Научная статья на тему 'Социально-реабилитационная помощь ВИЧ-инфицированным'

Социально-реабилитационная помощь ВИЧ-инфицированным Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1992
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Решетова П. С., Семенов П. А.

В статье раскрывается проблема ВИЧ-инфекции, которая как заболевание, угрожающее жизни и накладывающее существенные ограничения на жизненные перспективы человека, действует деструктивно на одну из базовых потребностей человека потребность в безопасности. Данное воздействие ведет к формированию фобий, целой гаммы переживаний и отрицательных эмоциональных состояний (депрессия, фрустрация, повышенная тревожность, и т.п.), кроме того ВИЧ-инфекция влияет на систему отношений личности к себе, к лечению и в целом к своей жизни и смерти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social rehabilitation of HIV-positive

The article deals with the problem of HIV-infection, which is a disease that threatens life and imposes significant limitations on human life prospects, acts destructively on one of the basic human needs the need for security. This effect leads to the formation of phobias, a whole range of emotions and negative emotional states (depression, frustration, increased anxiety, etc.), in addition, HIV infection affects the relationship of the individual to the system itself, to the treatment and generally to his life and death.

Текст научной работы на тему «Социально-реабилитационная помощь ВИЧ-инфицированным»

УДК 159.9.316.6 ББК Ю9

СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПОМОЩЬ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫМ

РЕШЕТОВА П.С., СЕМЕНОВ П.А. ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье раскрывается проблема ВИЧ-инфекции, которая как заболевание, угрожающее жизни и накладывающее существенные ограничения на жизненные перспективы человека, действует деструктивно на одну из базовых потребностей человека - потребность в безопасности. Данное воздействие ведет к формированию фобий, целой гаммы переживаний и отрицательных эмоциональных состояний (депрессия, фрустрация, повышенная тревожность, и т.п.), кроме того ВИЧ-инфекция влияет на систему отношений личности к себе, к лечению и в целом к своей жизни и смерти.

Ключевые слова: ВИЧ-инфекция, психологическая помощь, социально-реабилитационная помощь.

Актуальность. Большинству ВИЧ-больных свойственны тяжелые периоды в жизни. Данные периоды характеризуются тревожностью [1], депрессиями, нарушением сна, страхами, трудностями сосредоточения внимания, безнадежностью, чувством беспомощности, мыслями о суициде. Этот период человека характерен тем, что он начинает сталкивается сразу с несколькими трудностями и никак не может найти выход из сформировавшихся условий. Данные и прочие эмоциональные упадки, достаточно сильно начинают препятствовать нормальной заботе о своем здоровье, а также иногда приводят к ошибкам, которые уже не исправить. В подобном случает ВИЧ-инфицированному достаточно

проблематично разобраться в собственных желаниях и эмоциях.

Исследование структуры индивидуально-психологических отличительных черт личности человека свидетельствует о том, что различие от здоровых людей состоит в том, что здоровых характерно: гибкость, стрессоустойчивость, обилие эмоциональной палитры, высокая восприимчивость, четкое контролирование своих эмоций и поведения, у людей, имеющих болезнь эмоциональная сфера рознится со сферой здоровых людей, а именно выделяют: импульсивность, раздражительность,

неустойчивость, кроме того им свойственно низкое контролирование своих эмоций и своего поведения; отмечается выраженная повышенная тревожность, беспокойство, ипохондричность и неуверенность; выявляется низкая

толерантность по отношению к фрустрации. Разница от людей не больных ВИЧ-инфекцией, для которых свойственно стремление брать решение трудности на себя, люди с заболеванием имеют желание поручить ответственность за ошибки на окружающих, в это же время у них замечается отсутствие смелости и инициативы при выборе собственной стратегии поведения, снижение уровня личностной жизнестойкости [9, 10]. Характерной чертой интеллектуальной сферы людей, которые больны ВИЧ-инфекцией, является возможность оперирование абстрактными представлениями при довольно хорошо сформированном воображении. В поведенческой сфере людей, которые имеют ВИЧ-инфекцию, выявлено стремление к остроконфликтному, авторитарному и агрессивному поведению, что может указывать на достаточно низкую стрессоустойчивость. Явное выражение агрессивного поведения, которое является следствие асоциальности, считается малоэффективным методом преодоления стресса. Для людей, которые имеют ВИЧ-инфекцию свойственна высокая вероятность того, что произойдут патологические изменения в интеграции своего поведения.

Мероприятия по реабилитации [8] следует делить на четыре взаимозависимыегруппы:1) Врачебные-это данные о процедурах самолечения и лечения (послетестовое и дотестовое консультирование); 2) Психические. Сюда входит эмоциональная помощь

(специалисты в сфере психологии); 3) Социально-экономическая группа. Сюда включена материальная поддержка, поддержка по хозяйству, опека сирот (социальные работники, социальные службы); 4) Правовая группа. Тут происходит контроль над соблюдением прав человека, защита от насилия и дискриминации, доступность получения достойного лечения (юристы, адвокаты).В следствие того, что реабилитационная деятельность по данным направлениям ведется уже достаточно продолжительное время, на сегодняшний день уже созданы соответствующие службы. Данные отрасли имеют достаточную эффективность,

жизнеспособны и являются выгодными. Четкое функционирование, слаженность проявляются в том случае, если они сформированы на базе действующих структур.

Социальный диагноз для социально-дезадаптированного контингента: в период, когда носительство ВИЧ-инфекции будет объединен исключительно с психологическими причинами. Идет утрачивание социальной значимости, сюда можно включить потерю индивидуального статуса, что в свою очередь будет выражаться в неустойчивой самооценке, в недостатке актуальных жизненных целей, далее происходит стадия непринятия болезни. Начинает свое развитие депрессия, происходит уход пациента в болезненное состояние даже тогда, когда нет существенных клинических проявлений заболевания. Для достижения наиболее эффективной реабилитации необходимо начинать проведение всех процедур как можно раньше, а конкретнее при первых признака, что бы была возможность свести все отрицательное влияние к минимуму [11].

Существует 3 стадии прохождения реабилитации:

1) Диагностическая стадия. Данная стадия содержит в себе нахождение уровня социальной недостаточности и постановку социального диагноза.

2) Коррекционно-реабилитационная стадия. Данная стадия содержит в себе постановку определенной программы действий. Сюда включено формирование конкретного плана реабилитационных мероприятий, продумывание концептуальных структур, мер, и методов; кроме того, на данной стадии происходит моделирование непрогнозируемых позитивных, а также и возможность проявления отрицательных результатов. Осуществление

восстанавливающих и коррекционных технологий, наблюдение за процессом, корректирование реализуемого

технологического процесса [6].

3) Постреабилитационная стадия. Данная стадия характеризуется исследованием итогов программы восстановления, объективное анализ эффективности проведенных программы, если имеется необходимость, то производится оказание специализированной адресной помощи и патронажная работа.

Виды предполагаемых мер восстановления:

1. Медицинское восстановление: лечение с помощью медикаментов; диагностирование и профилактика имеющихся заболеваний; терапия, необходимая для лечения от существующих зависимостей, связанных с употреблением психоактивных веществ (если имеются).

2. Социальная реабилитация:

-Подготовка к сбору социального анамнеза

клиента, необходимого для выяснения появления проблем, которые могли послужить причиной дезадаптивной [2, 3] ситуации или к появлению зависимости к наркотическим средствам, которые являются причиной инфицирования ВИЧ-инфекцией.

- Диагностирование ограничения жизнедеятельности, установление уровня воздействия отдельных нарушений, отдельных критериев.

- Установка социального диагноза.

- Установка тщательного взаимодействия между: медицинскими центрами, наркологическим диспансером, поликлиниками, центрами по профилактике ВИЧ/СПИД.

- Прямое осуществление восстанавливающих мероприятий: постановка попечительской деятельности среди социально-дезадаптированной группы (пациенты с ВИЧ/СПИД);создание условий для проведения встреч и бесед, где равный может оказать помощь равному себе (необходимо для понимания клиентом того, что он не один столкнулся с такой проблемой, что есть так же люди с проблемой как у него, что он не одинок.);создание группы поддержки для пациентов; вовлечение социальных структур, церкви для осуществления восстановительной плана ВИЧ- инфицированному;

- Анализ эффективности проделанных реабилитационных работ.

- Предоставление вспомогательной адресной поддержки в случае необходимости в этом.

3. Психологическая реабилитация:

- В психодиагностическое обследование включена диагностика личности клиента.

- Получение анамнеза жизни больного.

- Групповая психокоррекционная -развивающая деятельность [4, 5, 7], которая направлена на развитие устойчивых реакция на стресс, увеличение уровня адаптации в семейном кругу и трудовом обществе, развитие регуляции над эмоциональным фоном и поведенческими актами, понижение уровня тревожности и формирование уверенности в себе.

Г) Индивидуальная психокоррекционная работа.

В состав реабилитационной команды входят такие врачи, как: врачи разных профилей и направленностей (терапевты, инфекционисты, дерматологи, наркологи, психотерапевты), психолог, специалист по социальной работе, социальные работники, СПИД-центры.

Предположительные аспекты критерий окончания и эффективности периодов реабилитации: склонность к лечению, увеличение информированности о способах передачи ВИЧ-инфекции. Привитие, адаптирование и обеспечение поддержкой модели поведения, которое ведет к улучшению самочувствия, социальной функции и уменьшение угрозы для социального здоровья (ВИЧ/СПИД),создание положительных

взаимоотношений внутри семьи, в том важную роль играет взаимодействие психолога с родителями и совместное выстраивание

отношений, основанных на принятии больного [12, 13],постановка позитивных отношений с членами трудового социума,

предрасположенность к активному

сотрудничеству, общению с представителями социальных служб защит, адаптация в группе поддержки, установление положительного отношения к жизни, полное отречение от химических веществ (алкоголь, наркотические средства), употребления токсических веществ; сведение к минимуму уровня тревожности; развитие умения прогнозировать как позитивные так и негативные последствия собственных действий, формирование ответственного отношения к собственному здоровью. Предполагаемые аспекты эффективности стадий реабилитации ВИЧ-инфицированных и больных со СПИДом зависят от того, что в конечном итоге не может быть достигнуто полного выздоровления. Согласно этому фактору, итогами реабилитационного процесса может быть: -восстановление индивидуального статуса больного, что может выражаться в принятии заболевания, стабильной самооценке, определенном уровне духовной стабильности, сформированных жизненных целях и другое; восстановление социального статуса пациента, что может быть выражено в восстановлении тех социальных ролей, которые были нарушены или утрачены, например: супруга/супруги, отца/матери, сына/дочери, специалиста, коллеги и т.д.; гармонизация отношений в окружающими людьми

Список литературы

1. Авдеенко А.С. Коррекционно-развивающая работа с тревожными детьми дошкольного возраста /А.С. Авдеенко // Педиатрический вестник Южного Урала. - 2016. - №1. - с. 27-29

2. Авдеенко А.С. Психологическая адаптация студентов вуза / А.С. Авдеенко // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016 - Т. 4 №2 (13). - с. 4-8.

3. Батуева С.В. Социально-психологическая адаптация первоклассника с задержкой психического развития арт-терапевтическими средствами театральной деятельности / С.В. Батуева //Психология, социология и педагогика. -2014. - №11 (38). - С. 43-47.

4. Долгова В.И. Коррекционно-развивающая деятельность специального психолога: современные психологические и педагогические технологии: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.И. Долгова, Е.Г. Капитанец, О.А. Шумакова. - Челябинск, 2008 - 118 с.

5. Долгова В.И. Будущему специальному психологу: подготовка к итоговой аттестации: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений /В.И. Долгова, Л.В., Иванова, Е.Г. Капитанец и др. - Челябинск, 2008. - 100 с.

6. Долгова В.И. Диагностико-аналитическая деятельность специального психолога: традиции и инновации: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.И. Долгова, Е.Г. Капитанец, О.А. Шумакова. -Челябинск, 2008. - 115 с.

7. Долгова В.И. Коррекционно-психологическая работа специального психолога: учеб. пособие для вузов /В.И. Долгова, Е.Г. Капитанец, О.А. Шумакова. - Челябинск, 2008. - 118 с.

8. Решетова П.С. Психологическая реабилитация ВИЧ-инфицированных / П.С. Решетова, П.А. Семёнов, И.И. Соболева // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016. - №3 (14). - с. 56-57.

9. Соболева Е.В., Обучение стратегиям совпадающего поведения / Е.В. Соболева, О.А. Шумакова // Медицинская помощь при тяжелой термической травме (уроки ашинской катастрофы 1989 года): матер. междунар. научно-практич. конфер. - Челябинск, 2014. - с. 105-108

10. Соболева Е.В., Феномен жизнестойкости в зарубежных и отечественных исследованиях / Е.В. Соболева, О.А. Шумакова // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - №5-2 (37). - с. 53.

11. Соболева Е.В. Адаптация ВИЧ-положительных больных в кризисной ситуации выставления диагноза / Е.В. Соболева, Курбатова М.А. //Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2014. - №5 (7).

- С. 35-38.

12. Шумакова О.А. Сущность и особенности базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями / О.А. Шумакова // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования.

- 2011. - №3 (17). - С. 92-94.

13. Шумакова О.А. Развитие базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями: дис. ... д-ра психол. наук: / О.А. Шумакова. - Челябинск, 2011 - 400 с.

SOCIAL REHABILITATION OF HIV-POSITIVE*

RESHETOVA P.S., SEMENOVP.A. FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia E-mail: [email protected]

Abstract

The article deals with the problem of HIV-infection, which is a disease that threatens life and imposes significant limitations on human life prospects, acts destructively on one of the basic human needs - the need for security. This effect leads to the formation of phobias, a whole range of emotions and negative emotional states (depression, frustration, increased anxiety, etc.), in addition, HIV infection affects the relationship of the individual to the system itself, to the treatment and generally to his life and death.

Keywords: HIV, psychological support, social and rehabilitative care.

* Научные руководители: к.псих.н., доц. Соболева Е.В., преп. Соболева И.И.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.