УДК 37.018.523+008:39 (571.54) ББК 74.247.1+71.083 (2 РОС-БУР)
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ СЕЛЬСКИХ УЧАЩИХСЯ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
FORMING INTELLECTUAL SKILLS OF STUDENTS OF VILLAGE SCHOOLS WITH DUE CONSIDERATION OF THEIR PERSONAL AND ETHNIC PECULIARITIES
Дугарова Туяна Цыреновна
Профессор кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета, старший научный сотрудник Центра развития образования РАО, доктор психологических наук E-mail: [email protected]
Dugarova Tuyana Ts.
Professor at the Department of Development Psychology, Moscow Pedagogical State University (MSPU), Leading research fellow at the Center for Education Development, Russian Academy of Education, ScD in Psychology E-mail: [email protected]
Эрдыниева Валентина Базаровна
Соискатель кафедры общей педагогики Бурятского государственного университета E-mail: [email protected]
Erdynieva Valentina B.
Post-graduate student, Department of General Pedagogy, Buryat State University E-mail: [email protected]
Аннотация. Формирование интеллектуальных умений сельских учащихся приобретает особую актуальность в условиях модернизации образования. В статье рассматриваются педагогические особенности этого процесса с учетом индивидуальных и этнокультурных особенностей учащихся сельских школ. Представлены к обсуждению модель и педагогические условия формирования интеллектуальных умений сельских учащихся.
Abstract. Formation of intellectual skills of those students who go to village schools becomes urgent in the conditions of modernization of education. The article discusses the pedagogical features of this process with due consideration of personal and ethnic peculiarities of those students. The model and training conditions of forming intellectual skills of the students of village schools are presented for discussion.
Ключевые слова: интеллектуальные умения, формирование интеллектуальных умений, сельские школьники, учет индивидуальных и этнокультурных особенностей, модель,
Keywords: intellectual skills, formation of intellectual skills, students of a village school, taking into consideration personal and ethnic peculiarities, model, training conditions.
педагогические условия.
Образование выполняет ключевую роль в целенаправленном формировании интеллектуальных ресурсов, ценностных ориентаций, норм, установок и стереотипов поведения населения России. Образовательная политика выделяет в качестве приоритетной цели формирование личности с развитым интеллектом как фактора роста конкурентоспособности личности, общества и государства при дальнейшем проектировании программ долгосрочного социально-экономического развития России, в том числе Федеральной целевой программы развития образования. Стратегической государственной задачей в области образования является проектирование способов подготовки учащихся с развитыми интеллектуальными способностями [1].
В Республике Бурятия особого внимания требуют сельские школы, в которых обучается 75% учащихся республики. По итогам мониторинга, проведенного Министерством образования и науки Республики Бурятия, в сельских школах уровень освоения общеобразовательных предметов на 12% ниже, чем в городских.
Как отмечают исследователи Н. Ф. Талызина и М. И. Махмутов, одной из главных причин школьной неуспеваемости является неумение учиться, несформированность интеллектуальных умений [2; 3]. Анализ литературы показывает, что под интеллектуальными умениями понимается:
• умение ориентироваться в задании, планировать и контролировать ход своей деятельности [3];
• мыслительные действия анализа, синтеза, сравнения [4];
• овладение способами, приемами, действиями на основе усвоенных знаний [2];
• умения анализа, синтеза, сравнения, вычленения существенных признаков, выявления причинно-следственных связей, классификации, систематизации [5];
• рациональные приемы осуществления основных мыслительных операций и использование их при решении познавательных задач [6] и др.
Несмотря на признание в педагогической науке и практике значения формирования интеллектуальных умений, остается недостаточно разработанной проблема целенаправленного развития данных умений, которые формируются стихийно. Данный факт находит свое отражение в недостаточном интеллектуальном развитии учащихся сельских школ, невысоком уровне сформированности интеллектуальных умений, выявленных в ходе психолого-педагогического мониторинга уровня интеллектуального и индивидуального развития учащихся городских и сельских школ Республики Бурятия. В исследовании приняли участие 603 учащихся (городские - 285 (47,3%), сельские - 318 (52,7%)) в возрасте 11-15 лет. Были использованы методика Д. Векслера, многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла, тест прогрессивных матриц Дж. Равена.
У сельских школьников 11-15 лет не наблюдается динамики развития вербального интеллекта, что свидетельствует о несформированности формально-логических операций. У сельских школьников, по сравнению с городскими, более низкий уровень вербально-логиче-ского мышления, знания сведений, усвоенных в процессе социализации (при р < 0,001). Они хуже формулируют свои мысли, строят умозаключения, выделяют наиболее существенные признаки при обобщении и классификации. У них недостаточный лексический запас.
В ответах сельских школьников преобладает конкретность мышления, что свидетельствует о низком культурном уровне, недостатках в развитии вербально-логического мышления. Можно отметить следующие особенности ответов: в частности, в задании из субтеста «Словарный» - «Объясни, что такое блеск» - многие учащиеся из сельских школ раскрывают понятия с помощью конкретного примера: «Это когда что-нибудь блестит на снегу», «Например, на одежде блестят стразы...»
При работе с сельскими учащимися необходимо учитывать данные психолого-педагогического мониторинга, такие как чрезмерная конформность, застенчивость, избегание активных умственных усилий и выработки внутреннего опыта, нерешительность при решении заданий. Для этого следует развивать личностные качества школьников (уверенность в себе, адекватную самооценку, снижение уровня тревожности).
Данные особенности свидетельствуют о сложности формирования интеллектуальных умений, обусловленной не только трудностью в успешном овладении мыслительными операциями, способами деятельности при решении различных задач, осознанностью приемов мыслительной деятельности, но и необходимостью учета этнокультурных и индивидуальных аспектов анализируемого явления.
В этой связи мы поддерживаем мнение Б. Г. Ананьева и С. Л. Рубинштейна, которые считают, что в формировании интеллектуальных умений не учитываются социальные и психологические характеристики личности, опосредующие ее интеллектуальные функции [7; 8]. Согласно исследованиям, индивидуальные качества оказывают регулирующее влияние на интеллектуальное развитие, тормозя или стимулируя его активность. Т. Ц. Дугарова считает, что если система обучения не учитывает национально-психологические особенности детей в учебном процессе, конкретный социокультурный контекст (в том числе этнокультурный), в котором рос и развивался ребенок, оригинальность региона, среды, в которой находится образовательное учреждение, то она может нанести серьезный ущерб становлению детской личности [9].
Мы полагаем, что процесс формирования интеллектуальных умений учащихся сельских школ требует создания модели, представляющей собой интегративную характеристику, состоящую из трех блоков: концептуального, содержательно-процессуального, критериально-оценочного.
I. Концептуальный блок включает следующие задачи:
• развитие познавательной активности, стремления к интеллектуальному развитию;
• формирование интеллектуальных умений и развитие познавательных процессов;
• развитие индивидуальных свойств учащихся сельских школ.
Основу модели составляет система подходов и принципов: деятельност-ный, личностно-ориентированный, культурологический подходы, принципы
природосообразности, целостности, доступности, активности, психологической комфортности, вариативности, определяющие требования к формированию интеллектуальных умений учащихся сельских школ.
II. Содержательно-процессуальный блок направлен на приобретение знаний учащимися о сущности интеллекта, интеллектуальных умений и применении при выполнении заданий. Содержательный компонент включает этапы формирования интеллектуальных умений учащихся сельских школ: диагностический, мотивацион-но-целевой, содержательно-деятельностный, оценочно-рефлексивный.
На первом - диагностическом - этапе проводится исследование уровня интеллектуального развития, мотивации и индивидуальных особенностей и анализ результатов исследования.
На мотивационно-целевом этапе основной целью является создание условий для мо-тивационной основы развития интеллекта. Могут применяться различные методы и формы обучения: совместный просмотр и обсуждение интеллектуальных передач, беседа, виртуальные экскурсии, игры и упражнения, направленные на формирование положительной мотивации к интеллектуальной деятельности, стремления к интеллектуальному развитию.
Целью содержательно-деятельностного этапа является реализация экспериментальной программы по формированию интеллектуальных умений учащихся. Учащиеся должны овладеть знаниями механизма интеллектуального развития, приемами мыслительных операций. На этом этапе применяются лекции, теоретические сведения об интеллектуальном развитии; методах и формах овладения навыками (проблемные задачи, исследовательская работа, интерактивные методы обучения). На данном этапе учащиеся принимают участие в работе факультатива, тренингов, выполняют исследовательские работы. Особое внимание следует уделить развитию универсальных учебных действий, таких как анализ, обобщение, установление закономерностей, аналогии, классификацию, рассуждения, умозаключения, формулирование выводов. На этом этапе важен учет индивидуальных, этнических особенностей, которые сказываются на качестве мыслительного процесса, на готовности учащихся преодолевать трудности, прилагать усилия.
Четвертый этап - оценочно-рефлексивный - позволяет оценить результаты собственного интеллектуального развития, формирования интеллектуальных умений. На этом этапе учащийся должен осуществлять рефлексию собственной интеллектуальной деятельности. Школьники ведут рефлексивные тетради, портфолио. Процессуальный компонент включает формы, методы, направленные на эффективное формирование интеллектуальных умений.
III. Критериально-оценочный блок состоит из следующих критериев и показателей оценки эффективности формирования интеллектуальных умений:
• мотивационные (мотивы, ценности, интересы);
• интеллектуальные (общий интеллект, интеллектуальные умения);
• индивидуальные (экстраверсия-интроверсия (межличностные контакты, открытость));
• коммуникативные (конформность, независимость);
• эмоциональные (эмоциональная устойчивость, уверенность).
Совокупность разработанных критериев позволяет оценить уровень формирования интеллектуальных умений учащихся на любом этапе обучения. В ходе структурирования модели были определены уровни сформированности интеллектуальных умений учащихся сельских школ в зависимости от степени проявления критериев и показателей: высокий, средний, низкий.
Содержательные и структурные компоненты формирования интеллектуальных умений могут развиваться при наличии определенных педагогических условий, которые включают внутренние элементы, способствующие развитию личности школьников, и внешние, обеспечивающие реализацию процессуального аспекта [10]. Выделим комплекс педагогических условий, необходимых для эффективного формирования интеллектуальных умений:
• обогащение содержания образования знанием сущности интеллектуального развития учащихся сельских школ, способствующее максимальному использованию развивающих возможностей умственной деятельности;
• активизация интеллектуальной деятельности учащихся сельских школ через поэтапное формирование интеллектуальных умений, активные методы и формы обучения;
• учет индивидуальных и этнокультурных особенностей в реализации процесса формирования интеллектуальных умений учащихся сельских школ, которые характеризуют частные психологические механизмы выполнения интеллектуальной деятельности;
• обеспечение подготовки педагога к организации процесса формирования интеллектуальных умений учащихся сельских школ по направлениям: ознакомление педагогов с фактами, механизмами и закономерностями интеллектуального развития учащихся (научному); с совокупностью способов формирования интеллектуальных умений (организационно-методическому);
• организация консультационной работы для педагогов по вопросам формирования интеллектуальных умений и индивидуального развития учащихся (консультационному).
Анализ результатов реализации модели в ходе экспериментальной работы, отслеживание изменений в формировании интеллектуальных умений учащихся сельских школ дают основание судить об эффективности разработанной модели. Необходимость целенаправленной организации формирования интеллектуальных умений с учетом индивидуальных и этнокультурных особенностей позволит обеспечить положительные преобразования мыслительной деятельности, создаст дополнительную мотивацию для интеллектуального развития учащихся.
Список литературы
1. Зиновьев А. А. Высшее образование и логика интеллекта // Альма Матер: Вестник высшей школы. - 2004. - № 5. - С. 11-13.
2. Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975. - 368 с.
3. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1998. - 288 с.
4. Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника. - М.: Педагогика, 1989. - 218 с.
5. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. - 208 с.
6. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. - М.: Просвещение, 1968. - 288 с.
7. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - СПб.: Питер, 2001. -272 с.
8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2015. - 713 с. - (Мастера психологии).
9. Дугарова Т. Ц. Кросскультурные аспекты исследования // Личность в полиэтническом пространстве. - Улан-Удэ, 2012. - С. 149-155.
10. Зверева М. В. О понятии «дидактические условия» // Новые исследования в педагогических науках. - М.: Педагогика, 1987. - С. 29-32.
11. Актуальные проблемы развития образования в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения: колл. науч. моногр. / Л. Б. Абдуллина, Р. Н. Афонина, Т. Ц. Дугарова [и др.]; под ред. В. И. Баймурзиной. - СПб., 2015. - 100 с.
12. Байбородова Л. В., Степанова Т. А. Особенности введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в сельской школе // Ярославский педагогический вестник.- 2011. - Т. 2 (Психолого-педагогические науки). - № 4. - С. 66-73.
13. Бочарова В. Г. Стратегия модернизации сельского образовательного социума // Педагогика. - 2005. - № 8. - С. 32-38.
14. Гурьянова М. П. Сельская школа и социальная педагогика: пособие для педагогов. - Минск: Амалфея, 2002. - 448 с.
15. Дугарова Т. Ц., Эрдыниева В. Б. Интеллектуально-личностное развитие подростков бурят - постановка проблемы, пути решения // Вестн. Бурятского гос. ун-та. - 2015. - № 15. - С. 101-106.
16. Зайкин М. И., Фролов И. В., Шкильменская Н. А. Технологии дифференцированного обучения в сельской школе: моногр. - Арзамас: АГПИ, 2008. - 231 с.
17. Силласте Г. Г. Сельская школа и село России в начале XXI века: моногр. / под общ. ред. Ю. В. Борисова. - М.: Центр образовательной литературы, 2003. - 502 с.
18. Цирульников А. М. Система образования в этнорегиональном и социокультурном измерениях. - СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2007. - 228 с.
References
1. Zinovyev A. A. Vysshee obrazovanie i logika intellekta. Alma Mater: Vestnik vysshey shkoly. 2004, No. 5, pp. 11-13.
2. Makhmutov M. I. Problemnoe obuchenie: osnovnye voprosy teorii. Moscow: Pedagogika, 1975. 368 p.
3. Talyzina N. F. Pedagogicheskaya psikhologiya: ucheb. posobie dlya studentov sred. ped. ucheb. zavedeniy. Moscow: Akademiya, 1998. 288 p.
4. Menchinskaya N. A. Problemy ucheniya i umstvennogo razvitiya shkolnika. Moscow: Pedagogika, 1989. 218 p.
5. Shamova T. I. Aktivizatsiya ucheniya shkolnikov. Moscow: Pedagogika, 1982. 208 p.
6. Kabanova-Meller E. N. Formirovanie priemov umstvennoy deyatelnosti i umstvennoe razvi-tie uchashchikhsya. Moscow: Prosveshchenie, 1968. 288 p.
7. Ananyev B. G. O problemakh sovremennogo chelovekoznaniya. St. Petersburg: Piter, 2001. 272 p.
8. Rubinshteyn S. L. Osnovy obshchey psikhologii. St. Petersburg: Piter, 2015. 713 p. (Mas-tera psikhologii).
9. Dugarova T. Ts. Krosskulturnye aspekty issledovaniya. Lichnost v polietnicheskom pro-stranstve. Ulan-Ude, 2012. Pp. 149-155.
10. Zvereva M. V. O ponyatii "didakticheskie usloviya". Novye issledovaniya v peda-gogicheskikh naukakh. Moscow: Pedagogika, 1987. Pp. 29-32.
11. Abdullina L. B., Afonina R. N., Dugarova T. Ts. (et al.) Aktualnye problemy razvitiya ob-razovaniya v usloviyakh realizatsii Federalnykh gosudarstvennykh obrazovatelnykh standartov novogo pokoleniya: coll. scient. monogr. St. Petersburg, 2015. 100 p.
12. Bayborodova L. V., Stepanova T. A. Osobennosti vvedeniya federalnykh gosudarst-vennykh obrazovatelnykh standartov obshchego obrazovaniya v selskoy shkole. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. 2011, Vol. 2 (Psikhologo-pedagogicheskie nauki), No. 4, pp. 66-73.
13. Bocharova V. G. Strategiya modernizatsii selskogo obrazovatelnogo sotsiuma. Peda-gogika. 2005, No. 8, pp. 32-38.
14. Guryanova M. P. Selskaya shkola i sotsialnaya pedagogika: posobie dlya pedagogov. Minsk: Amalfeya, 2002. 448 p.
15. Dugarova T. Ts., Erdynieva V. B. Intellektualno-lichnostnoe razvitie podrostkov buryat - postanovka problemy, puti resheniya. Vestn. Buryatskogo gos. un-ta. 2015, No. 15, pp. 101-106.
16. Zaykin M. I., Frolov I. V., Shkilmenskaya N. A. Tekhnologii differentsirovannogo obucheni-ya v selskoy shkole: monogr. Arzamas: AGPI, 2008. 231 p.
17. Sillaste G. G. Selskaya shkola i selo Rossii v nachale XXI veka: monogr. Moscow: Tsentr obrazovatelnoy literatury, 2003. 502 p.
18. Tsirulnikov A. M. Sistema obrazovaniya v etnoregionalnom i sotsiokulturnom izmereniyakh. St. Petersburg: Agentstvo obrazovatelnogo sotrudnichestva, 2007. 228 p.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2018, № 1