Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ / SELF-ESTEEM / FOREIGN LANGUAGE EDUCATION / WRITTEN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибатова Айгуль Зуфаровна

В современном отечественном иноязычном обучении главная роль отводится самообучению и самовоспитанию. Основным механизмом запуска подобных психологических механизмов является адекватная самооценка студента. Несмотря на множество работ педагогов, посвященных применению самооценки в педагогическом процессе, недостаточно исследованной является проблема формирования навыков письменной коммуникации на основе принципа самооценки. Цель данного исследования: создание алгоритма обучения письменной речи на занятиях по иностранному языку студентов инженерных специальностей на основе принципа самооценки. Чтобы сформировать навыки письменной коммуникации необходима тщательная подготовка учебного материала: отбор языкового и речевого материала в соответствии с профессиональной ориентацией студентов, разработка средств обучения для организации процесса обучения письменной коммуникации, разработанная система упражнений, учебная программа, учебное пособие, компьютерные тесты (прагматические, дискретные, диагностические, тесты для промежуточного и итогового контроля). В статье актуализирована проблема формирования самооценки студентов в процессе формирования навыков письменной речи на иностранном языке. Даны рекомендации по применению принципа самооценки в иноязычном образовании. Автором была предпринята попытка описать алгоритм обучения письменной речи на занятиях по иностранному языку на основе текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SELF-ASSESSMENT OF TRAINERS IN THE PROCESS OF TEACHING WRITTEN SPEECH IN A FOREIGN LANGUAGE

In modern foreign language teaching, the main role is given to self-training and self-education. The main mechanism for triggering such psychological mechanisms is the student's adequate self-esteem. Despite the many works of teachers on the use of self-esteem in the pedagogical process, the problem of the formation of written communication skills based on the principle of self-esteem is insufficiently studied. The purpose of this study: creating an algorithm for teaching written language in foreign language classes for students of engineering specialties based on the principle of self-esteem. To develop written communication skills, careful preparation of educational material is required: selection of language and speech material in accordance with the students' professional orientation, development of training tools for organizing the written communication learning process, developed exercise system, curriculum, study guide, computer tests (pragmatic, discrete, diagnostic, tests for intermediate and final control). The article actualizes the problem of the formation of students' self-esteem in the process of forming writing skills in a foreign language. Recommendations are given on the application of the principle of self-esteem in foreign language education. The author made an attempt to describe the algorithm for teaching written speech in the classroom in a foreign language based on the text.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ»

Ibatova Aygul Zufarovna FORMATION OF SELF-ASSESSMENT .

pedagogical sciences

Научная специальность: 13.00.08

УДК 372.881.1

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0901-0014

ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

© 2020

SPIN-код: 3638-1560

AuthorID: 808079

Ибатова Айгуль Зуфаровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественно-научных и гуманитарных дисциплин филиала ТИУ в г. Сургуте, Тюменский индустриальный университет (628400, Россия, Сургут, улица Энтузиастов, 38, e-mail: aigoul@rambler.ru)

Аннотация. В современном отечественном иноязычном обучении главная роль отводится самообучению и самовоспитанию. Основным механизмом запуска подобных психологических механизмов является адекватная самооценка студента. Несмотря на множество работ педагогов, посвященных применению самооценки в педагогическом процессе, недостаточно исследованной является проблема формирования навыков письменной коммуникации на основе принципа самооценки. Цель данного исследования: создание алгоритма обучения письменной речи на занятиях по иностранному языку студентов инженерных специальностей на основе принципа самооценки. Чтобы сформировать навыки письменной коммуникации необходима тщательная подготовка учебного материала: отбор языкового и речевого материала в соответствии с профессиональной ориентацией студентов, разработка средств обучения для организации процесса обучения письменной коммуникации, разработанная система упражнений, учебная программа, учебное пособие, компьютерные тесты (прагматические, дискретные, диагностические, тесты для промежуточного и итогового контроля). В статье актуализирована проблема формирования самооценки студентов в процессе формирования навыков письменной речи на иностранном языке. Даны рекомендации по применению принципа самооценки в иноязычном образовании. Автором была предпринята попытка описать алгоритм обучения письменной речи на занятиях по иностранному языку на основе текста.

Ключевые слова. Самооценка, иноязычное образование, письменная речь.

FORMATION OF SELF-ASSESSMENT OF TRAINERS IN THE PROCESS OF TEACHING WRITTEN SPEECH IN A FOREIGN LANGUAGE

© 2020

Ibatova Aygul Zufarovna, PhD in Pedagogics, Associate Professor of the Department of Natural Sciences and Humanities, the Branch of IUT in Surgut, Tyumen Industrial University, the Branch of IUT in the city of Surgut (628400, Russia, Surgut, Enthuziastov Str, 38, e-mail: aigoul@rambler.ru

Abstract. In modern foreign language teaching, the main role is given to self-training and self-education. The main mechanism for triggering such psychological mechanisms is the student's adequate self-esteem. Despite the many works of teachers on the use of self-esteem in the pedagogical process, the problem of the formation of written communication skills based on the principle of self-esteem is insufficiently studied. The purpose of this study: creating an algorithm for teaching written language in foreign language classes for students of engineering specialties based on the principle of self-esteem. To develop written communication skills, careful preparation of educational material is required: selection of language and speech material in accordance with the students' professional orientation, development of training tools for organizing the written communication learning process, developed exercise system, curriculum, study guide, computer tests (pragmatic, discrete, diagnostic, tests for intermediate and final control). The article actualizes the problem of the formation of students' self-esteem in the process of forming writing skills in a foreign language. Recommendations are given on the application of the principle of self-esteem in foreign language education. The author made an attempt to describe the algorithm for teaching written speech in the classroom in a foreign language based on the text.

Keywords: self-esteem, foreign language education, written language.

Постановка вопроса. На протяжении всей жизни самооценка играет огромную роль в развитии личности. Являясь важной частью самосознания, самооценка является определяющим фактором выстраивания межличностных отношений, отношений со старшим поклонением и т.п. Чем ниже уровень самооценки, тем больше проявляется склонность к самообману. Низкая самооценка проявляется как чувство малой значимости, скрывающееся за самоуверенностью, впоследствии выливающейся в систематическое принижение собственных возможностей, самоуничтожение, ожидание от окружающих либо агрессивных проявлений по отношению к ним, либо похвалы [1].

Целью всей образовательной системы является развитие личности. Разработка самооценки студентов в процессе обучения требует значительного времени и усилий со стороны преподавателей [2-9]. Возникает необходимость внедрения новых педагогических и методических приемов обучения, в основе которых будут заложены принципы самооценки. Учебно-методические комплексы, будучи полностью интегрированными в процесс обучения на основе самооценки особенно эффективны в повышении мотивации студентов, направлены на создание условий для формирования у студентов механизмов самообучения и самовоспитания, формиро-

ванию новых навыков.

Анализ основных концепций данного вопроса. Вопросу самооценки посвящены работы многих педагогов и психологов, что свидетельствует об активном включении исследователей в разработку данного вопроса: Преснухина И. А., Елкина И. М., Фетисова Л. И., Введенский А. И., Крет М. В., Дихорь В. А., Гизуллина А. В. и др.

Методы обучения на основе самооценки предлагаются в разных областях исследования и преподавания. Например, в области спорта преподаватели предлагают метод осознанной саморегуляции с помощью тренинго-вого комплекса [10-14].

В области преподавания иностранных языков педагоги описывают методы, позволяющие организовать личностно-ориентированный процесс обучения иностранному языку, учитывающие самооценку и ожидание студентов от данной дисциплины [1, 15, 16, 17].

Анализ интерактивных методов обучения в процессе преподавания английскому языку в вузе на основе саморегуляции и самооценки дан Введенским А. И. [18].

Крет М. В. проанализировал методы и технологии обучения иностранным языкам, оценил влияние того или иного метода на успешность обучения, преподаватель утверждает, что самооценка - это новый метод, ко-

педагогические науки

Ибатова Айгуль Зуфаровна ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ...

торым обучающийся овладевает в процессе обучения и который позволяет обучаться вне аудитории [19].

Несмотря на множество работ педагогов, посвященных применению самооценки в педагогическом процессе, недостаточно исследованной является проблема формирования навыков письменной коммуникации на основе принципа самооценки. Цель исследования: создание алгоритма обучения письменной речи на занятиях по иностранному языку студентов инженерных специальностей на основе принципа самооценки.

Изложение основного материала. Принцип самооценки в обучении связан с вовлечением студентов в принятии решений об успешности их обучения, достижения результатов в процессе обучения. Самооценка - это метод, используемый в образование с целью повышения роли и значимости личности, мотивации, самоутверждения, развитие форм психологической защиты [20]. Самооценка способствует оценке качества обучения с помощью рейтинговой системы оценивания, разработанной системы критериев оценивания того или иного вида деятельности. Разработка системы оценивания навыков должны включать оценку знаний по соответствующим критериям. В системе самооценки критерии, которые используются для оценки успеваемости студентов должны быть прозрачными, в результате чего студенты приобретают необходимые навыки для оценки своей работы. Для студентов важно уметь объективно оценить знания и правильно ссылаться на критерии оценивания, знать соответствует ли результат начальной цели обучения. С психологической точки зрения, студентам важно познакомиться с отзывами о своей работе, тем самым повышается степень самоэффективности. Студенты также могут достичь понимания цели обучения через призму самооценки и развитие навыков критического мышления. В процессе самооценки преподаватель может поделиться со своими студентами своими ожиданиями, желаемыми результатами. Таким образом, самооценка может повысить ответственность студентов за собственное обучение и улучшить отношения между студентами и преподавателями. Так как высокая самооценка проявляется как чувство большей значимости, проявление самоуверенности.

Самооценка - сложное динамическое личностное образование, может быть: завышенной, адекватной и заниженной.

Что касается изучения иностранного языка. С целью сформирования адекватной самооценки студентов, соответствующей реальной действительности и потенциальными возможностями студентов на уроке иностранного языка используются различные методы обучения письменной коммуникации. В нашем случае с целью формирования самооценки остановимся на обучении письменной речи на иностранном языке.

Чтобы сформировать навыки письменной коммуникации необходима тщательная подготовка учебного материала: отбор языкового и речевого материала в соответствии с профессиональной ориентацией студентов, разработка средств обучения для организации процесса обучения письменной коммуникации, разработанная система упражнений, учебная программа, учебное пособие, компьютерные тесты (прагматические, дискретные, диагностические, тесты для промежуточного и итогового контроля).

При выполнении письменных заданий, переводе текстов на иностранном языке студенты сталкиваются с рядом трудностей, которые могут привести к неправильному выполнению заданий или переводу, а, следовательно, и к низкой самооценке обучающихся. Такая ситуация приводит к формированию комплекса неполноценности, принижению собственных возможностей, самоуничтожению, ожиданию от окружающих каких-то агрессивных проявлений по отношению к нему.

Задача преподавателя иностранного языка подготовить обучающегося к письменной работе с текстом.

Целесообразно проводить обучение различным приемам оперирования с текстом на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах [21-0000]. Необходимо отметить, что основой всех упражнений является текст. Опишем поэтапную работу.

Подготовительный этап. В первую очередь, для письменной коммуникации необходимо знание грамматики и лексики. В зависимости от степени подготовленности обучающихся и целей обучения преподаватель может опустить некоторые разделы той или иной грамматической темы (например, употребление глагола to be, оборота there is, there are и т.д.). В зависимости от степени подготовленности студентов и преподаватель может варьировать и количество выполняемых упражнений. В связи с этим время, необходимое для работы с грамматическими конструкциями, может составлять от 10 до 20 минут на занятии.

Как правило, грамматические упражнения могут выполняться параллельно с другими видами работы, отвечающими соответствующим конечным целям обучения, так и самостоятельно. В организации лексического материала мы отказались от традиционной группировки по тематическому признаку и попытались в первую очередь увязать лексику с содержанием грамматического материала. Также в основе организации грамматического материала мы используем не языковой, а речевой подход, при котором материал подается в соответствии с ситуативной, коммуникативной потребностью говорящего, а не по принятой языковой классификации.

Предлагаемая нами система упражнений организует учебный процесс, обеспечивает максимальную основу для активной мыслительной деятельности студентов. Многообразие приемов обучения создает внутреннюю мотивацию у студентов.

Одной из особенностей данной системы упражнения по грамматике - коммуникативная направленность формулировок заданий к упражнениям, образцы их выполнения, участие двух (и более) студентов в выполнении большинства упражнений побуждают их слушать мнение другого и высказывать свою точку зрения, создают потребность выразить свое отношение (сожаление, одобрение, удивление и т. п.) к обсуждаемой теме.

Предтекстовый этап включает упражнения на узнавание слов по формальному, семантическому признаку, упражнения на автоматизацию лексических единиц, подстановочные упражнения, трансфармационные и упражнения на прогнозирование читаемого.

Текстовый этап может включать в себя упражнения на свертывание текста, цитирования, реконструкцию текста, перефразирование. Обобщение материала. Послетекстовый этап - на выявление темы текста, выявление идеи, передачу сюжета, составление характеристик, оценку главных моментов текста.

Но главным моментом в данном алгоритме упражнений является проведение самоконтроля, контроля работ однокурсников, ведение дневника студента, описание уровня своих достижений и достижений своих одно-группников. На протяжении всего семестра студенты фиксируют свои сильные и слабые стороны в изучении английского языка с целью выбора новых стратегий обучения вместе с преподавателем.

Одним из способов самоконтроля является тестирование, отвечающее требованиям современной системы образования. Успешное использование тестовых заданий в самостоятельной работе студентов по иностранному языку - наиболее эффективная форма контроля, применяемая кафедрой в течение многих лет, имеет ряд преимуществ перед другими формами контроля. Данная форма самоконтроля привлекает своей функциональностью: быстрота, оперативность, наглядность, возможность корректировки знаний.

Результаты исследования. Вследствие выполнения предложенных упражнений обучающиеся понимают, достигли ли они цели, получили ли желаемый результат,

Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 1(30)

61

Ibatova Aygul Zufarovna FORMATION OF SELF-ASSESSMENT .

pedagogical sciences

т.е. формируется их адекватная самооценка.

Проделанная работа, как правило, дает следующие положительные результаты: обучающиеся оценивают собственные профессиональные перспективы, способности к самостоятельному изучению иностранного языка, уверенности в наличии необходимых коммуникативных знаний, способности к самостоятельному принятию коммуникативных решений, потребности в самостоятельном пополнении знаний.

При работе с дневником и проведении контроля работ одногруппников студенты отметили, что взаимная оценка и самооценка изменили отношение студентов к учебному процессу в целом.

Метод самооценки помогает студентам быть успешным и приобрести навыки мышления, которые позволяют им относиться более критически к учебному материалу, а не просто запоминать факты, что в свою очередь повышает уверенность в себе и накапливает академический опыт.

Исходя из вышеизложенного, мы считаем, что необходима интеграция самооценки в образовании в различных областях и уровнях. Для этого необходимо включить данный принцип обучения на всех уровнях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Преснухина И. А., Елкина И. М., Фетисова Л. И. Учет самооценки и ожиданий студентов от изучаемой дисциплины при разработке программ по иностранному языку в неязыковом вузе в системе дистанционного образования //Ценности и смыслы. — 2013. — №.

4 (26).

2. Биктина Н.Н., Дикарева Ю.Н. К вопросу проявления перфек-ционизма в студенческом возрасте // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 268-270.

3. Парменов А.А. Личность в зеркале противоречий // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 54-59.

4. Кузёмина Е.Ф., Кабанова С.В. Неизменность выбора в непредсказуемом мире // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 183-185.

5. Швацкий А.Ю., Зубкова С.Н. Влияние уровня самооценки на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте // Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 86-88.

6. Юрьева И.А. Профессиональное самоопределение старшеклассников как актуальная проблема подросткового возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 33-35.

7. Андриенко О.А. Влияние уровня самооценки на переживание чувства одиночества в подростковом возрасте // Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 71-73.

8. Федоренко А.В., Швацкий А.Ю. Самооценка как личностная детерминанта продуктивности учебной деятельности (на примере подросткового возраста) //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 371-374.

9. Андриенко О.А. К вопросу о профессиональном самоопределении старшеклассников с разным уровнем самооценки //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 16-18.

10. Дихорь В. А., Гизуллина А. В. Эффективность обучения методам осознаной саморегуляции и особенности субъективной самооценки футбольных фанатов //Спортивный психолог. — 2016. — №. 3. — С. 63-66.

11. Примаченко Я.В. Влияние особенностей социально-психологической совместимости в первичных студенческих профсоюзных организациях молодежи на успешность деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 369-372.

12. Кисова В.В. Теоретико-методологические подходы к определению категории субъекта и субъектности в современной психологической науке // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 313-316.

13. Гагиева З.А. Способность к саморегуляции как условие успешной педагогической деятельности // Хуманитарни Балкански изслед-вания. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 11-13.

14. Волов В.В. Обратная связь как основа психической саморегуляции //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 234-237.

15. Пичугина Г.А., Жилякова ДА. Развитие личностных качеств учащегося в процессе сотворчества // Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 76-78.

16. Шилова С.А. К вопросу о применении личностно-ориентиро-ванного контроля при обучении иностранному языку студентов неязыковых направлений // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 319-322.

17. Аббасова К.Я. Проблемы личностного саморазвития в современном образовании // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 71-74.

18. Введенский А. И. Интерактивные методы обучения студентов-медиков иметоды аутентичной самооценки для корректиро-

вания индивидуальной образовательной траектории //Психолого-педагогические проблемы образования в медицинском вузе. — 2016. — С. 31-35.

19. Крет М. В. Социально-психологический анализ методов и технологий обучения иностранному языку взрослых и их влияние на успешность обучения иностранному языку //Бюллетень науки и практики. — 2017. — №. 4 (17).

20. BoudD. Enhancing learning through self-assessment. — Routledge, 2013.

21. Газизова А.И., Хузина Е.А. Формирование у студентов-магистрантов переводческой компетенции в обучении иностранному языку в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 75-78.

22. АбрамоваИ.Е., ШишмолинаЕ.П., АнаньинаА.В. Преимущества аутентичного оценивания при обучении иностранному языку студентов-нелингвистов // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 287-293.

23. Киндеркнехт А.С., Раскопина Л.П. Текст инструкции в практике письменного перевода // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 102-105.

24. Кравец Т.В., Блохинская Л.О. К проблеме обучения студентов неязыковых факультетов письменному переводу текстов по специальности // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 72. С. 97-104.

25. Киндеркнехт А.С., Хабибрахманова Ф.Р. О некоторых проблемных аспектах формирования иноязычной исследовательской культуры в письменной работе магистрантов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 126-129.

Статья поступила в редакцию 07.11.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.