Научная статья на тему 'Влияние стресса на снижение зрения'

Влияние стресса на снижение зрения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4225
332
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / ЗРЕНИЕ / НАПРЯЖЕНИЕ / ПСИХОГЕННАЯ СИТУАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Решетова П. С., Семенов П. А., Соболева И. И.

В статье уделяется внимание актуальной на сегодняшний день проблеме стресса в современном обществе. Факторы-стрессоры наносят вред всем системам организма человека. Влияние стресса на зрение отмечается у взрослых и детей. Нарушение нормального зрения является важной проблемой, ведь благодаря зрительному восприятию человек получает 80-85% информации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTS OF STRESS ON THE DECREASE OF VISION

The article focuses on actual to date problem of stress in today's society. Factors-stressors are harmful to all systems of the human body. Effect of stress on the vision seen in adults and children. Violation of normal vision is an important issue, because due to visual perception person receives 80-85% of the information

Текст научной работы на тему «Влияние стресса на снижение зрения»

УДК 159.9.316.6 ББК Ю9

ВЛИЯНИЕ СТРЕССА НА СНИЖЕНИЕ ЗРЕНИЯ

П.С. РЕШЕТОВА, ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия

e-mail: [email protected] П.А. СЕМЕНОВ, ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия И.И. СОБОЛЕВА, ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия

Аннотация

В статье уделяется внимание актуальной на сегодняшний день проблеме стресса в современном обществе. Факторы-стрессоры наносят вред всем системам организма человека. Влияние стресса на зрение отмечается у взрослых и детей. Нарушение нормального зрения является важной проблемой, ведь благодаря зрительному восприятию человек получает 80-85% информации.

Ключевые слова: стресс, зрение, напряжение, психогенная ситуация.

Актуальность. Слово "стресс" в переводе с английского обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Понятие "стресс" всё более настойчиво и прочно входит в наш обиход. Своим возникновением оно обязано канадскому врачу и биологу Г. Селье, который в 1936г. обратил внимание на специфический ответ организма на любое предъявляемое к нему требование [9, 15, 16, 18, 20].

Исследованием проблемы стресса занимались также У. Кэннон, Д. Майерс, Л. А. Китаев-Смык, Ю.В. Щербатых, Ю.И. Александров и др. Проблема стресса была и остается как одна из наиболее распространенных и интересных, но недостаточно изученных проблем на протяжении нескольких десятилетий. По данным статистики врачей, физиологов, социологов, психологов, у современных людей произошло снижение уровня адаптации к различным критическим, кризисным факторам, что, по мнению ученых, вызывает различные "болезни стресса" [3, 22, 28].

Обучение в высшем учебном заведении - это стресс для многих студентов, которым необходимо преодолевать трудности, осваивать новые роли и модифицировать старые, адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности: умение быть собранным и дисциплинированным, запоминать большое количество информации в короткие сроки, правильно организовывать свой учебный день, научиться общению с большим количеством новых людей, принимать верные решения в самых различных ситуациях - все это требует

от студента большой выдержки, эмоционального напряжения и внутренней стойкости. У многих студентов на фоне такой нагрузки и повышенных требований развивается стресс. Как выясняют психологи, стресс в жизни студента - явление совсем не редкое. Длительное пребывание студента в состоянии стресса приводит к истощению нервной системы, что ведет за собой негативные последствия: разлад в работе органов и систем, обострение хронических заболеваний, нежелание учиться и общаться со сверстниками [6, 13, 14]. Стресс, испытываемый студентами, может сказываться на обучении (приобретении, применении и переработке знаний), что препятствует академической успеваемости. Трудности с успеваемостью в свою очередь также создают дискомфорт, в результате чего общий стресс усиливается [17, 27].

Влияние стресса на здоровье зависит от реакции организма; однако высокий уровень стресса может вызывать ухудшение состояния здоровья, в том числе психические и поведенческие расстройства, такие как истощение, ощущение беспокойства, депрессию, а также другие физические расстройства [25].

Одна из наиболее часто встречающихся проблем и взрослых, и детей является проблема со снижением остроты зрения [5].

В состоянии стресса глаза ощущают такой же дискомфорт, как и весь организм. Такие непривычные в обыденной обстановке ощущения, как резь, сухость, мельтешение или "мушки", эффект песка, становятся первыми

признаками недомогания, вызванного стрессами.

Каждый третий опрошенный всероссийским центром изучения общественного мнения житель России считает, что основной причиной многих болезней являются переживания и стрессы [4].

Особую роль играют тревоги и нервное перенапряжения в развитии сердечнососудистых заболеваний, прямо связанных с колебаниями артериального давления [1, 2]. На фоне стресса, как правило, повышается давление и значительно учащается сердцебиение. Сосудистая система глаз не является исключением, и моментально реагирует на любые факторы стресса [3].

Стресс - совокупность неспецифических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов-стрессоров

(физических или психологических),

нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом) [10, 21].

Факторы внешнего воздействия

классифицируют на физические, ментальные или духовные, и социальные. К физическим можно отнести неожиданные ситуации на дорогах, экстремальные температурные условия, перегрузки и недостаток отдыха и сна. Ментальные стрессоры представлены, чаще всего, страхами, семейными переживаниями, финансовыми проблемами,

профессиональными трудностями. Социальные факторы — это отношения в браке, взаимодействие различных социальных групп, проблемы с соседями, смерть близких и т.д. [5].

Момент стресса отмечается повышением артериального давления и одновременным увеличением содержания адреналина в крови, избыток которого трансформируется в химические вещества, оказывающие

наркотическое воздействие на организм. Это не может не отразиться на зрении. В момент сильных эмоций возможно даже наступление полной слепоты как крайняя реакция на стрессовую ситуацию [21].

В психологии и физиологии изучены два вида стресса: "хороший" и "плохой". В первом случае действуют положительные стрессоры, и вызванное ими состояние называют эустрессом. Примером служат чувство влюбленности, приятные сюрпризы, рождение ребенка и многие другие радостные события. В плохом

варианте речь идет о дистрессе, именно он приводит к проблемам со здоровьем, в том числе и с глазами [4, 24].

Стрессовая ситуация находит отражение в мозге посредством органов чувств и когнитивной оценке [23]. Наиболее быструю реакцию вызывают именно негативные факторы. Происходит мобилизация организма для устранения угрозы и возникает реакция на стресс по типу "бей или беги". Впервые его описал ученый психофизиолог Уолтер Кеннон. Он отметил, что резкое повышение адреналина в крови немедленно вызывает учащение дыхания, расширение зрачков и туннельное зрение [3].

Синдром туннельного зрения выражается в потере человеком периферического зрения и восприятии глазом только тех изображений, которые попадают на центральную часть сетчатки. Возникает ассоциация с подзорной трубой. В процессе эволюции выработалась простая логика изменений состояния глаза: опасность вызывает расширение зрачка как основного отверстия для поступления света -чем шире, тем лучше ориентация человека в пространстве и, соответственно, больше шансов на спасение. Данная логика работала во времена отсутствия искусственного освещения. В настоящее время, в измененных условиях, расширение зрачка может вызвать зрительные нарушения в виде размытости реальной картинки или аберрации. Как правило, эти нарушения и особенности зрения проявляются только при сильном стрессе и носят временный характер [3].

Учащение дыхания и зрение в состоянии стрессогенной ситуации тесно взаимосвязаны. Состояние гипервентилляции при частом дыхании приводит к перенасыщению организма человека кислородом, в целом на 4050%, и падению уровня углекислого газа. Именно этот дисбаланс вызывает появление "мушек" и "звездочек" перед глазами [12].

Стрессовые ситуации могут иметь различную длительность. Описанные симптомы сопровождают кратковременные стрессы. Длительные проблемные ситуации могут вызвать дополнительные нарушения в виде сухости слизистых оболочек, подергивания глаз, повышение глазного давления, и, как следствие, мигрени. Все эти факторы могут привести к серьезным заболеваниям глаз и снижению остроты зрения [3].

Психогенное ухудшение зрения включает в себя сужение поля видимости. Характерная черта расстройства - пациент предъявляет жалобы на то, что зрение ухудшилось, он не видит окружающие предметы, но при этом у него сохраняется пространственная

ориентировка. При полной слепоте пациенты не натыкаются на острые углы, предметы. Когда такого человека начинают исследовать, то в результате оказывается, что реакция на свет у него сохранена [5].

Расстройство невроза глазного нерва начинается быстро, в один момент и всегда ему предшествует конфликтная или травмирующая ситуация. Глаза человека выражают его внутреннее желание "не видеть проблему", ему "противно на это смотреть" и другое.

В большинстве случаев амовроз и концентрическое сужение зрения характерны для истерического невроза. При иных формах невроза может встречаться астенопия, фотопсия [3].

Обязательно нужно лечить психогенное нарушение зрения. Ведь стрессовые ситуации практически неизбежны. Но можно и нужно научиться им противостоять за счет личностных факторов, таких как стрессоустойчивость и жизнестойкость [11].

Не допустить нарушения зрения можно с помощью некоторых простых действий во время очередного стресса. Во-первых, сохранять спокойствие, найти уединение и принять комфортное для себя положение. Далее, по возможности расслабиться. С закрытыми глазами сделать упражнения,

вращая глазными яблоками в разных направлениях с целью расслабить глазные мышцы. Провести непродолжительный массаж переносицы. Перед тем, как открыть глаза, сделать глубокий вдох. Наступившее состояние покоя поможет снять и зрительное напряжение [11].

Если рассматривать проявление невроза глазного нерва, как следствие психогенной стрессовой ситуации, то необходимое лечение должно осуществляться неврологом и психологом (врачом-психотерапевтом) [3, 7, 8, 12, 19, 29]. Лечебные программы включают несколько этапов:

- Мероприятия, снижающие эмоциональную напряженность;

- Устранение симптомов, так как невроз может проявляться и другими признаками;

- Психотерапия и социальная адаптация.

Также необходимо соблюдать и общие

рекомендации:

- Нормализация сна и правильный режим "работа-отдых";

- Эмоционально-волевая регуляция поведения;

- Фармакотерапия и рефлексотерапия [26].

Таким образом, любая психогенная ситуация

может нанести вред здоровью человека. Орган зрение не исключение и очень чувствителен через другие системы организма. Для предотвращения последствий стресса (изменение остроты зрения) необходимо научиться выявлять факторы-стрессоры и подавлять их влияние.

Список литературы

1. Аксенов А.В. Особенности содержания микроэлементов в сыворотке крови у больных ювенильным артритом, проживающих в городе Челябинске / А.В. Аксенов, А.Н. Узунова // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. - 2015. - №4. - С. 92-96.

2. Аксенов А.В. Особенности микроэлементного состава сыворотки крови у детей с ювенильным артритом в зависимости от степени активности воспаления / А.В. Аксенов, А.Н. Узунова // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - №6. - С. 215.

3. Аракелов Г.Г. Стресс и его механизмы / Г.Г. Аракелов // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. - 1995. -№4. - С. 54-62.

4. Бодров В.А. Психологический стресс: к проблеме его преодоления / В.А. Бодров // Проблемы психологии и эргономики. - Тверь. - 2001. - №4. - С. 43-52.

5. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: ПЕРСЭ, 2006. - 523 с.

6. Герасимова М.И. Адаптационный статус в зависимости от трудностей в учебной деятельности у студентов педиатрического факультета третьего и четвертого курса ЧелГМА / М.И. Герасимова, О.В. Пешиков // Сборник материалов 76 итоговой студенческой научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 90-летию со дня рождения проф. Л.Л. Роднянского. - Красноярск: изд-во Версо. - 2012. - с. 170-171

7. Долгова В.И. Будущему специальному психологу: подготовка к итоговой аттестации / В.И. Долгова, Л.В. Иванова, Е.Г. Капитанец и др. - учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - Челябинск, 2008.

8. Долгова В.И. Коррекционно-развивающая деятельность специального психолога: современные психологические и педагогические технологии /В.И. Долгова, Е.Г. Капитанец, О.А. Шумакова. - Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - Челябинск, 2008.

9. Жуковская Е.В. Иммунологический дисстресс при тяжелых инфекциях у детей / Е.В. Жуковская, И.И. Долгушин, М.В. Пешикова // Онкогематология. - 2008. - №4. - с. 64.

10. Ильичева О.Е. Фармакоэкономический анализ гипотензивной терапии пациентов с хронической болезнью почек на додиализном этапе / О.Е. Ильичева, Г.Г. Кетова, И.В. Вождаева // Дневник казанской медицинской школы. - 2013. -№1 (1). - С. 99.

11. Макаров В.В. Психотерапия нового века. - М.: Академический проект, 2001. - 496 с.

12. Осипова И.В. Влияние психосоциального стресса на факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний у мужчин / И.В. Осипова, Н.В. Пырикова, О.Н. Антропова и др. //Кардиология. - 2014. - №3. - С. 42-45.

13. Пешиков О.В. Зависимость успеваемости от стрессоустойчивости у студентов педиатрического факультета четвертого курса ЧелГМА / О.В. Пешиков, А.В. Чукичев, М.И. Герасимова // Материалы III научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: Изд-во ЧелГМА. - 2012. - с. 77-79

14. Пешиков О.В. Зависимость эмоционального статуса от трудностей в учебе и экзаменационных оценок у студентов педиатрического факультета 3-го и 4-го курсов ЧелГМА / О.В. Пешиков, М.И. Герасимова, Т.Н. Куприянец // Материалы III международной (X итоговой) научно-практической конференции молодых ученых. -Челябинск: изд-во "Челябинская государственная медицинская академия". 2012. - с. 248-250

15. Пешиков О.В. Особенности регуляторных механизмов системной гемодинамики в разные возрастные периоды жизни женщины / О.В. Пешиков. - Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. - Челябинск. - 2005. - с. 22

16. Пешиков О.В. Особенности регуляторных механизмов системной гемодинамики в разные возрастные периоды

жизни женщины / О.В. Пешиков. - Диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. - ГОУ

ВПО "Челябинская государственная медицинская академия". - Челябинск, 2005.

17. Пешиков О.В. Факторы успешной учебы студентов вуза / О.В. Пешиков, А.Ю. Шаманова, М.В. Вдовиченко // Бюллетень Северного государственного медицинского университета. - №1 (24). - 2010. - с. 123-124

18. Пешикова М.В. Реализация иммунологического дистресса на уровне CD34 клеток /М.В. Пешикова, С.И. Малахова, Е.В. Жуковская //Вестник Уральской медицинской академической науки. - 2010. - №2-1 (29). - с. 188-189

19. Решетова П.С. Психологическая реабилитация ВИЧ-инфицированных / П.С. Решетова, П.А. Семёнов, И.И. Соболева // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016. - №3 (14). - С. 56-57.

20. Саенко А.Е. Роль метаболического дистресс-синдрома в формировании летальности у детей со злокачественными заболеваниями крови и новообразованиями, получающих лечение в отделении реанимации и интенсивной терапии / А.Е. Саенко, Е.В. Жуковская, К.Б. Волкова и др. // Вестник Уральской медицинской академической науки. 2012. - №2 (39). - с. 64.

21. Серебрякова Т.А. Психология стресса: Учебное пособие. - Н. Новгород: ВГИПУ, 2007. - 143 с.

22. Соболева Е.В. Адаптация ВИЧ-положительных больных в кризисной ситуации выставления диагноза / Е.В. Соболева, Курбатова М.А. //Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2014. - №5 (7).

- С. 35-38.

23. Соболева Е.В. Когнитивный аспект личностного потенциала психолога / Е.В. Соболева // Психология, социология и педагогика. - 2014. - №9 (36). - С. 68-71.

24. Соболева Е.В. Обучение стратегиям совпадающего поведения / Е.В. Соболева, О.А. Шумакова // Материалы международной научно-практической конференции "Медицинская помощь при тяжелой термической травме (Уроки ашинской катастрофы 1989 года) ". - 2014. - С. 105-108.

25. Соболева Е.В. Hardiness in the psychologist / Е.В. Соболева // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. - 2014. - №1 (14). - С. 91-94.

26. Узунова А.Н. Клинико-лабораторные особенности ювенильного ревматоидного артрита у детей города Челябинска /А.Н. Узунова, А.В. Аксенов //Российский медицинский журнал. - 2012. - №6. - С. 21-23.

27. Шаманова А.Ю. Зависимость результатов экзаменов фундаментальных и смежных дисциплин в высших медицинских учебных заведений / А.Ю. Шаманова, О.В. Пешиков // Сборник научных трудов IV межрегиональной конференции "Актуальные проблемы хирургии", посвященной памяти академика РАМН, профессора Л.В. Полуэктова. Омск. - 2010. - с. 412-414.

28. Шлепотина Н.М. Некоторые аспекты социальной адаптации студентов Южно-Уральского государственного медицинского университета / Н.М. Шлепотина // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области (Материалы I Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых "Психолого-социальная и медико-реабилитационная поддержка незащищенных слоев населения") - 2013. - №1 (3). - С. 220-223

29. Шумакова О.А. Сущность и особенности базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями / О.А. Шумакова // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования.

- 2011. - №3 (17). - С. 92-94.

EFFECTS OF STRESS ON THE DECREASE OF VISION*

P.S. RESHETOVA, FSBEIHE SUSMUMOHRussia, Chelyabinsk, Russia P.A. SEMENOV, FSBEI HE SUSMU MOH Russia, Chelyabinsk, Russia

* Научный руководитель: к.псх.н., доц. Соболева Е.В.

I.I. SOBOLEVA, FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected]

Abstract

The article focuses on actual to date problem of stress in today's society. Factors-stressors are harmful to all systems of the human body. Effect of stress on the vision seen in adults and children. Violation of normal vision is an important issue, because due to visual perception person receives 80-85% of the information.

Keywords: stress, vision, tension, psychogenic situation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.