УДК 364.262.2 ББК 5
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ: СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ ИНКЛЮЗИЯ ИНВАЛИДОВ С ПАТОЛОГИЕЙ СЛУХА
О.А. ШУМАКОВА, ГБОУВПО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия
e-mail: [email protected]
Аннотация
Данная статья посвящена социологическим исследованиям социальной трудовой инклюзии инвалидов с патологией слуха. Приведены статистические данные по данной проблематике.
Ключевые слова: социально-трудовая инклюзия, инвалиды с патологией слуха, инвалидность, патология.
Актуальность. Повышенное внимание к инвалидам с патологией слуха характерно для гуманного демократического общества. В "Декларации о правах инвалидов" даётся четкое понятие определения "инвалид" - это некое лицо, неспособное самостоятельно
обеспечивать частично и/или полностью потребности своей социальной жизни в силу некоторых недостатков физических и умственных способностей.
Многочисленные объекты инфраструктуры, которые воспринимаются с помощью слуха, для глухих становятся малодоступными, особое значение приобретают проблемы социальной адаптации и изоляции этой категории населения.
Развитие речи у слабослышащих людей в основном зависит от времени возникновения слухового дефекта и от условий развития человека. Очень важно как можно раньше начать развитие способности к общению, так как это поможет установить контакты между людьми и стать полноценным членом общества.
В случае потери слуха у ребенка до 60 дБ, то рекомендуется обучаться в обычной общеобразовательной школе (используя слуховой аппарат) [2, 3, 4].
В России для детей с инвалидностью создано инклюзивное образование, школы, где совместно обучаются здоровые дети и дети с ограничениями физического развития [1]. Инклюзивное образование регулируется "Конституцией Российской Федерации", "Конвенцией о правах ребенка", Федеральными законами "Об образовании" и "О социальной защите инвалидов в РФ".
В Челябинске существуют школы, которые внедрили инклюзивное образование: №73 и №39. А также специализированные,
узкопрофильные школы: школа-интернат №10 для глухих детей и школа-интернат №12 для слабослышащих.
Согласно закону "Об образовании" профессиональное образование инвалидов с патологией слуха проводится в образовательных учреждениях самых разных уровней и типов.
Государственная поддержка обеспечивает учащихся бесплатным или на льготных условиях обучением, а также создает возможность обеспечить услуги
сурдопереводчиков (Постановление №608 от 25.09.2007 года "О порядке предоставления инвалидам услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу)"). Получение высшего профессионального образования гарантируется Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном
образовании".
Закон предусматривает не конкурсное поступление (при условии успешной сдачи вступительных испытаний), если нет противопоказаний по заключению МСЭ. Стипендия назначается всем инвалидам при условии успешной сдачи всех экзаменов в период сессии. Все льготы для инвалидов с патологией слуха сохраняются при обучении в специализированных учреждениях
профессионального образования, плюс они находятся на полном государственном обеспечении.
Получение профессиональной подготовки связано с дальнейшим их трудоустройством [5, 6, 7]. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривает: осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных организаций, которые
применяют труд инвалидов; установление для организации независимо от их организационно-правовых форм собственности квоты для приема на работу инвалидов; создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов; резервирование рабочих мест по профессиям, которые подходят для трудоустройства инвалидов; создание инвалидам условий труда в соответствии с ИПР; организацию переобучения инвалидов новым, имеющим спрос профессиям.
В Челябинске принимают на работу инвалидов с патологией слуха следующие предприятия: Челябинский тракторный завод, Челябинский металлургический комбинат, а также различные частные организации.
Следующие нормы можно отнести к гарантиям занятости инвалидов с патологией слуха: предоставление ежегодного отпуска не менее 30 календарных дней из расчета по шестидневной рабочей неделе; привлечение к сверхурочным работам, работам в выходные дни, ночное время только с согласия инвалида, но только при отсутствии медицинских противопоказаний.
В данное время в городе Челябинске в области социальной интеграции инвалидов с патологией слуха достигнуты следующие результаты: внедрен в практику механизм разработки и реализации ИПР, при этом осуществляется межведомственная
координация деятельности по реализации ИПР и по профилактике первичной инвалидности;
ежегодно проводятся массовые и культурно-спортивные мероприятия в Международный день инвалидов; создано и интенсивно проводит работу организация "Общество глухих", где инвалиды с патологией слуха могут получить помощь по интересу (трудоустройство, профессиональная переподготовка, посещение кружков, секций); осуществляется
взаимодействие с общественными
объединениями инвалидов на основе равноправного партнерства и оказания материальной поддержки; ЧелГу в 2014 году признан методическим центром России по инклюзивному образованию инвалидов.
Общество в целом готово к сближению и активному участию инвалидов во всех сферах жизни.
Проблема социально-трудовой инклюзии инвалидов, по моему мнению, является актуальной. Трудовая деятельность является способом экономически обеспечить своё существование, позволяет каждому человеку уважать себя и является фактором приобщения к социуму.
Выводы. Как показывает наше исследование у инвалидов с патологией слуха, есть большое желание получать профессию, устраиваться на работу и быть полезными. Но не всегда это бывает просто, существуют трудности, с которыми сталкивается большинство инвалидов, поэтому нуждаются в поддержке со стороны государства.
Список литературы
1. Андреева А.С. Роль семьи в самоопределении и социальной адаптации студента высшего учебного заведения /А.С. Андреева, О.А. Качанова // Оздоровление общества на основе укрепления института семьи и семейных ценностей : междунар. науч.-практ. конф. : сб. статей. - Челябинск: Издательство Общество с ограниченной ответственностью "Край Ра", 2015. - с. 12-18.
2. Андреева А.С. Роль семьи в формировании личности ребенка /А.С. Андреева // Оздоровление общества на основе укрепления института семьи и семейных ценностей : междунар. науч.-практ. конф. : сб. статей. - Челябинск: Издательство Общество с ограниченной ответственностью "Край Ра", 2015. - с. 6-11.
3. Андреева А.С. Эмпирическое исследование ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста, проживающих в сельской местности / А. С. Андреева // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области : Психолого-социальная и медико-реабилитационная поддержка незащищенных слоев населения : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых. - 2013. - № 1 (3). - с. 12-15.
4. Драчук Т.Э. Профилактика тревожных расстройств у детей в условиях психотерапевтического кабинета детской поликлиники / Т.Э. Драчук, Л.А. Драчук, М.В. Пешикова //Педиатрический вестник Южного Урала. - 2015. - № 2. - c. 24-28.
5. Паточкина Н.А. Инновационный потенциал преподавателя как основа инновационной деятельности ВУЗа / Н.А. Паточкина, Е.В. Соболева // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации : IIВсерос. (Vвнутривуз.) науч.-практ. конф., посвящ. Дню Российской науки : сб. материалов. - Челябинск, 2014. - с. 80-82.
6. Соболева Е.В. Анализ личностного ресурса студентов-первокурсников психологических специальностей [Электронный ресурс] / Е.В. Соболева // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №4 - URL: http://www.science-education. ru/118-14405.
7. Соболева Е.В Качество подготовки социальных работников в системе непрерывного образования. / Е.В. Соболева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2013. - Т. 5, № 2. - с. 129-135. - (Сер. "Образование. Педагогические науки ").
SOCIOLOGICAL RESEARCH PROBLEMS: SOCIAL AND LABOR INCLUSION OF PERSONS WITH DISABILITIES WITH HEARING DISORDERS
O.A. SHUMAKOVA SUSMU, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected]
Abstract
This article is devoted to sociological studies of social and labor inclusion of persons with disabilities with hearing disorders. The statistical data on these issues.
Keywords: social and labor inclusion, disabled people with hearing disorders, disability, pathology.