Научная статья на тему 'Социологические исследования проблемы: социально-трудовая инклюзия инвалидов с патологией слуха'

Социологические исследования проблемы: социально-трудовая инклюзия инвалидов с патологией слуха Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
238
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ ИНКЛЮЗИЯ / ИНВАЛИДЫ С ПАТОЛОГИЕЙ СЛУХА / ИНВАЛИДНОСТЬ / ПАТОЛОГИЯ / SOCIAL AND LABOR INCLUSION / DISABLED PEOPLE WITH HEARING DISORDERS / DISABILITY / PATHOLOGY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шумакова О. А.

Анная статья посвящена социологическим исследованиям социальной трудовой инклюзии инвалидов с патологией слуха. Приведены статистические данные по данной проблематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шумакова О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL RESEARCH PROBLEMS: SOCIAL AND LABOR INCLUSION OF PERSONS WITH DISABILITIES WITH HEARING DISORDERS

This article is devoted to sociological studies of social and labor inclusion of persons with disabilities with hearing disorders. The statistical data on these issues.

Текст научной работы на тему «Социологические исследования проблемы: социально-трудовая инклюзия инвалидов с патологией слуха»

УДК 364.262.2 ББК 5

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ: СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ ИНКЛЮЗИЯ ИНВАЛИДОВ С ПАТОЛОГИЕЙ СЛУХА

О.А. ШУМАКОВА, ГБОУВПО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия

e-mail: [email protected]

Аннотация

Данная статья посвящена социологическим исследованиям социальной трудовой инклюзии инвалидов с патологией слуха. Приведены статистические данные по данной проблематике.

Ключевые слова: социально-трудовая инклюзия, инвалиды с патологией слуха, инвалидность, патология.

Актуальность. Повышенное внимание к инвалидам с патологией слуха характерно для гуманного демократического общества. В "Декларации о правах инвалидов" даётся четкое понятие определения "инвалид" - это некое лицо, неспособное самостоятельно

обеспечивать частично и/или полностью потребности своей социальной жизни в силу некоторых недостатков физических и умственных способностей.

Многочисленные объекты инфраструктуры, которые воспринимаются с помощью слуха, для глухих становятся малодоступными, особое значение приобретают проблемы социальной адаптации и изоляции этой категории населения.

Развитие речи у слабослышащих людей в основном зависит от времени возникновения слухового дефекта и от условий развития человека. Очень важно как можно раньше начать развитие способности к общению, так как это поможет установить контакты между людьми и стать полноценным членом общества.

В случае потери слуха у ребенка до 60 дБ, то рекомендуется обучаться в обычной общеобразовательной школе (используя слуховой аппарат) [2, 3, 4].

В России для детей с инвалидностью создано инклюзивное образование, школы, где совместно обучаются здоровые дети и дети с ограничениями физического развития [1]. Инклюзивное образование регулируется "Конституцией Российской Федерации", "Конвенцией о правах ребенка", Федеральными законами "Об образовании" и "О социальной защите инвалидов в РФ".

В Челябинске существуют школы, которые внедрили инклюзивное образование: №73 и №39. А также специализированные,

узкопрофильные школы: школа-интернат №10 для глухих детей и школа-интернат №12 для слабослышащих.

Согласно закону "Об образовании" профессиональное образование инвалидов с патологией слуха проводится в образовательных учреждениях самых разных уровней и типов.

Государственная поддержка обеспечивает учащихся бесплатным или на льготных условиях обучением, а также создает возможность обеспечить услуги

сурдопереводчиков (Постановление №608 от 25.09.2007 года "О порядке предоставления инвалидам услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу)"). Получение высшего профессионального образования гарантируется Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном

образовании".

Закон предусматривает не конкурсное поступление (при условии успешной сдачи вступительных испытаний), если нет противопоказаний по заключению МСЭ. Стипендия назначается всем инвалидам при условии успешной сдачи всех экзаменов в период сессии. Все льготы для инвалидов с патологией слуха сохраняются при обучении в специализированных учреждениях

профессионального образования, плюс они находятся на полном государственном обеспечении.

Получение профессиональной подготовки связано с дальнейшим их трудоустройством [5, 6, 7]. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривает: осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных организаций, которые

применяют труд инвалидов; установление для организации независимо от их организационно-правовых форм собственности квоты для приема на работу инвалидов; создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов; резервирование рабочих мест по профессиям, которые подходят для трудоустройства инвалидов; создание инвалидам условий труда в соответствии с ИПР; организацию переобучения инвалидов новым, имеющим спрос профессиям.

В Челябинске принимают на работу инвалидов с патологией слуха следующие предприятия: Челябинский тракторный завод, Челябинский металлургический комбинат, а также различные частные организации.

Следующие нормы можно отнести к гарантиям занятости инвалидов с патологией слуха: предоставление ежегодного отпуска не менее 30 календарных дней из расчета по шестидневной рабочей неделе; привлечение к сверхурочным работам, работам в выходные дни, ночное время только с согласия инвалида, но только при отсутствии медицинских противопоказаний.

В данное время в городе Челябинске в области социальной интеграции инвалидов с патологией слуха достигнуты следующие результаты: внедрен в практику механизм разработки и реализации ИПР, при этом осуществляется межведомственная

координация деятельности по реализации ИПР и по профилактике первичной инвалидности;

ежегодно проводятся массовые и культурно-спортивные мероприятия в Международный день инвалидов; создано и интенсивно проводит работу организация "Общество глухих", где инвалиды с патологией слуха могут получить помощь по интересу (трудоустройство, профессиональная переподготовка, посещение кружков, секций); осуществляется

взаимодействие с общественными

объединениями инвалидов на основе равноправного партнерства и оказания материальной поддержки; ЧелГу в 2014 году признан методическим центром России по инклюзивному образованию инвалидов.

Общество в целом готово к сближению и активному участию инвалидов во всех сферах жизни.

Проблема социально-трудовой инклюзии инвалидов, по моему мнению, является актуальной. Трудовая деятельность является способом экономически обеспечить своё существование, позволяет каждому человеку уважать себя и является фактором приобщения к социуму.

Выводы. Как показывает наше исследование у инвалидов с патологией слуха, есть большое желание получать профессию, устраиваться на работу и быть полезными. Но не всегда это бывает просто, существуют трудности, с которыми сталкивается большинство инвалидов, поэтому нуждаются в поддержке со стороны государства.

Список литературы

1. Андреева А.С. Роль семьи в самоопределении и социальной адаптации студента высшего учебного заведения /А.С. Андреева, О.А. Качанова // Оздоровление общества на основе укрепления института семьи и семейных ценностей : междунар. науч.-практ. конф. : сб. статей. - Челябинск: Издательство Общество с ограниченной ответственностью "Край Ра", 2015. - с. 12-18.

2. Андреева А.С. Роль семьи в формировании личности ребенка /А.С. Андреева // Оздоровление общества на основе укрепления института семьи и семейных ценностей : междунар. науч.-практ. конф. : сб. статей. - Челябинск: Издательство Общество с ограниченной ответственностью "Край Ра", 2015. - с. 6-11.

3. Андреева А.С. Эмпирическое исследование ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста, проживающих в сельской местности / А. С. Андреева // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области : Психолого-социальная и медико-реабилитационная поддержка незащищенных слоев населения : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых. - 2013. - № 1 (3). - с. 12-15.

4. Драчук Т.Э. Профилактика тревожных расстройств у детей в условиях психотерапевтического кабинета детской поликлиники / Т.Э. Драчук, Л.А. Драчук, М.В. Пешикова //Педиатрический вестник Южного Урала. - 2015. - № 2. - c. 24-28.

5. Паточкина Н.А. Инновационный потенциал преподавателя как основа инновационной деятельности ВУЗа / Н.А. Паточкина, Е.В. Соболева // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации : IIВсерос. (Vвнутривуз.) науч.-практ. конф., посвящ. Дню Российской науки : сб. материалов. - Челябинск, 2014. - с. 80-82.

6. Соболева Е.В. Анализ личностного ресурса студентов-первокурсников психологических специальностей [Электронный ресурс] / Е.В. Соболева // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №4 - URL: http://www.science-education. ru/118-14405.

7. Соболева Е.В Качество подготовки социальных работников в системе непрерывного образования. / Е.В. Соболева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2013. - Т. 5, № 2. - с. 129-135. - (Сер. "Образование. Педагогические науки ").

SOCIOLOGICAL RESEARCH PROBLEMS: SOCIAL AND LABOR INCLUSION OF PERSONS WITH DISABILITIES WITH HEARING DISORDERS

O.A. SHUMAKOVA SUSMU, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected]

Abstract

This article is devoted to sociological studies of social and labor inclusion of persons with disabilities with hearing disorders. The statistical data on these issues.

Keywords: social and labor inclusion, disabled people with hearing disorders, disability, pathology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.