Научная статья на тему 'Участие студентов факультета клинической психологии в проекте "Равный равному" как условие профессионально-личностного развития'

Участие студентов факультета клинической психологии в проекте "Равный равному" как условие профессионально-личностного развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ "РАВНЫЙ РАВНОМУ" / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / СТУДЕНТ / ИНКЛЮЗИВНЫЙ КЛУБ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукиных А. А., Дюкарева Н. Д., Гуненкова П. В.

В статье рассматривается участие студентов факультета клинической психологии в проекте "Равный равному". Опыт участия в проекте позволил студентам проявить и себя и получить неоценимый опыт взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья, расширить свое профессиональное развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Participation of students Faculty of Clinical Psychology in the project "PEER" AS A CONDITION professional-personal development

The article deals with the participation of students of the Faculty of Clinical Psychology in the project "Peer". Experience in the project allowed students to express themselves and to receive invaluable experience interacting with people with disabilities, to expand their professional development.

Текст научной работы на тему «Участие студентов факультета клинической психологии в проекте "Равный равному" как условие профессионально-личностного развития»

УДК 37.015.31 ББК Ю9

УЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В ПРОЕКТЕ "РАВНЫЙ РАВНОМУ" КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО

РАЗВИТИЯ

ЛУКИНЫХ А.А., ДЮКАРЕВА Н.Д., ГУНЕНКОВА П.В. ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия e-mail: [email protected]

Аннотация

В статье рассматривается участие студентов факультета клинической психологии в проекте "Равный равному". Опыт участия в проекте позволил студентам проявить и себя и получить неоценимый опыт взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья, расширить свое профессиональное развитие.

Ключевые слова: проект "Равный равному", профессионально-личностное развитие, студент, инклюзивный клуб.

Актуальность. Победи свой страх, выйди из дома, сломай стереотипы, измени свою жизнь -вот девиз клуба "Наше место". Он существует в Челябинске уже три года и пока остается единственным в России инклюзивным клубом. Здесь встречаются и общаются на равных люди с разными физическими возможностями. Они танцуют, поют, занимаются спортом, ходят в горы, пишут статьи и стихи. Люди в инвалидных колясках, слабо видящие и слабо слышащие или не видящие и не слышащие совсем, оказываясь рядом с физически здоровыми, сильными, молодыми и щедрыми на доброту и идеи друзьями, обретают крылья. И тогда их мечты сбываются.

В марте, в Челябинске состоялось открытие первого молодежного инклюзивного проекта "Равный равному". Несколько сотен молодых людей с разными физическими возможностями объединились чтобы вместе создать мир, в котором нет границ.

Это мероприятие стало точкой отсчета для всех участников проекта. В течение года нам предстояло создавать репортажи, изучать историю родного края, снимать видеоролики, участвовать в адаптивных и реабилитационных программах, направленных на избавление от деструктивных защитных механизмов, выработки стратегий совладающего поведения [8], повышение уровня жизнестойкости [11, 12], повышения адаптации [3] и снижения ситуативной тревожности [1, 2] учить язык жестов под руководством опытных профессионалов-практиков, кураторов проекта,

а так же участвовать в направлении "Перезагрузка"

Проект "Равный равному" поддержали министерство социальных отношений Челябинской области, министерство образования и науки, управление молодежной политики, телеканал "ОТВ", портал 74. ру, государственный архив и публичная библиотека Челябинской области.

"Для Клуба "Наше место" проект "Равный равному" - новая веха, новый этап. К нашей идее, которая может показаться смелой, уже подключились больше сотни студентов, которым не все равно, каким будет наше общество в будущем. Причем многие из этих ребят не являются волонтерами и ранее не занимались добровольческой деятельностью, а сейчас готовы стать участниками команд, в которых молодые инвалиды и обычная молодежь будут взаимодействовать на равных!" - рассказала руководитель клуба " Наше место" Мария Дусмухаметова. Среди тех, кто принимал активное участие в проекте, были студенты клинической психологии ЮУГМУ. Для наших студентов это стало толчком для развития профессионально важных качеств, умений и навыков которые пригодятся в их будущей профессиональной деятельности [7].

Студенты факультета клинической психологии активно включились в работу. Перспективы развития данного проекта их сразу заинтересовали, ведь благодаря ему открывались огромные возможности для жизни

и творчества сотни людей как с ограниченными возможностями так и полностью здоровыми.

Все мы слышали о русском жестовом языке, и хоть раз в жизни сталкивались с ним, будь то на улице или в субтитрах по телевизору, но думаем, никто из вас никогда не сталкивался с английским жестовый, а если и есть такой человек среди вас, то мы смело можем назвать его счастливчиком.

За все три месяца работы студенты узнали много нового о жестовом английском, выучили достаточное количество слов для того, чтобы на базовом уровне общаться с иностранцами. А кульминацией направления стал клип на песню Макса Фадеева "Breach the line", где все желающие с нашего направления приняли участие в съёмке массовых сцен.

Вторым направлением, в котором студенты приняли участие, стала перезагрузка. Здесь участники проекта боролись со своими страхами, пытались выйти из своей зоны комфорта. Благодаря многочисленным тренингам участники познакомились с различными методиками и медитациями, с помощью которых познавали себя и окружающих.

Участие в проекте позволило студентам факультета клинической психологии перенять опыт ведущих специалистов области специальной психологии [4, 5, 6].

Изучать и применять различные методики с людьми с ограниченными возможностями. А также освоить опыт взаимодействия психолога с родителями таких детей [13].

В ходе проекта студенты клинической психологии развили профессионально важные качества, умения и навыки, которые пригодятся в нашей будущей профессиональной деятельности. В результате чего, достигли новых вершин, результатов, увеличили свой творческий и личностный потенциал [9, 10]. Все это способствовало профессионально-личностному развитию.

Как отмечал в своей личностной концепции С.Л Рубенштейн: "Личностью не рождаются -ею становятся". Действительно, каждый вид психических процессов, выполняя свою роль в жизни личности, в ходе деятельности переходит в свойства личности. Поэтому психические свойства личности - не изначальная данность; они формируются и развиваются в ходе деятельности.

Список литературы

1. Авдеенко А.С. Коррекционно-развивающая работа с тревожными детьми дошкольного возраста /А.С. Авдеенко // Педиатрический вестник Южного Урала. - 2016. - №1. - С. 27-29

2. Андреева А.С. Эмпирическое исследование ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста, проживающих в сельской местности / А.С. Авдеенко // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2013 - №1 (3). - С. 12-15.

3. Батуева С.В. Деструктивные психологические защиты личности, как индикатор неблагополучия социальной среды / С.В. Батуева // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2015 - Т. 2 №1 (12). - С. 37.

4. Долгова В.И. Коррекционно-развивающая деятельность специального психолога: современные психологические и педагогические технологии: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.И. Долгова, Е.Г. Капитанец, О.А. Шумакова - Челябинск, 2008 - 118 с.

5. Долгова В.И. Будущему специальному психологу: подготовка к итоговой аттестации: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений /В.И. Долгова, Л.В. Иванова, Е.Г. Капитанец, О.А. Шумакова - Челябинск, 2008. - 100 с.

6. Долгова В.И. Диагностико-аналитическая деятельность специального психолога: традиции и инновации: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.И. Долгова, Е.Г. Капитанец, О.А. Шумакова. -Челябинск, 2008. - 115 с.

7. Интернет-ресурс URL: http://gump74.ru/oblastnye-novosti/2016/03/04/proekt-ravnyj-ravnomu-zhdet-molodezh-chelyabinska-na-otkrytii/ (дата обращения: 14.01.2017)

8. Соболева Е.В. Обучение стратегиям совпадающего поведения / Е.В. Соболева, О.А. Шумакова // В сборнике: Медицинская помощь при тяжелой термической травме (уроки ашинской катастрофы 1989 года) Материалы международной научно-практической конференции. - 2014. - С. 105-108.

9. Соболева Е.В. Когнитивный аспект личностного потенциала психолога / Е.В. Соболева // Психология, социология и педагогика. - 2014. - №9 (36). - С. 68-71.

10. Соболева Е.В. Развитие личностного потенциала будущего психолога в образовательном процессе вуза / Е.В. Соболева // диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07. - Екатеринбург, 2014 - 199 с.

11. Соболева Е.В. Hardiness in the psychologist / Е.В. Соболева // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. - 2014. - №1 (14). - С. 91-94.

12. Соболева Е.В. Феномен жизнестойкости в зарубежных и отечественных исследованиях / Е.В. Соболева, О.А. Шумакова //Современные научные исследования и инновации. - 2014. - №5-2 (37). - С. 53.

13. Шумакова О.А. Сущность и особенности базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями / О.А. Шумакова // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2011. - №3 (17). - С. 92-94.

PARTICIPATION OF STUDENTS FACULTY OF CLINICAL PSYCHOLOGY IN THE PROJECT "PEER" AS A CONDITION PROFESSIONAL-PERSONAL DEVELOPMENT*

LUKINYX, A.A., DYUKAREVA N.D., GUNENKOVA P.V. FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected]

Abstract

The article deals with the participation of students of the Faculty of Clinical Psychology in the project "Peer". Experience in the project allowed students to express themselves and to receive invaluable experience interacting with people with disabilities, to expand their professional development.

Keywords: project "Peer", professional and personal development of the student, an inclusive club.

* Научные руководители: д.псих.н., доц. Шумакова О.А., к.псих.н., доц. Соболева Е.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.