Научная статья на тему 'Развитие личностного потенциала детей-инвалидов как фактор развития личности'

Развитие личностного потенциала детей-инвалидов как фактор развития личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1179
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕБЕНОК-ИНВАЛИД / ФАКТОР РАЗВИТИЯ / ОБЩЕСТВО / ОТНОШЕНИЕ / УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гарибли Ш.И., Костенкова А.А.

В статье освещаются проблемы развития личностного потенциала детей-инвалидов, факторов и условий развития личности. Отношение к детям-инвалидам со стороны окружающего общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of personal potential DISABLED CHILDREN AS A FACTOR OF PERSONALITY

The article highlights the problems of development of individual potential of children with disabilities, factors and conditions of development of personality. The attitude towards children with disabilities from the surrounding society.

Текст научной работы на тему «Развитие личностного потенциала детей-инвалидов как фактор развития личности»

УДК 159.9.316.6 ББК Ю9

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ КАК ФАКТОР

РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

ГАРИБЛИ Ш.И., КОСТЕНКОВА А.А. ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия e-mail: garibli96@mail.ru

Аннотация

В статье освещаются проблемы развития личностного потенциала детей-инвалидов, факторов и условий развития личности. Отношение к детям-инвалидам со стороны окружающего общества.

Ключевые слова: личностный потенциал, ребенок-инвалид, фактор развития, общество, отношение, условия.

Актуальность проблемы изучения возможностей развития личности ребенка-инвалида наличием в обществе значительного количества лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности. В России, как и во всем мире, также наблюдается рост числа инвалидов, превращение их во все более значительную в количественном отношении социальную группу.

Потенциал личности - способность человека к умножению своих внутренних возможностей, в первую очередь - способность к развитию. В личностный потенциал входит: здоровье психическое, душевное, личностное и психологическое, смысловое наполнение жизни, интеллект общий и эмоциональный, когнитивный аспект [7].

Но для детей-инвалидов можно выделить несколько особенных факторов, которые затрудняют развитие личности, это социальная и биологическая среда. В социальной среде ребенку-инвалиду необходима помощь со стороны людей. А в биологической - помощь для создания жизненно необходимых условий. В силу болезни, последствий травмы, врожденного дефекта можно сказать о том, что личностный потенциал ребенка-инвалида несколько ниже, это и отличает его от потенциала здорового ребенка. Условия, создаваемые вокруг ребенка либо его социализируют, либо ресоциализируют, в последнем же случае возможно разрушение социальных связей и изменение прежнего социального статуса. Причем, ресоциализация возможна только в случае прерывания нормальной жизнедеятельности, в случае травмы либо серьезной болезни, мешающей

вести ребенку прежний образ жизни. Поэтому для построения реализации личностного потенциала лиц с ограниченными возможностями нужно стремиться к созданию условий для адекватной социализации детей-инвалидов в социальной среде [2].

Для полноценного развития личности таким детям необходимо особое воспитание, обучение, особые комфортные условия для полноценного развития личностных потенциальных ресурсов и способов совладания с трудными жизненными ситуациями [6, 8], в том числе жизнестойкости как фактора развития личности в особенности детей с ограниченными возможностями здоровья [1, 9, 10]. А также большое внимание, забота и любовь со стороны родных и близких людей [4].

Также остро стоит вопрос о государственной поддержке семьям с детьми-инвалидами. Создание системы ранней помощи в Российской Федерации соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка, в части создания комфортной и доброжелательной для жизни среды, обеспечения доступности и качества дошкольного образования для детей-инвалидов, детей с ограничениями жизнедеятельности, но не имеющих статуса ребенка-инвалида, детей из групп риска, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся в социально опасном положении [5].

С принятием нового федерального закона "Об образовании в РФ" (от 29.12.2012 №273-Ф3) появилась законодательная база для интегрированного и инклюзивного подходов в

обучении детей с ограниченными возможностями здоровья [11].

Все это говорит о причастности государства к проблеме становления личности ребенка-инвалида, о создании комфортных условий и для решения социальных и биологических барьеров для особой группы детей.

Существуют два фактора развития личности детей с ограниченными возможностями, в которых немало важную роль играет семья, с которой взаимодействует психолог [12]. Первый фактор связан с процессом воспитания в детях умения принять себя и свое физическое состояние. Необходимо словами и поступками подтверждать, как он любим и ценен, что он не одинок и рядом с ним есть люди, которые всегда ему помогут в сложной жизненной ситуации. Нежелательно создавать больничные условия, тем самым напоминая ему госпиталь, а не его родной дом.

Второй фактор также связан с умением воспитывать у детей-инвалидов адекватного восприятия окружающих. Изоляция от общества не является верным путем решения проблемы. Дети с ограниченными возможностями также должны гулять, общаться со сверстниками, слушать музыку, читать книги, тем самым познавая для себя что-то новое. Для ребенка-инвалида сложно просить помощи у знакомых и родных людей, поэтому важно обучить этому в раннем детстве. Ведь способность обращаться за помощью это не только желание и умение просить и принимать, но и способность доверять людям, возможность непринужденного общения с другими, что способствует развитию себя как личности. А также одним из главных аспектов является вера в себя, что поможет в будущем осилить любые трудности.

Еще одним фактором развития потенциала личности у детей-инвалидов является творческая деятельность. Творчество, в широком смысле, - это деятельность, направленная на создание нового и неповторимого. То есть по сути это деятельность, позволяющая в той или иной форме выразить свою неповторимую уникальную личность, ведь личность каждого человека уникальна. Это и есть не что иное как деятельность, раскрывающая потенциал личности. Под творчеством не обязательно подразумевается создание картин, романов или музыки. Элементы творчества могут присутствовать во всем - в приготовлении пищи, выполнении любой, даже рутинной, работы, общении с людьми, даже в мытье полов. В творческом порыве ребенок исследует мир и этот импульс любознательности, эта энергия дерзновения и деятельность под ее воздействием, развивает и обогащает гораздо больше, чем академическое обучение с самым сильным педагогом. Конечно, большая заслуга в приобщении ребенка к творчеству принадлежит коррекционным психологам, которые направляют ребенка, исходя из его личностных особенностей, создавая условия для развития

[3].

Таким образом, дети-инвалиды имеют различные ограничения здоровья, что в свою очередь сказывается на их психической и социальной жизни. Но комплексная работа родителей психологов и педагогов создает условия для раскрытия и развития личностного потенциала детей и положительно влияет на их психологическое состояние.

Список литературы

1. Авдеенко А.С. Особенности проявления жизнестойкости человека в трудных жизненных обстоятельствах / А.С. Авдеенко //Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016 - Т. 4 №2 (13). - с. 29-31.

2. Батуева С.В. Деструктивные психологические защиты личности, как индикатор неблагополучия социальной среды / С.В. Батуева // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016. - Т. 2. №1 (12). - с. 36.

3. Долгова В.И. Коррекционно-развивающая деятельность специального психолога: современные психологические и педагогические технологии: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.И. Долгова, Е.Г. Капитанец, О.А. Шумакова. - Челябинск, 2008 - 118 с.

4. Долгова В.И. Психолого-педагогическое сопровождение детско-родительских отношений: монография / В.И. Долгова, Е.Г. Капитанец, О.А. Кондратьева, О.А. Шумакова. - Москва, 2012. - 152 с.

5. Евтушенко И.В. Особенности разработки программы ранней помощи и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей / И.В. Евтушенко, И.Ю. Левченко, Л.П. Фальковская // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №. 6. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23501 (дата обращения: 26.01.2017).

6. Сероусова О.В. Копинг-стратегии, стресс и алексетимия у больных мигренью / О.В. Сероусова, М.И. Карпова, А.И. Долгушина и др. // Уральский медицинский журнал. - 2015. - №2 (125). - с. 57-61.

7. Соболева Е.В. Когнитивный аспект личностного потенциала психолога / Е.В. Соболева // Психология, социология и педагогика. - 2014. - №9 (36). - с. 68-71.

8. Соболева Е.В. Обучение стратегиям совпадающего поведения / Е.В. Соболева, О.А. Шумакова // Медицинская помощь при тяжелой термической травме (уроки ашинской катастрофы 1989 года): матер. междунар. научно-практич. конфер. - Челябинск, 2014. - с. 105-108

9. Соболева Е.В. Феномен жизнестойкости в зарубежных и отечественных исследованиях / Е.В. Соболева, О.А. Шумакова //Современные научные исследования и инновации. - 2014. - №5-2 (37). - С. 53.

10. Соболева Е.В. Hardiness in the psychologist / Е.В. Соболева // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. - 2014. - №1 (14). - с. 91-94.

11. Шипицына Л.М. Специальная психология в решении задач инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья /Л.М. Шипицына //Редакционная коллегия. - 2015. - №3 - с. 256.

12. Шумакова О.А. Сущность и особенности базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями / О.А. Шумакова // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2011. - №3 (17). - с. 92-94.

DEVELOPMENT OF PERSONAL POTENTIAL DISABLED CHILDREN AS A FACTOR OF

PERSONALITY*

GARIBLI S.I., KOSTENKOVA A.A. FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia e-mail: garibli96@mail.ru

Abstract

The article highlights the problems of development of individual potential of children with disabilities, factors and conditions of development of personality. The attitude towards children with disabilities from the surrounding society.

Keywords: personal potential, a child with a disability, a factor of development, society, attitude, condition.

* Научные руководители: д.псих.н., доц. Шумакова О.А., к.псих.н., доц. Соболева Е.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.