Научная статья на тему 'Формирование у студентов научного стиля речи в обучении иностранному языку в вузе'

Формирование у студентов научного стиля речи в обучении иностранному языку в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫК НАУЧНОГО ОБЩЕНИЯ / НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / SCIENTIFIC COMMUNICATION LANGUAGE / SCIENTIFIC STYLE OF SPEECH / PROJECT ACTIVITY / FOREIGN LANGUAGE / STUDENTS'' INDEPENDENCE DEVELOPMENT / INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Газизова Альфия Ильдусовна, Самарина Наталия Владимировна, Панфилова Валентина Михайловна

Статья посвящена вопросам формирования у студентов научного стиля речи посредством включения в курс иностранного языка компонента «Язык научного общения». В работе раскрыта актуальность внедрения рассматриваемого компонента, обозначены задачи на теоретическом и практическом уровнях с раскрытием их содержания. Теоретический аспект направлен на раскрытие сущности научного общении, ознакомление с жанрами, видами, признаками научного стиля; практический в соответствии c тематикой и содержанием общения студентов на иностранном языке определяет формы реализации научного дискурса, типы речи. Автором раскрыты особенности проектной деятельности как направления формирования научно-исследовательских навыков и языка научного общения, функции педагога при введении в учебный процесс проектов, рекомендации по организации проектной деятельности. Акцент в работе делается на придании рассматриваемой деятельности проблемного характера и профессиональной направленности на основе комплекса эффективных методов и технологий, в том числе информационно-коммуникативных технологий на основе платформы Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment). В работе обозначена необходимость внедрения новых технологий, их преимущества, также отмечены роль и значение самостоятельности студентов и межпредметных связей, определяющих решение поставленных задач на качественно ином уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Газизова Альфия Ильдусовна, Самарина Наталия Владимировна, Панфилова Валентина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING STUDENTS' SCIENTIFIC STYLE OF THE SPEECH IN FOREIGN LANGUAGE TRAINING AT HIGHER SCHOOL

The article is devoted to the developing of students' scientific style through including "Language of scientific communication" component in foreign language course of higher school. The paper identifies the tasks of "Language of scientific communication" at theoretical and practical levels. The theoretical aspect is aimed at revealing the essence of scientific communication, familiarization with genres, types, signs of scientific style; the practical aspect determines forms of scientific discourse, types of speech. Author reveals the features of project activities, teacher' functions and recommendations on organizing project activities. The focus of the work is on problem character of projects based on effective methods and technologies, including information and communication technology as Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment). The paper outlines the need for introducing new technologies, their advantages, also the importance of students’ independence development and interdisciplinary connections determining qualitative tasks solution.

Текст научной работы на тему «Формирование у студентов научного стиля речи в обучении иностранному языку в вузе»

УДК 378:81'243'38-057.87 ББК 81.055.512

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

© 2018

Газизова Альфия Ильдусовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева (420111, Россия, Казань, улица К.Маркса, 10, e-mail: Alfgazva@mail.ru) Самарина Наталия Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и гуманитарных наук Ижевский государственный технический университет им.М.Т. Калашникова (427960, Россия, Сарапул, улица Красноармейская, 93, e-mail: natalsamarina@yandex.ru) Панфилова Валентина Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкой филологии Казанский федеральный университет (423602, Россия, Елабуга, улица Казанская, 89, e-mail: V.Panfilova2010@yandex.ru) Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования у студентов научного стиля речи посредством включения в курс иностранного языка компонента «Язык научного общения». В работе раскрыта актуальность внедрения рассматриваемого компонента, обозначены задачи на теоретическом и практическом уровнях с раскрытием их содержания. Теоретический аспект направлен на раскрытие сущности научного общении, ознакомление с жанрами, видами, признаками научного стиля; практический - в соответствии c тематикой и содержанием общения студентов на иностранном языке определяет формы реализации научного дискурса, типы речи. Автором раскрыты особенности проектной деятельности как направления формирования научно-исследовательских навыков и языка научного общения, функции педагога при введении в учебный процесс проектов, рекомендации по организации проектной деятельности. Акцент в работе делается на придании рассматриваемой деятельности проблемного характера и профессиональной направленности на основе комплекса эффективных методов и технологий, в том числе информационно-коммуникативных технологий на основе платформы Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment). В работе обозначена необходимость внедрения новых технологий, их преимущества, также отмечены роль и значение самостоятельности студентов и межпредметных связей, определяющих решение поставленных задач на качественно ином уровне.

Ключевые слова: язык научного общения, научный стиль речи, проектная деятельность, иностранный язык, самостоятельность студентов, межпредметные связи

DEVELOPING STUDENTS' SCIENTIFIC STYLE OF THE SPEECH IN FOREIGN LANGUAGE TRAINING AT HIGHER SCHOOL

© 2018

Gazizova Alfia Ildusovna, Doctor of Pedagogy, Professor of the Foreign

Languages Department Kazan National Research Technical University named after A. N. Tupolev (420111, Russia, Kazan, street K. Marx 10, e-mail: Alfgazva@mail.ru) Samarina Nataliya Vladimirovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Department of Economics and Humanities Kalashnikov Izhevsk State Technical University (427960, Russia, Sarapul, street Krasnoarmeiskaiya 93, e-mail: natalsamarina@yandex.ru) Panfilova Valentina Mihailovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Department of German Philology Kazan Federal University (423600, Russia, Elabuga, street Kazanskaya 89, e-mail: V.Panfilova2010@yandex.ru) Abstract. The article is devoted to the developing of students' scientific style through including "Language of scientific communication" component in foreign language course of higher school. The paper identifies the tasks of "Language of scientific communication" at theoretical and practical levels. The theoretical aspect is aimed at revealing the essence of scientific communication, familiarization with genres, types, signs of scientific style; the practical aspect determines forms of scientific discourse, types of speech. Author reveals the features of project activities, teacher' functions and recommendations on organizing project activities. The focus of the work is on problem character of projects based on effective methods and technologies, including information and communication technology as Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment). The paper outlines the need for introducing new technologies, their advantages, also the importance of students' independence development and interdisciplinary connections determining qualitative tasks solution.

Keywords: scientific communication language, scientific style of speech, project activity, foreign language, students' independence development, interdisciplinary connections

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Прогресс научного знания, возрастание сложности научных исследований в современном мире, развитие новых самостоятельных направлений привлекает внимание педагогов разных предметных областей к вопросам языка научного общения, обучению студентов научной речи, что особенно значимо в условиях ориентации вузовской образовательной среды на самореализацию, самовыражение личности студентов, поиска ими собственной траектории самостоятельного освоения знаний, в том числе посредством методов научного познания.

_Анализ последних исследований и публикаций, в ко-

72

торых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В современных условиях конкуренции профессионалу недостаточно лишь эффективное выполнение своих обязанностей, необходимо постоянно развиваться, изучая научные достижения (В.И. Качнев [1], О.Ю. Новоселова [2], А.Л. Мазалецкая [3], Е.А. Шашенкова [4] и др.). Возрастает социальная роль науки, значимость осуществления научной деятельности и ее обобщения обусловлена социально-экономическими факторами. Наблюдается также прикладной, коммерческий характер науки (Л.К. Сальная [5]), определяющий видоизменения в практике

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 4(25)

педагогические науки

Газизова Альфия Ильдусовна, Самарина Наталия Владимировна, Панфилова Валентина Михайловна ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ ...

профессиональных сообществ и появление новых требований к процессу подготовки специалистов, в том числе языковой, что связано с укреплением статуса английского языка и серьезным ослаблением информационного значения научной литературы на национальных языках. Эти и другие факторы актуализируют включение в курс иностранного языка в вузе такого компонента, как «Язык научного общения» с опорой на принцип научности - одного из основных дидактических принципов, позволяющих развивать у будущих специалистов способности к выполнению логических операций с понятиями и умений эффективно осуществлять научную иноязычную коммуникацию в дальнейшей профессиональной деятельности.

Формирование целей статьи (постановка задания) и изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Подготовка студентов к научной деятельности выступает одной из важнейших задач образовательного процесса в вузе, что объясняет ее значительное место в разных учебных программах, их разделах (учебно-познавательная, профессиональная сферы общения и др.) и актуализирует вопросы качественного изменения имеющихся подходов. В данной работе рассмотрим особенности внедрения компонента «Язык научного общения» при обучении иностранному языку, направления, определяющие эффективность формирования исследовательских навыков студентов, необходимых в решении задач. Задачи предлагаемого нами компонента включают:

- формирование у студентов системы базовых знаний о специфике научного стиля речи, его разновидностях, видах и жанрах; усвоение базовых понятий и терминологии научной речи;

- развитие умений и навыков перевода, написания учебно-научной работы, деловая корреспонденция в рамках профиля / специальности обучающихся на иностранном языке;

- развитие учебно-научной речи студентов в диалогической /монологической, устной / письменной форме на уроках иностранного языка;

- развитие умений и навыков проектной деятельности.

Реализации компонента «Язык научного общения» предполагает достижение студентами следующих результатов: знать особенности научного стиля речи; вести беседу и переписку по проблеме; создавать на иностранном языке научные тексты (аннотация, реферат), презентации; понимать на слух коммуникативные цели научных докладов; участвовать в научной дискуссии; представлять на конференции результаты проектной деятельности.

В теоретическом плане важной составляющей учебного процесса выступает изучение студентами особенностей языка науки (по терминологии разных экспертов - специального языка, языка для специальных целей, профессионального языка и т.д.). Данные вопросы получили широкое освещение в трудах отечественных исследователей (Т.Л.Владимирова [6], М.П. Котюрова [7] , Т.В. Лысова и Т.В. Попова[8] и др.). Их изучение позволяет обозначить в содержании компонента «Язык научного общения» некоторые аспекты формирования культуры научного общения:

- Раскрытие сущности научного общения, его роли в научном прогрессе.

- Ознакомление с жанрами научного стиля: информативные, оценочные (рецензия, отзыв), этикетные жанры (коллективная монография, юбилейная статья и др.), жанры устной и письменной научной речи. Раскрытие видов научного стиля по степени «научности» конечного произведения (по М. П. Сенкевич): собственно научный (академический) стиль, характерный для серьезных работ (монографии, статьи, научные доклады); обобщение научного наследия с включением вторичных информационных материалов (рефераты, аннотации); научная

реклама о новых достижениях в разных прикладных областях науки; научно-справочная и учебно-научная литература с добавлением дидактического компонента (иллюстративные элементы и материалы для повторения); научно-популярные издания с биографиями выдающихся людей, историями происхождения разных явлений, хронику событий, открытий [9].

- Раскрытие общих экстралингвистических признаков научного стиля: научная тематика; точность в определении понятий; стремление к обобщению; логичность изложения; объективный характер изложения научного содержания.

На практических занятиях проблематика общения, согласно наблюдениям и собственному опыту работы авторов в вузе, может охватывать конкурсы, гранты, академическую мобильность, конференции, деловую корреспонденцию, биографии известных ученых, основные научные школы и достижения в конкретной области и т. д. Содержание общения включает в себя интервью с учеными, историю, информацию о характере и перспективах развития науки и т. п. Авторами используются следующие формы реализации научного дискурса: публицистические, научно-популярные и научные тексты, креолизованные тексты (таблицы, схемы, графики, диаграммы, карты) и др. В ходе работы ориентируемся на разные типы речи: сообщение о выдающихся деятелях науки, выступление в рамках «круглого стола» по обозначенной проблематике, обсуждение проблемных ситуаций. Обучение письменной иноязычной научной речи направлено на написание тезисов доклада, выполнение проектного задания и их презентацию. При этом важно уделять внимание используемым в научных публикациях языковым штампам (В. С. Арутюнов [10]). Стандартный штамп в начале статьи, составленный как краткая компиляция предыдущих работ, сразу вводит читателя-профессионала в ту область исследований, которому посвящена работа.

Все рассмотренные аспекты раскрывают то или иное качество рассматриваемой языковой реальности. Реализация представленных направлений, безусловно, обогащает представления студентов как о состоянии языка науки, так и о проблемах, в том числе зависимости возникающих новых терминов и понятий на стыке смежных областей от системы взглядов и представлений исследователей - «носителей» определенного мировоззрения, о чем свидетельствует возросшее число новых направлений и школ (Гвишиани Н.Б.[11]). Мировоззренческая направленность языка научного общения наиболее полно проявляется в гуманитарных науках, изучение их основ значимо как для расширения знаний студентов, так и формирования исследовательских умений. В связи с этим, в условиях реализации компонента «Язык научного общения» значимым направлением выступает включение исследовательской составляющей в форме проектной деятельности.

Исследователь А.С. Запесоцкий в число основных задач подготовки специалиста нового уровня включает формирование проектных качеств и способностей личности (через междисциплинарные и проблемно-ориентированные формы деятельности) наравне с такими задачами как: базовая подготовка (например, философское размышление, критический анализ, публичная дискуссия) и овладение специальными технологиями, которые определяют профессиональную компетентность в той или иной области [11]. Использование в учебном процессе приемов и методов, формирующих у студентов умение самостоятельно получать новые знания, обрабатывать и обобщать информацию повышает мотивацию к обучению, обеспечивает продуктивное личностно-про-фессиональное развитие студентов, ведет к формированию у них языка научного общения и необходимых компетенций.

В последние десятилетия проектирование в работах многих ученых (E.H. Балыкиной, Д.Н. Бузун,

H.A. Забелиной, И.А. Зимней, А.В. Самохвалова, Р.К. Симбулетовой и др.) рассматривается в связи с научно-исследовательской деятельностью студентов и в контексте системы мер, направленных на совершенствование методов и условий интеллектуального труда, повышение его эффективности. Проектная деятельность, согласно Т.М. Габдурахимовой, максимально приближает процесс обучения к практической деятельности; способствует повышению мотивации к обучению; позволяет индивидуализировать учебный процесс и сделать его более интенсивным; развивает общие и профессиональные компетенции студента и др. [12].

Педагог при введении в учебный процесс исследовательских проектов выполняет функции консультанта, специалиста, руководителя, координатора, эксперта, эффективность которых особенно важна на подготовительном этапе организации этой деятельности, считает Н.М. Горбачева [13]. В ходе планирования курса иностранный язык, разработки содержания компонента «Язык научного общения» преподавателю, на наш взгляд, важно обозначить разделы (направления) для исследования и сформулировать 15-20 индивидуальных и групповых тем, дифференцируя их по степени сложности. Мы придерживаемся позиции И.Н. Смирновой, что проектной деятельности будущего специалиста необходимо придать проблемный характер и профессиональную направленность на основе комплекса эффективных методов (исследовательских, частно-поисковых, индуктивных, дедуктивных) преподавания и учения [14] и технологий.

Организация учебной деятельности студентов во многих вузах сегодня базируется на системном внедрении информационно-коммуникативных технологий, одним из аспектов которой является система управления обучением Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) [15-18]. Moodle может быть использован и для организации проектов любого типа (информационно-поисковых, творческих, исследовательских, роле-игровых), в том числе на уроках иностранного языка. Неоценима, по мнению Н.С. Абрамовой [19], электронная информационно-образовательная среда как источник информации, необходимой для выполнения содержательной части проекта, структурирования и представления информации о самом проекте.

Эксперты отмечают, что проектная деятельность в электронной среде делает процесс более мобильным (выполнение работы в любое время в любом месте), глобальным (взаимодействие с большим количеством экспертов из разных городов, стран), независимым (без непосредственного присутствия преподавателя), интересным для студента (в силу наличия большого количества инструментов для выполнения работы). Исходя из опыта работы разных вузов можно выделить и другие преимущества платформы Moodle: обучение в индивидуальном темпе (скорость изучения представленного материала устанавливается самими обучающимися в зависимости от личных обстоятельств и потребностей); технологичность (использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий); творчество (создание комфортных условий для творческого самовыражения обучаемого) [20], которые создают благоприятные предпосылки для внеаудиторного выполнения студентами проеков на иностранном языке.

Немаловажное значение при обучении научному общению на занятиях иностранного языка имеют развитие у студентов самостоятельности (Н.В. Емельянова [21] , Курбацкая Т.Б. [22], К.Г. Чикнаверова [23, 24] и др. [2532]), реализация межпредметных связей (Л.К. Сальная [5]), определяющих решение поставленных задач на качественно ином уровне, в том числе:

- повышение мотивации изучения иностранного языка и формирования профессиональных интересов;

- воспитание системного мышления исследователя, осознание своего места и роли в научном сообществе; 74

- формирование личности специалиста, обладающего социальными умениями и навыками взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений;

- воспитание ответственного отношения к делу, социальным ценностям и установкам научного коллектива, общества.

Выводы исследования. Исходя из вышеизложенного можно заключить, что научно-исследовательская деятельность является важным элементом и средством обретения будущими специалистами различных ценностей (гуманитарных, социальных и др.), знаний, навыков через освоение культуры и традиций научного сообщества. Вместе с тем, приобщение обучающихся к научно-исследовательской деятельности - это процесс сложный, требующий определения задач, содержания и подходов как практической подготовки на уроках иностранного языка, позволяющих сформировать коммуникативную компетенцию в учебно-научной и собственно научной речи, так и теоретических аспектов изучения особенностей научного стиля. Актуальным направлением в подготовке будущих специалистов является активное привлечение студентов к проектной деятельности, обеспечивающей формирование исследовательских навыков, развитие проектных компетенций и профессионально значимых качеств личности слушателей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Качнев В. И. Формирование у студентов исследовательских навыков / В. И. Качнев // Высшее образование сегодня. — 2008. — № 5. - С. 79-80.

2. Новоселова О. Ю. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения конкурентоспособности будущих специалистов / О. Ю. Новоселов //Вестник высшей школы. — 2012. — № 11. — С. 35—37.

3. Мазалецкая А. Л. Мотивация научно-исследовательской деятельности студентов вуза /А. Л. Мазалецкая //Вестник Университета (Государственный университет управления). Социология и управление персоналом. — 2011. — № 6. — С. 61—62.

4. Шашенкова Е.А. Исследовательская деятельность в условиях многоуровневого обучения: Монография / Шашенкова Е.А.; Минобрнауки РФ; АПК и ПРО ; Московский гос. ун-т технологий и управления. — М.: АПК и ПРО, 2005. — 131с.

5. Сальная Л.К. Обучение устному научному общению [Электронный ресурс] /Л.К. Сальная //Известия ЮФУ. Технические науки. — Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/v/obuchenie-ustnomu-nauchnomu-obscheniyu (дата обращения: 12.05.2018).

6. Владимирова Т.Л. Язык и стиль научного текста: учебное пособие / Т.Л. Владимирова; Национальный исследовательский Томский политехнический университет. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. — 80 с.

7. Котюрова М.П. Культура научной речи : текст и его редакти-ро вание : учеб. пособие /М.П. Котюрова, Е.А. Баже нова. — 2 е изд., перераб. и доп. — М. : Флинта : Наука,2008. — 280 с.

8. Лысова, Т. В. Культура научной и деловой речи [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Т. В. Лысова, Т. В. Попова. - М.: ФЛИНТА : Наука, 2011. -160 с. - ISBN 978-5-9765-1055-5 (ФЛИНТА), ISBN 978-502-037439-3 (Наука).

9. Научный стиль: особенности. Языковые особенности научного стиля [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fb.ru/ article/184447/nstilya (дата обращения: 12.05.2018).

10. Абрамова Н.С. Организация проектной деятельности студентов в электронном обучении [Электронный ресурс] /Н.С. Абрамова, М.Н. Гладкова, А.В. Гладков, М.М. Кутепов, А.В. Трутанова // Международный журнал экспериментального образования. — 2017. — No 6. — С. 7-11. Режим доступа: http://expeducation.ru/ru/article/ view?id=11681 (дата обращения: 12.05.2018).

11. Гвишиани Н.Б. Язык научного общения (вопросы методологии) [Текст] /Н.Б.. Гвишиани. — М.: Высшая школа, 1986. — 279с.

12. Методические рекомендации по организации проектной деятельности студентов колледжа [Текст] / сост. Т.М. Габдурахимова, С.Ф. Гильмуллина, М.А. Леванова. — Нижнекамск: ГБПОУ «Нижнекамский нефтехимический колледж», 2015. — 45 с.

13. Горбачева Н.М. Использование метода проектов для формирования конкурентоспособной и профессиональной личности обучающегося [Электронный ресурс] / Н.М. Горбачева. — Режим доступа: http://gorbachevanm.ru/wp-content/uploads/2016/11/%D0%A1%D1%8 2%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F_ 2017.pdf (дата обращения: 12.05.2018).

14. Смирнова И.Н. Организация проектной деятельности студентов в условиях нового образовательного стандарта [Электронный ресурс] / И.Н. Смирнова // Известия ВГПУ. Педагогические науки. № 4 (273), 2016. — Режим доступа: http://vuzirossii.ru/publ/organizacija_ proektnoj/15-1-0-4906 (дата обращения: 12.05.2018).

15. Картузова Т.В., Мерлина Н.И., Селиверстова Л.В. Использование некоторых элементов системы Moodle в работе со студента-

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 4(25)

педагогические науки

Газизова Альфия Ильдусовна, Самарина Наталия Владимировна, Панфилова Валентина Михайловна ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ ...

ми заочного отделения при изучении математических дисциплин // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 34-36.

16. Шурыгин В.Ю. Организация тестового контроля знаний студентов средствами ЬМЁ Moodle // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 172-174.

17. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Возможности электронной среды Moodle в привлечении абитуриентов вуза // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 13-15.

18. Гладкова М.Н., Абрамова Н.С., Кутепов М.М. Особенности профессиональной подготовки бакалавров в условиях электронного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 103-105.

19.15Абрамова Н.С. Организация проектной деятельности студентов в электронном обучении [Электронный ресурс] / Н.С. Абрамова, М.Н. Гладкова, А.В. Гладков, М.М. Кутепов, А.В. Трутанова //Международный журнал экспериментального образования. — 2017. — N0 6. — С. 7-11. Режим доступа: http://expeducation.ru/ru/article/ view?id=11681 (дата обращения: 12.05.2018).

20. Самарина Н.В., Газизова А.И. Интеграция аудиторной и дистанционной форм обучения иностранному языку в вузе [Текст] /Н.В. Самарина, А.И. Газизова. — Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. — Сборник науч.трудов: -Ялта: РИО ГПА, 2018. — Вып. 59. — Ч.2. — с.316-319.

21. Емельянова Н.В., Ларионова О.Г. Организация проектного обучения в вузе [Электронный ресурс] / Н.В. Емельянова, О.Г.Ларионова. — Режим доступа: http://brstu.ru/static/unit/journal_2/ docs/number7/70-75.pdf (дата обращения: 12.05.2018).

22. Курбацкая Т.Б. Мотивационная структура профессиональных намерений в процессе оптации и профессиональной подготовки в вузе: дисс. канд.псих.наук: 19.00.03. — Казань, 1997. — 175 с.

23. Чикнаверова К.Г. Теоретико-методологические основы развития самостоятельности у студентов в учебно-профессиональной деятельности: монография. 2 изд. [Текст]/К.Г Чикнаверова. — Ижевск: Удмуртский гос.ун-т, 2012. — 108с.

24. Чикнаверова К.Г. Самостоятельная учебная деятельность как основа развития самостоятельности обучающихся: методологический аспект отечественных исследований [Текст] / К.Г Чикнаверова. // Образование и наука. Известия УРО РАО. — 2010. — N0 4. — С. 111-118.

25. Малявина А.Н. Самостоятельная работа как обязательная составляющая формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций лингвиста-переводчика // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 52-56.

26. Третьякова Е.М. Пути повышения эффективности творческой самостоятельной работы студентов //Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4 (9). С. 111-113.

27. Сычёва М.В. Особенности организации самостоятельной познавательной деятельности студентов в учебной аудитории и вне вуза // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 140-144.

28. Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Формы самостоятельной работы студентов в электронной среде // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 43-46.

29. Железнякова Г.А. Особенности самостоятельной работы студентов при обучении иностранным языкам в неязыковом вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 41-44.

30. Арутюнов А.В., Арутюнова Г.З. «Самостоятельность» в системе рефлексивной самоорганизации в процессе изучения иностранного языка // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2013. № 1 (28). С. 253-258.

31. Колдина М.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Управление самостоятельной работой студентов вуза // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 39-42.

32. Кулагина Т.И. Модель развития познавательной самостоятельности студентов экономических специальностей в обучении иностранному языку // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 11 (160). С. 215-221.

Статья поступила в редакцию 29.10.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.