УДК 37.015.31 ББК 88.6
МОТИВАЦИЯ - КАК ФУНДАМЕНТ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
ДМИТРИЕВА И.С., СОБОЛЕВА И.И., СОБОЛЕВА Е.В. ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье представлен комплекс мотивационных параметров гигиенического воспитания. Обозначены основные группы мотивация с точки зрения соблюдения основных мер в поддержании здорового образа жизни, выделены группы профилактики заболеваний.
Ключевые слова: гигиеническое воспитание, здоровый образ жизни, мотивация, профилактика заболеваний.
Актуальность. Воспитание и образование должны быть направлены на формирование жизненного приоритета здоровья, мотивации к здоровому образу жизни (ЗОЖ) и обучение методам, средствам и способам достижения здоровья. Под мотивацией к ЗОЖ мы понимаем сложный психологический, физиологический, педагогический процесс от возникновения побуждения организовать ЗОЖ до изменения поведения в направлении оздоровления [7]. Гигиеническое воспитание - комплекс образовательных, воспитательных,
агитационных и пропагандитских мер, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни.
В основу гигиенического воспитания положена идеология формирований здорового образа жизни, сопряженная с гуманистической парадигмой [5] основными задачами которой являются: борьба с курением; уменьшение потребления в пищу не качественных, генно-модифицированных продуктов; уменьшение влияния неблагоприятных психических и социальных факторов; соблюдение мер личной и общественной гигиены; борьба с алкоголизмом и наркоманией.
Профилактика заболеваний бывает:
1. Первичной - когда все профилактические действия направлены на непросредственные причины, вызывающие развитие заболеваний у потенциально здоровых людей. Здесь в основе лежит идеология формирования здорового образа жизни, которая препятствует развитию
основных по смертности заболеваний человечества (онкологических, сердечнососудистых, нервно-психических и др.), развитие которых напрямую связано с курением, употреблением алкоголя, наркотиков, некачественной пищи, низкой физической активностью, постоянными
психоэмоциональными стрессами, слабыми защитными механизмами и стратегиями совладающего поведения в кризисных ситуациях [9], недостаточно выраженными характеристиками личности, такими как жизнестойкость, активная жизненная позиция [1, 10, 11].
2. Вторичной - когда все профилактические мероприятия направлены на условия и факторы уже развившегося заболевания у человека, т.е. это обучение пациентов и их родственников умениям и навыкам посвященных определенному заболеванию, для
предупреждения дальнейшего
прогрессирования заболевания, профилактика его осложнений.
Еще Гоголь Н.В. писал, что "есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого, он был бы исполином. Враг -этот лень". Учитывая то, что лень заложена в человеке на уровне ДНК и она неистребима как и сама человеческая цивилизация. Поэтому чтобы заставить человека вести здоровый образ жизни надо правильно выявить и сформировать для него мотивацию, которая бы каждый будний день направляла бы все его действия на сохранение и укрепление здоровья (в случае первичной профилактики), либо восстановление
утраченного здоровья (в случае вторичной профилактики).
Виды мотиваций:
1. Мотивация - самосохранение.
Учитывая, что инстинкт самосохранения -
является врожденной формой поведения живых существ, то сознательный человек не будет совершать какое - либо действие, зная что оно повредит его здоровью или с риском для жизни. Например, если человек знает, что приступы бронхиальной астмы развиваются в момент контакта с кошкой, то он будет избегать этого контакта. Данный вид мотивации сопряжен с адаптивными механизмами в новых жизненных ситуациях [2, 4].
Мотивация: "Я чего-то не делаю, так как знаю, что это принесет непоправимый вред моему здоровью, либо представляет угрозу для жизни".
2. Следование этнокультурным правилам.
Учитывая то, что человек живет в социуме,
которое на протяжении всего существования человечества формировало правила, умения, навыки, разрабатывало меры защиты от неблагоприятных факторов окружающей среды. Например, в индийских блюдах характерно преобладание таких специй, как куркума, имбирь, чили, гарама масала, которые способны защитить организм от развития онкологических заболеваний, болезни Альцгеймера, что доказано научными исследованиями. Детей с ранних лет жизни учат основным правилам и нормам поведения в обществе, формируя инновационную культуру личности [12], правилам личной гигиены.
Мотивация: "Я следую нормам и правилам поведения в обществе, с учетом национальных особенностей, так как знаю, что это приносит пользу не только моему здоровью, но и обществу в целом".
3. Получение чувства удовлетворения от самосовершенствования.
Например, закаливание дает ясность ума, ощущение бодрости, свежести, здоровья, силы, красоты, молодости, за счет улучшения кровообращения во всем организме.
"Я совершаю определенное действие, потому что хочу снова испытать эти ощущения".
4. Наличие возможностей для дальнейшего самосовершенствования личности.
Например, многие молодые люди со школьной скамьи мечтают поступить на государственную гражданскую службу, но многие заболевания, в т.ч. сердечно-
сосудистые, нервно-психические заболевания, такие как частые мигрени, артриты [3, 8] и др. являются препятствием.
Мотивация: "Я веду здоровый образ жизни, потому что хочу осуществить свою мечту".
5. Способность самому строить свою судьбу.
Например, пациент с заболеванием сердца не
всегда может самостоятельно спланировать свой отпуск, а должен обязательно
проконсультироваться с врачом (исходя из климато-географических условий, отдаленность от медицинских организаций и др.) т.е. не сможет уйти в длительную экспедицию в джунгли, горы и т.д.
Мотивация: "Я веду здоровый образ жизни, так как я сам творец своей судьбы".
6. Возможность сексуальной реализации.
Природа мужчины - природа лидера, сильной
воли, разума. Природа же женщины - эмоции. Задача мужчины - реализация своего высшего предназначения, для осуществления которой ему нужна женская любовь, опора и поддержка, а женщины - создание семьи и материнство. Но это возможно только, если имеется здоровье. В случае, если развиваются какие - либо заболевания, рассеивается вся энергия, жизнь становится бессмысленной и бесполезной. Мужчина считает, что он не предназначен для этой жизни, т.к. не может реализовать свои высокие идеи, и становится слабым и беспомощным, что приводит к разрушению семьи. А женщина боится реализоваться как мать. В настоящее время доказано, что такие заболевания как сердечно-сосудистые, сахарный диабет, ожирение, депрессия, а также такие факторы как курение, чрезмерное употребление алкоголя, наркотиков, стрессовые ситуации на работе снижают половое влечение у мужчин. Беременность при наличии хронических экстрагенитальных
неинфекционных заболеваний, ВИЧ [6] представляет огромный риск как для матери так и для плода, который связан со смертельным исходом, либо развитие каких либо генетических аномалий у плода или наследование ребенком предрасположенности к заболеваниям (сахарный диабет бронхиальная астма онкологические заболевания и др.).
Мотивация: "Я веду здоровый образ жизни, потому что хочу реализоваться как глава семьи, мать".
Таким образом, концепция здорового образа жизни должна формироваться с ранних лет жизни, а не должна зависеть от обстоятельств
(например, при развитии рака легкого, гортани -больные бросают курить и т.д.), только в этом случае вся энергия человека будет направлена на
сохранение и укрепление здоровья, что позволит ему самосовершенствоваться, продлить трудоспособный активный возраст.
Список литературы
1. Авдеенко А.С. Особенности проявления жизнестойкости человека в трудных жизненных обстоятельствах / А.С. Авдеенко //Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016 - Т. 4 - №2 (13). - с. 29-31.
2. Авдеенко А.С. Психологическая адаптация студентов вуза / А.С. Авдеенко // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016 - Т. 4 - №2 (13). - с. 4-8.
3. Аксенов А.В. Особенности содержания микроэлементов в сыворотке крови у больных ювенильным артритом, проживающих в городе Челябинске / А.В. Аксенов, А.Н. Узунова // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. - 2015. - №4. - с. 92-96.
4. Батуева С.В. Исследование структурных компонентов школьной адаптации у первоклассников / С.В. Батуева // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2015 - Т. 2 - №1 (12). - с. 7-11.
5. Решетова П. С. Гуманистическая парадигма воспитания в педагогической концепции Н.И. Пирогова /П. С. Решетова, П.А. Семёнов, И.И. Соболева и др. // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016. -№4 (15). - с. 79-81.
6. Решетова П.С. Психологическая реабилитация ВИЧ-инфицированных / П.С. Решетова, П.А. Семёнов, И.И. Соболева // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016. - №3 (14). - с. 56-57.
7. Сапельцева И.В. Формирование мотивации к здоровому образу жизни у подростков // Фундаментальные исследования. - 2004. - №1. - с. 129-130; URL: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=2732 (дата обращения: 27.01.2017).
8. Сероусова О.В. Некоторые функции лимбической системы у больных эпизодической и хронической мигренью / О.В. Сероусова, М.И. Карпова, В.В. Маркова и др. // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №3. - с. 179.
9. Соболева Е.В. Обучение стратегиям совпадающего поведения / Е.В. Соболева, О.А. Шумакова // Медицинская помощь при тяжелой термической травме (уроки ашинской катастрофы 1989 года): матер. междунар. научно-практич. конфер. - Челябинск, 2014. - с. 105-108
10. Соболева Е.В. Hardiness in the psychologist / Е.В. Соболева // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. - 2014. - №1 (14). - с. 91-94.
11. Соболева Е.В. Феномен жизнестойкости в зарубежных и отечественных исследованиях / Е.В. Соболева, О.А. Шумакова //Современные научные исследования и инновации. - 2014. - №5-2 (37). - с. 53.
12. Шумакова О.А. Освоение профессионального опыта как подструктуры инновационной культуры личности / О.А. Шумакова //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - №66. - с. 337-343.
MOTIVATION - AS THE FOUNDATION HEALTHY LIFESTYLES
DMITRIEVA I.S., SOBOLEVA I.I., SOBOLEVA E.V. FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected]
Abstract
The article presents a set of motivational parameters of hygiene education. Outlined the main motivation of the group in terms of compliance with the basic measures in maintaining a healthy lifestyle, the groups of disease prevention.
Keywords: hygiene education, healthy lifestyle, motivation, disease prevention.