УДК 378.147.091.33-057.875:51 DOI: 10.24412/2079-9152-2023-60-24-30
ТЕХНОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ СИТУАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В УСЛОВИЯХ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Кудрейко Ирина Александровна,
кандидат филологических наук, доцент e-mail: i.kudreiko2023@mail.ru Борисова Алина Александровна,
старший преподаватель e-mail: borisovaalina78@gmail. com ФГБОУ ВО «Донецкий государственный университет»,
г. Донецк, РФ
j......"8
Аннотация. Одной их основных задач обучения будущих преподавателей высшей школы в магистратуре является формирование у них методической компетентности. В этом направлении актуализирована роль контекстного обучения магистрантов, при котором происходит последовательное и целенаправленное овладение студентами будущей профессиональной деятельностью. При этом чёткая ориентация учебно-воспитательного процесса на будущую профессиональную деятельность преподавателя высшей школы наиболее полно отвечает понятию педагогической технологии. К таким технологиям относят и технологию решения ситуационно-методических задач, которая способствует овладению магистрантами приемами методической деятельности преподавателя. На примере изучения дисциплины «Методика обучения в высшей школе» показаны основные подходы к проектированию и использованию ситуационно-методических задач.
Ключевые слова: технологии активного обучения, ситуационно-методические задачи, будущий преподаватель высшей школы, методика обучения в высшей школе, контекстное обучение.
Для цитирования: Кудрейко И.А. Технология решения ситуационно-методических задач в условиях контекстного обучения будущих преподавателей высшей школы / И.А. Кудрейко, А.А. Борисова // Дидактика математики: проблемы и исследования. - 2023. -Вып. 4 (60). - С. 24-30. DOI: 10.24412/2079-9152-2023-60-24-30.
3.......&■
Постановка проблемы. Подготовка На повестку дня выходит технологи-
будущих преподавателей с высоким ческий подход, который должен обеспе-
уровнем развития интеллектуального чивать достижение педагогических целей
потенциала, способных к анализу инфор- системной совокупностью и порядком
мации, своевременному внесению необ- функционирования всех личностных, ин-
ходимых корректив в профессиональную струментальных и методических средств,
деятельность, овладению методической обеспечивающих процесс подготовки но-
компетентностью, удовлетворяющей вы- вой генерации педагогических работников
зовам современного общества, отвечает в высшей профессиональной школе. Осо-
главным требованиям современного уни- бую роль играют модифицированные тех-
верситета [13]. нологии активного обучения (А. А. Вер-
бицкий [3], В. С. Зайцев [4], Б. В. Зельдович [5], О. Г. Савка и С.В. Сумина [14], Д. В. Чернилевский [18] и др.), в которых реализовывался принцип «обучение посредством деятельности».
Мы исследуем технологии активного обучения, построенные на положениях контекстного образования А. А. Вербицкого, суть которого заключается в последовательном, целенаправленном овладении студентами будущей профессиональной деятельностью [3]. Учёный определил формы организации деятельности студентов в контекстном обучении: учебная деятельность академического типа с ведущей ролью лекции и семинара; квазипрофессиональная деятельность (учебные деловые игры и другие игровые формы); учебно-профессиональная деятельность (научная индивидуальная работа студента, производственная практика, «реальное» дипломное проектирование). Автор утверждает, что «последовательная трансформация одной формы обучения в другую все более приближается к формам организации профессиональной деятельности, но не теряет своих педагогических свойств и возможностей» [3, с. 98].
Суть контекстного обучения состоит в чёткой ориентации учебно-воспитательного процесса на будущую профессиональную деятельность студента и наиболее полно отвечает понятию «педагогическая технология», поскольку означает «... всю цепочку логически упорядоченных шагов, актов и циклов, осуществляемых со дня поступления студента или школьника в учебное заведение и до его выпуска» [18, с. 12].
Речь идёт о том, что «учебная деятельность академического типа» должна перманентно уводить студента от репродуктивных уровней владения знаниями к эвристическим, творческим. Информационные, объяснительно-иллюстративные лекции предшествуют проблемным, а классические семинары объединяются с поисковыми.
На следующем этапе овладения магистрантом педагогической деятельностью они привлекаются к таким формам обучения, которые позволяют применить полученные профессиональные знания в имитирующих условиях. На наш взгляд, разработка имитирующих условий позволяет вести речь о ситуационных задачах, лежащих в их основе [1; 2].
Анализ актуальных исследований. Ситуационная задача в настоящее время рассматривается как один из современных методических ресурсов обновления содержания образования. Такую позицию высказывают Н.С. Касаткина [6], Л.П. Са-лаватулина [15], В. А. Суровцева [16], Т. С. Шеромова [19] и др.
В отличие от традиционных педагогических упражнений, в которых всегда есть одно единое правильное решение, ситуационная (педагогическая) задача имеет несколько вариантов решения разной степени оптимальности. Именно на этом свойстве ситуационно-педагогической задачи выстраивается структурная единица занятия - дискуссия. Кроме того, алгоритма решения такой задачи нет: студент самостоятельно должен найти рациональные пути решения проблемных вопросов. Другими словами, в описании такой задачи проблема не формулируется, а она всегда есть (нет чёткой формулировки условий и требований задачи).
Общие подходы к классификации ситуационных задач разработал И. М. Фей-генберг [17]. Учёный выделяет такие типы.
1. Задача с неопределёнными исходными данными. Чтобы решить такую задачу, необходимо сначала проанализировать условие задачи, выделить необходимую информацию, определить недостающие данные, являющиеся основой поиска её решения.
2. Задача с неопределённостью в постановке вопроса. В таких задачах не понятно, что надо найти. Преимущественно в их сюжете встречаются задачи типа «улучшить», «оптимизировать», «найти рациональный путь» и т.п.
<iD
3.Задача с избыточными или ненужными для решения исходными данными.
4.Задача с противоречивыми (частично-неправильными) данными в условии.
5. Задача, допускающая лишь вероятные решения, основанные на прогнозе дальнейшего развития событий.
6. Задача с ограниченным временем решения.
7. Задача, требующая решения об использовании специалиста на другой должности или в другой сфере деятельности.
8. Задача на нахождение ошибки в решении.
9. Задача-помощь в подготовке к какой-либо будущей деятельности.
10. Задача на повторение пройдённого материала.
11. Задача на выполнение действий по имеющемуся образцу.
12. Задача, по результатам решения которой появляется что-то новое.
13. Задача, способы решения которой известны по прошлому опыту.
14. Проблемная задача [17].
Данная типология ситуационных задач может успешно использоваться в практике подготовки к проведению имитационно-игровых занятий. Однако выделение отдельного типа проблемных задач несколько противоречит подходу к конструированию содержания таких задач: все приведенные типы задач направлены на создание проблемных ситуаций (фактически они все должны быть проблемными, потому как в противном случае цели занятия могут быть не достигнуты).
Нами введено понятие ситуационно-методической задачи, под которой понимаем задачу, задающую проблемную ситуацию, в содержании которой заложена совокупность условий методического характера, направленных на решение практически значимой ситуации с целью формирования общих и профессиональных компетенций, соответствующих методической компетентности будущего преподавателя.
Такие задачи по решению педагогических ситуаций способствуют эффективному формированию практических методических умений и навыков будущих преподавателей.
Цель статьи - описать технологию проектирования ситуационно-методических задач для их использования в дисциплине «Методика обучения в высшей школе», способствующую повышению уровня методической компетентности будущего преподавателя высшей школы.
Изложение основного материала. В процессе опытно-экспериментальной работы на практических занятиях по дисциплине «Методика обучения в высшей школе» нами в Донецком государственном университете проводятся занятия по решению ситуационно-методических задач.
Цель подобных занятий: сформировать умения и навыки подготовки структуры разных типов лекций (объяснительно-иллюстративной, проблемной, лекции-визуализации, лекции вдвоём и др.).
Постановка задачи: разработать структуру лекции (объяснительно-иллюстративной, проблемной, лекции-визуализации, лекции вдвоём и др.) и охарактеризовать основные этапы ее проведения.
Процесс решения ситуативно-методической задачи строится по следующей технологии:
I этап. Каждый магистрант получает индивидуальную задачу по разработке структуры того или иного типа лекции по учебной дисциплине по базовой подготовке. Время I этапа - 15 минут.
II этап. Разработка и представление каждым участником занятия своих вариантов. Для оперативности используется компьютерная техника (на экран выводятся структура и этапы лекций того или иного участника занятия). Каждый магистрант записывает свои мысли - характеристики решения задачи участниками. После завершения сообщений письменные работы магистрантов распределяют-
ся в соответствии с типами разработанных лекций. Время II этапа - 40 минут.
III этап. Магистранты академической группы распределяются на подгруппы по количеству типов лекций, разработанных на занятии. Цель этапа - определить структуру лекции, на которой реализован наиболее удачный, творческий подход к её разработке. В состав подгруппы входят обучающиеся, которые разрабатывали один тип лекции, но для анализа на определение лучших структур им предлагается другой тип (тот, кто разрабатывал структуру и этапы проведения объяснительно-иллюстративной лекции, анализирует методические аспекты подготовки проблемной лекции и т.п.). Для эффективного управления работой подгрупп выбираются звеньевые, которые должны организовать работу так, чтобы за 10 минут определить победителей.
IV этап. Звеньевые сообщают решения звеньев о наиболее удачных разработках. Дискуссия.
V этап. Завершение занятия, подведение итогов, оценка и обсуждение результатов.
Рассмотрим подробнее проблемные ситуации, которые задаются в ситуационно-методических задачах.
В педагогических словарях проблемная ситуация трактуется как ситуация, для овладения которой отдельный субъект (или коллектив) должен найти и применить новые для себя знания или способы действий. В проблемной ситуации следует различать её объективную сторону (противоречие между сложностью, которую надо преодолеть, и недостаточностью имеющихся средств достижения этой цели) и субъективную сторону (осознание субъектом этого противоречия и принятие или постановка им соответствующей проблемной задачи) [7; 10; 11; 12] и др.
М. И. Махмутов и А. М. Матюшкин выделяют следующие факторы возникновения проблемной ситуации:
1. Проблемная ситуация возникает при условии, когда обучающиеся не зна-
ют способа решения предложенной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать пояснение новому факту в учебной или жизненной ситуации, то есть в случае осознания студентом недостаточности предварительных знаний для объяснения нового факта [9].
2. Проблемные ситуации возникают при обстоятельствах, когда человек должен использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях. Осознание этого факта студентами побуждает познавательный интерес и стимулирует поиск новых знаний [88].
3. Проблемная ситуация легко возникает в том случае, когда имеет место противоречие между теоретически возможным путём решения задачи и практической неосуществимостью выбранного способа [8].
4. Проблемная ситуация возникает тогда, когда существует противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебной задачи и отсутствием у обучающихся знаний для его теоретического обоснования [9].
Разрешение проблемных ситуаций, которые заложены в ситуационно-методических задачах, позволяет магистрантам проявлять свои методические способности и умения разрешить проблему. Приведем несколько задач, которые можно предложить магистрантам по дисциплине «Методика обучения в высшей школе».
Задача 1. Пользуясь моделью развития учебно-познавательной активности студентов, изображённой на рисунке 1, подберите учебные задачи, при решении которых студенты должны:
а) демонстрировать репродуктивную активность;
б) задачу, в результате решения которой студенты демонстрируют продуктивный уровень развития;
в) задачу творческого уровня.
Тему занятия выберите произвольно по дисциплине базовой подготовки.
и о X л
я
ф
а
'X
о х
л Ц
а
я ш я х <ч о с 6 X (О
ф т
л
>%
м с а.
Понятия, категории, законы . прави л а^ формулы, теоремы и т.д. Репродуктивный уровень
ш
Перенос умений и навыков умственных операций, действий, перенос знаний; способностей, приобретение новых знаний
Продуктивный уровень
Творческий уровень
-И
Инициативное, самостоятельное определениезадач= средств познания, потребность б творчестве
Размышление, самостоятельный поиск способов действий в условиях проблемной ситуации
■Заучивание теории и воспроизведение образца умственного или практического действия
Преобладающие виды учебных (обучающих) действий С
Рисунок 1 - Рисунок к задаче 1
Задача 2. Представьте такую ситуацию. Вы - преподаватель университета, преподаёте специальную дисциплину для студентов IV курса. Будущие инженеры под Вашим руководством выполняют курсовой проект. На очередной консультации оказалось, что студентка А.А. Бондарчук не выполняет график индивидуальной работы, апеллирует к тому, что ей не интересно проектировать объект, предусмотренный заданием. Она старается Вам доказать, что у других студентов задания для проектирования более интересные. Пользуясь приведенными ниже эмоциональными моделями общения, сконструируйте Ваш диалог-убеждение.
1. «Попробуй ещё раз, для тебя это будет интересным, тебе понравится, ты получишь хорошую практику».
2. «Тебе это понадобится в жизни, это подготовит тебя к будущей работе».
3. «Ты говорила, что в следующий раз попробуешь выполнить задание».
4. «Для твоей группы важно, чтобы все было выполнено!».
5. «Ты получишь неудовлетворительную оценку, если этого не выполнишь. И даже можешь быть отчислена из университета!».
6. «Я - преподаватель, а ты - студентка. Я решаю, интересно тебе или не интересно, а не ты».
7. «Ты обещала это выполнить!».
8. «От тебя зависит судьба всей группы. Твои друзья рассчитывают на тебя!».
9. «Это все могут делать!».
10. «Коллеги, которых ты уважаешь, это выполняют, кроме тебя!».
11. «Ты хорошо умеешь это делать, ты имеешь к этому творческие способности».
12. «Если ты этого не сделаешь сейчас, то я дам тебе дополнительное задание».
13. «Утебя нет выбора, ты здесь для того, чтобы работать, чтобы своевременно выполнить проект!».
14. «Это твоя обязанность!».
Задача 3. Представьте, что Вы завершили овладение магистерской программой, получили диплом преподавателя высшей школы и начали работу на кафедре. Заведующий кафедрой дал Вам задание: подготовить фрагмент проблемной лекции по следующей схеме:
1. Возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы (5-10 мин.).
2. Выдвижение предположений и обоснование гипотезы (5-15 мин.).
3. Доказательство гипотезы (10-15 мин.).
4. Проверка правильности решения проблемы.
Выполните требование заведующего кафедрой - подготовьте конспект фрагмента лекции по произвольной теме одной из дисциплин базовой подготовки.
Подобные задания мотивируют будущих преподавателей высшей школы к самостоятельной деятельности по разработке различных методических приемов, созданию проблемных ситуаций для использования в будущей профессиональной деятельности.
Выводы. Таким образом, построенная технология составления и решения ситуационно-методических задач в системе контекстного обучения способствует формированию у магистрантов методической компетентности. При изучении дисциплины «Методика обучения в высшей школе», обучаясь созданию различного типа лекций и семинарских занятий с помощью технологии решения ситуационно-методических задач, у магистрантов формируется мотивация к будущей профессиональной деятельности преподавателя высшей школы.
1. Борисова, А.А. Применение активных методов обучения как эффективный результат педагогической деятельности будущих преподавателей в условиях образовательного учреждения высшего профессионального образования / А.А. Борисова // Научная молодёжь: приоритеты мировой науки в XXI веке : материалы Международной конференции, приуроченной к 100-летию основания Луган-
ского национального университета имени Тараса Шевченко (14 мая 2020 года). - Луганск : Книта, 2020. - С. 6-10.
2. Борисова, А.А. Применение инновационных педагогических технологий в будущей методической деятельности преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования / А.А. Борисова // Вестник профессионального образования. -2019. - № 5 (12). - С. 19-27.
3. Вербицкий, А.А. Теория и технологии контекстного образования: учебное пособие / A.A. Вербицкий. - Москва: МПГУ, 2017. - 266 с.
4. Зайцев, В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие : в 2-х книгах /В.С. Зайцев. - Челябинск : ЧГПУ, 2012. -Кн. 1. - 441 с.
5. Зельдович, Б.В. Активные методы обучения : учебное пособие / Б.В. Зельдович, Н.М. Сперанская. - 2-е изд., испр. и доп. -Москва : Юрайт, 2019. -178 с.
6. Касаткина, Н.С. Ситуационная задача как средство подготовки будущего педагога к взаимодействию с обучаемыми / Н.С. Касаткина, Е.Ю. Немудрая, Н.С. Шки-тина, М.В. Циулина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - № 9. - С. 43-48.
7. Коджаспиров, Г. М. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспиров, А.Ю. Коджас-пирова. - Москва : Издательский центр «Академия», 2003. -176 с.
8. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин.
- Москва : Педагогика, 1972. - 208 с.
9. Махмутов, М. И. Избранные труды. В 7 томах. Том 6 : [Нация, образование и религия] / М. И. Махмутов; сост. Д. М. Шакирова.
- Казань : Магариф-Вакыт, 2016. - 375 с.
10. Педагогический словарь : учебное пособие для студ. высших учебных заведений / [В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова [и др.] ; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. -Москва : Академия, 2008. -343 с.
11. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - 3-е изд., стер. - Москва : Большая российская энциклопедия, 2009. - 527 с.
12. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. - Москва : Высшая школа, 2004. - 512 с.
13. Российская магистратура будущего: четыре траектории развития / О.В. Петрова, О.Р. Чепьюк, С.Д. Макарова, В.В. Марико, А.И. Горылев // Высшее образование в России.
- 2021. - Том 30, № 8-9. - С. 20-33.
14. Савка, О.Г. Эффективность использования активных методов обучения в образовательном процессе вуза / О.Г. Савка, С.В. Сумина // Высшее образование сегодня. -2021. - № 7-8. - С. 19-25.
15. Салаватулина, Л.П. Решение ситуационных задач как средство формирования профессиональной компетентности будущих педагогов / Л.П. Салаватулина // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2018.
- № 2. - С. 138-147.
16. Суровцева, В.А. Ситуационная задача как один из современных методических ресур-
сов обновления содержания школьного образования / В. А. Суровцева. - Текст : электронный // Школьная педагогика. - 2016. - № 4 (7).
- С. 48-57. - URL: https://moluch.ru/th/2/ archive/42/1266/ (дата обращения: 12.03.2023).
17. Фейгенберг, И.М. Проблемные ситуации и развитие личности / И.М. Фейгенберг. -Москва : Знание, 1981. - 95 с.
18. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе / Д.В. Чернилевский. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. -437 с.
19. Шеромова, Т.С. Ситуационные задачи исторического характера: структура и специфика использования в аспекте метапред-метности / Т.С. Шеромова // Вестник Костромского государственного университета.
- 2017. - № 2. - С. 159-160.
TECHNOLOGY FOR SOLVING SITUATIONAL
AND METHODOLOGICAL PROBLEMS IN THE PREPARATION
OF FUTURE HIGHER EDUCATION TEACHERS
Kudreiko Irina,
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor,
Borisova Alina,
Senior Lecturer Donetsk State University, Donetsk, Russian Federation
Abstract. One of their main tasks of training future higher education teachers in the master's degree is the formation of their methodological competence. In this direction, the role of contextual training of undergraduates is actualized, in which students consistently and purposefully master their future professional activities. At the same time, a clear orientation of the educational process towards the future professional activity of a higher school teacher most fully corresponds to the concept of pedagogical technology. Such technologies include the technology of solving situational and methodological problems, which helps undergraduates master the techniques of methodical activity of a teacher. Using the example of studying the discipline "Teaching methods in higher education", the main approaches to the design and use of situational and methodological tasks are shown.
Keywords: technologies of active learning, situational and methodological tasks, future higher school teacher, methods of teaching in higher school, contextual learning.
For citation: Kudreiko, I., Borisova, A. (2023). Technology for solving situational and methodological problems in the preparation of future higher education teachers. Didactics of Mathematics: Problems and Investigations. No. 4 (60), pp. 24-30. (In Russ., abstract in Eng.).
DOI: 10.24412/2079-9152-2023-60-24-30.
Статья представлена профессором Е.И. Скафой.
Поступила в редакцию 14.10.2023
(3D