Научная статья на тему 'Использование ситуационных задач в профессиональной подготовке будущих учителей информатики'

Использование ситуационных задач в профессиональной подготовке будущих учителей информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
379
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ситуационные задачи / дети с ограниченными возможностями здоровья / инклюзивное образование / формирование профессиональных компетенций / практическая подготовка / situational tasks / children with disabilities / inclusive education / formation of professional competencies / practical training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Домур-Оол Чойгана Дмитриевна

В статье рассмотрены вопросы использования ситуационных задач в профессиональной подготовке студентов – будущих учителей информатики к работе в условиях инклюзивного образования. Рассмотрены различные определения понятия «ситуационная задача», проанализированы подходы к решению ситуационных задач. Анализ различных подходов к понятию «ситуационная задача» позволил сформулировать авторское определение ситуационной задачи и выделить операции по решению профессиональных ситуационных задач. В статье представлены авторские ситуационные задачи, использованные в процессе обучения курса по выбору «Информатика в инклюзивном образовании» для студентов физико-математического факультета направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки) профили «Информатика и Математика», а также показаны приемы и методические подходы к решению ситуационных задач. Решение ситуационных задач в процессе обучения позволяет развить самостоятельность мышления, повысить мотивацию учебной деятельности и познавательный интерес, способствует развитию творческих способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Домур-Оол Чойгана Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF SITUATIONAL TASKS IN THE TRAINING OF FUTURE IT-TEACHERS

The article considers the use of situational tasks in the professional training of students, future ITteachers in the system of inclusive education. Various definitions of the concept "situational task" are considered, approaches to the solution of situational problems are analyzed. The analysis of different approaches to the concept of "situational task" allowed to formulate the author's definition of the situational problem and to allocate operations for solving professional situational tasks. The article presents the author's situational tasks used in the process of teaching the elective course " Information Technologies in Inclusive Education" for students of the Faculty of Physics and Mathematics, future IT and Maths teachers, as well as shows the techniques and methodological approaches to solving situational tasks. The solution of situational tasks in the learning process allows to develop independence of thinking, to increase motivation of educational activity and cognitive interest, promotes the development of creative abilities.

Текст научной работы на тему «Использование ситуационных задач в профессиональной подготовке будущих учителей информатики»

УДК УДК 372.862

doi 10.24411/2221-0458-2019-10020

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ

Домур-оол Ч.Д.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

USE OF SITUATIONAL TASKS IN THE TRAINING OF FUTURE IT-TEACHERS

Domur-ool CH. D.

Tuvan State University, Kyzy

В статье рассмотрены вопросы использования ситуационных задач в профессиональной подготовке студентов - будущих учителей информатики к работе в условиях инклюзивного образования. Рассмотрены различные определения понятия «ситуационная задача», проанализированы подходы к решению ситуационных задач. Анализ различных подходов к понятию «ситуационная задача» позволил сформулировать авторское определение ситуационной задачи и выделить операции по решению профессиональных ситуационных задач. В статье представлены авторские ситуационные задачи, использованные в процессе обучения курса по выбору «Информатика в инклюзивном образовании» для студентов физико-математического факультета направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование^ двумя профилями подготовки) профили «Информатика и Математика», а также показаны приемы и методические подходы к решению ситуационных задач. Решение ситуационных задач в процессе обучения позволяет развить самостоятельность мышления, повысить мотивацию учебной деятельности и познавательный интерес, способствует развитию творческих способностей.

Ключевые слова: ситуационные задачи; дети с ограниченными возможностями здоровья; инклюзивное образование; формирование профессиональных компетенций; практическая подготовка

The article considers the use of situational tasks in the professional training of students, future IT-teachers in the system of inclusive education. Various definitions of the concept "situational task" are considered, approaches to the solution of situational problems are analyzed. The analysis of different approaches to the concept of "situational task" allowed to formulate the author's definition of the situational problem and to allocate operations for solving professional situational tasks. The article presents the author's situational tasks used in the process of teaching the elective course " Information Technologies in Inclusive Education" for students of the Faculty of Physics and Mathematics, future IT and Maths teachers, as well as shows the techniques and methodological approaches to solving situational tasks. The solution of situational tasks in the learning process allows to develop independence of thinking, to increase motivation of educational activity and

cognitive interest, promotes the development of creative abilities.

Keywords: situational tasks; children with disabilities; inclusive education; formation of professional competencies; practical training

Анализ нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), предъявляет новые требования к уровню подготовке выпускников. Профессиональный стандарт педагога, нормативные документы, современные исследования регламентируют необходимость развития субъекта профессиональной деятельности в аспекте формирования его практического опыта, овладения профессиональными компетенциями.

Одна из актуальных проблем профессиональной подготовки будущих педагогов связана с противоречием между теоретическим предметным характером обучения и практическим межпредметным характером будущей профессиональной деятельности.

Совершенствование профессиональной практической подготовки педагога предполагает, во-первых, обеспечение ее полноты (готовности к выполнению всех основных профессиональных функций, представленных в Профессиональном стандарте педагога), во-вторых, ее целостности (подготовленности к реализации не только отдельных операций, но и целостной деятельности от начального целеполагания до анализа результатов).

Эффективным подходом к решению данной проблемы является идея моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе, которая позволяет вос-

производить эту деятельность в специально созданных условиях на учебных занятиях. На наш взгляд, овладению способами профессиональной деятельности будущих педагогов способствует использование ситуационных педагогических задач.

Первое упоминание о ситуативныхза-данияхупоминается в работах В. С. Ава-несова. Под ситуативными заданиями, он называет такие задания, которые разрабатываются для проверки знаний и умений испытуемых действовать в практических, экстремальных и других ситуациях [1].

По мнению О.В. Акуловой, ситуационные задачи - это задания, помещенные в жизненный контекст и имеющие личност-но-значимый вопрос, благодаря чему обучающиеся понимают практическую ценность знания [2].

Так Ю.К. Бабанский рассматривает педагогическую ситуацию как способ подготовки учителя к проектированию, конструированию и организации оптимального учебно-воспитательного процесса [3].

Н.С. Шкитина в своем исследовании подситуационными задачами понимает контекстный метод обучения, усиливающий эффект педагогического взаимодействия, а также средство управления педагогическим общением, во время которого обучаемые не только приобретают профессиональные умения, но и формируют профессиональные качества личности, такие как эмпатия, толерантность, партисипативность и др., способствующие преодолению коммуника-

тивных барьеров и формированию профессиональных установок, лежащих в основе профессиональной направленности и содействующих формированию эффективных моделей общения [4].

«Самое главное, что в основе ситуационной задачи должна лежать не просто проблема, имеющая только одно единственно верное решение, а такая проблема, которая предполагает возможность «выбора, требующего аргументации»,- отмечает Л.Е. Ве-ревкина[5].

Таким образом, соглашаясь с мнени-емЛ.Р. Салаватулиной,под ситуационной педагогической задачей мы будем понимать задание проблемного характера, в котором будущим педагогам предлагают осмыслить реальную профессиональноориентирован-ную ситуацию, необходимую для решения конкретной проблемы.

В педагогических исследованиях представлены различные алгоритмы решения ситуационных задач.Решение ситуационных задач, по мнению О.В. Акуловой, С.А. Писаревой, Е.В. Пискуновой выглядит следующим образом: название задачи; личностно значимый (профессионально значимый) вопрос (вопросы, задания); информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде (текст, таблица, график, статистические данные и др.); задания на работу с данной информацией [2].

Так В.А. Сластенин рассматривает следующие этапы решения ситуационных задач: 1. Постановка задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий. 2. Конструирование способа педагогического взаимодействия. 3. Осуществление плана

решения задачи на практике. 4. Анализ результатов решения задачи [6].

Т.С Шеромова в своем исследовании констатирует, что для принятия обоснованного решения ситуационной задачи необходимо:

1. Собрать информацию - выделить факты.

2. Выявить противоречия между фактами, предложить гипотезы. 3. Сформулировать словесную модель решения проблемы. 4. Обозначить результаты. 5. Провести проверочный эксперимент [7].

Решение ситуационных задач, по мнению О.Е. Лебедева, имеет алгоритмическое предписание: актуализация, проблемный и целевой этап, выбор средств решения, теоретический и результативный этапы, генерализация [8].

О.Ю. Овченкова описывает методику решения профессионально-педагогической задачи как ряд последовательных этапов: мотивация, осмысление текста задачи, формулировка проблемы, выдвижение гипотез разрешения проблемы, принятие решения, коррекция, рефлексия [9].

При решении ситуационных задач будущие педагоги обсуждают реальную практическую ситуацию, которая возникает в профессиональной деятельности, демонстрируют конкретные знания и способы действия, сопряженные с трудовыми функциями.

В свою очередь, решение ситуационной педагогической задачи предполагает изучение предложенной модели реальной проблемной ситуации путем построения ориентировочной основы ее решения в виде прогноза с последующим выполнением этой деятельности[10].

Опираясь на анализ научных источников

и собственный опыт работы, мы акцентируем внимание при решении ситуационной профессиональной задачи на следующих операциях:

• анализ условия задачи,

• формулировка исходных данных и целей,

• разработка плана решения задачи,

• принятие и реализация плана решения,

• рефлексия, исследование результата решения, определение достижения поставленных целей, выработка плана дальнейшего развития.

Таким образом, модель подготовки будущих учителей информатики к решению профессиональных задач способствует последовательному овладению практическими умениями в сочетании с теоретическими знаниями. Овладевая все более сложными интеллектуальными действиями, студент приходит к активной смысловой ориентировке, позволяющей ему отрабатывать собственные подходы к решению конкретной задачи и формированию профессиональных компетенций.

В настоящее время развитие инклюзивного образования одна из актуальных и дискуссионных проблем современного общества, в том числе в Республике Тыва[11].В профессиональном стандарте педагогов указывается на то, что в новых социальных условиях возникает новое требование - готовность и способность педагогов учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей развития, ограниченных возможностей. В связи с актуальностью вопросов подготовки будущих учителей к работе в условиях инклюзивного образования в учебном плане студентов

направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки) профили«Информатика и Математика»введен курс «Информатика в инклюзивном образовании», где использовались ситуационные задачи. Пример ситуационной задачи:

Ситуационная задача.В ваш класс пришел новый ученик Монгуш К., ранее обучавшийся в сельской местности. Характеристики Монгуш К.: воспитывается в социально-неблагополучной, многодетной семье; плохо владеет русским языком; налицо отставание в развитии речи; наблюдается низкая скорость усвоения нового учебного материала. Монгуш К. - замкнутый, немногословный, молчаливый и неуверенный в себе школьник, у него низкий уровень знаний по информатике, необходимый для усвоения школьной программы.

Каким образом Вы организуете работу с Монгуш К.? Какие выберите педагогические методы для повышения его уровня знаний по информатике? Обоснуйте ваш ответ.

Ниже представлены решения студентов ситуационной задачи №1:

Студент 1. Так как Монгуш К. новый ученик в классе, необходимо обеспечить нормальное прохождение адаптации ребенка в новой социальной среде (новый класс). Составить индивидуальный план работы с данным учеником (социально-неблагополучная, многодетная семья), с привлечением социального педагога. Дать рекомендации индивидуально ребенку и его родителям по поводу улучшения владения русским языком и развития речи (чтение, общение на русском языке, просмотр филь-

мов, речевые упражнения и так далее). Так как у ребенка низкая скорость усвоения нового учебного материала следует подготовить ученику индивидуальные задания. Психолог и классный руководитель должны провести работу по преодолению замкнутости и неуверенности в себе: создание мотивации на общение со сверстниками и приобретение коммуникативных умений, обучение устанавливать контакт, развитие эмоционального мира ученика. Использовать проблемную и наглядную методы обучения информатике.

Студент 2. Первым делом нужно выяснить причины и факторы, способствующие такому его поведению.

1. Он новый ученик, никого не знает и дети его сторонятся. Вовлекать в групповую работу, в коллектив.

2. Отношения «Город-деревня».

3. Плохо одет или неаккуратно, внешний вид так как из социально неблагополучной семьи.

4. Языковой барьер. Занятия с логопедом.

5. Низкая скорость усвоения нового учебного материала. Почему? Не высыпается? Здоровье? Неинтересно?

6. Низкий уровень знаний по информатике. Индивидуальные занятия по основам, заинтересовать, наглядные пособия. Встреча с родителями.

Цели и задачи:

1. Создать ситуацию успеха.

2. Помочь раскрыть себя.

3. Проанализировать и выяснить его интересы и дать ребенку расти.

4. Обратиться к социальным педагогам и работать вместе.

5. Говорить с ним на русском и объяснять смысл на тувинском. Увеличивать словарный запас.

6. Проводить дополнительные консультации по информатике и русскому языку.

7. Давать задания с постепенным нарастанием сложности.

8. Показать вдохновляющий фильм.

Предвидение результатов воздействия.

Ученик успешно пройдет адаптацию в новом коллективе и вольется в учебный процесс. Постепенно начнет догонять своих одноклассников по уровню знаний по информатике и раскроется как личность.

Студент З.Для начала побеседую с новым учеником. Спрошу, как он учился в старой школе, какими были учителя, одноклассники. Потом поговорю с мамой Монгуш.К. Узнаю, почему он такой молчаливый, замкнутый и неуверенный в себе (может у него проблемы в семье). И одноклассникам объясню, что нельзя обижать или смеяться над ним, наоборот надо найти с ним общий язык тем самым он может открыться. После уроков оставлю его на дополнительное занятие по информатике. Вместе решим, где он не понимает, и попытаюсь объяснить доходчивыми, понятными словами.

Студент 4. В первую очередь, найду общий язык с учеником. Так, как общение с ребенком позволит выявить наиболее трудные проблемы, с которым он не может справиться. Буду каждый день мотивировать его, чтобы он стремился хорошо учиться и общаться со сверстниками. Во время общения с ним буду поддерживать доброжелательную и позитивную атмосферу.

Во-вторых, поговорю с родителями, что-

бы они всячески поддерживали и мотивировали своего ребенка, чтобы он стремился к успехам.

В третьих, включу его в индивидуально-групповую работу. Чтобы он хорошо общался со сверстниками. Чтобы добиться этого, разработаю разноуровневые тренировочные и проверочные упражнения, творческие задания с возможностью выбора. На этапе усвоения нового материала акцентирую внимание слабых школьников на самых важных, трудноизучаемых моментах. Чаще буду задавать ему вопросы, чтобы выяснить степень понимания материала. При выполнении самостоятельной работы буду давать такие упражнения, которые направлены на устранение типичных ошибок. Из-за этого у ребенка появляется вера в свои силы, стимулируются новые усилия. Задавая домашнюю работу, проведу подробный инструктаж по ее выполнению. Объем заданий должен быть посильным для ученика.

Так как он плохо владеет русским языком, буду объяснять материал на тувинском языке, а потом можно и на русском, так как у него уже появится интерес к предмету, а также к русскому языку, так как русский язык необходим в общем понимании информатики.

Решение ситуационной задачи было оценено в баллах следующим образом.

Критерии оценивания ситуационных задач:

0 - ответа нет;

1 - ответ на уровне утверждения без аргументации, например, «Ну и что?», «Никуда не денешься, все равно придется», «Это глупо с твоей стороны», «Но он тоже не захочет после этого выполнять задание

с тобой», «У меня такого не бывает», «Это сильно общее описание, оно не позволяет дать конкретный ответ...» и т.п.

2 — ответ, основанный на аргументации, обосновании, «Я постараюсь выяснить, почему обучающийся не хочет работать вместе с ребенком с ОВЗ и по возможности устранить причину негативного отношения. Я также объясню обучающемуся, почему я считаю важной совместную работу над выполнением задания в предложенной паре. При вескости выясненных причин возможна замена состава мини-групп для совместного выполнения заданий. В этом случае удастся избежать конфликтной ситуации и предупредить возможность её появления в будущем».

Анализ решения ситуационной задачи студентов показал, что студенты имеют ошибочные представления о функциональных обязанностях участников инклюзивного образовательного процесса (логопеда, психолога, социального работника и т.д.), в недостаточной мере умеют обосновывать представленное решение задачи, допускают ошибки в письменной русской речи. Однако, в процессе решения данных задач происходит формирование ключевых компетенций, необходимых в процессе работы будущего педагога в условиях инклюзивного образования.

Моделирование профессиональной деятельности будущего педагога позволяет сформировать ряд важных профессиональных компетенций и будущих трудовых функций, обеспечивает готовность к работе в новых современных условиях образовательной среды. В ходе специально организованной деятельности по решению

ситуационных задач создаются условия воспроизведения будущей профессиональной деятельности в процессе обучения и овладения основными операциями и действиями профессии. Мы полагаем, что разработанная модель подготовки будущих педагогов к решению профессиональных ситуационных задач способствует освоению новых образцов профессиональной деятельности и создает условия для эффективного формирования педагогической компетентности.

Таким образом, в процессе формирования профессиональных компетенций большое значение имеет решение ситуационных задач:

• способствует формированию трудовых

функций,

• обеспечивает развитие самостоятельности мышления, ориентировки в новой ситуации, нахождению собственных подходов к решению проблем,

• повышает эмоциональный отклик в процессе познания, мотивацию учебной деятельности, познавательный интерес овладения новыми знаниями и практическом их применением,

• способствует развитию творческих способностей, умению формулировать и высказывать свою точку зрения,

• способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям.

Библиографический список

1. Аванесов В. С. Теория и методика педагогических измерений: лекции.

- URL: http://www.studmed.ru/docs/ document4772/cc1?page=2 (дата обращения: 22.10.2019). - Текст : электронный.

2. Акулова О. В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетент-ностей учащихся: учебно-методическое пособие для педагогов школ / О. В. Акулова, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова.

- Санкт-Петербург : КАРО, 2008. - 96 с.

- Текст : непосредственный.

3. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский. - 4-е изд. - Москва : ЛОГОС, 2012. - 192 с. - Текст : непосредственный.

4. Шкитина Н. С. Коммуникативно-пар-тисипативный подход к процессу со-

циализации будущих учителей / Н. С. Шкитина. - Текст : непосредственный // Кадровая стратегия современного образования : курс на профессиональную социализацию молодых специалистов : материалы Всероссийской научно-практической конференции, Челябинск, 1516 октября 2012 г. - Челябинск : Издательство Челябинский государственный педагогический университет, 2012. - С. 137-140.

5. Веревкина Л. Е. Организация работы учащихся при решении ситуационных задач / Л. Е. Веревкина. - Текст : непосредственный // Обучение и воспитание методики и практика. - 2014. - № 13. - С. 141-145.

6. Сластенин В. А. Методологическая рефлексия в педагогическом исследовании / В. А. Сластенин, П. В. Лепин, В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А. Беловолов, С. П. Беловолова. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 4. - С. 28-32.

7. Сластенин В. А. Методологическая рефлексия в педагогическом исследовании / В. А. Сластенин, П. В. Лепин, В. А. Беловолов, С. П. Беловолова. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 4. - С. 28-32.

8. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев. - Текст : непосредственный // Школь-ные технологии. - 2014. - № 5. - С. 3-12.

9. Овченкова О. Ю. Из опыта организации сетевого взаимодействия вузов / О. Ю. Овченкова, И. В. Рубанова, Л. А. Богданова. - Текст : непосредственный // Вестник Удмуртского университета. -2016. - Т. 26. - Вып. 1. - С. 93-104.

10. Салаватулина Л. Р. Решение ситуационных задач как средство формирования профессиональных компетенций будущих педагогов / Л. Р. Салаватулина // Вестник ЧГПУ 2018. №2. - URL: https://cyberiemnka.m/artide/n/resherne-situatsionnyh-zadach-kak-sredstvo-formirovaniya-professionalnyh-kompetentsiy-buduschih-pedagogov (дата обращения: 29.10.2019). - Текст : электронный.

11. Тюлюш М.К., Домур-оол Ч.Д. Проблемы становления и развития инклюзивного образования в республике Тыва / М. К. Тюлюш, Ч. Д. Домур-оол // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. - 2019. - №3 (51). URL: https://cyberleninka.

ru/article/n/problemy-stanovleniya-i-razvitiya-inklyuzivnogo-obrazovaniya-v-respublike-tyva (дата обращения: 31.10.2019). - Текст : электронный.

References

1. Avanesov V.S. Teoriya i metodika pedagogicheskikh izmereniy: lektsii [Theory and Methods of Pedagogical Measuring: lecture texts]. Available at: http://www.studmed.ru/docs/ document4772/cc1?page=2 (Accessed: 22.10.2019). (in Russian)

2. Akulova O.V. Konstruirovaiye situatsionnykh zadach dlya otsenki kompetentnostei uchashikhsya: uchebno-metodicheskoye posobiye dlya pedagogov shkol [Designing the situational tasks for the assessment of students's competencies: tutorial for school teachers]. Saint-Petersburg, KARO Publ., 2008. 96 p. (in Russian)

3. Babansky Yu.K. Optimizatsiya uchebno-vospitatelnogo protsessa [Optimization of Educational Process]. 4th edition. Moscow, LOGOS Publ., 2012. 192 p. (in Russian)

4. Shkitina N.S. Kommunikativno-partisipativny podkhod k protsessu sotsializatsii budushikh uchitelei [Communicative-participative approach to the socialization process of future teachers. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Chelyzbinsk, 15-16th October, 2012]. Chelyabinsk, Chelyabinsk State Pedagogical University Publ., 2012. pp. 137-140. (in Russian)

5. Veryovkina L.Ye. Organizatsiya raboty uchashikhsya pri reshenii situatsionnykh zadach [Organizing work of students in solution of situational tasks]. Obucheniye

i vospitaniye metodiki i praktika (Journal). 2014. No.13. Pp. 141-145. (in Russian)

6. Slastyonin V.A. Metodologicheskaya refleksiya v pedagogicheskom issledovanii [Metodological reflection in pedagogical research]. Pedagogicheskoye obrazovaniye i nauka. 2012. No.4. Pp. 28-32. (in Russian)

7. Lebedev O.Ye. Kompetentnosny podkhod v obrazovanii [Competitive approach in education]. School Technologies (Journal). 2014. No.5. Pp. 3-12. (in Russian)

8. Ovchenkova O.Yu. Iz opyta organizatsii setevogo vzaimodeistviya vuzov [Experience of organizing the network connectivity of higher educational institutions]. Udmurt University Journal. 2016. Vol.26. Iss.1. Pp. 93-104. (in Russian)

9. Salavatulina L.R. Resheniye situatsionnykh zadach kak sredstvo formirovaniya professionaFnykh kompetentsiy budushikh

pedagogov [Solution of situational tasks as a future teachers professional competencies formation tool]. Chelyabinsk State Pedagogical University Journal. 2018. No.2. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/reshenie-situatsionnyh-zadach-kak-sredstvo-formirovaniya-professionalnyh-kompetentsiy-buduschih-pedagogov(Accessed: 29.10.2019). (in Russian)

10. Tyulyush M.K., Domur-ool Ch.D. Problemy stanovleniya i razvitiya inklyuzivnogo obrazovaniya v respublike Tyva []. Tuvan State University Vestnik (Journal). Pedagogical Sciences. 2019. No.3 (51). Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/problemy-stanovleniya-i-razvitiya-inklyuzivnogo-obrazovaniya-v-respublike-tyva (Accessed: 31.10.2019). (in Russian)

Домур-оол Чойгана Дмитриевна, старший преподаватель кафедры информатики Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: dchoigana@mail.ru

Choigana D. Domur-ool, Senior Lecturer at the Department of Computer Science, Tuvan State University, Kyzyl, e-mail: dchoigana@mail.ru

Дата поступления статьи в редакцию 31.10 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.