которые синтез «сохраняет», он всегда воплощает новую идею, которую нельзя редуцировать к более ранним стадиям диалектического развития.

Рассмотрение философских посылок проблемы преемственности в обучении на основе изучения внутренней структуры строения этого процесса, рассматриваемого с точки зрения диалектического развития, позволит, на наш взгляд,

проследить за проявлением преемственности и установить, какие составные ее части трансформировались, а какие удержаны и сохранены.

Примечания

1 Клаус Г. Кибернетика и философия. М., 1963. С. 262.

2 Поппер К. Что такое диалектика // Вопр. философии. 1995. № 1. С. 120.

3 См.: Швырев В. С. Как нам относиться к диалектике // Там же. С. 153.

4 См.: Кустов Ю. А. Преемственность в системе подготовки технических специалистов / под ред. А. А. Кыверялга. Саратов, 1982. С. 114.

УДК 796.06

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

О. Н. Рыльский

Балашовский институт (филиал) Саратовского государственного университета E-mail: rylsky_oleg@mail.ru

Дифференцированный подход в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов физической культуры в вузе предполагает активное включение студентов в процесс преподавания базовых физкультурно-спортивных дисциплин; уровень профессиональной готовности оценивается по педагогической, физической, технической и психологической составляющим.

Ключевые слова: обучение в вузе, профессиональная подготовка, дифференцированный подход, навыки преподавания.

Differential Approach to Professional Training of Physical Training Teachers

O. N. Rylsky

According to the differential approach model used in the process of professional training of physical training teachers at the university, the students must be actively involved in the teaching process for basic sports subjects. While estimating the level of their professional readiness we take into consideration pedagogical, physical, technical and psychological elements.

Key words: studying at the university, professional readiness, differential approach, teaching skills.

Современное российское высшее образование предъявляет высокие требования к подготовке выпускников вуза, в том числе и будущих преподавателей физической культуры. Их профессиональная деятельность включает педагогическую составляющую, одним из элементов которой

является понимание выпускником вуза важности и сложности педагогической задачи, связанной с обучением, воспитанием и оздоровлением обучающихся.

Совершенствование процесса профессиональной физкультурной подготовки требует нового подхода к организации учебного процесса в сфере высшего образования, эффективных путей повышения качества обучения студентов факультетов физической культуры. Масштабность и сложность проблемы оздоровления населения страны актуализирует процесс подготовки физкультурных работников, обладающих высоким уровнем профессионализма, осознающих ответственность за качество и результаты своей профессиональной деятельности.

Профессиональная подготовка будущего педагога для системы образования - важнейшая функция существования и развития человеческого общества1. Высшее учебное заведение является последним этапом перед вступлением будущего специалиста на самостоятельный профессиональный путь, поэтому значимость профессионально-практической подготовки в стенах института высока. Разработка обозначенной проблемы лежит в рамках более общей - совершенствования учебно-воспитательного процесса в образовательном пространстве высшей школы. Современный

© Рыльский О. Н., 2012

Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 3

подход к решению этой проблемы нашел свое отражение в трудах представителей разных научных областей (А. Г. Афанасьева, Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, П. Я. Гальперина, С. Д. Невер-ковича, В. В. Серикова и др.). Решению проблемы совершенствования профессиональной подготовки в системе вузовского обучения посвящены труды С. Я. Батышева, Г. И. Железовской, В. А. Сластенина, Н. Ф. Талызиной, Н. В. Тель-тевской и др. Большой интерес в решении проблемы профессиональной подготовки в сфере физкультурного образования представляют работы по теории и практике обучения физической культуре авторов отечественных (Л. П. Матвеева, Н. Г. Озолина, В. П .Филина и др.) и зарубежных (Х. М. Зиммермана, В. Ломан и др.).

Важное место в системе профессиональной подготовки специалистов отводится педагогической практике, являющейся связующим звеном между теоретическим обучением будущих специалистов и практической деятельностью молодых педагогов. Однако ряд исследователей отмечают, что несмотря на возросшие требования к уровню профессионализма выпускников педагогических вузов традиционная вузовская модель не до конца отвечает этим требованиям. Эффективность профессиональной подготовки студентов снижается из-за недостаточной разработанности научно-теоретического и методического обеспечения данного процесса. Например, О. А. Абдуллина отмечает, что уязвимым звеном в подготовке выпускников вуза является слабая связь между теоретическими знаниями и использованием их в практической деятельности2. С ней согласен А. В. Кравченко, отмечающий такие недостатки профессиональной подготовки, как неспособность применять знания в профессиональной педагогической деятельности, трудности с установлением контакта со школьниками и учетом их индивидуальных психологических особенностей3.

Решающей фигурой в процессе перестройки системы образования является учитель, потому удельный вес его профессиональной подготовленности к педагогической деятельности приобретает особую значимость. Подготовка к педагогической деятельности должна осуществляться в ходе реальной практики будущего учителя в стенах вуза. Чем раньше будущий педагог начнет использовать полученные знания, тем больше у него возможностей для повышения своего профессионального уровня, совершенствования имеющихся профессиональных навыков, овладения педагогическим мастерством. Включение в образовательный процесс вуза системы практических заданий, задач, ситуаций позволяет формировать у студентов практические умения и навыки, имеющие важное значение для будущей профессиональной деятельности и необходимые в дальнейшей работе по овладению основными педагогическими функ-

циями. В повышении уровня профессиональной подготовки будущих педагогов предметом особой заботы должно стать применение в вузовском учебно-воспитательном процессе активных методов обучения - моделирования элементов практической педагогической деятельности и ситуаций, возникающих в работе учителя.

А. П. Поварницын отмечает, что хорошо подготовленными к работе учителя считают себя лишь около 25% опрошенных студентов4. К аналогичным выводам на основании проведенных исследований пришли В. А. Багина и др.5 Это свидетельствует о необходимости формирования профессионально-педагогических умений в период обучения в вузе.

Главной целью процесса подготовки учителей физической культуры в системе высшего образования является обеспечение готовности выпускников к решению задач обучения, оздоровления и воспитания школьников. Личностными предпосылками, обусловливающими профессиональную компетентность выпускников, являются уровень профессионально важных качеств и положительное эмоционально-ценностное отношение к избранной профессии. Эти факторы являются важными в становлении профессиональной готовности: степень их выраженности во многом определяет эффективность усвоение знаний и формирование необходимых в профессиональной деятельности умений и навыков. В то же время значимость приобретаемых студентами теоретических знаний проявляется в совершенствовании профессиональной готовности лишь в той степени, в какой эти знания востребованы в практической деятельности, способствующей процессу формирования необходимых умений и навыков.

Таким образом, профессионально-педагогические умения занимают в системе обеспечения профессиональной готовности особое положение: как целостное образование, объединяющее в себе способности, знания и интересы студентов, как основная цель профессиональной подготовки и критерий оценки уровня профессиональной готовности. Одним из эффективных направлений формирования профессиональной готовности является, на наш взгляд, использование дифференцированного подхода в процессе обучения в вузе. Такой подход является прежде всего целенаправленным педагогическим воздействием на студентов, которых можно объединить в группы, характеризуемые сходными признаками, или выделить в соответствии с индивидуальными личностными качествами. Дифференцированный подход способствует педагогической поддержке студента на пути совершенствования его личности. Дифференциация является одним из средств реализации личностно-ориентированного обучения, которое, в свою очередь, способствует

110

Научный отдел

построению индивидуальной образовательной траектории ученика с учетом его субъектного опыта, предпочтений и ценностей. Основным принципом, как считает Ю. К. Бабанский, является оказание дифференцированной помощи студентам со стороны педагогов. А. А. Кирсанов, Е. С. Рабунский и другие рассматривают дифференциацию как средство повышения активности учащихся.

М. В. Артюхов под дифференцированным обучением подразумевает способность педагогов учитывать индивидуальные особенности учащихся, ставя перед учениками индивидуальные образовательные цели, обеспечивая им разные условия и время обучения. Схожее мнение по этому вопросу высказывает В. И. Загвязинский, рассматривая дифференцированный подход как основной метод работы с учащимися, группами учеников, проявляющийся в особенности организации учебной работы, различной по объёму, содержанию, сложности, приемам и методам. Исследуя возможности дифференцированного обучения, С. Ф. Бурухин и Е. Ю. Незнакомова отметили учебно-воспитательные и здоровьесберегающие преимущества раздельного обучения перед традиционным6. Для повышения мотивации и активности на занятиях физической культурой С. А. Адеев разработал систему поэтапного осуществления индивидуально-дифференцированного подхода, основанную на учете показателей физической подготовленности7.

Проблемы дифференцированного физического воспитания рассматриваются в диссертационных исследованиях последних лет (В. В. Бойко, 2008; Н. В. Губарева, 2009; А. М. Пятахин, 2009; А. И. Рахматов, 2010 и др.). Однако следует отметить, что все они посвящены в основном решению вопросов физического воспитания различных категорий занимающихся физической культурой. Ощущается дефицит работ, касающихся применения дифференцированного подхода в процессе профессиональной подготовки в вузе будущих преподавателей физической культуры. Несмотря на то что вопросы применения дифференцированного подхода в педагогическом процессе остаются в рамках проблемного поля исследователей, в настоящее время все еще существуют противоречия между необходимостью осуществления дифференцированного подхода для обеспечения принципа гуманизации в обучении, с одной стороны, и отсутствием научно обоснованных и апробированных методик формирования физической культуры личности, с другой; между личностно осознаваемой потребностью студентов в двигательной активности, стремительно снижающимся уровнем их здоровья и отсутствием научно обоснованных педагогических условий дифференцированного подхода в физическом воспитании. Не хватает работ, посвященных на-

учно-теоретическому и дидактическому обеспечению дифференцированного подхода в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов физической культуры.

Предлагаемый нами дифференцированный подход, применяемый в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов физической культуры, предполагает систему целенаправленного педагогического воздействия, осуществляемого на протяжении всего периода обучения в вузе. В основу профессиональной подготовки положена педагогическая идея активного включения студентов в процесс преподавания базовых физкультурно-спортивных дисциплин с целью формирования у них навыков профессионально-педагогической деятельности. Выделение и учет физкультурно-спортивных способностей и интересов студентов позволяют в процессе обучения ориентировать их на осознанное освоение методики преподавания практических учебных дисциплин. Кроме того, программой подготовки будущих педагогов физической культуры предусматривается большая по объему методическая и практическая подготовка студентов, являющаяся основой обеспечения готовности к профессиональной деятельности и позволяющая самостоятельно использовать ее методы, средства и формы в целях самообразования и самосовершенствования.

Организация процесса формирования профессиональной готовности предполагает, что при изучении базовых физкультурно-спортивных видов в качестве педагогов выступают сами студенты, для которых эта учебная дисциплина является предметом спортивной специализации. При этом комплект рабочей учебной документации (рабочая программа, конспекты занятий) разрабатывается студентом, выступающим в роли педагога, под руководством преподавателя вуза, отвечающего за качество освоения студентами данной дисциплины. Сам процесс обучения строится на основе разработанной нами программы, учитывающей особенности каждой физкультурно-спортивной дисциплины. За период изучения базовых физкультурно-спортивных видов все студенты учебной группы должны не менее одного-двух раз выступить в качестве педагога и помощника педагога.

Основными составляющими профессиональной готовности являются педагогическая, физическая, техническая и психологическая. Уровень педагогической готовности студентов оценивался в процессе проведения ими учебных занятий в качестве педагогов. Показатели качества определялись при анализе учебного занятия и физиологической кривой нагрузки, оценивалась общая и моторная плотность занятия. Степень индивидуальной физической подготовленности будущих педагогов физической культуры опреде-

Педагогика

111

Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 3

ляли по результатам комплекса тестов, характеризующих уровень развития основных физических качеств (гибкость, выносливость, быстрота, сила, скоростно-силовые способности). Уровень технической подготовленности определялся методом экспертной оценки в процессе прохождения каждого физкультурно-спортивного вида в результате сравнения индивидуально демонстрируемой техники выполнения упражнения с эталонной. Психологическая составляющая включала оценку психической напряженности студентов в процессе исполнения роли педагога на учебных занятиях в вузе и во время производственной практики в школе (по результатам модифицированного теста стресс-толерантности Б. С. Рашелла и определения напряжения регуляторных систем организма, проводимого на основе математического анализа динамической электрокардиограммы по методике Р. М. Баевского). Результаты каждой составляющей оценивались по пятибалльной шкале.

Коэффициент профессиональной готовности (КПГ) определялся нами для каждого студента по формуле

КПГ = ^СПГ/МВО, где ^СПГ - сумма оценок, характеризующих различные стороны профессиональной готовности; МВО - максимально возможная сумма оценок.

Таким образом, предлагаемый нами дифференцированный подход позволит увеличить профессионально-педагогическую составляющую

в процессе изучения физкультурно-спортивных дисциплин, а объективный мониторинг - оценить степень эффективности данного педагогического подхода в обучении студентов.

Примечания

1 См.: Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1990.

2 Там же.

3 См.: Кравченко А. В. Теоретико-методические основы формирования навыка физкультурно-оздоровительной работы в подготовке будущего учителя : автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2007.

4 См.: Поварницын А. П. Ценностные ориентации специалистов по физической культуре и спорту на этапе обучения в вузе // Теория и практика физической культуры. 2005. № 12. С. 22-26.

5 См.: Багина В. А. Профессиональная готовность студентов к педагогической практике // Там же. 2005. № 9. С. 48-51.

6 См.: Бурухин С. Ф., Незнакомова Е. Ю. Дифференцированный подход на уроках физической культуры в женской гимназии // Ярославский пед. вестн. 2010. № 3. С. 86-89.

7 См.: Адеев С. А. Индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании студентов вуза в условиях Кольского Заполярья : автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Мурманск, 2000.

УДК 37.373

ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОТРЕБНОСТИ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Д. Г. Тырсин

Саратовский государственный университет E-mail: fimit@rambler.ru

Творческая деятельность и интерактивное обучение - важные составляющие современного учебно-воспитательного процесса. В статье предложен критериально-диагностический аппарат, включающий уровни, критерии и показатели, определяющие степень сформированности потребности в творческой деятельности у учащихся средних общеобразовательных учреждений. Ключевые слова: потребность, творческая деятельность, интерактивное обучение, уровни, критерии, показатели.

Indexes and Levels of Formed Necessity in Creative Activity of Students in the Process of Interactive Teaching

D. G. Tirsin

Creative activity and interactive teaching are important components of modern teaching process. The criterias and diagnostic parameters

including levels, criterias and indexes which determining the degrees of formed necessity in creative activity of students of general education schools are suggested.

Key words: necessity, creative activity, interactive teaching, levels, criterias, indexes.

В условиях быстро меняющейся действительности современному обществу нужен выпускник самостоятельно и критически мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы, творчески реализовать себя. На первый план выдвигается задача развития личности учащегося на основе его внутреннего потенциала. Если интеллектуальный потенциал выступает как

© Тырсин Д. Г., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.