СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ
УДК 316.4
ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ К УСЛОВИЯМ ВУЗА: СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ1
I Екатерина Владимировна Воеводина, аспирант, [email protected] I ФГОУВПО «<Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
Author analyzes the results of sociological research on social adaptation of students with disabilities to the conditions of higher education, conducts a comparative analysis of social adaptation of students with disabilities in higher education institutions of three types: specialized, partially specialized, non-specialized; shows main directions of adaptation work with students with disabilities at the university.
В статье проанализированы результаты социологического исследования по проблеме социальной адаптации студентов с ограничениями жизнедеятельности к условиям высшего учебного заведения. Проведен сравнительный анализ социальной адаптированности студентов с инвалидностью к высшим учебным заведениям трех типов: специализированных, частично специализированных, неспециализированных. Приведены направления адаптационной работы со студентами-инвалидами в вузе.
Keywords: disability, social adaptation, social adaptation parameters, models of disability
Ключевые слова: инвалидность, социальная адаптация, параметры социальной адаптации, модели инвалидности
Вопрос оптимизации условий жизнедеятельности людей, имеющих инвалидность, в настоящее время занимает особое место в социологической науке и практике. Если до распада СССР наибольшее распространение имела медико-ориентированная модель ограничения жизнедеятельности, то в последующие периоды в России наблюдалось отсутствие единого подхода к разработке технологий социальной адаптации людей с инвалидностью. В результате возникло смешение различных моделей инвалидности, преимущественно медико-ориентированной и социально-ориентированной [1]. На практике отсутствие единой парадигмы инвалидности, отвечающей современным потребностям, отразилось негативно.
Так, с начала 90-х годов прошлого века было сокращено число учебных заведений и предприятий, специализирующихся на обучении и трудоустройстве инвалидов (этот принцип соответствует медико-ориентированной модели). В источниках средств массовой информации подчеркивалось, что создание специальных учебных заведений-интернатов и предприятий приводит к сегрегации инвалидов. Однако альтернативные формы решения проблемы ограничения жизнедеятельности в этой сфере не продемонстрировали должную эффективность. В частности, это привело к трудностям в получении образования людьми с инвалидностью, высокой доле безработицы среди данной категории. Как отмечают
1 В статье отражены результаты научно-исследовательской работы по теме «Социальная адаптация студентов с ограниченными возможностями к системе высшего учебного заведения» в рамках реализации Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы» по Государственному контракту № 14.740.11.0667 от 12 октября 2010 года.
специалисты ВОИ (Всероссийского общества инвалидов), доступность образования и возможность трудоустройства по-прежнему остаются одними из самых проблемных аспектов в жизни людей с инвалидностью. В связи с этим возникает необходимость поиска новых решений этих проблем.
Тенденцией последнего времени стала ориентация на разработку принципиально нового подхода к решению проблем, связанных с социальной адаптацией людей с ограничениями жизнедеятельности, основанного на обобщении зарубежного опыта. Особый акцент сделан на парадигме независимой жизни инвалидов, достижение которой возможно только путем устранения различных барьеров окружающей среды, в первую очередь, пространственных и социально-психологических. Существенным «плюсом» нового подхода является то, что проблема инвалидности рассматривается комплексно в нескольких аспектах. Основной акцент при этом сделан на компенсации ограничений физических возможностей индивида, расширении возможностей социального функционирования, формирования адекватного психологического восприятия инвалидности. Ориентация на представление о независимой жизни инвалидов привела к разработке новых технологий социальной адаптации людей с инвалидностью к различным сферам жизнедеятельности, в том числе к условиям образовательного процесса вуза, росту исследований в данной области, сбору статистической информации.
К примеру, данные о численности студентов, имеющих ограничение возможностей жизнедеятельности, в России до недавнего времени представлялись достаточно абстрактными [5]. Это обусловлено отсутствием системы единого статистического учета распределения инвалидности по возрастным, профессиональным группам. Значительную долю ясности в данный вопрос внесли исследования, проведенные в 2010 году Российским союзом ректоров. Согласно его результатам, в России сейчас насчитывается около 8 тыс. студентов, имеющих различные виды ограничения возможностей жизнедеятельности [4]. Однако, по данным специалистов ВОИ, эта цифра может быть значительно выше. В первую очередь, это обусловлено тем, что в большинстве случаев студенты с инвалидностью остаются незарегистрированными в организационных структу-
рах вуза. Законодательство не требует строгого учета инвалидов в вузе, нередко данные о студентах с ограничениями жизнедеятельности формируются на основе получаемых ими льгот (при поступлении в вуз, выплате социальных стипендий). Студенты, имеющие третью группу инвалидности (самую распространенную), не обладают правом льготного поступления в вуз. Льготами также не пользуются студенты заочных форм обучения, а также учащиеся на внебюджетных условиях. В результате эти категории студентов остаются неучтенными. На наш взгляд, сложившаяся ситуация должна быть решена путем принятия нормативных документов, предписывающих вузам вести обязательный учет всех студентов-инвалидов. Это будет способствовать получению более полной информации о численности студентов-инвалидов и позволит собрать сведения об их потребностях.
В конце 2010 года в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры России на 2009—2013 годы» нами была начата работа по оценке уровня социальной адаптированности студентов с ограничениями жизнедеятельности к условиям вуза. Основным исследовательским методом выступило анкетирование. Анкета была разработана с учетом двух основных блоков: первый блок позволял оценить уровень социальной адаптированности по методике П.С. Кузнецова, второй — выявить признаки моделей восприятия ограничения жизнедеятельности студентами с инвалидностью и типичными студентами (без инвалидности). Объем выборки составил 400 респондентов с нарушениями здоровья по трем типам: заболевания опорно-двигательного аппарата, поражения органов слуха и зрения, латентные патологии внутренних органов. В целях сравнения адаптивного потенциала и выявления преобладающего характера отношения к людям с ограничениями жизнедеятельности была составлена выборка из 400 типичных студентов. Сбор данных проводился в трех регионах: Владимирской, Московской и Калужской областях. В результате были получены данные, которые позволяют охарактеризовать состояние проблемы социальной адаптации инвалидов к условиям высших учебных заведений трех типов: неспециализированных, частично специализированных, специализированных. К первому типу мы отнесли среднестатистические вузы, не имеющие широкого
опыта обучения студентов с инвалидностью, не располагающие специальной материально-технической базой, обеспечивающей потребности данной категории. Ко второму типу были отнесены те высшие учебные заведения, в которых имеется позитивный опыт интегрированного образования студентов с инвалидностью (в отдельных учебных группах обучаются преимущественно люди с ограничениями жизнедеятельности). К третьему типу — вузы, которые изначально были ориентированы преимущественно на обучение студентов с ограничениями жизнедеятельности.
Основная гипотеза исследования заключалась в том, что уровень социальной адап-тированности студентов с инвалидностью в специализированных и частично специализированных вузах будет выше, чем в неспециализированных. Предполагалось также установить различие между степенью адапти-рованности в специализированных и частично специализированных вузах. В итоге гипотеза получила частичное подтверждение. Остановимся на полученных результатах.
Во-первых, выявлено, что значительная часть студентов, имеющих инвалидность, в неспециализированных вузах обладает более низкими параметрами адаптированности, чем в специализированных и частично специализированных. Обобщенные данные расчетов индекса адаптированности по П.С. Кузнецову в первом случае у 72% студентов с инвалидностью соответствуют средней степени адаптированности. В то же время результаты опроса студентов-инвалидов в специализированных и частично специализированных вузах не имеют принципиальных различий (как это предполагалось изначально) и соответствуют в целом нормальной и высокой степени адап-тированности.
Во-вторых, значительные различия между показателями адаптированности выявило сравнение двух выборок студентов с инвалидностью, обучающихся в неспециализированных вузах. Так, было выявлено, что студенты с инвалидностью из «провинциальных» вузов имеют меньшие показатели адаптированности по сравнению со студентами той же категории, обучающимися в крупных вузах, расположенных в городах-мегаполисах. Мы объясняем это обстоятельство различием доступности общегородской инфраструктуры, которая в крупных городах развита выше, чем в малых. Например,
в крупном городе студент с нарушением функций передвижения обладает большей возможностью использования доступного транспорта для поездки в вуз (автобусы со специальным подъемником или низкой платформой). Кроме того, значительную роль играет традиционно сложившееся разнообразие высших учебных заведений в городах-мегаполисах, которое позволяет выбрать ту профессию, которая подходит человеку с инвалидностью не только по медицинским показаниям, но и соответствует его личным интересам, представлениям о престиже будущей трудовой деятельности. В целом это обстоятельство оказывает влияние на профессиональную самореализацию человека с инвалидностью и его конкурентоспособность на рынке труда. По данным экспертного опроса молодежного актива ВОИ, проведенного нами в период Межрегиональной школы лидеров молодых инвалидов в ноябре 2010 года (г. Владимир), больше 85% молодых инвалидов, окончивших вуз, не могут найти работу по выбранной специальности. Одним из значительных факторов опрошенные считают «перенасыщение» рынка труда специалистами тех отраслей, по которым ведется вузовская подготовка в конкретном регионе. Типичное мнение молодежного актива состоит в том, что работодатель из двух кандидатов, имеющих аналогичные профессии, скорее отдаст предпочтение в трудоустройстве «не инвалиду». Утверждение, что фактор самореализации является стрессором (фактором дезадаптации) подтверждается также теми данными, которые были получены нами в ходе анкетного опроса студентов, имеющих инвалидность. Этот стрессор был выявлен в трех вышеобозначен-ных типах высших учебных заведений. В среднем 41% от общей доли опрошенных студентов с инвалидностью указали на то, что они в большей степени опасаются трудностей самореализации в профессиональной сфере и карьере.
Сопоставив параметры адаптированности студентов-инвалидов в специализированных и частично специализированных вузах, мы пришли к выводу о том, что они незначительно отличаются от параметров адаптированности здоровых сверстников, обучающихся в данных вузах. Это позволяет говорить о том, что адап-тированность студентов-инвалидов в данных вузах носит обычный характер, без отклонений в отрицательную сторону. Параметры адап-тированности студентов-инвалидов неспеци-
ализированных вузов были существенно ниже по сравнению со здоровыми сверстниками и студентами-инвалидами вышеобозначенных вузов (индекс по П.С. Кузнецову от 0,5 до 0,7).
Кроме того, полученные результаты позволяют говорить о том, что индекс адаптированности находится в зависимости от характера заболевания. Так, у студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА), а также у студентов с нарушениями слуха и зрения параметры адаптированности были ниже, чем у инвалидов, не имеющих внешних признаков заболевания. Это обусловлено тем, что последняя группа в основном не испытывает трудности при адаптации к пространственной среде. Наиболее низкие показатели были выявлены у студентов неспециализированных вузов, имеющих заболевания ОДА. Они указали низкий уровень доступности пространственной среды вуза в качестве основного стрессора (73%). Кроме того, к специфическим стрессорам указанная категория студентов относит неудобное расписание занятий (67%), которые часто планируются в разных учебных корпусах.
Теперь рассмотрим признаки основных моделей восприятия ограничения жизнедеятельности, распространенные в среде исследуемых вузов.
В большинстве случаев студенты с внешне невыраженными признаками инвалидности склонны к сокрытию своего статуса (75%). На наш взгляд, это обусловлено негативным стереотипом, сложившимся в молодежной среде в отношении инвалидов. В частности, в результате интервьюирования студентов с инвалидностью и их здоровых сверстников нами было выявлено, что статус инвалида в неспециализированных вузах является основным стрессором. Это объясняется тем, что его обозначение потенциально ведет к стигматизации данной группы, поскольку социальный портрет людей с инвалидностью в молодежном сообществе насыщен негативными чертами.
Так, в результате интервьюирования здоровых сверстников в неспециализированных вузах было выявлено, что основными чертами, которые присущи людям с инвалидностью, явлются (в убывающем порядке): наличие физического или психического дефекта (52% респондентов не видит различий между психическим и физическим ограничением жизнедеятельности), бедность, болезненность. В спе-
циализированных и частично специализированных вузах были отмечены: болезненность, ограниченность в физических возможностях, потребность в посторонней помощи. Смешение восприятия физической и психической инвалидности в данных вузах было представлено незначительно. Из позитивных качеств людей с инвалидностью, отмеченных студентами без нарушений здоровья, типичными являются: стойкость духа, присущая инвалидам, общительность, эмпатичность. В целом по вузам всех трех типов выявлена общая закономерность, состоящая в том, что девушки чаще делают акцент на социальных и психологических характеристиках людей с инвалидностью, а молодые люди — на экономических.
Тем не менее, обобщая вышеизложенные результаты, можно сделать вывод о том, что в учреждениях всех трех типов зафиксированы признаки медико-ориентированной модели инвалидности, когда человек с ограничениями жизнедеятельности воспринимается в качестве больного лица, нуждающегося в посторонней помощи. Например, в результате анкетирования было выявлено, что молодежь с инвалидностью в специализированных вузах вызывает у здоровых сверстников, прежде всего, желание оказать помощь (38%) и жалость (27%). Примерно такие же показатели в неспециализированных вузах. В то же время в неспециализированных вузах инвалидность вызывает любопытство (13%) и безразличие (21%), в то время как в других вузах эти показатели значительно ниже (например, любопытство испытывают лишь 3% опрошенных, которые обучаются в вузах наряду с инвалидами).
С точки зрения построения адаптационных методик интерес представляют результаты экспертного опроса специалистов, занимающихся вопросами социальной реабилитации и адаптации инвалидов. Большинство российских экспертов (85%) отмечают необходимость создания специализированных центров по адаптации студентов с ограничениями возможностей жизнедеятельности в неспециализированных вузах. Опрошенные эксперты отмечают, что создание таких центров в России является достаточно серьезной проблемой, которая не может быть решена в ближайшей перспективе без государственной поддержки. Преобладающее большинство российских и зарубежных экспертов (80%) отмечают, что образование инвалидов должно осущест-
вляться на принципах инклюзии, то есть включения в среду здоровых сверстников.
Интересно также экспертное мнение представителей специализированных учебных заведений, которые отмечают, что процесс инклюзии может быть достигнут с «обратной стороны» не через включение инвалидов в среду здоровых сверстников, а, наоборот, через включение здоровых сверстников в среду инвалидов. Эксперты также отметили, что это может быть достигнуто через обучение в высших учебных заведениях для инвалидов (специализированного типа) здоровых сверстников. В специализированных вузах такая практика уже применяется. Возвращаясь к результатам исследования, необходимо отметить, что в одном из таких вузов были выявлены относительно высокие показатели социальной адаптированности студентов-инвалидов. Кроме того, в названных вузах социальный портрет людей с инвалидностью на основе опроса типичных студентов является наиболее адекватным. В частности отсутствует смешение в восприятии психических и физических ограничений жизнедеятельности, отмечено большее количество положительных характеристик инвалидов. В целом специализированные вузы демонстрируют положительные результаты социальной адаптации студентов с инвалидностью к образовательному процессу.
В связи с этим нельзя не отметить, что в последние годы процессы оптимизации социальной адаптации людей с инвалидностью к образовательному пространству рассматриваются в мировой практике с точки зрения инклюзии (от inclusion — включение) и интеграции (integratio — восстановление, восполнение). Если интеграция достигается путем частичного включения студентов-инвалидов в социальную среду вуза через создание отдельных групп учащихся-инвалидов, то инклюзивное образование всегда подразумевает совместное обучение студентов с инвалидностью и сверстников без ограничения жизнедеятельности в едином образовательном пространстве, начиная со школьного класса и заканчивая студенческой группой. Модель инклюзивного образования добилась высоких результатов в таких странах, как Италия, Дания, Швейцария, Испания. В поддержку этой модели как наиболее эффективной выступают общественные организации инвалидов России и мирового пространства.
Возвращаясь к результатам исследования, можно сделать вывод, что некоторые признаки модели инклюзивного образования в России на сегодняшний день реализуются в специализированных вузах для инвалидов. Напомним, что это бывшие вузы-интернаты для людей с инвалидностью, которые в последнее десятилетие производят набор абитуриентов без ограничения жизнедеятельности.
Итак, обобщая все вышеизложенное, перечислим результаты исследования.
Во-первых, сравнительный анализ адап-тированности студентов с ограничениями жизнедеятельности позволил выявить, что в специализированных и частично специализированных вузах показатели социальной адаптированности студентов-инвалидов выше, чем в учебных заведениях неспециализированного типа. Это обусловлено большей степенью доступности организационной и пространственной среды высшего учебного заведения, основанной на учете особых потребностей данной категории.
Во-вторых, в среде здоровых сверстников по отношению к людям с инвалидностью распространена медико-ориентированная модель ограничения жизнедеятельности, ассоциация инвалидов преимущественно в качестве больных и требующих ухода.
В-третьих, в вузах неспециализированного типа наблюдается тенденция к сокрытию статуса «инвалида» студентами, имеющими невыраженные латентные признаки ограничения жизнедеятельности, в то время как в специализированных и частично специализированных вузах подобные тенденции отсутствуют. Мы объясняем это тем, что, с одной стороны, в специализированных вузах обучаются инвалиды с визуально обозначенными формами инвалидности, которые невозможно скрыть, во-вторых, более толерантным отношением к инвалидности как со стороны самих инвалидов, так и их здоровых сверстников.
В-четвертых, адаптационные средства, которыми оснащена пространственная среда неспециализированных высших учебных заведений, в большинстве случаев отклоняются от общепринятых стандартов. Это в первую очередь относится к пандусам при входе в здание вуза, которые либо отсутствуют, либо требуют реконструкции.
В качестве решения вышеобозначенных проблем следует опираться на три основных
Формирование адекватного социального портрета инвалидов
- демонстрация документальных фильмов о жизни людей с инвалидностью и видах ограничения жизнедеятельности;
- выставка фоторабот на тему инвалидности;
- встречи с представителями общественных организаций инвалидов
Направления адаптационной работы
Укрепление социальных связей между людьми с
инвалидностью и здоровыми сверстниками
- организация совместных мероприятий;
- участие людей с инвалидностью в профсоюзной организации студентов;
- проведение семинаров и акций по проблемам людей с инвалидностью в вузе
Содействие профессиональной самореализации инвалидов
- создание
специализированного центра по проблемам трудоустройства выпускников-инвалидов;
- организация встреч потенциальных работодателей и студентов-инвалидов
Рис. Схема направлений адаптационной работы со студентами, имеющими инвалидность
аспекта, которые обеспечивают доступность вуза для потребностей студентов с инвалидностью: пространственный, организационный, социально-психологический. Адаптационная работа в первых двух аспектах требует значительных материальных и технических затрат. Однако можно предположить, что эти задачи в перспективе будут решены в рамках различных программ и нормативов, появившихся в российском законодательстве в последнее время (примером может служить Федеральная программа «Доступная среда» на 2011— 2015 годы). Адаптационная работа в рамках социально-психологического направления представляется наиболее проблемной. Результаты проведенного нами исследования, прежде всего, говорят о необходимости организации консультативной работы с типичными студентами. Такая деятельность в целом должна способствовать выработке культуры общения с людьми, имеющими инвалидность, поскольку данная категория часто остается непонятой в молодежной среде. Выше приведена схема
направлений адаптационной работы со студентами, имеющими инвалидность, которые могут быть реализованы в высшем учебном заведении (рис.).
Выбор конкретного направления работы должен быть осуществлен с учетом типа учебного заведения и региона, в котором оно расположено. К примеру, первое и второе направление будет иметь наибольшую востребованность в неспециализированных вузах, в которых присутствуют признаки негативного социального портрета людей с инвалидностью, изолированности данной группы, отношению к инвалидности как к неполноценности (что выражается, например, в сокрытии статуса инвалидами). Третье направление, способствующее самореализации студентов с инвалидностью в профессиональной сфере, является универсальным и может быть разработано в вузах всех типов. Таким образом, выбор направления адаптационной работы в вузе должен основываться на специфике того учебного заведения, в котором планируется его реализация.
Литература
1. Воеводина Е. В. Социологический аспект адаптированности студентов с ограничениями жизнедеятельности к образовательному процессу вуза // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2011. № 1 (16). С. 85
2. Кузнецов П. С. Концепция социальной адаптации. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. С. 182.
3. Inklusion // Inklusion Wikipedia: die freie Intemet-Enzyklopаdie. URL: http://de.wikipedia.org/wiki/Inklusion (дата обращения: 07.04.2011).
4. www.rsr-online.ru/doc (веб-сайт Российского союза ректоров) (дата обращения: 07.04.2011).
5. www.dislife.ru (портал для людей с ограниченными возможностями здоровья) (дата обращения: 07.04.2011).