Научная статья на тему 'Социологический аспект адаптированности студентов с ограничениями жизнедеятельности к образовательному процессу вуза'

Социологический аспект адаптированности студентов с ограничениями жизнедеятельности к образовательному процессу вуза Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
276
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ограничение жизнедеятельности / социальная адаптация / система вуза / Disability / social adaptation / university system

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Воеводина Екатерина Владимировна

В статье на основе материала, полученного в результате комплексного исследования адапти- рованности студентов с ограничениями жизнедеятельности к системе вуза, проанализированы основные признаки моделей ограничения жизнедеятельности, распространенные в среде вуза. Приведены направления адаптационной работы, направленные на создание оптимальных условий для социальной адаптации студентов с ограничениями жизнедеятельности к системе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Воеводина Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article based on material obtained as a result of a comprehensive study of adaptability of students with disabilities in the university system. The author analyzed the main features of models of disability that are widespread in the environment of the university. The author describes the directions of adaptation work that are designated to optimal conditions for social adaptation of students with disabilities to the university system.

Текст научной работы на тему «Социологический аспект адаптированности студентов с ограничениями жизнедеятельности к образовательному процессу вуза»

ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 316.4

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АДАПТИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ ВУЗА1

I Воеводина Екатерина Владимировна, аспирантка, [email protected],

I ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The article based on material obtained as a result of a comprehensive study of adaptability of students with disabilities in the university system. The author analyzed the main features of models of disability that are widespread in the environment of the university. The author describes the directions of adaptation work that are designated to optimal conditions for social adaptation of students with disabilities to the university system.

В статье на основе материала, полученного в результате комплексного исследования адапти-рованности студентов с ограничениями жизнедеятельности к системе вуза, проанализированы основные признаки моделей ограничения жизнедеятельности, распространенные в среде вуза. Приведены направления адаптационной работы, направленные на создание оптимальных условий для социальной адаптации студентов с ограничениями жизнедеятельности к системе вуза.

Key words: disability, social adaptation, university system

Ключевые слова: ограничение жизнедеятельности, социальная адаптация, система вуза

Актуальность проблемы адаптации подростков и молодежи с ограничениями жизнедеятельности обусловлена демографическими факторами, а именно увеличением общего числа людей с инвалидностью. Данная ситуация требует разработки эффективных адаптационных методов. К таковым методам, на наш взгляд, можно отнести и образовательный процесс, поскольку кроме приобретения специальности и, следовательно, перспективы дальнейшего трудоустройства, студент с ограничением жизнедеятельности получает возможность интеграции в социальную среду типичных (без отклонения в здоровье) сверстников, а также возможность развития своего социального, коммуникативного опыта.

Несмотря на существующие меры (в виде индивидуальных программ реабилитации, консультирования, льгот при поступлении в вуз и др.), направленные на содействие адаптации данной группы к условиям вуза, в нашей стране число студентов с ограничениями

жизнедеятельности значительно отклоняется от показателей европейских государств (в России этот показатель равен 0,4% от общего числа обучающихся в вузах, в то время как, например, во Франции он достигает 5%). Таким образом, проблема адаптации студентов с ограничениями жизнедеятельности к условиям вуза требует разработки инновационных методик, основанных на обобщении отечественного и зарубежного опыта.

На наш взгляд, проблема социальной адаптации студентов с ограничениями жизнедеятельности к условиям вуза является многосторонней по своему содержанию и требует комплексного решения. Высшее учебное заведение в данном контексте необходимо рассматривать как систему, включающую в себя несколько зон адаптации:

1) организационную, обусловленную доступностью учебного процесса с учетом специфических потребностей студентов с ограничениями жизнедеятельности;

1 В статье отражены данные научно-исследовательской работы по теме «Социальная адаптация студентов с ограниченными возможностями к системе высшего учебного заведения» в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009—2013 годы»

81

ИССЛЕДОВАНИЯ

2) пространственную, обусловленную доступностью физической среды вуза для студентов с ограничениями жизнедеятельности;

3) социальную, которая связана с особенностью восприятия социального статуса человека с ограничением жизнедеятельности социальной средой вуза.

В зависимости от зон адаптации различают организационные, пространственные и социальные факторы адаптации. Пользуясь типологией Ю.А. Урманцева, в зависимости от типа воздействия на индивида можно различать факторы-стрессоры (факторы, дестабилизирующие процесс адаптации) и факторы-стазоры (стимулирующие) [5. C. 22].

В нашей статье речь пойдет, прежде всего, о специфике социальной адаптации студентов с ограничениями жизнедеятельности к условиям вуза. Если развитие высоких технологий позволяет людям с ограничениями жизнедеятельности частично или даже полностью компенсировать физический недостаток с помощью реабилитационных средств на соответствующей материально-технической базе, то в социальном аспекте проблема адаптации данной категории представляется достаточно сложной. Наряду с гуманистическим отношением и развитием идей интеграции людей с ограничениями жизнедеятельности в коммуникативном пространстве находят применение такие термины, как «калека», «убогий» и т.п. Например, в январе 2010 года одно из массовых печатных изданий опубликовало статью под названием-лозунгом «Добить, чтоб не мучился», в которой автор высказывает идею об эвтаназии детей с ограничениями жизнедеятельности.

Чем можно объяснить существующие противоречия? На наш взгляд, восприятие человека с ограничением жизнедеятельности типичными членами социальной среды обусловлено, прежде всего, господствующими в конкретной среде «идеально-типическими конструкциями» инвалидности или, иначе говоря, моделями ограничения жизнедеятельности. Отметим, что понятие «модель ограничения жизнедеятельности» в данном контексте трактуется в соответствии с методологией М. Вебера. В этом случае «модель ограничения жизнедеятельности» выступает в качестве идеально-типической конструкции, наиболее распространенной в конкретной социальной среде, в зависимости

от которой формируется соответствующее представление (в том числе стигма1) о людях с инвалидностью.

Классификации моделей ограничения жизнедеятельности представлены в работах А.С. Дудкина, Л.И. Аксеновой, Е.Р. Ярской-Смирновой. Они построены на основе одного критерия, носящего преимущественно временной характер. Например, Л.И. Аксенова выделяет шесть моделей восприятия инвалидности в обществе на основе анализа социальной политики государства в отношении данной категории: экономическая необходимость, сегрегация, дискриминация, медицинская модель, защищенность и интеграция [1. С. 98]. В классификации А.С. Дудкина по временному признаку выделено три типа моделей восприятия инвалидности в России: медицинская (СССР), социальная модель (постреформенная Россия 90-х годов ХХ века), модель независимой жизни (новая концепция, основанная на синтезе опыта развитых европейских государств, элементы которой пропагандируются в современной России).

На основе анализа отечественных источников, в которых представлены теоретические модели ограничений жизнедеятельности, мы выделили два основных подхода к интерпретации ограничений жизнедеятельности: социаль-но-сберегающий (объект защиты — типичные индивиды) и личностно-сберегающий (объект защиты — индивид с ограничением жизнедеятельности). Критерием для их разграничения является направленность социозащитной деятельности. Рассмотрим особенности восприятия человека с ограничением жизнедеятельности в рамках данных подходов.

1. Социально-сберегающий подход. В рамках данного подхода люди с ограничениями жизнедеятельности рассматриваются в качестве социально-бесполезной категории индивидов, представляющих экономическую, психологическую, физическую угрозу социальной безопасности. Объектом «социальной защиты» при данном подходе становятся типичные индивиды. Социально-сберегающий подход характерен для диффузных обществ с относительно низким уровнем социальной зрелости и экономического развития. Некоторые признаки восприятия людей с ограниче-

1 Стигма (греч. stigma — укол, клеймо, пятно), в Древней Греции метка или клеймо на теле раба или преступника (прим. ред.).

82 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / № 1

Социологический аспект адаптированности студентов с ограничениями жизнедеятельности...

ниями жизнедеятельности характерны для ранних этапов исторического развития большинства государств и почти не имеют распространения в современной социальной практике.

2. Личностно-сберегающий подход. Этот подход характерен для социально-зрелого общества с достаточным уровнем развития моральных и культурных норм. Объектом защиты при данном подходе становятся люди с инвалидностью. В зависимо -сти от содержания конкретной ситуации, признаки этого подхода распространены в социальной практике в настоящее время. Индивиды с ограничениями жизнедеятельности при этом рассматриваются в качестве особой социальной категории с комплексом специфических потребностей, требующих адекватного решения. Итак, вышеобозначенные подходы можно сопоставить по нескольким признакам. Кроме того, в рамках каждого подхода выделяют три модели ограничения жизнедеятельности, в соответствии с которыми выстраивается «социальный портрет» человека с ограничением жизнедеятельности. В рамках некоторых моделей также можно выявить соответствующую стигму (табл. 1).

Таким образом, в рамках обозначенных подходов нами были выявлены идеально-

типические конструкции ограничений жизнедеятельности. В соответствии с методологией «идеального типа» конкретная модель не может существовать в практике в «чистом» виде. В социальной среде можно зафиксировать отдельные признаки какой-либо из обозначенных моделей, которые, в зависимости от контекста, будут выступать в качестве стазоров или стрессоров. Проанализируем модели личностно-сберегающего подхода, выделив основные стрессоры и стазоры в процессе социальной адаптации студентов с ограничениями жизнедеятельности к условиям вуза:

— медико-ориентированная модель. В связи с тем, что в качестве потенциальных стазоров в этой модели выступают преимущественно меры по медико-социальному обслуживанию и реабилитации, представители первичных групп (родственники, медицинские и социальные работники) направляют свои действия в основном на физическую адаптацию молодежи с ограничениями жизнедеятельности. Такой подход может приводить к увеличению степени ограничения жизнедеятельности человека с инвалидностью посредством организации «тепличного» образа жизни, исключающего воздействие естественных стрессоров окружающей среды, ограничивая выбор индивида (при подборе

Таблица 1

Характер восприятия человека с инвалидностью в рамках моделей ограничения жизнедеятельности

Модели ограничения жизнедеятельности

Социально-сберегающий подход Личностно сберегающий подход

модель «экономическая безопасность». Типичная стигма — «несущий экономическую угрозу». Люди с ограничениями жизнедеятельности воспринимаются как экономически слабая категория населения, наносящая материальный ущерб экономически активным социальным группам; медико-ориентированная модель. Типичная стигма — «нуждающийся в медицинском уходе». В качестве потенциальных стазоров в модели выступают преимущественно меры по медико-социальному обслуживанию и реабилитации;

модель «психологическая безопасность». Типичная стигма — «несущий психологическую угрозу». Индивид с ограничением жизнедеятельности рассматривается как представитель социальной среды, негативно влияющий на психологическое состояние окружающих; социально-ориентированная модель. Характерная стигма — «социально слабый». Потенциальными стазорами в данной модели являются меры по социозащитной деятельности;

модель «физическаябезопасность». Стигма — «несущий физическую угрозу». Модель распространена по отношению к лицам с заболеваниями, передающимися контактным путем (туберкулез, ВИЧ), лицам с тяжелыми психическими заболеваниями. В результате для них считается предпочтительным создание учреждений закрытого типа. Эту модель можно назвать антиадаптационной, она направлена не на адаптацию данной категории к социальной среде, а на ее элиминацию. комплексно-ориентированная модель. В рамках данной модели человек с ограничением жизнедеятельности рассматривается как активная личность, имеющая комплекс специфических потребностей, требующих адекватного решения. Модель пропагандирует активную адаптацию людей с инвалидностью к различным сферам жизнедеятельности на соответствующей материально-технической базе и исключает какие-либо проявления социальной стигматизации и дискриминации.

83

ИССЛЕДОВАНИЯ

специальности, места учебы, организации досуга, в построении семейных и дружеских отношений и т. п.).

В соответствии с данным подходом молодежи с ограничениями жизнедеятельности в целях здоровьесбережения рекомендовано обучение в специализированных вузах. С одной стороны, такой подход удовлетворяет специфические потребности данной группы. Однако специализация вузов на обучении исключительно студентов с ограничениями жизнедеятельности уменьшает число контактов данной категории с типичными сверстниками в рамках учебного процесса, лишая личность воздействия незначительных стрессоров окружающей среды, необходимых для повышения адаптивности и приобретения стрессоустойчивости. Это может приводить к самоизолированности и самостигматизации. Кроме того, выпускники вузов такого типа предстают менее конкурентоспобными на рынке труда в связи с тем, что перечень специальностей в них ограничен. Таким образом, медицинская модель, на наш взгляд, насыщена потенциальными стрессорами внутриличностного типа;

— социально-ориентированная модель. В рамках данной модели среда воспринимает молодежь с ограничениями жизнедеятельности в качестве социально слабой категории, присваивая ей соответствующие статусные, в том числе законодательно закрепляемые характеристики (например, льгота при поступлении в вуз). Они выступают в роли потенциальных стазоров. Медицинские меры при этом (как стазор) не исключаются, но имеют дополнительное значение. Первичные группы направляют усилия на создание все тех же «тепличных» условий жизни молодежи с ограничениями жизнедеятельности, но не только в целях здоровьесбережения (медико-ориентированная модель), но и в целях ограничения от достаточно жестких стрессоров социальной жизни. На наш взгляд, данный подход может способствовать развитию конформности и инфантильности данной социальной группы в силу ее возрастных особенностей. В дальнейшей жизнедеятельности молодежи с инвалидностью это может приводить к формированию иждивенческой социальной позиции, неспособности обеспечить себя своим трудом. В условиях вуза это также способствует снижению учебной мотивации. Например,

студент с ограничением жизнедеятельности может отказаться от обучения как от лишнего стрессора. Кроме того, в рамках образовательного пространства гиперопека студентов с ограничениями жизнедеятельности приобретает бивалентное значение. С одной стороны, она может приводить к снижению требований в процессе образования, что приводит к уменьшению его качества. С другой стороны, гиперопека может препятствовать самореализации студентов данной категории, в случае необоснованных дополнительных ограничений их жизнедеятельности первичными группами (например, при необоснованном сокращении часов обучения и т. д.). В результате все названные факторы можно определить в качестве потенциальных стрессоров психосоциального типа;

— комплексно-ориентированная модель основана на синтезе позитивного опыта реализации двух предыдущих моделей и пропагандирует активную адаптацию людей с ограничениями жизнедеятельности к различным сферам жизни, в том числе и к сфере высшего образования, на соответствующей материальнотехнической базе. Этот подход разработан в рамках концепции «независимой жизни», активно внедряемой мировым сообществом. Для решения задач адаптации и интеграции людей с инвалидностью считается предпочтительным создание общественных организаций людей с ограничениями жизнедеятельности, советы по проблемам адаптации данной группы в различных учреждениях. Целью является создание условий для достижения максимального уровня независимости путем устранения физических, социальных и психологических барьеров. Следовательно, такой подход исключает какие-либо проявления социальной стигматизации. Эту стратегию мы считаем оптимальной для среды учебных заведений, но она требует развития особой инфраструктуры существования людей. Модель призвана способствовать формированию инклюзивного (в среде типичных сверстников) образования. В связи с этим в нашем исследовании данная идеально-типическая конструкция будет выступать теоретической основой построения адаптационных методик.

Эффективная адаптационная модель, предполагая гуманистический характер отношения к людям с ограничениями жизнедеятельности,

84 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / № 1

Социологический аспект адаптированности студентов с ограничениями жизнедеятельности...

должна быть направлена на постепенное извлечение из лексики термина «инвалид». С латинского языка слово «инвалид» переводится как «неполноценный», «непригодный», стало быть, применение данного термина в социальной практике уже несет в себе негативную стигматизирующую идею.

В отечественных концепциях как альтернатива предлагается термин «человек с ограниченными возможностями». Однако этот термин встречает критику в нескольких аспектах: во-первых, возможности всех людей ограничены в той или иной степени, во-вторых, из определения не ясно, о каком типе ограничения идет речь (физическом, психическом, коммуникативном и т. д.). В американской практике распространено выражение «человек с особыми потребностями», однако в русскоязычном пространстве этим термином чаще всего обозначаются люди, имеющие психические ограничения жизнедеятельности. В этом смысле в отечественных источниках встречается выражение «дети с особыми образовательными потребностями». Альтернативный подход предлагает отечественный автор Е.А. Сигида, обосновывая термин «лица с ограничениями жизнедеятельности» [4. С. 41].

В западных источниках говорится о двух подходах к обозначению людей, имеющих инвалидность. Прагматический подход выступает в пользу употребления термина «инвалид» с целью упрощения коммуникативного акта. Сторонники семантического подхода находят «замещающие» формулировки для определения инвалидности, которые не выглядят дискриминирующими и стигматизирующими [6. С. 4].

Однако применение в практике замещающих словосочетаний недостаточно распространено. Из результатов интервьюирования специалистов, работающих с людьми, имеющими ограничения жизнедеятельности, проведенного нами в 2009 году в округе Муром, выявлено, что в практике они чаще используют термин «инвалид», потому что он «прост в произношении». Специалисты социальных служб отмечают также, что наиболее приемлемым и простым в словообороте из всех вышеперечисленных обозначений инвалидности является выражение «человек с инвалидностью». И это, казалось бы, не лишено основания. Иначе говоря, термин «человек с инвалидностью» (т. е. неполноценностью) звучит ме-

нее жестко, чем «инвалид (неполноценный)». С другой стороны, данное выражение ввиду этого не лишается своего стигматизирующего значения.

Таким образом, процесс отказа от употребления в практике термина «инвалид» представляется довольно затруднительным. Однако этот термин играет значительную роль в формировании «социального портрета» молодежи (в том числе студентов) с ограничениями жизнедеятельности и, следовательно, в социальной адаптации данной группы к условиям вуза.

В 2009 году нами было проведено комплексное исследование социальной адаптации студентов с ограничениями жизнедеятельности в Муромском институте Владимирского государственного университета (МИ ВлГУ) и в Муромском окружном отделении Всероссийского общества инвалидов (ВОИ). В процессе было сформировано несколько выборок: студенты, имеющие ограничения жизнедеятельности, и их однокурсники; молодежь с инвалидностью в возрасте 15—25 лет (не относящаяся к категории обучающихся) и их типичные сверстники. Основным методом исследования стал опрос в форме анкетирования, социометрии и интервьюирования вышеперечисленных выборок.

Результаты исследования показали отсутствие единой модели ограничения жизнедеятельности. Из этого следует вывод о том, что идеально-типическая конструкция инвалидности в исследуемой среде имеет довольно абстрактный характер, включая в себя признаки различных (в том числе противоположных) моделей ограничения жизнедеятельности. С одной стороны, большую роль в ее формировании на современном этапе сохраняет распространение преимущественно медико-ориентированной модели инвалидности. С другой стороны, присутствуют элементы других моделей (в том числе принадлежащих к социальносберегающему подходу).

Рассмотрим элементы медицинской модели, выявленные нами в ходе исследования. Напомним, что главным ее аспектом является наличие «ограничения» деятельности человека с инвалидностью со стороны первичных групп. Так, студенты с ограничениями жизнедеятельности отмечают, что медицинские работники рекомендуют им отказ от обучения в вузе, несмотря на личное желание анкетируемых.

85

ИССЛЕДОВАНИЯ

Рекомендации медицинских работников могут переходить в индивидуальные личностные установки: в индивидуальной беседе анкетируемые отмечали, что мнение медицинских работников для них более приоритетно, чем собственное желание. При этом 63% студентов с ограничениями жизнедеятельности остерегаются интеллектуальных нагрузок в процессе обучения (по рекомендации медицинских работников), что, на наш взгляд, также осложняет адаптацию к организационной среде вуза, потому что процесс обучения предполагает наличие данных стрессоров. Таким образом, было выявлено, что студенты с ограничениями жизнедеятельности воспринимаются первичными группами в рамках медико-ориентированной модели.

Наряду с этим были обнаружены элементы социально-ориентированной модели, одним из основных признаков которой является гиперопека в социальном аспекте. По данным нашего исследования, в среде вуза гиперопека по отношению к студентам с ограничениями жизнедеятельности имеет незначительное распространение (ее воздействие отмечают 15% анкетируемых). Большее распространение она имеет в среде первичных групп, т. е. родителей и медицинских работников (60%).

В результате опроса студенты с ограничениями жизнедеятельности отмечали, что окружающие проявляют по отношению к ним: невнимание (53%), чрезмерное чувство жалости (26%), чувство отвращения (21%). При этом существует дифференциация в зависимости от физического состояния анкетируемых. Так, например, молодежь с относительно легкими и латентными формами инвалидности отмечает, что окружающие проявляют по отношению к ним преимущественно безразличие. Студенты, имеющие высокую степень ограничения жизнедеятельности, отмечают, что больше всего окружающие проявляют к ним отвращение и чрезмерное чувство жалости.

Кроме того, в результате исследования были выявлены признаки социально-сбере-гающего подхода, а именно моделей «экономическая безопасность» и «психологическая безопасность». Модели «экономическая безопасность» соответствует такой стрессор, как низкая степень доступности физической среды вуза (недостаток пандусов, отсутствие лифтов для передвижения в корпусах института), а также низкая степень приспособленности

организации учебного процесса для специфических потребностей людей с инвалидностью (например, при составлении учебных планов не учитываются нормы допустимой учебной нагрузки, занятия планируются в зданиях, расположенных далеко друг от друга). Это обусловлено, в первую очередь, тем, что количество студентов с ограничениями жизнедеятельности в вузе невелико, а оснащение зданий и организация учебного процесса в соответствии с потребностями данной группы представляются достаточно затратными. Эти признаки выступают как факторы-стрессоры пространственного и организационного характера, усиливая социальные и психологические барьеры.

В социальном аспекте также были выявлены факторы-стрессоры в процессе адаптации студентов с ограничениями жизнедеятельности к условиям вуза. Эти факторы можно отнести к социально-сберегающему подходу, а именно к модели «психологическая безопасность». Основным признаком этой модели является социальная изолированность студентов с тяжелой (и, как правило, визуально наблюдаемой) степенью ограничения жизнедеятельности от типичных членов студенческой группы. Изолированность в данном исследовании подтверждается социометрическим опросом и неформализованным наблюдением студенческих групп, в которых обучаются студенты обозначенной категории. На основе построенных социометрических матриц студенческих групп, в которых обучаются студенты с явными физическими недостатками, нами были рассчитаны персональные социометрические индексы: положительный статус индивида; отрицательный статус; положительный групповой статус. Согласно проведенным вычислениям отрицательный статус студентов с ограничениями жизнедеятельности в исследуемых студенческих группах имеет достаточно высокие показатели: на факультете информационных технологий — 0,8, на машиностроительном — 1. Положительный индивидуальный и положительный групповой статус студентов с ограничениями жизнедеятельности в обеих группах равен нулю. Анкетный опрос типичных сверстников в учебных группах частично подтвердил, что студенты с ограничениями жизнедеятельности имеют относительно низкие показатели контактов с типичными сверстниками, несмотря на нахождение в совместном

86 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / № 1

Социологический аспект адаптированности студентов с ограничениями жизнедеятельности...

коллективе. Половина опрошенных студентов (58%) отметили, что формально общаются с однокурсниками, имеющими инвалидность. Остальная часть (42%) не имеет с ними контактов, несмотря на нахождение в совместном коллективе.

Таким образом, выявленные нами стрессоры (изоляция и неприспособленность окружающей среды) позволяют сделать вывод о том, что в исследуемом пространстве вуза распространены элементы социально-сберегающего подхода.

Кроме того, с точки зрения разработки технологий адаптации, интересным представляется опыт реализации социального проекта, разработанного нами в 2007 году в рамках гранта Владимирской области. С целью снижения воздействия социально-психологических стрессоров на процесс адаптации студентов с ограничениями жизнедеятельности к условиям вуза, в рамках проекта был создан интегрированный клуб, объединяющий молодежь с инвалидностью (как студентов, так и не обучающихся в вузе) и типичных сверстников. Адаптационные мероприятия были представлены в виде системы социально-психологических методик и тренингов. Участники клуба были поэтапно включены в процедуру психологического тестирования под руководством практического психолога в рамках индивидуальной карты морально-психологического состояния личности. Содержанием карты является система методик практической индивидуальной психодиагностики (тесты Айзенка, Леонгарда-Шми-шека, методики «Адаптивность», «Прогноз» и «НПН-А») в целях выявления адаптивного потенциала исследуемых.

Опыт реализации проекта показал, что большинство студентов, особенно не имеющих внешних проявлений инвалидности, склонно тщательно скрывать свой статус. В связи с этим групповые занятия (тренинги, игры) вызывали у них негативную реакцию. В результате адаптационные мероприятия, выступающие в роли потенциальных стазоров, продемонстрировали низкую эффективность при работе со студентами, имеющими ограничения жизнедеятельности. В отдельных случаях был зафиксирован полный отказ от участия в проекте, поскольку оно приводит к разглашению статуса «инвалида». В связи с этим студенты с ограничениями жизнедеятельности выступали против привлечения типичных сверстников к работе

клуба. При этом индивидуальные формы работы, такие как психологическое тестирование, диагностика и консультирование пользовались высокой популярностью у студентов данной категории. Сравнение двух групп — студентов и не обучающейся в вузе (и, преимущественно, не занятой на рынке труда) молодежи с ограничениями жизнедеятельности показало, что вторая группа участников проекта, напротив, проявляет склонность к групповым адаптационным занятиям. Вероятно, это можно объяснить отсутствием социальных контактов у данной группы и стремлением к их приобретению. Кроме того, опыт работы показывает относительное отсутствие стремления к скрытию статуса человека с ограничением жизнедеятельности у данной категории. Так, например, молодежь с ограничениями жизнедеятельности, не относящаяся к числу студентов, поддержала идею о привлечении здоровых сверстников к работе клуба. Индивидуальные формы работы также пользуются популярно -стью у данной категории.

Кроме того, было выявлено, что обе группы значимо различаются по уровню адаптивности от сверстников, не имеющих ограничений жизнедеятельности. Однако у молодежи с инвалидностью, не занятой в образовательной и трудовой сферах, уровень адаптивных способностей значительно ниже, чем у студентов с ограничениями жизнедеятельности. Это также можно объяснить тем, что первая группа имеет ярко выраженные физические недостатки, то есть их социальный статус человека с ограничением жизнедеятельности является визуально обозначенным. С одной стороны, им свойственна большая обеспокоенность состоянием здоровья и ярко выраженная негативная мотивация в профессиональной, семейной, социальной сфере, с другой стороны, жизненная позиция данных индивидов в целом пассивна. В индивидуальных беседах анкетируемые данной выборки отмечали наличие «чувства собственной неполноценности, бесполезности, отчужденности», и в результате — «отсутствие смысла жизни». Данное обстоятельство мы считаем следствием социальной стигматизации (имеет место самостигматизированность индивида, «вживание» в роль «больного и немощного»).

По данным экспертного опроса специалистов Муромского отделения ВОИ, проведенного нами в 2009 году, лишь 5% состоящей

87

ИССЛЕДОВАНИЯ

на учете молодежи с ограничениями жизнедеятельности имеет желание обучаться в вузе. Большинство опрошенных (76%) отмечают, что получению образования препятствуют социально-психологические стрессоры: стремление скрыть статус «инвалида» (72%) ввиду его негативности, боязнь чрезмерного внимания со стороны сверстников (32%), неуверенность в своих силах (30%). Это также подтверждает, что статус человека с ограничением жизнедеятельности в молодежной среде воспринимается в основном негативно.

Интервьюирование типичных сверстников также выявило характер восприятия людей с ограничениями жизнедеятельности в молодежной среде. На этой основе был сконструирован «социальный портрет» человека с ограничениями жизнедеятельности. Так, опрос типичных сверстников, не относящихся к категории учащихся, позволил выделить 4 основных качества, которые, по их мнению, присущи людям с ограничениями жизнедеятельности: бедность, беспомощность, болезненность, неопрятность (в убывающем порядке). В их понимании инвалидность ассоциируется в основном с экономическим аспектом жизнедеятельности (низким заработком, безработицей).

Студенты без инвалидности ассоциируют ограничение жизнедеятельности, прежде всего, с наличием какого-либо внешнего, визуального физического недостатка (нарушения опорно-двигательного аппарата, слепота, глухота и т. д.). Типичные характеристики, которые они выделили, характеризуя человека с ограничением жизнедеятельности (в убывающем порядке): одиночество, несамостоятельность, необразованность. В отличие от не учащейся молодежи студенты отмечали положительные качества людей с инвалидностью: сила воли и высокая степень эмпатич-ности.

В целом вышеперечисленные качества (необразованность, несамостоятельность) позволяют сделать вывод о том, что сложившийся социальный портрет индивида с ограничением жизнедеятельности как в молодежной среде, так и непосредственно в студенческой среде обладает преимущественно негативными чертами и не включает в себя признаки, присущие обучающимся. В связи с этим возникает необходимость разработки таких адаптационных методик, которые будут направлены на фор-

мирование иного — позитивного социального портрета людей с ограничениями жизнедеятельности в молодежной среде.

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить относительно неблагоприятные условия адаптации студентов с ограничениями жизнедеятельности в системе вуза. Выявленные социальные стрессоры частично принадлежат различным, в том числе и противоположным моделям. Это можно объяснить тем, что в молодежном сообществе отсутствует единая точка зрения в отношении социального портрета людей с инвалидностью.

Социально -технологическими средствами формирования позитивного социального портрета людей с ограничениями жизнедеятельности среди студентов вуза могут выступать социальная реклама, просмотр документальных фильмов о жизни людей с инвалидностью и т. п. При этом могут быть задействованы общественные организации инвалидов. Рассмотрим два направления формирования позитивного социального портрета:

— социальная реклама. Это направление может применяться при работе с типичными студентами и с потенциальными абитуриентами, имеющими ограничения жизнедеятельности. В первом случае социальная реклама должна быть направлена на выработку информированности у типичных студентов о возможности совместного обучения с людьми, имеющими ограничения жизнедеятельности. Кроме того, на наш взгляд, необходимо размещение информации о студентах с ограничениями жизнедеятельности, которые добились высоких результатов в процессе обучения. В этом аспекте социальная реклама может выступать эффективным средством выработки мотивации на получение высшего образования у потенциальных абитуриентов, имеющих ограничения жизнедеятельности;

— демонстрация документальных фильмов

и иных материалов о жизни людей с ограничениями жизнедеятельности. С этой целью актуально задействовать общественные организации людей с инвалидностью. Сюжет может быть основан на биографии авторитетного специалиста, имеющего ограничение жизнедеятельности. При этом для большей эффективности можно использовать биографии тех личностей, которые относятся к области изучаемых студентами наук. На-

88 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / № 1

Проблемы и перспективы подготовки молодых ученых в России (социологический...

пример, на физико-математическом факультете можно представить фильм об известном физике С. Хокинге, который в молодом возрасте был парализован, но при этом успешно занимался научной работой.

Кроме того, необходимо ведение консультативной работы с типичными студентами, являющимися однокурсниками людей с ограничениями жизнедеятельности. Цель таких консультаций состоит в том, чтобы ознакомить молодежь без инвалидности со способами взаимодействия, которые предпочитают люди с ограничениями жизнедеятельности в отношении себя. Например, если в учебной группе присутствует человек с нарушениями опорно-двигательного аппарата, являющийся «колясочником», необходимо разъяснить

окружающим, как предложить помощь, чтобы не вызвать обиды с его стороны.

Таким образом, для решения проблем социальной адаптации студентов с ограничениями жизнедеятельности к условиям вуза необходима комплексная деятельность, направленная на создание доступной физической, организационной и социальной адаптивных зон вуза. Указанная задача представляется довольно сложной в связи с тем, что распространенная в молодежной среде модель инвалидности насыщена негативными характеристиками. Инвалидность связывается с беспомощностью, необразованностью, несамостоятельностью. При наличии указанного стереотипа адаптационные мероприятия по отношению к данной категории будут малоэффективными.

Литература

1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 192 с.

2. Воеводина Е.В. Теоретические модели социальной адаптации подростков с особыми потребностями применительно к системе вуза // Всероссийские научные Зворыкинские чтения — I: Сборник тезисов докладов. В 5 т. Муром: Изд-полиграфический центр МИ ВлГУ. 2О09. Т. 5. C. 191—192.

3. Калганов С. О. Социальная модель ограничений жизнедеятельности: научно-теоретические подходы и практика их реализации в зарубежных странах // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2010. № 3. С. 60-68.

4. Сигида Е.А., Лукьянова И.Е. Медико-социальная работа в преодолении ограничений жизнедеятельности индивидуума // Социальные технологии различных сферах жизнедеятельности: теория и практика: Сборник статей. М: Изд-во РГСУ. 2007. С. 41-42.

5. УрманцевЮ.А. Природа адаптации (системная экспликация) // Вопросы философии. 1998. № 12. С. 21-36.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Schwierigkeiten der Definition // Behinderung. Wikipedia: die freie Internet-Enzyklopadie. URL: http:// de.wikipedia.org/wiki/Behinderung (датаобращения 15.04.2009).

УДК 316.33

I ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ I В РОССИИ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ). ЧАСТЬ I

Митюрникова Людмила Антоновна, кандидат социологических наук, доцент, [email protected], ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The article deals with sociological research training system of higher education: graduate students and undergraduates in Pushchino State University. The author identifies the peculiarities of the domestic training of highly qualified personnel for education and science. The article identified problems in the national training system of higher education today and the problems hindering the influx of young people in education and science.

В статье рассмотрены социологические исследования системы подготовки кадров высшей квалификации: аспирантов и магистрантов в Пущинском государственном университете, выявлены

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.