Научная статья на тему 'Формы и методы организации знаково-контекстного обучения'

Формы и методы организации знаково-контекстного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1955
357
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЗНАКОВО-КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ВЫСШАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алейникова Алина Олеговна

Основной задачей психолого-педагогической науки является разработка таких систем обучения в высшей школе, которые не только способствуют получению студентами знаний, умений и навыков, а стимулируют развитие профессионально-значимых качеств, помогают определить профессиональную пригодность и, как следствие, подготавливают выпускника к жизни и продуктивной профессиональной деятельности в постоянно меняющемся мире. Одна из таких систем обучения это знаково-контекстное обучение, основные принципы которого разработаны доктором педагогических наук, профессором А.А.Вербицким.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы и методы организации знаково-контекстного обучения»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 378

Алейникова Алина Олеговна

Ассистент БГТУ г. Брянск, РФ E-mail: aoaleynikova@yandex.ru

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗНАКОВО-КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация

Основной задачей психолого-педагогической науки является разработка таких систем обучения в высшей школе, которые не только способствуют получению студентами знаний, умений и навыков, а стимулируют развитие профессионально-значимых качеств, помогают определить профессиональную пригодность и, как следствие, подготавливают выпускника к жизни и продуктивной профессиональной деятельности в постоянно меняющемся мире. Одна из таких систем обучения - это знаково-контекстное обучение, основные принципы которого разработаны доктором педагогических наук, профессором А.А.Вербицким.

Ключевые слова

Знаково-контекстное обучение, формы обучения, высшая школа.

Знаково-контекстное обучение - это теория, разрабатываемая в течение последних тридцати лет в научно- педагогической школе А. А. Вербицкого (Е. В. Андреева, Н. А. Бакшаева, Н. В. Борисова, К. С. Гамбург, Т. Д. Дубовицкая, Н. В. Жукова, Л. М. Калугина, В. Н. Кругликов, О. Г. Ларионова, Ю. В. Маслова, Т. М. Сорокина, А. Б. Самсонова, Т. А. Тиханкина, О. А. Шевченко и др.). Знаково-контекстным, или, для простоты, контекстным обучением называется обучение, в котором с помощью всей системы дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста, а усвоение им абстрактных знаний как знаковых систем наложено на канву этой деятельности. Знаково-контекстное обучение ориентировано на профессиональную подготовку студентов и реализуется посредством системного использования профессионального контекста, постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности[1].

Концепция, разработанная А. А. Вербицким, основывается на следующих принципах: активности личности, проблемности, единства обучения и воспитания, последовательного моделирования в формах учебной деятельности содержания и условий профессиональной деятельности специалистов. Особое внимание обращается на реализацию постепенного, поэтапного перехода студентов к базовым формам деятельности более высокого ранга: от учебной деятельности академического типа к квазипрофессиональной деятельности и, потом, к учебно-профессиональной деятельности. Преподавание общеобразовательных дисциплин предлагается трактовать в контексте профессиональной деятельности, отходя в этом от академичного изложения научного знания[2].

Выделены три базовые формы деятельности студентов и множество промежуточных, переходных от одной базовой формы к другой. К базовым относятся: • учебная деятельность академического типа; • квазипрофессиональная деятельность; • учебно-профессиональная деятельность.

Основная форма организации учебных занятий в вузе - информационная лекция, однако студенты не занимают активной познавательной позиции в ходе классической лекции. В случае трансформации информационной лекции в проблемную лекцию, лекцию с запланированными ошибками, лекцию-визуализацию или лекцию-дискуссию намечаются предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности: моделируются действия специалистов, обсуждающих теоретические, противоречивые по своей сути вопросы и проблемы.

Квазипрофессиональная деятельность предполагает формирование в аудиторных условиях и на языке науки модели, включающей содержание, динамику и условия производства, отношения, складывающиеся

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х

между работающими людьми. Это возможно реализовать в ходе, например, деловой, имитационной, ролевой или дидактической игры, тренинга.

На этапе учебно-профессиональной деятельности завершается процесс трансформации учебной деятельности в профессиональную. Студенты выполняют реальные исследовательские (УИРС, НИРС, дипломная работа) или практические функции (производственная практика, стажировка). Оставаясь учебной, работа студентов оказывается по своим целям, содержанию, формам и технологиям фактически профессиональной деятельностью; ранее полученные знания выступают здесь ее ориентировочной основой.

В качестве промежуточных могут выступать любые формы, обеспечивающие поэтапную трансформацию одной базовой формы деятельности студентов в другую. Это проблемные лекции, семинары- дискуссии, групповые практические занятия, анализ конкретных производственных ситуаций, разного рода тренинги, спецкурсы, спецсеминары и т.п. Список использованной литературы:

1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991.

2. Вербицкий А.А. Контекстное обучение: понятие и содержание. // Эксперимент и инновации в школе.-2009. - №4.

© Алейникова А.О., 2016

УКД 37.01

Артемьева Лариса Борисовна

старший преподаватель, УрФУ г. Екатеринбург, РФ E-mail: larisa.artemeva.67@mail.ru Ашинова Диана Аслановна Студентка, VI курс, УрФУ г. Екатеринбург, РФ E-mail: ada4130@mail.ru

РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ПРОПАГАНДЫ ЗДОРОВОГО

ОБРАЗА ЖИЗНИ

Аннотация

В статье рассмотрено влияние рекламного сообщения на индивидуальное поведение человека в рамках современного информационного общества. Реклама обозначается как особый способ трансляции смыслов в рамках социальной коммуникации. Смыслы, постулируемые рекламой должны быть ценностно-ориентированы и носить социально-значимый характер, что показано на примере продвижения идеи здорового образа жизни в социальной рекламе.

Ключевые слова

Рекламная деятельность, информационное общество, социальная реклама, психическое здоровье, здоровый

образ жизни.

В современном информационном обществе реклама становится заметным явлением социальной жизни. Сегодня становится неоспоримым тот факт, что рекламное сообщение имеет колоссальное влияние на человека. Такие методы рекламного воздействия на сознание потребителя как повторяемость, аффективная составляющая, обилие убеждающих утвердительных фраз, красочность образов, служат в основном одной цели: стимулированию потребительского спроса на те товары или услуги, которые данная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.