Научная статья на тему 'Классификация моделей инвалидности в контексте условий высшего учебного заведения: адаптационный аспект'

Классификация моделей инвалидности в контексте условий высшего учебного заведения: адаптационный аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1271
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ИНВАЛИДНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / "СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ" ИНВАЛИДА / "SOCIAL PORTRAIT" OF DISABLED PERSON / MODEL OF DISABILITY / SOCIAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Воеводина Екатерина Владимировна

В статье проанализированы и классифицированы модели восприятия инвалидности в контексте социальной адаптации студентов, имеющих инвалидность, к среде вуза. Приведены результаты эмпирического исследования и описан опыт внедрения адаптационных методик, сконструирован «социальный портрет» инвалида, сформулированы направления адаптационной работы, ориентированные на создание позитивного «социального портрета» людей с инвалидностью в системе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Воеводина Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article focuses on amazing and classification of models of perception of disability in the context of social adaptation of disabled students to surroundings of a higher educational establishment. The article gives the results of empirical research and the experience in implementation of adaptive technique, also the article gives a social portrait of disabled person. On this basis, the author calls the directions of adaptation work with aview to create a positive social portarait of people with disabilities in a higher educational establishment.

Текст научной работы на тему «Классификация моделей инвалидности в контексте условий высшего учебного заведения: адаптационный аспект»

УДК 316.4

КЛАССИФИКАЦИЯ МОДЕЛЕЙ ИНВАЛИДНОСТИ В КОНТЕКСТЕ УСЛОВИЙ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ: АДАПТАЦИОННЫЙ АСПЕКТ

Воеводина Екатерина Владимировна,

аспирант, [email protected],

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The article focuses on amazing and classification of models of perception of disability in the context of social adaptation of disabled students to surroundings of a higher educational establishment. The article gives the results of empirical research and the experience in implementation of adaptive technique, also the article gives a “social portrait ” of disabled person. On this basis, the author calls the directions of adaptation work with aview to create a positive “socialportarait” of people with disabilities in a higher educational establishment.

Key words: model of disability, social adaptation, “social portrait” of disabled person

В статье проанализированы и классифицированы модели восприятия инвалидности в контексте социальной адаптации студентов, имеющих инвалидность, к среде вуза. Приведены результаты эмпирического исследования и описан опыт внедрения адаптационных методик, сконструирован «социальный портрет» инвалида, сформулированы направления адаптационной работы, ориентированные на создание позитивного «социального портрета» людей с инвалидностью в системе вуза.

Ключевые слова: модель инвалидности, социальная адаптация, «социальный портрет» инвалида

Одной из актуальных задач социологической науки является познание специфики жизненного мира «нетипичных» социальных групп, в том числе молодежи с ограниченными возможностями, и построение на этой основе адаптационных методик. Одним из эффективных адаптационных средств является процесс обучения, потому что кроме приобретения специальности студент с инвалидностью получает возможность общения со сверстниками и, следовательно, обогащения социального опыта.

Проблема социальной адаптации студентов с инвалидностью к условиям вуза является многоаспектной. Это связано с многообразием факторов адаптации, которые в данном контексте можно разделить на три группы (в зависимости от зон адаптации вуза):

1) организационные факторы, обусловленные доступностью учебного

процесса (например, организация занятий с учетом допустимых нагрузок);

2) пространственные факторы, обусловленные доступностью физической

среды вуза: наличие или отсутствие приспособлений (пандусов,

подъемников, лифтов) для беспрепятственного доступа людей с

инвалидностью;

3) социальные факторы, связанные с особенностью восприятия статуса «инвалида» в вузе и самим студентом с инвалидностью.

В зависимости от типа воздействия факторов адаптации различают факторы-стрессоры (дезадаптирующие) и факторы-стазоры (стимулирующие) [3. С. 22].

Социальный статус людей с инвалидностью был неоднозначен на протяжении развития социальной реальности. Например, в древней Спарте немощных детей как бесполезных элементов общества сбрасывали в пропасть, а с принятием христианства и развитием идей гуманизма инвалиды стали особым объектом защиты. В результате этого образовалось несколько «идеальных типов» - моделей инвалидности (идеальный тип трактуется в соответствии с методологией М. Вебера). В работах Л.И. Аксеновой, Е.Р. Ярской-Смирновой представлены модели инвалидности, отражающие трансформацию восприятия инвалидности в зависимости от исторического контекста. На наш взгляд, модели инвалидности необходимо рассматривать в рамках двух подходов: социально-сберегающего (объект защиты - типичные индивиды) и личностно-сберегающего (индивид с инвалидностью). Критерием классификации является направленность социозащитной деятельности. Охарактеризуем оба подхода.

1. Социально-сберегающий подход предполагает, что объектом защиты являются типичные индивиды, а люди с инвалидностью воспринимаются ими в качестве социальнобесполезной категории индивидов, представляющих экономическую, психологическую, физическую угрозу социальной безопасности. Социально-сберегающие модели характерны для диффузных обществ с относительно низким уровнем социальной зрелости и экономического развития, для ранних этапов исторического развития большинства государств и почти не имеют распространения в современной социальной практике. На этой основе можно выделить следующие модели восприятия инвалидности:

• модель «экономическая безопасность». Люди с инвалидностью воспринимаются как экономически слабая категория, наносящая материальный ущерб экономически активным социальным группам. Подход не исключает оказания социальной поддержки, однако ее размеры являются незначительными. Пример данного подхода можно обнаружить у Г. Спенсера,

который отмечал, что если социальная группа не способна обеспечить себя, она должна исчезнуть;

• модель «психологическая безопасность». Индивид с инвалидностью рассматривается как представитель социальной среды, негативно влияющий на психологическое состояние окружающих. При этом создаются особые условия, которые приводят к изолированности инвалидов;

• модель «физическая безопасность». Индивиды с инвалидностью воспринимаются несущими физическую угрозу представителям окружающей среды. Модель имела распространение по отношению к лицам с психическими заболеваниями и заболеваниями, передающимися контактным путем (туберкулез, гепатит, ВИЧ и т.д.). В результате для них считалось предпочтительным создание крупных закрытых интернатов-изоляторов, расположенных в удаленных местах от комплексного проживания населения. Эту модель можно назвать антиадаптационной, поскольку она направлена на элиминацию данной категории.

2. Личностно-сберегающий подход характерен для социально-зрелого общества с достаточным уровнем развития моральных и культурных ценностей и норм. Инвалиды являются объектом защиты, категорией с комплексом специфических потребностей, требующих адекватного решения. В зависимости от содержания конкретной ситуации в социальной практике в настоящее время распространены две модели:

• медико-ориентированная модель. Представители первичных групп направляют усилия преимущественно на физическую адаптацию индивидов с ограниченными возможностями. Поэтому в качестве потенциальных стазоров (стабилизирующих факторов) выступают меры по медико-социальному обслуживанию и реабилитации. Указанный подход приводит к увеличению степени ограничения жизнедеятельности посредством организации «тепличного» образа жизни, исключающего воздействие естественных стрессоров окружающей среды;

• социально-ориентированная модель. Социальная среда воспринимает людей с инвалидностью в качестве социально слабых, присваивая им соответствующие статусные, в т.ч. законодательно закрепляемые характеристики (например, льготы). Они выступают в роли потенциальных стазоров. Медицинские меры при этом не исключаются, но имеют дополнительное значение. Первичные группы направляют усилия на создание «тепличных» условий жизни инвалидов, но не только в целях

здоровьесбережения, но и в целях ограничения от достаточно жестких стрессоров социальной жизни;

• комплексно-ориентированная модель основана на синтезе двух предыдущих моделей и пропагандирует активную адаптацию людей с инвалидностью к различным сферам жизнедеятельности на соответствующей материально-технической базе. Этот подход разработан в рамках концепции «независимой жизни», активно внедряемой мировым сообществом. Для решения обозначенных задач создаются общественные организации инвалидов, советы инвалидов в различных учреждениях. Модель призвана способствовать инклюзивному (в среде здоровых сверстников) образованию. Идеологическую формулу комплексно-ориентированной модели можно сформулировать следующим образом: «Равные возможности для всех вне зависимости от физического недостатка». На основе обобщения инновационного опыта обучения инвалидов в вузах Германии (гг. Марбург, Карлсруэ) и России (г. Саратов) можно выделить принципы социальной адаптации данной категории к системе вуза. Принцип доступности состоит в обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к физической среде вуза на основе полной либо частичной адаптации среды вуза к их потребностям через внедрение технических средств беспрепятственного перемещения (пандусов, лифтов), организацию учебного процесса на основе индивидуального подхода (тьюторинга), учитывающего специфику инвалидности. Принцип «растворения» студентов с инвалидностью в социальной среде вуза предполагает инклюзивное обучение. Эта позиция противопоставляется тактике изоляции инвалидов в закрытую общность внутри специализированных учебных заведений. Принцип психологической комфортности подразумевает психологическое сопровождение с целью развития культуры взаимодействия, коррекции статуса и жизненной позиции через организацию консультирования студентов-инвалидов и их однокурсников. Принцип физической комфортности предполагает применение здоровьесберегающих технологий, контроль физического состояния студентов-инвалидов.

Исследование социальной адаптации молодежи с инвалидностью в Муромском институте Владимирского университета и Муромском отделении Всероссийского общества инвалидов (МО ВОИ) выявило «медицинскую» модель инвалидности. Ее типичным признаком является гиперопека, наличие которой отмечают 60% молодых

инвалидов. Также были выявлены признаки социально-сберегающего подхода, а именно моделей «экономическая безопасность» и «психологическая безопасность». Модели «экономическая безопасность» соответствуют такие стрессоры, как низкая степень доступности среды вуза и учебного процесса для специфических потребностей инвалидов (например, занятия планируются в зданиях, далеко расположенных друг от друга). Это обусловлено тем, что количество обучающихся инвалидов в вузе невелико, а осуществление адаптационных мероприятий затратно.

В социальном аспекте выявлен стрессор, принадлежащий модели «психологическая безопасность» - изолированность студентов с визуально наблюдаемой инвалидностью от типичных членов студенческой группы. Это подтверждается социометрическим опросом студенческих групп, в которых обучаются инвалиды обозначенной категории. На основе построенных социометрических матриц выявлено, что отрицательный статус инвалида имеет достаточно высокие показатели (от 0,8 до 1). В связи с этим нами была сделана попытка внедрить элементы комплексно-ориентированной модели для снижения воздействия обозначенных стрессоров на процесс адаптации студентов с инвалидностью. Адаптационные мероприятия были представлены в виде системы социальнопсихологических методик посредством клубной формы работы. Опыт реализации показал, что большинство студентов, не имеющих внешних проявлений инвалидности, склонно тщательно скрывать свой статус, групповые занятия вызвали у них негативную реакцию, т.к. предполагали оглашение этого статуса. В результате адаптационные мероприятия, выступающие в роли потенциальных стазоров продемонстрировали низкую эффективность. По данным экспертного опроса специалистов МО ВОИ лишь 5% состоящих на учете молодых инвалидов имеют желание обучаться в вузе. Большинство опрошенных (76%) отмечают, что получению образования препятствуют социальнопсихологические стрессоры: стремление скрыть статус «инвалида» (72%) ввиду его негативности, чрезмерное внимание со стороны сверстников (32%), неуверенность в своих силах (30%).

На основе интервьюирования типичных сверстников нами был сформирован «социальный портрет» инвалида. Так, студенты (без инвалидности) ассоциируют инвалидность, прежде всего, с наличием визуально наблюдаемого физического недостатка. Они выделили следующие характеристики инвалидности: одиночество, несамостоятельность, необразованность. К положительным качествам инвалидов студенты отнесли силу воли и эмпатичность. Однако из «социального портрета» следует, что типичные сверстники не ассоциируют людей с инвалидностью со студентами.

Социально-технологическим решением обозначенной проблемы может выступать создание позитивного социального портрета людей с инвалидностью среди студентов вуза с помощью социальной рекламы, просмотра документальных фильмов о жизни людей с инвалидностью и т.п. При этом могут быть задействованы общественные организации инвалидов. Социальная реклама может быть направлена на повышение информированности типичных студентов о жизни инвалидов. Актуальна демонстрация документальных материалов о жизни людей с инвалидностью. Сюжет может быть основан на биографии авторитетного специалиста, имеющего инвалидность. При этом можно использовать биографии тех личностей, наивысшие достижения которых относятся к области изучаемых студентами наук, например, на физико-математическом факультете можно представить биографию известного физика С. Хокинга, который в молодом возрасте был парализован, но при этом успешно занимался научной работой.

Итак, решение проблемы социальной адаптации студентов с инвалидностью к условиям вуза требует комплексного подхода, направленного на создание доступной физической, организационной и социальной среды. Эта задача усложняется тем, что инвалидность ассоциируется с беспомощностью, необразованностью. Естественно, что при таком подходе адаптационные мероприятия будут малоэффективными.

Литература

1. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. 704 с.

2. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. Саратов: Научная книга, 2006. 260 с.

3. Урманцев Ю.А. Природа адаптации (системная экспликация) // Вопросы философии. 1998. № 12. С. 21—36.

4. Галиуллина С.Д. Попечительство как социальный институт // Сервис plus. 2009. №

3. С. 3—10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.