многоязычия. Это - важная цель социальной, культурной и языковой политики согласованной модели институциональных компетенций.
Следует отметить, что коммуникативная компетентность, в основе которой лежит педагогическая ориентация, оказывается в поле зрения постоянных предметно-дидактических дискуссий. Однако в пользу предлагаемой концепции обучение сегодня свидетельствует мир, для которого характерны глобализация, интернационализация и мультикультурность. Общение основано на культурной компетентности, успешность которой определяет только «живая» педагогика, предусматривающая все межличностные правила.
Необходимым условием обучения является то, что разнообразие потребностей, особенностей студентов должно восприниматься всерьез, оставляя место для личностного опыта в долгосрочной перспективе. Но следует отметить, что при реализации всех подходов в обучении преподавателю необходимо цифровое обеспечение, т.к. условия преподавания иностранного языка изменились и появились новые задачи, связанные с реализацией современных технологий.
Выводы. Самый важный вопрос заключается, по-прежнему, в следующем: как сделать преподавание иностранного языка привлекательным, адаптироваться к этому развитию и найти свое место и свою идентичность в в этих рамках, в многоязычном региональном контексте, воспринимаемом как возможность вносить свой вклад в многоязычие как культурное обучение. Важность этого проекта выходит далеко за рамки преподавания иностранного языка, он способствует формированию у студентов внимательного отношения к опыту, полученному в процессе обучения, объединяя множество различных аспектов в условиях ограничений и, следовательно, все более обширных процессов попыток исключения нас из международного общения. Это строится на какой-то исключительной методологии, зарожденной на неприятии и остающейся открытым по сей день для новых перспектив.
Резюмируя вышеизложенное отметим, что нельзя упускать из виду тот факт, что преподавание языка в той мере, в какой оно вообще продвигается контролируемым образом, затрагивает либо метаязыковую, либо эстетическую функцию языка. Он сталкивается с метаязыковой функцией, когда она разработана полностью теоретически, что возможно и рекомендуется только для небольшого числа адресатов. С другой стороны, если преподавание языка ориентировано на тех, кто не привык к постоянному аналитическому обращению с языком, языковые структуры не всегда подходят для них, т.к. тексты, речевые акты и языковые игры не представляются осмысленными, то обучение языку лишается эстетической функции.
«В этой ситуации нам важно понимать объективную исчерпанность классической педагогической парадигмы, что проявляется в неэффективности многих традиционных форм образования, его содержания» [4, С. 17].
В качестве наиболее важной выдвигается задача борьбы с чуждостью, тогда преподавание иностранного языка обязательным способом, направляют все усилия на то, чтобы как можно быстрее и как можно полнее устранить непонятное, громоздкое в подходах, и, возможно быстрее, достичь цели обучения. Нам представляется, что реалистичная дидактика должна согласиться с этим на сложном пути и извлекать из того, чем пока она существует, все преимущества, которые могут быть получены в процессе обучения, и щедро одаривать многочисленных последователей.
Литература:
1. Зайцева, А.В. Теория коммуникации: учебно-методическое пособие / А.В. Зайцева; ГОУ ВО ЛНР «ЛГПУ». -Луганск: Книта, 2021. - 114 с.
2. Коряковцева, Н.Ф. Современная образовательная среда и преподавание иностранных языков / Н.Ф. Коряковцева, А.Н. Щукин // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. - 2018. - № 4 (808). - С. 11-18
3. Сарибекова, Э.А. Формирование умений и навыков самостоятельной работы у студентов в процессе изучения иностранного языка: дисс. ... канд. пед. наук 13.00.08 / Сарибекова Элина Александровна. - Ставрополь, 2006. - 189 с.
4. Фельдштейн, Д.И. Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуации XXI века (из доклада на общем собрании РАО) / Д.И. Фельдштейн // Педагогический журнал Башкортостана. - 2013. - № 1(44). -С. 10-25
5. Austin, J.L. How to do Things Words. The William James Lectures delivered at Harvard University in 1955 / J.L. Austin. -Oxford: Oxford at the clarendon press, 1962. - 168 p.
Педагогика
УДК 378:147
кандидат педагогических наук, доцент Глузман Алина Александровна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ КООПЕРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Аннотация. В статье рассматриваются особенности технологического подхода к профессиональному обучению магистрантов - будущих преподавателей высшей школы. Анализируется структура и содержание технологии развивающего обучения, реализующейся в системы высшего образования. На основе контент-анализа и практической реализации технологии развивающего обучения раскрываются основные направления полифункциональной подготовки специалистов -будущих преподавателей иностранного языка. Представлена характеристика одной из активных образовательных технологий, определяющей направленность подготовки будущих специалистов в области иностранной филологии и преподавания иностранного языка.
Ключевые слова: технология, педагогическая технология обучения, развивающаяся кооперация, высшая школа, магистранты, подготовка преподавателей иностранного языка.
Annotation. The article discusses the features of the technological approach to the professional training of undergraduates -future teachers of higher education. The structure and content of the technology of developmental education, which is implemented in the system of higher education, are analyzed. On the basis of content analysis and practical implementation of the technology of developing education, the main directions of multifunctional training of specialists - future teachers of a foreign language are revealed. The characteristic of one of the active educational technologies, which determines the direction of training future specialists in the field of foreign philology and teaching a foreign language, is presented.
Key words: technology, pedagogical technology of education, developing cooperation, higher education, undergraduates, training of foreign language teachers.
Введение. Актуальность проблемы развития технологического подхода заключается в том, что для реализации новой образовательной стратегии в условиях трансформации отечественной системы образования требуются личностно-ориентированные технологии, которые направлены на формирование основ индивидуально-творческого стиля будущего специалиста в области иностранной филологии. В настоящее время возросли требования к профессиональной подготовке будущего преподавателя иностранного языка и на первый план выходит профессиональное обучение, нацеленное на формирование педагога, обладающего педагогическим мастерством, развитой познавательной активностью и самостоятельностью.
Изложение основного материала статьи. Одним из важнейших моментов профессиональной практической подготовки будущих преподавателей иностранного языка является проведение лабораторных и практических занятий, научно-методологических и методических конференций, учебно-тренировочных семинаров. Одним из таких эффективных форм является семинар, посвященный рассмотрению и освоению элементов инноваций, связанных с активизацией деятельности обучающихся [6], эмоционально-смыслового обучения [10], суггесто-кибернетического метода [9], метода погружения [8] и технологий (портфолио, кейс-стади, авторские проекты, учебные, ролевые и имитационные игры), обучения будущих преподавателей иностранных языков, которые требуют от студентов анализа и понимания сильных и слабых сторон каждой образовательной технологии [2]. Целью обучающего научно-методологического и теоретико-методического семинара является выявление отличительных особенностей технологий обучения. Как правило, в ходе занятия проектируются личностно-ориентированные траектории текущей учебной работы и будущей профессиональной деятельности, рассматриваются характеристики основных технологий обучения и их классификации, условия и границы применения различных моделей обучения, принципы проблемного, развивающего, программированного, модульного обучения, а также психолого-педагогические закономерности развития личности и факторы, повышающие эффект обучения.
Отметим, что в отечественной педагогике высшей школы все большее распространение находит технология развивающейся кооперации, методологические и теоретические основы которой разработаны Т.В. Акбашевым [1]. Основные положения включают проектирование профессиональных задач, которые мотивируют каждой личности. Положения технологии нашли отражения в ходе многолетнего опытно-экспериментального исследования
A.В. Глузмана [4].
Сущность данной технологии заключается в обеспечении саморазвития обучающегося и его индивидуальных особенностей как субъекта предметных действий. Таким образом, реализация технологии базируется на признании за каждым студентом права выбора собственного пути развития и ответе на главные вопросы: «К чему я пришел и какими усилиями это достигнуто?» Содержание образования, его средства и методы структурируются так, что позволяют обучающемуся проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме.
Элементы описываемой технологии предполагают:
- совместное выдвижение идей, формулирование целей и задач;
- коллективное планирование работы и совместная реализация плана;
- проектирование содержания обучения;
- свободный выбор информации;
- совместную коллективную деятельность;
- реализация игровых форм деятельности;
- взаимоконтроль и оценивание совместной работы (микрозачёты, допуск к зачету).
Опытно-экспериментального исследования, которое проводится с 2019 г. в Институте иностранной филологии Таврической академии и Гуманитарной академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени
B.И. Вернадского» в г. Ялте, при реализации образовательной профессиональной программы по направлению 44.04.01 Педагогическое направление. «Английский язык в сфере профессиональной коммуникации»; «Преподавание английского языка в средней и высшей школе» широко реализуется технология развивающейся кооперации.
В процессе обоснования и разработки данной технологии для магистрантов - будущих преподавателей иностранного языка разрабатывались индивидуальные программы, включающие профессиональный портфель, портфолио отзывов, связанных с организацией групповых занятий, включающих имитационные игры; интеграцией результатов исследовательских проектов, выполняемых самими студентами.
Системообразующим компонентом технологии являлась контекстно-профессиональная проблема, в которой магистранты искали личностный и профессиональный смысл, строили образ и модель своей будущей жизнедеятельности, давали оценку результатам творческого поиска оптимальных путей саморазвития. Технология создания развивающейся кооперация включала три характеристики: а) рассматриваемая проблема непременно диалогична и реализуемая в различных формах и модификациях; б) ее реализация всегда жизненно контекстуирована, т. е. находится в области жизнедеятельности студента; в) ее рассмотрение возможно только при условии свободной, творческой, социально активной деятельности. Исходя из этого, опыт личности будущего преподавателя иностранного языка складывался из личностного опыта выполнения и проявления им профессиональных функций: выбора, предпочтения, высказывания собственного мнения, определения смыслов и ценностей, реализации перспективных жизненных планов. Источником опыта магистрантов являлось все, что затрагивало сферу профессиональной направленности: мотивы, цели, интересы, потребности, возможности.
Реализация технологии развивающейся кооперации происходила в реальном педагогическом процессе на практических и семинарских занятиях с магистрантами 2 курса. Приведем пример структуры и содержания одного из таких занятий.
Занятие было построено в трехчастной форме.
Первая часть занятия включала постановку проблемы и введение в нее студентов. Важным было обоснование проблемы выбора моделей обучения, когда каждый из студентов осознавал необходимость ее решения. Данный этап занятия включал осмысление имеющихся компетенций в сфере иноязычной подготовки, на основе которых была сформулирована задача. Главной целью данного занятия - интегрировать знания и умения будущих преподавателей иностранного языка в различных областях подготовки. Важным являлось «погружение» в различные аспекты проблемы формирования собственной полифункциональной компетентности, когда магистранты осознавали ее смысл и определяли пути ее решения. Этим достигалась активность обучающихся и первичная активизация их мотивов.
В процессе второй части занятия обучающимся была предоставлена возможность для творчества. Объединенные в группы магистранты корректировали) различные аспекты моделирования и проектирования процесса иноязычного обучения. Творческие группы формировалась так, чтобы в ней был «творец», «менеджер», «проектировщик», «разработчик», «исполнитель». В ходе предварительной подготовки и в ходе педагогического процесса магистранты -будущие преподаватели иностранного языка выделили и обосновали следующие направления их полифункциональной подготовки:
- теоретическая и практическая грамматика, в ходе освоения которой магистранты отмечали, что в ходе изучения данного курса основное внимание уделяется разговорной речи, что проявляется в появлении корпусных описаний языка и компьютерной обработки массивов разнородных текстов;
- фонетика, изучение которой направлено на формирование слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков как компонентов речевых способов изучения иностранного языка. Освоение данного курса магистрантами включает освоение содержания ритмико-интонационной модели, включающей овладение речевыми образцами, которые являются и структурными типами предложений, демонстрирующих профессиональные навыки в данной области знаний. Кроме того, магистранты демонстрировали высокий уровень овладения навыками фонемно-правильного произношения звуков правильно оформленной речи и понимание звуков в общении с однокурсниками и обучающимися во время педагогической стажировки;
- лексикология, изучающая словарный состав, являлась одной из самых важных разделов подготовки будущих преподавателей иностранного языка. В ходе изучения курса магистранты рассматривали теоретические и методологические подходы в лексикологии, осуществляли анализ и системное описание словарного состава, отдельных классов и индивидуальных лексических значений. Результатом освоения данной дисциплины являлось формирование интеллектуально-деятельностных навыков, их реализация в практической форме, использование иноязычных знаний для описания и объяснения задач авторских учебных проектов;
- стилистика, тесно связанная с лексикологией, включает совокупность языковых средств, присущих определённому стилю профессионально-педагогической сфере общения будущего специалиста в области иностранной филологии и методики преподавания. Как отмечали магистранты, результатами изучения данного курса являются подготовленные рефераты, в которых анализируются особенности изобразительных, выразительных, тематических стилистических средства, характеристики морфологических, синтаксических и словообразовательных форм иностранного языка. На практических занятиях магистранты разрабатывали и демонстрировали таблицы, в которых описывали стилистические приемы;
- история языка, включающая оценивание компетентности, а также обзор различных аспектов истории иностранного языка, важнейших исторических событий и личностей, развивающих данную область знаний. Обучающиеся проводили примеры исторических исследований с привлечением основных и дополнительных источников и составлением библиографии; продемонстрировали приёмы умственной деятельности посредством установления связей между событиями прошлого и будущего, оценивание исторических фактов, через участия в дискуссиях;
- зарубежная литература, в ходе изучения которой обучающиеся готовили и представляли список изученных литературных текстов из различных жанров как основу для обсуждения с коллегами по защите портфолио; разработали и презентовали эссе о произведениях зарубежной литературы, демонстрировали рефлексивные навыки, анализируя тексты, идеи и замыслы авторов;
- в процессе освоения курса теории и практики перевода происходило осмысление содержания данного курса магистранты обсуждали приёмы и способы сопоставлять не только два языка, но и две культуры. Одной из главных целей подготовки специалиста было самостоятельное освоение содержания учебного пособия, выполнение предложенных заданий, разработка и применение на педагогической практике авторских вариантов упражнений, соответствующих программе обучения;
- страноведение, позволяющее демонстрировать магистрантами системные знания и умения в процессе анализа цивилизационного развития зарубежных стран с позиций их истории политического, экономического, социального и культурно-образовательного развития в виде рефератов, эссе, видеофильмов, конкурса фотографий, участия в фестивале языков народов мира;
- практика устной и письменной речи включала разработанный профессиональный тест, выявляющий личностные знания и умения использовать иностранный язык в жизни и при общении с обучающимися во время педагогической и производственной практик;
- методика преподавания, освоение которой было направлено на демонстрацию и документально подтверждающее свое участие, а также уровень выполнения комплексных практических и исследовательских заданий в ходе педагогической практики. Целью оценивания данной компетентности являлось формирование межпредметных связей, уровень знаний, учебных умений, компетенций таких, как анализ коммуникативных навыков при оценке освоенных иноязычных материалов, относящихся к различным направлениям подготовки преподавателя иностранного языка. Важно являлось то, что магистранты в процессе освоения методики преподавания демонстрировали выполнение обобщённых прикладных заданий в реальных производственных ситуациях, что собственно и являлось базой аутентичного оценивания результатов создания языкового портфолио.
Третья часть занятия включала обсуждение, в ходе которого магистранты осуществляли попытки логичной аргументации особенностей рассматриваемых моделей, методов и технологий изучения различных сфер изучения иностранного языка, систематизации принципов их функционирования. Обнаружив, что процесс познания приостанавливался из-за недостатка у обучаемых знаний, преподаватель расширял объем необходимой информации, уточняя позиции магистрантов.
Выводы. Реализация педагогических технологий - одно из самых перспективных направлений, способствующих большей интенсификации педагогического процесса, формированию и самоактуализации личности будущего специалиста. Результаты контент-анализа первоисточников позволили сформировать собственные представления о внедрении новых технологий в процессе подготовки магистров - будущих преподавателей английского языка. Широкое внедрение данная технология нашла свое место на разработанных, обоснованных и реализуемых этапах стратегии магистерской подготовки будущих специалистов: на уровнях самопознания, самоутверждения, саморазвития, поиска призвания и смысла жизни, самореализации [3; 5].
Развивающаяся кооперация является современной эффективной технологией, включающей развитие мотивации, познавательных интересов, способностей и возможностей студентов, формирование их ключевых компетенций и, в конечно счёте, индивидуально-творческого стиля решения полифункциональных учебных и профессиональных задач. Использование данной технологии в процессе подготовки преподавателя иностранного языка строится на основе системы рефлексии: профессиональной направленности целеполагания, совершенствования компетенций на основе самопознания и самосовершенствования. Важнейшей тенденцией применения развивающейся кооперации в ходе обучения магистрантов -будущих специалистов в области иностранной филологии являлось неформальное (экспертное и коллективное) определение результатов деятельности обучающихся на основе формализации и стандартизации критериев и показателей оценивания, согласованных с общепринятыми учебными показателями.
Литература:
1. Акбашев, Т.Ф. Непрерывное образование и развивающаяся кооперация / Т.Ф. Акбашев // Вестник высшей школы. -1988. - № 10. - С. 35-38
2. Глузман, А.А. Генезис иноязычной подготовки обучающихся высших гуманитарных образовательных организаций / А.А. Глузман, А.И. Мезенцева // Гуманитарные науки: научно-практический журнал. - 2021. - № 2 (54). - С. 56-65
3. Глузман, А.А. Перспективы развития педагогических технологий в университетском педагогическом образовании / А.А. Глузман // Профессионализм учителя как условие качества образования: сборник научных трудов IV международного форума по педагогическому образованию. - Казань: Отечество, 2018. - Ч. I. - С. 145-150
4. Глузман, А.В. Профессионально-педагогическая подготовка студентов университета: теория и опыт исследования: монография / А.В. Глузман. - Киев: Поисково-издательское агентство, 1998. - 252 с.
5. Глузман, А.В. Совершенствование подготовки будущих учителей к инновационной деятельности в процессе освоения педагогических технологий / А.В. Глузман, А.А. Глузман // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского: Социология. Педагогика. Психология. - Симферополь: КФУ, 2022. - Том 8 (74). -С. 9-18
6. Китайгородская, Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика / Г.А. Китайгородская. - М.: Русский язык, 1992. - 254 с.
7. Лозанов, Г.К. Сущность, история и экспериментальные перспективы суггестопедагогической системы при обучении иностранным языкам / Г.К. Лозанов // Методы интенсивного обучения иностранным языкам. - М: Просвещение, 1977. -Вып. 3. - С. 7-16
8. Плесневич, А.С. Теоретические основы ускоренного курса обучения английскому языку по методу «погружения» / А.С. Плесневич // Методы интенсивного обучения иностранным языкам. - М., 1977. - Вып. 3. - С. 142-148
9. Петрусинский, В.В. Акмеологические основы построения автоматизированных систем интенсивного обучения: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1994. - 31 с.
10. Шехтер, И.Ю. Живой язык / И.Ю. Шехтер. - М.: Ректор, 2005. - 240 с.
Педагогика
УДК 378:147
доктор педагогических наук, профессор Глузман Александр Владимирович
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ САМООЦЕНКИ У ПОДРОСТКОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ:
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Аннотация. Среди всех этапов взросления подростковый возраст представляет особую ценность по причине активного самопознания и формирования самооценки человека. Этот период характеризуется перестройкой личности, вследствие чего наблюдается кардинальный переход от привычных моделей детства к более взрослым образцам поведения с переносом энергии из института семьи к группам сверстников, взаимодействие с которыми начинает играть решающую роль. В данной статье осуществляется теоретический обзор исследований, сосредоточенных на изучении проблематики формирования адекватной самооценки и положительного самоотношения у подростков с инвалидностью с точки зрения теоретических и прикладных аспектов. Приводятся основные индивидуально-типологические особенности, которые нередко отрицательно сказываются на процессе адаптации: низкая самооценка и уровень притязаний, эмоциональный дискомфорт в виде выраженной тревожности и другие характеристики. Рассматриваются реализуемые на практике и показывающие собственную эффективность комплексные меры, призванные обеспечить положительную динамику изменений в части оценивания подростками себя и собственных возможностей. Отмечается противоречивый характер самооценки представителей подросткового возраста с нарушениями в области здоровья.
Ключевые слова: формирование самооценки, позитивная самооценка, подростковый возраст, подростки с инвалидностью.
Annotation. Among all stages of growing up, adolescence is of particular value because of active self-knowledge and the formation of a person's self-esteem. This period is characterized by a restructuring of the personality, as a result of which there is a cardinal transition from the usual models of childhood to more adult patterns of behavior with the transfer of energy from the institution of the family to peer groups, interaction with which begins to play a decisive role. This article provides a theoretical review of studies focused on the study of the problems of formation of adequate self-esteem and positive self-attitude in adolescents with disabilities from the point of view of theoretical and applied aspects. The main individual typological features that often negatively affect the adaptation process are given: low self-esteem and the level of claims, emotional discomfort in the form of pronounced anxiety and other characteristics. Comprehensive measures implemented in practice and showing their own effectiveness are considered, designed to ensure positive dynamics of changes in terms of adolescents' assessment of themselves and their own capabilities. The contradictory nature of the self-assessment of adolescents with health disorders is noted.
Key words: formation of self-esteem, positive self-esteem, adolescence, adolescents with disabilities.
Введение. Подростковый период принято считать одним из наиболее кризисных этапов личностного становления, поскольку именно в это время происходит становление системы интересов, осознание собственной индивидуальности, приобретается склонность к самопознанию, чувство и тенденция к взрослости - стремление быть, казаться и считаться таковым [9]. Это сенситивный период для осознания собственного образа Я и Я среди других. Центральным новообразованием старшего подросткового возраста принято считать становление Я-концепции, которая складывается у индивида из имеющихся оценочных представлений о себе и своих способностях, о возможностях взаимодействия с миром. Помимо собственных представлений, возникающих вследствие реакций на самого себя, формирование данной структуры происходит на основе тех образов и оценок, которыми человек наделен в глазах окружающих. Самооценка является составной частью этой динамической системы и определяет самоотношение индивида, образование которого осуществляется постепенно и приобретает привычный характер. Данная категория отражает степень развития чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и положительного отношения ко всем аспектам сферы «Я» [5].
Самооценка подростков подвержена существенным изменениям по причине изменений на физиологическом, социальном и когнитивном уровнях. При этом весомую роль при ее формировании играет наличие личного удовлетворения результатами собственной деятельности, что во многом обусловленного опытом взаимодействия с членами семьи и сверстниками в школьной среде. Развитие позитивного и устойчивого самовосприятия становится возможным в ситуации полного принятия себя и ощущения соответствия, пройденной адаптации при измерении достижений в личностно значимых