Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №3 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-3 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/40PVN315.pdf DOI: 10.15862/40PVN315 (http://dx.doi.org/10.15862/40PVN315)
УДК 378.016:79
Черных Зоя Николаевна
ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»
Россия, Шадринск
Доцент кафедры «Спортивных дисциплин и физического воспитания»
Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Степанова Галина Алексеевна
ФГБОУ ВПО «Югорский государственный университет»
Россия, Ханты-Мансийск Профессор кафедры «Теория и методика подготовки профессиональных кадров высшей квалификации»
Доктор педагогических наук E-mail: [email protected]
Взаимосвязь развития интереса к физкультурно-спортивной деятельности и формирования профессионально-кондиционной готовности студентов
педагогического вуза
Аннотация. Современные условия общественного развития требуют того, чтобы студенты педагогических вузов обладали высоким уровнем профессиональной готовности, познавательными потребностями, интересами. Нравственный облик и физические качества являются существенным условием, положительно влияющим на дальнейшее профессиональное совершенствование, освоение студентами профессии педагога. Важным поэтому является подход к их подготовке как к единому процессу воспитания и обучения, в ходе которого происходит разностороннее развитие и самоутверждение личности, формирование профессиональной готовности, личностных и кондиционных качеств. Связь социальных, профессиональных и познавательных мотивов усиливает сознательное отношение к учению, ускоряет формирование личности. Внутренние причины развития личности студента заключаются в особенностях его психики, в мотивах его поведения, интересах и индивидуальных качествах. Способ их проявления и изменения представляет собой закономерности развития личности студента, будущего учителя. Основу физической культуры составляют целесообразные способы и нормы физической активности, направленные на совершенствование природных качеств и способностей, что является непременным условием направленного развития и физической подготовки студентов к жизни, к будущей профессиональной деятельности, оптимизации их физического воспитания.
Ключевые слова: интерес; физкультурно-спортивная деятельность; профессионально-кондиционная готовность.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Черных З.Н., Степанова Г.А. Взаимосвязь развития интереса к физкультурно-спортивной деятельности и формирования профессионально-кондиционной готовности студентов педагогического вуза // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №3 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/40PVN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/40PVN315
Развитие интереса к физкультурно-спортивной деятельности может являться существенным фактором такого важного процесса как формирование профессионально-кондиционной готовности педагогов к будущей профессии.
Культурный, общественный и профессиональный потенциал, сформированный за время обучения в вузе продуктивно сказывается в практической деятельности специалиста. Поэтому объем обучения рассматривается как целевой ориентир духовного и телесного развития личности студента. Единство духовного, физического, нравственного воспитания выступает как деятельностный императив учебного процесса, методологической основой которых является теория физического образования П.Ф. Лесгафта. Потребность в специалистах по физической культуре сохраняется, даже увеличивается в связи с проведением социально-экономических реформ в стране. В процессе развития науки непрерывно расширяется и углубляется познание. Наряду с дифференциацией происходят интегративные процессы - углубление в частные области дает материал для выявления закономерностей более общего характера. Данное обстоятельство должно найти адекватное отражение в подготовке педагога. Методологические причины организации и технологии обучения вытекают из установленных психолого-педагогической наукой закономерностей развития личности как человеческой индивидуальности, что позволяет сформулировать систему взаимосвязанных принципов гуманистической подготовки педагога. Сущностная специфика данных принципов состоит не столько в передаче содержания культурологических, психолого-педагогических и специальных знаний, сколько в развитии интегративных способов педагогической деятельности (Орлов А.А., 1996).
Деятельность — форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека [4].
Деятельность - это человеческая активность, направленная на освоение окружающей действительности, на ее совершенствование в интересах человека, на физическое и интеллектуальное саморазвитие человека [3].
Физкультурно-спортивная деятельность как вид социальной деятельности, в процессе и посредством которой осуществляется, в частности, профессиональная подготовка будущего учителя, включает множество социальных отношений, а ее формы являются формами социальной активности (организаторская, педагогическая, пропагандистская, судейская, познавательная, самосовершенствование, зрелищная). Однако анализ общественной работы студентов в этой сфере свидетельствует об их неудовлетворительной профессиональной подготовленности к ней. И одна из причин этого — недостаточный уровень педагогического руководства учебно-воспитательным процессом по физическому воспитанию [3].
Физкультурно-спортивная деятельность, в которую вовлекаются студенты в процессе физического воспитания, будучи конкретной, направленной на себя деятельностью индивида, является одним из эффективных механизмов слияния общественного и личного интересов, формирования общественно необходимых индивидуальных потребностей.
Включаясь в физкультурно-спортивную деятельность, студент не обособляет эти процессы как в других сферах деятельности. При занятиях физической культурой одновременно происходит превращение социального опыта в свойства человека и превращение сущностных сил человека во внешний результат. Такой целостный характер физкультурно-спортивной деятельности и ее общедоступность делают ее мощным средством повышения социальной активности молодежи.
На вузовском этапе развития интереса к физкультурно-спортивной деятельности происходит накопление мотивационного компонента на мотивы выбора профессии
наслаиваются мотивы овладения ею. В результате уже на первом году обучения происходит интенсивное развитие интеллектуального компонента. Мотивы выбора профессии определяют состав мотивов овладения ею. Направленность мотивов выбора профессии на ее содержательно-результативном аспекте обусловлена наличием у субъекта склонности к педагогической деятельности. В результате внешних воздействий (обучение в вузе) на субъект, структура эмоционального и мотивационного компонентов, в случае их соответствия устойчивому интересу, сохраняется и приобретает стабильный характер. В случае отсутствия такого соответствия происходит перестройка отношений и мотивов. Смена неопределенного отношения к профессии на положительное, а также возникновение устойчивого стремления к качественной подготовке себя как профессионала вызывает перестройку в интеллектуальном и волевом компонентах. Процесс перестройки эмоционального и мотивационного компонентов имеет индивидуальный характер: у одних студентов этот процесс завершается на втором курсе, у других на третьем, у остальных на четвертом. Это зависит от степени выраженности у субъекта склонности к педагогической деятельности [8].
В нашем исследовании мы хотим доказать взаимосвязь профессионально-кондиционной (физической) готовности и интереса к физкультурно-спортивной деятельности.
Некоторые психологи отмечали, что готовность обозначает такие свойства или скорее комплекс свойств, как выдержка, решительность, смелость, стремление к цели, инициатива, самообладание (Н.Д. Косеник, 1965 и др.). Вслед за В.А. Ядовым (1972), мы склонны считать, что профессиональная готовность к педагогической деятельности — это сложное качество, своего рода система интегрированных свойств личности и деятельности. Готовность понимается нами как категория теории деятельности, как состояние и процесс.
Профессиональная готовность - субъектное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению определенной профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять (В.А. Мижериков, В.К. Бальсевича, П.А. Виноградова, Б.А. Ашмарина) [5].
Основным условием формирования у студентов профессиональной готовности выступает овладение ими умениями управлять собой (мыслительно-эмоциональным переносом, самоинструкцией, самоприказом) (Т.П. Лигай, 1994).
В современных концепциях педагогического образования появились тенденции творческого подхода к технологии, формам, методам в подготовке педагогов, обучения студентов. Сущность нашей проблемы заключается в обеспечении готовности студентов факультета физической культуры и спорта педвуза не только к основной специальности учителя физической культуры, но и к профессиональной деятельности в качестве преподавателя оздоровительной, коррекционной и другой направленности. Следовательно, будущий профессионал должен обладать всеми видами готовности, в том числе -кондиционной.
В последнее десятилетие в специальной научной и методической литературе все более часто стало употребляться термин «кондиционная готовность».
Кондиция - понятие, определяющее совокупность требований (нормы, стандарты) к состоянию подготовленности к чему либо, используемое в зарубежной литературе и относящиеся, чаще всего, к физической культуре и спорту, соответствует понятиям «необходимая физическая подготовленность», в отдельных случаях - «спортивная форма» [7].
На основе изучения и анализа специальной литературы можно заключить, что кондиционная способность - это система реализации взаимозависимых свойств и качеств,
необходимых для завершенности личностных образований студентов, в соответствии с определенными требованиями к их будущей жизнедеятельности.
Кондиционная готовность - эта та разновидность физической готовности и самовоспитания, которая в норме следует за базовым физическим воспитанием, опирается на его результаты, закрепляет и развивает их, обеспечивая кондиционное физическое состояние индивида, благоприятное для здоровья и физической дееспособности, необходимой в жизни, в профессиональной деятельности [7].
В нашем понимании профессионально-кондиционная готовность к педагогической деятельности - это не врожденное качество, а результат специальной подготовки, включающей совокупность профессиональных знаний, развитие основных психических и физических функций, соответствующих профессиональной направленности образования, воспитания и самовоспитания, профессиональному самоопределению, физическому состоянию и уровню здоровья студента. Профессионально-кондиционная готовность студентов - это совокупность свойств, качеств личности и систем организма, которая фиксирует отображение субъективности и объективности сознания, и деятельности, проявляемых в профессиональной направленности, деятельностном отношении к будущей профессии.
А.В. Дубровский в своей статье отмечал, что цель общего и профессионального образования - формирование молодого специалиста, обладающего набором определенных рамками профессии знаний, умений и навыков, способного качественно приложить свой профессиональный опыт к общественному труду. Таким образом, речь идет о формировании у выпускника вуза готовности к трудовой деятельности. В структуре готовности человека к профессиональной деятельности условно можно выделить: духовную готовность (идейную, политическую, нравственную), специально-трудовую готовность (теоретическую, технологическую, техническую), психическую готовность (умственную, волевую, эмоциональную, двигательную - В.А. Шейченко, 1996, 1998).
При этом наименования первых двух видов готовности и их составляющих обычно несколько уточняются в связи с особенностями тех или иных видов деятельности. Значит, в структуре индивидуальной трудовой готовности человека и профессиональной деятельности физическая (кондиционная) готовность занимает свое определенное место.
Многие ученые (В.И. Ильинич, М.Я. Виленский, Р.С. Сафин и др.) психологи и педагоги, рекомендуют при выборе видов спорта для специализации учитывать черты характера и свойства личности, но можно идти и от обратного, используя особенности отдельных видов спорта в формировании определенных психических качеств и свойств личности, недостаток которых сам студент чувствует у себя [2,3].
Возможности физкультурно-спортивной деятельности отмечаются многими спортсменами, тренерами и учеными. Именно на регулярных самостоятельных физкультурно-спортивных занятиях студенты многократно ставятся в условия для проявления таких волевых качеств, как настойчивость, решительность, смелость, выдержка, самообладание, самодисциплина. Причем направленным подбором упражнений, выбором видов спорта и спортивных игр можно акцентировано воздействовать на студентов.
Многие спортивные и особенно игровые моменты моделируют возможные жизненные ситуации, ситуации в учебном и производственном коллективе. Установленные нормы и правила поведения в физкультурно-спортивной деятельности (коллективизм, уважение к сопернику, трудолюбие, дисциплина) переносится в повседневную жизнь, а также в профессиональную деятельность [3].
При занятиях какой либо физкультурной, спортивной деятельностью, студенты сознательно подвергают себя к преодолению трудностей, связанных с физической нагрузкой, борьба с нарастающим утомлением, возможно, возникающими ощущениями боли, страха и т.д. воспитывают волю, уверенность в себе.
Основу профессиональной работоспособности студентов составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические качества (память, внимание, восприятие, особенности сердечно-сосудистой систем, мышечно-двигательного аппарата). Все это оказывает влияние на продуктивность труда.
Таким образом, профессиональная работоспособность студентов зависит от многих факторов. Естественно, что будущие специалисты, имеющие более высокую разностороннюю физическую подготовленность, может более продолжительное время или более интенсивно выполнять одно и тоже производственное задание, чем слабо подготовленные. Из всего выше сказанного, мы отводим главную роль заблаговременной кондиционной (физической) готовности к профессиональному труду.
Многие ученые-педагоги считают, что студенты при выборе видов спорта для занятий следует ориентироваться не только интерес к этому или иному виду спорта, но и на свои черты характера. Например, студенты, которые легко отвлекаются от работы и снова быстро в нее включаются, общительны с окружающими, эмоционален в спорах, то им лучше всего остановить свой выбор на игровых видах спорта или заняться одним из видов единоборств; если же усидчивые, сосредоточены в работе и склоны к однородной деятельности без постоянного переключения внимания, способны длительное время выполнять физически тяжелую работу, значит эти студентам пойдут занятия бегом, лыжами, плаванием, велоспортом.
Также мы можем отметить то, что большую роль в профессиональной готовности будущих специалистов играют специальные физические (кондиционные) качества, где подразумеваются способности организма противостоять специфическим воздействиям внешней среды: холода и повышенных температур, укачивания при передвижении автомобильным, водным, воздушным видами транспорта, недостаточного кислорода в горах и др. Эти способности могут совершенствоваться путем закаливания в ходе тренировки на открытом воздухе, дозированной тепловой тренировки физическими упражнениями, специальными упражнениями, воздействующими на вестибулярный аппарат, специальным укреплением мышц брюшного пресса, упражнениями на выносливость [6,8].
Из выше сказанного важно то, чтобы избранный вид спорта не только способствовал укреплению здоровья и физическому развитию, но и всемерно подготавливал к плодотворному труду в избранной профессии.
Следует отметить, что многие исследователи, занимавшихся проблемой развития интереса к физкультурно-спортивной деятельности студентов различных факультетов, подчеркивали ведущую роль общей выносливости при подготовке к профессии. Общая выносливость является основой той специальной выносливости, которая необходима, профессионалу для поддержания оптимальной интенсивности труда в течение всего рабочего дня.
Конечным и закономерным результатом учебно-воспитательного процесса в высшей педагогической школе является профессиональная готовность ее выпускников к педагогической деятельности. Эта готовность представляет собой сложный синтез тесно взаимосвязанных компонентов, которые характеризуют в первую очередь мотивационно-ценностный (личностный) и исполнительский (процессуальный) аспекты деятельности [6].
Если к началу профессиональной деятельности молодой специалист руководствовался одними мотивами в своей работе (например, любовью к детям, интересом к спорту), то в процессе приобщения к коллективу и принятия установившихся в нем традиций, требований у него формируется дополнительная мотивация (общественного плана), наполняющая исходную мотивацию новым содержанием. Таким дополнением могут быть следующие мотивы, «подготовка выдающегося спортсмена», «стремление быть не хуже других», «чувство долга и ответственности» и т.д. Происходит расширение содержания интереса. Такая перестройка в структуре интереса стала возможной посредством воздействия коллектива на молодого специалиста при условии его полной адаптации к коллективу и профессиональной деятельности [1].
Проведенный нами анализ философской и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, который показал, что в развитии физических и духовных сил студентов могут сыграть важную роль физкультурно-спортивная деятельность, привлечение студентов к этой деятельности возможно через развитие интереса.
Анализ роли интереса в привлечении студентов к физкультурно-спортивной деятельности позволили нам разработать и теоретически обосновать на прогностической основе комплекса педагогических условий включения студентов в активную физкультурно-спортивную деятельность.
Необходимым условием развития интереса к физкультурно-спортивной деятельности выступает установка, которая обеспечивает активное побуждение к физкультурно-спортивной деятельности. Интерес не может быть, реализован без формирования заинтересованности в деятельности, готовности к ней.
Проблема привлечения студентов к занятиям физической культурой и спортом, развитие у них интереса к физкультурно-спортивной деятельности достаточно сложное явление. Мы рассмотрели одну из сторон этой проблемы. Возникает необходимость изучения педагогических условий в связи с занятиями другими видами физкультурно-спортивной деятельности и развития мотивационно-волевой, эмоциональной и других сторон личности, формирования профессионально-педагогической готовности.
Формирование профессионально-кондиционной готовности студентов предполагает научное обоснование вопроса, определение основных методологических принципов, условий и их реализацию.
Интерес к физкультурно-спортивной деятельности есть результат воздействия воспитывающей системы, которая слагается из отдельных элементов: системы просвещения, проводящей свою работу через центральные коммуникативные средства, большого спорта и информации о нем, спортивных мероприятий в городе, институте, влияния преподавателей института, родителей и членов семьи, товарищей, знакомых и др. Наиболее полно проявляется интерес в совокупности различных отношений в привлекательных сторонах, в идеале спортсмена, в любом виде спорта, в активных и непосредственных занятиях чувств и переживаний. В связи с этим интерес следует рассматривать как целое, состоящее из отдельных элементов. Сравнение совокупности отдельных элементов проявления интереса можно использовать при оценке физического развития и физической подготовленности, наличия способностей к тому или иному виду спорта, перенесения длительной и тяжелой болезни, особенностей нервной системы, хотя общая успеваемость не оказывают решающего влияния на интерес к физкультурно-спортивной деятельности. Однако высокий уровень развития физических качеств и двигательных навыков, умение владеть собой в сложной игровой обстановке способствуют при определенных условиях углублению интереса. Первостепенное значение в формировании интересов у студентов педагогического вуза к
физкультурно-спортивной деятельности принадлежит мотиву к этой деятельности, а потом преподавателю физического воспитания. Интерес к физкультурно-спортивной деятельности зависит от непосредственных и активных занятий. Но одна только рекомендация к занятиям определенным видом спорта для систематических занятий не будет иметь успеха. Необходимы мероприятия по развитию интереса к рекомендованному виду физкультурно-спортивной деятельности. В педагогической профессии студенты реализует свой способ жизнедеятельности, готовность принимать на себя ответственность за решение стоящих перед ними задач, раздвигать рамки своей профессиональной деятельности. Студенчество как особая социально-профессиональная группа общества проявляет себя в основном через профессиональную деятельность [8].
Результат работы средствами физической культуры и спорта определяется следующими критериями общественной активности студентов: интенсивность участия в физкультурно-спортивной деятельности; характер сложности выполняемой деятельности; уровень развития нравственных качеств, свидетельствующий об отношении к общественной деятельности; уровень включенности в самодеятельный характер физкультурно-спортивной деятельности, в физическое самовоспитание и самообразование.
Успешное формирование социально-активной личности будущего учителя, готовности ее к успешному выполнению своих профессиональных обязанностей возможно, если:
• социальный опыт, приобретенный в сфере физического воспитания, формирует у студента установку на позитивное преобразование своего образа жизни, учебно-трудовой и общественной деятельности;
• все формы и средства физического воспитания имеют ярко выраженную профессионально-педагогическую направленность, раскрывают тесную связь физкультурно-спортивной деятельности с социальной ориентацией личности студента;
• физкультурно-спортивная деятельность стимулирует самодеятельность студентов, создает условия для удовлетворения разнообразных по содержанию и направленности потребностей и интересов.
На вузовском этапе развития интереса к физкультурно-спортивной деятельности происходит накопление мотивационного компонента на мотивы выбора профессии наслаиваются мотивы овладения ею. В результате уже на первом году обучения происходит интенсивное развитие интеллектуального компонента. Мотивы выбора профессии определяют состав мотивов овладения ею. Направленность мотивов выбора профессии на ее содержательно-результативном аспекте обусловлена наличием у субъекта склонности к педагогической деятельности. В результате внешних воздействий (обучение в вузе) на субъекта структура эмоционального и мотивационного компонентов, в случае их соответствия устойчивому профессиональному интересу, сохраняется и приобретает стабильный характер. В случае отсутствия такого соответствия происходит перестройка отношений и мотивов.
Смена неопределенного отношения к профессии на положительное, а также возникновение устойчивого стремления к качественной подготовке себя как профессионала вызывает перестройку в интеллектуальном и волевом компонентах. Ситуативное обращение к специальной литературе сменяется постоянным, происходит повышение волевой активности субъекта в овладении профессией. Процесс перестройки эмоционального и мотивационного компонентов имеет индивидуальный характер: у одних студентов этот процесс завершается на втором курсе, у других на третьем, у
остальных на четвертом. Это зависит от степени выраженности у субъекта склонности к педагогической деятельности.
Возникновение интереса к физкультурно-спортивной деятельности связано с протеканием у субъекта ряда психических процессов (эмоциональных, мотивационных, интеллектуальных, волевых), проявляющихся в определенной последовательности и обусловливающих интегральное отношение к интересующей профессии.
Таким образом, интерес - это сложный познавательный процесс отношения человека к окружающему миру. Интерес выступает как: избирательная направленность человека на объекты и явления окружающей действительности; интерес - одна из форм направленности личности, заключающаяся в сосредоточенности внимания, мыслей, помыслов на определенном предмете; интерес — это увлечение объектом; интерес - это осознанное, положительное отношение к чему-либо; интересы - эмоциональные проявления идеальных потребностей человека; интерес - это проявление познавательной потребности; профессиональная готовность и интерес взаимосвязаны. В структуре профессиональной готовности физкультурно-спортивная деятельность занимает свое определенное место. Известно, что цель общего и профессионального образования - это формирование молодого специалиста, обладающего набором определенных рамками профессии знаний, умений и навыков, способного качественно приложить свой профессиональный опыт к общественному труду. И поэтому сейчас, как никогда, возрастает качественный показатель в организации физкультурно-спортивной деятельности студентов педагогического вуза, тем более что постоянно растет количество новых специальностей при тенденции ухудшения общего уровня здоровья молодых людей - потенциальных студентов.
Для того чтобы физкультурно-спортивная деятельность вошла в повседневный быт студентов, необходимо, чтобы студенты проявляли интерес, могли достаточно выделять на эту деятельность время из своего бюджета времени, а сама деятельность осуществлялась бы в пространстве, а не только в мыслях и мечтах.
Интерес к физкультурно-спортивной деятельности обеспечивает необходимые и достаточные показатели физического развития и физической подготовленности, физической готовности к выполнению основных социальных функций, высокую профессионально-трудовую работоспособность, относительно низкую утомляемость в процессе и циклах труда, устойчивость внутренней среды организма, прочное здоровье и низкую заболеваемость в стандартных и меняющихся условиях труда и быта. Важным компонентом рациональной двигательной деятельности является физкультурно-спортивная деятельность студента, которая характеризуется ее объемом — количеством времени, затраченного на занятия физической культурой и спортом.
Регулярная физическая тренировка, повышенный двигательный режим у студентов способствуют совершенствованию тех функциональных свойств или кондиционных возможностей, которые определяют успех физкультурно-спортивной и профессиональной деятельности. Особенно это проявляется у лиц, профессиональная деятельность которых имеет малоподвижный характер, не требует физических напряжений.
Суть нашей концепции состоит в обеспечении формирования последовательного усвоения профессионально-педагогических ценностей посредством моделирования в вузовском процессе условий, требующих от студентов ориентации в профессиональном выборе, творческого самостоятельного решения сложных педагогических задач, педагогической интуитивности, умения распознавать особенности психофизиологического, физического развития, становления личности обучаемого (воспитуемого). Основополагающими аспектами в теоретическом обосновании нашей концепции нам
представляются следующие: повышение роли и объема самостоятельной работы студентов; усиление гуманистической направленности интегративных процессов в психолого-педагогической, предметно-методической подготовке; формирование у студентов культурологических, акмеологических знаний, культуры инновационной педагогической деятельности; саморазвитие личности, создание условий для систематического, постоянного персонифицированного и профессионального совершенствования.
Обобщая сказанное, следует заключить, что развитие интереса к физкультурно-спортивной деятельности способствует достижению и сохранению крепкого здоровья, высокой и устойчивой общей и специальной работоспособности. Физкультурно-спортивная деятельность взаимосвязана с профессионально-кондиционной готовностью, в свою очередь, научно-теоретические и организационные основы формирования, поддержания и восстановления кондиционной (физической) готовности людей к различным видам деятельности выступают главным системообразующим фактором общей теории физической культуры.
Физкультурно-спортивная деятельность способствует формированию
профессионально-кондиционной готовности студентов, будущих педагогов, обеспечивают необходимую, достаточную двигательную активность, высокий уровень здоровья и профессиональной готовности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Виленский, М.Я. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей [Текст]: учеб. пособие / М.Я. Виленский, Р.С. Сафин.- М.: Высш. шк., 1989. - 159 с.
2. Ильинич, В.И. Студенческий спорт и жизнь [Текст] : учеб.пособие для студ. и высш.учебных заведений / В.И. Ильинич. - М.: АО «Аспект Пресс», 1995. - 144 с.
3. Коджаспирова Г.М.,. Словарь по педагогике [Текст] / Г.А. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. — Москва: ИКЦ «МарТ» -Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. — 448 с.
4. Мижериков, В.А.; Словарь - справочник по педагогике [Текст] / В.А. Мижериков под общ. ред. П.И. Пидкасистого. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 448 с.
5. Степанова, Г.А. Воспитание интереса к физической культуре у детей с различным уровнем здоровья [Текст] / Г.А. Степанова. Сургут: РИЦ; СурГПИ, 1999. - 170 с.
6. Степанова Г.А., Демчук А.В. Формирование профессиональной готовности у будущих педагогов к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Г.А. Степанова, А.В. Демчук; М-во образования и науки Рос. Федерации, ФГБОУ ВПО «Югорский государственный университет». —Ханты-Мансийск: Ред. Изд. отд. ЮГУ, 2014. - 230 с.
7. Степанова Г.А., Демчук А.В. Личностный компонент формирования готовности студентов вузов к будущей профессиональной деятельности в условиях модернизации образования: Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования [Текст] / Г.А. Степанова, А.В. Демчук: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции.-Челябинск: Изд-во «Образование», 2007. - 273 с. - С. 70-75.
8. Суслов, Ф.П. Толковый словарь спортивных терминов [Текст] / сост. Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер.-М.: «СпортАкадемПресс», 2001. - 480 с.
9. Черных З.Н. Формирование профессиональной готовности студентов педагогического вуза в процессе физкультурно-спортивной деятельности [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. / З.Н. Черных. - Шуя, 2012. - 162 с.
10. Черных З.Н. Современное состояние проблемы развития интереса к физкультурно-спортивной деятельности в формировании профессиональной готовности студентов [Текст] / З.Н. Черных // Интернет-журнал «Науковедение, 2015. №1(26) [Электронный ресурс] - М.: Науковедение, 2015 - Режим доступа;кйр://паикоуеёеше.ги/8Ьогшк6/4.рё£, свободный.-Загл. с экрана.-Яз. Рус., анл.
Рецензент: Е.П. Каргаполов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социально-гуманитарных наук ГОУ ВПО ХМАО - Югры «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия».
Chernykh Zoya Nikolaevna
Shadrinsk State Pedagogical Institute Russia, Shadrinsk E-mail: [email protected]
Stepanova Galina Alekseevna
Khanty-Mansiysk, Yugra state University Russia, Khanty-Mansiysk E-mail: [email protected]
The relationship of the development of interest in physical activity and formation of professionally-certified readiness of students of pedagogical University
Abstract. Modern conditions of social development require that students of pedagogical universities had a high level of professional readiness, cognitive needs, interests. Moral character and physical qualities are essential, positive impact on further professional development, the development of students of the teaching profession. Important therefore is the approach to their preparation as a process of education and training, during which diverse development and self-esteem, the formation of professional readiness, personal and conditional qualities. The connection of social, professional and cognitive motives enhances conscious attitude towards teaching, accelerates the formation of personality. Internal causes of the development of the individual student are in the features of his mind, his motives, interests and personal qualities. Their method of expression and change represents the patterns of development of the individual student, a future teacher. The basis of physical culture are appropriate ways and norms of physical activity aimed at improving the natural qualities and abilities, which is a precondition for the directed development and physical preparation of students for life, for the future professional activity, optimizing their physical education.
Keywords: interest; sports and sporting activities; professionally-certified readiness.
REFERENCES
1. Vilensky, J.M. Professional orientation of physical education of students of pedagogical specialities [Text]: textbook. textbook / M.Y. Vilensky, R.S. Safin.- - M.: Higher. Sch., 1989. - 159 p.
2. The ilinich, V.I.: proc.the Handbook for students. and the] Text[ Student sport and life high.educational institutions / V.I. ilinich. - M.: JSC "Aspect Press, 1995. - 144 p.
3. Agapitova G.M.,. The dictionary of pedagogy] [Text] / G.A. Agapitova, A.Yu. Cocospera. — Moscow: ICC "March" -Rostov n/D: Publishing center "March", 2005.
- 448 p.
4. Migereko, V.A.; Dictionary of pedagogy] [Text] / V.A. Migereko ed. by P.I. Pedasito.
- M.: TC Sphere, 2004. - 448 p.
5. Stepanova, G.A. Raising interest in physical culture in children with different levels of health [Text] / G.A. Stepanov. Surgut: RIC; Surge, 1999. - 170 p.
6. Stepanova G.A., Demchuk a.v. Forming of professional readiness for future teachers to work with children, having the limited possibilities of health: monograph / G.A. Stepanova, A.V. Demchuk; M-vo educations and sciences Grew. Federations, FGBOU VPO « Yugorskiy state university». - Oaiou-Iaineene: Red. Publ. of otd. To the SOUTH, 2014. - 230 s.
7. Stepanova G.A., Demchuk A.V. Personality component of forming of readiness of students of institutions of higher learning to future professional activity in the conditions of modernisation of education: Modernisation of the system of trade education on the basis of the managed evolution [Text]: G.A. Stepanova, A.V. Demchuk: Materials of IV All-russian research and practice кон$еренцнн.-He^a6uHCK: H3a-bo "Education", 2007. - 273 c. - C. 70-75.
8. Suslov, F.P. dictionary of sports terms [Text] / ed. F.P. Suslov, D.A. Tyshler.-M.: "Portucalensis",2001. - 480 p.
9. Cherniyhk Z.N. The formation of professional readiness of students of pedagogical higher education institution in the process of sports activity [Text]: dis. ... candidate. PED. Sciences. / Z. N. Chernyhk- Shui, 2012. - 162 p.
10. Cherniyhk Z.N. State-of-the-art development issues of interest in physical training and sports activity in the formation of the professional preparedness of students [text] / Z.N. Black//Internet magazine "science studies, 2015 No. 1(26) [electronic resource]-m.: medieval science, 2015-Mode access; http://naukovedenie.ru/sbornik6/4.pdf, free.-Caps. from the screen.-Armenian. Ru, anl.