Научная статья на тему 'Уровни сформированности профессиональных компетенций студентов высшей школы'

Уровни сформированности профессиональных компетенций студентов высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6907
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогика / профессиональные компетенции / уровни / студент / высшая школа / pedagogics / professional competences / levels / student / the higher school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рихтер Т.В.

Цель исследования заключается в выделении уровней сформированности профессиональных компетенций студентов высшей школы: низкого (репродуктивного), среднего (эвристического), высокого (творческого). Рассмотрены критерии, свойственные каждому из уровней: сформированность мотивационно-ценностного отношения к получению профессионального образования, способность к применению профессиональных знаний и умений в трудовой деятельности, способность к оценочно-рефлексивной и коррекционной деятельности. Выделенные уровни сформированности познавательных компетенций студентов высшей школы необходимы для выявления наиболее эффективных методик и технологий их формирования, позволяют выбрать средства и методы диагностики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Levels of formation professional competences of students of the higher school

The research objective consists in allocation of levels of formation of professional competences of students of the higher school: low (reproductive), average (heuristic), high (creative). The criteria peculiar to each of levels are considered: formation of the motivational and valuable relation to vocational training, ability to application of professional knowledge and abilities in work, ability to an estimated reflekivnoy and correctional activity. The allocated levels of formation of informative competences of students of the higher school are necessary for identification of the most effective techniques and technologies of their formation, allow to choose means and methods of diagnostics.

Текст научной работы на тему «Уровни сформированности профессиональных компетенций студентов высшей школы»

Scientific journal PHYSICAL AND MATHEMATICAL EDUCATION

Has been issued since 2013.

Науковий журнал Ф1ЗИКО-МАТЕМАТИЧНА ОСВ1ТА

Видасться з 2013.

http://fmo-journal.fizmatsspu.sumy.ua/

Рихтер Т.В. Уровни сформированности профессиональных компетенций студентов высшей школы // Фiзико-математична освта : науковий журнал. - 2016. - Випуск 2(8). - С. 99-102.

Richter T. V. Levels of formation professional competences of students of the higher school // Physics and Mathematics Education : scientific journal. - 2016. - Issue 2(8). - Р. 99-102.

УДК 37.018.46

Т.В. Рихтер

Соликамский государственный педагогический институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет», Россия

УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Постановка проблемы. В настоящее время модернизация системы высшего образования направлена на организацию комплексной деятельности по формированию профессиональных компетенций обучающихся, как основного требования Федеральных государственных образовательных стандартов, поэтому определение уровней их сформированности является актуальной проблемой повышения качества профессиональной подготовки студентов.

Анализ актуальных исследований. Анализ исследований в данной области (О.А. Абдуллина, И.А. Адаев, А.В. Андриенко, В.И. Байденко, Д.Г. Ващенко, А.Ю. Герасименко, Ж.В. Глотова, Г.А. Засобина, И.Н. Зольникова, Е.Я. Коган, О.В. Костина, Н.В. Кузьмина, О.А. Минеева, Д.Г. Мирошин, Н.В. Пахаренко, В.В. Сериков, Л.Ф. Спирин, С.Е. Шишов, А.В. Усова, Н.М. Яковлева и др.) указал на отсутствие единой точки зрения по вопросам оценки компетенций в научно-методологической области согласно требованиям ФГОС и недостаточную разработанность педагогических измерительных материалов.

Компетенция, по мнению большинства ученых (А.Г. Бермус, Ю.Ю. Гавронская, И.А. Зимняя, М.Минько, А.В. Хуторской и др.), является интегративной характеристикой личности.

Различные подходы к трактовке понятия «профессиональная компетенция» рассмотрены в работах таких авторов, как Н.Н. Двуличанская, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, М.Д. Ильязова, Е.А. Кагакина, М.В. Крупина, О.Е. Курлыгина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Ю.Г. Татур, Ю.В. Фролов, А.В. Хуторской, Т.А. Чекалина, В.Д. Шадриков и др. Данная компетенция определяется способностью, свойством, качеством, готовностью и стремлением, характеристикой личности.

Анализ зарубежного опыта оценивания результатов обучения указывает на возможность использования различных уровневых таксономий.

Б. Блумом выделено шесть уровней усвоения содержания образования: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка [8]. Д. Бокком [9] и Дж. Гилфордом [10] разработана модель, включающая три уровня обучения: содержание, продукты, операции с их видами и категориями.

С. Торпом и Дж. Клиффордом выделены четыре степени научения: бессознательная и осознанная некомпетентности, осознанная и бессознательная компетентности, составляющие основу теории компетентностей для оценки их сформированности в различных видах общеобразовательных учреждений [7].

В России наибольшей популярностью пользуются таксономии В.П. Беспалько (четыре уровня усвоения: узнавание, деятельность в стандартных и нестандартных ситуациях, новой области) [1], В.П.Симонова (пять уровней усвоения: различение, запоминание, понимание, обученность, перенос) [6].

ISSN 2413-158X (online) ISSN 2413-1571 (print)

Н.В. Пахаренко и И.Н. Зольникова считают, что при определении уровня сформированности любой компетенции необходимо подобрать индивидуальный и оптимальный метод для выявления уровня сформированности каждой из ее компонент [4].

Голуб Г.Б., Коган Е.Я., Фишман И.С. в своем исследовании указывают на следующие основания при выделении уровней сформированности компетенций [3, с. 164]:

- уровень субъектности (от воспроизведения культурно признанных норм, образцов до конструирования в ситуациях неопределенностей);

- уровень интеграции (от отдельно законченного действия посредством сложносоставной деятельности к соорганизации ресурсов различных типов для эффективной деятельности в конкретных ситуациях).

Д.Г. Ващенко и А.В. Андриенко отмечают, что процесс оценивания уровня сформированности компетенций заключается в оценке особенностей проявления компетентности личности, сформированности основных компонентов компетентности, сборе оценочной информации относительно сформированности компетентности для планирования и обеспечения качества обучения и развития кадров [2, с. 6].

Цель статьи. Цель исследования заключается в выделении уровней сформированности профессиональных компетенций студентов высшей школы.

Изложение основного материала.

Для определения уровня сформированности профессиональных компетенций необходимо выделить ее структурные компоненты, критерии и показатели измерения.

В соответствии с аспектами системного, синергетического, личностного, деятельностного, компетентностного подходов и на основе анализа имеющихся научно-педагогических трудов по проблеме исследования выделены следующие компоненты структуры профессиональной компетенции студентов вуза: ценностный, организационно-мотивационный, знаниевый, операционно-деятельностный, индивидуально-психологический, социальный, оценочно-рефлексивный, коррекционный [5, с. 101].

Согласно данной структуре, на основе результатов теоретической и экспериментальной работы разработана система критериев оценки сформированности профессиональных компетенций студентов высшей школы:

- сформированность мотивационно-ценностного отношения к получению профессионального образования;

- способность к применению профессиональных знаний и умений в трудовой деятельности;

- способность к оценочно-рефлексивной и коррекционной деятельности [5, с. 101].

Данные критерии выступают в исследовании основными параметрами при выявлении уровня сформированности профессиональных компетенций обучающихся, который рассматривается как количественная характеристика.

Основываясь на анализе научно-педагогических трудов по проблеме исследования, а также предложенных А.А. Бобровым, Л.Н. Трубиной, А.В. Усовой трех уровнях усвоения знаний, нами выделены следующие уровни сформированности профессиональных компетенций студентов: низкий (репродуктивный), средний (эвристический), высокий (творческий).

Общепринятым является тот факт, что овладение каким-либо умением до соответствующего уровня предполагает свободное оперирование знаниями и умениями, определяющими предшествующий уровень.

Низкий уровень (репродуктивный) указывает на недостаточное стремление к волевому напряжению при достижении целей профессионально-творческой деятельности, наличие поверхностных и фрагментарных знаний в профессиональной области, неготовность к их использованию в различных ситуациях.

Рассмотрим критерии и показатели, свойственные данному уровню.

Критерий сформированности мотивационно-ценностного отношения к получению профессионального образования: недостаточная осмысленность личностного профессионального саморазвития, слабая установка на получение профессионального образования и практически значимого результата, личностный рост, отсутствие профессионального такта и выдержки.

Критерий способности к применению профессиональных знаний и умений в трудовой деятельности: ситуативное стремление к позитивным действиям в области профессионального взаимодействия, отсутствие способности анализировать профессиональные ситуации, низкий уровень профессиональных знаний, приобретенных в образовательном процессе и при самообучении, а также знаний способов их получения и применения в профессиональной деятельности, неумение принимать решения, выбирать программу действий.

Критерий способности к оценочно-рефлексивной и коррекционной деятельности: отсутствие потребности к самореализации в профессиональной деятельности, низкая степень самооценки, неумение саморефлексировать, корректировать и обогащать профессиональную деятельность, отсутствие внутренней готовности к выполнению стратегических задач, способности к объективному самоанализу.

Средний уровень указывает на наличие эмпирически ситуативного интереса к познанию особенностей профессиональной деятельности, неполное владение информацией в различных профессиональных аспектах, непрочные навыки и умения профессиональной деятельности.

Рассмотрим критерии и показатели, свойственные данному уровню.

Критерий сформированности мотивационно-ценностного отношения к получению профессионального образования: устойчивое проявление толерантности, положительное отношение к взаимодействию с субъектами профессиональной сферы, отсутствие необходимой сконцентрированности при достижении целей, достаточная установка на получение профессионального образования и практически значимого результата, личностный рост, наличие умения выстраивать индивидуальную образовательную траекторию обучения.

Критерий способности к применению профессиональных знаний и умений в трудовой деятельности: достаточный уровень профессиональных знаний, приобретенных в образовательном процессе и при самообучении, а также знаний способов их получения и применения в профессиональной деятельности, обладание фрагментарными навыками культуры толерантного взаимодействия с субъектами профессиональной деятельности, аспектное оценивание профессиональных ситуаций.

Критерий способности к оценочно-рефлексивной и коррекционной деятельности: фрагментарное стремление к профессиональному самосовершенствованию, достаточная степень самооценки, стремление к коррекции и обогащению профессиональной деятельности, удовлетворенность собственной деятельностью.

Высокий уровень указывает на осознание ценности и значимости профессиональных умений и навыков для трудовой деятельности, наличие системных и целостных знаний в профессиональной области, стремление к профессиональному творчеству.

Рассмотрим критерии, свойственные данному уровню.

Критерий сформированности мотивационно-ценностного отношения к получению профессионального образования: наличие приверженности моральным принципам, нормам и правилам поведения с учетом особенностей профессиональной деятельности и конкретной ситуации, ответственность за ее результаты, осмысленность личностного профессионального саморазвития, высокая установка на получение профессионального образования и практически значимого результата, личностный рост, стремление к волевому напряжению при достижении целей профессионально-творческой деятельности.

Критерий способности к применению профессиональных знаний и умений в трудовой деятельности: наличие глубоких и осознанных знаний, стабильных и прочных умений в профессиональной сфере, высокий уровень толерантности, устойчивый интерес к познанию, стремление к профессиональному взаимодействию, наличие профессионального такта и выдержки, адекватное оценивание профессиональных ситуаций, отстаивание собственных точек зрения, отсутствие затруднений в профессиональной коммуникации, наличие умения принимать решения, выбирать программу действий.

Критерий способности к оценочно-рефлексивной и коррекционной деятельности: устойчивое стремление к профессиональной самореализации, приобретению профессиональных знаний, самосовершенствованию и самообразованию, наличие у студентов представлений о нормах профессиональной деятельности и ее развитии, высокий уровень осознания выбора стратегии и тактики индивидуальной профессиональной подготовки.

Выводы. Выделенные уровни сформированности профессиональных компетенций студентов высшей школы определяются через оценку результатов деятельности и личностного отношения к ней обучающихся. Они необходимы для выявления наиболее эффективных методик их формирования (экспертной оценки, субъективного шкалирования самооценки и др.), позволяют выбрать формы (беседа, интервью, коллоквиум и др.) и средства диагностики (тесты: уровневый, ситуационный; опросники и др.).

Квалифицированное применение оценочных средств для выявления уровней сформированности профессиональных компетенций студентов высшей школы зависит от выделенных ее структурных компонентов, критериев и показателей измерения.

Разработанный критериально-оценочный аппарат позволяет оптимизировать и индивидуализировать процесс обучения, что способствует повышению качественного уровня образования.

Список использованных источников

1. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста. - М.: Высшая школа, 1989. - 149 с.

2. Ващенко Д.Г., Андриенко А.В. Изучение уровня сформированности профессиональных компетенций молодого специалиста // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. -№ 9. - С. 5-10.

3. Голуб Г.Б., Коган Е.Я., Фишман И.С. Оценка уровня сформированности ключевых профессиональных компетентностей выпускников УНПО: подходы и процедуры // Вопросы образования. - 2008. - № 2. -С. 161-184.

4. Пахаренко Н.В., Зольникова И.Н. Модель определения уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=7502 (дата обращения: 01.04.2016).

5. Рихтер Т.В. Выделение структуры профессиональной компетенции студентов вуза // Общество: социология, психология, педагогика. - 2015. - № 6. - С. 99-101.

6. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. Учебное пособие. 2-е изд. испр. и доп. - М., 1997. - 264 с.

7. Торп С., Клиффорд Дж. Коучинг: руководство для тренера и менеджера. - СПб: Питер, 2004. - С. 26-27.

8. Bllom B.S. Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of Educational Goals. Handbook I: Cognitive

Domain. N.Y., 1956.

9. De Block, A. Taxonomie van Leerdoeleu. Amsterdam: Standart Wetenschappelijke Uitgererij, 1975.

10. Gilford J.P. The Nature of Human Intelligence. N.Y.: David MeKey Co, 1967.

Анота^я. Pixmep Т.В. PiBHi сформованост'1 професшних компетенцш студент'ю вищо'У школи.

Мета досл>дження полягае у вид'тенш pieHie сформованост'1 профеййних компетен^й студент>в вищоУ школи: низький (репродуктивний), середнй (евристичний), високий (творчий). Розглянуто критерУУ, властив кожному з р'вшв: сформовансть мотивацiйно-цiннiсного ставлення до отримання профе^йно/' осв'>ти, здатнсть до застосування профеайних знань i вм>нь у трудовй д'тльност'1, здатнсть до о^ночно-рефлекивной i корек^йно'У д'тльност'1. Вид'1лен'1 р'1вн'1 сформованост '1 пзнавальних компетен^й студент>в вищоУ школи необмдш для виявлення найбльш ефективних методик i технологiй Ух формування, дозволяють вибрати засоби i методи д>агностики. Ключовi слова: педагог'жа, пpофесiйнi компетенци, piвнi, студент, вища школа.

Аннотация. Рихтер Т.В. Уровни сформированности профессиональных компетенций студентов высшей школы.

Цель исследования заключается в выделении уровней сформированности профессиональных компетенций студентов высшей школы: низкого (репродуктивного), среднего (эвристического), высокого (творческого). Рассмотрены критерии, свойственные каждому из уровней: сформированность мотивационно-ценностного отношения к получению профессионального образования, способность к применению профессиональных знаний и умений в трудовой деятельности, способность к оценочно-рефлексивной и коррекционной деятельности. Выделенные уровни сформированности познавательных компетенций студентов высшей школы необходимы для выявления наиболее эффективных методик и технологий их формирования, позволяют выбрать средства и методы диагностики.

Ключевые слова: педагогика, профессиональные компетенции, уровни, студент, высшая

школа.

Abstract. Richter T. Levels of formation professional competences of students of the higher school

The research objective consists in allocation of levels of formation of professional competences of students of the higher school: low (reproductive), average (heuristic), high (creative). The criteria peculiar to each of levels are considered: formation of the motivational and valuable relation to vocational training, ability to application of professional knowledge and abilities in work, ability to an estimated reflekivnoy and correctional activity. The allocated levels of formation of informative competences of students of the higher school are necessary for identification of the most effective techniques and technologies of their formation, allow to choose means and methods of diagnostics.

Keywords: pedagogics, professional competences, levels, student, the higher school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.