Научная статья на тему 'Детерминанты адаптации первокурсников к новым условиям жизнедеятельности'

Детерминанты адаптации первокурсников к новым условиям жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
141
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ (ДИДАКТИЧЕСКАЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ / БЫТОВАЯ) АДАПТАЦИЯ / ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ АДАПТАЦИИ / СТУДЕНЧЕСТВО / ОБЩЕЖИТИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вальтеран Е. В., Крылова М. А., Хван В. В.

В статье основное содержание процесса адаптации студентов к новым условиям жизнедеятельности, раскрывается как освоение ими учебно-профессиональной деятельности (дидактическая адаптация); новой системы межличностных отношений в вузе и в общежитии (коммуни­кативная адаптация); приспособление (приспосабливание) к новым условиям проживания в общежитии (бытовая адаптация). Отмечается, что в целом, течение адаптационного процесса зависит от субъективных и объективных факторов – от индивидуальных особенностей первокурсников и особенностей среды. Факторы адаптации раскрываются, как условия организации разноплановой деятельности по оптимизации адаптационного процесса студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вальтеран Е. В., Крылова М. А., Хван В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детерминанты адаптации первокурсников к новым условиям жизнедеятельности»

ДЕТЕРМИНАНТЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ1

© Вальтеран Е.В.*, Крылова М.А.*, Хван В.В.*

Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»,

г. Москва

Тверской государственный университет, г. Тверь

В статье основное содержание процесса адаптации студентов к новым условиям жизнедеятельности, раскрывается как освоение ими учебно-профессиональной деятельности (дидактическая адаптация); новой системы межличностных отношений в вузе и в общежитии (коммуникативная адаптация); приспособление (приспосабливание) к новым условиям проживания в общежитии (бытовая адаптация). Отмечается, что в целом, течение адаптационного процесса зависит от субъективных и объективных факторов - от индивидуальных особенностей первокурсников и особенностей среды.

Факторы адаптации раскрываются, как условия организации разноплановой деятельности по оптимизации адаптационного процесса студентов.

Ключевые слова: социально-психологическая (дидактическая, коммуникативная, бытовая) адаптация, объективные и субъективные факторы адаптации, студенчество, общежитие.

Адаптация студентов к новым условиям жизнедеятельности - неотъемлемое звено образовательного процесса в ВУЗе. По мнению учёных, оно является своеобразным научным перекрёстком, где скрещиваются магистральные направления изучения ведущих фундаментальных проблем психологии, педагогики, социологии.

К пониманию сущности адаптации человека к новым условиям существует два подхода: «узкое понимание адаптация - подчинение индивида практически не зависящей от него среде. При этом она трактуется, как непосредственное окружение индивида, ограниченное в пространстве и во времени; широкое понимание адаптации - единство противоположно направленных процессов аккомодации и ассимиляции. Аккомодация обеспечивает действие субъекта в соответствии со свойствами среды. Ассимиляция изменяет те или иные компоненты этой среды включая их в схемы поведения субъекта» [2, с. 102].

1 Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации, регистрационный номер 10.7081.2013.

* Психолог, кандидат психологических наук, доцент.

* Доцент кафедры Педагогики и психологии начального образования Тверского государственного университета, кандидат психологических наук, доцент.

" Проректор по развитию общежитий и связей со странами СНГ Национального исследовательского технологического университета «МИСиС».

С нашей точки зрения, в исследовании особенностей адаптации студенческой молодёжи приемлемо и узкое и широкое понимание адаптации, поскольку она может протекать в приспособительной форме и в форме активного овладения новыми условиями и видами деятельности.

Материалы теоретического анализа психолого-педагогической литературы позволяют считать, что адаптация - это «сложный, динамический, многоуровневый, многосторонний, психофизиологический, физиологический, социально - психологический процесс, при благоприятном течении которого личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свои основные социальные потребности, в полной мере идёт на встречу тем ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояние эмоционального благополучия и свободного выражения своих творческих способностей» [3, с. 18].

Тем самым происходит не только взаимосвязь личности с широким кругом внешних обстоятельств, но и её саморазвитие, становление на новой основе личностных качеств.

Адаптация - процесс непрерывный, так как не прекращается ни на один день, изменчивый, так как в течение одного дня человеку приходится проявлять активность в различных сферах: в деятельности, в общении, в самосознании.

«В сфере деятельности адаптация означает освоение нового её вида.

В сфере общения расширение его круга, включение непривычных способов его осуществления.

В сфере самосознания - признание тех необходимых изменений, которые происходят в самосознании личности в процессе освоения новых видов деятельности и общения» [1, с. 27].

Исходя из этих теоретических положений, основное содержание процесса адаптации студентов к новым условиям жизнедеятельности можно определить, как:

- освоение учебно-профессиональной деятельности (дидактическая адаптация);

- новой системы межличностных отношений в вузе и в общежитии (социальная адаптация);

- приспособление (приспосабливание) к новым условиям быта (бытовая адаптация).

Несмотря на разграничения в психолого-педагогических исследованиях вышеперечисленных видов адаптации первокурсников, они тесно взаимосвязаны. Так, наличие бытовых проблем у студентов может быть существенной помехой в их адаптации к условиям обучения. А трудности межличностных отношений в общежитии - причиной возникновения бытовых проблем.

Для исследования особенностей адаптации первокурсников, проживающих в общежитии Национального исследовательского технологического

университета «МИСиС», а также возможных причин и последствий их дезадаптации, сотрудниками студенческого городка было проведено анкетирование. Студентам предлагалось ответить на вопросы, затрагивающие осо-бенностиих физического и эмоционального состояния, специфику взаимоотношений, отношений к учебному процессу, к организации внеучебной деятельности, к условиям проживания в общежитии. Подобное расширение тематики вопросов анкеты, было обусловлено необходимостью проведения детального анализа адаптационного процесса студентов.

Опираясь на полученные результаты, сопоставляя показатели социально-психологической адаптации, можно заключить, что самой сложной для первокурсников является адаптация к новым условиям обучения в вузе (дидактическая адаптация).

Таблица 1

Уровни адаптации первокурсников

Уровни адаптации Физиологическая Адаптация к обучения в вузе Адаптация к новой системе межличностных отношений Адаптация к условиям проживания в общежитии

Высокий 39,4 12,1 59,2 52,6

Средний 59,2 76,1 39,7 46

Низкий 1,4 11,8 1,1 1,4

Тем не менее, в целом, результативность социально-психологической адаптации студентов к новым условиям, зависит не только от успешности / неуспешности освоения ими учебно-профессиональной деятельности, но и от характера их межличностных отношений с окружающими, от умения эффективно решать бытовые проблемы.

Проводя анализ показателей социально-психологической адаптации юношей и девушек первого курса, ранжируя субъективные и объективные причины их дезадаптации, можно утверждать, что результативность адаптации студентов зависит от двух групп факторов - от индивидуальных психологических особенностей первокурсников и особенностей среды.

Характеризуя субъективные факторы социально-психологической адаптации студентов мы выявили, чтов первую очередь течение дидактической адаптации зависит от учебно-профессиональной мотивации первокурсников, от их отношения к выбранной специальности, от уровня довузовской подготовки, от специфики их самоорганизации.

Коммуникативная адаптации определяется наличием у первокурсников потребностей в установлении и расширении межличностных контактов, наличием умений и навыков, личностных качеств, необходимых для эффективной коммуникации и взаимодействия с одногруппниками и соседями по комнате, с преподавателями ВУЗа и администрацией общежития.

Бытовая адаптации зависит от умения студентов самостоятельно и эффективно решать бытовые проблемы, от отсутствия материальных затруднений.

Интегративными признаками благоприятной социально-психологической адаптации первокурсников является их благополучное эмоциональное состояние, отсутствие тревожности, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, социальная активность, удовлетворённость новыми условиями обучения и воспитания в вузе, проживания в общежитии.

Таблица 2

Объективные и субъективные факторы социально-психологической адаптации первокурсников

Объективные факторы Социально-психологическая адаптация Субъективные факторы

специфика организация образовательного процесса Адаптация к новым условиям обучения в вузе (дидактическая) доминирующая мотивация обучения отношение к выбранной специальности Благоприятное эмоциональное состояние, отсутствие тревожности, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, социальная активность удовлетворённость новыми условиями обучения и воспитания в вузе, проживания в общежитии

качество образовательного процесса уровень довузовской подготовки

специфика организация внеучеб-ной деятельности в вузе уровень сформированности учебных умений и навыков особенности самоорганизации

качество организации внеучебной деятельности в вузе уровень сформированности учебных умений и навыков особенности самоорганизации

социально-психологический климат учебной группы Адаптация к новой системе межличностных отношений наличие потребности в общении

личностные особенности преподавателей и администраторов в общежитии, одногруппников соседей по комнате в общежитии социально-психологический климат в комнате общежития уровень сформированности коммуникативных навыков и умений удовлетворённость характером межличностных отношений

материально-технические и санитарные условия проживания в общежитии Адаптация к новым условиям проживания (бытовая адаптация) умение самостоятельно и эффективно решать бытовые проблемы

материально-технические и санитарные условия проживания в комнате качество услуг по оказанию помощи студентам в решении бытовых проблем организация внеуч. деятельности студентов в общежитии вуза отсутствие материальных проблем

К объективным (средовым) факторам, определяющим результативность социально-психологической адаптации студентов относятся:

- специфика и качество организации образовательного процесса в вузе, организации внеучебной деятельности в нём;

- социально-психологический климат учебной группы, комнаты общежития;

- индивидуальные личностные особенности преподавателей вуза, администраторов общежития, одногруппников и соседей по комнате;

- материально-техническое и санитарное состояние общежития и комнаты, наличие условий для оперативного решения бытовых проблем (см. табл. 2).

Учёт субъективных и объективных факторов успешной адаптации (и как следствие, причин возможной дезадаптации) первокурсников к новым условиям жизнедеятельности, является основой организации разноплановой деятельности по оптимизации данного процесса.

Список литературы:

1. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. - М.: Изд-во МГУ 1990. - 135 с.

2. Глоточкин А.Д. О личностной, социально-психологической адаптации // Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания в школе и в вузе. - Тверь, 1994. - С. 102-105.

3. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности (Формы, механизмы и стратегии). - Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1988. -262 с.

СЕМАНТИКА ВРЕМЕНИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРОФЕССИЙ ТИПОВ «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК» И «ЧЕЛОВЕК-ЗНАК»)

© Денисова Т.Н.*

Вологодский государственный педагогический университет, г. Вологда

В статье представлены результаты семантического оценивания времени студентами первых и выпускных курсов и аналогичными специалистами типов профессий «Человек-человек» и «Человек-знак». Показано, что оценки студентов выпускных курсов более всего схожи с оценками соответствующих специалистов-профессионалов. Сделан вывод о том, что к концу обучения в вузе у студентов формируются профессиональные семантические пространства времени.

Ключевые слова время, образ мира, семантика, тип профессии.

Проблеме развития личности специалиста, формирования профессионального самосознания в период профессионального обучения в вузе посвящено много фундаментальных и прикладных исследования. Говоря о формирова-

* Старший научный сотрудник кафедры Психологии, кандидат психологических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.