Научная статья на тему 'Исследование коллективной сплоченности студентов-первокурсников в вузе'

Исследование коллективной сплоченности студентов-первокурсников в вузе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1214
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / СТУДЕНЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ГРУППА / КОЛЛЕКТИВНАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Авдеенко А.С.

Возникновение студенческого коллектива результат воспитательной и организационно-управленческой работы. Это организованная для совместной деятельности группа и сближающая людей для выполнения полезно-значимой работы. Исследование коллективной сплоченности студентов является актуальной проблемой в настоящее время, и в результате было проведено исследование по данной проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF COLLECTIVE COHESION STUDENTS FRESHMEN IN HIGH SCHOOL

The emergence of the student collective result of educational, organizational and administrative work. This is an organized group to work together and bring people together to perform useful, meaningful work. The study of collective solidarity of students is an urgent problem at the moment, and as a result of a study on this issue.

Текст научной работы на тему «Исследование коллективной сплоченности студентов-первокурсников в вузе»

УДК 159.9.072 ББК 88

ИССЛЕДОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОЙ СПЛОЧЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-

ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗЕ

АВДЕЕНКО А.С. ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия e-mail: alenochka337@mail.ru

Аннотация

Возникновение студенческого коллектива результат воспитательной и организационно-управленческой работы. Это организованная для совместной деятельности группа и сближающая людей для выполнения полезно-значимой работы. Исследование коллективной сплоченности студентов является актуальной проблемой в настоящее время, и в результате было проведено исследование по данной проблеме.

Ключевые слова: студент, студенческий коллектив, группа, коллективная сплоченность, социально-психологический климат.

Актуальность. Период студенчества можно назвать прогрессивной, интеллектуальной и творчески развитой частью молодежи, которое является важным фактором духовного, экономического и политического

преобразования российского общества.

Одним из важнейших шагов воспитания студенчества является формирование сплоченного коллектива со значимыми целями и органами самоуправления. Как правило, сплоченный студенческий коллектив имеет силу и может стать источником различных преобразований действительности.

Первый курс является начальным периодом формирования студенческого коллектива. Поэтому именно в этот период необходимо заложить основы для формирования единого сплоченного коллектива. Это позволит студентам-первокурсникам более

конструктивно организовать совместную деятельность, что напрямую влияет на качество усвоения профессиональных знаний, умений и навыков [6, 7, 8].

Изучая студента как личность, возраст 17-18 лет - это время наиболее активного развития эстетических и нравственных чувств, стабилизация и становление характера, овладение комплексом различных социальных ролей взрослого. Этот возраст характерен также тем, что достигается развитие физических и интеллектуальных сил. Но также могут проявляться противоречия между

возможностями и реальной действительностью.

Поступление молодого человека в учебное заведение укрепляет веру молодого человека в свои способности и силы, порождает надежду на полную и интересную жизнь. Нередко на втором или третьем курсе может возникнуть вопрос о правильности сделанного выбора будущей профессии. И возможно только к концу третьего курса окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении.

Условием успешной деятельности студента является устранение ощущений внутреннего дискомфорта, освоение новых особенностей учебы. На младших курсах складывается студенческий коллектив, происходит осознание своего призвания к избранной профессии, формируются навыки и рациональной умственной деятельности, вырабатывается оптимальный режим досуга, быта, труда [9, 11, 12].

Возникновение студенческого коллектива результат воспитательной и организационно-управленческой работы. Это организованная для совместной деятельности группа и сближающая людей для выполнения полезно-значимой работы. Студенческие группы могут стать настоящими коллективами, потому что преподаватели совместно со специалистами деканата больше ориентируют студентов на хорошее усвоение знаний, умений и навыков в области будущей профессии. Основная задача воспитательного управления академическими группами как центрального звена микросреды вуза заключается в превращении каждой группы в настоящий коллектив и сохранении его до

конца обучения. Для реализации данной задачи необходимо направлять усилия профессорско-преподавательского состава и работников деканата [1, 2, 3, 4].

Существует много средств воспитательного воздействия на группу и управление ею: просьба, совет, внушение, пример, указание, доказательство, убеждение, поощрение, наказание, систематический контроль и другие. Нет только отрицательных и только положительных форм воздействия. Все зависит от ситуаций и стиля воздействия, положения и индивидуальных особенностей [5, 10].

Исследование коллективной сплоченности студентов является актуальной проблемой в настоящее время и в результате было проведено исследование по данной проблеме. В исследовании принимали участие студенты 1 курса в количестве 44 человека, в возрасте 17-19 лет.

Результаты диагностики по методике "Определение индекса групповой сплоченности Сишора" представлены на рисунке 1.

100%

80%

60%%

50%

40%%

25%

20%%

0%

" I

Высокий Выше Средний Ниже среднего среднего

Уровень групповой сплоченности

Рис. 1. Результаты по методике "Определение индекса групповой сплоченности Сишора"

50% (22 чел.) определили сплоченность своей группы как "средняя", для них характерно равнодушное отношение к группе, недовольство сплоченностью. 25% (11 чел.) определили сплоченность как " выше средней", для них характерна удовлетворенность сплоченностью, но есть некоторое недоверие к остальным членам коллектива. 15% (7 чел.) определили сплоченность группы как "высокая", для них характерна высокая степень удовлетворенности своей группой и ее сплоченностью. 10% (4 чел.) определили сплоченность группы как "ниже средней", для них характерно негативное отношение к группе, недовольство.

Результаты диагностики по методике "Уровень благоприятности социально-психологического климата" представлены на рисунке 2.

100% 80% | 60% | 40% к 20% 0%

1 ■

Низкий Средний Высокий

Уровень благоприятности СПК

Рис. 2. Результаты по методике "Уровень благоприятности социально-психологического климата"

22% (9 чел.) оценили уровень благоприятности СПК от -2 до 0, для них характерна неудовлетворенность социально-психологическим климатом в группе. 42% (19 чел.) оценили уровень благоприятности СПК от

0 до 1, для них характерно в большинстве сучаев равнодушное отношение к социально-психологическому климату в группе. 36% (16 чел.) оценили уровень благоприятности СПК от

1 и выше, для них характерна высокая удовлетворенность социально-психологическим климатом в группе.

По результатам методики "Определение опосредованной групповой сплоченности" (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева) опосредованная групповая сплоченность определяется по трем показателям:

1. Опосредованность групповой

сплоченности целями и задачами совместной деятельности.

Процент выборов, приходящихся на эмоциональные, деловые и моральные качества представлен на рисунке 5. Распределение количества испытуемых по данным качествам личности характеризуют опосредованность групповой сплоченности целями и задачами совместной деятельности.

42%

22%

100%

80%

60%

40%

56%

23%

И 20%

0%

21%

Высокий Сре

Низкий

социальной изолированности как "Средний", для них характерен нормальный уровень взаимодействия внутри коллектива, группы, поддерживают социальные контакты. 21% (9 чел.) оценили уровень социальной изолированности как "Низкий", для них характерно отсутствие проблем по взаимодействию внутри коллектива,

налаживания социальных контактов.

Результаты экспресс-диагностики уровня социальной фрустрированности (Л.И. Вассерман), представлены на рисунке 5.

Рис. 3. Результаты по методике "Определение опосредованной групповой сплоченности"

26% (13 чел.) сделали выбор в пользу деловых качеств, 31% (15 чел.) определили моральные качества, эмоциональные качества выбрали 43% (21 чел.). Подсчитывается общее количество выбранных качеств умножением числа испытуемых на 5. Вычисляется процент выборов, приходящихся на эмоциональные, деловые и моральные качеств (Д, М, Э). На основании подсчетов можно сделать вывод о низкой опосредованности групповой сплоченности целями и задачами совместной деятельности.

Результаты экспресс-диагностики уровня социальной изолированности личности (Д. Рассел и М. Фергюссон), представлены на рисунке 4.

Уровень социальной изолированности

Рис. 4. Результаты экспресс-диагностики уровня социальной изолированности личности (Д. Рассел и М. Фергюссон)

23% (10 чел.) оценили уровень социальной изолированности как " Высокий", для них характерно минимальное количество общения с коллективом или даже отсутствие социальных контактов. 56% (25 чел.) оценили уровень

Рис. 5. Результаты экспресс-диагностики уровня социальной фрустрированности (Л.И. Вассерман)

16% (7 чел.) оценили уровень социальной фрустрированности как "Очень высокий", для них характерно невозможность реализации своих актуальных социальных потребностей. 14% (6 чел.) оценили уровень социальной фрустрированности как "Повышенный", для них характерна низкая реализация своих актуальных социальных потребностей. 22% (10 чел.) оценили уровень социальной

фрустрированности как "Умеренный", для них характерна низкая реализация своих актуальных социальных потребностей. 45% (20 чел.) оценили уровень социальной

фрустрированности как "Очень низкий" и " Неопределенный", для них характерна нормальная реализация своих актуальных социальных потребностей. 3% (1 чел.) оценили уровень социальной фрустрированности как "Отсутствует", для них характерно отсутствие проблем по реализации своих актуальных социальных потребностей.

Таким образом, интегральная оценка групповой сплоченности и уровня развития коллектива показала, что сплоченность и развитие коллектива низкие. Несмотря на то, что

большинство коллектива удовлетворены социально-психологическим климатом в группе, есть и такие, кто выражают открытое недовольство отношениями в группе. На основании обобщения результатов диагностики по методикам можно сделать вывод о необходимости разработки и реализации

программы формирования коллективной сплоченности студентов-первокурсников в ВУЗе, т.к. низкий уровень коллективной сплоченности неблагоприятно влияет на профессиональное и личностное развитие каждого отдельного члена коллектива.

Список литературы

1. Авдеенко А.С. Психологическая адаптация студентов вуза /А.С. Авдеенко // Совет молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016 - Т. 4 - №2 (13). - с. 4-8.

2. Авдеенко А. С. Подготовка студентов-психологов к информированию социума о значимых социально-психологических проблемах и способах их решения / А.С. Авдеенко, Е.В. Соболева // Совет молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016- Т. 4 - №2 (13). - с. 37-39.

3. Авдеенко А.С. Особенности проявления жизнестойкости человека в трудных жизненных обстоятельствах /А.С. Авдеенко // Совет молодых учёных и специалистов Челябинской области - 2016 - Т. 4 - №2 (13). - с. 29-31.

4. Авдеенко А.С. Проведение нового формата конференций как инновационного метода в обучении студентов медицинского университета / А.С. Авдеенко // Инновации в образовании и медицине: матер. III всерос. научно-практической конфер. с междунар. участием. - Махачкала, 2016. - с. 16-18

5. Батуева С.В. Деструктивные психологические защиты личности, как индикатор неблагополучия социальной среды / С.В. Батуева // Совет молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2013 - Т. 2. №1 (12). - с.3-7.

6. Долгова В.И. Будущему специальному психологу: подготовка к итоговой аттестации: учеб. пособие для студ. высших педагогических учебных заведений /В.И. Долгова, Л.В., Иванова, Е.Г. Капитанец и др. - Челябинск, 2008. Сер. Библиотека специального психолога - 100 с.

7. Долгова В.И. Особенности становления профессиональной Я-концепции будущих педагогов / В.И. Долгова, Н.И. Аркаева, Э.Ф. Ибрагимова // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - №10-2. - с. 318-321.

8. Долгова В.И. Коррекционно-развивающая деятельность специального психолога: современные психологические и педагогические технологии: учеб. пособие для студ. высших педагогических учебных заведений / В.И. Долгова, Е.Г. Капитанец, О.А. Шумакова. - Челябинск, 2008 - 118 с.

9. Решетова П. С. Гуманистическая парадигма воспитания в педагогической концепции Н.И. Пирогова /П. С. Решетова, П.А. Семёнов, И.И. Соболева и др. // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016. -№4 (15). - с. 79-81.

10. Соболева Е.В. Обучение стратегиям совпадающего поведения / Е.В. Соболева, О.А. Шумакова // Медицинская помощь при тяжелой термической травме (уроки ашинской катастрофы 1989 года): матер. Междунар. научно-практической конференции. - 2014 - с. 105-108

11. Соболева Е.В. Феномен жизнестойкости в зарубежных и отечественных исследованиях / Е.В. Соболева, О.А. Шумакова //Современные научные исследования и инновации. - Челябинск, 2014 - №5-2 (37). - с. 53.

12. Шумакова О.А. Развитие базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями дис. ... д-ра психол. наук / О.А. Шумакова. - Челябинск, 2011 - 400 с.

STUDY OF COLLECTIVE COHESION STUDENTS FRESHMEN IN HIGH SCHOOL

AVDEENKO A.S. FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia e-mail: alenochka337@mail.ru

Abstract

The emergence of the student collective result of educational, organizational and administrative work. This is an organized group to work together and bring people together to perform useful, meaningful work. The study of collective solidarity of students is an urgent problem at the moment, and as a result of a study on this issue.

Keywords: student, student group, the group, the collective cohesion, socio-psychological climate.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.