Научная статья на тему 'Социальная адаптация студентов-первокурсников в университете (по материалам исследования)'

Социальная адаптация студентов-первокурсников в университете (по материалам исследования) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4420
373
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СТУДЕНТЫ-ПЕРВОКУРСНИКИ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ АДАПТАЦИЯ / ФАКТОРЫ АДАПТАЦИИ / SOCIAL ADAPTATION / FIRST-YEAR STUDENTS / ACADEMIC ADAPTATION / MANAGEMENT ADAPTATION / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / PSYCHOPHYSIOLOGICAL ADAPTATION / SOCIAL AND DOMESTIC ADAPTATION / FACTORS OF ADAPTATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Арлашкина Ольга Владимировна, Наумова Елена Вадимовна, Тевлюкова Оксана Юрьевна

Высшее образование является традиционной ценностью в нашей стране. Молодежь рассматривает получение высшего образования как необходимое условие не только профессиональной, но и социальной карьеры. Это приводит к высоким конкурсам при поступлении в вузы. Однако для значительного числа первокурсников первый курс обучения становится последним. Наибольшее количество студентов отчисляется из вузов по результатам первых двух сессий. Одной из причин такого положения является неприспособленность первокурсников к условиям обучения в вузе. В статье рассмотрены результаты социологического опроса студентов-первокурсников Новосибирского государственного университета экономики и управления, цель которого состояла в выявлении проблем адаптации к новым условиям жизни и учебы и оценке влияния различных факторов на способность студентов справляться с этими проблемами. Социологический опрос проводился в форме анкетирования в первом втором семестрах 2016-2017 учебного года. В анкетировании участвовало 210 первокурсников десяти направлений подготовки. Обработка результатов проводилась средствами пакета программ SPSS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Арлашкина Ольга Владимировна, Наумова Елена Вадимовна, Тевлюкова Оксана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social adaptation of the first-year university students (following the research data)

The higher education is a traditional value in Russia. Young people consider higher education as a prerequisite for both professional and social career. This leads to a high competition for university admission. However, the first academic year becomes the last one for many freshmen. The largest number of students is expelled from universities based on the results of two finals. It can be explained by the inadaptability of freshmen to the university environment. The authors review the findings of a sociological survey conducted among the first-year students in Novosibirsk State University of Economics and Management. Its objective was to identify the problem of adaptation to the new lifestyle and academic environment and evaluate the impact of various factors on the student ability to cope with the above-mentioned problems. The sociological survey was carried out in the form of a questionnaire in the first and second terms of 2016-2017. The inquiry involved 210 freshmen majoring in 10 fields of study. The results were processed by means of SPSS products.

Текст научной работы на тему «Социальная адаптация студентов-первокурсников в университете (по материалам исследования)»

УДК 316.614.034:378

https://doi.org/10.24158/tipor.2017.11.11

Арлашкина Ольга Владимировна

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Новосибирского государственного университета экономики и управления - «НИНХ»

Наумова Елена Вадимовна

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Новосибирского государственного университета экономики и управления - «НИНХ»

Тевлюкова Оксана Юрьевна

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Новосибирского государственного университета экономики и управления - «НИНХ»

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ

(ПО МАТЕРИАЛАМ ИССЛЕДОВАНИЯ)

Arlashkina Olga Vladimirovna

PhD in Social Science, Associate Professor, Social Science Department, Novosibirsk State University of Economics and Management

Naumova Elena Vadimovna

PhD in Social Science, Associate Professor, Social Science Department, Novosibirsk State University of Economics and Management

Tevlyukova Oksana Yuryevna

PhD in Social Science, Associate Professor, Social Science Department, Novosibirsk State University of Economics and Management

SOCIAL ADAPTATION OF THE FIRST-YEAR UNIVERSITY STUDENTS (FOLLOWING THE RESEARCH DATA)

Аннотация:

Высшее образование является традиционной ценностью в нашей стране. Молодежь рассматривает получение высшего образования как необходимое условие не только профессиональной, но и социальной карьеры. Это приводит к высоким конкурсам при поступлении в вузы. Однако для значительного числа первокурсников первый курс обучения становится последним. Наибольшее количество студентов отчисляется из вузов по результатам первых двух сессий. Одной из причин такого положения является неприспособленность первокурсников к условиям обучения в вузе. В статье рассмотрены результаты социологического опроса студентов-первокурсников Новосибирского государственного университета экономики и управления, цель которого состояла в выявлении проблем адаптации к новым условиям жизни и учебы и оценке влияния различных факторов на способность студентов справляться с этими проблемами. Социологический опрос проводился в форме анкетирования в первом - втором семестрах 2016-2017 учебного года. В анкетировании участвовало 210 первокурсников десяти направлений подготовки. Обработка результатов проводилась средствами пакета программ SPSS.

Ключевые слова:

социальная адаптация, студенты-первокурсники, академическая адаптация, организационная адаптация, социально-психологическая адаптация, психофизиологическая адаптация, социально-бытовая адаптация, факторы адаптации.

Summary:

The higher education is a traditional value in Russia. Young people consider higher education as a prerequisite for both professional and social career. This leads to a high competition for university admission. However, the first academic year becomes the last one for many freshmen. The largest number of students is expelled from universities based on the results of two finals. It can be explained by the inadaptability of freshmen to the university environment. The authors review the findings of a sociological survey conducted among the first-year students in Novosibirsk State University of Economics and Management. Its objective was to identify the problem of adaptation to the new lifestyle and academic environment and evaluate the impact of various factors on the student ability to cope with the above-mentioned problems. The sociological survey was carried out in the form of a questionnaire in the first and second terms of 2016-2017. The inquiry involved 210 freshmen majoring in 10 fields of study. The results were processed by means of SPSS products.

Keywords:

social adaptation, first-year students, academic adaptation, management adaptation, social and psychological adaptation, psychophysiological adaptation, social and domestic adaptation, factors of adaptation.

Учеба в высшем учебном заведении является новым социальным опытом как для вчерашних школьников, так и для тех, кто успел отслужить в армии или попробовать себя в какой-либо профессии. Неизбежным этапом получения этого опыта является адаптация студента к реалиям высшего образования: специфике учебного процесса, взаимоотношениям студентов и преподавателей, необходимости организации собственного быта и свободного времени, большей личной свободе и ответственности, возросшей сложности межличностных, внутри- и межгрупповых отношений.

Актуальность изучения социальной адаптации студентов связана, на наш взгляд, с осознанием ведущей роли науки и технологии в современном мире. Выпускники вузов - это потенциал развития общества, именно они через 10-20 лет будут определять уровень развития экономики и качество жизни миллионов людей. В развитых странах инвестиции в высшее образование считаются одними из наиболее эффективных капиталовложений. Поэтому внимание к препятствиям, из-за которых молодые люди, уже сдавшие вступительные экзамены в вуз, отказываются от получения высшего образования, является важной социологической проблемой.

Тема адаптации студентов первого года обучения является актуальной в российской и зарубежной научной среде. Исследования, как правило, направлены на изучение потенциальных и актуальных для студентов-первокурсников адаптационных барьеров и факторов - демографических (пол, возраст, социальное окружение) [1], этнокультурных [2; 3; 4], связанных со здоровьем [5] и других [6].

Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблематике социальной адаптации студентов вузов показывает, что в настоящее время нет единого подхода к изучению видов и форм социальной адаптации. Для всестороннего изучения проблем социальной адаптации студентов-первокурсников в вузе необходимо, на наш взгляд, рассматривать такие ее направления, как:

- академическая адаптация (к учебному процессу);

- организационная адаптация (к особенностям структуры университета и организации учебного процесса);

- социально-психологическая адаптация (к взаимодействию с другими студентами и преподавателями, к собственной роли и статусу);

- психофизиологическая адаптация (к особенностям университетской среды и санитарно-гигиеническим условиям обучения);

- социально-бытовая адаптация (к новым условиям проживания и быта студента).

При этом особое внимание необходимо обратить на:

- объективные факторы среды (материальное положение семьи, коммерческая или бюджетная основа обучения, направление обучения и др.);

- субъективные факторы (направленность личности и психофизиологическое состояние).

В статье представлены материалы социологического исследования социальной адаптации

студентов-первокурсников Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ), выполненного в первом - втором семестрах 2016-2017 учебного года. Целью исследования было изучение особенностей и проблем социальной адаптации студентов-первокурсников НГУЭУ к условиям студенческой жизни.

Выборка составила 210 первокурсников, обучающихся по направлениям обучения: экономика (31 %), менеджмент (19), бизнес-информатика (11), инноватика (7), юриспруденция (10), туризм (7), гостиничное дело (6), реклама и связи с общественностью (5), государственное и муниципальное управление (2), управление персоналом (2 %). Тип выборки - случайная стратифицированная (по факультетам и направлениям обучения). Метод исследования - анкетный опрос. Обработка полученных данных произведена в программе SPSS.

Исследование показало, что академическая адаптация студентов первого курса проходит достаточно успешно. Существенное влияние на процесс адаптации оказывают мотивы получения высшего образования. Большинство опрошенных отметили, что основным мотивом для них является получение знаний (64 %) и овладение профессией (59 %), а также получение диплома (50 %). Проблемы академической адаптации во многом обусловлены именно неопределенностью мотивации при выборе направления обучения. Более половины первокурсников (58 %) полностью удовлетворены выбором направления и демонстрируют высокую заинтересованность в учебном процессе (хорошая академическая адаптация). Четверть опрошенных (24 %) полностью не удовлетворены своим выбором и хотели бы перевестись на другую специальность или поступить в другой вуз. Именно эта группа характеризуется низкими темпами академической адаптации.

Одним из объективных показателей академической адаптации в вузе является активность студентов на занятиях. Более половины первокурсников проявляют инициативу при подготовке и работе на семинарских занятиях. Треть студентов (36 %) не проявляют активности и отвечают только тогда, когда их спросит преподаватель. Среди проблем академической адаптации более половины студентов отметили сложность усвоения большого объема информации (54 %) и сложность усвоения материала по некоторым дисциплинам (51 %). Четверть студентов (23 %) испытывают трудности с такими видами учебной деятельности, как поиск научной литературы, подготовка докладов и выступления на семинарских занятиях (рисунок 1). Треть опрошенных назвали проблемой чтение лекций и проведение семинаров по одному и тому же предмету разными преподавателями.

Несмотря на отмеченные проблемы, у 76 % первокурсников сформировалось положительное отношение и интерес к учебе. Таким образом, академическая адаптация у студентов-первокурсников проходит достаточно эффективно.

Выступление на семинаре Составление докладов на семинары Поиск учебной и научной литературы Выполнение индивидуальных заданий

Составление конспекта лекций

Рисунок 1 - Скорость академической адаптации

Организационная адаптация включает в себя приспособление студентов к внутреннему распорядку работы университета: времени начала занятий, их длительности, формам занятий, необходимости переходов между учебными корпусами, разнице расписания в зависимости от учебной недели (четные и нечетные) и т. п. Легче всего студенты адаптировались к классическим университетским формам занятий - лекциям и семинарам (60 % респондентов потребовалось менее одного месяца), труднее всего - к длительности занятий, набору и содержанию дисциплин (у 24 % это заняло несколько месяцев) (рисунок 2).

Набор и содержание дисциплин

Семинарская форма занятий

Лекционная форма занятий

Длительность занятий

Две недели с разным расписанием

Разное время начала занятий

Рисунок 2 - Скорость организационной адаптации

К проблемам организационной адаптации более половины студентов отнесли сжатые сроки на подготовку к зачетам и экзаменам (59 %), необходимость переходов между учебными корпусами (53 %), неудобство учебного расписания и времени начала занятий (30 %), а также недостатки в работе структурных подразделений - деканатов, библиотеки, бухгалтерии и др. (28 %).

Важным фактором успешной адаптации студента в вузе считается помощь куратора студенческой группы. Однако половина опрошенных студентов (51 %) отметили, что куратор не проводит работу с группой, а четверть респондентов вообще не знают о существовании куратора группы. В целом исследование показало, что организационная адаптация первокурсников находится на достаточно низком уровне.

Социально-психологическая адаптация заключается в адаптации студента в новом коллективе. Ее исследование включает в себя изучение форм и интенсивности общения студентов как между собой, так и с преподавателями, определение причин возникающих конфликтов. Анкетирование показало, что 76 % первокурсников активно общаются со студентами как своей, так и других групп, в том числе во внеучебное время (44 %). Для четверти студентов проблемой было установление контактов с одногруппниками и преподавателями, треть первокурсников (32 %) общались только с одногруппниками (рисунок 3).

42%

43%

Еще не овладел Несколько месяцев Менее месяца Менее недели

60% 58%

57%

Еще не овладел Несколько месяцев Менее месяца Менее недели

т

обретение друзей среди студентов

43%

установление контактов с преподавателями

51%

Еще не овладел ■ Несколько месяцев Менее месяца Менее недели

установление контактов с одногруппниками

44%

I

Рисунок 3 - Скорость социально-психологической адаптации

Подавляющее большинство (79 %) студентов не имели конфликтов в университете и считали свои отношения со студентами и преподавателями удовлетворительными, что говорит об их успешной социально-психологической адаптации.

Психофизиологическая адаптация связана с бытовыми условиями обучения в вузе, ощущением комфорта или дискомфорта при нахождении на территории вуза, сложностями в приспособлении к иному, чем раньше, темпу жизни. Только 45 % студентов удовлетворены условиями работы в аудиториях, 44 % отметили проблему духоты и 43 % некомфортный температурный режим. Более четверти студентов (27 %) оценивают бытовые условия в вузе как удовлетворительные. Так, около половины респондентов (45 %) оценили свое физическое состояние на 3 балла по 5-балльной шкале. Половина студентов (49 %) также оценили свое психологическое состояние как удовлетворительное. Наиболее сложной оказалась адаптация к новому темпу жизни. Более половины столкнулись со сложностями в запоминании большого объема информации, 40 % отметили усталость от монотонности работы на занятиях, 70 % указали на стресс перед первой сессией. Данные указывают на то, что часть студентов испытывает трудности в психофизиологической адаптации. Анализ данных показал, что отставание в психофизиологической адаптации отрицательно влияет на все другие направления адаптации первокурсников.

Социально-бытовая адаптация подразумевает приспособление первокурсников к условиям проживания, питания, организации досуга и отдыха. В исследовании было выявлено, что на социально-бытовую адаптацию существенно влияет тип проживания. 50 % опрошенных студентов проживают отдельно от семьи и вынуждены адаптироваться к изменившимся жилищно-бытовым условиям. Студенты, проживающие отдельно, после поступления в вуз столкнулись с такими трудностями, как поиск и аренда жилья (37 %), невозможность получения места в общежитии (34 %), необходимость самому готовить, стирать, убирать (25 %). Схожие результаты описаны в исследовании В.В. Емельянова, который выделил такие проблемы адаптации студентов, как «испытание свободой», необходимость принимать самостоятельные решения по многим вопросам, в том числе и социально-бытовым [7].

Важным фактором бытовой адаптации являются условия питания в вузе. Питанием в вузе удовлетворены менее половины всех опрошенных студентов (40 %). Только 16 % полностью удовлетворены условиями питания. Среди основных проблем половина студентов отметили наличие очередей в столовой (45 %) и высокие цены на питание в вузе (23 %). При этом не выявлено значительных отличий между оценками удовлетворенности у иногородних студентов и студентов из Новосибирска.

Важным компонентом социально-бытовой адаптации в вузе является организация досуга и отдыха студентов, их участие в мероприятиях университета. Более половины опрошенных студентов (63 %) не участвуют во внеучебной деятельности университета, несмотря на то что знают (80 %) о возможностях участия в творческой и спортивной деятельности в вузе. Среди причин студенты отметили недостаток времени для участия в мероприятиях вуза (43 %), а также отсутствие интересных мероприятий (21 %). В целом социально-бытовая адаптация оценивается студентами как недостаточная.

Анализ данных показал, что на скорость и качество адаптации положительно влияет обучение первокурсника до поступления в вуз в лицее или гимназии. Это было подтверждено результатами однофакторного дисперсионного анализа ^ = 5,019). Среди учеников общеобразовательных школ больше студентов, отметивших, что адаптация в вузе была трудной и долгой (25 %), чем среди выпускников лицеев (5 %). Выявлены отличия в успешности адаптации студентов по фактору места жительства до поступления в вуз. Однофакторный дисперсионный анализ показал, что студентам из сельской местности адаптироваться к учебе в университете сложнее,

чем городским (F = 8,085). Материальное положение также влияет на успешность адаптации. Чем благополучнее материальное положение студента, тем более успешно проходит его социальная адаптация (F = 6,032).

Факторный анализ показал положительную корреляцию социальной адаптации первокурсников с уровнем объективных социально-бытовых (удовлетворенность бытовыми условиями, условиями питания и досуга в вузе, отношениями со студентами) и учебно-организационных (удовлетворенность отношениями с преподавателями, своей специальностью, своими результатами на сессии, организацией учебного процесса, набором и содержанием дисциплин) условий.

Из субъективных факторов наиболее значимым для социальной адаптации является фактор физического и психического состояния студентов. Чем хуже психофизиологическое состояние студента (по собственной оценке), тем ниже уровень его социальной адаптации (F = 54,326). Этот вывод также подтверждается исследованиями других авторов. Исследование Л. Дэвид (Laura Teodora David) и Г. Нитья (Gabriela Lavinia Nitâ) показало, что студенты с положительной самооценкой, считающие, что они контролируют события, имеют низкое чувство отчуждения и лучше адаптируются в университетской среде [8].

Наиболее часто среди проблем адаптации респонденты называют стресс перед первой сессией, сложность распределения времени на подготовку к зачетам и экзаменам и трудности в усвоении большого объема информации.

Таким образом, на процесс адаптации студентов в вузе оказывают влияние как субъективные, так и объективные факторы, обусловленные состоянием микро- и макросреды образования. Более половины студентов (53 %) отметили, что адаптация в вузе была для них нетрудной и недолгой, четверть студентов (27 %) сразу почувствовали себя студентами, у 16 % адаптация была трудной и долгой.

В целом исследование показало, что наибольшие проблемы у студентов-первокурсников возникают в организационной, психофизиологической и социально-бытовой адаптации. Многие из этих трудностей могут быть преодолены путем своевременного информирования деканатами студентов о сроках учебного семестра, экзаменационных неделях и сессиях; оптимизации учебного расписания первокурсников; более эффективного вовлечения студентов в общественную жизнь университета; использования преподавателями инновационных методов обучения (дискуссий, деловых игр и др.) на семинарских занятиях; улучшения условий обучения (кондиционирование и освещение аудиторий) и питания в вузе.

Ссылки:

1. Clinciu A.I. Adaptation and Stress for the First Year University Students // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 78. P. 718-722.

1. Honorato G.H. Temporary Migrants, Young and Also Students: How to be a Foreign in a Military Institution of Superior Education // Ibid. Vol. 149. P. 397-403.

2. Соколова Д.А. Адаптация иностранных студентов в поликультурной образовательной среде // Социологические исследования. 2013. № 3. С. 114-116.

3. Подзолков В.Г. К проблеме социальной адаптации китайских студентов в российском педвузе // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 945-949.

4. Крухмалев А.Е., Володина Е.В. Особенности социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья // Социологические исследования. 2012. № 12. C. 72-79.

5. Cattanach K., Watkins R. Academic adaptation to first year study: Student perceptions and staff engagement [Электронный ресурс]. URL: http://www.enhancementthemes.ac.uk/docs/paper/8-2-3-academic-adaptation-to-first-year-study-student-perceptions-and-staff-engagement.pdf?sfvrsn=4 (дата обращения: 07.10.2017).

6. Емельянов В.В. Студенты об адаптации к вузовской жизни // Социологические исследования. 2001. № 9. С. 77-82.

7. David L.T., Nitâ G.L. Adjustment to First Year of College - Relations among Self-perception, Trust, Mastery and Alienation // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 127. P. 139-143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.