Научная статья на тему 'Социально-психологическая адаптация студентов с ограниченными возможностями'

Социально-психологическая адаптация студентов с ограниченными возможностями Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2445
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / STUDENTS WITH DISABILITIES / ADAPTATION / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL FACTORS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гусева В.Ю., Тихонова А.О.

В статье раскрываются проблемы адаптации студентов с ограниченными возможностями, уделяется внимание социально-психологическим факторам адаптации таких студентов к условиям вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION STUDENTS WITH DISABILITIES

The article reveals the problem of adaptation of students with disabilities, attention is paid to social and psychological factors of adaptation to the conditions of high school students.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая адаптация студентов с ограниченными возможностями»

УДК 159.9.316.6 ББК Ю9

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

В.Ю. ГУСЕВА, ГБОУВПО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия А.О. ТИХОНОВА, ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия

e-mail: Ejik-ypoloskyn@mail.ru

Аннотация

В статье раскрываются проблемы адаптации студентов с ограниченными возможностями, уделяется внимание социально-психологическим факторам адаптации таких студентов к условиям вуза.

Ключевые слова: студенты с ограниченными возможностями, адаптация, социально-психологические факторы.

Актуальность. На данный момент в столице России проживает около 1 миллиона 200 тысяч инвалидов, из которых, примерно 27 тысяч - это дети-инвалиды. К сожалению, их число с каждым годом увеличивается.

"Инвалид" - это человек, не способный сам обеспечить собственные потребности социальной и личной жизни из-за приобретенных или врожденных недостатков умственных или физических возможностей. Об этом гласит Декларация, о правах инвалидов (ООН, 1975 год).

Термин, "дети с ограниченными возможностями" используется во многих странах чаще, чем термин "инвалид". Это объясняется тем, что термин "инвалид", по мнению большинства, дискриминирует права граждан, которые обладают нестандартной внешностью и ограниченными возможностями. Именно поэтому данный термин вышел из обихода.

Чтобы адаптация детей, с ограниченными возможностями в социуме прошла успешно и с нормальным уровнем тревожности, общество должно создавать максимально благоприятные условия среды для нормальной жизнедеятельности детей, с ограниченными возможностями [6, 7, 9, 13, 20, 21, 22, 23]. Важным и первостепенным условием является то, что такая среда должна способствовать самореализации, развитию и организации жизнедеятельности детей-инвалидов конкретно в их возрасте. Процесс становления личности является очень сложной проблемой и имеет круг проблем, которые препятствуют социализации детей с ограниченными возможностями. Именно поэтому необходима точная, и

согласованная работа всех участников, которые взаимодействуют с детьми-инвалидами, чтобы такие дети смогли получить полноценное образование, опыт и иметь перспективы в будущем. "Социально-психологический ареал" вокруг такого ребенка состоит из его родителей, ближайших родственников, медицинских работников, педагогов, психологов и социальных работников. Только тогда можно помочь интеграции ребенка с ограниченными возможностями в общество [4].

Многие факторы затрудняют реализацию в обществе ребенка, с ограниченными возможностями. Поэтому дети-инвалиды должны актуализировать различные способы совладания с жизненными ситуациями, чтобы снизить стрессогенность и сохранить психическое здоровье [3, 17].

Студенты с ограниченными возможностями должны идти по жизни с девизом "Жить инвалидом, но не быть им". Именно эта цель является главнейшей в работе с такими детьми.

Чтобы достигнуть этой цели, необходимо выполнение педагогическим коллективом ряда задач. К ним относятся:

- обеспечение в создании психологического комфорта для обучения и становления студента как личности;

- помощь студенту в адаптации в обществе, саморазвитии и самореализации во время обучения [8, 11];

- обеспечение защиты личного пространства студента-инвалида;

- необходимость установления связей между местом обучения и семьей, то есть между новым, неизвестным социумом и уже привычным для студента кругом общения.

Адаптация студентов-инвалидов к обществу обладает своими специфическими

особенностями. Они заключаются в том, что такие дети имеют особые потребности. Их необходимо удовлетворять, чтобы дети-инвалиды в обучении имели равные возможности со здоровыми детьми. На сегодняшний день имеется новый подход к термину "инвалидность", соответствующий в большей степени конвенции ООН о правах инвалидов. В соответствии этому подходу, исполнение прав людей с ограниченными возможностями рассматривается с точки зрения структуры самого общества. Для этого, предельно учитываются потребности и особенности этих людей. Иными словами, создается особая среда для обучения студентов-инвалидов, которая учитывает все их специфические потребности.

Такая среда обеспечивает студентам с ограниченными возможностями программу реабилитации, которая для каждого устанавливается индивидуально,

здравоохранение, проведение своевременной медицинской экспертизы, обеспечение благоприятными жилищными условиями, беспрепятственное общение и т.д.

Исходя из выделенных элементов, определяются средства и методы адаптации. Например, внедряется особая форма обучения, в которую входит создание пособий, дидактических материалов, специальных учебных программ, которые учитывают специфические потребности детей-инвалидов. Также в социально-психологической сфере применяются социальные технологии, психологическое консультирование и сопровождение. Очень часто проблема адаптации инвалидов в социуме, ошибочно рассматривается лишь в одном направлении, хотя более правильным, и эффективным в отношении решения данной проблемы было бы рассматривать ее в объединении нескольких видов социальной адаптации, так как человек функционирует во всем многообразии условий среды. Также, очень важное значение для студентов-инвалидов имеет социально-психологический компонент. Этот компонент значительно влияет на взаимоотношения лиц с ограниченными возможностями и здоровых людей, а значит, он влияет на их взаимную адаптацию.

Другие зарубежные авторы, такие как Д. Холл и Т. Тинклин также выделяют ряд

проблем, которые следует учитывать вузам при обучении студентов с инвалидностью. Особо выделяют недостаток специализированных средств, в ходе обучения для инвалидов по слуху, например, отсутствие аудиоматериалов, лексических программных средств и др. Недостатком является так же недоступность учебных помещений или, как отмечалось ранее, отстраненность общества от студентов-инвалидов. Немало важным недостатком является неумение преподавателей

взаимодействовать с такими студентами во время обучения. По мнению авторов, отдельной проблемой, требующей особого внимания, является ограничения выбора профессий при поступлении в вуз. Студенты с ограничениями по здоровью, почти всегда опираются на свои объективные возможности в выбранной профессии, а не на личные предпочтения. Это приводит к тому, что такой выпускник в дальнейшем будет испытывать трудности не только в социальной, но и в профессиональной адаптации [19].

В системе вузов существуют различные стрессоры. Например, недоступность высшего учебного заведения, преимущественно, для студентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата вызвана наличием пространственных стрессоров. Как отмечают Соболева Е.В., Шумакова О.А., Батуева С.В., успешная адаптация в пространственном аспекте связана с условиями среды, в то время как, в образовательном и социально-психологическом аспектах, она во многом зависит от самого индивида, особенно от личностных ресурсов психологических, профессиональных и физических [2, 10, 14].

Отсутствие условий в пространственном аспекте, делает студентов-инвалидов зависимыми от близких людей, с помощью которых они посещают занятия, либо вообще отказываются от обучения, если нет возможности помогать студенту. Поэтому, особенно необходимо введение

соответствующих мер по обеспечению доступности пространства, технического оснащения и обустройства "безбарьерной среды". В противном случае, физические препятствия могут усугубить социальные. Прав и Шестопалов Ю.П., который указывает на то, что необходимо "разбудить" общество, чтобы сформировать понимание проблем

инвалидности. И одновременно ввести жесткие

требования организации среды для людей, с ограниченными возможностями [21].

Таким образом, многообразие факторов, преимущественно социальная их

обусловленность, реформирование систем здравоохранения и образования определяют необходимость комплексного подхода к коррекции и устранению основных факторов риска [5, 12].

В первую очередь, организация работы со студентами-инвалидами требует

квалифицированного преподавательского

состава, способного повышать свою квалификацию в системе непрерывного образования [15]. Преподаватель при работе со студентами-инвалидами должен обладать такими компетенциями как: социально-личностные, общенаучные, инструментальные и личностным потенциалом, позволяющим работать с нетипичными студентами [16]. На сегодняшний день только в некоторых городах имеются высшие учебные заведения, которые накопили опыт высшего образования людей с ограничениями по здоровью. Это, например, Москва, Саратов, Санкт-Петербург, Челябинск, Владимир. Однако, не все студенты из отдаленных регионов страны могут преодолеть финансовые и организационные сложности, чтобы поступить в вуз для получения высшего образования.

Во-вторых, подготовка вузов для обучения инвалидов с нарушениями слуха, зрения, речи требует применения специальных технологий. В настоящее время происходит внедрение различных информационно-коммуникативных, мультимедийных, и интерактивных технологий. Это способствует улучшению обучения студентов с ограниченными возможностями.

Таким образом, можно сделать вывод, что в современных исследованиях отечественных и зарубежных авторов отражаются наиболее важные вопросы, адаптации студентов-инвалидов к условиям высшего учебного заведения. Также, выявлен круг проблем, которые препятствуют этому процессу и факторы-стрессоры, из которых, наиболее значимыми, являются: низкая степень доступности инфраструктуры вузов, нехватка специальных средств сопровождения обучения студентов с ограниченными возможностями, психологические и социально-культурные препятствия, которые затрудняют адаптацию студентов-инвалидов к среде здоровых сверстников. Предотвращение этих

препятствий, на пути адаптации студентов, с ограничениями в здоровье - главная задача образовательной и социальной политики государства, органов муниципального управления, общественных организаций, которые связаны с жизнью людей с ограниченными возможностями.

Список литературы

1. Андреева А.С. Эмпирическое исследование ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста, проживающих в сельской местности / А.С. Андреева // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - №1 (3). - 11.12.2013. - с. 12-15

2. Батуева С.В. Социально-психологическая адаптация первоклассника с задержкой психического развития арт-терапевтическими средствами театральной деятельности / С.В. Батуева //Психология, социология и педагогика. -2014. - №11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3934 (дата обращения: 24.12.2015).

3. Батуева С.В. Социализация младших подростков с задержкой психического развития арт-терапевтическими средствами социокультурной деятельности / С.В. Батуева //Вестник СМУС 74 - 2014. - №5 - с. 47-52.

4. Герасимова О.Ю. Проблемы медико-социальной и психологической реабилитации детей с отклонениями в развитии / О.Ю. Герасимова // Паллиативная медицина и реабилитация: Научно-практический журнал. - М, 2003. -№2. - с. 100.

5. Герасимова О.Ю. Здоровье и семейные факторы риска / О.Ю. Герасимова // 1-я итоговая научно-практическая конференция молодых ученых. - Челябинск, 2003. - с. 27-28.

6. Долгова В.И. Психолого-педагогическая коррекция тревожности как фактора эмоциональной устойчивости студентов-психологов / В.И. Долгова, О.А. Шумакова // Научно-методические рекомендации / Челябинск, 2010. Сер. Инновационная культура будущего педагога-психолога

7. Маляр К.В. Научные подходы в решении актуальных проблем развития детской паллиативной медицины /К.В. Маляр, О.В. Денисов, Л.А. Драчук // Здоровье населения промышленных моногородов: материалы междисциплинар. науч.-практ. конф. с междунар. участием: сб. статей. - Челябинск: АБРИС, 2014. - с. 138-142.

8. Мезенцева Е.А. Мультимедийные презентации как инновационный педагогический метод работы кафедры / Е.А. Мезенцева М.В. Пешикова А.Ю. Савочкина и др. // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: материалы II науч.-практич. конф.: сб. статей. - Челябинск: ЧелГМА, 2011. - с. 73-75.

9. Пешиков О.В. Реализация приоритетного национального проекта "Здоровье" за 5 лет в Челябинской области / О.В. Пешиков // Медико-социальные аспекты оказания помощи пациентам с онкогематологической патологией: материалы межрегион. науч.-практ. конф. с междунар. участием: сб. статей. - Челябинск: ПЦ "ПринтМед", 2010. -

с. 136-139.

10. Пешиков О.В. Факторы успешной учебы студентов вуза / О.В. Пешиков, А.Ю. Шаманова, М.В. Вдовиченко // Бюллетень Северного государственного медицинского университета. - 2010. - №1. - Вып. XXIV. - с. 123-124.

11. Пешикова М.В. Рабочая тетрадь как инновационный педагогический метод работы кафедры /М.В. Пешикова, Е.А. Мезенцева, О.Б. Прокопьева и др. // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: материалы I науч.-практич. конф.: сб. статей. - Челябинск: ЧелГМА, 2010. - с. 90-91.

12. Семченко Л.Н. Особенности образа жизни и факторы риска для здоровья студенческой молодежи / Л.Н. Семченко, О.Ю. Герасимова, С.А. Батрымбетова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Журнал научных публикаций №08 часть IV. Москва - 2015. - с. 54-55

13. Сероусова О.В. Коппинг-стратегии, стресс и алекситимия у больных мигренью / О.В. Сероусова, М.И. Карпова, А.И. Долгушина и др. // Уральский медицинский журнал. - 2015. - №2 (125). - с. 57-61.

14. Соболева Е.В. Жизнестойкость как адаптационный ресурс иногородних студентов / Е.В. Соболева, О.А. Шумакова //Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2014.

- №2 (37). - с. 84-86.

15. Соболева Е.В Качество подготовки социальных работников в системе непрерывного образования. / Е.В. Соболева //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки.

- 2013. - Т. 5. - №2. - с. 129-135.

16. Соболева Е.В. Состояние проблемы развития личностного потенциала у психологов в отечественной психолого-педагогической теории и практики / Е.В. Соболева // Психология, социология и педагогика. - Июль 2014. -№7. - [Электронный ресурс] - URL: http://psychology.snauka.ru/2014/07/3425.

17. Соболева Е.В. Социально-психологическое обучение стратегиям совладающего поведения субъектов оказания помощи в экстремальных ситуациях / Е.В. Соболева // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2014. - №3 (3). - с. 42-45.

18. Соболева Е.В. Субъективные факторы психической адаптации студентов в новой личностно значимой социальной ситуации /Е.В. Соболева //Психология обучения. - 2014. - №06. - с. 74-80.

19. Холл Д. Студенты-инвалиды и высшее образование / Д. Холл, Т. Тинклин //Журнал исследований социальной политики. 2004. N1

20. Шестопалов Ю.Л. Безбарьерная среда для маломобильных граждан как объект социального проектирования /Ю.Л. Шестопалов //Интернет-журнал "Науковедение". - 2011. - N 6

21. Шлепотина Н.М. Некоторые аспекты социальной адаптации студентов Южно-Уральского государственного медицинского университета / Н.М. Шлепотина // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области: материалы I всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых "Психолого-социальная и медико-реабилитационная поддержка незащищенных слоев населения". - 2013. -№1 (3). - с. 220-223

22. Шумаков В.А. Моделирование компетентностно ориентированного занятия / В.А. Шумаков // В сборнике: Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации Материалы II Всероссийской (V внутривузовской) научно-практической конференции, посвященной дню российской науки. - 2014. - с. 132-136

23. Шумакова О.А. Сущность и особенности базовой культуры психолога образования с родителями / О.А. Шумакова // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2011.

- №1 (15). - с. 149-151.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION STUDENTS WITH DISABILITIES*

V.Y. GUSEVA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia A.O. TIKHONOVA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia e-mail: Ejik-ypoloskyn@mail.ru

Abstract

The article reveals the problem of adaptation of students with disabilities, attention is paid to social and psychological factors of adaptation to the conditions of high school students.

Keywords: students with disabilities, adaptation, social and psychological factors.

* Научный руководитель: ст. преподаватель, к.псх.н. Соболева Е.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.