Научная статья на тему 'Технология работы журналиста над интерактивными текстами'

Технология работы журналиста над интерактивными текстами Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1391
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / КОНТАКТ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / СОТВОРЧЕСТВО / ЖАНРООБРАЗУЮЩИЙ ПРИЗНАК / INTERACTIVITY / CONTACT / INTERACTIVE JOURNALISM / CO-CREATION / SIGN OF THE GENRE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Распопова Светлана Сергеевна

Выявляются особенности использования термина «интерактивность» применительно к жанрам СМИ. Рассматривается технология работы над интерактивными текстами, основу которой составляет контакт журналиста с представителями аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Technology of Journalist Work on the Interactive Texts

The article reveals the features of the term «interactivity» in relation to the genres of mass media. The technology of work on the interactive texts, where the basis is the contact of the journalist with the representatives of the audience is also considered in the article.

Текст научной работы на тему «Технология работы журналиста над интерактивными текстами»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 14 (305). Филология. Искусствоведение. Вып. 77. С. 140-142.

С. С. Распопова

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ЖУРНАЛИСТА НАД ИНТЕРАКТИВНЫМИ ТЕКСТАМИ

Выявляются особенности использования термина «интерактивность» применительно к жанрам СМИ. Рассматривается технология работы над интерактивными текстами, основу которой составляет контакт журналиста с представителями аудитории.

Ключевые слова: интерактивность, контакт, интерактивная журналистика, сотворчество, жанрообразующий признак.

Современная журналистика по своему характеру интерактивна. Речь идет об акте сотрудничества журналистов с представителями аудитории для создания информационного продукта. Отсюда значение термина «интерактивность» как «сотворчество». Данный термин применительно к обозначению отдельной жанровой группы ранее не использовался. Интерактивность традиционно рассматривалась как характеристика, прежде всего, сетевых СМИ. На это указывает М. В. Антропова в статье «Интернет-технологии в журналистике» [1]. Исследователь говорит о том, что многие интернет-ресурсы предоставляют пользователям возможность оставлять комментарии под информационным материалом, оценивать публикации, высказываться. В данной статье мы выйдем за рамки этого устоявшегося толкования интерактивности и рассмотрим данный термин применительно к жанровой специфике текстов.

В настоящее время в теории журналистики складывается представление об интерактивной журналистике как взаимодействии журналиста с представителями аудитории в ходе их продуктивной деятельности, где контакт является жанрообразующим признаком. В зависимости от характера этого контакта меняется и состав задач, которые должен решить журналист в ходе своей работы. Прежде чем говорить об этих задачах, охарактеризуем разновидности контактов, которые осуществляет журналист. Для этого условно разделим все тексты, принадлежащие к этой жанровой разновидности, на несколько групп. К первой группе отнесем материалы, основанные на опосредованном контакте. Это обзор писем и вопрос-ответ. Обзор писем передает оценки журналиста, возникающие у него при чтении писем. Текст несет информацию о ситуации контакта, которая объединяет авторов писем и журналиста в творческий коллектив, создающий общее про-

изведение. И журналист выступает здесь консолидирующей силой, от его усилий зависит качество информационного продукта. В обзоре писем контакт журналиста и представителей аудитории опосредован письмами, но это контакт. И он входит в структуру предмета отображения как ее существенный элемент. Есть в этой группе одна жанровая модель, которая в профессиональном обиходе называется «вопрос-ответ», в ее основе лежит опосредованный контакт. Фактически данный текст представляет собой связку читательского письма с конкретным вопросом и ответа на него, даваемого журналистом или привлеченным автором (экспертом в соответствующей области). Существование этих текстов друг без друга неправомочно: только вместе они обретают законченный смысл и предстают как единый материал. На журналиста при этом ложится роль организатора контактов между соавторами, но сам он чаще всего остается «за кадром».

Вторая группа текстов включает в себя отчеты, основанные на непосредственном пассивном контакте журналиста. Это контакт- наблюдение журналиста за публичным обменом суждениями в ходе собраний, заседаний, митингов. Пассивный характер контакта проявляется в том, что журналист чаще всего не вступает в вербальное общение с участниками мероприятия. Более того, нередко они и не предполагают, что включены в контакт, который получит отражение в прессе. Тем не менее это происходит, рождаются тексты, воспроизводящие произнесенные ими слова. Непроизвольно участники диалога оказываются соавторами журналиста.

Третья подгруппа интерактивных текстов возникает на базе ситуаций непосредственного активного контакта журналиста с партнерами по общению в форме диалога. Основными здесь являются три жанровых модели: лите-

ратурная запись, интервью и беседа. Литературная запись - жанр в известной степени парадоксальный. Материалы этой жанровой модели рождаются из контакта журналиста с человеком, которого он «открыл» и которого «вызвал» на монолог, - без такого контакта их просто бы не было. Однако документально свидетельствует об этом, как правило, одна строка, завершающая текст: «Литературная запись такого-то». Процесс общения - процесс профессиональной деятельности журналиста -в текст не выносится. Сам журналист остается «за кадром»: как режиссер спектакля «растворяется» в актерах, так и он «растворяется» в динамике монолога своего героя. Кажется, у монолога один автор - тот, от чьего имени он звучит. Но оба участника контакта, знают, что это не так. В интервью основной коммуникативной единицей является реплика, которая, соединяясь с другой репликой, образует единство. Основа этих материалов - диалог журналиста с партнером по общению, предусматривающий жесткое распределение ролей. Журналист - коммуникативный лидер стимулирует собеседника к поиску ответов. Беседа -всегда совместное размышление. Она предполагает более тесный и доверительный контакт, который требует от журналиста не только обстоятельной подготовки (нередко для этого привлекается целая команда помощников), но и особых личностных качеств. Чтобы беседа получилась интересной, ведущий сам должен быть хорошим собеседником - эрудированным, мыслящим, готовым к полемике, умеющим находить остроумные решения в ситуациях спора.

Тексты, которые мы относим к четвертой группе, основаны на ситуациях активного контакта журналиста с партнерами по общению в форме полилога, представляющего собой непосредственное или опосредованное информационное взаимодействие многих лиц. Контакт с большим числом лиц позволяет журналисту включить в предмет отображения материала существенный момент самоопределения общественного мнения. Это блиц-опрос и «круглый стол». Особенности блиц-опроса: журналист задает один и тот же вопрос большому числу респондентов. Ответы воспроизводятся в тексте, давая адресату возможность представить себе разброс мнений, существующих в обществе по той или иной проблеме. Контакт журналиста может быть непосредственным (собственно уличный опрос) иди опосредованным

(интернет-опрос), - суть дела не меняется: аудитория подключается с помощью такого текста к процессу самоопределения общественного мнения. «Круглый стол» тоже ориентирован на помощь самоопределению общественного мнения. В данном случае структура текста несет в себе не просто отдельные мнения по актуальной проблеме, - в ней запечатлено взаимодействие их субъектов. Мнения оглашаются, сопоставляются, поддерживаются, отрицаются - идет обсуждение, поиск консенсуса. Журналист выступает организатором этого процесса, поддерживая его полемический настрой и конструктивную направленность. Его контакт с участниками круглого стола оказывается зеркалом, в котором отражается механизм самоопределения общественного мнения.

Таким образом, мы выделили несколько видов контакта журналиста с представителями аудитории в ходе создания текстов интерактивной журналистики. Характер этих контактов определяет тактику профессионального поведения журналиста, а, следовательно, и технологию создания конкретной жанровой модели. Так, при подготовке обзора писем журналисту важно иметь навык работы с редакционной почтой. Письма вскрывают серьезные общественные проблемы, и журналист должен уметь увидеть и распознать их. При подготовке к блиц-опросу ему важно выбрать информационный повод, источником которого могут быть нормативные документы, статистические данные, различные обсуждения в Интернете и др. Готовясь к интервью необходимо познакомиться с имеющейся информацией о своем собеседнике, а при подготовке к круглому столу, заранее получить представления обо всех его участниках. Как видим, в зависимости от характера контакта меняется состав задач, которые должен решить журналист при организации взаимодействия с представителями аудиторией. На стадии осуществления контакта (там, где этот контакт непосредственный): интервью, беседа, блиц-опрос, круглый стол, полилог, ток-шоу - журналисту нужно освоить технологию активного слушания: задавать уточняющие вопросы, замечать особенности речи собеседника, подчеркивающие его индивидуальность. Организация контакта требует от журналиста также соблюдение профессионально-этические нормы. Причем, при каждом конкретном контакте журналиста с аудиторией (работе с редакционной почтой, беседа с одним или несколькими гостями и др.) регуля-

142

С. С. Распопова

торы поведения журналиста будут иметь свои особенности.

Сказанное выше позволяет нам сделать несколько выводов. Во-первых, в определении жанровой принадлежности применительно к рассмотренной группе текстов контакт журналиста с представителями аудитории является жанрообразующим признаком. Во-вторых, то обстоятельство, что интерактивные тексты представляют собой всегда акт сотворчества, ставит журналиста перед необходимостью соблюдения технологических и профессионально-этических норм, которые способствуют процессу сотрудничества.

Список литературы

1. Антропова, М. В. Интернет-технологии в журналистике // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2012. № 2. С. 82-86.

2. Бахтин, М. М. Проблема текста // Собр. соч. : в 7 т. Т. 5. М., 1997. 279 с.

3. Лазутина, Г. В. Жанры журналистского творчества / Г. В. Лазутина, С. С. Распопова. М., 2011. 319 с.

4. Лазутина, Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001. 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.