Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций студентов высшей школы в условиях использования интерактивных методов обучения'

Формирование профессиональных компетенций студентов высшей школы в условиях использования интерактивных методов обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
568
90
Поделиться
Ключевые слова
PROFESSIONAL COMPETENCE / STRUCTURE OF PROFESSIONAL COMPETENCE / STUDENT / PEDAGOGICAL UNIVERSITY / INTERACTIVE COMMUNICATION / INTERACTIVE METHODS / DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / СТУДЕНТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рихтер Т.В.

В статье рассмотрена методология процесса формирования профессиональных компетенций студентов высшей школы в условиях использования интерактивных методов обучения, заключающаяся в применении системного, деятельностного, фасилитационного, компетентностного подходов и теории контекстного обучения. На основе данных подходов и адаптированных к образовательному процессу существующих принципов обучения выделены группы методов, способствующие формированию отдельных составляющих профессиональной компетенции студентов.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рихтер Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Development of higher school students'' professional competences and application of interactive teaching methods

The article describes the methodology of higher school students' professional competences development with application of interactive teaching methods, including system, activity, facilitation, competence-based approaches and the theory of contextual learning. Based on these approaches and existing principles of teaching adapted to the educational process, the author considers some groups of methods supporting formation of components of the professional competence of students.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций студентов высшей школы в условиях использования интерактивных методов обучения»

УДК 378.14 Рихтер Татьяна Васильевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры математических и естественно-научных дисциплин Соликамского государственного педагогического института (филиала) Пермского государственного национального исследовательского университета

ФОРМИРОВАНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Richter Tatiana Vasilyevna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Mathematics and Natural Sciences Department, Solikamsk State Pedagogical Institute, Perm State National Research University

DEVELOPMENT OF HIGHER SCHOOL STUDENTS' PROFESSIONAL COMPETENCES AND APPLICATION OF INTERACTIVE TEACHING METHODS

Аннотация:

В статье рассмотрена методология процесса формирования профессиональных компетенций студентов высшей школы в условиях использования интерактивных методов обучения, заключающаяся в применении системного, деятельност-ного, фасилитационного, компетентностного подходов и теории контекстного обучения. На основе данных подходов и адаптированных к образовательному процессу существующих принципов обучения выделены группы методов, способствующие формированию отдельных составляющих профессиональной компетенции студентов.

Ключевые слова:

профессиональные компетенции, структура профессиональной компетенции, студент, педагогический вуз, интерактивное взаимодействие, интерактивные методы, формирование профессиональной компетенции.

Summary:

The article describes the methodology of higher school students' professional competences development with application of interactive teaching methods, including system, activity, facilitation, competence-based approaches and the theory of contextual learning. Based on these approaches and existing principles of teaching adapted to the educational process, the author considers some groups of methods supporting formation of components of the professional competence of students.

Keywords:

professional competence, structure of professional competence, student, pedagogical university, interactive communication, interactive methods, development of professional competence.

В условиях модернизации системы высшего образования федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения ориентируют на усиление практической составляющей его содержания, которая обеспечивает оптимизацию самостоятельной работы и продуктивный характер деятельности.

На необходимость повышения эффективности образовательного процесса в вузах указывает целый ряд нормативно-законодательных документов, таких как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г., Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Концепция долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 г., которые направлены на приведение основных параметров существующей системы профессионального образования в соответствие с новыми требованиями профессиональной деятельности и нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Основные цели и задачи высшего образования заключаются в формировании навыков самообразования и самореализации личности; подготовке высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий [1], что указывает на необходимость формирования профессиональных компетенций будущих выпускников.

Различным аспектам компетентностного подхода в образовании посвящены работы таких авторов, как В.А. Адольф, А.В. Андреев, Е.Б. Апкарова, В.И. Байденко, В.И. Блинов, В.А. Болотов, А.Б. Боровков, А.А. Вербицкий, Д.С. Ермаков, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, О.Е. Лебедев, А.К. Маркова, О.Н. Олейникова, В.В. Сериков, В.Д. Шадриков, А.В. Хуторской и др. Особенности формирования профессиональной компетентности обучающихся рассмотрены в исследованиях Н.Н. Двуличанской, И.А. Зимней, О.Е. Курлыгиной, А.К. Марковой, Ю.Г. Татура, В.А. Сластенина, А.В. Баранникова и др.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Одна из актуальных проблем системы высшего образования заключается в определении эффективных способов формирования профессиональных компетенций студентов вузов, что обусловлено необходимостью подготовки конкурентоспособных специалистов, удовлетворяющих требованиям современного рынка труда. Анализ исследований в рассматриваемой области позволил выявить следующие основные направления формирования профессиональных компетенций студентов: в ходе практико-ориентированного и личностно ориентированного обучения (И.В. Петрова, В.В. Сериков и др.); через учебную, профессионально ориентированную ситуацию (О.М. Замятина, М.Д. Ильязова, Т.В. Сидоренко и др.); с учетом основных стадий профессионального становления и развития личности (Э.Ф. Зеер, С.Н. Силина и др.); в процессе дополнительного образования (А.В. Антонова, Т.Б. Фейлинг и др.); в условиях производственной и учебной практик (А.В. Вельш, В.М. Ростовцева, Ж.Ж. Турсынова и др.); с использованием тренингов, деловых игр (О.В. Калмыкова, М.П. Крюкова, М.В. Шункарева и др.).

На наш взгляд, одним из эффективных инструментариев формирования профессиональных компетенций студентов вуза является интерактивное взаимодействие субъектов образовательного пространства.

Различным аспектам проблемы использования интерактивных методов обучения в образовательном процессе посвящены работы таких авторов, как В.В. Архипова, Ю.К. Бабанский, Н.А. Багрова, Б.Ц. Бадмаев, И.А. Бутенко, А.А. Вербицкий, Б.С. Гершунский, В.В. Гузеев, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, Т.Н. Кашанин, М.В. Кларин, М.В. Коротков, Л.Н. Куликова, А.Н. Леонтьев, Ю.Г. Одегов, Т.С. Панина, Е.С. Полат, В.В. Сериков, Г.С. Харханова и др.

Анализ научно-педагогических трудов позволил выявить тот факт, что интерактивное обучение в высшей школе создает оптимальные условия для перевода познавательной деятельности на более высокие формы сотрудничества, формирует обобщенные, устойчивые психологические образования, повышающие деловую активность обучающихся.

Формирование профессиональной компетенции происходит на всех этапах образовательного процесса, следовательно, уровень ее сформированности зависит от уровня сформированное™ ее составляющих. В соответствии с аспектами системного, синергетического, личностного, деятельностного, компетентностного подходов и на основе анализа имеющихся научно-педагогических трудов по проблеме исследования (Н.Н. Двуличанской, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, М.Д. Ильязовой, Е.А. Кагакиной, О.Е. Курлыгиной, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Ю.Г. Татура, Ю.В. Фролова, А.В. Хуторского, Т.А. Чекалиной, В.Д. Шадрикова и др.) выделены следующие компоненты профессиональной компетенции студентов вуза: ценностный, организационно-моти-вационный, знаниевый, операционно-деятельностный, индивидуально-психологический, социальный, оценочно-рефлексивный, коррекционный.

На основании формирования компонент профессиональной компетенции все интерактивные методы обучения систематизированы следующим образом: организационно-мотивацион-ные, когнитивные, операционно-деятельностные, социально-психологические, оценочно-рефлексивные, коррекционные.

Рассмотрим методологию процесса формирования профессиональных компетенций студентов высшей школы в условиях использования интерактивных методов обучения, осуществляющуюся на общенаучном уровне, который заключается в применении следующих подходов:

1. Системный подход (А.Н. Аверьянов, В.Г. Афанасьев, П.К. Анохин, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, М.А. Данилов, В.И. Загвязинский, Ф.Ф. Королев, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, Б.Ф. Ломов, И.П. Подласый, В.А. Сластенин, Г.И. Щукина, Э.Г. Юдин и др.) рассматривается как основное средство познания интегрированного объекта.

Изучаемый процесс обладает всеми признаками системы, поскольку включает следующие взаимосвязанные этапы (подсистемы) формирования профессиональных компетенций: развитие познавательных мотивов, определение индивидуальной образовательной траектории, осознание и развитие профессиональных мотивов, их осмысление и самооценка.

2. Деятельностный подход (Л.П. Буева, П.Я. Гальперин, В. Гаспарский, В.В. Давыдов, М.В. Демин, Дж. Дьюи, Т. Котарбинский, А.Н. Леонтьев, Э.С. Маркарян, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) подразумевает продуктивное содержание процесса формирования профессиональных компетенций студентов, представляющее непрерывную систематизированную систему различных видов деятельности.

3. Фасилитационный подход (К. Роджерс, В.А. Сластенин и др.) воплощает гуманистическую парадигму образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изучаемый процесс предполагает наличие благоприятной эмоциональной атмосферы, способствующей самостоятельному освоению профессиональных компетенций в условиях интерактивного образовательного взаимодействия.

4. Теория контекстного обучения (Н.А. Бакшаева, А.А. Вербицкий, Н.В. Борисова, Т.Д. Ду-бовицкая, В.Н. Кругликов, О.Г. Ларионова, В.Ф. Тенищева и др.) направлена на создание дидак-

тических и психолого-педагогических условий при овладении студентами профессиональной деятельностью через последовательное моделирование ее предметного и социального содержания. В основе контекстного подхода к формированию профессиональных компетенций студентов лежит система учебных ситуаций, имеющих проблемный характер.

5. Компетентностный подход (В.А. Адольф, А.Л. Андреев, В.И. Байденко, Ю.В. Варданян, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.А. Попков, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков, Н.В. Яковлева и др.) обеспечивает изучение и описание педагогического процесса с точки зрения формирования у личности определенных компетенций.

С целью формирования профессиональных компетенций студентов высшей школы в условиях использования интерактивных методов обучения были адаптированы следующие существующие принципы обучения к образовательному процессу:

- систематичности (непрерывный характер использования интерактивных методов в процессе формирования профессиональных компетенций);

- гибкости (соблюдение индивидуального темпа обучения, обеспечение дифференцированного подхода);

- взаимодействия (сотрудничество субъектов образовательного процесса);

- осознанной перспективы (предоставление индивидуальной образовательной программы обучения, в которой указывается план действий по овладению профессиональными компетенциями);

- профессиональной целесообразности (использование интерактивных методов в учебном процессе в соответствии с формируемыми профессиональными компетенциями);

- активности (интенсивная умственная и практическая деятельность в процессе овладения профессиональными знаниями, умениями, навыками);

- деятельности (формирование профессиональной компетенции через различные виды учебной деятельности);

- идеальности (возможность дальнейшего взаимодействия и взаимообогащения полученной информацией в учебном процессе);

- гуманистичности (создание максимально благоприятных условий для овладения социально накопленным опытом, заключенным в содержании обучения, развития и проявления творческой индивидуальности, высоких гражданских, нравственных, интеллектуальных и физических качеств);

- обратной связи (систематический контроль за учебной деятельностью);

- рефлексивности (отношение студента к своей деятельности по овладению профессиональными компетенциями через самопознание и самоанализ, непрерывную коррекцию образовательного процесса).

На основе системного, деятельностного, фасилитационного, компетентностного подходов, теории контекстного обучения и адаптированных к образовательному процессу существующих принципов обучения выделены следующие группы методов, способствующие формированию отдельных составляющих профессиональной компетенции (таблица 1).

Таблица 1 - Интерактивные методы, способствующие формированию компонентов профессиональной компетенции_

Компоненты профессиональной компетенции Интерактивные методы, способствующие формированию компонентов профессиональной компетенции

Ценностный, организационно-мотивационный Организационно-мотивационные (дискуссия, ролевая игра, диалог и др.)

Знаниевый Когнитивные (демонстрация опытов, презентация, интерактивная игра, анализ конкретных ситуаций, организационно-мыслительная игра, эвристическая беседа, «круглый стол» и др.)

Операционно-деятельностный Операционно-деятельностные («мозговой штурм», кейс-метод, метод проектов, лекционные занятия, лекция-визуализация, конференция, деловая игра, моделирование профессиональных ситуаций и др.)

Индивидуально-психологический, социальный Социально-психологические (метод сотрудничества, психологический тренинг, разминка, коллективное решение творческих задач и др.)

Оценочно-рефлексивный Оценочно-рефлексивные (групповая дискуссия, упражнения, тесты, лабораторные практикумы и др.)

Коррекционный Коррекционные (работа в малых группах и др.)

Представленное теоретическое обоснование выделенных групп интерактивных методов, способствующих формированию компонентов профессиональной компетенций студентов вузов, позволяет сделать вывод о возможности их применения в процессе обучения с целью повышения его эффективности.

Ссылки:

1. О национальной доктрине образования в Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751).