Научная статья на тему 'Возможности компьютерных технологий в формировании индивидуального стиля учебной деятельности студента'

Возможности компьютерных технологий в формировании индивидуального стиля учебной деятельности студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
338
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ / FORMATION OF INDIVIDUAL STYLE OF STUDENT'S LEARNING ACTIVITY / COMPUTER TECHNOLOGY IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Любушкина Е. С.

Статья посвящена актуальной проблеме совершенствования профессиональной подготовки будущего специалиста и повышения эффективности учебного процесса в целом. В статье рассматривается понятие «индивидуальный стиль учебной деятельности студента вуза», выявляются его структурные компоненты и раскрываются особенности формирования индивидуального стиля учебной деятельности студентов при обучении иностранному языку с использованием компьютерных технологий. Задача выявления возможностей компьютерных технологий в формировании эффективного индивидуального стиля учебной деятельности студентов решается автором в ходе теоретического анализа научной литературы. На основании полученных теоретических данных и разработанных автором дидактических принципов построения электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Иностранный язык» проводится экспериментальное подтверждение эффективности выявленных возможностей компьютерных технологий в формировании индивидуального стиля учебной деятельности студентов. Указывается важность управления процессом формирования индивидуального стиля учебной деятельности студентов со стороны педагога, а также необходимость создания особой образовательной среды, что является одним из условий эффективного формирования индивидуального стиля учебной деятельности студентов средствами компьютерных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Любушкина Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibilities of Computer Technology in the Formation of Individual Style of Student’s Learning Activity

In accordance with modern requirements for the quality of teaching at the university, within the given humanitarian educational paradigm, in the center of the training system, there is the human being with all the variety of his relations with the outside world. Therefore, the establishment of appropriate educational environment, which would take into account individual peculiarities and possibility of self-learning, is considered one of the most important conditions for the success of learning. Formation of such a learning environment promotes more fully demonstrate and develop the individual qualities of personality, creativity, capacity for independent achievement of educational and professional goals, which manifests itself in the need for active learning and self-improvement. To do this, it becomes necessary to study the relationship between the objective requirements for high school students learning activity and individual personality traits. The necessity to form an individual style learning activity of students in high school due to the need for implementation of the idea of humanization of the education system, which involves consideration of individual cognitive and creative abilities and professional needs, personality characteristics and interests of the student. Thus the student becomes an active participant in the learning process that takes into account the principle of partnership and conscious interaction with the teacher, which will lead to the development of autonomy, creativity and personal responsibility for the outcome of learning, gradually transformed into the individual style of professional activity. To solve the problem of successful formation of individual style of students’ learning activity in high school there was a need to identify its components. In the study, we identified the following components of formation of individual style learning activities of students in high school: personal-psychological, cognitive, motivational, action-productive, reflective-assessment. Guided by the above, we have developed the principles of e-learning tools in foreign languages on the example of multimedia electronic textbook (MET) “German: Ecology and environmental issues”, and the main methodological techniques for working with them. Based on the results of the study, we can conclude that the use of computer technology in education leads to successful formation of an individual style of teaching and students’ cognitive activity that results in high academic achievement. It is necessary to pay more attention to organizational and methodological work to improve teacher learning management.

Текст научной работы на тему «Возможности компьютерных технологий в формировании индивидуального стиля учебной деятельности студента»

экономических условиях развития российского общества в связи с актуальностью развития адаптивных систем во всех сферах жизни общества,

что обусловлено трансформационными процессами, происходящими в нем на этапе его активного реформирования и модернизации.

Литература

1. Антропова Л. В. Подготовка учителя к работе в адаптивной школе // Педагогика. - 2004. - № 1. - С. 68-74.

2. Заруба Н. А. Теория и практика управления адаптивной школой: моногр. - Кемерово, 2001. - 291 с.

3. Заруба Н. А Управление формированием компетентности педагога в сфере образовательных инноваций как отражение тенденций развития российского общества // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. -2012. - № 18. - С. 159-165.

4. Заруба Н. А. Адаптивный подход управления образованием: принципы управления // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2012. - № 2. - С. 75-80.

5. Казин Э. Н., Заруба Н. А Методологические и организационные основы проблемы формирования здоровья в системе образования промышленного региона // Валеология. - 1996. - № 1. - С. 25.

6. Капустин Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы: учеб. пособие для вузов. - М., 2001. - 215 с.

7. Ямбург Е. А. Школа для всех. - М., 1997. - 346 с.

References

1. Antropova L.V. Podgotovka uchitelia k rabote v adaptivnoi shkole [Teachers preparing to work in adaptive school]. Pedagogika [Pedagogics], 2004, no 1, pp. 68-74. (In Russ.).

2. Zaruba N.A. Teoriia i praktika upravleniia adaptivnoi shkoloi [Theory and practice of adaptive school management]. Kemerovo, 2001. 291 p. (In Russ.).

3. Zaruba N.A. Upravlenie formirovaniem kompetentnosti pedagoga v sfere obrazovatel'nykh innovatsii kak otrazhenie tendentsii razvitiia rossiiskogo obhschestva [Management of teacher competence formation in the field of educational innovation as a reflection of trends in the development of Russian society]. VestnikKemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2012, no 18, pp. 159-165. (In Russ.).

4. Zaruba N.A. Adaptivnyi podkhod upravleniia obrazovaniem: printsypy upravleniia [Adaptive approach to education management: principles of management]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Vocational education in Russia and abroad], 2012, no 2, pp. 75-80. (In Russ.).

5. Kazin E.N., Zaruba N.A. Metodologicheske i organizatsionnye osnovy problem formirovaniia zdorov'ia v sisteme obrazovaniia promyshlennogo regiona [Methodological and organizational bases of formation of health problems in the education system of the industrial region]. Valeologiia [Valueology], 1996, no 1. p. 25. (In Russ.).

6. Kapustin N.P. Pedagogicheskie tekhnologii adaptivnoi shkoly: uchebnoe posobie dlia vuzov [Pedagogical techniques of adaptive school: a textbook for high schools]. Moscow, 2001. 215 p. (In Russ.).

7. Iamburg E.A. Shkola dlia vsekh [School for everybody]. Moscow, 1997. 346 p. (In Russ.).

УДК 378.147

ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА

Любушкина Екатерина Сергеевна, старший преподаватель кафедры теории и методики преподавания романо-германских языков, Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета (г. Новокузнецк, РФ). E-mail: [email protected]

Статья посвящена актуальной проблеме совершенствования профессиональной подготовки будущего специалиста и повышения эффективности учебного процесса в целом. В статье рассматривается понятие «индивидуальный стиль учебной деятельности студента вуза», выявляются его структурные компоненты и раскрываются особенности формирования индивидуального стиля учебной деятельности студентов при обучении иностранному языку с использованием компьютерных технологий. Задача

выявления возможностей компьютерных технологий в формировании эффективного индивидуального стиля учебной деятельности студентов решается автором в ходе теоретического анализа научной литературы. На основании полученных теоретических данных и разработанных автором дидактических принципов построения электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Иностранный язык» проводится экспериментальное подтверждение эффективности выявленных возможностей компьютерных технологий в формировании индивидуального стиля учебной деятельности студентов. Указывается важность управления процессом формирования индивидуального стиля учебной деятельности студентов со стороны педагога, а также необходимость создания особой образовательной среды, что является одним из условий эффективного формирования индивидуального стиля учебной деятельности студентов средствами компьютерных технологий.

Ключевые слова: индивидуальный стиль учебной деятельности студента, компьютерные технологии в обучении.

POSSIBILITIES OF COMPUTER TECHNOLOGY IN THE FORMATION OF INDIVIDUAL STYLE OF STUDENT'S LEARNING ACTIVITY

Lyubushkina Ekaterina Sergeevna, Senior Lecturer of Department of Foreign Languages, Novokuznetsk (Institute) Branch of Kemerovo State University (Novokuznetsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]

In accordance with modern requirements for the quality of teaching at the university, within the given humanitarian educational paradigm, in the center of the training system, there is the human being with all the variety of his relations with the outside world. Therefore, the establishment of appropriate educational environment, which would take into account individual peculiarities and possibility of self-learning, is considered one of the most important conditions for the success of learning. Formation of such a learning environment promotes more fully demonstrate and develop the individual qualities of personality, creativity, capacity for independent achievement of educational and professional goals , which manifests itself in the need for active learning and self-improvement. To do this, it becomes necessary to study the relationship between the objective requirements for high school students learning activity and individual personality traits.

The necessity to form an individual style learning activity of students in high school due to the need for implementation of the idea of humanization of the education system, which involves consideration of individual cognitive and creative abilities and professional needs, personality characteristics and interests of the student. Thus the student becomes an active participant in the learning process that takes into account the principle of partnership and conscious interaction with the teacher, which will lead to the development of autonomy, creativity and personal responsibility for the outcome of learning, gradually transformed into the individual style of professional activity.

To solve the problem of successful formation of individual style of students' learning activity in high school there was a need to identify its components. In the study, we identified the following components of formation of individual style learning activities of students in high school: personal-psychological, cognitive, motivational, action-productive, reflective-assessment.

Guided by the above, we have developed the principles of e-learning tools in foreign languages on the example of multimedia electronic textbook (MET) "German: Ecology and environmental issues", and the main methodological techniques for working with them.

Based on the results of the study, we can conclude that the use of computer technology in education leads to successful formation of an individual style of teaching and students' cognitive activity that results in high academic achievement. It is necessary to pay more attention to organizational and methodological work to improve teacher learning management.

Keywords: formation of individual style of student's learning activity, computer technology in education.

Согласно современным требованиям к качеству обучения в вузе, исходя из гуманитарной образовательной парадигмы, центром системы обучения является целостный человек, с учетом всего многообразия его связей и отношений с окружающим миром [2]. Поэтому создание соответствующей образовательной среды, в которой учитываются особенности мировосприятия и саморазвития обучающегося, является одним из важнейших условий успешности обучения. Формирование такой образовательной среды способствует наиболее полному проявлению и развитию индивидуальных качеств личности, творческих способностей, способности к самостоятельному решению учебных и профессиональных задач, возникает потребность в активном обучении и самосовершенствовании. Для этого необходимо всесторонне изучить соотношение объективных требований, предъявляемых к учебной деятельности студентов вуза, и индивидуальных особенностей личности.

Понимание данного соотношения в отечественной психологии раскрывается исходя из сущности деятельностного подхода (Л. С. Выготский, С. П. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Н. Ф. Талызина и др.) и приводит к понятию «индивидуальный стиль деятельности» (далее - ИСД). По мнению В. С. Мерлина, ИСД следует трактовать как «целесообразную систему взаимосвязанных действий, при помощи которой достигается определенный результат» [7, с. 166-167]. Исследование Е. И. Сибиряковой подтверждает, что индивидуальный стиль, с одной стороны, органически связан с понятием «деятельность», являясь его характеристикой, а, с другой стороны, он возникает и формируется непосредственно в самом процессе деятельности [8].

Анализируя научные работы по вопросу исследования структуры ИСД, можно констатировать отсутствие единого мнения по разработке данной проблемы. Одни исследователи (Е. А. Климов, В. С. Мерлин и др.) стремятся выделить нечто общее в структуре ИСД, описав наиболее существенные компоненты и связи, другие (М. Р. Щукин, В. А. Толочек и др.), стремясь подчеркнуть вариативность структуры ИСД, нарушают тем самым общее системное представление о ней.

В своем исследовании ИСД мы опираемся на разработанную В. С. Мерлиным теорию интегральной индивидуальности, основной идеей которой является целостная и системная характеристика индивидуальности человека. Интегральная индивидуальность, по В. С. Мерлину, представляет собой систему, которая складывается из иерархической совокупности не входящих друг в друга, относительно автономно сосуществующих разноуровневых подсистем, многозначно связанных между собой [7].

Анализ психолого-педагогической литературы (Ю. К. Бабанский, Л. С. Выготский, Б. И. Ко-ротяев, И. В. Первин, П. И. Пидкасистый, М. Н. Скаткин, А. П. Усова, И. Ф. Харламов, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина и др.) показал, что существующие определения понятий «учение», «познавательная деятельность», «учебная деятельность», «учебно-познавательная деятельность» имеют определенную общность, то есть рассматриваются различными авторами с позиции взаимосвязи учебной и познавательной дея-тельностей.

В. А. Сластенин рассматривает учебно-познавательную деятельность как «специально организуемое самим обучаемым или извне познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной человечеством. Ее предметным результатом являются научные знания, умения, навыки, формы поведения и виды деятельности, которыми овладевает обучаемый» [9].

Похожее определение приводит В. А. Беликов, считая, что учебно-познавательная деятельность - «это элемент целостного процесса обучения, представляющий собой целенаправленное, систематически организованное, управляемое извне или самостоятельное взаимодействие учащегося с окружающей действительностью, результатом которого является овладение им на уровне воспроизведения или творчества системой научных знаний и способами деятельности» [1].

Такой подход позволяет нам рассматривать содержание понятий «учебная деятельность» и «познавательная деятельность» в их диалектическом единстве учебного и познавательного аспектов, где учебная деятельность выступает в качестве инструмента осуществления познания.

Необходимость формирования индивидуального стиля учебной деятельности студентов в вузе

обусловлена потребностью в реализации идеи гуманитаризации системы образования, что предполагает учет индивидуальных познавательных и творческих способностей, профессиональных потребностей, личностных особенностей и интересов обучаемого. При этом студент становится активным участником процесса обучения, учитывающим принцип сознательного партнерства и взаимодействия с преподавателем, что приводит к развитию самостоятельности, творческой активности и личной ответственности за результат обучения, постепенно трансформируясь в индивидуальный стиль профессиональной деятельности.

Трудно не согласиться с мнением В. Э. Чуд-новского, который считает, что формированием ИСД необходимо управлять, так как «стихийно оформившийся ИСД не только не помогает, но и играет отрицательную роль, закрепляя негативные стороны личности, препятствуя развитию способностей» [10, с. 67]

В работах Л. Н. Макаровой подчеркивается, что наличие индивидуального стиля «может приводить как к успешным результатам в деятельности, так и к недостаткам, как в результатах деятельности, так и в способах ее выполнения» [6, с. 33].

Проведенный анализ научной литературы показал, что проблема формирования индивидуального стиля учебной деятельности учащихся исследовалась многими учеными, ведущими научные исследования в сфере совершенствования профессиональной подготовки будущего специалиста. Формирование индивидуального стиля учебной деятельности (далее - ИСУД) учащихся изучалось в зависимости влияния разных факторов: силы нервной системы (А. К. Байме-тов), темперамента (М. В. Деляу, Н. С. Копеина, С. А. Васильева), психофизиологических и личностных факторов (О. Ф. Алексеева), мотивации учебной деятельности (А. Ф. Белов), организованности (Т. А. Егорова), эмоциональных факторов (Л. Г. Сивак) и т. д.

Вместе с тем следует отметить, что высшая школа не исчерпала своих возможностей в сфере организации индивидуально-ориентированной активной учебной среды, которая способствует формированию самодостаточной личности будущего специалиста. Опираясь на исследования С. Ю. Ждановой, которая в своем исследовании

выявила, что одной из причин неуспеваемости студентов на начальных курсах можно назвать недостаточно развитую систему приемов и способов учебной работы, то есть несоответствие сложившегося стиля учебной деятельности новым условиям обучения [3].

Для решения задачи успешного формирования ИСУД студентов в вузе было необходимо выявить его составляющие. В ходе исследования нами определены следующие компоненты формирования ИСУД студентов в вузе: личност-но-психологический, когнитивный, мотивацион-ный, деятельностно-продуктивный, рефлексивно-оценочный.

Личностно-психологический компонент определяет направленность личности (представление индивида о самом себе), свойства психики (темперамент, тип мышления, тип саморегуляции).

Когнитивный компонент представлен информационной составляющей деятельности: представление об организации учебных занятий, о самостоятельной учебной работе, наличие знаний о структуре и содержании учебного процесса.

Деятельностный компонент характеризуется операционными показателями: владение коммуникативными навыками, умение осуществлять учебно-исследовательскую деятельность, владение умениями самостоятельной учебной деятельности.

Мотивационный компонент составляют ценностные ориентации (мотивация учебной, профессиональной деятельности).

Продуктивный компонент характеризуется уровнем развития познавательных процессов (репродуктивный, репродуктивно-творческий, творческий).

Рефлексивно-оценочный компонент включает самооценку деятельности (потребность в саморазвитии, саморегуляции, самовыражении, самораскрытии).

Из анализа литературы по вопросу формирования ИСУД (Е. В. Оспенникова, М. Р. Битяно-ва, Л. Г. Борисова, В. Э. Тамарин, Д. В. Сочивко, Г. И. Щукина и др.) следует, что, несмотря на разнообразие существующих форм, средств и методов, среди них почти не упоминаются компьютерные технологии, являющиеся значимым компонентом информационного общества.

Результаты проведенных психолого-педагогических исследований многих ученых (М. А. Акопова, Я. А. Ваграменко, Т. А. Ильина, Т. А. Куликова, Е. И. Машбиц, Е. С. Полат, И. В. Роберт и др.) убедительно доказывают, что методики обучения на основе компьютерных технологий обладают необходимым потенциалом, так как обеспечивают требуемый уровень индивидуализации обучения, адаптации к способностям и учет интересов обучаемых, развитие самостоятельной и творческой активности, использование новых источников учебной информации, компьютерного моделирования изучаемых процессов, объектов и т. д.

Значимым для нашего исследования является ряд преимуществ организации учебного процесса с использованием компьютерных сред и средств обучения, выявленный В. А. Красильни-ковой при исследовании возможностей компьютерных средств обучения:

- организация активной познавательной деятельности обучающихся;

- оптимизация учебного процесса;

- увеличение объема информации, изучаемой на занятии;

- стимулирование творческих способностей обучающихся;

- возможность реализации индивидуального обучения [4].

Особо важным для нас представляется сделанный ею вывод о том, что «использование рационально составленных компьютерных обучающих программ, учитывающих не только специфику содержательной информации, но и психолого-педагогические закономерности усвоения этой информации обучающимися, позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность» [4, с. 18]. В целом анализ научных исследований показывает, что, несмотря на возросшую активность применения различных информационных технологий обучения, дефицит качественных мультимедийных учебных комплексов, алгоритмов их разработки и применения, методических рекомендаций по их эффективному применению не позволяет реализовать имеющийся потенциал компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе вуза.

Руководствуясь вышеизложенным, мы разработали принципы построения электронного учебного пособия по иностранным языкам на примере мультимедийного электронного учебного пособия (далее - МЭУП) «Немецкий язык: Экология и проблемы охраны окружающей среды», а также основные методические приемы работы с ним. Мультимедийным электронным учебным пособием мы называем учебное пособие, созданное на основе мультимедиа- и/или информационной технологии (в частности, курс на CD или сетевой курс) [5].

Одним из важных дидактических принципов построения МЭУП является наличие непрерывной сюжетной линии, объединяющей отдельные темы и модули учебника, что соответствует требованиям ФГОС ВПО к содержанию дисциплины «Иностранный язык», включающей четыре сферы речевой деятельности: бытовая, учебно-познавательная, социокультурная, профессиональная.

Каждый тематический модуль содержит разнообразный дидактический материал: базисный диалог, задания для контроля его понимания и задания для развития навыков диалогической речи; фонетические, лексические упражнения; грамматические структуры, языковые упражнения для их первичного закрепления, коммуникативные упражнения; специальные языковые феномены (числа, время); разнообразные аутентичные тексты; многочисленные иллюстрации (картинки, фото, схемы, таблицы, графики, карикатуры и пр.); мультимедийные материалы: аудио- и видеолекции, видеоролики, анимации.

Значительный объем разнообразного дидактического материала предоставляет участникам учебного процесса широкие возможности:

- преподавателю - планировать аудиторные занятия в соответствии с актуальными целями и задачами учебного процесса и осуществлять персонифицированный подход: помогать студентам в постановке учебных целей, в выборе оптимальных методов учебы, способствовать развитию самооценки знаний и умений с помощью электронных средств: электронного тренажера-тестера, электронного журнала учета текущей и итоговой успеваемости по балльно-рейтинговой системе.

- студенту - организовать самостоятельную внеадиторную работу, прокладывая индивидуаль-

ные нелинейные учебные маршруты, выбирать подходящие именно для него методы и способы обучения, принимая на себя ответственность за результаты учебного труда.

При анализе результатов использования данного МЭУП на 1-м и 2-м курсах НФИ КемГУ факультета информационных технологий, было выявлено, что:

- 80 % студентов показали по итогам обучения высокий уровень практического владения немецким языком (сдан экзамен на «хорошо» и «отлично»);

- 50 % студентов выразили желание продолжать изучение немецкого языка во внеурочное время;

- 85 % студентов отметили высокую личную ответственность при обучении с помощью

электронного учебного пособия, что оказало значительное влияние на процесс обучения.

Нельзя не отметить тот факт, что 20 % респондентов подчеркнули свою неудовлетворенность обучением в электронной среде, связывая это с недостатком внимания со стороны преподавателя, чрезвычайно большим объемом информации, общей сложностью обучения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование компьютерных технологий в обучении приводит к успешному формированию индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности студентов, что выражается в высокой академической успеваемости. При этом необходимо уделить большое внимание организационно-методической работе преподавателя для улучшения управления процессом обучения.

Литература

1. Беликов В. А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников. -Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1994. - 157 с.

2. Борытко Н. М. Педагогические технологии: учебник для студентов пед. вузов. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. - 59 с.

3. Жданова С. Ю. Стиль учебной деятельности и его развитие (на материале исследования студентов-филологов и математиков): дис. ... канд. психол. наук. - Пермь, 1997. - 213 с.

4. Красильникова В. А. Теория и технологии компьютерного обучения и тестирования: моногр. - М.: Дом педагогики, ИПК ГОУ ОГУ, 2009. - 339 c.

5. Любушкина Е. С., Пашко Т. Л. Принципы построения и методика работы с электронным учебно-методическим комплексом по иностранным языкам [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования: электрон. науч. журн. - 2012. - № 1. - URL: http://www.science-education.ru/101-5364 (дата обращения: 26.01.2012).

6. Макарова Л. Н. Преподаватель высшей школы: индивидуальность, стиль, деятельность: в 2 ч. - М.; Тамбов: Изд-во Тамбов. ун-та, 2000. - Ч. 1. - 243 с.

7. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986. - 254 c.

8. Сибирякова Е. И. Индивидуальный стиль усвоения математических знаний: дис. ... канд. психол. наук. -Пермь, 1996. - 170 с.

9. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

10. Чудновский В. Э. Воспитание способностей и формирование личности. - М.: Знание, 1986. - 80 с.

References

1. Belikov У.А. Didakticheskie osnovy organizatsii uchebho-poznavatelnoi deiatel'nosti shkol'nikov [Didactic bases of schoolchildren's learning activity organisation]. Cheliabinsk, Fakel Publ., 1994. 157 p. (In Russ.).

2. Borytko NM. Pedagogicheskie tekhnologii: uchebnik dlia studentov pedagogicheskikh vuzov [Methods of teaching: textbook for high school students]. Volgograd, VGIPK RО Publ., 2006. 59 p. (In Russ.).

3. Zhdanova S.Iu. Stil' uchebnoi deiatel'nosti i ego razvitie (na materiale issledovaniia studentov-filologov i matema-tikov). Diss. kand. psikhol. nauk [Style of learning activity and its development. Dibis. kand. psihol. sci.]. Perm, 1997. 213 p. (In Russ.).

4. Krasil'nikova V.A. Teoriia i tekhnologii komp'iuternogo obucheniia i testirovaniia: monografiia [Theory and technology of teaching and testing]. Moscow, Dom pedagogiki Publ., IPK GOU OGU Publ., 2009. 339 p. (In Russ.).

5. Liubushkina E.S., Pashko T.L. Printsipy postroeniia i metodika raboty s elektronnym uchebno-metodicheskim kompleksom po inostrannym iazykam [Principles and methods of using an e-book of foreign languages teaching]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia [Modern problems of science and education: e-journal], 2012, no 1. Available at: http://www.science-education.ru/101-5364. (In Russ.).

6. Makarova L.N. Prepodavatel' vysshei shkoly: indnvidual'nost', stil', deiatel'nost' [High-school teacher: individuality, style, activity]. Part 1. Tambov, Tambov University Publ., 2000. 243 p. (In Russ.).

7. Merlin V.S. Ocherk integral'nogo issledovaniia individual'nosti [Notes on general study of individuality]. Moscow, Pedagogika Publ., 1986. 254 p. (In Russ.).

8. Sibiriakova E.I. Individual'nyi stil' usvoeniia matematicheskikh znanii. Diss. kand. psikholog. nauk [Individual style of studying mathimatics. Diss. cand. psikholog. sci.]. Perm, 1996. 170 p. (In Russ.).

9. Slastenin V.A. Pedagogika: uchebnoe posobie dlia studentov vysshikh pedagogicheskikh uchebnykh zavedenii [Methods of teaching: textbook for high-school students]. Moscow, Akademiia Publ., 2002. 576 p. (In Russ.).

10. Chudnovskii V.E. Vospitanie sposobnostei i formirovanie lichnosti [Development of abilities and an individuality forming]. Moscow, Znanie Publ., 1986. 80 p. (In Russ.).

УДК 025.5:81'374

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ СЕТЕВОГО ДОСТУПА, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ВИРТУАЛЬНЫХ СПРАВОЧНЫХ СЛУЖБАХ БИБЛИОТЕК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гончарова Виктория Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и перевода, Санкт-Петербургский государственный экономический университет (г. Санкт-Петербург, РФ). E-mail: [email protected]

Выделены основные типы отечественных лексикографических ресурсов удаленного доступа, используемых при выполнении запросов социально-гуманитарной направленности на основе анализа архивов выполненных справок. Дается оценка их типового разнообразия. Определяется частотность применения отдельных видов лексикографических ресурсов.

Ключевые слова: лексикографические ресурсы, справочно-библиографическое обслуживание, архив выполненных справок, виртуальная справка, лексикография.

THE MAIN TYPES OF RUSSIAN INTERNET LEXICIGRAPHY RESOURCES USED AT THE VIRTUAL REFERENCE SERVICES IN LIBRARIES

Goncharova Victoria Vladimirovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Docent оf Department of the English Language and Translation, St. Petersburg State Economic University (St. Petersburg, Russian Federation). E-mail: [email protected]

There is a change of a definition, well-known as a term "lexicography resource," at the current stage of lexicography, informatics and socio-humanitarian sciences development. In the present article this term is considered from the standpoint of library and information sciences.

The subject of this study is the main Russian Internet lexicography resources designed for the end user and used to meet socio-humanitarian internet requests at the virtual reference services in libraries. The aim of the study is a brief description of internet socio-humanitarian lexicography resources not enough used or not totally used at the virtual reference and bibliographic service of remote users.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.