Научная статья на тему 'Социально-психологические факторы реабилитации детей-инвалидов в г. Челябинске'

Социально-психологические факторы реабилитации детей-инвалидов в г. Челябинске Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
750
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ / РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В Г. ЧЕЛЯБИНСКЕ / CHILDREN WITH DISABILITIES / SОСIАL AND PSYСHОLОGIСАL FАСTОRS / SUPPОRT FОR DISАBLЕD СHILDRЕN / RЕHАBILITАTIОN ОF DISАBLЕD СHILDRЕN IN THЕ СITY ОF СHЕLYАBINSK

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мигунова М.А., Курмакаева Э.Ш.

В статье раскрывается проблема реабилитации детей-инвалидов, обозначены и охарактеризованы социально-психологические факторы реабилитации детей-инвалидов, проанализирована работа центров поддержки детей-инвалидов в г. Челябинске.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SОСIАLLY-PSYСHОLОGIСАL FАСTОRS RЕHАBILITАTIОN ОF DISSАBLЕ СHILDRЕN IN СHЕLYАBINSK

Thе аrtiсlе rеvеаls thе prоblеm оf rеhаbilitаtiоn оf сhildrеn with disаbilitiеs аrе idеntifiеd аnd сhаrасtеrizеd by sосiаl аnd psyсhоlоgiсаl fасtоrs оf rеhаbilitаtiоn оf disаblеd сhildrеn, аnаlyzеd thе wоrk сеntеrs tо suppоrt сhildrеn with disаbilitiеs in thе сity оf Сhеlyаbinsk.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические факторы реабилитации детей-инвалидов в г. Челябинске»

УДК 159.9.316.6 ББК Ю9

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-

ИНВАЛИДОВ В Г. ЧЕЛЯБИНСКЕ

М.А. МИГУНОВА, ГБОУВПО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия Э.Ш. КУРМАКАЕВА, ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия

е^аП: kurmаkаеvа_еlvirа@mаil.ru

Аннотация

В статье раскрывается проблема реабилитации детей-инвалидов, обозначены и охарактеризованы социально-психологические факторы реабилитации детей-инвалидов, проанализирована работа центров поддержки детей-инвалидов в г. Челябинске.

Ключевые слова: дети-инвалиды, социально-психологические факторы, поддержка детей-инвалидов, реабилитация детей-инвалидов в г. Челябинске.

Актуальность. По полученным данным организации объединенных наций, на нашей планете насчитывается около 455 миллионов людей с психическими и физическими нарушениями развития здоровья. Что составляет 1/9 часть жителей всего мира (из них примерно 250 миллионов детей с ограниченными возможностями. Более того, в Российской Федерации, как и на всей земле, наблюдается возрастание числа детей с ограниченными возможностями [12, 13]. В нашей стране частота детской инвалидизации за последние десять лет возросла в три раза. Каждый год в нашей стране рождается примерно 31 тысяча детей с врожденными наследственными заболеваниями, среди них 72-79% - инвалиды.

Детская инвалидность предусматривает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует дезадаптации в социуме, которая определена нарушениями в развитии, трудностью в самообслуживании, обучении, профессиональным освоением знаний, умений, навыков, общении. Усвоение социального опыта детьми-инвалидами, включение их в имеющуюся систему общественных

взаимодействий призывает от социума определенно значительно дополнительных пределов, стремлений, средств (это могут быть особые специализированные программные центры для реабилитирования, учебно-специализированные заведения, и тому подобное). Однако разработка этих критериев, должна основываться на осведомлённости, сущности социального процесса

реабилитирования, закономерностей, задач.

Проблему социализации и реабилитации детей-инвалидов изучали Батуева С.В., Куликова Т.У., Куликова Т.О., Саввина М.Н. [3, 9].

Социализированная политическая

общественность в Российской Федерации, сориентирована на людей и детей с ограниченными возможностями и основывается сегодня на модели медицинской инвалидности. Отталкиваясь от этого, инвалидность подвергается рассмотрению как заболевание, отклонение от нормы. Такая социальная модель ненамеренно минимизирует общественные убеждения детей-инвалидов происходит социальное снижение его значительности, обособление от детского не отклоняющегося от нормы общества, снижается его несходный социальный статус, также происходит обречение его признанного неравенства, не способностью конкурировать, по

сопоставлению с остальными детьми. Традиционный подход не исчерпает всю полноценность проблем категории взрослых и детей, о которой ведется речь. В нем достаточно ярко отображен недостаток видения общественной сущности детей. Вопрос инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, он в гораздо большей степени является общественной проблемой неравных возможностей [1, 7].

Инвалидность детей существенно ограничивает их жизнедеятельность, приводит к социальной дезадаптации, повышает уровень тревожности, впоследствии нарушение их роста и развития, утраты контроля над своим поведением, а также способностей к

самообслуживанию, ориентации, обучению, передвижению, общению, трудовой

деятельности в будущем. Как указывают Соболева Е.В., Андреева А.С., Качанова О.А., Шумакова О.А. [2, 6, 8, 17], источником дезадаптации является сам человек, качества его личности, такие как высокий уровень тревожности, установки, ценности, цели и возможности достижения их в социальной среде, отношение к жизненным ситуациям.

В связи с обозначенными проблемами актуальными становится концепции, которые объясняли бы механизмы противостояния стрессам, сохранения положительный настрой в сложившихся условиях. Таким показателем развития личности является жизнестойкость, описанная в исследованиях Соболевой Е.В. и Шумаковой О.А., позволяющая решать социальные и биологические проблемы [14].

Немаловажная социальная, психологическая и практическая поддержка может быть проявлена семьям детей с ограниченными возможностями группами помощи; такие группы могут защищать права семей, оказывая воздействие на общественную политику, предложив инициативу органам принятия решений. Объединения родителей детей с ограниченными возможностями не только помогают семьям детей-инвалидов, но иногда инициируют новейшие формы, виды и технологии реабилитационной помощи своим детям [10, 11, 16, 19, 20, 21].

Факторами успешного прохождения реабилитации является исследование личностных особенностей человека с ограниченными возможностями, его взгляд на инвалидность, взаимодействия с окружающей средой. Вся сложность и многоаспектность проблем инвалидов и их семей в существенной степени находит отображение в общественно -экономических технологиях работы с инвалидами, в деятельности системы государственного общественного обеспечения.

Первая цель - преждевременной социально-реабилитационной работы заключена в обеспечении социального, интеллектуального, эмоционального и физического развития ребенка, который имеет нарушения, и старание в наибольшей степени раскрыть его личностный потенциал для обучения и научения. Как отмечает Соболева Е.В., личностный потенциал выступает в виде навыков, задатков и способностей человека, средовые ресурсы отражают доступность личности помощи в

социальной среде и материальное обеспечение жизнедеятельности людей, переживших стресс или находящихся в стрессогенных условиях [13, 16].

Проведение ранней социально-

реабилитационной работы, которая помогает членам семьи добиться понимания с ребенком и приобрести навыки, устремлено на то, чтобы предотвратить дополнительные внешние воздействия, которые способны ухудшить нарушения развития детей.

Третья цель преждевременной социально-реабилитационной работы является

приспособление семьи, которые имеют детей с задержками развития, чтобы более эффективно удовлетворить потребности ребенка. Обязательства социального работника - иметь отношение к родителям, как к сотрудникам, осваивать способы функционирования конкретной ячейки общества и разрабатывать индивидуальную программу, которая бы соответствовала потребностям и стилю жизнедеятельности данной семьи.

Реабилитационная система детей с ограниченными возможностями

предусматривает большой набор услуг, которые могут быть оказаны не только детям, но и их родителям, семье в целом и более обширному окружению. Качество оказываемых услуг зависит от качества подготовки социальных работников, которое проявляется в умении оказать индивидуальное содействие и семейному развитию и встать на защиту каждого члена семьи. Поддержка при малейшей возможности должна быть оказана в привычном обществе, т.е. не в изолированном учреждении, а по месту жительства, в семье [15].

Во время социальной реабилитации формируется личность, которая определена тем, какое место занимает человек в системе общественных отношений: товарищеских, любовных, производственных, семейных и т.д. Известно, что социализация личности осуществляется широким набором средств, специфических для того или иного общества, того или иного социализируемого возраста. Особенное значение для педагогического понимания сущности социальной реабилитации и личности ребенка имеет изучение факторов и механизмов социальной реабилитации личности.

Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему социальных отношений могут быть совершенно разным.

Прежде всего, они связаны с неадекватностью восприятия детьми-инвалидами тех запросов, которые предъявляет окружающее общество.

Для того, чтобы ребёнок мог пройти курс комплексной реабилитации, необходимо обратиться в Управление социальной защиты населения г. Челябинска по месту жительства для получения путевки в социально-реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Социально-психолого-педагогическая реабилитация в г. Челябинске включает психологическую, дефектологическую,

логопедическую работу с детьми, а так же занятия с социальными педагогами, воспитателями и педагогами дополнительного образования (музыка, изобразительная деятельность, прикладное творчество, сказкотерапия). Проведение культурно -досуговой реабилитации (экскурсии, выставки) дает возможность детям познакомиться и посетить учреждения культуры города, расширить кругозор, получить положительные

эмоции. В Челябинске функционируют, такие реабилитационные центры как: "Импульс", "Каролина" "Центр Здоровья" и т.д. Различные центры направлены на определённую патологию путём индивидуально подобранных упражнений, что позволяет добиться высоких реабилитационных результатов. Также в Челябинске имеется объект инфраструктуры на базе Центра функционирует служба " Социальное такси" , которое позволяет детям-инвалидам 1, 2 гр., которые не могут самостоятельно добраться до

реабилитационного центра, доехать до назначенного пути. Многие дети-инвалиды, проживающие в Челябинске, ежегодно получают оздоровительные путёвки в различные лечебные санатории, что улучшает качество реабилитации во много раз.

Таким образом, дети-инвалиды требуют преждевременной поддержки и социально-реабилитационной работы. В г. Челябинске такая поддержка оказывается на базе медико-социальных центров. Но данное направление требует дальнейшего развития.

Список литературы

1. Авцинова Г.И. Международный и российский опыт интеграции в общество людей с инвалидностью: политологический анализ. /Г.И. Авцинова, С.А. Фурсов // Ученые записки Российского государственного социального университета. -М.: РГСУ, 2009. -№2 (65). с. 116-126.

2. Андреева А.С. Эмпирическое исследование ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста, проживающих в сельской местности / А.С. Андреева // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - №1 (3). - 11.12.2013. - с. 12-15

3. Батуева С.В. Социально-психологическая адаптация первоклассника с задержкой психического развития арт-терапевтическими средствами театральной деятельности / С.В. Батуева // Психология, социология и педагогика. 2014. №11 [Электронныйресурс]. URL: http://psyсhоlоgy.snаukа.ru/2014/11/3934 (дата обращения: 24.12.2015).

4. Батуева С.В. Социализация младших подростков с задержкой психического развития арт-терапевтическими средствами социокультурной деятельности / С.В. Батуева //Вестник СМУС 74 - 2014. - №5 - с. 47-52

5. Батуева С.В. Социально-личностное развитие дошкольников в условиях детской театральной студии [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / С.В. Батуева; Уральский гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2007. - 148 с.

6. Долгова В.И. Психолого-педагогическая коррекция тревожности как фактора эмоциональной устойчивости студентов-психологов / В.И. Долгова, О.А. Шумакова // Научно-методические рекомендации / Челябинск, 2010. Сер. Инновационная культура будущего педагога-психолога

7. Кабыш Т.А. Травматизм в ходе ДТП в малых городах субъекта федерации / Т.А. Кабыш, Ю.Т. Кабыш, О.В. Пешиков // Сборник тезисов II Московского международного конгресса травматологов и ортопедов "Повреждения при дорожно-транспортных происшествиях и их последствия: нерешенные вопросы, ошибки и осложнения ". - Москва: издательская группа "ГЭОТАР-Медиа". - 24-25.03.2011. - с. 54.

8. Качанова О.А. Конфликтное поведение подростков, как фактор социальной дезадаптации / О.А. Качанова, // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - Выпуск 1(8) 2015 - с. 13-15

9. Куликова Т.У. Проблемы социализации детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья / Т.У. Куликова, Т.О. Куликова, М.Н. Саввина и др. //Гуманитарные научные исследования. 2013. №12 [Электронныйресурс]. URL: http://humаn.snаukа.ru/2013/12/5358 (дата обращения: 12.11.2015).

10. Маляр К.В. Научные подходы в решении актуальных проблем развития детской паллиативной медицины /К.В. Маляр, О.В. Денисов, Л.А. Драчук // Здоровье населения промышленных моногородов: материалы междисциплинар. науч.-практ. конф. с междунар. участием: сб. статей. - Челябинск: АБРИС, 2014. - с. 138-142.

11. Пешиков О.В. Реализация приоритетного национального проекта "Здоровье" за 5 лет в Челябинской области / О.В. Пешиков //Медико-социальные аспекты оказания помощи пациентам с онкогематологической патологией: сб. материалов межрегион. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Челябинск: ПЦ "ПринтМед", 2010. - с. 136-139.

12. Пешикова М.В. Клинико-иммунологические особенности инфекционных осложнений у детей с острым лимфобластным лейкозом и не-В-клеточными неходжкинскими лимфомами, получающих химиотерапию по протоколу BFM-ALL-90(M): дис. ... канд. мед. наук. - Челябинск: ГОУ ВПО ЧелГМА, 2004.

13. Соболева Е.В. Анализ личностного ресурса студентов-первокурсников психологических специальностей /Е. В. Соболева // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №4 - [Электронный ресурс] - URL: http://www.science-education. ru/118-14405.

14. Соболева Е.В. Жизнестойкость как адаптационный ресурс иногородних студентов / Е.В. Соболева, О.А. Шумакова //Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2014.

- №2 (37). - с. 84-86.

15. Соболева Е.В Качество подготовки социальных работников в системе непрерывного образования. / Е.В. Соболева //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки.

- 2013. - Т. 5. - №2. - с. 129-135.

16. Соболева Е.В. Состояние проблемы развития личностного потенциала у психологов в отечественной психолого-педагогической теории и практики / Е.В. Соболева // Психология, социология и педагогика. - Июль 2014. -№7. - [Электронный ресурс] - URL: http://psyсhоlоgy.snаukа.ru/2014/07/3425.

17. Соболева Е.В. Субъективные факторы психической адаптации студентов в новой личностно значимой социальной ситуации /Е.В. Соболева //Психология обучения. - 2014. - №06. - с. 74-80.

18. Шумаков В.А. Актуальные проблемы синергетической интерпретации эвристической интуиции / В.А. Шумаков // Современные гуманитарные исследования. - 2006. - №6. - с. 67.

19. Шумаков В.А. Моделирование компетентностно ориентированного занятия / В.А. Шумаков // В сборнике: Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации Материалы II Всероссийской (V внутривузовской) научно-практической конференции, посвященной дню российской науки. - 2014. - с. 132-136.

20. Шумаков В.А. Эвристическая интуиция в свете общих методологических идей синергетики: автореф. дис. ... филос. наук /В.А. Шумаков. - Челябинск, 2007

21. Шумакова О.А. Сущность и особенности базовой культуры психолога образования с родителями / О.А. Шумакова //Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2011.

- №1 (15). - с. 149-151.

22. Peshikova M.V. Etiology and structure of infectious complications of cytostatic therapy in children with acute lymphoblastic leukemia and non-B-cell non-Hodgkin lymphomas /M.V. Peshikova, I.I. Dolgushin, N.N. Rusanova //Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии. - 2002. - №1. - с. 70-71.

SOCIALLY-PSYCHOLOGICAL FACTORS REHABILITATION OF DISSABLE CHILDREN IN

CHELYABINSK*

M.A. MIGUNOVA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia E.SH. KURMAKAEVA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia e-mail: kurmakaeva_elvira@mail.ru

Abstract

The article reveals the problem of rehabilitation of children with disabilities are identified and characterized by social and psychological factors of rehabilitation of disabled children, analyzed the work centers to support children with disabilities in the city of Chelyabinsk.

Keywords: children with disabilities, social and psychological factors, support for disabled children, rehabilitation of disabled children in the city of Chelyabinsk.

* Научный руководитель: ст. преподаватель, к.псх.н. Соболева Е.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.