Научная статья на тему 'Особенности медико-реабилитационной помощи детям, страдающим ДЦП'

Особенности медико-реабилитационной помощи детям, страдающим ДЦП Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
862
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / СИСТЕМА ПОМОЩИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Решетова П.С., Семенов П.А.

В статье описываются особенности медико-реабилитационной помощи детям, страдающим ДЦП, так как гармоничное сосуществование с находящимся вокруг миром должно прививаться каждому ребенку, вне зависимости от особенностей его физиологии. Характерные черты и специфика формирования таких детей зависит от индивидуальных свойств и психологических данных каждого ребенка, которые обуславливаются степенью выраженности болезни. Для того, чтобы ребенок комфортно ощущал себя в общественной среде, предусмотрено раннее диагностирование и ранняя лечебно-педагогическая деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES medical rehabilitation assistance to children suffering from cerebral palsy

This article describes the features of medical and rehabilitative care for children with cerebral palsy as a harmonious coexistence with those around the world should be vaccinated every child, regardless of the features of its physiology. Characteristic features and specificity of formation of these children depends on the individual characteristics and psychological data of each child, which are caused by the severity of the disease. In order that the child felt comfortable in the social environment, provides early diagnosis and early treatment and teaching activities.

Текст научной работы на тему «Особенности медико-реабилитационной помощи детям, страдающим ДЦП»

УДК 159.9.316.6

ББК Ю9

ОСОБЕННОСТИ МЕДИКО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ,

СТРАДАЮЩИМ ДЦП

РЕШЕТОВА П.С., СЕМЕНОВ П.А.

ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия E-mail: reshetova.polina@mail.ru

Аннотация

В статье описываются особенности медико-реабилитационной помощи детям, страдающим ДЦП, так как гармоничное сосуществование с находящимся вокруг миром должно прививаться каждому ребенку, вне зависимости от особенностей его физиологии. Характерные черты и специфика формирования таких детей зависит от индивидуальных свойств и психологических данных каждого ребенка, которые обуславливаются степенью выраженности болезни. Для того, чтобы ребенок комфортно ощущал себя в общественной среде, предусмотрено раннее диагностирование и ранняя лечебно-педагогическая деятельность.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, реабилитация, система помощи.

Актуальность. Под термином реабилитация понимается комплекс психологических, медицинских, педагогических, а также профессиональных и юридических мер, которые необходимы для восстановления автономности, трудоспособности и здоровья лиц, имеющих ограничения в физическом и психическом плане в результате перенесённых или врожденных (абилитация) заболеваний, а также в результате полученных травм.

Профилактика детского церебрального паралича(ДЦП) обязана иметь ранее начало, а также должна являться комплексной и мультидисциплинарной. Основание для комплексной терапии данных детей является связь с использованием как медикаментозных, так и немедикаментозных средств и методов.

В России имеется сеть институтов Министерства Здравоохранения, образования и общественной защиты, где происходит оказание специальной помощи больным детям. В данную категорию входят: поликлиники,

неврологические отделения

психоневрологической клиники,

специализированные санатории, ясли-сады, школы-интернаты для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дома ребенка, интернаты (Министерства социальной защиты) и множество различных реабилитационных центров. Мероприятия начинаются еще в родильном доме, среди всех новорожденных детей с церебральной патологией. Тут же

происходит первое оказание им квалифицированной помощи.

Реабилитационные мероприятия для детей с ДЦП состоят из IV этапов.

Первым этапом является амбулаторное лечение. Оно проводится на базе детской поликлиники, где осуществляется работа врачей: детского невролога, педиатра, психолога, ортопеда, логопеда, дефектолога. Если имеется необходимость, то ребенка могут направить на консультацию в неврологическую клинику для более детального и точного обследования. Данное комплексное лечение, которое проходит в амбулаторных условиях, эффективно при легких формах ДЦП.

Вторым этапом является стационарная помощь. Сюда входит работа неврологических отделений или неврологических и психоневрологических клиник. В том случае, когда оздоровительные мероприятия малоэффективны, или же в том случае, когда родители по каким-либо причинам не могут обеспечить должного лечения и воспитания в домашних условиях, то специализированными службами берутся дети с ДЦП под временную или постоянную опеку. Происходит направление детей в дома ребенка (Министерство здравоохранения), а затем интернаты (Министерство социальной работы).

В третий этап входят школы-интернаты, предназначенные для детей школьного возраста и специализированные детские сады,

предназначенные для детей дошкольного возраста.

Специалистами, работающими в

специализированных школах-интернатах,

устанавливается следующая задача -комбинация лечебного и учебно-воспитательского процессов, коррекционно-психологическая работа, которая

осуществляется с детьми школьного возраста. Данная работа состоит в том, что проводится диагностика, затем формируется поочередно познавательная деятельность и происходит корректировка ее нарушений, коррекция высших кортикальных функций, воспитание стабильных форм поведения и деятельности [7].

В школах-интернатах, предназначенных для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, обучаются самостоятельному передвижению и обслуживанию себя дети с сохранным интеллектом, ЗПР и олигофренией в степени дебильности. В подготовительном классе школ-интернатов выявляется истинное состояние интеллекта, проводится подготовка к дальнейшему обучению в школе по адаптированной двенадцатилетней массовой или вспомогательной программе. Тяжелые дети, не передвигающиеся и не обслуживающие себя самостоятельно, обучаются на дому по обычной, вспомогательной или индивидуальной программе. Дети с тяжелыми речевыми нарушениями обучаются в речевых школах. Некоторые дети с олигофренией в степени дебильности обучаются во вспомогательных школах.

В детских садах осуществляется коррекционное обучение, а также воспитание и подготовка детей к школе. Достаточно важным на данном этапе является разностороннее развитие ребенка, в соответствии, его возможностям и его силам.

Дети, которые живут в больших городах, могут получать специализированную помощь, находясь в условиях проживания. Остальные дети, которые проживают в сельской местности, учатся на дому или в обычных школах. Это, в достаточной мере влияет на усвоение знаний.

Четвертым этапом является трудовое воспитание. Трудовое воспитание протекает как в повседневной жизни, так и на специально выделенных занятиях (трудотерапия) [10]. Занятия, которые направлены на профориентацию, проводятся длительно - в течение всего периода обучения. Цель, которую ставят перед собой специалисты, является

подготовка к будущей профессии детей, которые имеют психофизические возможности для данной деятельности? Поэтому важно учитывать уровень взаимодействия субъектов образования с родителями [14].

Реабилитационные мероприятия включают также и психологическую реабилитацию, осуществляемую специальными психологами и психологами образования [8, 9, 15].

Школы-интернаты имеют специально обустроенные трудовые мастерские (столярные, слесарные, швейные и др.). Детей с ДЦП учат различным ремеслам (садоводству, фотоделу, машинописи, библиотековедению,

программированию и др.).

По мере того, как подростки заканчивают школу-интернат, они начинают поступать в техникумы, профессиональные училища, или высшие учебные заведения, при поступлении у них имеются определенные льготные условия.

Существуют особые профтехучилища Министерства социальной защиты, где смогут провести трудовую экспертизу с целью подбора профиля учреждения. При устройстве на работу требуется пройти врачебно-трудовую экспертную комиссию.

Основной целью реабилитации является своевременность и этапность

реабилитационных мероприятий, адаптация больных к жизни [1], обучение стратегиям совладающего поведения и обращение к личности больного [11].

Для того, чтобы реабилитационные мероприятия были эффективны, следует принимать во внимание характерные черты эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП. Для многих детей свойственна задержка психического развития (ЗПР), незрелость эмоционально-волевой сферы, высокий уровень тревожности [3]. Это происходит из-за того, что замедляется развитие лобных отделов головного мозга, которые связаны с волевой деятельностью. Для многих детей на первое место встают эмоции удовольствия, они становятся эгоистичными и отсюда следует неготовность к эффективной работе в коллективе, таким образом их желания становятся на первое место, также сюда добавляется эмоциональная нестабильность, быстрая утомляемость, низкий уровень личностной жизнестойкости и подверженность стрессам. Данные черты сохраняются продолжительно время [2, 12].

На сегодняшний день существует большое разнообразие видов реабилитации:

высокоспециализированные технические

средства реабилитации, лечебная гимнастика, санитарно-курортное направление,

иппотерапия, эрготерапия, дельфинотерапия, войто-терапия, гидротерапия, садовая терапия, арт-терапия и многие другие виды.

Лечебная гимнастика направлена: формирование функций мелкой моторики с целью осуществления предметно-

манипулятивной деятельности; формирование зрительно-моторной координации; развитие адекватного моторного ощущения;

нормализации позы, подготовка нормального мышечного стереотипа; понижение тонуса мускулатуры, расслабление и поддержание мускулатуры и пр. Дошкольник с церебральным параличом начинает чувствовать позы и движения, что считается сильным катализатором к формированию и совершенствованию его моторных функций и навыком. Для выполнения гимнастики и тренировки применяются специализированные, высокотехнологические технические средства: мультитренажёр-опора с целью ползания, опора для лежания, концепция ортопедических подушек, опора для сиденья, вертикализатор-стойка, инвалидная кресло-коляска, ходунки для детей, вертикализатор наклонный

(рассчитанный для обучения функции вертикального стояния у детей с мозжечковым и вестибулярным расстройством, при параличах и парезах нижних конечностей, ДЦП, постинсультных состояний, травмах спинного мозга, ювенильных артритах, а также для ликвидации контрактур тазобедренных, коленчатых и голеностопных суставов) [4, 13].

Санаторно-курортное лечение в Российской Федерации основано на применении природных лечебных факторов (ресурсов) в сочетании с физическими и медикаментозными методами, причем природным ресурсам отводится главенствующая роль.

Задача эрготерапии - улучшение качественных компонентов жизни больных, которые, вследствие, конкретной болезни или травмы утратили двигательные способности, не могут координировать собственные движения и совершать обычную деятельность. В концепцию эрготерапии входит непростой

реабилитационный комплекс мероприятий, который ориентирован на восстановление естественной, ежедневной деятельности

человека с жестким учетом существующих болезненных изменений и физических ограничений. Именно врач-эрготеравет может помочь пациенту вновь обучиться работать, заботиться за собою в бытовом плане.

Уникальность иппотерапии состоит в гармоничной комбинации телесно-

ориентированных и когнитивных способов влияния на нервную систему больного. Лечебная верховая езда в полной мере оказывает биомеханическое воздействие на организм человека, тем самым укрепляя его.

Дельфинотерапия. Дельфины весьма зачастую применяются в медицине и психотерапии. Взаимодействие с дельфинами может помочь стабилизировать

психоэмоциональное состояние человека, помочь снять психическое напряжение. Человек после первого контакта с дельфином начинает успокаиваться, начитает креативно мыслить, стремиться найти выход из кризисной ситуации. В методе дельфинотерапии значительную роль играет явление, именуемое "сонофорез". Целебное свойство естественного

ультразвукового сигнала дельфинов эффективно применяют при сеансах дельфинотерапии. В период общения с дельфинами было отмечено, что они испускали эхолокационные волны частотой 10 - 20 кГц.

Войта-терапия является процессом, в ходе которого происходит воздействие на определенные части тела при помощи градуированного давления. Данная процедура помогает нервной системе человека максимально активизировать мускулатуру тела. Здесь же отмечается активизация мимики, движения глазных яблок, скелетной мускулатуры, мышц кишечника и мочевого пузыря.

Арт-терапия направлена на оказание эффективного воздействия на людей любого возраста. Данная терапия помогает избавляться от отрицательных эмоций, повышает собственную самооценку, учит самостоятельно находить выход из сложной ситуации, развивает творческие способности. Арт-терапией можно заняться в любой момент, этому способствует то, что особой подготовки на это не нужно. Различные методики применяются как индивидуально, так и в групповой терапии [5, 6].

Следует сказать, что медико-реабилитационная служба для детей с детским церебральным параличом разнонаправленная. Ее характер комплексный,

мультидисциплинарный, этапный и

затрагивающий все сферы жизни ребенка. Оказывается не только лечебная, но и учебно-воспитательная помощь в специализированных учреждениях (детские сады, школы-интернаты,

профессиональные училища и пр.). Ведется активная работа вместе со специалистами (педиатр, невролог, психолог, логопед, ортопед, дефектолог, эрготерапевт).

Список литературы

1. Авдеенко А.С. Психологическая адаптация студентов вуза / А.С. Авдеенко // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016 - Т. 4 №2 (13). - c. 4-8.

2. Авдеенко А. С. Особенности проявления жизнестойкости человека в трудных жизненных обстоятельствах // Совет молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016 - Т. 4 №2 (13). - c. 29-31.

3. Авдеенко А.С. Коррекционно-развивающая работа с тревожными детьми дошкольного возраста /А.С. Авдеенко // Педиатрический вестник Южного Урала. - 2016. - №1. - c. 27-29

4. Аксенов А.В. Особенности содержания микроэлементов в сыворотке крови у больных ювенильным артритом, проживающих в городе Челябинске / А.В. Аксенов, А.Н. Узунова // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. - 2015. - №4. - c. 92-96.

5. Батуева С.В. Социализация младших подростков с задержкой психического развития арт-терапевтическими средствами социокультурной деятельности / С.В. Батуева // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2014. - №5 (7). - c. 47-51.

6. Батуева С.В. Социально-психологическая адаптация первоклассника с задержкой психического развития арт-терапевтическими средствами театральной деятельности / С.В. Батуева //Психология, социология и педагогика. -2014. - №11 (38). - c. 43-47.

7. Долгова В.И. Диагностико-аналитическая деятельность специального психолога: традиции и инновации: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.И. Долгова, Е.Г. Капитанец, О.А. Шумакова. -Челябинск, 2008. - 115 с.

8. Долгова В.И. Коррекционно-развивающая деятельность специального психолога: современные психологические и педагогические технологии: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.И. Долгова, Е.Г. Капитанец, О.А. Шумакова - Челябинск, 2008 - 118 с.

9. Решетова П.С. Психологическая реабилитация ВИЧ-инфицированных / П.С. Решетова, П.А. Семёнов, И.И. Соболева // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016. - №3 (14). - c. 56-57.

10. Решетова П.С. Гуманистическая парадигма воспитания в педагогической концепции Н.И. Пирогова / П.С. Решетова, П.А. Семёнов, И.И. Соболева Е.В. Соболева // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016. - №4 (15). - c. 79-81.

11. Соболева Е.В., Обучение стратегиям совпадающего поведения / Е.В. Соболева, О.А. Шумакова // Медицинская помощь при тяжелой термической травме (уроки ашинской катастрофы 1989 года): матер. междунар. научно-практич. конфер. - Челябинск, 2014. - c. 105-108

12. Соболева Е.В. Феномен жизнестойкости в зарубежных и отечественных исследованиях / Е.В. Соболева, О.А. Шумакова //Современные научные исследования и инновации. - 2014. - №5-2 (37). - c. 53.

13. Узунова А.Н. Характеристика клиники и микроэлементного состава сыворотки крови у детей с ювенильным артритом, сформировавшимся на фоне дисплазии соединительной ткани /А.Н. Узунова, А.В. Аксенов // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - №6. - c.188.

14. Шумакова О.А. Субъекты профессионального взаимодействия с родителями в образовании / О.А. Шумакова // Научное мнение. - 2011. - №1. - c. 143-146.

15. Шумакова О.А. Сущность и особенности базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями / О.А. Шумакова // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2011. - №3 (17). - c. 92-94.

FEATURES MEDICAL REHABILITATION ASSISTANCE TO CHILDREN SUFFERING

FROM CEREBRAL PALSY*

RESHETOVA P.S., SEMENOVP.A. FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia E-mail: reshetova.polina@mail.ru

Abstract

This article describes the features of medical and rehabilitative care for children with cerebral palsy as a harmonious coexistence with those around the world should be vaccinated every child, regardless of the features of its physiology. Characteristic features and specificity of formation of these children depends on

* Научные руководители д.псих.н., доц. Шумакова О.А., к.псих.н., доц. Соболева Е.В.

the individual characteristics and psychological data of each child, which are caused by the severity of the disease. In order that the child felt comfortable in the social environment, provides early diagnosis and early treatment and teaching activities.

Keywords: cerebral palsy, rehabilitation, help system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.