Научная статья на тему 'Проблема социально-психологической адаптации детей-инвалидов'

Проблема социально-психологической адаптации детей-инвалидов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3791
386
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СОЦИУМ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ В СОЦИУМЕ / НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ / ФАКТОРЫ АДАПТАЦИИ / ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / РАСКРЫТИЕ ПОТЕНЦИАЛА / ADAPTATION / SOCIETY / SOCIAL ADAPTATION / CHILDREN WITH DISABILITIES / PROBLEMS OF ADAPTATION IN SOCIETY / DEVELOPMENTAL DISORDERS / ADJUSTMENT FACTORS / ESPECIALLY MENTAL DEVELOPMENT / THE DISCLOSURE OF POTENTIAL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Владельщикова Д.Н., Обухова О.А.

В статье рассмотрена социально-психологическая адаптация детей в целом, детей-инвалидов в частности, раскрываются причины трудной адаптации детей-инвалидов в социуме. Уделяется внимание видам адаптации, факторам, влияющим на социально-психологическую адаптацию; ход и последствия социальной адаптации детей-инвалидов в обществе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMASOTSIALNO PSYCHOLOGICAL ADAPTATION DISABLED CHILDREN

The article deals with the social and psychological adaptation of children in general, children with disabilities in particular, the reasons of the difficult adaptation of disabled children in society. Attention is given to types of adaptation, factors affecting the socio-psychological adaptation; course and consequences of social adaptation of children with disabilities in society.

Текст научной работы на тему «Проблема социально-психологической адаптации детей-инвалидов»

УДК 159.9.316.6 ББК Ю9

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Д.Н. ВЛАДЕЛЬЩИКОВА, ГБОУВПО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия О.А. ОБУХОВА, ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия

е-шаИ: ресhеrskiih-13@mаil.ru

Аннотация

В статье рассмотрена социально-психологическая адаптация детей в целом, детей-инвалидов в частности, раскрываются причины трудной адаптации детей-инвалидов в социуме. Уделяется внимание видам адаптации, факторам, влияющим на социально-психологическую адаптацию; ход и последствия социальной адаптации детей-инвалидов в обществе.

Ключевые слова: адаптация, социум, социальная адаптация, дети-инвалиды, проблемы адаптации в социуме, нарушения в развитии, факторы адаптации, особенности психологического развития, раскрытие потенциала.

Актуальность. Социальная адаптация является непрерывным процессом динамичного приспособления человека к условиям общественной среды. Первый опыт адаптации к взаимодействию с людьми ребёнок получает в семье, но общественная жизнь этим не ограничивается. Взаимодействие с социумом неизбежно в жизни абсолютно для каждого индивида. Вступление в социально активную жизнь многоэтапно. Важными ступенями которого становятся: дошкольное учреждение, школа, формальные и не формальные группы общения, участие в трудовой деятельности и многое другое.

Как отмечает Батуева С.В., в ряду основополагающих факторов, которые определяют тенденцию вхождения в социальную среду, лежат многие личностные качества самого ребёнка и особенности микросреды, в которую он включается. К персональным особенностям ребёнка, которых зависит продуктивность его адаптации, можно отнести его эмоциональные и интеллектуальные качества, потребностно-мотивационную сферу, а также некоторые индивидуальные характерно-типологические особенности [3, 4]. Способность и умение подстраиваться под критерии общественных суждений и принципов складывается в процессе целенаправленного воспитания.

У детей, которые имеют какие-либо ограничения, из-за дефектов развития затруднено взаимодействие в общественной среде, ограничена возможность адекватного реагирования, они испытывают трудности в

достижении поставленных целей в рамках существующих норм.

Согласно последним данным число детей-инвалидов с каждым годом только неуклонно растет. Этому способствует множество не до конца изученных факторов. Ведущими среди них следует признать экологические, экономические и социальные проблемы, низкий уровень отечественной медицины. Было бы замечательно, если бы проблема детей-инвалидов в обществе стала менее актуальной, но ее острота только возрастает. В нашей стране вплоть до XXI века вопросы инвалидов оставались где-то на краю общественного сознания и никогда не поднимались на поверхность. Проблемы инвалидов, в том числе и детей, оставались "за границами" внимания в жизни здорового человека. Социализация, обучение и развитие детей-инвалидов происходили в специальных интернатах, изолировано от общества.

Сейчас ожили и практика, и наука, и общественное сознание в отношении детей-инвалидов. Появились новые идеи по способам решения возрастающего количества детей-инвалидов. Общество по-новому воспринимает саму суть данной проблематики [7, 8]. Сами понятия "инвалид" и "ребенок-инвалид" стали наполняться совсем иным содержанием, приобретая не только медицинский, но и новый социальный смысл. Мировые установки по отношению к понятию "инвалид" были обозначены еще в семидесятые годы двадцатого века в декларацию правах инвалидов. Согласно ей "инвалид" означает любое лицо, которое не

может самостоятельно обеспечить частично или полностью потребности нормальной индивидуальной и / или общественной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных способностей. Очевидно, что несовершеннолетний ребенок, не имеющий трудоспособность, потерять ее не может. Детьми-инвалидами сейчас принято называть детей, имеющих "значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к

общественной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития, способностей к передвижению, ориентации,

самообслуживанию, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем" [3].

А "инвалидность" в детском возрасте можно объяснить, как "состояние стойкой общественной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или

патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи, с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре" [9, 18].

Все это отражает особенную категорию проблем инвалидов: реабилитацию,

общественную адаптацию, общественную интеграцию, адаптацию к сложным жизненным ситуациям [5, 10, 13]. Никому из этой категории людей не удается избежать решения этих проблем в той или иной форме, а детям-инвалидам удается это особенно трудно. Они нуждаются в помощи не только со стороны родителей, но и со стороны социума в целом, и посторонних людей, в частности.

Главными причинами трудной адаптации в социуме детей-инвалидов являются: нехватка здоровья как физического, так и психического; отсутствие социального опыта; критическая семейно-экономическая ситуация [17].

По данным ЮНЕСКО число детей-инвалидов по всему миру составляет около 3% от общего количества, и с каждым годом этот показатель растет, что ясно говорит о необходимости заниматься разработкой продуктивных мер по их общественной приспособленности к жизни в обществе.

Не только социальное, политическое и экономическое значение имеет проблема общественной адаптации и реабилитации детей-

инвалидов, но и морально-этическое. На уровне государства для этой категории людей должны быть максимально натурально воссозданы все обязательные условия, облегчающие их жизнь. Также врачами, психологами, социальными работниками [11, 12] должны быть проведены действенные работы с обществом по подготовке к принятию детей с недостатком возможностей. Данные меры помогут снизить положительно растущую тенденцию проявлений

психосоматических заболеваний и

невротических реакций у детей-инвалидов, что в свою очередь существенно снизит затраты на их лечение на уровне семей и государства. Благополучная социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) позволяет этой категории детей более успешно приспособиться к нормальной жизни, усилить гуманные тенденции в обществе, вернуть их общественную ценность, но единого пути решения проблемы общественной адаптации детей-инвалидов на сегодняшний день нет, поэтому для ее решения используются различные разработки педагогов и психологов. Из-за того, что социальная адаптация детей с ОВЗ имеет свои характерные особенности, то и направления в способах разрешения этой проблемы должны быть и динамичными, и разноуровневыми, и многофакторными. В свою же очередь в более масштабных планах - на государственном уровне, правительством должны быть предприняты все возможные наиболее эффективные способы для широкого раскрытия адаптивного потенциала детей-инвалидов.

Одним из видов психологической терапии во многих странах мира давно существует организация "Больничный клоун", основной целью которой является профессиональная помощь в больницах и хосписах детям с тяжелыми заболеваниями и их родителям [6].

В исследованиях Батуевой С.В., Соболевой Е.В., Шлепотиной Н.М. отмечается, что у каждого человека в зависимости от особенностей его характера, специфики поведения, типа высшей нервной деятельности, состояния его физического и психического здоровья, своеобразия воспитания в семье и взаимоотношений между ее членами, коммуникативности, уровня развития игровых навыков, дружественности и эмоциональной зависимости ребенка и матери социально-психологическая адаптация идет по разным путям становления [2, 14, 15, 16].

Следуя из этих умозаключений, напрашивается логичный вывод о том, что социальная адаптация - это сложный, многоэтапный (в некоторых случаях протекающий с осложнениями) процесс как для здорового ребенка, таки для детей с ОВЗ. Основополагающим фактором успешного вхождения ребенка в социум является его непосредственное окружение: работники дошкольных учреждений, члены семьи и

социума - все они несут ответственность за осуществление наиболее продуктивного, безболезненного процесса становления его как полноправного члена общества. Если каждый ребенок будет расти в подобной здоровой психологической обстановке, в независимости от того, инвалид он или полноценный, можно быть абсолютно уверенными в здоровом развитии будущего поколения в общем.

Список литературы

1. Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и общественной защиты детей с отклонениями в развитии /Л.И. Аксенова //Дефектология. - 1997 - №1 - с. 6.

2. Батуева С.В. Социально-психологическая адаптация первоклассника с задержкой психического развития арт-терапевтическими средствами театральной деятельности / С.В. Батуева //Психология, социология и педагогика. -2014. - №11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3934 (дата обращения: 24.12.2015).

3. Батуева С.В. Социализация младших подростков с задержкой психического развития арт-терапевтическими средствами социокультурной деятельности / С.В. Батуева //Вестник СМУС 74 - 2014. - №5 - с. 47-52

4. Батуева С.В. Социально-личностное развитие дошкольников в условиях детской театральной студии [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / С.В. Батуева; Уральский гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2007. - 148 с.

5. Долгова В.И. Психолого-педагогическая коррекция тревожности как фактора эмоциональной устойчивости студентов-психологов / В.И. Долгова, О.А. Шумакова // Научно-методические рекомендации / Челябинск, 2010. Сер. Инновационная культура будущего педагога-психолога

6. Килина Д.А. Реализация проекта "Больничный клоун" студентами ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России / Д.А. Килина, О.А. Безбабная / Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2014. - №5 (7).

- с. 81-88

7. Маляр К.В. Научные подходы в решении актуальных проблем развития детской паллиативной медицины /К.В. Маляр, О.В. Денисов, Л.А. Драчук // Здоровье населения промышленных моногородов: материалы междисциплинар. науч.-практ. конф. с междунар. участием: сб. статей. - Челябинск: АБРИС, 2014. - с. 138-142.

8. Пешиков О.В. Реализация приоритетного национального проекта "Здоровье" за 5 лет в Челябинской области / О.В. Пешиков // Медико-социальные аспекты оказания помощи пациентам с онкогематологической патологией: материалы межрегион. науч.-практ. конф. с междунар. участием: сб. статей. - Челябинск: ПЦ "ПринтМед", 2010. -с. 136-139.

9. Руководство по врачебно-трудовой экспертизе в 2-хТ., Т.1. Под. Ред. Ю.Д. Арабатской. -М.,1981, с. 282.

10. Пешикова М.В. Клинико-иммунологические особенности инфекционных осложнений у детей с острым лимфобластным лейкозом и не-В-клеточными неходжкинскими лимфомами, получающих химиотерапию по протоколу BFM-ALL-90(M): дис. ... канд. мед. наук. - Челябинск: ГОУ ВПО ЧелГМА, 2004.

11. Сероусова О.В. Коппинг-стратегии, стресс и алекситимия у больных мигренью / О.В. Сероусова, М.И. Карпова, А.И. Долгушина, и др. // Уральский медицинский журнал. - 2015. - №2 (125). - с. 57-61.

12. Соболева Е.В. Качество подготовки социальных работников в системе непрерывного образования / Е.В. Соболева //Вестн. ЮУрГУ. - 2013. - Т.5, №2. - с. 129-135. - (Серия "Образование. Педагогические науки")

13. Соболева Е.В. Состояние проблемы развития личностного потенциала у психологов в отечественной психолого-педагогической теории и практики / Е.В. Соболева // Психология, социология и педагогика. - Июль 2014. -№7. - [Электронный ресурс] - URL: http://psychology.snauka.ru/2014/07/3425.

14. Соболева Е.В. Социально-психологическое обучение стратегиям совладающего поведения субъектов оказания помощи в экстремальных ситуациях / Е.В. Соболева // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2014. - №3 (3). - с. 42-45

15. Соболева Е.В. Субъективные факторы психической адаптации студентов в новой личностно значимой социальной ситуации /Е.В. Соболева //Психология обучения. - 2014. - №06. - с. 74-80.

16. Шлепотина Н.М. Некоторые аспекты социальной адаптации студентов Южно-Уральского государственного медицинского университета / Н.М. Шлепотина // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области: материалы I всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых "Психолого-социальная и медико-реабилитационная поддержка незащищенных слоев населения". - 2013. -№1 (3). - с. 220 - 223

17. Шумаков В.А. Моделирование компетентностно ориентированного занятия / В.А. Шумаков // В сборнике: Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации Материалы II Всероссийской (V внутривузовской) научно-практической конференции, посвященной дню российской науки. - 2014. - с. 132-136

18. Шумакова О.А. Сущность и особенности базовой культуры психолога образования с родителями / О.А. Шумакова //Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2011.

- №1 (15). - с. 149-151.

19. Peshikova M.V. Etiology and structure of infectious complications of cytostatic therapy in children with acute lymphoblastic leukemia and non-B-cell non-Hodgkin lymphomas /M.V. Peshikova, I.I. Dolgushin, N.N. Rusanova //Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии. - 2002. - №1. - с. 70-71.

PROBLEMASOTSIALNO PSYCHOLOGICAL ADAPTATION DISABLED CHILDREN*

D.N. VLADELSCHIKOVA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia OA. OBUCHOVA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia e-mail: pecherskiih-13@mail.ru

Abstract

The article deals with the social and psychological adaptation of children in general, children with disabilities in particular, the reasons of the difficult adaptation of disabled children in society. Attention is given to types of adaptation, factors affecting the socio-psychological adaptation; course and consequences of social adaptation of children with disabilities in society.

Keywords: adaptation, society, social adaptation, children with disabilities, problems of adaptation in society, developmental disorders, adjustment factors, especially mental development, the disclosure of potential.

* Научный руководитель: ст. преподаватель, к.псх.н. Соболева Е.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.