УДК 378.6 ББК 74.58 Х-29
Хачемизова Мариет Александровна, аспирант кафедры философии, социологии и педагогики Майкопского государственного технологического университета, т.: (8 772)521 733.
ОПТИМИЗАЦИЯ АДАПТАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМЕ НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ВУЗА
(рецензирована)
В статье анализируются возможные направления оптимизации адаптационных процессов в системе высшего учебного заведения.
Ключевые слова: социально-психологическое направление, социальная адаптация, студенты-инвалиды, дистанционное обучение.
Khachemizova Mariet Alexandrovna, post graduate student of the Department of Philosophy, Sociology and Pedagogy of Maikop State Technological University, tel.: (8 772) 521 733.
OPTIMIZATION OF ADAPTIVE PROCESSES IN THE SYSTEM OF A NON-SPECIALIZED UNIVERSITY
(reviewed)
The article analyzes possible directions of optimization of adaptive processes in the system of higher education.
Key words: social and psychological science, social adaptation, students with disabilities, distance learning.
Особую значимость разработка и внедрение технологий оптимизации социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями приобретает для тех учебных заведений, которые не ориентированы на обучение данной категории. Это обусловлено тем, что студенты-инвалиды специализированных вузов, реализующих интеграционную или инклюзивную стратегию, находятся в более благоприятной адаптивной ситуации, чем студенты-инвалиды, обучающиеся в неприспособленной среде. С учётом данного обстоятельства проанализируем направления адаптационной работы, которые могут быть применены в практике таких учебных заведений.
Сперва рассмотрим, каким образом сами высшие учебные заведения планируют проводить адаптационную работу со студентами-инвалидами. Как показывает исследование Российского союза ректоров, большинство вузов поощряет идею обучения студентов с инвалидностью, выражая готовность к созданию благоприятных условий по адаптации данной категории. При этом в качестве основного средства улучшения условий образования для лиц с инвалидностью вузы планируют развитие дистанционной формы обучения (более 0% опрошенных вузов), создание инфраструктуры доступности [1].
Рассматривая результаты исследований Российского союза ректоров, следует отметить и то, что меры по созданию инфраструктуры доступности студентов с ограниченными возможностями здоровья планируются вузами почти в два с половиной раза реже, чем мероприятия по развитию сети дистанционного обучения. Поддерживая стратегию дистанционного обучения, некоторые учебные заведения позиционируют её в качестве альтернативной формы образования лиц с инвалидностью. Однако результаты интервьюирования студентов с инвалидностью показывают, что большинство из них удовлетворено традиционными условиями образования. И это свойственно не только для студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Так, к примеру, отечественными авторами Ю.А. Прокопенко и Л.М. Бакшеевой приводятся данные социологического исследования, проведенного
среди 1500 студентов г. Белгорода, которые свидетельствуют о том, менее половины опрошенных удовлетворено дистанционным образованием (56,6%), а значительная часть из них предпочла бы обычную форму обучения в вузе (43,4%) [2]. Как отмечают авторы, даже среди тех, кто отдает предпочтение дистанционной форме, значительную долю составляют студенты, предпочитающие «живое» общение с преподавателями и аудиторные занятия (доля таких респондентов составила 43%).
Не умаляя значимость дистанционной формы обучения для отдельных категорий инвалидов, следует отметить, что в целом она не может рассматриваться как основной и универсальный фактор решения проблемы. Но она может выступать в качестве одного из инструментов организации образовательного процесса инвалидов.
В то же время, нельзя не отметить, что ориентация вузов преимущественно на эту форму обучения может порождать дополнительные стрессоры в процессе жизнедеятельности лиц с инвалидностью. Процесс обучения в вузе может рассматриваться в качестве одного из основных факторов социализации лиц с инвалидностью, средства интеграции в среду здоровых сверстников, в то время как дистанционное образование не всегда позволяет решить эти задачи.
Организация адаптационной работы в рамках социально-психологического направления представляется наиболее сложной в условиях высших учебных заведений, не специализирующихся на образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья. Результаты проведенных исследований, прежде всего, говорят о необходимости организации консультативной работы с типичными студентами неспециализированных вузов, нацеленной на выработку эффективных форм взаимодействия с людьми, имеющими инвалидность, так как данная категория часто остается непонятой в молодежной среде. Как уже было отмечено, начало такой работы должно быть положено еще в процессе школьного обучения, так как именно в школе большинство опрошенных инвалидов испытывали различные формы дискриминации ^ стороны сверстников без отклонений в здоровье. Несмотря на то, что в вузах отсутствует негативное отношение к инвалидам со стороны студентов, не имеющих отклонений в здоровье, общение между ними часто ограничивается рамками учебного процесса.
Социальная работа в условиях высшего учебного заведения находит широкое применение в зарубежной практике. Так, к примеру, интервью специалистов Швейцарского центра специального образования (Schweizer Zentrum fur Heilpadagogik), проведенное в апреле 2010 г., показало, что технологии социальной работы наряду с психологическим сопровождением активно применяются в работе со студентами-инвалидами и студентами без нарушений в здоровье. Специалист по социальной работе выступает в роли персонального «наставника», уполномоченного при необходимости направлять студентов с инвалидностью к соответствующим специалистам - психологам, реабилитологам, юристам и т.д. Кроме того, одной из основных функций специалиста является обеспечение связи между субъектами адаптационной работы в высшем учебном заведении. Подобная практика свойственная и для Германии, где в целях персональной помощи лицам с инвалидностью может быть выделен ассистент. Причем объем, вид и способ ассистирования определяет сам инвалид, а не официальные субъекты, уполномоченные работать с данной категорией [3].
Как правило, в отечественной практике основным субъектом, реализующим адаптационные мероприятия в рамках высшего учебного заведения, выступает само высшее учебное заведение. Государственная поддержка мероприятий, способствующих улучшению условий образования инвалидов в вузе, оказывается в основном за счет грантовой поддержки соответствующих проектов, но для этого требуются усилия и инициативность со стороны самого вуза. В то же время проблема социальной адаптации студентов с
инвалидностью не может быть решена только за счет усилий одного субъекта. Если исходить из принципа комплексного решения вопроса, следует проанализировать деятельность всех субъектов, которые косвенно работают с данной категорией. К таковым, прежде всего, следует отнести общественные организации инвалидов, лечебно-профилактические и реабилитационные учреждения. Рассматривая, таким образом, данные субъекты можно повлиять на весь процесс оптимизации адаптационных процессов в высшем учебном заведении.
Литература:
1. Студенты-инвалиды в российских вузах: межвузовское исследование [Электронный ресурс]. URL: http://www.smolsoc.ru/images/referat/a2561.pdf
2. Прокопенко Ю.А., Бакшеева Л.М. Потребности студентов в дистанционной модели образования // Социологические исследования. 2007. №8. С. 5.
3. Игровая терапия как метод интеграции и реабилитации: учеб. пособие. М.: Права человека, 2001. С. 67.
References:
1. Disabled students in Russian high schools: inter-university study: [electronic resource]. URL: http://www.smolsoc.ru/images/referat/a256Lpdf
2. Prokopenko Y.A., Baksheeva L.M. The needs of students in a distance education model // Sociological Research. 2007. № 8. P. 5.
3. Play therapy as a method of integration and rehabilitation: manual. M.: Human Rights, 2001. P. 67.