Научная статья на тему 'Об опыте организации социологических исследований адаптированности студентов с ограничениями жизнедеятельности в условиях неспециализированного вуза'

Об опыте организации социологических исследований адаптированности студентов с ограничениями жизнедеятельности в условиях неспециализированного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
non-specialized institution of higher education / Disability / questionnaires / sociometric survey map of accessibility of higher education / социальная адаптация / неспециализированное высшее учебное заведение / ограни- чение жизнедеятельности / АНКЕТИРОВАНИЕ / социометрический опрос / карта доступности высше- го учебного заведения / social adaptation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воеводина Екатерина Владимировна

В статье проведен анализ опыта организации социологического исследования по теме «Социаль- ная адаптация студентов с ограниченными возможностями к системе высшего учебного заведе- ния» в вузах, не специализирующихся на обучении студентов с ограничениями жизнедеятельно- сти. Рассмотрены основные методы, применяемые в данном исследовании, приведены обобщенные данные. Приведены рекомендации по организации социологического исследования среди студентов в неспециализированном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воеводина Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the experience of the organization of sociological research on the topic «Social adaptation of students with disabilities to the system of higher education, not specialized in teaching students with disabilities.» The aggregate data is the main method used in this study. The author gives the recommendations for the organization of the survey among students in non-specialized colleges.

Текст научной работы на тему «Об опыте организации социологических исследований адаптированности студентов с ограничениями жизнедеятельности в условиях неспециализированного вуза»

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

устойчивость (U=520,5), внимательность, сдержанность и рассудительность (U=530), высокая нормативность поведения (U=418), практичность и объективная оценка реальности (U=563), уверенность в себе (U=535,5), независимость и стремление действовать из собственных убеждений (U=466), самодисциплина (U=427), умение настоять на своем (U=391,5).

Все результаты значимы на уровне p < 0,01. Таким образом, Я-концепция личности оказывает влияние на профессиональное самоопределение студентов-психологов. Данные исследования показали, что большинство представлений о себе у абитуриентов, поступающих учиться на психолога, касаются таких особенностей их личности, которые являются определяющими в выборе профессии.

Литература

1. Абдурасулов Т.Д. Современное образование и проблема формирования Я-концепции личности // Институт мировых цивилизаций. Материалы научно-практической конференции от 14 мая 2009 г. «Россия в современном мире: тенденции и перспективы». М.: Изд-во ИМЦ, 2009. 137 с.

2. Барышникова И.В. Интегративный подход к исследованию Я-концепции личности в отечественной психологии: Дис... к-та психол. наук. М., 1999. 163 с.

3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 422 с.

4. Джемс У. Психология / Под ред. Л.А. Петровской. М.: Педагогика, 1991. 368 с.

5. Деркач А.А. Акмеология в вопросах и ответах: Учебное пособие / А.А. Деркач, Е.В. Селезнева. М.: Изд-во Моск. псих.-соц. и-та; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК». 2007. 248 с.

6. Забродин Ю.М., Пахальян В. Э. Подготовка и переподготовка практических психологов в контексте проблем отчественного высшего профессионального образования // Психология в вузе. 2009. № 2. С. 6—20.

7. Иващенко А.В., Агапов В. С., Барышникова И.В. Методики изучения Я-концепции личности. Учебное пособие. М.: МГСА, 2000. 265 с.

8. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335с.

9. Кун М., Макпартленд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. М.,1984. С. 180—187.

10. КухарчукА.М., Ценципер А.Б. Профессиональное самоопределение учащихся. Мн., 1976. 128 с.

11. ЛомовБ.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.

12. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997. 430 с.

13. Прокопьева Е.В. Профессиональная Я-концепция психологов: начальные этапы профессионального становления, ее динамика в процессе обучения: Дис. к-та психол. наук. Ростов-на-Дону, 2000. 224 с.

14. Роджерс К. Взгляды на психотерапию. Становление человека // Психология самосознания. Хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М», 2007. С. 447—459.

15. Рыкман Л.В. Особенности Я-концепции студентов лицея на начальном этапе профессионального определения: Дис. к-та психол. наук. СПб., 2004. 168 с.

16. Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь. М.: Проспект, 2008. 512 с.

17. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2001. 220 с.

18. Шибутани Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969. 535 с.

УДК 316.4

ОБ ОПЫТЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ АДАПТИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ВУЗА1

I Воеводина Екатерина Владимировна, аспирант, [email protected],

I ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

1 В статье отражены результаты научно-исследовательской работы по теме «Социальная адаптация студентов с ограниченными возможностями к системе высшего учебного заведения» в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы» по Государственному контракту № 14.740.11.0667 от 12 октября 2010 года.

12 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / Ns 2

Об опыте организации социологических исследований адаптированности студентов...

The article analyzes the experience of the organization of sociological research on the topic «Social adaptation of students with disabilities to the system of higher education, not specialized in teaching students with disabilities.» The aggregate data is the main method used in this study. The author gives the recommendations for the organization of the survey among students in non-specialized colleges.

В статье проведен анализ опыта организации социологического исследования по теме «Социальная адаптация студентов с ограниченными возможностями к системе высшего учебного заведения» в вузах, не специализирующихся на обучении студентов с ограничениями жизнедеятельности. Рассмотрены основные методы, применяемые в данном исследовании, приведены обобщенные данные. Приведены рекомендации по организации социологического исследования среди студентов в неспециализированном вузе.

Keywords: social adaptation, non-specialized institution of higher education, disability, questionnaires, sociometric survey map of accessibility of higher education

Ключевые слова: социальная адаптация, неспециализированное высшее учебное заведение, ограничение жизнедеятельности, анкетирование, социометрический опрос, карта доступности высшего учебного заведения

Проблема ограничения жизнедеятельности занимает особое место в современном обществе. Ее актуальность обусловлена, прежде всего, статистическими показателями. Так, в настоящее время около 10% населения мира имеет ограничение жизнедеятельности. В России эта цифра приближается к 13 миллионам, однако по оценкам некоторых специалистов, она может быть и выше из-за отсутствия единого подхода к учету инвалидов [3, 4]. Несмотря на деятельность государственных и общественных организаций по интеграции людей с инвалидностью в общество, многие сферы жизнедеятельности, в том числе образование, являются недостаточно приспособленными для специфических потребностей данной категории. Об этом свидетельствуют данные специалистов Организации экономического сотрудничества и развития, которые утверждают, что численность студентов с инвалидностью в системе высшего образования в целом невелика [3]. При этом получение высшего образования людьми с инвалидностью является одним из мощных факторов социальной адаптации. Успешное овладение профессией повышает возможности трудоустройства и конкурентоспособность на рынке труда, оказывая влияние на уровень жизни и психологическое самочувствие людей с инвалидностью.

С 2010 года наш вуз выполняет научноисследовательские работы, направленные на изучение специфики процесса социальной адаптации студентов с ограничениями жизнедеятельности к условиям высшего учебного

заведения. Конечная цель работ заключается в анализе социальной адаптированности студентов с ограничениями жизнедеятельности к условиям вуза. Объектом исследования выступает процесс социальной адаптации студентов с инвалидностью к условиям вуза. Предмет исследования изучался в трех аспектах [1]:

— пространственном — характеризует доступность физического пространства вуза для студентов с инвалидностью;

— организационном — характеризует доступность организации учебного процесса;

— социально-психологическом — заключается в установлении социальных контактов студента с инвалидностью и средой вуза, способности к нормальному функционированию в этой среде.

На наш взгляд, сочетание этих компонентов составляет общую адаптированность студентов с ограничениями жизнедеятельности к системе вуза. Наличие проблемных точек в каком-либо из вышеобозначенных аспектов выступает в качестве дисфункции адаптационного процесса, поэтому каждый компонент требует специфического подхода к изучению. При этом мы руководствовались представлением о двухстороннем процессе адаптации, согласно которому необходимо исследовать и субъект, и объект адаптации. Для этого нами был выбран комплекс методов, разделенный на две основных группы: методы, направленные на изучение субъекта адаптации, и методы, направленные на изучение объекта адаптации (рис. 1). Каждый метод позволяет исследовать частные

13

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

аспекты изучаемой проблемы по каждой из трех предметных областей (пространственном, организационном, социально -психологическом аспекте адаптации). В предлагаемой статье мы остановимся на вопросе об опыте применения трех основных методов (анкетного опроса, социометрического опроса учебных групп и анализа документов вуза по картам доступности) в контексте нашего исследования.

Исследование проводилось в высших учебных заведениях трех основных типов: специализированных, частично специализированных и неспециализированных. В вузах первого и второго типа, как правило, налажена четкая система учета студентов с ограничениями жизнедеятельности. В некоторых из них существуют специальные подразделения или центры по работе с названной категорией студентов. Поэтому осуществить исследовательские процедуры в данных вузах, как правило, незатруднительно. Иным образом обстоит вопрос о проведении исследований в неспециализированных «обычных» вузах. В них в большинстве случаев студенты с инвалидностью остаются незарегистрированными в организационных структурах вуза. Это обусловлено тем, что нормативно-правовая база не требует осуществления строгого учета учащихся с ограничениями жизнедеятельности в учебных заведениях. Данные о студентах-инвалидах в вузе формируются на основе использования ими льгот при поступлении в вуз и получении социальных стипендий, а этим правом обладают не все студенты с ограничениями жизнедеятельности. Поэтому в настоящей статье речь пойдет об опыте осуществления исследовательских процедур в условиях неспециализированного вуза.

Сначала рассмотрим вопрос о проведении анкетирования среди студентов вуза. Как известно, анкетный опрос является одним из универсальных методов сбора информации. Одним из преимуществ этого метода считается его анонимность. Именно упоминание об анонимности при обращении к респонденту должно обеспечить достаточный уровень честности при его ответе на поставленные вопросы. Однако, как показывает опыт проведения нашего исследования, это правило не всегда «работает». В нашем случае необходимо было провести анкетный опрос типичных студентов (не имеющих инвалидность), чтобы выявить преобладающий характер отношения к людям с инвалидностью. Анкетирование предполагалось осуществлять в группах, где обучаются студенты-инвалиды с визуально наблюдаемыми формами инвалидности. Дополнительно был проведен социометрический опрос данных учебных групп в игровой форме. При анализе данных опроса типичных студентов было отмечено, что часть респондентов сознательно искажала ответы на вопросы. Так, например, при ответе на вопросы «Общаетесь ли Вы с людьми, имеющими инвалидность?», «Есть ли среди Ваших знакомых люди с инвалидностью?», большая часть студентов, не имеющих ограничение возможностей, давала положительный ответ. В то же время результаты социометрического опроса этих же групп подтверждали, что в них присутствуют люди с визуально наблюдаемыми формами инвалидности, которые как было выявлено в результате социометрии, находятся в позиции «изолируемого». Данное обстоятельство мы объясняем тем, что часть типичных студентов пыталась скрыть негатив-

Рис. 1. Структурно-логическая схема исследования

14 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / Ns 2

Об опыте организации социологических исследований адаптированности студентов...

ное отношение к однокурсникам, имеющим инвалидность. Таким образом, было выявлено, что применение анкетного опроса имеет свои специфические ограничения.

Метод социометрического опроса учебных групп, в которых обучаются люди с инвалидностью, демонстрирует относительно высокую эффективность и может успешно выполнять контролирующую функцию по отношению к анкетированию.

Результаты социометрического опроса учебных групп неспециализированных вузов также представляются достаточно интересными с точки зрения социальной адаптации студентов с инвалидностью. Одной из задач нашего исследования было сравнение социометрического статуса студентов-инвалидов в провинциальных (Владимирская обл.) и столичных (Московская обл.) неспециализированных вузах. Основная гипотеза заключалась в том, что существует зависимость социометрического статуса студентов с ограничениями жизнедеятельности в учебных группах от типа вуза, в котором они обучаются. При расчетах использовались персональные социометрические индексы: отрицательный групповой статус индивида и положительный групповой статус индивида [2].

Результаты социометрического опроса студенческих групп в провинциальных вузах продемонстрировали низкие коэффициенты статуса инвалидов и показали наличие изолированности конкретного индивида от основной студенческой группы. Положительный групповой статус студентов с ограничением возможностей в таких группах имеет показатели от 0 до 0,3, отрицательный статус от 0,5 до 0,7. В студенческих группах столичных вузов, напротив, были выявлены относительно высокие показатели положительного группового статуса инвалидов (от 0,6 до 0,8), что подтверждает гипотезу о различиях между двумя выборками. Кроме того, нашли свое подтверждение дополнительные гипотезы. Так, было выявлено, что положительный социальный статус девушек с ограниченными возможностями жизнедеятельности выше, чем у юношей. Эта тенденция свойственна для всех обследованных вузов.

Нашла также подтверждение гипотеза о том, что повышенная учебная успеваемость студентов с инвалидностью повышает их положительный социальный статус внутри учебной группы. Мы объясняем полученные результа-

ты тем, что в небольших провинциальных городах уровень толерантности по отношению к нетипичным индивидам (в том числе к людям с инвалидностью) в целом ниже, чем в мегаполисах. Система мегаполиса является более открытой для проникновения разнообразия из других социальных систем. Большие города объединяют совокупности индивидов с различными признаками (этническими, религиозными, культурными и т.д.), в связи с этим представители социальной среды мегаполиса являются более толерантными по отношению к нетипичным индивидам. Из личных бесед со студентами-инвалидами, обучающимися в столичных вузах, выявлено, что они в меньшей степени испытывают на себе любопытство со стороны окружающих. Типичные утверждения опрошенных по этому поводу звучат так: «в большом городе на тебя никто не обращает внимания», «здесь не важно, как ты выглядишь, люди всегда спешат и им некогда на тебя смотреть». В некоторой степени это обстоятельство является позитивным для моральнопсихологического состояния людей с инвалидностью. Студенты малых городов с ограничением возможностей, напротив, отмечают тот факт, что в большинстве случаев становятся «объектом любопытства». Так, в результате анкетирования, проведенного ранее в 2009 году среди молодых инвалидов округа Муром, 75% опрошенных указали на то, что они часто вызывают «любопытство» со стороны людей без инвалидности. Итак, проведенное исследование показало различия социометрического статуса студентов с ограниченными возможностями в условиях высшего учебного заведения в провинциальных и столичных вузах. Эти особенности также должны учитываться при организации адаптационной работы в вузе.

Одним из основных методов, применяемых нами в данном исследовании, выступает также анализ документов по картам доступности. Карта доступности высшего учебного заведения составлена на основе стандарта строительных норм и правил РФ «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СНИП 35-01-2001). Разработанная карта включает две части: показатели доступности среды и показатели доступности учебного процесса. Карта позволяет зафиксировать показатели доступности для трех категорий людей с инвалидностью: инвалидов общего заболевания, опорно-двигательного аппарата,

15

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

а также инвалидности вследствие поражения органов чувств (по слуху и зрению). В ходе исследования, проведенного в неспециализированных вузах, выявлена низкая степень доступности условий высшего учебного заведения для потребностей данных групп. Отдельной проблемой является оснащение учебных корпусов пандусами для доступа инвалидов в здание. По нашим данным установленные пандусы не всегда соответствуют строительным стандартам и поэтому вызывают значительные неудобства у студентов, пользующихся инвалидной коляской. Так, пандус, установленный в одном из учебных заведений округа Муром (Владимирская обл.), имеет отклонения от нормы по ряду показателей, в первую очередь, по параметрам уклона и высоте подъема. Аналогичные показатели были зафиксированы в вузах Московской области.

Подводя итог всему вышеизложенному, зафиксируем основные особенности, выявленные в ходе социологического исследования в вузах неспециализированного типа:

1) в вузах неспециализированного типа ведется неполный учет данных о студентах с ограничениями жизнедеятельности. Как правило, наблюдается отсутствие данных о студентах, имеющих третью группу инвалидности, не обладающих правом льготы, и о студентах заочного отделения, обучающихся на контрактной (платной) основе. Для получения данных о численности людей с инвалидностью в неспециализированных вузах необходимо сотрудничество с общественными организациями инвалидов;

2) наблюдается тенденция к сокрытию статуса «инвалида» студентами, имеющими невыраженные латентные признаки ограничения жизнедеятельности. Мы объясняем это обстоятельство негативным «социальным портретом», сложившимся в молодежной среде по отношению к людям с инвалидностью. Исходя из этого, опрос студентов с инвалидностью в неспециализированных вузах должен проводиться индивидуально, без участия организационных структур и профсоюзных организаций;

3) анкетный опрос здоровых сверстников рекомендуется проводить в комбинации с соЛитература

циометрическим опросом в игровой форме. В данном случае метод социометрии выполняет контрольную функцию;

4) адаптационные средства, которыми оснащена пространственная среда высших учебных заведений, в большинстве случаев отклоняются от общепринятых стандартов. Это в первую очередь относится к пандусам при входе в здание вуза, которые требуют реконструкции. При исследовании доступности вуза эффективным является привлечение общественных организаций инвалидов, которые, как правило, уже обладают сведениями о доступности вузов своего региона.

В заключение хотелось бы отметить, что результаты исследования в неспециализированных вузах (в первую очередь, это относится к результатам социометрического опроса), прежде всего, говорят о необходимости организации консультативной работы с типичными студентами (без отклонений в здоровье). Цель таких консультаций состоит в том, чтобы ознакомить их со способами взаимодействия с людьми, имеющими ограничение возможностей. Например, если в учебной группе присутствует человек с нарушениями опорнодвигательного аппарата, являющийся «колясочником», необходимо разъяснить окружающим, как предложить помощь, чтобы не вызвать негативной реакции с его стороны. Такая деятельность в целом должна способствовать выработке культуры общения с людьми, имеющими инвалидность, потому что они часто остаются непонятыми большинством типичных представителей общества. Например, в феврале 2011 года официальным символом параолимпийских игр в г. Сочи были выбраны инопланетяне. По словам представителей общественных организаций, высказанных в телеэфире на «Первом» канале, именно этот символ отражает положение людей с инвалидностью в современной социальной среде. Только путем освещения жизнедеятельности людей с инвалидностью на разных уровнях (в том числе и на «мезо-уровне», в конкретных учебных и трудовых коллективах), проблема социальной адаптации людей с инвалидностью будет решаться эффективно.

1. Воеводина Е.В. Классификация моделей инвалидности в контексте условий высшего учебного заведения: адаптационный аспект // Сервис в России и за рубежом. 2010. № 2 (17).

16 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / Ns 2

Модульное обучение в системе профессионального образования

2. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М.: Изд-во МГУ, 1988.

3. www.un.org (сайт Организации Объединенных Наций) (Дата обращения: 12.04.2011).

4. www.dislife.ru (портал для людей с ограниченными возможностями здоровья) (Дата обращения: 12.04.2011).

5. Урманцев Ю.А. Природа адаптации (системная экспликация) // Вопросы философии. 1998. № 12.

УДК 658.310.8

I МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ I ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дмитриева Нина Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства», [email protected],

Институт туризма и гостеприимства (г. Москва), филиал ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

The article deals with issues related to staff training in the sphere of hospitality. It is noted that today in Russia the most acute problem hospitality industry is the lack of qualified personnel. It is shown that efficiency of the new components of the content of education is directly related to the introduction of new teaching technologies, aimed at fundamental change in educational priorities. The author gives a number of the arguments and formulated the main objective of modular training in professional education as the proof of the necessity to review methods of education.

В статье рассмотрены вопросы, связанные с обучением персонала предприятий индустрии гостеприимства. Отмечено, что сегодня в России самой острой проблемой отрасли гостеприимства является дефицит квалифицированных кадров. Показано, что эффективность новых составных частей содержания образования непосредственно связана с внедрением новых педагогических технологий, направленных на принципиальное изменение учебно-воспитательных приоритетов. В качестве доказательства необходимости пересмотра методик образования приведен ряд аргументов и сформулирована главная задача модульного обучения в системе профессионального образования.

Keywords: modular system of education, interdisciplinary approach, modular programs, training and professional tasks

Ключевые слова: модульная система образования, междисциплинарный подход, модульные программы, обучение, профессиональные задачи

Опыт западных стран показывает, что даже в условиях экономической нестабильности люди не экономят на образовании. Они стремятся получать знания, совершенствовать свои навыки и вкладывают деньги в обучение. Опыт ведущих зарубежных бизнесшкол и вузов показывает, что в период текущего мирового кризиса падения продаж в них не наблюдалось ни по долгосрочным, ни по краткосрочным программам. Индивидуальные потребители в условиях кризиса охотно платят за образование, видя в этом по-

вышение своей компетентности и стоимости на рынке труда, а корпорации инвестируют деньги в обучение сотрудников, считая это залогом своего выживания в условиях жесткой конкуренции.

Кризис внес корректировки в сознание россиян: если раньше многие поступали в вузы и бизнес-школы лишь для получения престижных дипломов, то сегодня все больше людей ориентируются, прежде всего, на приобретение качественных знаний, необходимых для жизни в реальных условиях.

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.