Научная статья на тему 'Современные подходы в обучении студентов медицинских вузов'

Современные подходы в обучении студентов медицинских вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1584
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ / СИМУЛЯЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕСТЫ / ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ / АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соболева Е.В., Пешиков О.В., Пешикова М.В., Шлепотина Н.М.

Статья посвящена современным подходам в обучения студентов, использование интерактивных техник, симуляционных центров, электронных тестов, способствующих развитию активных форм мышления студентов медицинского вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соболева Е.В., Пешиков О.В., Пешикова М.В., Шлепотина Н.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES IN TRAINING OF STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITIES

The article is devoted to modern approaches in the training of students, the use of interactive techniques, simulation centers, electronic tests that promote the development of active forms of thinking of medical students.

Текст научной работы на тему «Современные подходы в обучении студентов медицинских вузов»

УДК 37.015.31 ББК Ю9

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

СОБОЛЕВА Е.В., ПЕШИКОВ О.В., ПЕШИКОВА М.В., ШЛЕПОТИНА Н.М. ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, Г. Челябинск, Россия e-mail: bernar5@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена современным подходам в обучения студентов, использование интерактивных техник, симуляционных центров, электронных тестов, способствующих развитию активных форм мышления студентов медицинского вуза.

Ключевые слова: подходы в обучении, симуляционные центры, электронные тесты, электронные библиотеки, активные формы обучения.

Актуальность. Подготовка

квалифицированных специалистов предъявляет определенные требования к образовательным стандартам, изменяющимся в унисон с требованиями, предъявляемые к студентам-выпускникам по окончании высшего учебного заведения и при преступлении к профессиональным обязанностям. Особое внимание этому уделяется при подготовке медицинских работников, кому впоследствии приходится сталкиваться с множеством нормативов, соответствующих уровню квалификации, на которую они претендуют. Современные подходы подразумевают изменение ролевых позиций преподавателя и студентов. Преподаватель сознательно отказывается от традиционной информативно-контролирующей функции в учебном взаимодействии. Основной целью становится активизация познавательного интереса и аналитических устремлений студента [2, 3, 13].

Современные подходы затрагивают и практическую сферу подготовки молодых специалистов [1].

Интересным направлением является внедрение симуляционных центров и кабинетов в структуру образовательных медицинских учреждений. Роботы, снабженные датчиками оценки внешнего воздействия, способствуют наилучшей отработке навыков: сердечно-легочная реанимация, измерение артериального давления, остановка кровотечения, интубация. Существуют также симуляционные машины, снабженные видеокамерами и системой видеотрансляции, способствующие отработке эндоскопических оперативных навыков у студентов. Финансирование и снабжение медицинских образовательных учреждений данными

технологиями значительно повышают интерес студентов к обучающему процессу и повышают эффективность отработки практических навыков на моделях, идентичных реальным условиям [5, 6, 10].

Еще одна заслуживающая внимания педагогическая технология обучения - так называемый "flipped classroom", или "перевернутый класс". Эта технология подразумевает внедрение онлайн-курсов внеаудиторной подготовки студентов, в том числе с использованием иностранных ресурсов, привлечением иностранных специалистов для передачи зарубежного опыта обучение студентов медицинских специальностей. Курс лекций, предназначенный для внеучебного просмотра студентами, закрепляется серией практических занятий, построенных преимущественно в интерактивной и командной формах. При этом внеаудиторный процесс включает в себя систему контроля освоенной информации и немедленную обратную связь (так называемая Immediate Feedback Assessment Technique). За рубежом эта технология получила широкое распространение, так как призвана развивать самостоятельность и интерес к изучаемой профессии путем расширения информационных ресурсов и объема обозреваемой информации, а также формирование инициативы студентов в процессе обучения [8, 9].

Очень эффективна система контроля знаний студентов с помощью электронных тестов, интерактивных программ и заданий. Доказано, что компьютерные тесты, созданные с вовлечением графических изображений, видеофайлов и алгоритмов построения последовательности действий, способны более

точно оценить уровень подготовки студентов медицинских специальностей. Сами студенты отмечают повышенный интерес к электронным тестам по сравнению с обычным тестовым контролем. Такой метод также лишает оценку знаний субъективности и человеческих ошибок при оценке работы. Возможность обратной связи и моментальная работа над ошибками также дает этому методу преимущества по сравнению с классическим контролем [16].

Еще одним полезным нововведением является распространение электронных библиотек и широкий доступ к ним студентов медицинских специальностей. Возможность пользоваться электронной литературой, современными научными источниками и постоянно обновляемыми ресурсами информации со всего мира выводит обучающий процесс на новый уровень. Студенты, имея собственный аккаунт для входа в электронную библиотеку, получают доступ ко всей необходимой литературе без необходимости брать книги в читальном зале. Любые источники, в том числе иностранные, становятся доступны для изучения студентами без дополнительных усилий. Это значительно упрощает процесс подготовки к семинарам, повышает интерес к научно-исследовательской деятельности и изучению внеаудиторных программ [14].

Список литературы

1. Вождаева И.В. Оптимизация преподавания дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" / И.В. Вождаева // Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Инновации в образовании и медицине". -Махачкала, 28.05.16. - с. 57-60.

2. Долгова В.И. Диагностико-аналитическая деятельность специального психолога: традиции и инновации: Учебное

пособие для студентов высших педагогических учебных заведений /В.И. Долгова, Е.Г. Капитанец, О.А. Шумакова. - Челябинск, 2008. - 115 с.

3. Драчук, Л.А. Содействие формированию профессиональных компетенций у студентов медицинского ВУЗа в процессе

преподавания естественнонаучных дисциплин / Л.А. Драчук, Т.Н. Шамаева // Педиатрический вестник Южного Урала. - 2015. - № 2. - С. 28-34

4. Колесников О.Л. Методика оценки удовлетворенности работодателей и результаты ее применения / О.Л. Колесников, О.Ю. Худякова, А.А. Колесникова и др. //Материалы IV всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета. - 2016. - с. 59-61

5. Красильникова И.В. Опыт проведения практического конкурса по оказанию неотложной помощи среди обучающихся

/ И.В. Красильникова // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016. - Т. 3. № 3 (14). - С. 82-85

6. Лещенко В.А. Трансплантации почки - этап подготовки к всероссийской олимпиаде по хирургии /В.А. Лещенко, А.В.

Чукичев, В.А. Бычковских и др. // Материалы IV всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета. -05.02.16. - с. 71-73

7. Паточкина Н.А. Повышение профессионализма преподавателей высшей медицинской школы / Н.А. Паточкина, В.В.

Пестерова, Е.В. Соболева // В сборнике: Основные достижения научных школ ЮУГМУ Сборник материалов научно-практической конференции, посвященной 70-летию Южно-Уральского государственного медицинского университета. - 2014. - С. 132-134.

8. Пешиков О.В. Влияние ранней научной деятельности на успешность карьеры хирурга / О.В. Пешиков, А.С. Бичурина

// Материалы III научно-практической конференции с международным участием "От качества медицинского

Современные подходы подразумевают активный метод обучения, моделирует реальные условия профессиональной деятельности в виде деловой игры. К методам активного обучения относятся те, при которых каждый учащийся самостоятельно активно добывает,

перерабатывает учебную информацию. По сравнению с традиционными способами обучения в результате активной деловой игры появляются существенно лучшие результаты обучения практической деятельности. При обучении будущих врачей необходимо создавать условия, приближенные к настоящей врачебной практике в условиях стрессовых и критических ситуаций, требующих совладающего проявления и жизнестойкости как черты личности [11, 12, 15, 17].

Таким образом, в современные условия организации здравоохранения и трудоустройства в области медицины диктуют непосредственные требования организации образовательной подготовки специалистов. В связи с внедрением современных форм и средств обучения большое внимание уделяется профессиональной подготовке и инновационной культуре преподавателей вуза [4, 7, 18].

образования - к качеству медицинской помощи". - Изд. ГБОУВПОУГМУМинздраваРоссии. - 16-21.11.2015. - с. 302-305

9. Пешикова М.В. Рабочая тетрадь как инновационный педагогический метод работы кафедры /М.В. Пешикова, Е.А.

Мезенцева, О.Б. Прокопьева и др. // Материалы I научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: 2010. - с. 9091.

10. Пирогова И.А. Изучение особенностей техники проведения искусственной вентиляции легких студентами медицинского вуза /И.А. Пирогова, В.Ф. Таланова, М.А. Черных и др. // Sci-article.ru. - 2016. - №31. - с. 54-59

11. Соболева Е.В. Hardiness in the psychologist / Е.В. Соболева // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. - 2014. - № 1 (14). - С. 91-94.

12. Соболева Е.В. Обучение стратегиям совпадающего поведения / Е.В. Соболева, О.А. Шумакова // В сборнике: Медицинская помощь при тяжелой термической травме (уроки ашинской катастрофы 1989 года) Материалы международной научно-практической конференции. - 2014. - С. 105-108.

13. Сухарева М.В. Изготовление влажных препаратов и их значение в практическом изучении топографической анатомии и оперативной хирургии / М.В. Сухарева, А.О. Самаркина, А.В. Чукичев и др. // Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Инновации в образовании и медицине". - Махачкала, 28.05.16. - с. 224-226

14. Худякова О.Ю. Важность информации, размещаемой на официальном сайте вуза с точки зрения различных групп потребителей / О.Ю. Худякова, О.Л. Колесников, М.В. Пешикова и др. // Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Инновации в образовании и медицине". - Махачкала, 28.05.16. - с. 133-134

15. Шип С.А. Расширенные видеолекции (РАВИЛ) - инновационный метод повышения качества образования /С.А. Шип, Л.И. Ратникова // Материалы IV всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". -Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета. - 2016. - с. 155-158.

16. Шлепотина Н.М. Использование информационных технологий в научно-исследовательской работе студентов / Н.М. Шлепотина //Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Инновации в образовании и медицине". - Махачкала, 2016. - с. 140-142.

17. Шлепотина Н.М. Опыт участия студентов, являющихся членами студенческих научных кружков ЮжноУральского государственного медицинского университета, в образовательных семинарах /Н.М. Шлепотина, О.В. Пешиков // Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Инновации в образовании и медицине". - Махачкала, 28.05.16. - с. 141-144

18. Шумакова О.А. Освоение профессионального опыта как подструктуры инновационной культуры личности / О.А. Шумакова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2008. - № 66. - С. 337-343.

MODERN APPROACHES IN TRAINING OF STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITIES

SOBOLEVA E.V., PESHIKOVO.V., PESHIKOVAM.V., SHLEPOTINA N.M. FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia e-mail: bernar5@mail.ru

Abstract

The article is devoted to modern approaches in the training of students, the use of interactive techniques, simulation centers, electronic tests that promote the development of active forms of thinking of medical students.

Keywords: approaches in training, simulation centers, electronic tests, electronic libraries, active forms of learning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.