Научная статья на тему 'Адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья к обучению в вузе'

Адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья к обучению в вузе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2037
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / СТУДЕНТ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / STUDENT WITH DISABILITIES / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / INTEGRATED STUDY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шувалова Ирина Николаевна, Богинская Юлия Валерьевна

В статье рассмотрены аспекты адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения в вузе. Процесс адаптации студентов предлагается подразделять на три основных компонента: пространственный, образовательный и социально-психологический. Несмотря на взаимосвязь выделенных компонентов, социально-психологический представляется наиболее значимым, так как на основе социального восприятия лиц с инвалидностью формируются мероприятия по адаптационной деятельности данной категории в системе вуза. Обоснована необходимость создания базы данных, учитывающих потребности студентов с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шувалова Ирина Николаевна, Богинская Юлия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation of students with disabilities to studying at university

The article discusses aspects of students with disabilities adaptation in the learning process at the university. The adaptive process is supposed to be divided into three main components: spatial, educational and socio-psychological. Despite the correlation of mentioned components, socio-psychological is considered to be the most significant as on the basis of social perception of people with disabilities, the adaptive activities are formed for such kind of students in learning process of university. It is grounded to create the necessary database that will consider needs of students with disabilities.

Текст научной работы на тему «Адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья к обучению в вузе»

И. Н. Шувалова, Ю. В. Боги некая

УДК 37.062-056.26

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

И нтегрированное обучение предполагает модификацию педагогического процесса с учётом специфических потребностей инвалидов и создания специальных образовательных условий; наличие в учреждениях службы, отвечающей за организацию и проведение мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации. Базовым документом при организации реабилитации инвалидов в учреждениях профобразования является индивидуальная программа реабилитации студентов с ограниченными возможностями здоровья. Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) рассматривается как комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, представляющих собой совокупность медицинских, психологических, педагогических, образовательных и социально-экономических мер социальной защиты.

На данный момент в Гуманитарно-педагогической академии в г. Ялте обучается 70 человек, 81,4 % - с инвалидностью, 18,6 % -с ограниченными возможностями здоровья, из общего числа студентов - 34,3% - инвалиды с детства. Студенты имеют возможность получить высшее образование по специальностям: информатика, математика, история, украинский и английский языки, изобразительное искусство, социальная педагогика и психология. За студентами закрепляются преподаватели, тьюторы и студенты-волонтёры, которые помогают молодёжи с ограниченными возможностями здоровья прини-

мать участие в мероприятиях, разбираться в изучении новых тем, ездить на экскурсии и т. п.

Из года в год, на начальном этапе обучения первокурсники сталкиваются с целым комплексом социальных и психологических проблем: новые условия проживания, новые условия обучения, большой объём информации, необходимость затрачивать много времени и энергии для решения учебных задач.

В академии проведено анкетирование и интервьюирование студентов-инвалидов, интегрированных в среду общения со здоровыми студентами, с целью выявления потребностей и их адаптации в учебный процесс. Задачей исследования является выявление факторов-стрессоров, затрудняющих процессы адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья к обучению в вузе.

Все анкетируемые студенты-инвалиды выражали желание в установлении глубоких, постоянных связей со студентами-неинвалидами. Однако узкий круг общения, трудности в контактах, отсутствие умения общаться, что связано с развитием человека в условиях инвалидности, оставляют этот мотив нереализованным. Большинство инвалидов, став студентами вуза с интегрированной формой обучения, испытывают психологический барьер общения. Необходимость контактировать в такой ситуации вызывает у них психологический стресс, на фоне которого происходит углубление проблем общения, возможно появление фобий, формирование неадекватного стиля поведения.

На наличие психологического барьера при общении со здоровыми студентами указали 52,5 % первокурсников с ограниченными возможностями; 59 % из них отметили страх быть непонятым, а 41 % - страх быть отвергнутым. Однако уже к третьему курсу интегрированного обучения этот процент снижается почти вдвое. Оценивая степень своей удовлетворённости взаимодействием с участниками образовательного процесса, студенты преимущественно удовлетворены взаимоотношениями с преподавателями (87,9 % респондентов), кураторами (80, 7%) и между

студентами (89,4 %). Исследования студентов с ограниченными возможностями здоровья выявили эмоциональную дезадаптацию. К основным причинам повышенного эмоционального напряжения можно отнести недостаточные коммуникативные навыки, повышенную тревожность, низкую школьную подготовку и самооценку.

Данные анкетирования студентов-инвалидов свидетельствуют о том, что они удовлетворены качеством образовательного процесса и взаимоотношениями с преподавательским составом. Оценивая степень удовлетворённости организацией учебного процесса, большинство студентов (74,7 %) считают достаточным уровень доступности учебной и методической литературы в библиотеке, 69,8 % устраивает расписание занятий, 90,4 % довольны качеством чтения лекция, 59,3 % удовлетворены материально-техническим оснащением аудиторий. Тем не менее, среди общего числа студентов 30,1 % считают, что материально-техническое оснащение аудиторий не соответствует их потребностям.

Среди студентов, проживающих в общежитии, лишь 58,7 % удовлетворены условиями проживания (санитарное состояние кухни, санузла и его оборудования, состояние комнат и организация быта в общежитии).

В то же время наблюдается ряд стрессоров, присущих процессу социальной адаптации студентов-инвалидов к условиям вуза. Так, в результате интервьюирования студентов-инвалидов было выявлено, что данная категория испытывает трудности в связи с пространственными барьерами, обусловленными отсутствием средств доступности: пандусов, лифтов; наличием высоких лестниц, порогов, узких дверных проемов и т. п. и организационными барьерами: отсутствием медицинских комнат в учебных корпусах.

Результаты анкетного опроса студентов с ограниченными возможностями демонстрируют относительно благоприятный уровень адаптированности в социальном аспекте, что подтверждается положительным отношением к совместному обучению, отсутствием нега-

тивного отношения со стороны однокурсников и преподавателей вуза.

Анализ анкет показал, что 49,4 % студентов отмечают, что психолого-педагогическая помощь в учебном заведении организована на достаточном уровне, 50,6 % респондентов не удовлетворены оказанием данного вида помощи. Респонденты отмечали (52,7 %), что при возникновении трудностей однокурсники помогают им справиться с возникшими проблемами. По данным анкетирования студентов с ограниченными возможностями, здоровые студенты, не проявляют к ним негативного отношения в процессе учёбы (90,4 %). Случаи отказа от выполнения совместных заданий с инвалидами в учебном процессе имеют низкие показатели (2,1 %).

Анализируя результаты интервьюирования здоровых студентов, обучающихся вместе с инвалидами, можно утверждать о лояльности студентов по отношению к однокурсникам-инвалидам. Результаты интервьюирования позволили выявить негативные характеристики, присущие студентам-инвалидам: неуверенность в себе, закомплексованность, скрытность, неспособность к самообслуживанию, зависимость от других, недружелюбие (ранжирование в порядке убывания). Вместе с этим, респонденты отмечают и положительные стороны инвалидов: усердие, трудолюбие, ответственность, отзывчивость, стремление к общению, сила воли, высокое терпение. Социометрический опрос студенческих групп подтвердил наличие социальной дистанции между студентами-инвалидами и их однокурсниками в неформальных сферах жизнедеятельности.

Результаты опроса здоровых студентов демонстрируют неготовность к совместному обучению с инвалидами. Выявлено, что большинство студентов нейтрально относятся к нахождению в совместном коллективе с инвалидами (51,5 %); доля респондентов, выступающих в пользу сегрегации (25,25 %) и инклюзии (23,25 %) имеет приблизительно равные показатели.

Практический опыт авторов статьи позволяет сделать вывод, что не только инвали-

дам нужно адаптироваться к «здоровому» обществу, но и здоровым людям следует учиться преодолевать свои комплексы и предрассудки по отношению к инвалидам.

Образовательно-реабилитационная среда не является неким застывшим пространством. Очевидно, что по мере возникновения тех или иных проблем в ходе обучения инвалидов, изменений в правовых документах, регламентирующих различные аспекты социальной защиты, включая образование инвалидов, потребуется поиск адекватных решений актуальных вопросов совершенствования среды.

Медицинская реабилитация как составная часть комплексного процесса реабилитации инвалида в учебном заведении, обеспечивает восстановление или компенсацию имеющихся функциональных нарушений. Она включает восстановительную терапию, обеспечение техническими средствами медицинской реабилитации. В процессе обучения инвалиды должны приобрести устойчивые навыки в формировании здоровья и поддержания его резервов, социально-бытовую адаптацию и интеграцию в открытый рынок труда. Опрос студентов показал, что большинство (96,4 %) желает получать медицинские услуги, среди которых лечебный массаж (51,8 % респондентов), лечебная физическая культура (30,1 %), ландшафто-терапия (36,1 %), механотерапия (27,7 %), терренкур (26,5 %), физиопроцедуры (18,1 %), фитотерапия (15,6 %), ароматерапия (15,6 %), ингаляции (7,2 %).

В региональном центре высшего образования инвалидов оборудованы кабинеты, реализующие программу медицинской реабилитации студента-инвалида. Отделение медицинской реабилитации выполняет следующие функции: реализует соответствующие разделы ИПР; проводит восстановительное лечение и осуществляет контроль за его этапами, включая физиотерапию, лечебную физкультуру, механотерапию, массаж, психотерапию, диетотерапию; традиционные и народные методы лечения: гомеопатия, арома-фитотерапия и др., что в свою очередь облег-

чает процесс адаптации студентов, повышает функциональные резервы организма студентов.

Программа адаптационного курса, разработанная в центре, для студентов-первокурсников из числа инвалидов предусматривает получение студентами-инвалидами знаний, умений и навыков, позволяющих облегчить процесс адаптации студентов-инвалидов к учебной, социальной, профессиональной и экономической жизнедеятельности на начальном этапе обучения.

Начинается адаптация студентов-инвалидов с анкетирования, которое выявляет уровень самостоятельности последних. Затем на основании анкет первокурсников разделяют на небольшие группы, для которых составляются специальные программы адаптационного курса. Программа предусматривает отработку именно тех умений и навыков, которых недостаточно у данной группы студентов. Во время адаптационного курса студенты знакомятся с городом и районом проживания и обучения, отрабатывают маршруты до социально значимых объектов (аптека, почта, магазин, поликлиника, банк), учатся правильно работать с учебной литературой и др.

По окончании курса проводится анализ, рассматриваются предложения студентов по совершенствованию данной работы, делаются выводы, намечаются перспективы деятельности. Отзывы студентов по итогам адаптационного курса показывают, что данная работа востребована, имеет свой положительный результат: все первокурсники знакомы с правилами внутреннего распорядка в академии и общежитии; легко ориентируются в помещениях общежития и академии; владеют навыками прохождения наиболее часто востребованных маршрутов; знакомы с инфраструктурой района проживания и расположением мест социального назначения; имеют представление об особенностях учебного процесса (лекционно-практическая форма обучения); правильно работают с учебной литературой, подбирают дополнительную учебную литературу; умеют пользоваться

средствами реабилитации в учебной деятельности. Практика показывает, что студенты, прошедшие курс адаптации, более подготовлены к учебному процессу.

Процесс социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья к условиям вуза требует комплексного подхода, однако, в узком смысле можно предложить следующую модель процесса социальной адаптации данной группы: адаптация к физическому пространству (пространственный компонент); адаптация к образовательному процессу (образовательный компонент); социально-психологическая адаптация к среде однокурсников и преподавательского состава (социально-психологический компонент).

Доминирующее значение отдаётся социально-психологическому аспекту адаптации. Это обусловлено тем, что именно в социально-психологическом ключе формируется модель инвалидности, на основе которой базируются формы взаимодействия людей без отклонений в здоровье и инвалидов, а также адаптационные стратегии в отношении данной категории. При этом существует тесная взаимосвязь выделенных компонентов в процессе адаптации - пространственного, образовательного и социально -психологического.

На основе рассмотренного материала, можем сделать следующие выводы:

1. Процесс адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья к условиям вуза предлагается подразделять на три основных компонента: пространственный, образовательный и социально-психологический. Несмотря на взаимосвязь выделенных компонентов, социально-психологический представляется наиболее значимым, так как на основе социального восприятия лиц с инвалидностью формируются мероприятия по адаптационной деятельности данной категории в системе вуза.

2. К числу основных факторов-стрессоров в процессе адаптации студентов с инвалидностью к условиям вуза относятся барьеры среды: низкая степень доступности

пространства и организации среды жизнедеятельности, а также социальные барьеры, обусловленные отличием образа жизни инвалидов и их сверстников.

3. Необходимо создание базы данных, учитывающих потребности студентов с ограниченными возможностями здоровья, что позволит целенаправленно совершенствовать мероприятия по адаптации студентов к обучению в вузе.

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены аспекты адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения в вузе. Процесс адаптации студентов предлагается подразделять на три основных компонента: пространственный, образовательный и социально-психологический. Несмотря на взаимосвязь выделенных компонентов, социально-психологический представляется наиболее значимым, так как на основе социального восприятия лиц с инвалидностью формируются мероприятия по адаптационной деятельности данной категории в системе вуза. Обоснована необходимость создания базы данных, учитывающих потребности студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: адаптация, студент с ограниченными возможностями здоровья, интегрированное обучение.

SUMMARY

The article discusses aspects of students with disabilities adaptation in the learning process at the university. The adaptive process is supposed to be divided into three main components: spatial, educational and socio-psychological. Despite the correlation of mentioned components, socio-psychological is considered to be the most significant as on the basis of social perception of people with disabilities, the adaptive activities are formed for such kind of students in learning process of university. It is grounded to create the necessary database that will consider needs of students with disabilities.

Key words: adaptation, student with disabilities, integrated study.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акатов Л. И. Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. - М.: Просвещение, 2002. - 276 с.

2. Алехина С. В., Вачков И. В. Методологические подходы к психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного процесса в образовании // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 5. - С. 97 -104.

3. Васин С. А., Голодец О. Ю., Бесфамильная С. В. Инвалиды в России: причины и динамика инвалидности, противоречия и перспективы социальной политики. - М.: РОССПЭН, 1999. - 368 с.

4. Воронина Л. Н. Адаптация первокурсников: проблемы и тенденции // Университетское управление. - 2001. - № 4 (19). - С. 65-69.

5. Дмитриев А. В. Проблемы инвалидов. - СПб.: Питер, 2004. - 245 с.

6. Добровольская Т. А., Шабалина Н. Б. Социально-психологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых // Социологические исслед. - 1993. - № 1. -С. 62-67.

7. Кантор В. З. Отношение студенческой молодёжи к инвалидам по зрению как детерминирующий фактор их социально-психологической адаптации в условиях вузовского образования // Проблемы социально-психологической и профессиональной адаптации студентов и аспирантов с нарушенным зрением в современном вузе. - СПб, 2000. -С. 20-27.

8. Кинелев С. В. Адаптация личности как социальное явление: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - 1978. - 24 с.

9. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация. Механизмы и стратегии. 2-е изд. - М.: Эксмо, 2010. - 368 с.

10. Пейсахов Н. М. Психологические и психофизиологические особенности студентов. - Казань, 1977. - 243 с.

11. Ромм М. В. Адаптация личности в социуме. Теоретико-методологический аспект. - Новосибирск: Наука, 2002. - 200 с.

12. Советова О. С. Инновации: трудности и возможности адаптации. - СПб., 2004. - 254 с.

13. Erante T. Professional fields and truth regimes: In search of alternative approaches // Comparative Sociology. - 2010. -№ 9. - p. 843-886.

14. Eurdenson J. S. Recognizing and Utilizing Expertise in Work Groups: A Status Characteristics Perspective // Administrative Science Quarterly. - 2003. - V. 48. - N. 4, - p. 557-591.

15. Evetts J. Organizational and occupational professionalism: The legacies of Weber and Durkheim for knowledge society // Sociological essays for a global society: cultural change, social problems and knowledge society. - Zaragoza: Prenas Universitarias de Zaragoza. - 2006. - p. 61-79

16. Saks M. Analyzing the professions: The case for the Neo-Weberian approach // Comparative Sociology. - 2010. - № 9. -p. 887-915.

С. В. Худякова

УДК: 377.12

СОВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКИЙ САД КАК ИННОВАЦИОННАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ИНТЕГРАТИВНОГО ТИПА

«Всё - и самое большое, и самое малое так должно быть приложено между собой и соединено, чтобы образовать единое целое».

Я. А. Коменский

О начале третьего тысячелетия углубляются и ускоряются мировые социально-экономические, политические, социокультурные процессы, которые определяют развитие человечества на современном этапе его жизнедеятельности. Глобальные общественные изменения носят систематический, быстрый, необратимый характер. Они обусловлены научно-техническим прогрессом, информатизацией и компьютеризацией, демократизацией жизни в большинстве стран. В этих условиях именно дошкольное образование оказывает влияние на развитие личности и общества в целом.

В связи с преобразованиями, произошедшими в современном обществе, детский сад стал представлять собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений, ориентированную на потребности общества и предоставляющую разнообразный спектр образовательных услуг с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.